Приёмы успешного запоминания для детей дошкольного возраста
консультация по психологии
В последнее время участились случаи жалоб родителей и педагогов на то, что некоторые дети с трудом запоминают тот или иной стихотворный текст. Попробуем разобраться с чем это связано.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приемы успешного запоминания | 17.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы успешного запоминания для детей дошкольного возраста
«Если …. Хотите, чтобы дитя усвоило что-нибудь прочно, то заставьте участвовать в этом усвоении как можно большее число нервов, заставьте участвовать зрение, показывая карту или картинку… Призовите к участию осязание, обоняние, вкус. При таком дружном содействии всех органов вы победите самую ленивую память».
К.Д. Ушинский
В последнее время участились случаи жалоб родителей и педагогов на то, что некоторые дети с трудом запоминают тот или иной стихотворный текст. Попробуем разобраться с чем это связано.
Являясь одной из самых сложных психических функций человека, память имеет разные виды и формы. К видам относятся наследственная и прижизненная. Первая в основном это инстинкты. Она почти не зависит от условий жизнедеятельности организма. Что касается прижизненной памяти, то это хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти.
Прижизненная память имеет, кроме того, свои структурные иерархии. Она делится на мгновенную, кратковременную, промежуточную и долговременную. На них подробно мы останавливаться не будем, отметив при этом, что пределов человеческой памяти практически не существует. Вот что говорит об этом Р.М. Грановская: «Объем долговременной памяти практически не ограничен, также не ограничено и время хранения информации в ней».
Следует заметить, что способность запоминать в первую очередь зависит не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушение в работе этих процессов сделают практически невозможным произвольное запоминание.
В основе памяти лежат ассоциации, или связи. В памяти человека соединяются явления и предметы, связанные в действительности. Запомнить что-то – значит запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. Ассоциация- это временная нервная связь.
В настоящее время существует много различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Ознакомимся с некоторыми такими приемами.
Мнемотехника. Особенность методики- применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, а для обозначения домашних - дом. Опора на визуальный образ важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Не связанные на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы.
Взрослый вместе с детьми воспроизводит текст с опорой на рисунки, затем читают хором, группами, по одному, по желанию.
Создание мысленного образа. (для детей старше 5 лет). Любой текст можно представить мысленными образами. Для примера возьмем стихотворение И.Михайлова:
В огороде чучело
Шляпу нахлобучило
Рукавами машет-
И как будто пляшет!
Это чучело – оно
Сторожить поставлено.
Взрослый читает первую строчку стихотворения, просит ребенка закрыть глаза и представить содержание этой строки в уме. При этом важно нарисовать картинку яркой, почувствовать, как к ней относишься: нравиться ее содержание или нет. Далее продолжается тоже самое с остальными строчками. Взрослый дает ребенку установку вспомнить стихотворение отталкиваясь от мысленных образов (с закрытыми глазами) и описать их своими словами. Далее ребенок прочитывает стихотворение вслух (если нужно образы подправляются или исправляется последовательность, в которой эти образы возникают).
Важно каждый раз обсуждать заучиваемое стихотворение, просить ребенка поделиться впечатлениями от самого текста.
Изображаем в действии. Доказано, что между речевой функцией и моторикой существует тесная связь. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста (так как образуются дополнительные ассоциации). Суть этого метода состоит в том, что к слову или строке подбираются движения, которые взрослый, а затем и ребенок самостоятельно выполняют по ходу чтения текста.
Домик
Дом мы строим
(Создать угол- «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом).
Выше, выше!
(Поднять руки вверх).
Есть окошки в нем и крыша.
(Создать угол- «крышу» пальцами обеих рук, большие пальцы соединить по прямой линии. Получиться треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом».
С малышами можно изображать потешки, песенки, при этом старшие дети придумывают движения совместно со взрослым.
«Игровые» стихи. Можно помочь ребенку запомнить стихотворение через игру- драматизацию с привлечением игрушек и различных игровых атрибутов. Сначала текст читает взрослый, а «играет» ребенок, потом наоборот.
Рисуем, лепим стихотворение. Для лучшего запоминания можно предложить ребенку нарисовать, (вылепить) то, о чем говориться в стихотворении. Затем нужно обсудить с ребенком все то, что он нарисовал (вылепил): цвет, форму, размеры предметов.
Музыка при заучивании стихотворений. Учеными доказано негромкое включение музыки, во время заучивания стихотворения, способствует более эффективному запоминанию. Особенно благотворное влияние на этот процесс оказывают произведения Моцарта- его пьесы навевают целебный альфа-ритм, который эффективен не только для успешного запоминания, но и при нарушениях сна, неврозах, тревожных состояниях.
Считаем стихи. Четкий ритм и отсутствие выразительности при чтении(главное достоинство считалки) очень привлекают детей. Суть заучивания –в многократности повторов, которые не утомляют детей, а доставляют радость.
Для малышей можно использовать маленькие считалки типа «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать!». При этом можно использовать музыкальные инструменты ( ложки, маракасы и т. п.).
Таким образом, все вышеперечисленные приемы направлены на улучшение качества и объема запоминаемого материала путем образования дополнительных ассоциаций.
Несколько слов о нейробике. Нейробика – это разминка для мозга, стимулирующая его работу. Например, можно предложить ребенку выполнять какие-нибудь привычные действия одеваться или ходить по квартире) с закрытыми глазами. Или чистить зубы левой рукой, если ребенок правша, и наоборот. Делая привычные вещи другим способом, мы заставляем работать клетки мозга, которые раньше не были задействованы в процессе. Это способствует укреплению памяти, и влияет на качество запоминания.
Продукты, которые улучшают память. От продуктов питания напрямую зависит ясность ума и концентрация внимания. Так, например, ученые считают, что рацион, насыщенный животными жирами, ухудшает работу мозга. Негативно складывается на работе мозга и увлечение сладкими газированными напитками. Чтобы помочь мозгу полноценно работать важно включать в детское меню больше свежих овощей и фруктов. Обязательно включать в рацион рыбу и оливковое масло- они богаты полиненасыщенными жирными кислотами омега-3. Важно ввести в рацион различные крупы, орехи, хлеб из муки грубого помола. Нужно соблюдать питьевой режим. Лучше употреблять чистую воду и свежие соки.
Подготовила: педагог-психолог О.А. Сатылбаева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-аналитическая справка по тематической проверке на тему «Создание условий для успешного формирования социально-бытовой адаптации детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью»
Информационно-аналитическая справка по тематической проверке на тему «Создание условий для успешного формирования социально-бытовой адаптации детей дошкольного возраста с интеллектуальной недост...
«Формирование мелкой моторики у детей дошкольного возраста как залог успешного обучения в школе»
Процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация дви...
"Некоторые приёмы работы по развитию представлений об антонимах, синонимах, многозначных словах у детей дошкольного возраста"
Данная консультация для педагогов содержит приемы работы по развитию словаря у детей дошкольного возраста....
«Социально-правовая поддержка детей дошкольного возраста в особой социальной ситуации развития как условие для успешной адаптации, позитивной социализации и последующей интеграции в общество»
В рамках Республиканского семинара "Комплексное взаимодействие специалистов по содействию социальной адаптации детей с ОВЗ в условиях интернатного учреждения", который был проведен на нашей базе, пред...
Консультация для педагогов:«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависи...
Использование приёмов мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста с ОНР.
консультация для родителей...
Взаимодействие в работе учителя-логопеда с инструктором по физической культуре как условие успешного развития детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Подобраны речедвигательные игры для детейс ТНР 5 - 6 лет, в которых можно закрепить какое – либо основное движение и провести работу по накоплению словаря....