Аналитический отчет о работе педагога-психолога МБОУ СОШ №1 г. Охи им. А.Е. Буюклы за 2019-2020 учебный год Полунина Татьяна Сергеевна
материал по психологии
Психолого-педагогическое планирование, осуществление работы данного направления в школе в 2019-2020 учебном году основывалось на основной программе «Психологическая служба в школе», которая содержит основную цель: создание благоприятных социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в рамках образовательного процесса.
Задачи психологического сопровождения:
1. Создание развивающей образовательной среды, способствующей развитию интеллектуального, личностного, творческого потенциала школьников, родителей и преподавателей.
2. Создание психолого-педагогических условий для сохранения физического, психологического здоровья участников образовательного процесса и их личностного самоопределения.
3. Содействие полноценному личностному и профессиональному развитию учащихся.
4. Обеспечение индивидуального подхода к разрешению проблем ученика и семьи в образовательном процессе.
5. Оказание помощи и поддержки школьнику в выстраивании индивидуального образовательного и профессионального маршрутов.
6. Создание организационно-педагогических условий для развития профессиональной компетентности преподавателей.
7. Организация целенаправленной адресной поддержки, помощи развития социально-психолого-педагогической компетентности родителей семей различных категорий.
8. Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки школьнику во время подготовки и сдачи ОГЭ, ЕГЭ.
9. Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки одаренным детям.
Методологической структурой работы психологической службы в школе на 2019-2020 уч.г. являлась:
Программа коррекционно-развивающего курса «Путешествие в страну Размышляндию» для 1 класса. Программа коррекционно-развивающего курса «Путешествие в страну Размышляндию» для 2-4 кла
Компилятивная коррекционная программа «Снижение уровня тревожности у учащихся 5-х классов
Программа «Сможем вместе!» (социально-психолого-педагогическая адаптация подростков в семье)
Программа по работе с семьями, имеющими разный социальный статус «Школа для родителей»
Социально-психологическая программа по социально-психолого-педагогической адаптации подростков в семье «Я - подросток»
Программа внеурочной деятельности социально-художественного направления «Очаг»
Программа семинар-практикумов для учителей «Должен быть лучший путь»
Программа по оказанию социально-психологической поддержки молодым педагогическим специалистам «Мы тебе рады!»
План мероприятий по предотвращению кризисных ситуаций
Программа психолого - педагогического сопровождения ОГЭ, ЕГЭ «Я смогу» для учащихся 9, 11-х классов
Программа психолого - педагогического сопровождения детей с ОВЗ
Индивидуальные программы психолого - педагогического сопровождения детей ОВЗ
Программа по профилактике буллинга среди несовершеннолетних
Программа по профилактике суицидального поведения учащихся
Анализ результатов деятельности за 2019-2020 учебный год показал, что запланированная на учебный год работа выполнена в объеме 67% (от общего количества запланированных мероприятий на год, но в статистическом отчёте по апрель (из-за карантина выпали 2 месяца) составляет 100%).
В реализации системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся были задействованы все субъекты образовательного процесса: обучающиеся, классные руководители, учителя-предметники, медицинский работник, социальный педагог, родители.
Работа педагогов-психологов осуществлялась с учетом психофизиологических и возрастных особенностей детей по направлениям:
- Диагностическое;
- коррекционно-развивающее;
- консультативное;
- просветительское;
- организационно-методическое;
- профилактическое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_za_god2019-2020.docx | 288.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1 г. Охи им. А.Е. Буюклы
Аналитический отчет о работе педагога-психолога
МБОУ СОШ №1 г.Охи им. А.Е.Буюклы
за 2019-2020 учебный год
Полунина Татьяна Сергеевна
Оха, 2020
Психолого-педагогическое планирование, осуществление работы данного направления в школе в 2019-2020 учебном году основывалось на основной программе «Психологическая служба в школе», которая содержит основную цель: создание благоприятных социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в рамках образовательного процесса.
Задачи психологического сопровождения:
1. Создание развивающей образовательной среды, способствующей развитию интеллектуального, личностного, творческого потенциала школьников, родителей и преподавателей.
2. Создание психолого-педагогических условий для сохранения физического, психологического здоровья участников образовательного процесса и их личностного самоопределения.
