Влияние личностных свойств родителей на формирование личности ребенка
статья по психологии

В статье идет речь о том, как личностные особенности родителей  влияют на развитие ребенка. Какие качества родителей являются крайне неблагоприятными для ребенка и почему личностные качества родителей могут стать причиной возникновения неврозов у детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Влияние личностных свойств родителей на формирование личности ребенка

            Светлана Евгеньевна Афанасьевна,

социальный педагог, Г(О)БУ «Центр «СемьЯ»

          «Тот, кто не может наставить к добру своих домашних, не может учиться сам». Конфуций

                                                                                                                                             

        В нашей стране, исходя из сложившегося исторического опыта и менталитета,  в обществе отсутствует традиция обращаться за психологической помощью с целью проработки своих психологических проблем, повышения коммуникативных навыков общения в семье,  конструктивного преодоления различных кризисов в истории развития своей семьи.    

     Но следует отметить, что в последние годы поддержка, оказываемая государством семье и гражданам, имеющим детей, постепенно вовлекает и мотивирует родительское и образовательное сообщество на получение психолого-педагогической помощи, хотя бы, информационного и просветительского характера. Данные меры потенциально  будут способствовать самопониманию, саморазвитию  родителей и педагогов.

     От того, кто возьмет ребенка за руку и поведет по дороге жизни, какие методы и формы воспитательного воздействия на личность ребенка будут оказывать родители и педагоги, зависит каким будущим родителем станет сегодняшний ребенок.

     Семейная среда, в которой родители выполняют свои функции – это динамическое явление. Выделяются этапы развития родительства и семьи, так как изменение функций и задач родителей напрямую зависит от возраста ребёнка. Но существуют и такие функции и задачи родителей, семьи, которые остаются неизменными на разных этапах. 

      Это эмоциональная поддержка, любовь, забота и уважение по отношению к детям, создание благоприятной обстановки в доме, семье. Именно  это  ведёт к формированию у ребенка чувства базисного доверия на этапе раннего младенчества и формированию положительной самооценки на всех последующих этапах развития. А родительское семейное воспитание представляет собой направленные на ребенка, в большей или меньшей мере  осознаваемые или неосозноваемые  воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования у детей определенных личностных качеств, умений.

      Воспитательные воздействия осуществляются на основе механизмов подкрепления: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным.

     Наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют  в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Механизмом идентификации ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же.

Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, осуществляемого родителями, на ребенка воздействуют:

- внешние факторы – это ближайшее семейное окружение, уровень жизни семьи, её социальная ниша, социальные сети в самом широком понимании;

- внутрисемейные факторы – это атмосфера, стиль общения, семейные условия, отношения в семье, к которым относятся индивидуально-личностные качества родителей. Это уровень образования, ценностные ориентиры членов семьи, физическое и психическое состояние, личностные свойства родителей и личный опыт.

      Как указывается в психолого-педагогической литературе, наиболее успешно справляются с воспитанием детей люди, которые отличаются достаточной гармоничностью душевного мира, обладают такими качествами как ответственность, уверенность в себе, способность следовать определенным правилам, выполняя свои обязательства по отношению к ребенку и другим людям, открытость, способность к изменениям, способность к анализу (Адлер А., 1997; Дружинин В.Н., 1996; Ковалев С.В., 1987; Сатир В., 2001 и др.).

Однако эмпирически в большей степени изучены неблагоприятные личностные особенности  родителей,   специфически   проявляющиеся   в   воспитании детей.  Так, А. И. Захаров (1998) проводил исследование личностных качеств родителей детей, страдающих неврозами. У этих родителей наиболее часто встречались такие следующие особенности.

     Аффективность – это бурные эмоциональные проявления родителями своего раздражения и недовольства. Обычно крик, ругань, угрозы. После родители это не достаточно помнят, переживают, квалифицируют как срыв и испытывают чувство вины.

     Импульсивность -  проявляется в том, когда дети попадают в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций, физического состояния родителей, что сказывается на их психологическом здоровье. Это происходит по той причине, что свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители часто выплёскивают на тех, «кто под руку попадётся», чаще всего — на детей до 10 лет, которые не могут защитить себя и не всегда могут понять, почему взрослые сердятся.

 

     Доминантность или властность - безапелляционность, категоричность и директивность, стремление подчинить ребенка себе, недоверие к детям, недостаточная отзывчивость.

     Демонстративность  - не стесняясь, жалуются на ребенка, преувеличивая его вину и опасность проступков. Им ничего не стоит публично обозвать ребенка, что приводит его к утрате стыдливости, внутреннего контроля за своим поведением и к озлобленности по отношению к родителям.

     Неблагоприятное воздействие на формирование личности ребенка оказывают также гиперсоциальность и чрезмерная рациональность личности родителей,  а также характерологические черты - эгоцентризм, внутренняя конфликтность, непринятие себя, тревожная мнительность (Захаров, 1998).

     По наблюдениям А.И. Захарова, средний возраст родителей при возникновении невроза у ребенка составляет 30-40 лет. По его мнению, это объясняется нарастанием в этот период жизни психологической напряженности, обусловленной проблемами самоопределения и взаимоотношений в браке.

      Это своего рода личностный кризис родителей ребенка, когда нужно взглянуть на себя со стороны, осознать недостатки своего характера, перестроить отношение и стать более зрелой и созидающей личностью. Если родители не преодолевают кризис конструктивным образом, то используют детей как объект отреагирования, замещения, т.е. «преодолевают» свой личностный  кризис по существу ценой развития невроза у ребенка.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние изобразительного искусства на формирование личности ребенка

Фрагменты методических разработок. "Путь от живой природы к художественному образу....

Роль родителей в формировании личности ребенка

 Что же такое осознанное и ответственное родительство? Кто, где и когда должен приложить свою голову, сердце и руку к тому, чтобы каждый зародившийся человек имел право на жизнь, чтобы не ...

Влияние эстетического воспитания на формирование личности ребенка

Эстетическое образование, приобщение детей к сокровищнице мировой культуры и искусства – музыке, живописи, хореографии – все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического восп...

Влияние природы на формирование личности ребенка

Все чаще мелькает в печати выражение «хищническое, жестокое отношение к природе». Почему же человек – венец всего живого, приобретя силу и власть над миром природы, все меньше ценит ее?...

Стили семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка

В материалах представлена классификация стилей семейного воспитания по Г.Крайгу. Дана их характеристика, информация о том, как влияет стиль воспитания на формирование личности ребенка. Каждый из стиле...

Статья: "Пример родителей - основа формирования личности ребенка"

В статье показаны примеры из жизни по воспитанию детей....