Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Оха им. А.Е. Буюклы
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ СОШ №1 г. Охи им. А.Е. Буюклы Приказ №___355-ОД____________ От «__03___» ______09______2018г.
Программа Семинаров-практикумов с педагогическим коллективом «ДОЛЖЕН БЫТЬ ЛУЧШИЙ ПУТЬ» Срок реализации: 3 года
Составитель: Педагог-психолог Полунина Татьяна Сергеевна
г. Оха
Информационная карта программы Цель. Выработать представление о том, в каком направлении и как будет осуществляться развитие школы. Задачи. Пробудить желание двигаться в направлении позитивных изменений, четко видя поставленную цель и используя наиболее выигрышные средства и способы ее достижения. Способствовать сплочению участников для достижения поставленной цели. Участники. Администрация школы, педагог-психолог, учителя. Время проведения. Программа рассчитана на 3 года. Внеурочное время, 3 занятие в год Проведение занятий осуществляет педагог-психолог: Валуйская Т.С.
ЗАНЯТИЕ №1«Мотивационный менеджмент для педагога»Способствовать сплочению участников; начать разработку концепции развития учреждения (состояние, сферы развития, планируемый результат). Дать понятие мотивации и профессионального саморазвития. 1. Формулирование правил работыВедущий. Сегодня мы начинаем работу в семинаре-тренинге, который называется «Должен быть лучший путь», а речь пойдет о перспективах развития детского сада. Перед нами стоит очень интересная задача: не только изучить поле деятельности, но и определить возможности выращивания на этом поле чего-то качественно нового и полезного. Я думаю, что мы способны с этим справиться. На любом тренинге принято формулировать правила работы. Я хочу предложить следующие (правила записаны на доске): Правило общей активности Результат работы зависит от активности каждого участника и группы в целом. Правило времени Мы не тратим зря свое и чужое время. Время работы и время отдыха определяется ведущим. Правило разделения мыслей и чувств Требуется поделиться мыслями — делимся своими размышлениями, рассуждениями, умозаключениями. Требуется поделиться чувствами — сообщаем о том, что ощущаем, переживаем, чувствуем. Запрещены оценочные суждения и оскорбления. Правило единовременности В обсуждении участвуют все в порядке очередности. Говорит всегда только один, все остальные слушают. Участники могут предложить свои правила. 2. Формулирование цели и предполагаемого результата деятельности Ведущий. Прежде чем приступить к нашей работе, давайте определимся в понятиях и терминах. Концепция — 1. Система взглядов, то или иное понимание процессов, явлений. 2. Единый, определенный замысел, ведущая мысль. Развитие — закономерное, качественное изменение, характеризующееся как необратимое и направленное. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта. Ведущий. Давайте обсудим, есть ли необходимость формулирования единого замысла развития детского сада, если есть, то почему? Что бы вы хотели получить в результате нашей совместной работы? 3. Упражнение «Нас с вами объединяет...»Ведущий. Сделаем первый шаг и для разминки выполним такое упражнение. Один из участников кидает мяч другому со словами: «Я думаю, нас с вами объединяет...» Далее вы называете какое-то качество или поведенческую особенность (не называем пол, возраст, цвет волос, глаз и т.д.). Тот, кто получает мяч, говорит: «Я согласен», если он согласен, или «Я подумаю», если он не согласен. Этот человек продолжает игру дальше, кидая мяч кому-то другому. Каждый раз мяч попадает к новому участнику до тех пор, пока мяч не получит каждый. 4.«Настоящее состояние»Работа над концепцией учреждения ведется по следующему плану: — каждый участник пишет пять самых сильных сторон (достоинств) детского сада и пять самых слабых сторон (уязвимых мест); — составляются общие списки; — каждый из участников ранжирует названные в общем списке и сильные, и слабые стороны; — по рангам выделяются пять основных качеств в списке достоинств; — обращается внимание, что пять сильных сторон являются безусловным преимуществом детского сада, фундаментом ее деятельности и не должны в процессе развития быть утеряны; — список «уязвимых мест» делим на 3 категории: требующие немедленного действия, требующие длительного действия, трудные для решения. 