Психология семейной жизни
рабочая программа по психологии (11 класс) по теме
Программа по спецкурсу для учащихся 11 класса "Психология семейной жизни"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_psikhologiya.doc | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение Отдел народного образования администрации Тулунского МУНИЦИПАЛЬНОГО района Иркутской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Азейская средняя общеобразовательная школа"
УТВЕРЖДЕНО
Директор МОУ "Азейская средняя
общеобразовательная школа"
_______________ /Н.Н. Буянова/
«__» _____________ 2012 г.
программа
Психология
(спецкурс для учащихся 11 класса, 34 ч)
Автор рабочей программы,
учитель
__________ Серышева Е.В.
Азей 2012
Пояснительная записка
Программа отражает вполне самостоятельную, завершенную систему психологических знаний, достаточную для получения элементарного психологического образования, которое после общеобразовательной школы может быть продолжено в других учебных заведениях.
Программа не повторяет ни вузовских курсов психологии, ни тех, которые преподаются в средних специальных учебных заведениях. Однако, она согласуется со всеми курсами, обеспечивая их преемственность и взаимодополняемость.
Цели программы:
1. Формирование у школьников общего представления о том, что такое психология и чем она занимается;
2. Формирование представлений о том, какое значение психологические знания имеют в жизни, и какую пользу приносят людям;
3. Познание самих себя, человеческих взаимоотношений;
4. Овладение элементарными приемами психической саморегуляции, психологической помощи;
5. Подготовка к семейной жизни воспитанию детей.
В программу включены знания, жизненно необходимые для выпускников средней школы. Знания из различных направлений современной психологии: теоретической, экспериментальной и практической; а также из различных областей психологической науки: общей, дифференцированной, социальной, возрастной, педагогической.
Соответствующие сведения при изучении большинства тем программы сочетаются таким образом, чтобы элементарные теоретические представления школьники сразу же могли проверить экспериментально, испытать на практике.
Рассматриваемые в рамках данного курса темы сочетаются таким образом, что полученные учащимися теоретические знания проверяются экспериментально, на практике. С этой целью в данный курс были включены задания, посвященные самодиагностике, а так же элементы психологического тренинга, ролевые игры, анализ ситуаций, получение обратной связи.
Учащимся предлагается вести тетради. Первая половина конспекта обязательно отводится под запись основных определений и ключевых понятий по теме каждого урока. Вторая часть тетради используется для выполнения письменных заданий, таких как диагностические тесты, упражнения, практические работы.
В помещении, где проводятся занятия, необходимо как наличие парт, так и свободное пространство, позволяющее всем учащимся расположиться в кругу.
Программа рассчитана на 34 часа
Содержание курса
Семья – очень важное,
очень ответственное дело.
Семья приносит полноту жизни,
семья приносит счастье,
но каждая семья, в особенности в жизни
общества, является прежде всего
большим делом, имеющим
государственное значение.
Основная цель курса – вооружение юношей и девушек основами знаний о брачно – семейных отношениях; формирование у них идеала семьи, потребности в её создании, готовности к будущему вступлению в брак, умения правильно строить внутрисемейные отношения и растить будущих детей. Данный курс, представляет собой важное звено в системе воспитания семьянина, опираясь на идейное богатство, заложенное в содержании учебно – воспитательной работы школы.
Типовая программа курса включает следующие разделы:
- Личность. Общество. Семья.
В этом разделе внимание учащихся концентрируется на таких вопросах: «Что такое характер?», «Что я знаю о себе?», «Каким я кажусь другим людям?», «Какие недостатки вижу у себя?», «Есть ли у меня серьёзные интересы и увлечения?».
- Особенности межличностных отношений юношества.
Во втором разделе рассматриваются психологические особенности межличностных отношений юношества, нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек, понятия о мужественности и женственности, культуры общения.
- Брак и семья.