3. Содействие полноценному личностному и профессиональному развитию учащихся.
4. Обеспечение индивидуального подхода к разрешению проблем ученика и семьи в образовательном процессе.
5. Оказание помощи и поддержки школьнику в выстраивании индивидуального образовательного и профессионального маршрутов.
6. Создание организационно-педагогических условий для развития профессиональной компетентности преподавателей.
7. Организация целенаправленной адресной поддержки, помощи развития социально-психолого-педагогической компетентности родителей семей различных категорий.
8. Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки школьнику во время подготовки и сдачи ОГЭ, ЕГЭ.
9. Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки одаренным детям.
Методологической структурой работы психологической службы в школе на 2019-2020 уч.г. являлась:
Программа коррекционно-развивающего курса «Путешествие в страну Размышляндию» для 1 класса. Программа коррекционно-развивающего курса «Путешествие в страну Размышляндию» для 2-4 кла
Компилятивная коррекционная программа «Снижение уровня тревожности у учащихся 5-х классов
Программа «Сможем вместе!» (социально-психолого-педагогическая адаптация подростков в семье)
Программа по работе с семьями, имеющими разный социальный статус «Школа для родителей»
Социально-психологическая программа по социально-психолого-педагогической адаптации подростков в семье «Я - подросток»
Программа внеурочной деятельности социально-художественного направления «Очаг»
Программа семинар-практикумов для учителей «Должен быть лучший путь»
Программа по оказанию социально-психологической поддержки молодым педагогическим специалистам «Мы тебе рады!»
План мероприятий по предотвращению кризисных ситуаций
Программа психолого - педагогического сопровождения ОГЭ, ЕГЭ «Я смогу» для учащихся 9, 11-х классов
Программа психолого - педагогического сопровождения детей с ОВЗ
Индивидуальные программы психолого - педагогического сопровождения детей ОВЗ
Программа по профилактике буллинга среди несовершеннолетних
Программа по профилактике суицидального поведения учащихся
Анализ результатов деятельности за 2019-2020 учебный год показал, что запланированная на учебный год работа выполнена в объеме 67% (от общего количества запланированных мероприятий на год, но в статистическом отчёте по апрель (из-за карантина выпали 2 месяца) составляет 100%).
В реализации системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся были задействованы все субъекты образовательного процесса: обучающиеся, классные руководители, учителя-предметники, медицинский работник, социальный педагог, родители.
Работа педагогов-психологов осуществлялась с учетом психофизиологических и возрастных особенностей детей по направлениям:
- Диагностическое;
- коррекционно-развивающее;
- консультативное;
- просветительское;
- организационно-методическое;
- профилактическое.
1. Диагностика учащихся, их родителей:
Проведённые исследования позволили определить особенности индивидуального
развития детей и послужили практическим материалом для повышения эффективности педагогического процесса. По результатам исследования составлена отчетная и справочная документация в помощь учителям.
Были проведены первичная, динамическая, заключительная, индивидуальная, групповая диагностика с целью изучения:
- Адаптация учащихся
- Исследование личности
- Выявление особенностей эмоционального развития детей
- Определение интеллектуальных способностей детей
- Профориентации учащихся
- Детско-родительских взаимоотношений
- Эмоционального и функционального состояния обучающегося
- Уровня комфортности ребёнка в образовательной среде
- Выявление кризисных ситуаций
- Уровня тревожности, с целью сопровождения экзаменов
- Выявление проблемного поля учащихся
- Мониторинг одаренности детей
- уровень комфортности молодых учителей
Используемый диагностический материал:
№ | Цель диагностического исследования | Инструментарий | Объект исследования |
1 | Адаптация учащихся | Методика «Внутренняя позиция школьника»А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман Методика «Мотивы учения». А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман Методика «цветовой тест Люшера» Методика «Весёлый-грустный» (модификация В.Г.Щур) Методика: «Социометрия» Дж Морено | 1 класс |
