Тренинговое занятие "Я и мои проблемы"
методическая разработка по психологии

Коваль Елена Валерьевна

Занятие для подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ya_i_moi_problemy.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Я И МОИ ПРОБЛЕМЫ»

Занятие для подростков

        Цель: осознание своих сильных и слабых сторон, положительных и негативных качеств; обучение распознаванию своих проблем и нахождению способов их решений, преодолению трудностей, мешающих полноценному самовыражению.

Материалы: бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры, мелки и т.п., ручки, листы бумаги, воздушные шарики по количеству участников.

  1. Приветствие Подростки сидят в кругу. Каждый по очереди говорит соседу справа: «Слава богу, ты пришел, потому что…» - и объясняет причину своей радости.
  2. Разминка. Упражнение «Посылка»

Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее и вернуться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (различное количество или виды движений).

  1.  Информационный блок

Когда, мы страдаем от проблемы (травмирующей ситуации), мы обычно смотрим на нее как на врага, на несчастье, которое приносит только горе и разочарование.

Однако позже мы иногда в состоянии увидеть, что проблема, помимо немалых страданий, одновременно в чем-то помогла нам. Проблемы могут быть нам полезны, облегчая разрешение других проблем или уча чему-то ценному, чего бы мы иначе не узнали.

  • Существует поговорка: «Нет худа без добра». Применимо ли это в какой-то мере к вашей жизни, проблеме?
  • Многие думают что проблемы и страдания не напрасны. А что думаете вы?
  • Возможно, проблема (ситуация) научила вас чему-то важному, заставила задуматься о жизни, о себе или других людях. Что это было в вашем случае?
  • Иногда невозможно сразу понять, чему человека научили проблемы, это происходит значительно позже. Представим себе, что через несколько ле г мы встретимся и я задам вам этот вопрос. Как вы думаете, что бы вы ответили?
  • Представим себе, что в один прекрасный день, когда у вас будут дети и внуки, вы захотите научить их чему-то важному, чему научили в свое время вас эти самые проблемы. О чем бы вы им сказали?
  1. Упражнение «Преодоление». 

        Ведущий: «Жизнь – это борьба. Эту формулу вы, безусловно слышали много раз. С ней можно не соглашаться, спорить. Действительно, лучше жить в мире и согласии с собой и окружающими. Но жизнь часто ставит перед нами серьезные проблемы, создает препятствия, которые нужно преодолевать. Именно это в значительной мере стимулирует рост и развитие личности.

        Вспомните о тех препятствиях, которые вам пришлось преодолевать за последнее время. После этого найдите то общее, что помогло вам преодолевать эти трудности.

        А теперь мы выслушаем всех и особое внимание уделим способам преодоления препятствий. Мы составим общий перечень и назовем его «Преодоление». У каждого из вас в трудную минуту будет под рукой наш общий опыт успешного преодоления трудностей».

  1. Упражнение  «Мои драконы»

        Ведущий: Все мы читали сказки, легенды о смелом воине, убивающем дракона или Змея Горыныча. Помните, как было страшно, когда богатырь отрубал у дракона одну голову, а на ее месте тут же вырастала другая? И, казалось, этому не будет конца. Дракон (он же Змей Горыныч) непобедим. Но слетала еще одна голова и еще. И вдруг оказывалось, что дракон обезглавлен, побежден. Говоря современным языком, количество запасных голов было ограничено.

        У каждого из нас есть свой дракон. Он появляется как маленький, почти безобидный дракоша, но, если его вовремя не уничтожить, он может вырасти и стать опасным для самого человека и всех его близких. Почти каждый из нас в один прекрасный момент решает убить своего дракона. Но у того на месте отрубленной головы вырастает другая, потом третья. И мы часто отступаем. Не боремся с драконом, а приручаем его или стараемся «поселить» его как-нибудь так, чтобы его никто не заметил. И тогда остается только удивляться: почему из скромного, тихого дома вдруг вырываются клубы пламени и время от времени вдруг слышится рык дикого зверя, а иногда даже вдруг качается земля. Самое обидное, что, занятые своим драконом, мы не можем и не успеваем сделать больше ничего.

        Поэтому лучше всего воевать с драконом, пока он еще мал и пока у вас самого еще достаточно сил. Самое главное – помнить, что количество голов у него не беспредельно и его можно победить.

        Участникам предлагается нарисовать своего «дракона» и назвать его в целом и каждую голову в отдельности.

        Сочинение сказки или истории о том, как они победят своих драконов. История может быть изображена в виде комикса, представлена в виде рассказа или сценария к фильму. Желающие могут объединиться в группы и придумать общую историю, но драконов, и героев должно быть столько же, сколько участников.