В третьем разделе раскрывается сущность понятия «готовность к браку», характеризует основные функции семьи, и в частности молодой семьи (особенности периода приспособления, создания гармонии в супружеских отношениях и т.д.)
- Основы семейных отношений.
В четвёртом разделе рассматриваются нравственные устои семьи, бюджет и хозяйство семьи, этика быта. Анализируются причины возникновения семейных конфликтов, разводов.
- Семья и дети.
Заключительная часть курса посвящена проблеме «Семья и дети». Его задача – показать, содержание и методы воспитания детей в семье, важность дружеских, тёплых взаимоотношений между её членами, особенности и трудности семейного воспитания, типичные ошибки и пути их устранения
В нашей стране уделяется большое внимание семье. “Семья находится под защитой государства”. Современные брачно-семейные отношения требуют того, чтобы у мужа и жены был высокий уровень нравственно-этической и психолого-педагогической культуры брака. Важно помочь подрастающему поколению в успешном развитии личностных качеств, умения разбираться в собственных качествах и качествах других людей. Вот поэтому подготовке подрастающего поколения к семейной жизни надо уделять самое пристальное внимание. Такая подготовка содержит следующие аспекты: обще-социальный, этический, правовой, психологический, педагогический, эстетический, хозяйственно-экономический.
Семья – очень важное, ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, счастье. И цель нашего общества – счастье людей, и одним из его важнейших слагаемых является здоровая, крепкая семья, ведь именно она растит и воспитывает новое поколение. Следовательно, государство должно ещё больше внимания уделять заботе о семье: повышение реальных доходов, социальных пособий и льгот, жилищная обеспеченность и т.д.
Итак, семейная жизнь требует от человека очень разных знаний и умений, а также навыков, которые формируются в повседневной жизни, начиная ещё с родительской семьи.
Являясь ячейкой общества, семья отражает его идейно-политические и нравственные устои. В ряду духовных ценностей семьи важнейшее место занимают именно ценности идейные.
Семья – важнейшая школа нравов, здесь человек делает первые шаги по пути морально-политического становления личности.
Активная общественная направленность деятельности отца и матери находят отражение в образе жизни семьи. У таких родителей вырастают идейно убеждённые дети.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА
РАЗДЕЛ 1. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО. СЕМЬЯ
- Что такое личность
- Личность и самовоспитание
- Взаимодействие личности с семьей
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЮНОШЕСТВА
- Психология межличностных отношений
- Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек
- Товарищество и дружба
- Любовь как высшее человеческое чувство
- Культура поведения влюблённых
РАЗДЕЛ 3. БРАК И СЕМЬЯ
- Что такое готовность к браку
- Семья и её функции
- Особенности молодой семьи
РАЗДЕЛ 4. ОСНОВЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
- Идейные устои семьи
- Нравственные основы семьи
- Психологический климат семьи
- Трудовая атмосфера и хозяйство семьи
- Бюджет семьи
- Эстетика быта
- Последствия нарушений семейных отношений
РАЗДЕЛ 5. СЕМЬЯ И ДЕТИ
- Воспитание детей в семье
- Мать и отец – первые воспитатели
- Ребёнок в молодой семье
Критерии оценивания
Возможность промежуточной и итоговой оценки знаний учащихся по занятиям данного курса представляется достаточно спорным вопросом. Свободный обмен мнениями, активное участие в обсуждениях, заявление собственной позиции предполагает отсутствие «оглядки» со стороны школьников на плохую оценку. В случае ответов учащихся на проблемные вопросы, высказываний во время обсуждений, выполнения тестов и упражнений применение системы оценок нецелесообразно. Преподаватель может отметить активность учащихся, оригинальность их ответов, высказать восхищение или недоумение в форме «Я - высказывания».
Однако оценка — это привычная форма поощрения школьников, без которой обучение для них теряет смысл. И с этим приходится считаться, выставляя, прежде всего, «пятерки» за сам факт выполнения самостоятельных или практических работ, так как оценить в баллах их содержание (размышления, рассуждения) по-другому, не представляется возможным. Контроль знаний с применением формализованной оценки проводится по окончании изучения тем в форме контрольных работ.
