Тренинговое занятие "Я и мои проблемы"
методическая разработка по психологии
Предварительный просмотр:
«Я И МОИ ПРОБЛЕМЫ»
Занятие для подростков
Цель: осознание своих сильных и слабых сторон, положительных и негативных качеств; обучение распознаванию своих проблем и нахождению способов их решений, преодолению трудностей, мешающих полноценному самовыражению.
Материалы: бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры, мелки и т.п., ручки, листы бумаги, воздушные шарики по количеству участников.
- Приветствие Подростки сидят в кругу. Каждый по очереди говорит соседу справа: «Слава богу, ты пришел, потому что…» - и объясняет причину своей радости.
- Разминка. Упражнение «Посылка»
Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее и вернуться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (различное количество или виды движений).
- Информационный блок
Когда, мы страдаем от проблемы (травмирующей ситуации), мы обычно смотрим на нее как на врага, на несчастье, которое приносит только горе и разочарование.
Однако позже мы иногда в состоянии увидеть, что проблема, помимо немалых страданий, одновременно в чем-то помогла нам. Проблемы могут быть нам полезны, облегчая разрешение других проблем или уча чему-то ценному, чего бы мы иначе не узнали.
- Существует поговорка: «Нет худа без добра». Применимо ли это в какой-то мере к вашей жизни, проблеме?
- Многие думают что проблемы и страдания не напрасны. А что думаете вы?
- Возможно, проблема (ситуация) научила вас чему-то важному, заставила задуматься о жизни, о себе или других людях. Что это было в вашем случае?
- Иногда невозможно сразу понять, чему человека научили проблемы, это происходит значительно позже. Представим себе, что через несколько ле г мы встретимся и я задам вам этот вопрос. Как вы думаете, что бы вы ответили?
- Представим себе, что в один прекрасный день, когда у вас будут дети и внуки, вы захотите научить их чему-то важному, чему научили в свое время вас эти самые проблемы. О чем бы вы им сказали?
- Упражнение «Преодоление».
Ведущий: «Жизнь – это борьба. Эту формулу вы, безусловно слышали много раз. С ней можно не соглашаться, спорить. Действительно, лучше жить в мире и согласии с собой и окружающими. Но жизнь часто ставит перед нами серьезные проблемы, создает препятствия, которые нужно преодолевать. Именно это в значительной мере стимулирует рост и развитие личности.
Вспомните о тех препятствиях, которые вам пришлось преодолевать за последнее время. После этого найдите то общее, что помогло вам преодолевать эти трудности.
А теперь мы выслушаем всех и особое внимание уделим способам преодоления препятствий. Мы составим общий перечень и назовем его «Преодоление». У каждого из вас в трудную минуту будет под рукой наш общий опыт успешного преодоления трудностей».
- Упражнение «Мои драконы»
Ведущий: Все мы читали сказки, легенды о смелом воине, убивающем дракона или Змея Горыныча. Помните, как было страшно, когда богатырь отрубал у дракона одну голову, а на ее месте тут же вырастала другая? И, казалось, этому не будет конца. Дракон (он же Змей Горыныч) непобедим. Но слетала еще одна голова и еще. И вдруг оказывалось, что дракон обезглавлен, побежден. Говоря современным языком, количество запасных голов было ограничено.
У каждого из нас есть свой дракон. Он появляется как маленький, почти безобидный дракоша, но, если его вовремя не уничтожить, он может вырасти и стать опасным для самого человека и всех его близких. Почти каждый из нас в один прекрасный момент решает убить своего дракона. Но у того на месте отрубленной головы вырастает другая, потом третья. И мы часто отступаем. Не боремся с драконом, а приручаем его или стараемся «поселить» его как-нибудь так, чтобы его никто не заметил. И тогда остается только удивляться: почему из скромного, тихого дома вдруг вырываются клубы пламени и время от времени вдруг слышится рык дикого зверя, а иногда даже вдруг качается земля. Самое обидное, что, занятые своим драконом, мы не можем и не успеваем сделать больше ничего.
Поэтому лучше всего воевать с драконом, пока он еще мал и пока у вас самого еще достаточно сил. Самое главное – помнить, что количество голов у него не беспредельно и его можно победить.
Участникам предлагается нарисовать своего «дракона» и назвать его в целом и каждую голову в отдельности.
Сочинение сказки или истории о том, как они победят своих драконов. История может быть изображена в виде комикса, представлена в виде рассказа или сценария к фильму. Желающие могут объединиться в группы и придумать общую историю, но драконов, и героев должно быть столько же, сколько участников.
