Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях коррекционно-развивающей направленности, как средство психологической разгрузки учащихся с ограниченными возможностями
презентация к уроку
Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях коррекционно-развивающей направленности, как средство психологической разгрузки учащихся с ограниченными возможностями
Скачать:
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа-интернат
для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 22 г. Томска
Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях коррекционно-развивающей направленности, как средство психологической разгрузки учащихся с ограниченными возможностями (педагогический совет 27.03.2019 год)
Педагоги-психологи:
Гессель В.М.
Хакимова Г.М.
Томск 2019
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым»
Ж.-Ж. Руссо
Слайд 1
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей. Во многих документах Министерства образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников
Слад 2.
Понятие «здоровье» рассматривается как многоаспектная категория, состоящая из комплекса четырёх компонентов:
-здоровья физического;
-здоровья социального;
-здоровья психического;
-здоровья духовно-нравственного.
Введение новых образовательных стандартов требует модернизации системы управления школой: важное место в образовательном процессе должно занимать психическое здоровье учащихся.
Психически здоровый человек – это, прежде всего, творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя, и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего, на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда довольно тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. И что важно – умеет находиться в ситуации неопределенности, доверяя тому, что будет с ним завтра. Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психического здоровья является слово гармония или баланс. И, прежде всего, это гармония между различными аспектами самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т.п. Но также это и гармония между человеком и окружающими людьми, природой.
Слайд 3
При обучении детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей. Сегодня не вызывает ни у кого сомнения необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в образовании для детей с ОВЗ. В школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Поэтому вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей, укрепление их психического здоровья позволят предотвратить или минимизировать эти вторичные по своему характеру нарушения.
ЗСТ необходимы не только для интеллектуального , познавательного развития, но и психологической разгрузки
Психологическая разгрузка – очень важный элемент отдыха человека, который позволяет быстро и качественно снять напряжение, расслабиться и восстановить силы. Одним из основных мест психологической разгрузки в нашей школе – это сенсорная комната.
Слайд 4
Сенсорная комната – уникальное решение сложных проблем и помощник для психологов и педагогов.
Сенсорная комната – волшебное помещение для релаксации, снятия стресса и расслабления. Сенсорные комнаты помогает помочь обрести личную гармонию и гармонию с окружающим миром, восстановить душевное равновесие, укрепить нервную систему.
Это – профилактическое средство школьного переутомления, особенно для младших школьников, так как они более всех подвержены утомлению. Сенсорная комната создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.
Воздушно-пузырьковая колонна, оптоволокно, цветные ленточки, мешки, коврики, сухие бассейны с шарами и др.
Слайд 5
Мандала выступает средством концентрации внимания, сосредоточения, успокоения. Система мандал – это сильная система преображения личности. Раскрашивание мандал помогает установить контакт с функциями правого полушария головного мозга (отвечающее за образное мышление) , а также с бессознательным. Рисование мандал способствует развитию целостной перцепции, дедукции, фиксации эмоций и чувств, снятию стресса, а также развитию креативного мышления. Каждая мандала отражает определенную стадию психического развития человека.
Психотерапевтическую ценность мандал открыл Карл Густав Юнг – швейцарский психиатр, родоначальник психоаналитического течения. В 1916 году он начал каждое
утро зарисовывать рисунки в круге и заметил большую разницу между рисунками, сделанными в благодатный период, и в период конфликтов и жизненных неприятностей.
Для чего рисуют мандалы?
Для работы подойдет альбом готовых мандал - раскрасок германского арт - терапевта и психолога А. Цайри. Можно брать готовые и самые простые мандалы по формам и символам, включающие детские элементы.
C помощью рисования мандал человек рассказывает о своей жизни. По сути рисунок в круге – это автопортрет художника, состояние его личности на данный момент времени, не только его отношения с миром, но и мир внутри него. Метод работы с мандалами – ненавязчивый, мягки способ для психологической диагностики и коррекции. Исцеление и поиск выхода происходит, когда человек спонтанно создает цвета и формы внутри круга. С помощью рисунка в круге человек концентрирует внутренние силы, чтобы потом направить их на решение внешних задач. Такого эффекта можно достигнуть на занятиях с психологом. А для домашних упражнений с детьми достаточно просто раскрашивать готовые мандалы. Рисование и разукрашивание мандал полезно всем без исключения, но особенно:
✽гиперактивным детям, так как учит их концентрировать внимание и доводить начатое дело до конца, работать в ограниченном пространстве круга, находить границы собственной личности и видеть, где начинаются границы других людей;
✽ нервным, тревожным, агрессивным детям, так как активизирует внутренний ресурс исцеления, позволяет гармонизировать психическое состояние, приносит спокойствие и дает разрешение напряжения;
Слайд 6 Релаксация
В наше время график детей с ограниченными возможностями здоровья весьма насыщен. Дети устают физически и эмоционально, потому что родители стараются компенсировать отставание в физическом и интеллектуальном развитии при помощи систематических занятий у дефектологов, логопедов, коррекционных педагогов, а также при помощи прохождения ребенком курсов медикаментозных и физиотерапевтических мероприятий. Родители, часто забывая о потребностях ребенка в отдыхе, вместо того, чтобы с ними просто погулять, поиграть, послушать музыку, оставляют наедине с педагогом или телевизором. Крайне важно научить ребенка расслаблять, помогать ему снимать мышечное и эмоциональное напряжение. Одним из способов сделать это, становится релаксация через музыку. Релаксация, от латинского термина relaxation, означает расслабление. Внешне процесс перехода к расслаблению часто выглядит, как отдых, не сопровождающийся активными действиями, однако с точки «зрения» организма релаксация – достаточно интенсивный и сложный процесс, воздействующий как на нервно-психическую составляющую, так и на физиологический уровень. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться, так как они часто бывают очень напряжены как физически, так и эмоционально, что приводит к раздражению и иррациональному поведению. Релаксация может применяться на музыкальных занятиях как в чистом виде, так и в сочетании с другими приёмами. Существует великое множество техник, приемов и методов, направленных на снятие напряжения и расслабление. Необходимо научит ребенка сосредотачивать свое внимание на дыхании, на расслабление мышц лица, шеи, рук, ног, расслабление всего организма в целом. Крайне важно включать эти упражнения используя элементы игры, чтобы заинтересовать детей, сосредоточить их внимание на себе. Такая работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым, укрепляя здоровье.