№ Урока | дата | Название темы | Вид деятельности | часы | оборудование |
ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО. СЕМЬЯ – 5 часов Цель:
| |||||
1 | «Этот удивительный учебный предмет» | Введение в предмет «Психология семьи» | 1 | Тетради, письменные принадлежности | |
2 | «Кто есть кто?» | Размышление над понятием: Что такое счастье? Дать определение. | 1 | Работа с тетрадью | |
3 | «Что такое личность?» | Дать учащимся представление о личности в целом раскрыть сущность основных понятий. | 1 | Работа с тетрадью, записи с занятий прошлого года. | |
4 | «Личность и самовоспитание» | Показать роль самовоспитания во всестороннем развитии личности, дать представление о понятии «воспитанный человек» и возможных путях самовоспитания. | 1 | Тетради, письменные принадлежности записи с занятий прошлого года, повторение | |
5 | «Взаимодействие личности с семьёй и обществом» | Показать влияние общества на всестороннее развитие человека, раскрыть сущность взаимоотношений с семьёй. | 1 | Тетради, письменные принадлежности | |
ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЮНОШЕСТВА – 7 часов Цель:
| |||||
6 | «Психология межличностных отношений» | Показать роль и значение общения в жизни людей, дать основные сведения о психологии общения, способствовать формированию умения строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. | 1 | «Методы исследования истории семьи: геннограмма, «Линия времени», интервью» | |
7 | «Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек» | Раскрытие понятий «мужественности» и «женственности», охарактеризовать ложные представления об этих понятиях показать роль самовоспитания в приобретении лучших черт мужского и женского характера. | 1 | Тетради, письменные принадлежности | |
8 | «Товарищество и дружба» | Раскрыть сущность товарищества и дружбы как человеческих потребностей, показать особенности юношеской дружбы. | 1 | Тетради, письменные принадлежности | |
9 | «Любовь, как высшее человеческое чувство» | Раскрыть личностную и социальную значимость любви как высшего человеческого чувства, охарактеризовать основные черты подлинной любви | 1 | Упражнения Тетради, письменные принадлежности | |
10 | «Первая любовь» | Определение – размышление что такое «первая любовь» | 1 | Работа с тетрадью | |
11 | «Культура поведения влюблённых» | Охарактеризовать нравственную сущность культуры поведения влюблённых. | 1 | Работа с тетрадью | |
12 | «Мы выбираем – нас выбирают» | Урок – беседа о том, как молодые подходят к серьезному шагу в жизнь – создание семьи. | 1 | Тест «Совместимость брачных партнеров» | |
БРАК И СЕМЬЯ – 3 часа Цель:
| |||||
13 | «Что такое готовность к браку» | Дать учащимся представление о браке, нравственно – эстетических основах вступления в брак, написать сочинение размышление. | 1 | Тетрадь, письменные принадлежности | |
14 | «Молодожёны» | Размышление о том, как «молодые» входят в самостоятельную, но все -же совместную жизнь, какие здесь возникают проблемы. | 1 | Работа с тетрадью | |
15 | «Особенности молодой семьи» | Охарактеризовать основные периоды жизни семьи, показать психологические особенности каждого из них, способствовать выработке правильности построить взаимоотношение в семье.
