Стили семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка
консультация по психологии

Королева Наталья Александровна

В материалах представлена классификация стилей семейного воспитания по Г.Крайгу. Дана их характеристика, информация о том, как влияет стиль воспитания на формирование личности ребенка. Каждый из стилей представлен в виде ролевой ситуации, которую можно обыграть и использовать в качестве яркой иллюстрации данного стиля при консультировании родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стили семейного воспитания

и их влияние на формирование личности ребенка

В материалах представлена классификация стилей семейного воспитания по Г.Крайгу. Дана их краткая характеристика, информация о том, как влияет стиль воспитания на формирование личности ребенка. Каждый из стилей представлен в виде ролевой ситуации, которую можно обыграть и использовать в качестве яркой иллюстрации данного стиля при консультировании родителей.

    Либерально-попустительский  стиль

Отсутствие требований

+

удовлетворение всех потребностей

Родители добродушны, никогда не наказывают и позволяют делать всё, что хочется. Но для ребёнка это вред. Отсутствие хоть каких-то границ, правил способствуют нарастанию тревоги и неуверенности. Ребенок живёт в хаосе, без каких-либо ориентировок, вынужден устанавливать границы сам, не имея поддержки и уверенного взрослого рядом, на которого можно опереться в принятии решения.

Ролевая ситуация:

Оборудование: ширма, 3 колобка (мама, папа, ребенок)

Музыкальное сопровождение: минус песни «На большом воздушном шаре»

Сцена:

Звучит музыка. Родители на ширме, вкатывается Колобок, обращается к родителям.

(музыка затихает)

- Папа, сегодня выходной, ты обещал пойти со мной в кино!

-Колобочек, дорогой, мне сегодня так некогда, нужно починить машину! А вот когда я ее отремонтирую, обязательно поедем и в кино, и в парк…. Ты у меня такой умница, иди, погуляй, покатайся на новом самокате, такая погода хорошая!

Папа уходит (музыка громче)

Колобок подкатывается к маме (музыка затихает)

- Мама, мама, пойдем в кино!

- Ой, мой сладкий, любимый, самый лучший в мире Колобочек! Обязательно сходим, только в другой раз, у меня же сегодня фитнес, я побежала! Я уже опаздываю! На кухне я тебе оставила столько сладостей! Выбирай любые. А еще можешь взять мой ноутбук и поиграть!

Мама уходит (музыка громче)

Музыка затихает Монолог Колобка.

- Хм… Чем бы заняться?...

Колобок смотрит вправо.

- Пойти погулять?! К Зайцу закатиться, попугать его?... Или Лису подразнить?...

Колобок смотрит влево

- А может, маме скатерть сделать? Она давно хотела новую…. У нее же в шкафу много платьев…Красиво получится!...Я же уже делал из папиной рубашки одежду для игрушек…

Влияние стиля воспитания на формирование личности ребенка

- Дети могут быть активными, решительными, творческими

- Склонны к непослушанию

- Импульсивны в поведении

- Нетребовательны к себе

- Неуверенные в себе

    Индифферентный стиль

                                                  Отсутствие требований

+

       игнорирование потребностей

      с эмоциональным отвержением

По существу, это дети-одиночки. Родителям нет до них никакого дела, и они всячески уклоняются от воспитания, не интересуются их потребностями, чувствами и желаниями, иногда наказывают, но не с целью показать правильное и неправильное поведение, установить границы, а из-за собственных сиюминутных эмоций.

Ролевая ситуация:

Оборудование: ширма, 3 волка (мама, папа, ребенок), нарисованный ноутбук, смартфон

Музыкальное сопровождение: минус песни «А нам все равно»

Сцена:

Звучит музыка. Родители на ширме, папа в ноутбуке, мама с телефоном в руках, забегает Волчонок, обращается к родителям истерично:

(музыка затихает)

- Мама, папа, поиграйте со мной!

Молчание родителей. Они продолжают заниматься своим делом…

Волчонок мечется между родителями:

- Ну порисуйте со мной!

Молчание родителей. Они продолжают заниматься своим делом…

Волчонок:

- Ну погуляйте со мной!

Папа, не отрываясь от ноутбука, жестким голосом:

- Отойди! Не мешай! Не видишь, я занят!!! Сколько можно повторять!

Мама, продолжая смотреть в телефон:

- Сказано тебе, не мешай! Тебе же бабушка телефон купила – иди и играй! И игрушки свои собери, на выходные поедешь к бабушке, мы хоть отдохнем!

 (музыка громче)

Влияние стиля воспитания на формирование личности ребенка

- Дети с незрелой самостоятельностью

- Импульсивны

- Склонны к отклоняющемуся поведению

- Имеют проблемы с учебой, самооценкой

- Несформированная полоролеваяпринадлежность

- Могут вести саморазрушительный образ жизни

Авторитарный стиль

Высокие требования

+

       Игнорирование потребностей

Этот стиль воспитания предполагает наличие строгих правил, отказ обсуждать проблемы, частое использование запретов без объяснения причин, суровое наказание за плохое поведение.