5. «Кристалл развития»Ведущий. Чтобы развитие детского сада было гармоничным, оно должно включать 4 сферы: материальная база, функционирование (достижения); связи (контакты), представление о будущем. Вся энергия, направленная на эти 4 сферы, равна 100%. Давайте определим, сколько энергии затрачивается в настоящий момент на каждую из представленных сфер. На какие сферы нам следует направить свою энергию, чтобы развитие было гармоничным? 6. Коллективное сочинение «Идеальный детский сад»Ведущий. Предлагаю направить нашу энергию в сферу «Представление о будущем». Сейчас мы будем писать коллективное сочинение о том, какой будет детский сад, если нам удастся достичь желаемого результата. Представьте, что это уже случилось. Что вы будете видеть, слышать, чувствовать, приходя на работу? Писать сочинение мы будем следующим образом: каждый начинает работу на своем листе. Написав первый абзац, передаете лист соседу справа. Так продолжайте делать до тех пор, пока ваш лист не вернется к вам. Сочинения зачитываются и вывешиваются на доске. 7. Подведение итоговКакие чувства Вы испытывали в ходе сегодняшней работы и что вы чувствуете сейчас? Что в работе было для вас самым полезным, самым интересным, самым приятным? ЗАНЯТИЕ № 2«Формирование имиджа современного педагога»Задачи: Помочь участникам семинара осознать личную ответственность на пути развития; задействовать «спящие» резервы; создать атмосферу поддержки и взаимопонимания. Дать понятие имиджа современного педагога. Влияние имиджа на успех педагога. Педагогическое мастерство. 1. Рефлексия предыдущего занятияВедущий. Какие чувства и какие мысли, связанные с содержанием семинара-тренинга, возникали у вас в перерыве работы? Что чувствуете сейчас? 2. «Приятное воспоминание»Предлагаю начать наше занятие с приятных воспоминаний, связанных с вашими успехами на работе. Вспомните такой случай, опишите ситуацию и ваши переживания, связанные с успехом. 3. «Мои резервы»А сейчас давайте поговорим о том, в чем вы свой успех ощущаете постоянно. Упражнение будете выполнять следующим образом: первый участник сообщает, что он делает на работе особенно хорошо и с удовольствием (от 3 до 5 действий); другие участники добавляют: «А еще я знаю, что вы...» (и проговариваются еще какие-то особенности, умения, способности). 4. «Шаги прогресса»Предлагаю еще раз вспомнить, к какому результату мы стремимся (зачитываются отрывки из сочинений «Идеальный детский сад»). Напоминаю, что энергию мы решили направить на то, чтобы наши уязвимые места сделать сильными сторонами, при этом развивая следующие сферы... (обращение к «Кристаллу развития»). А сейчас каждый пусть нарисует 5 ступенек. На второй ступеньке напишите «завтра», на третьей — «через неделю», на четвертой — «через месяц», на пятой — «через год». Держа в фокусе внимания цель и желаемый результат, подумайте, что вы на своем рабочем месте можете сделать для развития детского сада на каждой ступеньке? Напишите. Ответьте на три вопроса: Как Вы узнаете, что достигли успеха? Как узнают другие, что вы достигли успеха? Как вы докажете скептику, что достигли успеха? Через 15 минут проводим обсуждение. 5. «Поддержка и взаимодействие»Ведущий. Давайте создадим группы взаимодействия и взаимоподдержки для реализации задуманного (создается схема взаимодействия). Кто еще из детского сада, помимо работников детского сада может помочь в реализации задуманного? Когда вы достигнете успеха, как вы себя поощрите? Рассмотрите список стимулов. Какое административное стимулирование было бы для вас наиболее значимым? Список возможных стимулов Почетная грамота, благодарственное письмо, выражение благодарности в приказе. Знаки восторженного внимания со стороны воспитанников. Цветы. Презенты от родителей. Дни, добавленные к отпуску. Возможность проводить в жизнь новую программу. Поддержка администрации. Возможность поехать в другой город повышать квалификацию в рабочее время. Обеспечение профессионально значимыми книгами. Повышение заработной платы. Внимание со стороны администрации к вашим достижениям. Предоставление путевки в санаторий, дом отдыха, туристическая поездка. Билеты на спектакль, концерт. Премия. Оплата путевки в лагерь для ребенка. Отгулы во время каникул. Новое оборудование и мебель для группы. Сокращение диапазона требований. Освобождение от ненужной отчетности. Публичная похвала. Направление на различные семинары и конференции. Установление наиболее удобного графика работы. Участие в профессиональном конкурсе. 