"Некоторые приёмы работы по развитию представлений об антонимах, синонимах, многозначных словах у детей дошкольного возраста"
консультация на тему
Данная консультация для педагогов содержит приемы работы по развитию словаря у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Некоторые приёмы работы по развитию представлений об антонимах, синонимах, многозначных словах у детей дошкольного возраста
Логопедическая работа на лексическом уровне предполагает активизацию и расширение словарного запаса детей, в том числе, на основе знакомства и развития представлений об антонимах, синонимах и многозначных словах.
Расширение и актуализация словаря антонимов ведётся через подбор антонимов к изолированному слову, продолжение предложения с использованием антонима, составление предложения с парами антонимов. С этой целью возможно использование следующих игр и упражнений:
Игра «Вершки и корешки» («Противоположности»).
На наборное полотно выставляются картинки в два ряда. Первый ряд картинок – это вершки, а второй ряд - это корешки. Дети называют слова (вершки), затем к вершкам подбирают корешки. Используются слова: чистый – грязный, больной – здоровый, стоит – идёт, сажают – собирают.
Игра «Слова-неприятели».
К данным словам придумать слова - «неприятели». Используются слова: большой – маленький, высокий – низкий, полный – пустой, тяжелый – лёгкий, больной – здоровый, светлый – темный, громко – тихо, черный – белый, пушистый – колючий, гладкий – шершавый.
Игра с мячом «Скажи наоборот» («Всё наоборот»).
Логопед называет слово, ребёнок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно. Используются слова: купить – продать, уронить – поднять, взять – отдать, много – мало, темно – светло, больше – меньше.
Игра « Сравни наоборот».
Детям предлагается назвать слова по картинкам, затем сравнить предметы. Используются сравнения:
Грузовик и такси (Что чего больше?).
Слон и медведь (Кто кого тяжелее?).
Заяц и черепаха (Кто бегает быстрее?).
Лошадь и жираф (Кто кого выше?).
Игра «Слова – неприятели».
К данным словам подобрать слова - «неприятели». Используются предложения: Дерево высокое, а кустик – (какой?) – ….
Слон большой, а мышонок….
Дорога широкая, а тропинка …..
Ночью темно, а днём …..
Продавец продаёт, а покупатель ….
Воспитатель спрашивает, дети ….
Игра « Составь предложение».
Используются слова: старый и новый дом, строят и разрушают. Дети составляют предложения по двум сюжетным картинкам: Новый дом строят, а старый разрушают. Используются слова: летит и ползёт, быстро и медленно. Самолёт летит быстро, а черепаха ползёт медленно.
При пополнении и актуализации словаря синонимов ведётся работа по развитию чуткости к смысловым оттенкам слов в игровых упражнениях.
Игра «Слова-приятели».
1 вариант: По картинкам предлагается назвать слова, затем подобрать пару - слово, близкое по значению. Используются слова: рукавицы – перчатки, чашка – кружка, кепка - шапка, река - озеро, большой – огромный, маленький – крошечный.
2 вариант: Предлагается объяснить, чем отличаются слова, подобрать картинки, затем составить предложения. Используются слова: мыть – стирать, рисовать - раскрашивать, шить – вязать, луна – месяц, дорога – тропинка.
3 вариант: Дети выбирают из трёх слов слова – приятели. Используются слова: Собака, пёс, корова; маленький, прекрасный, небольшой; бежать, мчаться, ехать; доктор, человек, врач.
При работе над многозначностью слов возможно использование следующих игр.
Игра «Путаница».
Используются слова: язычок, ножка, шляпка. Предлагается «распутать» картинку, назвать многозначные слова. Можно дать задание составить предложение с данным словом.
Игра «Кто больше?».
Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу). (Возможен подбор картинок, название которых употребляются с данным глаголом)
Бежит: кто? (кошка, мальчик…);
что? (вода, река, время….)
Идёт: кто? (мама, собака…)
что? (дождь, снег, время, поезд…)
Растёт: кто? (котёнок, ребёнок…)
что? (роза, куст, дерево…)
Игра « Подбери слова».
По картинкам предлагается назвать слова, затем подобрать пару - слово, подходящее по значению. Используются слова: зелёный: что? (забор, ягода); звонкий (мяч, смех).
Игра «Добавь словечко».
Предлагается добавить общее слово:
Мяч, яблоко – какое?
Снег, лёд – какие?
Фрукты, овощи – какие?
Сахар, мёд – какие?
Собака, кошка – что делают?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование авторского дидактического материала "Разноцветные пуговки" для развития и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста.
Использование авторского дидактического материала "Разноцветные пуговки" для развития и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста....
Методический доклад на тему "Развитие музыкальности и чувства ритма у детей дошкольного возраста на уроках ритмики"
Методический доклад на тему "Развитие музыкальности и чувства ритма у детей дошкольного возраста на уроках ритмики" в котором дано описание целей и основных задач предмету "ритмика", раскрывается...
Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии
Работа по развитию психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития строится с учетом особенностей формирования психических процессов, физических возможностей, поз...
Развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.(дидактическое пособие)
Описание пособия, рекомендации по использованию, фото. Полезно для логопедов, воспитателей....
Развитие речевого и внеречевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Материал по развитию речевого и внеречевого дыхания у детей...
Развитие музыкальности и чувства ритма у детей дошкольного возраста на занятиях ритмикой
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка и музыкальное воспитание играют особую роль во всестороннем, полноценном развитии ребенка. Развитие ...
Конспект коррекционно-развивающего занятия на тему: «Развитие зрительного и слухового восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Автоматизация звука «М»
Конспект коррекционно-развивающего занятия....