Психолого-педагогические и лингвистические основы программы развития речи в ДОО.
статья по психологии

Афанасенко Юлия Николаевна

Проблема развития связной речи была и остается в центре внимания психологов, лингвистов, психолингвистов. Интерес к этой проблеме в последнее время очень возрос. Связано это со становлением особой отрасли языкознания - лингвистики текста, которую определяют как науку о сущности и организации предпосылок и условий человеческой коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad2.docx37.71 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические и лингвистические основы программы развития речи в ДОО.

Подготовила: педагог-психолог      

Афанасенко Ю.Н

2020гг.

Лингвистические и психологические основы формирования связной речи у дошкольников.

 Проблема развития связной речи была и остается в центре внимания психологов, лингвистов, психолингвистов /Л.С. Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, А.А.Леонтьев, И.Р.Галь-перин, И.Ю. Зимняя и др./.

Интерес к этой проблеме в последнее время очень возрос. Связано это со становлением особой отрасли языкознания - лингвистики текста, которую определяют как науку о сущности и организации предпосылок и условий человеческой коммуникации.

Термин " связная речь" употребляется в нескольких значениях:

1) процесс, деятельность говорящего;

2) продукт, результат этой деятельности, текст высказывание;

3) название раздела работы по развитию речи

 / Б.А.Глухов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, А.Н. Щукин/;

4) отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на относительно законченные и самостоятельные части.

По современным представлениям, скорее текст, а не предложение является реальной единицей речевого общения; на уровне текста реализуется замысел высказывания, происходит взаимодействие языка и мышления.

Тексты могут быть диалогического и монологического характера. По определению Л.Л. Якубинского для диалога "будут характерны: сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена другой, обмен происходить вне какого-нибудь предварительного обдумывания; компоненты не имеют особой заданности; в построении реплик нет никакой предумышленной связанности, и они в высшей степени кратки."

Диалогическая речь по своим характеристикам более элементарна, чем другие виды речи.

Л.П.Якубинский отмечает, что: "Соответственно этому для крайнего случая монолога будут характерны длительность и обусловленная его связностью, построенность речевого ряда, односторонний характер высказывания, не рассчитанный на немедленную реплику; наличие заданности предварительного обдумывания и пр. Но между этими двумя случаями находится ряд промежуточных, центром которых является такой случай, когда диалог становится обменом - монологами."

В современной лингвистической литературе текст характеризуется как высшая коммуникативная единица, изучает как целое, построение по определенным законам. Тем не менее в лингвистике нет единого, общепринятого определения содержания понятия "текст", его качественные характеристики расходятся в разных научных работах.

Рассмотрим некоторые определения текста.

"Текст - это письменное по форме речевое произведение, принадлежащее одному участнику коммуникации, законченное и правильно оформленное." - такова точка зрения Н.Д. Зарубиной.

Л.М. Лосева выделяет следующие признаки текста :

"1) текст - это сообщение (то, что сообщается) в письменной форме;

2) текст характеризуется содержательной и структурной завершенностью;

3) в тексте выражается отношение автора к сообщаемому (авторская установка).

На основе приведенных признаков текст можно определить как сообщение в письменной форме, характеризующееся смысловой и структурной завершенностью и определенным отношением автора к сообщаемому".

О.И.Москальская отмечает следующие положения: "Основной единицей речи, выражающей законченное высказывание является не предложение, а текст; предложение - высказывание есть лишь частный случай, особая разновидность текста. Текст является высшей единицей синтаксического уровня."

При всех различиях этих определений в них есть много общего. Прежде всего текст рассматривается как речетворческое произведение. Текст - это выраженное в письменной форме сочинение или высказывание автора, а также официальные документы, акты и др. Существуют промежуточные варианты речевой продукции: подготовительные устные выступления, литературно оформленные экспромты. Они свидетельствуют об условности разделения речи на устную и письменную. Главное же, и устная и письменная форма - это продукт единого по своей сути речетворческого процесса, словесно выраженный результат речемыслительной деятельности человека.