2 | Адаптация учащихся | Опросник «Комфортный урок»О.Б. Дарвиш Методика «Учебная мотивация» Лукьянова М.И. Методика «Уровень самооценки» Дембо-Рубинштейн Методика «Социометрия» Дж. Морено Уровень тревожности и сформированности мотивационно-личностной сферы учащихся Филлипс | 5,10 класс |
3 | Профориентация учащихся | Опросник «Определение типа темперамента» Г.Айзенка Тест «Карта интересов» А.И. Голомшток Тест «Самооценка личности» Дембо-Рубинштейн Тест-опросник «КОС» В.В.Синявский, В.А. Федорошин Опросник «ДДО» Е.А. Климов Тест «Ценностные ориентации» М. Рокич Тест «Мотивация обучения» Т.И. Ильина Тест-опросник «Мотивация достижения» А. Мехрабина | 5-11 классы |
4 | Детско-родительские взаимоотношения | «Несуществующее животное» М.3. Друкаревич «Моя семья» В.К.Лосева Методика «Дом» Дж.Бук «Я в прошлом, настоящем, будущем»С.М. Меджидова Методика «Подростки о родителях» ADOR» Вассерман Л.И. | 5-11 классы |
5 | Эмоциональное и функциональное состояние обучающегося | «Цветовой тест» М.Люшер | 5-11 классы |
6 | Уровень комфортности ребёнка в образовательной среде | Опросник «Комфортный урок» О.Б. Дарвиш Методика «Социометрия» Дж. Морено «Уровень тревожности и сформированности мотивационно-личностной сферы учащихся» Филлипс | 6-11 классы |
7 | Определение коэффициента интеллекта,интеллектуальных способностей | Тест «Структуры интеллекта» Р. Амтхауэр Диагностический комплекс методик на углубленное изучение интеллектуального развития ребенка С. Р. Немов | 5-9 классы |
Благодаря расширению методического инструментария (введение обязательного тестирования на изучение суицидальных наклонностей учащихся и экспресс-диагностик на выявление проблемного поля детей и видов одарённости учащихся, охват диагностической работы в 2019-2020 учебном году составил 96,5% от общего количества обучающихся в школе, что на 4,5% больше предыдущего года.
В процессе диагностики использовались методы как высокого уровня формализации (тесты, опросники, проективные техники), так и малоформализованные методы (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности). К анкетированию и диагностике (с различными целями и задачами) были привлечены не только учащиеся школы, но и родители и педагогический коллектив.
По результатам исследования составлена справочная документация в помощь учителю (карта актуального развития класса, содержащая подробные результаты и анализ по каждому ученику, это: уровень развития познавательных процессов, мотивация, адаптация, личностные особенности). С каждым из учителей проведено обсуждение полученных результатов и пути взаимодействия с учениками. Практиковались беседы с родителями, интересующимися результатами диагностического обследования. В результате проведённой работы многие проблемы детей были устранены.
Мониторинг выявления проблемного поля учащихся 1- 9-х, 10-х классов
Обследование прошли 100 % учащихся 1-10-х классов, что в статистическом анализе по классу составляет 100 %.
Обследование по школе прошли 655 учащихся из 1- 10-х классов, что в обобщённом статистическом анализе составляет 100 %.
Результатами мониторинга проблемного поля учащихся в 1-4-х классах являются следующие показатели (количественные показатели по классам в каждой параллели):
Средними показателями проблемного поля учащихся среди 1-х классов является: непослушание-6,6%; шалость-10%; озорство- 15,6%,лживость- 3%;проступок- 9,3%; негативизм- 4%; упрямство- 8,3%; капризы- 8%; своеволие-4,3%; грубость- 1%; недисциплинированность- 4,3%; агрессия, правонарушения-2,3%; пропуски занятий- 11%; плохая успеваемость-12%. Выявлены три проблемных поля: озорство-15,6%; плохая успеваемость-12%; пропуски занятий- 11%.
Средними показателями проблемного поля учащихся среди 2-х классов является: непослушание-5%; шалость-10,3%; озорство- 23,3%,лживость- 9,3%;проступок- 3%; негативизм- 6,6%; упрямство- 11,6%; капризы- 3,3%; своеволие-0,6%; грубость- 0,6%; недисциплинированность- 13,6%; агрессия, правонарушения-0,6%; пропуски занятий- 4,3%; плохая успеваемость-7,3%. Выявлены три проблемных поля: озорство-23,3%; недисциплинированность- 13,6%; упрямство- 11,6%.