6. «Синдром щуки»Ведущий. Сейчас мне хочется рассказать вам о результатах одного эксперимента. Щуку поместили в одной половине большого аквариума, а в другой половине за стеклянной перегородкой свободно плавали многочисленные мелкие рыбешки. Когда щука становилась голодной, она делала попытки достать рыбешек, однако с каждой новой попыткой лишь врезалась мордой в стеклянную перегородку. Постепенно щука поняла, что достать рыбешек — невыполнимая задача, и смирилась со своей участью. Когда перегородку аккуратно убрали, щука, к удивлению, не атаковала рыбешек, даже если они отважно плавали вокруг нее. Данное явление получило название «Синдром щуки», который характеризуется: — игнорированием изменений в ситуации; — предположением о полной осведомленности; — склонностью к чрезмерному обобщению; — слепым следованием прошлому опыту; — неспособностью действовать в стрессовом состоянии; — отказом от рассмотрения альтернатив; — чувством жертвы окружающей среды; — неспособностью проанализировать ощущаемые принуждения. Чтобы не подвергнуться «Синдрому щуки», займемся прогнозированием. 7. «От реакции — к акциям»Напишите 5 событий, которые могут и должны произойти в ближайшее время в детском саду, городе, стране, которые могут как-то повлиять на процесс развития детского сада. Проранжируйте события в порядке их значимости и степени влияния (составляется общий список по рангам из пяти событий). Давайте подумаем, какой шанс есть в каждом событии для развития детского сада и чем мы рискуем? (Составляется таблица: событие — шанс — риск). Что мы можем сделать уже сейчас, когда событие еще не наступило, чтобы увеличить шанс и уменьшить риск? 8. Рефлексия всего занятияЧто вы чувствовали во время сегодняшней работы и что чувствуете сейчас? На ваших лесенках осталась незанятой первая ступенька, что вы сделали уже сегодня на пути к достижению цели, что полезного, важного и интересного вы унесете сегодня отсюда? ЗАНЯТИЕ № 3«Тайм-менеджмент для педагога»Задачи. Целеполагание. Достижение целей. «Поглотители времени». Умение управлять своими временными ресурсами. Расстановка приоритетов. Продемонстрировать участникам, как распознавать и преодолевать сопротивление изменениям; развивать стратегическое, корпоративное, инновационное мышление и поведение участников. 1. Рефлексия предыдущего занятияВедущий. Какие чувства и какие мысли, связанные с содержанием семинара-тренинга, возникали у вас в перерыве работы? Что чувствуете сейчас? 2. РазминкаВам предлагаются три афоризма: Правила — живая динамичная сила, которая в высшей степени влияет на жизнь людей (В. Сатир). Хорошие правила должны облегчать жизнь, а не усложнять ее (народная мудрость). Правила создаются для того, чтобы их нарушать (лозунг анархистов). Какое из данных высказываний определяет ваше отношение к правилам? 3. «Синектика»Ведущий. История прогресса знает примеры, когда свежий, нетривиальный взгляд на вещи приводил к совмещению разнородных элементов и тем самым — к открытиям. Нам тоже предстоит сделать сегодня открытие. Каждая малая группа находит основание для связи двух понятий: правила внутреннего распорядка и развитие учреждения (детского сада). На подготовку проекта — 10 минут, на выступление — 3 минуты. 4. «Советник на минуту»Ведущий. Каждый из здесь присутствующих хотя бы раз за время работы нарушил какое-нибудь правило. Вспомните этот момент. Запишите на верхней части листа, сложенного «гармошкой», фамилию, имя, отчество, нарушенное правило и в чем это нарушение выражалось. Передайте «гармошку» соседу справа. Он должен написать: «Мне кажется, ты нарушил правило, потому что...» Отвернув один сгиб «гармошки», закрыв написанное, передаем листки до тех пор, пока не вернется свой. Читаем написанное про себя и подводим итоги следующим образом: «Я нарушил данное правило, и это дало мне следующие преимущества (перечислить), но при этом я потерял... (перечислить). 5. РефлексияЧто вы чувствовали во время выполнения упражнения? Чем полезно для вас данное упражнение? 6. «Четыре мотива»Ведущий. Американский педагог Рудольф Дрейкурс выделил 4 мотива нарушения правил детьми. Возможно, те же мотивы характерны для воспитателей. Обратимся к таблице: Привлечение внимания Активная форма: делает все, чтобы оказаться в центре внимания. Пассивная форма: демонстрирует поведение «в час по чайной ложке». | Власть Активная форма: вспышки негодования, конфронтация. Пассивная форма: обещание сделать, но в реальности — тихое непослушание. | Месть Активная форма: прямые физические и непрямые психологические акты насилия. Пассивная форма: полное игнорирование попыток контакта. | Избегание неудачи Активная форма: эмоциональный взрыв, отчаяние, слезы. Пассивная форма: откладывание на потом, недоведение до конца, медицинский диагноз. |