Вот как определяет текст И.Р.Гальперин. "Текст - произведение речетворческого процесса, обладающего завершенностью, объективировано в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовок) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку."

Термин "высказывание" в лингвистике также, как понятия "связная речь", "текст", имеет разнообразную трактовку. Высказывание - это сообщение, акт коммуникации, единица сообщения и т. д. При этом некоторые лингвисты относят к высказываниям только предложения, другие различные по длине (объему) высказывания, равные длине предложения, длине сверхфразового единства, длине абзаца и т. д. (И.Р.Гальперин, И.С. Гиндин, Т.М. Дридзе, Н.И. Жинкин, Н.Д. Зарубина, Л.М.Лосева, И.П.Севбо, Г.Я.Солганик, Н. Энквист, Т.Тодоров, Х.Вайнрих и др).

Лингвистический подход к изучению текста ориентирован на выявление таких характеристик, которые можно назвать внутри текстовыми, поскольку они описывают способы внутренней организации структуры текста.

За основу категориальных признаков текста И.П. Гальперин (1977) принял :

1) наличие заголовка, завершенность, тематическое единство;

2) целенаправленность, интеграция, подчинение каждого компонента текста его общей мысли;

3) структурная организация текста, связь между его частями и предложениями;

4) обработанность текста с точки зрения стилистических норм (И.Р.Гальперин, 1977, 1981).

Важнейшими категориями текста являются: информативность, завершенность, цельность, связность, ретроспекция, последовательность (И.Р. Гальперин, Н. И. Ипполитова, А.А. Леонтьев, Л.М. Лосева и др.)

Почти каждый текст связан с ретроспекцией, которая представляет собой возвращение к элементам текста или повтор, или с проекцией - информацией о том, что будет сказано в последующем.

Дадим характеристику категорий текста значимых для нашего исследования.

Важнейшими текстовыми категориями являются смысловая цельность (целостность) и связность - понятия, которые всеми осознаются и в то же время не вполне однозначно определяются в научных исследованиях.

Целостность проявляется на уровне содержания (тематическое единство), функции (стилистическое единство) и форма (структурное единство).

Цельный текст реализует единую программу говорящего и ощущается слушателем в качестве законченной единицы общения. Смысловое единство текста выражается в том, что все его элементы прямо или опосредованно связаны с предметом речи и коммуникативной установкой говорящего.

Важными понятиями, характеризующими смысловую цельность текста, являются понятия "тема" и "содержание" высказывания, "основная мысль."

Тема - есть предмет речи, распадающийся в тексте на микротемы, считающимися минимальными единицами речевого смысла.

Содержание высказывания предусматривает наличие в нем замысла автора (сообщения о фактах, явлениях) и содержательной интерпретации (индивидуально - авторского понимания. (Гальперин, 1981 г.) Текст является целостным при подчинении отбора его содержания задаче передать основную мысль.

Показателем цельности служит также заголовок, обозначающий тему или основную мысль текста, или возможность его подбора.

Создание цельного текста ребенком требует определенного уровня сформированности умений ориентироваться на тему или заголовок при построении высказывания, отбирать содержание в соответствии с целью и основной мыслью.

В обучении дошкольников необходимо учитывать обе указанные характеристики текста, т. е. не только структурную, но и смысловую его организацию.

"Все коммуникативные элементы текста (предложения, группы предложений, коммуникативные блоки) должны быть связаны, скреплены между собой. В каждом тексте, как правило, обнаруживаются, поддаются наблюдению и описанию формальные, внешние связи между отдельными частями текста."