У детей нет свободы и самостоятельности. Дети не учатся принимать решения и нести ответственность за них. Ребёнок обучается тому, что его потребности не важны, так как взрослый, придерживающийся данного типа воспитания, как правило, игнорирует их. Соответственно, дети, выросшие в таких семьях, теряют контакт с собственным «Я», не могут выявить и удовлетворить собственные потребности.

Ролевая ситуация:

Оборудование: ширма, 2 медведя (мама и ребенок), одеяло, матрас.

Музыкальное сопровождение: минус песни «Бим Бом».

Сцена:

Звучит музыка. Утро. Медвежонок спит на кровати под одеялом. Мама вбегает в комнату к медвежонку и, срывая одеяло, кричит:

(музыка затихает)

- Вставай быстрее!

Медвежонок ворочается с боку на бок и говорит:

- Ммммм….

Мама:

- Долго я тебя буду ждать?! Я из-за тебя на работу опоздаю!

Медвежонок встает с постели.

Мама:

- Иди умывайся и быстро одевайся!

Медвежонок умоляюще:

- Мама, я хочу сегодня надеть красную кофточку.

Мама:

- Одевай ту,зеленую, она на твоем стуле!

Медвежонок хнычет:

- Я хочу краснуююю…

Мама:

- Я уже сказала тебе, что одевать! У тебя ровно одна минута!

Медвежонок сердито:

- Тогда я возьму машинку в садик!

Мама:

- Я тебе возьму! Опять сломаешь! Все, выходим!

(музыка громче)

Влияние стиля воспитания на формирование личности ребенка

- Дети замкнуты и боязливы

- Сдержанны в эмоциях

- Раздражительны

- Склонны к конфликтам

- Дисциплинированны (вынужденные исполнители)

- Не уверены в себе, имеют очень низкую самооценку

- Зависят от мнения окружающих

Авторитетный (демократический) стиль

                                            Адекватные требования

+

уважение к потребностям

Родители вовлечены в жизнь ребёнка, чутко реагируют на его потребности, но не допускают вседозволенности. Наказание в таких семьях — не месть за плохое поведение, а естественные последствия и ответственность за поступки ребёнка. Родители учат устанавливать границы, принимать решения и нести за них ответственность, помогают распознавать и управлять своими эмоциями. Дети в таких семьях осознают свои желания и возможности для их удовлетворения. Данный стиль воспитания способствует взращиванию идентичной личности с хорошими границами и контактом с собственным «я», с высокой самооценкой, уважением к себе и к окружающим.

Ролевая ситуация:

Оборудование: ширма, 3 зайца (мама, папа, ребенок), нарисованная вывеска «Магазин».

Музыкальное сопровождение: минус песни «Неприятность эту мы переживем»

Сцена:

Звучит музыка. Родители с ребенком на ширме, мама и папа держат Зайчонка за руки.

(музыка затихает)

Зайчонок обращается к родителям:

- Мама, папа, а вы мне что-нибудь купите?

Папа:

- А что бы ты хотел, Зайчонок?

- Я хочу сладости!

Мама:

- Зайчонок, а ты помнишь, что случилось в прошлый раз, когда ты съел много конфет?

Зайчонок:

- У меня покраснели щечки…

Мама:

- Да, а ты помнишь, что сказал врач?

Зайчонок:

- Он сказал, что мне можно есть только одну или две конфеты.

Мама:

- Да, Зайчонок, ты все правильно запомнил, умничка!

Папа:

- Сынок, а когда тебе их можно есть?

Зайчонок:

- После супа или каши.

Мама обращается к папе:

Ну что, купим нашему Зайчонку конфеты? Он знает, когда и сколько их можно есть.

Зайчонок:

- Ура! Спасибо! Мама, папа, я и вас угощу! А потом, когда мы пообедаем, вы почитаете опять мне сказку?

Мама:

- Конечно, почитаем, Зайчонок!

Папа:

- И я послушаю!

Родители целуют Зайчонка и берут его за руки.

(музыка громче)

Влияние стиля воспитания на формирование личности ребенка

- Дети адаптированы

- Уверены в себе

- Энергичны

- Ответственны

- Хорошо развито чувство собственного достоинства, социальные навыки и самоконтроль

- Могут поддерживать баланс между своими желаниями и желаниями окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка»

Родительское собрание в 6А классе с применением активных форм работы с родителями. Разработка конспекта и проведение собрания выполнены совместно с классным руководителем 6Б класса, Петровой К.А....

Родительский всеобуч "Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности"

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Но семья может выступать в качестве к...

Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка

        Стиль семейного воспитания - это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в...

Стили родительского воспитания и их влияние на формирование личности ребенка.

Стили родительского воспитания и их влияние на формирование личности ребенка....

Родительское собрание "Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка с ОВЗ"

Родительское собрание - тренинг "Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка с ОВЗ"...