| 1 | социограмма, рисунок семьи, структурный тест Геринга «FAST» | |
ОСНОВЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ – 10 часов Цель:
| |||||
16 | «Идейные устои семьи» | Дать представление об идейных устоях семьи, способствовать развитию интереса к обогащению лучших традиций семьи. | 1 | Упражнения Тетради, письменные принадлежности | |
17 | «Нравственные основы семьи» | Показать единство интересов семьи и общества, способствовать формированию идеала высоконравственных семейных отношений. | 1 | Работа с тетрадью | |
18 | «Психологический климат семьи» | Дать учащимся представление о сущности психологического климата, об основных факторах влияющих на формирование психологического климата в семье. | 1 | Лабораторная работа «Техники семейной терапии» | |
19 | «Трудовая атмосфера и хозяйство семьи» | Раскрыть значение труда, как основы семейной жизни её материального и духовного благополучия, дать представление о распределении трудовых обязанностей в семье. | 1 | Тетради, письменные принадлежности | |
20 | «Бюджет семьи» | Дать представление о семейном бюджете, его планировании, о распределении обязанностей в семье, овладеть необходимыми экономическими навыками. Способствовать формированию умения распоряжаться деньгами. | 1 | Работа с тетрадью распечатка текста | |
21 | «Потребности естественные и искусственные» | Умение различать потребности «естественные» и «искусственные» и умение оценить и отказаться от того, что не так важно. | 1 | Работа с тетрадью | |
22 | «Доходы и расходы» | Научить учащихся правильно вести семейное дело, распределять семейный бюджет. | 1 | Тетради, письменные принадлежности | |
23 | «Эстетика быта» | Дать представление об эстетической культуре семьи, неразрывном единстве этики и эстетики быта. | 1 | Дополнительная литература по этикету, Тетради, письменные принадлежности | |
24 | «Последствия нарушения семейных отношений» | Охарактеризовать основные причины, вызывающие нарушение семейных отношений. | 1 | Дополнительная литература к данному уроку. Тетради, письменные принадлежности | |
25 | «Развод по - человечески» | Раскрыть сложность и неоднозначность развода, показать последствия развода и других нарушений семейных отношений. | 1 | Работа с тетрадью | |
СЕМЬЯ И ДЕТИ – 9 часов Цель:
| |||||
26 | Воспитание детей в семье» | Показать заботу государства о детях, об охране материнства, дать представление о незаменимости воздействия семьи на развитие и воспитание детей, раскрыть типичные ошибки семейного воспитания и пути их устранения. | 1 | ||
27 | «Маленькие пришельцы» | Размышление учащихся о том, когда появляются в семье дети, что происходит, как вести себя? | 1 | Работа с тетрадью, распечатка этапов развития детей. | |
28 | «Тайны материнства» | Дать представление о материнстве. | 1 | Работа с тетрадью | |
29 | «Отцовская рука» | Роль отца в воспитании детей. Все за и против. | 1 | ||
30 | «Семь «Я» - много или мало ?» | Отношение к братьям и сестрам старших детей, о возможности и желании их иметь, их отношение друг к другу. | 1 | Тетради, письменные принадлежности | |
31 | «Мать и отец – первые воспитатели» | Раскрыть сущность материнства и отцовства как высших ценностей. Дать представление об особых функциях матери как воспитательницы, о своеобразии влияния отца на детей | 1 | Тетради, письменные принадлежности | |
32 | «Ребёнок в молодой семье» | Раскрыть сущность благоприятных условий для воспитания ребенка в молодой семье, познакомить учащихся с особенностями развития ребёнка первого года жизни. | 1 | Работа с тетрадью | |
33 | «Новые родственники» | Познакомить учащихся с «новыми» родственниками новоиспечённых супругов, об их отношениях друг к другу. | 1 | Тетради, письменные принадлежности | |
34 | «Бабушки и дедушки» | Рассказать о влиянии старшего поколения на семейную жизнь «молодожёнов», о воспитании подрастающего поколения. Все за и против. Написать сочинение - размышление на данную тему | 1 |
Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся
Знания умения и навыки учащихся
По итогам прохождения программы, мы рассчитываем получить следующий уровень развития учащихся:
1. Общекультурная компетентность - уровень психологической образованности, достаточный для самообразования в области психологии, ориентации в ее понятийном пространстве, определение своих позиций, умения принимать правильные решения в любой сложной жизненной ситуации.