"Это особые виды связи, обеспечивающие ...логическую последовательность (темпоральную и (или) пространственную) взаимозависимость отдельных сообщений, фактов, действий и пр." Сцепление обеспечивает линейную связь частей текста с помощью языковых единиц различного уровня (местоимения и местоименные слова, употребление времени и т.п.), что соотносится в какой-то степени с категорией "последовательность", которая выражается в способах сочетания предложений в тексте: " употребление местоимений третьего лица, притяжательных, указательных местоимений, местоименных наречий, сочинительных союзов, а также прочих указателей на левый (реже правый ) компонент."

Целостность текста осуществляется с помощью таких средств, как "лицо, время, наклонение, модели и типы предложений по целеустановке высказывания, синтаксический параллелизм, порядок слов, эллипс".

Целостность текста, считает Н.И. Жинкин, позволяет наиболее адекватно выразить "коммуникативные действия, поступок человека, имеющий смысл," достичь самого высокого уровня человеческого языка - просодии.

Признак цельности как фундаментальное свойство текста рассматривался А.А. Леонтьевым. Он считает, что в отличие от связности, которая реализуется на отдельных участках текста, цельность - это свойство текста в целом. Цельность есть "характеристика текста как смыслового единства, как единой структуры, и определяется на всем тексте. Она не соотносила непосредственно с лингвистическими категориями и имеет психологическую природу."

Связность характеризуется логикой изложения, особой организацией языковых средств, коммуникативной направленностью.

Связность и цельность (целостность) понятия неравнозначны. А.А.Леонтьев отмечает, что "связность обычно является условием цельности, но цельность не может полностью определяться через связность. С другой стороны. связный текст не всегда обладает характеристикой целостности."

В.А. Бухбиндер и Е.Д. Розанов, отмечая, что неотъемлемым признаком текста является его связность, понимают связность текста как "результат взаимодействия нескольких факторов. Это прежде всего логика изложения, отражающая соотнесенность явлений действительности и динамику их развития; это, далее, особая организация языковых средств - фонетических, лексико - семантических и грамматических, с учетом также и функционально - стилистической нагрузки; это коммуникативная направленность - соответствие мотивам, целям и условиям, приведшим к возникновению данного текста; это композиционная структура - последовательность и соразмерность частей; способствующих выявлению содержания; и наконец, само содержание текста, его смысл."

Все упомянутые факторы, гармонически сочетаясь в едином целом "обеспечивают связность текста."

К грамматическим средствам относят такие, как соотнесенность предложений по виду, времени и наклонению глаголов, их роду и числу. Лексические формы связи - это повтор отдельных значащих слов, употребление скоординированных местоимений, синонимических замен, соотносительных слов и т.п.

В потоке речи предложения группируются, объединяются тематически, структурно и интонационно и образуют особую синтаксическую единицу - сложное синтаксическое целое (С.С.Ц.). В детской речи чаще встречаются тесты небольшого объема, поэтому для методики развития речи наибольшее значение имеют лингвистические исследования связности внутри минимального отрезка большого текста

(сверхфазового единства, сложного синтаксического целого).

Текст состоит из С.С.Ц. и свободных предложений (такие предложения открывают и заканчивают текст); синтаксический анализ текста включает в себя исследование связей между предложениями, средства выражения этих связей, членение текста на синтаксические единицы, больше, чем предложения, - С.С.Ц.

Связи между предложениями внутри С.С.Ц. (С.Ф.Е.) отличаются от тех, которые существуют на уровне предложения и особенно на уровне словосочетания. Здесь нет таких видов связи, как согласование, управление, примыкание и др.

Связь между предложениями в С.С.Ц. - это прежде всего связь между целыми коммуникативными единицами языка (речи ), а не их частями. Это определяет и различие в смысловой значимости сопоставленных единиц. Функции предикативных частей, как правило, замыкаются внутри сложного предложения, компонентами которого они являются, в то время как функции предложения распространяется на организацию всего С.С.Ц., а иногда и целого текста. Ведь два самостоятельных предложения в тексте могут быть связаны не только между собой, но и с другими предложениями предыдущей части текста.

