Стили семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка
консультация по психологии
В материалах представлена классификация стилей семейного воспитания по Г.Крайгу. Дана их характеристика, информация о том, как влияет стиль воспитания на формирование личности ребенка. Каждый из стилей представлен в виде ролевой ситуации, которую можно обыграть и использовать в качестве яркой иллюстрации данного стиля при консультировании родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stili_semeynogo_vospitaniya_i_ih_vliyanie_na_formirovanie_lichnosti_rebenka.docx | 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Стили семейного воспитания
и их влияние на формирование личности ребенка
В материалах представлена классификация стилей семейного воспитания по Г.Крайгу. Дана их краткая характеристика, информация о том, как влияет стиль воспитания на формирование личности ребенка. Каждый из стилей представлен в виде ролевой ситуации, которую можно обыграть и использовать в качестве яркой иллюстрации данного стиля при консультировании родителей.
Либерально-попустительский стиль
Отсутствие требований
+
удовлетворение всех потребностей
Родители добродушны, никогда не наказывают и позволяют делать всё, что хочется. Но для ребёнка это вред. Отсутствие хоть каких-то границ, правил способствуют нарастанию тревоги и неуверенности. Ребенок живёт в хаосе, без каких-либо ориентировок, вынужден устанавливать границы сам, не имея поддержки и уверенного взрослого рядом, на которого можно опереться в принятии решения.
Ролевая ситуация:
Оборудование: ширма, 3 колобка (мама, папа, ребенок)
Музыкальное сопровождение: минус песни «На большом воздушном шаре»
Сцена:
Звучит музыка. Родители на ширме, вкатывается Колобок, обращается к родителям.
(музыка затихает)
- Папа, сегодня выходной, ты обещал пойти со мной в кино!
-Колобочек, дорогой, мне сегодня так некогда, нужно починить машину! А вот когда я ее отремонтирую, обязательно поедем и в кино, и в парк…. Ты у меня такой умница, иди, погуляй, покатайся на новом самокате, такая погода хорошая!
Папа уходит (музыка громче)
Колобок подкатывается к маме (музыка затихает)
- Мама, мама, пойдем в кино!
- Ой, мой сладкий, любимый, самый лучший в мире Колобочек! Обязательно сходим, только в другой раз, у меня же сегодня фитнес, я побежала! Я уже опаздываю! На кухне я тебе оставила столько сладостей! Выбирай любые. А еще можешь взять мой ноутбук и поиграть!
Мама уходит (музыка громче)
Музыка затихает Монолог Колобка.
- Хм… Чем бы заняться?...
Колобок смотрит вправо.
- Пойти погулять?! К Зайцу закатиться, попугать его?... Или Лису подразнить?...
Колобок смотрит влево
- А может, маме скатерть сделать? Она давно хотела новую…. У нее же в шкафу много платьев…Красиво получится!...Я же уже делал из папиной рубашки одежду для игрушек…
Влияние стиля воспитания на формирование личности ребенка
- Дети могут быть активными, решительными, творческими
- Склонны к непослушанию
- Импульсивны в поведении
- Нетребовательны к себе
- Неуверенные в себе
Индифферентный стиль
Отсутствие требований
+
игнорирование потребностей
с эмоциональным отвержением
По существу, это дети-одиночки. Родителям нет до них никакого дела, и они всячески уклоняются от воспитания, не интересуются их потребностями, чувствами и желаниями, иногда наказывают, но не с целью показать правильное и неправильное поведение, установить границы, а из-за собственных сиюминутных эмоций.
Ролевая ситуация:
Оборудование: ширма, 3 волка (мама, папа, ребенок), нарисованный ноутбук, смартфон
Музыкальное сопровождение: минус песни «А нам все равно»
Сцена:
Звучит музыка. Родители на ширме, папа в ноутбуке, мама с телефоном в руках, забегает Волчонок, обращается к родителям истерично:
(музыка затихает)
- Мама, папа, поиграйте со мной!
Молчание родителей. Они продолжают заниматься своим делом…
Волчонок мечется между родителями:
- Ну порисуйте со мной!
Молчание родителей. Они продолжают заниматься своим делом…
Волчонок:
- Ну погуляйте со мной!
Папа, не отрываясь от ноутбука, жестким голосом:
- Отойди! Не мешай! Не видишь, я занят!!! Сколько можно повторять!
Мама, продолжая смотреть в телефон:
- Сказано тебе, не мешай! Тебе же бабушка телефон купила – иди и играй! И игрушки свои собери, на выходные поедешь к бабушке, мы хоть отдохнем!
(музыка громче)
Влияние стиля воспитания на формирование личности ребенка
- Дети с незрелой самостоятельностью
- Импульсивны
- Склонны к отклоняющемуся поведению
- Имеют проблемы с учебой, самооценкой
- Несформированная полоролеваяпринадлежность
- Могут вести саморазрушительный образ жизни
Авторитарный стиль
Высокие требования
+
Игнорирование потребностей
Этот стиль воспитания предполагает наличие строгих правил, отказ обсуждать проблемы, частое использование запретов без объяснения причин, суровое наказание за плохое поведение.
У детей нет свободы и самостоятельности. Дети не учатся принимать решения и нести ответственность за них. Ребёнок обучается тому, что его потребности не важны, так как взрослый, придерживающийся данного типа воспитания, как правило, игнорирует их. Соответственно, дети, выросшие в таких семьях, теряют контакт с собственным «Я», не могут выявить и удовлетворить собственные потребности.
Ролевая ситуация:
Оборудование: ширма, 2 медведя (мама и ребенок), одеяло, матрас.
Музыкальное сопровождение: минус песни «Бим Бом».
Сцена:
Звучит музыка. Утро. Медвежонок спит на кровати под одеялом. Мама вбегает в комнату к медвежонку и, срывая одеяло, кричит:
(музыка затихает)
- Вставай быстрее!
Медвежонок ворочается с боку на бок и говорит:
- Ммммм….
Мама:
- Долго я тебя буду ждать?! Я из-за тебя на работу опоздаю!
Медвежонок встает с постели.
Мама:
- Иди умывайся и быстро одевайся!
Медвежонок умоляюще:
- Мама, я хочу сегодня надеть красную кофточку.
Мама:
- Одевай ту,зеленую, она на твоем стуле!
Медвежонок хнычет:
- Я хочу краснуююю…
Мама:
- Я уже сказала тебе, что одевать! У тебя ровно одна минута!
Медвежонок сердито:
- Тогда я возьму машинку в садик!
Мама:
- Я тебе возьму! Опять сломаешь! Все, выходим!
(музыка громче)
Влияние стиля воспитания на формирование личности ребенка
- Дети замкнуты и боязливы
- Сдержанны в эмоциях
- Раздражительны
- Склонны к конфликтам
- Дисциплинированны (вынужденные исполнители)
- Не уверены в себе, имеют очень низкую самооценку
- Зависят от мнения окружающих
Авторитетный (демократический) стиль
Адекватные требования
+
уважение к потребностям
Родители вовлечены в жизнь ребёнка, чутко реагируют на его потребности, но не допускают вседозволенности. Наказание в таких семьях — не месть за плохое поведение, а естественные последствия и ответственность за поступки ребёнка. Родители учат устанавливать границы, принимать решения и нести за них ответственность, помогают распознавать и управлять своими эмоциями. Дети в таких семьях осознают свои желания и возможности для их удовлетворения. Данный стиль воспитания способствует взращиванию идентичной личности с хорошими границами и контактом с собственным «я», с высокой самооценкой, уважением к себе и к окружающим.
Ролевая ситуация:
Оборудование: ширма, 3 зайца (мама, папа, ребенок), нарисованная вывеска «Магазин».
Музыкальное сопровождение: минус песни «Неприятность эту мы переживем»
Сцена:
Звучит музыка. Родители с ребенком на ширме, мама и папа держат Зайчонка за руки.
(музыка затихает)
Зайчонок обращается к родителям:
- Мама, папа, а вы мне что-нибудь купите?
Папа:
- А что бы ты хотел, Зайчонок?
- Я хочу сладости!
Мама:
- Зайчонок, а ты помнишь, что случилось в прошлый раз, когда ты съел много конфет?
Зайчонок:
- У меня покраснели щечки…
Мама:
- Да, а ты помнишь, что сказал врач?
Зайчонок:
- Он сказал, что мне можно есть только одну или две конфеты.
Мама:
- Да, Зайчонок, ты все правильно запомнил, умничка!
Папа:
- Сынок, а когда тебе их можно есть?
Зайчонок:
- После супа или каши.
Мама обращается к папе:
Ну что, купим нашему Зайчонку конфеты? Он знает, когда и сколько их можно есть.
Зайчонок:
- Ура! Спасибо! Мама, папа, я и вас угощу! А потом, когда мы пообедаем, вы почитаете опять мне сказку?
Мама:
- Конечно, почитаем, Зайчонок!
Папа:
- И я послушаю!
Родители целуют Зайчонка и берут его за руки.
(музыка громче)
Влияние стиля воспитания на формирование личности ребенка
- Дети адаптированы
- Уверены в себе
- Энергичны
- Ответственны
- Хорошо развито чувство собственного достоинства, социальные навыки и самоконтроль
- Могут поддерживать баланс между своими желаниями и желаниями окружающих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка»
Родительское собрание в 6А классе с применением активных форм работы с родителями. Разработка конспекта и проведение собрания выполнены совместно с классным руководителем 6Б класса, Петровой К.А....
Родительский всеобуч "Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности"
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Но семья может выступать в качестве к...
Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка
Стиль семейного воспитания - это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в...
Стили родительского воспитания и их влияние на формирование личности ребенка.
http://www.ya-roditel.ru/...
Стили родительского воспитания и их влияние на формирование личности ребенка.
Стили родительского воспитания и их влияние на формирование личности ребенка....
Родительское собрание "Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка с ОВЗ"
Родительское собрание - тренинг "Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка с ОВЗ"...