Группа делится на 4 подгруппы, каждая получает одно и то же задание, но разные мотивы нарушения правил. Придумайте ситуации, когда в основе типичных нарушений: опоздания, невыполнения распоряжения администрации — лежит мотив___________________. Ситуацию опишите максимально красочно. В вашем примере должны присутствовать факты, наглядно иллюстрирующие наличие именно заданного мотива. 7. «Без принуждения»Ведущий. На пути изменений люди оказывают такое же сопротивление, как и при необходимости соблюдать правила. Предлагаю разработать способы преодоления сопротивления, управляемого мотивами привлечения внимания, власти, мести и избегания неудачи. В ходе работы мы сменим 4 роли (написаны на табличках): «Генераторы идей» — предлагают любые (реальные и нереальные, абсурдные, фантастические, романтические и др.) идеи. Идеи принимаются все, без обсуждения. «Оптимисты» — вскрывают позитивные, конструктивные стороны выдвинутых идей, показывают преимущества идеи для дела, детского сада, администрации и личности, оказывающей сопротивление. «Пессимисты» — вскрывают несостоятельность выдвинутой идеи, отмечают возможные негативные последствия внедрения идеи для дела, детского сада, администрации и личности. Примечание. Педагоги в силу распространенной позиции личностной непогрешимости склонны в этой роли слишком субъективно рассматривать результаты работы. Ведущий должен владеть репертуаром методов помощи участникам, испытавшим слишком сильные негативные чувства в связи с неприятием их идеи. «Реалисты» — выбираем те идеи, которые соответствуют следующим критериям: а) конструктивность и снятие проблем; б) ресурсная и организационная обоснованность; в) практическая реализуемость в ближайшей перспективе. 8. «Увидеть целое»Ведущий. Закончить наш семинар-тренинг мне хочется притчей. Человеку, который много лет искал истину, посоветовали пойти в одну пещеру и разыскать там колодец. «Спроси у колодца, что есть Истина, — сказали ему, — и он тебе ее откроет». Найдя колодец, искатель задал ему этот фундаментальный вопрос. Из глубины пришел ответ: «Иди в деревню, и там, на перекрестке двух дорог, ты найдешь то, что ищешь». Полный надежд и предвкушений, человек побежал в деревню и обнаружил на перекрестке три ничем не примечательные лавки. В одной торговали кусочками металла, в другой — какими-то деревяшками, в третьей — тонкой проволокой. По-видимому, к истине это никакого отношения не имело. Разочарованный искатель вернулся к колодцу, чтобы потребовать объяснений, но услышал только: «Скоро ты поймешь». Он попробовал возражать, но ответом было лишь эхо его собственных восклицаний. Рассердившись, что его оставили в дураках, — а именно так он тогда подумал, — искатель отправился дальше. Шло время, и история с колодцем постепенно забылась, когда одной лунной ночью он услышал звуки ситара. Музыка была прекрасной и исполнялась с великим мастерством и вдохновением. Глубоко тронутый ею, искатель истины почувствовал, что его влечет к игравшему на ситаре. Он смотрел на пальцы, танцующие по струнам, а затем стал рассматривать сам инструмент. И тут он неожиданно воскликнул от радости: ситар был сделан точно из таких металлических и деревянных деталей, какие он видел однажды в трех лавках, не придав им тогда никакого значения. Наконец он понял, о чем поведал ему колодец: нам уже дано все, что нам нужно. Наша задача — собрать это воедино и использовать по назначению. Воспринимая отдельные фрагменты, мы не видим в них никакого смысла. Но как только фрагменты соединяются в целое, появляется новая сущность, природа которой осталась бы скрытой от нас, если бы мы ограничились рассмотрением отдельных фрагментов. 9. Итоговая рефлексияС какими чувствами вы заканчиваете работу? Что полезного, приятного и интересного вы унесете сегодня отсюда?