Любой правильно организованный текст представляет собой смысловое и структурное единство, части которого тесно взаимосвязаны как сематически, так и синтаксически. Смысловое и структурное единство текста организует межфразовую связь, то есть связь между предложениями, С.С.Ц., абзацами, главами и другими частями.

Тексту присущи внутренние смысловые отношения между его частями, содержательная, формальная и коммуникативная целостность, что позволяет обеспечивать смысловую связь между частями текста, подготовиться к последующей информации, надежно идти по пути познания текста, укрепить "текстовую память", возвратить адресата к предыдущему, напомнить ему о сказанном, "обращаясь к его знанию мира."

Помимо смысловой и структурной, для текста устанавливается еще один вид связности - коммуникативная связность: "Коммуникативный аспект языка означает прежде всего наличие единой структуры языковых единиц общения, скрепленных неразрывной связью содержательной и формальной сторон."

Лингвисты выявили, что основу связности в сложном синтаксическом целом составляет коммуникативная преемственность предложений. В теме предложения повторяется часть информации предыдущего предложения, в реме содержится новая информация, которая развивает, обогащает смысл высказывания, движет смысл вперед.

Выделяют три типа темы - рематических цепочек :

1. Цепная связь, при которой каждое последующее предложение непосредственно связано с предыдущим. Основные средства - лексические повторы, лексические и текстовые синонимы, местоимения. Это наиболее распространенный способ связи.

2. Параллельная связь, при которой каждое предложение, начиная со второго, развивает тему, обозначенную в первом предложении и связано с ним по смыслу. Основные средства осуществления - одинаковый порядок слов, однотипность грамматических форм выражения членов предложения, видовременная соотнесенность сказуемых.

3. Параллельная связь с отсутствием сквозной темы. Связь между предложениями осуществляется через общую коммуникативную задачу и ту воображаемую картину действительности, которую они вместе рисуют. Обычно такие построения используются в пейзажных описаниях.

О.А.Нечаева установила, что можно выделить следующие типы речи: описание, повествование, рассуждение, которые строятся на основе мыслительных процессов: синхронного - в описании, диахронного - в повествовании и причинно-следственного, выводного - в рассуждении.

Дадим краткую характеристику основных типов монологических высказываний.

Описание - это образец монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета. При описании объект речи раскрывается, т.е. уточняется форма, состав, структура, свойства, назначение (объекта). Назначение описания - запечатлеть какой-то момент действительности, дать образ предмета, а не просто назвать его.

 Описание статично, в нем утверждается наличие или отсутствие каких-либо признаков предмета. Для описания характерно обязательное наличие объекта речи.

Нечаева О.А. выделяет в описательном типе монологической речи четыре структурно-смысловые разновидности: пейзаж, портрет, интерьер, характеристика.

Рассуждение - это модель монологического сообщения с обобщенным причинно-следственным значением, опирающимся на полное или сокращенное умозаключение. Рассуждение ведется с целью достижения вывода: научного, обобщенного или бытового (общего и частного). Для рассуждения "характерно употребление риторических вопросов, подчинительных союзов, подчеркивающих характер причинно- следственных связей между предложениями и частями текста".

Повествование - это особый тип речи со значением о развивающихся действиях или состояниях предметов. Основой повествования является сюжет, развертывающийся во времени, на первый план выдвигается порядок протекания действий. При помощи повествования передается развитие действия или состояния предмета.

 Выделяются различные формы повествования. Так М.П. Брандес выделяет повествования: о событии, о переживании, состоянии и настроении, краткое сообщение о фактах.

О.А.Нечаева определяет следующие разновидности повествования :

- конкретно - сценическое

- обобщенно - сценическое

- информационное

Есть основания полагать, что освоение в дошкольном возрасте связной речи начинается с конкретно - сценического повествования, оно состоит из следующих друг за другом картин или сцен. Обобщенно - сценическое повествование - это сообщение о конкретных повествовательных действиях, которые повторяются в данной обстановке, становятся типичными для нее. Информационное повествование - это сообщение о действиях без их конкретизации.