Также все упражнения сопровождаются спокойной умиротворяющей музыкой. В конце занятия дети могут прилечь на ковер, закрыть глаза и представить картину, которую для них рисует педагог. Картину, где плещется озеро, луг цветет разноцветными красками, а над цветами размахивают крыльями пестрые бабочки.
Некоторые виды здоровьесберегающих технологий, используемые нами в работе, для коррекции и психологической разгрузки мы хотим предоставить Вам в виде небольшого видеоролика.
(видеоролик)
Педагогам, также как и учащимся необходима психологическая разгрузка
В Бразилии (правда вряд ли там есть трудоголики) в офисах вывешивают гамаки для «микро-снов» сотрудников. Там считают, что 15-минутный сон – это идеальный способ психологической разгрузки и повышения эффективности труда.
Но мы живем не в Америке и не в Бразилии и не можем оставить одних ребят, то можно просто провести 1-2 упражнения на рабочем месте во время перемены.
Упражнения для снятия общей усталости
- Заложите руки за голову и, откинувшись на стуле, потянитесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Шея не будет болеть от напряжения.
2. Поднимите руки до уровня груди, соедините ладони и кончики пальцев, покачайте сомкнутые ладони вперед и назад. Так отдыхают усталые руки.
3. Крепко обопритесь руками о сиденье стула. Выпрямив ноги, поднимитесь над стулом. Так отдыхают плечи.
Слайд 7 Будьте здоровы
Литература:
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы.– М.: «Вако», 2004.
- Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- Учитель 2009 г.
- Научно – практический журнал «Завуч начальной школы» №3 2009 г., №5 2010 г.
- О.И Артюкова, Т.В.Теличко Антистрессовая гимнастика для детей (оздоровительные игровые комплексы и методические рекомендации).
- Протопопова В.А. Управление здоровьесберегающим образовательным пространством современной школы. Волгоград. Изд-во «Учитель» 2014г
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Составляющие здоровья ЗДОРОВЬЕ СОЦИАЛЬНОЕ ДУХОВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ НРАВСТВЕННОЕ психическое
Психогимнастика Самомассаж Логоритмика Гимнастика для горла Телесное ориентирование Стретчинг Су-Джок Брейнджим Релаксация Гимнастика для глаз Мимическая гимнастика Дыхательная гимнастика Пальчиковая гимнастика Арттерапия Здоровьесберегающие технологии Психогимнастика Самомассаж Логоритмика Гимнастика для горла Телесное ориентирование Стретчинг Су-Джок Брейнджим Релаксация Гимнастика для глаз Мимическая гимнаст ика Дыхательная гимнастика Пальчиковая гимнастика Арттерапи я
Сенсорная комната - волшебное помещение для релаксации, снятии стресса и расслабления
Мандалы гармонизация внутреннего состояния; развитие коммуникативных навыков; снятие внутреннего напряжения; нахождение внутреннего ресурса.
Релаксация «Умение расслабляться, помогает приостановить ненужный расход энергии, быстро нейтрализует утомление, снимает нервное напряжение, даёт ощущение покоя и сосредоточенности» Е. И. Зуев. "Реснички опускаются, Глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем. Напряженье улетело, И расслабилось все тело"
Будьте здоровы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути и средства коррекционно - развивающей работы на уроках трудового обучения с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Основная задача обучения швейному делу, дать обучающимся основы профессиональной подготовки по изучаемому предмету....
Выступление на научно – практическом семинаре по теме: «Технологии, формы, методы и приемы социально-бытовой и социокультурной реабилитации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната»
На современном этапе развития образования проблема социально-бытовой и социо-культурной реабилитации детей с ОВЗ входит в число приоритетных и актуальных. Значительная часть детей с ОВЗ оказываются не...
презентация "Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно-прикладного направления"
lПроблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе развития общества. Здоровьесберегающие технологии –это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодейс...
Методическая разработка "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка как условие повышения познавательного интереса учащихся с ограниченными возможностями здоровья"
Методическая разработка...
Организация внеурочного занятия физкультурно-спортивной направленности по русской лапте для детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассказано об истории возникновения русской лапты и сути игры. Рассмотрены преимущества занятий русской лаптой в школе. Также, разобрано, как игру можно адаптировать для детей с ограниченными...
Пути и средства коррекционно-развивающей работы на уроках трудового обучения с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести пол...
Рабочая коррекционно-развивающая программа педагога-психолога для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уровень основного общего образования (вариант 7.1)
Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога...