Влияние природы на формирование личности ребенка
статья по экологии на тему
Все чаще мелькает в печати выражение «хищническое, жестокое отношение к природе». Почему же человек – венец всего живого, приобретя силу и власть над миром природы, все меньше ценит ее?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 15.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние природы на формирование личности ребенка
Все чаще мелькает в печати выражение «хищническое, жестокое отношение к природе». Почему же человек – венец всего живого, приобретя силу и власть над миром природы, все меньше ценит ее?
Воспитание злобы или добра начинается в раннем детстве, задолго до того, как малыш скажет «мама» или начнет ходить. Его погремушки изображают рыбку, птичку, на его чашечке и распашонке нарисованы цыплята, мишки и зайчики. Малыш замечает, что первое существо, которое не похоже ни на маму, ни на папу, это кошка, собака или птица.
В мире природы ребенок начинает свое путешествие и познание. Этот мир волнует его, будит интересы, воображение, фантазию. Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту живой природы, любоваться пестрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.
Формирование представлений о природе в нашей жизни осуществляется с младшего возраста на материале разделов программы М.А.Васильевой «Ознакомление с природой», а также по «Программе экологического воспитания дошкольников», разработанной С.Н.Николаевой.
Экологическое воспитание детей старшей группы осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх, в беседах с детьми, в рассматривании картин и иллюстраций).
На занятиях дети знакомятся с конкретными видами комнатных растений, растущих в группе. Дети знают их названия, характерные особенности, что они живые существа и у них есть потребности в определенных условиях жизни: всем растениям нужна земля, вода, свет, тепло, воздух. Без этих условий они не могут оставаться живыми. На практических занятиях дети научились ухаживать за растениями.
На прогулках знакомим детей с деревьями и кустарниками. Особое внимание обращаем на то, что каждое дерево имеет свою судьбу и свой характер. И однажды предложила ребятам выбрать среди них друзей и дать им имена (березка-подружка, елка-колючий ежик, дуб-добрый дедушка и т.д.). Необходимо постоянно подчеркивать, что растения – равноправные с нами жители планеты. Не надо бояться присваивать им человеческие черты и чувства. Можно вспомнить сказки, как растения помогали людям, например, сказку «Гуси-лебеди». Мы рассказывали детям, что растения «чувствуют» добрых и злых людей, добрые и злые мысли. (В доме доброго человека комнатные растения всегда лучше растут и чаще цветут).
Не надо стесняться говорить с растениями, отвечать за них. Необходимо дать полную свободу детской фантазии. Чем раскованнее, эмоциональнее будут прогулки, тем интереснее будет детям, тем легче они запомнят названия растений и их основные физиологические свойства. Не забываем мы и о травах. Они тоже достойны внимания, и среди них можно найти себе добрых друзей. Рассказываем ребятам о самых простых и распространенных лекарственных растениях, таких как череда, мать-и-мачеха, крапива, ромашка. И когда дети научатся чувствовать природу, все животные и растения превратятся в их добрых знакомых. Выйдя на улицу, они уже не будут одиноки, их окружают друзья, которым можно сказать: «Привет! Как поживаешь?» Вырастает уважение к окружающему миру, дети утратят дурную привычку ломать ветки, рвать цветы, исчезнет желание схватить, присвоить, подчинить.
На занятиях и в беседах постоянно объясняем детям, что все в природе взаимосвязано: одно событие связано с другим, одно звено цепляется за другое. Можно построить свой рассказ по принципу – «друзья-враги», например, воробей дружит с колючим боярышником, там он укрывается от врагов – кошек и ворон. Осока и камыш дружат с водой, которой постоянно питаются. Для снятия напряжения и закрепления знаний можно использовать подвижные игры («Воробьи и кот»).
И конечно, не надо бояться привлекать внимание детей к экологическим проблемам. Наши дети знают, что хорошо, а что плохо. Системно ведем беседы и рассказы на тему, что нельзя мыть в речках и озерах машины, от этого гибнет рыба, необходимо беречь природу. Также большое внимание уделяем ознакомлению детей с птицами. В большинстве случаев занятия проводим на природе. Например, зимой можно увидеть красногрудых снегирей на кроне ясеня, который густо усыпан семенами-крылатками. Понаблюдав за этой птицей, ведем вкратце беседу о ней. При этом большое внимание уделяется эмоциональной стороне этой встречи, создаем атмосферу радости, счастья от увиденного. В теплый весенний день непременно слушаем звонкую песню синичек. И активизируем каждого ребенка в рассказе, о чем поет эта птица (поет о том, что день стал длиннее, скоро придет весна и тогда надо будет свить гнездо и найти себе подругу, чтобы вместе вывести птенцов).
Большое внимание уделяем ознакомлению детей с насекомыми. На поверхности и в верхнем слое почвы жизнь бьет ключом! Там работают невидимые «фабрики» по переработке отмерших частей растений и по созданию плодородного слоя почвы. Поэтому никогда не нужно поджигать весной сухую траву. Огонь губит не только нежные ростки трав, но и уничтожает миллиарды живых существ, так необходимых для сохранения плодородия. Это и бактерии, и черви, и различные личинки насекомых.
Подводя итог, мы понимаем, что в природе нет мелочей. И важно, чтобы дети научились не только оберегать и любить все живое, но и прослеживать последствия действий человека. Наша цель – вырастить молодое поколение ответственным, мудрым, экологически мыслящим. Вся надежда на наших детей, им предстоит исправлять ошибки прошлых поколений и спасать такую маленькую, хрупкую и такую большую нашу планету. И, кто знает, может быть, через пятьдесят или сто лет человечество обретет «потерянный рай», научится жить в гармонии и дружбе со всеми живыми существами. Давайте надеяться!...
Т. И. Зенина
воспитатель МДОУ
детский сад № 156. г. Уфы.
По материалам журнала «Табигат» № 7, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние изобразительного искусства на формирование личности ребенка
Фрагменты методических разработок. "Путь от живой природы к художественному образу....
Влияние эстетического воспитания на формирование личности ребенка
Эстетическое образование, приобщение детей к сокровищнице мировой культуры и искусства – музыке, живописи, хореографии – все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического восп...
Человек, воспитанный природой: влияние природы на формирование и развитие личности
Педагоги во все времена заявляли и заявляют о решающем влиянии окружающей среды, быта, условий труда и отдыха, социального окружения на формирование мировоззрения и нравственности личности. Природа - ...
Стили родительского воспитания и их влияние на формирование личности ребенка.
http://www.ya-roditel.ru/...
Стили семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка
В материалах представлена классификация стилей семейного воспитания по Г.Крайгу. Дана их характеристика, информация о том, как влияет стиль воспитания на формирование личности ребенка. Каждый из стиле...
Влияние личностных свойств родителей на формирование личности ребенка
В статье идет речь о том, как личностные особенности родителей влияют на развитие ребенка. Какие качества родителей являются крайне неблагоприятными для ребенка и почему личностные качества роди...
Стили родительского воспитания и их влияние на формирование личности ребенка.
Стили родительского воспитания и их влияние на формирование личности ребенка....