- Упражнение «Герб»
Ведущий раздает каждому участнику фломастер и лист бумаги с просьбой разделить его на четыре части, внося в каждую из них определенную информацию:
- в верхнем левом углу напишите свое имя, затем нарисуйте, как вы себя представляете или с чем ассоциируете;
- в правом верхнем углу нарисуйте то, чем или кем вы гордитесь;
- в левом нижнем углу нарисуйте какой-либо секрет о себе; это может быть информация, о которой никто из присутствующих не знает;
- в правом нижнем углу нарисуйте самую большую ценность для вас.
1. Имя. Как я себя представляю или с чем ассоциируюсь | 2. Чем или кем я горжусь |
3. Мой секрет | 4. Что я ценю |
Ведущий заполняет свой герб вместе со всеми участниками. Содержание отдельных клеток таблицы можно изменить в зависимое ™ от тематики курса.
Когда участники закончат, ведущий просит их встать и походить по аудитории в течение 5 минут, представляя свой «герб» и знакомясь с «гербами» как можно большего количества участников группы. Затем «гербы» вывешиваются на стену (ведущий следит за тем, чтобы они были прикреплены на одном уровне).
- Упражнение «Диалог со своим мозгом»
В игре участвуют 5 человек (все вместе составляют «мозг»):
- тот, кто называет проблему,
- тот, кто предупреждает, что будет сейчас,
- тот, кто предупреждает, что будет через неделю,
- тот, кто предупреждает, что будет через месяц,
- тот, кто предупреждает, что будет в конце жизни.
Называется проблема, например: «Я хочу подарить цветы девушке».
Мозг отвечает:
- «Если ты подаришь цветы, то сейчас...»
- «Если ты подаришь цветы, то через неделю...»
- «Если ты подаришь цветы", то через месяц...»
- «Если ты подаришь цветы, то в конце жизни...»
Игра повторяется с другими участниками и другими проблемами («Я хочу начать курить», «Я им отомщу» и др.).
После обсуждения проблемы нужно либо отказаться от какого-то решения, либо утвердиться в нем.
Схема решения проблемы
После этой игры и наших рассуждений можно выделить следующие этапы решения проблемы:
- постановка проблемы;
- обдумывание, что будет после принятия того или иного решения (через неделю, через месяц, в зрелые годы, в конце жизни);
- выбор приемлемого варианта;
- применение выбранного варианта.
- Упражнение «Воздушный шарик»
Каждый участник берет воздушный шарик и надувает его, представляя, что он мысленно обдумывает решение своей проблемы. Затем он фломастером пишет на своем шарике то, что его волнует, и протыкает шарик — проблема лопнула.
Это упражнение можно проделывать и мысленно.
- Упражнение «Шаги к успеху»
Инструкция. «На левой стороне листа нарисуй лестницу. На каждой ступеньке напиши действие, которое приведет тебя к успеху (на вершину лестницы).
Если твоя цель—реферат по физике, тогда пять шагов могут быть такими: выбор темы; составление списка необходимой литературы; составление плана; написание работы по плану; редактирование окончательного варианта.
Закрой глаза и представь себе каждый шаг. Ты видишь слова и образы, которые им соответствуют, например «пишу за столом». Не открывай глаза, пока отчетливо не увидишь каждый шаг.
Составь список всего, что тебе мешает. Например, мысли о телевизоре или о чьих-нибудь неприятных словах. Глубоко вдохни и выдохни — отвлекающие мысли исчезли, у тебя появились идеи о реферате, запиши их».
- Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинговое занятие "Умей сказать нет"
Данное занятие поможет подросткам научиться правильно отказывать от табачных изделий, спиртных напитков и наркотиков, а так же научиться саморегуляции настроения....
Презентация к тренинговому занятию "Умей сказать нет"
Данная презентация подготовлена к тренинговому занятию "Умей сказать нет"...
Занятие в тренинговом режиме "Быть уверенным - это здорово!"
Занятие в тренинговом режиме - необычный урок. Это выражается уже в том, что учащиеся сидят не за партами, а в круге. И проходить работа будет необычно и интересно: в виде игр, ...
Тренинговые занятия на преодоление тревожности у старших подростков.подростков.
цель работы является преодоление тревожности подростков в наше время....
Программа тренинговых занятий для учащихся 9,11 классов "Формула успеха". Психологическая подготовка к экзаменам.
Важным компонентом психологической подготовки выпускников к ГИА, ЕГЭ является фронтальная подготовка детей к экзамену. Оптимальной формой фронтальной психологи...
Тема: Глобальные проблемы человечества. Проблема здоровья и долголетия. Проблема суицида.
Урок географии по теме “Глобальные проблемы человечества” проводился в 11 классе естественно-математического профиляВ соответствии с учебным планом изучение географии в профильном классе, ...
авторская разработка тренингового занятия по проблеме здоровьесбережения в инклюзии
Данная разработка представляет собой пример проведения занятия с элементами психогимнастики, арт - терапии, релаксации. направленными на достижение психологического комфорта на урочной и внеурочной де...