ЗАНЯТИЕ № 4«Как составить психолого – педагогическую характеристику учащегося»Задачи: Дать основы составления характеристики учащегося. Применения инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка. 1. Рефлексия предыдущего занятияВедущий. Какие чувства и какие мысли, связанные с содержанием семинара-тренинга, возникали у вас в перерыве работы? Что чувствуете сейчас? 2. Основная часть занятий3. Итоговая рефлексияС какими чувствами вы заканчиваете работу? Что полезного, приятного и интересного вы унесете сегодня отсюда?
ЗАНЯТИЕ № 5«Психологический климат класса. Как его изучить?»Задачи: Дать понятие «психологический климат класса», его составляющие. Помочь участникам семинара освоить стандартизированные методики психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся. 1. Рефлексия предыдущего занятияВедущий. Какие чувства и какие мысли, связанные с содержанием семинара-тренинга, возникали у вас в перерыве работы? Что чувствуете сейчас? 2. Основная часть занятий3. Итоговая рефлексияС какими чувствами вы заканчиваете работу? Что полезного, приятного и интересного вы унесете сегодня отсюда? ЗАНЯТИЕ № 6«Как изучить и отследить динамику развития обучающегося»Задачи: Помочь участникам семинара научиться отслеживать динамику развития ребенка, планировать развивающую работу, своевременно направлять к узким специалистам. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия. 1. Рефлексия предыдущего занятияВедущий. Какие чувства и какие мысли, связанные с содержанием семинара-тренинга, возникали у вас в перерыве работы? Что чувствуете сейчас? 2. Основная часть занятий3. Итоговая рефлексияС какими чувствами вы заканчиваете работу? Что полезного, приятного и интересного вы унесете сегодня отсюда? ЗАНЯТИЕ № 7«Ребенок в школе: психологические механизмы адаптации»Задачи: Помочь участникам семинара осознать особенности адаптационного периода. Формирование детско-взрослых сообществ. Социализация обучающихся. 1. Рефлексия предыдущего занятияВедущий. Какие чувства и какие мысли, связанные с содержанием семинара-тренинга, возникали у вас в перерыве работы? Что чувствуете сейчас? 2. Основная часть занятий3. Итоговая рефлексияС какими чувствами вы заканчиваете работу? Что полезного, приятного и интересного вы унесете сегодня отсюда? ЗАНЯТИЕ № 8«Учитель и проблемы дисциплины»Задачи: Помочь участникам семинара осознать основные мотивы «плохого» поведения учащихся; научить методам воздействия на поведение учащихся, нарушающих дисциплину на уроках, методам «Я-высказывания» как один из способов установления нормальных отношений между учителем и учеником.1. Рефлексия предыдущего занятияВедущий. Какие чувства и какие мысли, связанные с содержанием семинара-тренинга, возникали у вас в перерыве работы? Что чувствуете сейчас? 2. Основная часть занятий3. Итоговая рефлексияС какими чувствами вы заканчиваете работу? Что полезного, приятного и интересного вы унесете сегодня отсюда? ЗАНЯТИЕ № 9«Тренинг как эффективная форма работы с детьми»Задачи: Помочь участникам семинара осознать особенности построение тренинга. Игры и упражнения в тренинги. Использование игры как терапевтического средства общения. Осмысление и рефлексия в тренинге 1. Рефлексия предыдущего занятияВедущий. Какие чувства и какие мысли, связанные с содержанием семинара-тренинга, возникали у вас в перерыве работы? Что чувствуете сейчас? 2. Основная часть занятий3. Итоговая рефлексияС какими чувствами вы заканчиваете работу? Что полезного, приятного и интересного вы унесете сегодня отсюда?
ЛИТЕРАТУРА1. Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. — М.: REFL-book, 1994. 2. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер.— М.: Дело, 1992. 3. Карлоф В. Деловая стратегия. — М.: Экономика, 1991. 4. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт/Пер с англ., нем. — М.: Культура, 1994. 5. Погорадзе А.А. Культура производства: сущность и факторы развития. — Новосибирск: Наука, 1990. 6. Прихожан А.М. Психологический справочник, или Как обрести уверенность в себе. — М.: Просвещение, 1994. 7. Розанова В.А. Психология управления. — М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2002. 8. Санк Д.Д. Управление производительностью. — М.: Прогресс, 1989 |