"Некоторые приёмы работы по развитию представлений об антонимах, синонимах, многозначных словах у детей дошкольного возраста"
консультация на тему

Мухаметшина Лилия Фархетдиновна

Данная  консультация для педагогов  содержит приемы работы  по развитию  словаря  у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Некоторые приёмы работы по развитию представлений об антонимах, синонимах, многозначных словах  у детей дошкольного возраста

         Логопедическая работа на лексическом уровне  предполагает  активизацию  и  расширение   словарного  запаса  детей, в  том  числе,   на  основе знакомства и развития  представлений  об  антонимах, синонимах и многозначных  словах.

         Расширение  и  актуализация  словаря  антонимов   ведётся   через подбор  антонимов  к  изолированному  слову, продолжение   предложения  с  использованием  антонима, составление предложения  с  парами  антонимов. С этой целью  возможно  использование   следующих игр и упражнений:

Игра  «Вершки  и корешки» («Противоположности»).

 На наборное  полотно выставляются  картинки  в  два  ряда. Первый ряд  картинок – это вершки, а второй ряд  - это  корешки. Дети  называют  слова (вершки), затем к вершкам подбирают  корешки. Используются  слова: чистый – грязный, больной – здоровый,  стоит – идёт,  сажают – собирают.

Игра «Слова-неприятели».

К данным словам придумать слова - «неприятели». Используются  слова:  большой – маленький,   высокий – низкий,  полный – пустой,   тяжелый – лёгкий,  больной – здоровый, светлый – темный, громко – тихо,  черный – белый, пушистый – колючий,   гладкий – шершавый.

Игра  с  мячом «Скажи  наоборот»   («Всё  наоборот»).

 Логопед   называет      слово,  ребёнок,  поймавший  мяч,  должен  придумать слово,   противоположное  по  значению,  сказать  это  слово   и  бросить    мяч    обратно. Используются  слова:  купить – продать,   уронить – поднять, взять – отдать,  много – мало,  темно – светло,  больше – меньше.

Игра « Сравни  наоборот».

Детям  предлагается  назвать  слова   по  картинкам, затем  сравнить предметы. Используются  сравнения:

Грузовик  и  такси (Что  чего больше?).

Слон  и  медведь (Кто кого тяжелее?).

Заяц   и  черепаха  (Кто  бегает  быстрее?).  

Лошадь   и  жираф  (Кто кого выше?).        

Игра «Слова – неприятели».

К данным словам подобрать слова - «неприятели». Используются  предложения:  Дерево высокое, а кустик – (какой?) – ….

Слон большой, а мышонок….

Дорога широкая, а тропинка …..

Ночью   темно, а днём …..

Продавец  продаёт,  а покупатель ….

Воспитатель спрашивает, дети ….

Игра « Составь предложение».

Используются  слова: старый  и  новый  дом,  строят  и  разрушают. Дети составляют  предложения  по двум  сюжетным  картинкам: Новый дом  строят, а  старый  разрушают.  Используются  слова: летит и  ползёт,  быстро  и медленно.  Самолёт  летит  быстро, а  черепаха  ползёт  медленно.

         При  пополнении и  актуализации  словаря  синонимов  ведётся  работа  по развитию  чуткости   к  смысловым  оттенкам  слов    в игровых  упражнениях.

Игра «Слова-приятели».

1 вариант: По картинкам предлагается назвать слова, затем подобрать пару  - слово, близкое по значению. Используются слова: рукавицы – перчатки,  чашка – кружка, кепка - шапка, река - озеро, большой – огромный, маленький – крошечный.

2 вариант: Предлагается  объяснить, чем  отличаются  слова,  подобрать  картинки, затем  составить  предложения.  Используются  слова: мыть – стирать,   рисовать -  раскрашивать, шить – вязать,  луна – месяц, дорога – тропинка.

3 вариант: Дети  выбирают   из трёх  слов   слова – приятели. Используются  слова:   Собака, пёс, корова;   маленький, прекрасный, небольшой;   бежать,  мчаться, ехать;   доктор,  человек, врач.

При  работе  над многозначностью слов возможно использование  следующих игр.

Игра «Путаница».  

Используются  слова: язычок, ножка, шляпка. Предлагается «распутать» картинку, назвать  многозначные  слова. Можно дать задание составить предложение с данным  словом.

Игра «Кто  больше?».

 Подобрать  как  можно  больше  названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу). (Возможен  подбор  картинок, название которых  употребляются   с  данным  глаголом)  

Бежит: кто?  (кошка, мальчик…);

             что? (вода, река, время….)

Идёт: кто? (мама,  собака…)

           что? (дождь,  снег, время, поезд…)

Растёт:  кто? (котёнок, ребёнок…)

              что? (роза, куст,  дерево…)

Игра « Подбери слова».

По картинкам предлагается назвать слова, затем подобрать пару  -  слово, подходящее по  значению. Используются слова: зелёный:  что? (забор, ягода);   звонкий (мяч, смех).

Игра «Добавь  словечко».

Предлагается добавить  общее слово:

Мяч, яблоко – какое?

Снег, лёд – какие?

Фрукты,  овощи – какие?

Сахар, мёд – какие?

Собака, кошка – что  делают?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование авторского дидактического материала "Разноцветные пуговки" для развития и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста.

Использование авторского дидактического материала "Разноцветные пуговки" для развития и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста....

Методический доклад на тему "Развитие музыкальности и чувства ритма у детей дошкольного возраста на уроках ритмики"

Методический доклад на тему "Развитие музыкальности и чувства ритма у детей дошкольного возраста на уроках ритмики" в котором дано описание целей и основных задач предмету "ритмика", раскрывается...

Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии

Работа по развитию психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития строит­ся с учетом особенностей формирования психических процес­сов, физических возможностей, поз...

Развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.(дидактическое пособие)

Описание пособия, рекомендации по использованию, фото. Полезно для логопедов, воспитателей....

Развитие музыкальности и чувства ритма у детей дошкольного возраста на занятиях ритмикой

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка и музыкальное воспитание играют особую роль во всестороннем, полноценном развитии ребенка. Развитие ...