2. Методологическая компетентность - предполагает овладение методами исследовательской деятельности, формирование знаний о концепциях, определяющих современное развитие психологии, изучение теоретических работ ведущих психологов прошлого и современности.
В соответствии с ожидаемым уровнем образованности учащихся и строится определенная логическая последовательность освоения предмета, даются определенные психологические знания.
Учащиеся должны овладеть:
- способами сбора фактического материала / сравнительным, комплексным/;
- методом наблюдения;
- методом эксперимента;
Список литературы
Адлер Г. Технологии НЛП. СПб., 2001.
Ананьев В. А. Легальные и нелегальные наркотики. СПб., 2000.
Атоян А. Д. Конфликтология (конспект лекций). М., 2005.
Владер Ю. М. Психология. 10-11 класс. СПб., 1999.
Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. М., 2005.
Грецов А. Г. «Этика и исихология семейной жизни» СПб., 2005.
Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология: Словарь - справочник.
Минск, 1998.
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
Иванова Е. Н. СемьЯ. СПб., 1997.
Кадол Ф.Б. Воспитание чести и достоинства старшеклассников. Минск, 1998.
Касаткин С. Техника обратной связи. СПб., 2002.
Лисовская Н. Б. Психологическое сопровождение профессиональной карьеры. СПб., 2004.
Материалы семинаров Шевцовой И. В. «Психолог как
продавец собственных услуг» и «Коррекция родительских отношений». ИПП «Иматон».
Немов Р. С. Общая психология. М., 2003.
Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб., 1999.
Пиз А. Язык телодвижений. М., 2002.
Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 2000.
Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Речь, 2000.
Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 2000.
Психология. 7 класс / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 2002.
Психология / Под ред. А. А. Крылова. М., 2000.
Рогов Е. И. Как стать взрослым. М., 2003.
Руднева В. М. Настраивайтесь и побеждайте. СПб., 2004.
Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. М., 2005.
Самоукина И. В. Психология профессиональной деятельности. СПб., 2003.
Сарган Г. Н. Тренинг самостоятельности у детей. М., 1999.
Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности. СПб.: Речь, 2004.
Соломин И. Л., Бендюков М. А. Как стать профессионалом. СПб., 1998.
Степанов С. Язык внешности. М., 2003.
Стратегии жизни в современных условиях / Под ред. И. П. Михайлова. СПб., 2004.
Тренинг развития жизненных целей: Программа психологического содержания социальной адаптации / Под ред. Е. Г.Трошихиной. СПб.: Речь, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Этика и психология семейной жизни"
Данная рабочая программа по кусу "Этика и психология семейной жизни" составлена для обучающихся с ОВЗ 10 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида составлена с ...
Рабочие программы по курсу "Этика и психология семейной жизни" для 10-11 классов школы VIII вида
Рабочие программы предназначены для обучающихся школы VIII 10-11 классов...
Элективный курс"Этика и психология семейной жизни"
Курс "Этика и психология семейной жизни" обеспечивет духовно-нравственное образование и воспитание школьников старших классов....
Рабочая программа "Этика и психология семейной жизни" 10-11 класс коррекционной школы 8 вида
Данная программа рецензирована ККИДППО Краснодарского края г. Краснодара....
Адаптивная программа курса "Этика и психология семейной жизни" для учащихся 8-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7
Данная программа направлена на формирование у подростков с нарушением интеллекта представлений о семье и ее значении в жизни человека....
Презентация на тему "Кризисы семейной жизни" (урок для старшеклассников в рамках курса "Основы психологии семейной жизни")
Понятие "кризиса семейной жизни"Признаки (симптомы) кризисаОсновные кризисы и выходы из них...
"Азбука семейной жизни". Программа для молодёжи по этике и психологии семейной жизни.
Для оказания психолого-педагогической поддержки молодым людям в ситуации семейного самоопределения, расширения жизненной перспективы личности учащихся, оказания помощи в построении жизненных планов и ...