Средними показателями проблемного поля учащихся среди 3-х классов является: непослушание-10%; шалость-15,3%; озорство- 11%; лживость- 15,6%; проступок- 4,3%; негативизм- 0,6%; упрямство- 10,6%; капризы- 5,3%; своеволие-6,3%; грубость- 4,3%; недисциплинированность-11%; агрессия, правонарушения-1,3%; пропуски занятий- 0,6%; плохая успеваемость-3,3%. Выявлены четыре проблемных поля: лживость- 15,6%; шалость-15,3%; недисциплинированность-11%; озорство- 11%.
Средними показателями проблемного поля учащихся среди 4-х классов является: непослушание-13%; шалость-8,5%; озорство- 7 %; лживость- 2,5%; проступок- 9,5%; негативизм- 5,5%; упрямство- 22,5%; капризы- 7%; своеволие-10%; грубость- 2%; недисциплинированность-4%; агрессия, правонарушения-1,5%; пропуски занятий- 3,5%; плохая успеваемость-4,5%. Выявлены три проблемных поля: упрямство- 22,5%; непослушание-13%; своеволие-10%
Средние показатели проблемного поля учащихся среди 1-4 классов (в процентном соотношении по параллелям):
Выявленное проблемное поле учащихся 1-4 классов (начального звена):
Класс | Проблемное поле учащихся | Дети, вызывающие опасения | Социальный статус | ||
Озорство 14% | Упрямство 13% | Шалость 11% | |||
1 «А» | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | - малоимущая - |
1 «Б» | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | |
1 «В» | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | - |
2 «А» | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | |
2 «Б» | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | - |
2 «В» | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | многодетные |
3 «А» | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | |
3 «Б» | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | соп, малоимущий кмнс, |
3 «В» | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | |
4 «А» | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | |
4 «Б» | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | малоимущий, многодетные |
Таким образом, из всего числа обучающихся в начальной школе, выявлено 10 детей (Ф.И. учащегося) вызывающих опасения. Такие показатели как «Озорство», «Упрямство», «Шалость» являются возрастными факторами для детей начальной школы и усугублены попустительской моделью родительского воспитания, где прихоть и желания ребёнка ставятся на первое место. В основном проблема кроится в низкой педагогической компетентности родителей. Целесообразно запланировать работу педагога-психолога на 2020-2021 уч. г. с родителями на темы «Возрастные особенности детей», «Как отличить манипуляцию от настойчивости у ребёнка». Социальному педагогу провести мониторинг социального благополучия детей вызывающих опасение с целью уточнения причин отклоняющегося от возрастной нормы поведения (исключить ДРО). Классным руководителям с участием педагога-психолога провести тематические классные часы на темы «Правила поведения в школе», «Мы становимся старше».
Результатами мониторинга проблемного поля учащихся в 5-9-х классах являются следующие показатели (количественные показатели по классам в каждой параллели):
Средними показателями проблемного поля учащихся среди 5-х классов является: непослушание-10,3%; шалость-8,6 %; озорство- 6,6 %; лживость- 9,3%; проступок- 2,3%; негативизм- 8,3%; упрямство- 9,3%; капризы- 4,3%; своеволие- 6,6%; грубость- 6,6%; недисциплинированность-10%; агрессия, правонарушения-1,3%; пропуски занятий- 6%; плохая успеваемость- 10%. Выявлены три проблемных поля: недисциплинированность-10%; непослушание-10,3%; плохая успеваемость- 10%.
Средними показателями проблемного поля учащихся среди 6-х классов является: непослушание-7,3%; шалость-13 %; озорство- 9 %; лживость- 7,6%; проступок- 6,3%; негативизм- 3%; упрямство- 7%; капризы- 11,3%; своеволие- 7,6%; грубость- 2,3%; недисциплинированность-13,6%; агрессия, правонарушения-2,6%; пропуски занятий- 3,6%; плохая успеваемость- 5,3%. Выявлены три проблемных поля: недисциплинированность-13,6%; шалость-13 %; капризы- 11,3% .
Средними показателями проблемного поля учащихся среди 7-х классов является: непослушание-8,3%; шалость-7,3 %; озорство- 7 %; лживость- 14,6%; проступок- 4%; негативизм- 1,6%; упрямство- 11,3%; капризы- 10%; своеволие- 1,6%; грубость- 5%; недисциплинированность-12%; агрессия, правонарушения-1,3%; пропуски занятий- 6,6%; плохая успеваемость- 9%. Выявлены три проблемных поля: недисциплинированность-12%; упрямство- 11,3%;лживость- 14,6%.