Разновидностью повествования является, по утверждению Т.А.Ладыженской, рассказ, в котором различаются завязка, кульминация, развязка. Т.А. Ладыженская представляет схему повествования следующим образом: начало события, развитие события, конец события.

Лингвистические исследования показывают, что построение цельного и связного текста требует от ребенка владения рядом языковых умений :

1) строить высказывания в соответствии с темой и основной мыслью ;

2) пользоваться различными функционально - смысловыми типами речи в зависимости от цели и условий коммуникации ;

3) соблюдать структуру определенного типа текста, позволяющую достичь поставленной цели ;

4) соединить предложения и части высказывания с помощью различных типов связи и разнообразных средств ;

5) отбирать адекватные лексические и грамматические средства.

Проблема связной речи, ее становление и развитие рассматриваются в многочисленных психологических исследованиях. (Л.С.Выготский, Н.И. Жинкин, И.А.Зимняя, А.А.Леотьев, А.М.Леушина, А.К.Маркова, С.Л.Рубинштейн, А.Г.Рузская, Ф.А.Сохин, Д.Б.Эльконин и др).

Под связной речью понимается развернутое, логическое, последовательное и образное изложение какого-либо содержания.

С.Л.Рубинштейн отмечает, что для говорящего всякая речь, передающая мысль, является связной речью. "Связность собственно речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя." Построение фраз уже свидетельствует о том, что ребенок начинает устанавливать связи между предметами. С.Л.Рубинштейн подчеркивает, что связная речь - этакая речь, которая понятна на основе ее собственного предметного содержания. Для того, чтобы ее понять, нет необходимости специально учитывать ту частную ситуацию, в которой она произносится, все в ней понятно из самого контекста речи; это контекстная речь. Таким образом, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Она может быть несвязной по двум причинам: связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего; будучи представлены в мысли говорящего, эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

Речь ребенка отличается тем, что "она не образует связного смыслового целого, такого "контекста", чтобы на основании только его можно было ее понять ."

Связная речь - результат общего развития речи, показатель не только речевого, но и умственного развития ребенка. (Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, А.Н.Лентьев, Л.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др. )

Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет словарным богатством родного языка, его грамматическим строем, нормами языка и речи; умеет избирательно пользоваться наиболее уместными для данного монологического высказывания средствами.

Развитие связной монологической речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В работе Л.С.Выготского "Мышление и речь" основным вопросом является отношение речи и мышления. Л.С. Выготский понимал это отношение как внутреннее диалектическое единство, вместе с тем он подчеркивал, что мысль не совпадает с ее речевым выражением. Процесс перехода от мысли к речи представляет собой сложный процесс расчленения мысли и ее воссоздания в словах.

С.А. Рубинштейн отмечает, что "... с мышлением речь связана особенно тесно. Слово выражает обобщение, поскольку оно является формой существования понятия, формой существования мысли. Генетически речь возникла вместе с мышлением в процессе общественно-трудовой практики и складывалась в процессе общественно-исторического развития человечества в единстве с мышлением. Но речь все же выходит за пределы соотношения с мышлением. Значительную роль в речи играют и эмоциональные моменты: речь коррелирует с сознанием в целом".

Исследования Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, А.М.Леушиной, С.Л.Рубинштейна и других доказывают, что у маленьких детей диалог предшествует монологу. Они отличаются по своей психологической природе и лингвистическим средствам.

Диалогическая речь в очень большой степени ситуативна, т.е. связана с обстановкой, в которой происходит разговор и констекстуальна, т.е. каждое очередное высказывание в очень значительной мере обусловлено предыдущим.

Диалогическая речь непроизвольна: чаще всего реплика в ней представляет собой непосредственную речевую реакцию на неречевой стимул, или высказывание, содержание которого "навязано" предшествующим высказываниям.