  1. Упражнение  «Герб»

Ведущий раздает каждому участнику фломастер и лист бумаги с просьбой разделить его на четыре части, внося в каждую из них определенную информацию:

  • в верхнем левом углу напишите свое имя, затем нарисуйте, как вы себя представляете или с чем ассоциируете;
  • в правом верхнем углу нарисуйте то, чем или кем вы гордитесь;
  • в левом нижнем углу нарисуйте какой-либо секрет о себе; это может быть информация, о которой никто из присутствующих не знает;
  • в правом нижнем углу нарисуйте самую большую ценность для вас.

1. Имя.

Как я себя представляю или с чем ассоциируюсь

2. Чем или кем я горжусь

3. Мой секрет

4. Что я ценю

Ведущий заполняет свой герб вместе со всеми участниками. Содержание отдельных клеток таблицы можно изменить в зависимое ™ от тематики курса.

Когда участники закончат, ведущий просит их встать и походить по аудитории в течение 5 минут, представляя свой «герб» и знакомясь с «гербами» как можно большего количества участников группы. Затем «гербы» вывешиваются на стену (ведущий следит за тем, чтобы они были прикреплены на одном уровне).

  1. Упражнение  «Диалог со своим мозгом»

В игре участвуют 5 человек (все вместе составляют «мозг»):

  • тот, кто называет проблему,
  • тот, кто предупреждает, что будет сейчас,
  • тот, кто предупреждает, что будет через неделю,
  • тот, кто предупреждает, что будет через месяц,
  • тот, кто предупреждает, что будет в конце жизни.

Называется проблема, например: «Я хочу подарить цветы девушке».

Мозг отвечает:

  • «Если ты подаришь цветы, то сейчас...»
  • «Если ты подаришь цветы, то через неделю...»
  • «Если ты подаришь цветы", то через месяц...»
  • «Если ты подаришь цветы, то в конце жизни...»

Игра повторяется с другими участниками и другими проблемами («Я хочу начать курить», «Я им отомщу» и др.).

После обсуждения проблемы нужно либо отказаться от какого-то решения, либо утвердиться в нем.

Схема решения проблемы

После этой игры и наших рассуждений можно выделить следующие этапы решения проблемы:

  • постановка проблемы;
  • обдумывание, что будет после принятия того или иного решения (через неделю, через месяц, в зрелые годы, в конце жизни);
  • выбор приемлемого варианта;
  • применение выбранного варианта.
  1. Упражнение «Воздушный шарик»

Каждый участник берет воздушный шарик и надувает его, представляя, что он мысленно обдумывает решение своей проблемы. Затем он фломастером пишет на своем шарике то, что его волнует, и протыкает шарик — проблема лопнула.

Это упражнение можно проделывать и мысленно.

  1. Упражнение  «Шаги к успеху»

Инструкция. «На левой стороне листа нарисуй лестницу. На каждой ступеньке напиши действие, которое приведет тебя к успеху (на вершину лестницы).

Если твоя цель—реферат по физике, тогда пять шагов могут быть такими: выбор темы; составление списка необходимой литературы; составление плана; написание работы по плану; редактирование окончательного варианта.

Закрой глаза и представь себе каждый шаг. Ты видишь слова и образы, которые им соответствуют, например «пишу за столом». Не открывай глаза, пока отчетливо не увидишь каждый шаг.

Составь список всего, что тебе мешает. Например, мысли о телевизоре или о чьих-нибудь неприятных словах. Глубоко вдохни и выдохни — отвлекающие мысли исчезли, у тебя появились идеи о реферате, запиши их».

  1. Рефлексия

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие "Умей сказать нет"

Данное занятие поможет подросткам научиться правильно отказывать от табачных изделий, спиртных напитков и наркотиков, а так же научиться саморегуляции настроения....

Презентация к тренинговому занятию "Умей сказать нет"

Данная презентация подготовлена к тренинговому занятию "Умей сказать нет"...

Занятие в тренинговом режиме "Быть уверенным - это здорово!"

Занятие в тренинговом режиме -  необычный урок. Это выражается уже в том, что учащиеся сидят не за партами, а в круге. И проходить  работа будет необычно и интересно: в виде игр, ...

Тренинговые занятия на преодоление тревожности у старших подростков.подростков.

цель работы является преодоление тревожности подростков в наше время....

Программа тренинговых занятий для учащихся 9,11 классов "Формула успеха". Психологическая подготовка к экзаменам.

Важным компонентом психологической подготовки выпускников к ГИА, ЕГЭ является фронтальная подготовка детей к экзамену. Оптимальной формой фронтальной психологи...

Тема: Глобальные проблемы человечества. Проблема здоровья и долголетия. Проблема суицида.

Урок географии  по теме “Глобальные проблемы человечества” проводился в 11 классе естественно-математического профиляВ соответствии с учебным планом изучение географии в профильном классе, ...

авторская разработка тренингового занятия по проблеме здоровьесбережения в инклюзии

Данная разработка представляет собой пример проведения занятия с элементами психогимнастики, арт - терапии, релаксации. направленными на достижение психологического комфорта на урочной и внеурочной де...