Монолог развивается на основе диалогической речи как средства общения. Монологическая речь является относительно развернутым видом речи, она в большей степени произвольна. Монологическая речь- это весьма организованный вид речи и произвольность монологической речи предполагает, в частности, умение избирательно пользоваться наиболее уместными для данного высказывания языковыми средствами, т.е. умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передавали бы замысел говорящего.

Исследователями установлено, что уже на первом - втором году жизни, в процессе непосредственно - эмоционального, практического общения со взрослыми закладываются основы будущей связной речи. Постепенно речь приобретает развернутый, связный характер, и к 4-5 годам устная речь ребенка, много общающегося со взрослыми, становится достаточно богатой и полной.

С.Л.Рубинштейном была выделена ситуативная и контексная речь. Он считал, что характерной особенностью ситуативной речи является, что она больше изображает, чем высказывает. Сопутствующая речи мимика и пантомимика, жесты, интонация, усиливающие повторения, инверсии и другие средства выразительности, которыми ребенок пользуется, часто значительно превышает то, что заключено в значении его слов.

Речь ребенка раннего возраста ситуативна по своему характеру, потому что предметом его речи является непосредственно воспринимаемое, не отвлеченное содержание.

А.М.Леушина показала, что "... ситуативная речь ребенка - это прежде всего выраженная диалогическая, разговорная речь. Она диалогична по самой своей структуре и притом даже тогда, когда внешне по форме она носит характер монолога; ребенок разговаривает с реальным или воображаемым (мнимым) собеседником, или, наконец, сам с собой, но он неизменно разговаривает, а непросто рассказывает." Лишь шаг за шагом ребенок переходит к построению речевого контекста, более независимого от ситуации. Постепенно речь становится связной, контекстной. Появление этой формы речи объясняется новыми задачами и характером общения ребенка с окружающим. Складывающаяся функция сообщения, усложнение познавательной деятельности требуют более развернутой речи, и прежние средства ситуативной речи не обеспечивают понятности и ясности его высказываний. В психологических исследованиях показано, что элементы связной монологической речи появляются у детей уже в 2-3 года, а переход от внешней речи во внутреннюю, от ситуативной в контекстную происходит к 4-5 годам. (М.М.Кольцова, А.М.Леушина, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин). А.М.Леушина установила, что у одних и тех же детей речь может быть то более ситуативной, то более связной - в зависимости от задач и условий общения. Зависимость характера детской речи от содержания и условий общения подтверждается исследованиями З.М. Истоминой. В ситуации, при которой материал хорошо известен слушателю, ребенок не испытывает потребности давать развернутое высказывание.

Литература

1 Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку    дошкольников. - М.: Академия, 1998.

2 . Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 1998.

3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М.: Просвещение, 1992.

4. Бениаминова М.В. Воспитание детей. - М.: Просвещение, 1991

5. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991.

6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.

7. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981.

8. Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. - М.: Мысль, 1989.

9. Воспитание и обучение детей 5 года жизни: Книга для воспитателей детских садов, под ред. Холмовской В.В. - М.: Просвещение, 1989.

10. Воспитание и обучение в детском саду. - М.: Педагогика, 1976.

11. Выготский Л. С. Мышление и речь. II Собрание сочинений, т.2. М.; Просвещение, 1982.

12. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет., М.: Просвещение, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей «Выявление и развитие у обучающихся начальной школы способностей к познавательной и творческой деятельности»

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей«Выявление и развитие у обучающихся начальной школы способностей к познавательной и творческой деятельности»...

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы «Я все смогу»

Индивидуальная программа  психологического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы подростка с нарушением слуха...

Групповая программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций познавательной и эмоционально-волевой сферы

Групповая программа психологического сопровождения подростков с нарушением слуха с легкой степенью умственной отсталости...

Групповая программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций коммуникативной сферы «Психология общения для подростков»

Групповая программа психологического сопровождения подростков с нарушением слуха с УО, направленная на коррекцию и развитие компетенций коммуникативной сферы...