Средними показателями проблемного поля учащихся среди 8-х классов является: непослушание-3,5%; шалость-9,5 %; озорство- 7,3 %; лживость- 7%; проступок- 10%; негативизм- 2,3%; упрямство- 7%; капризы- 4,3%; своеволие- 2,8%; грубость- 4,5%; недисциплинированность-11,5%; агрессия, правонарушения-3,8%; пропуски занятий- 11,8%; плохая успеваемость- 15%. Выявлены три проблемных поля: плохая успеваемость- 15%упрямство- пропуски занятий- 11,8%; недисциплинированность-11,5%.
Средними показателями проблемного поля учащихся среди 9-х классов является: непослушание-3,6%; шалость-5,3 %; озорство- 5,3 %; лживость- 7,6%; проступок- 4,6%; негативизм- 4%; упрямство- 13%; капризы- 5%; своеволие- 5,3%; грубость- 3,3%; недисциплинированность-9,6%; агрессия, правонарушения-2,3%; пропуски занятий- 17%; плохая успеваемость- 13,6%. Выявлены три проблемных поля: пропуски занятий- 17%; плохая успеваемость-13,6%;упрямство-13%
Средние показатели проблемного поля учащихся среди 5-9 классов (в процентном соотношении по параллелям):
Выявленное проблемное поле учащихся 5-9 классов (начального звена):
Класс | Проблемное поле учащихся | Дети, вызывающие опасения | Социальный статус | ||
Недисциплинированность -11% | Плохая успеваемость- 10,6% | Упрямство-10% | |||
5 «А» | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося |
СОП, малоимущий |
5 «Б» | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | малоимущий, многодетный |
5 «В» | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | малоимущий многодетный КМНС |
6 «А» | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | |
6 «Б» | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | |
6 «В» | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | опекаемый |
7 «А» | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | малоимущий малоимущий, многодетный, учет |
7 «Б» | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | |
7 «В» | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | опека малоимущая |
8 «А» | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | многодетные малоимущая |
8 «Б» | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | кмнс |
8 «В» | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | |
8 «Г» | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | |
9 «А» | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | многодетные, учет |
9 «Б» | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | соп, малоимущий, учет |
9 «В» | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося | Ф.И. учащегося |
Таким образом, из всего числа обучающихся в средней школе, выявлено 26 подростков (Ф.И. учащегося.) вызывающих опасения. Такие показатели как «Недисциплинированность», «Плохая успеваемость» являются следствием ослабленного контроля со стороны родителей и некоторых педагогов. «Упрямство» является возрастным фактором для детей подросткового возраста и усугублен отсутствием доверительного контакта подростка со взрослым и их представлении о самостоятельности. Целесообразно запланировать работу педагога-психолога на 2020-2021 уч. г. с родителями на темы «Возрастные особенности подростков», «Как распознать ложь», с детьми комплексное психолого-педагогическое обследование (с целью определения индивидуального коррекционного маршрута). Социальному педагогу провести мониторинг социального благополучия детей вызывающих опасение с целью уточнения причин отклоняющегося от возрастной нормы поведения (исключить ДРО), усилить контроль за посещаемостью уроков школьниками данной категории. Классным руководителям провести с участием педагога-психолога тематические классные часы на темы «Устав школы. Правила поведения», «Я глазами взрослых».
Результатами мониторинга проблемного поля учащихся в 10-х классах являются следующие показатели (количественные показатели по классам в параллели):
Средними показателями проблемного поля учащихся среди 10-х классов является: непослушание-3,5%; шалость-9,5 %; озорство- 7,3 %; лживость- 7%; проступок- 10%; негативизм- 2,3%; упрямство- 7%; капризы- 4,3%; своеволие- 2,8%; грубость- 4,5%; недисциплинированность-11,5%; агрессия, правонарушения-3,8%; пропуски занятий- 11,8%; плохая успеваемость- 15%. Выявлены три проблемных поля: плохая успеваемость- 15%упрямство- пропуски занятий- 11,8%; недисциплинированность-11,5%
Основными проблемами учащихся 10-х классов являются пропуски занятий – 24% и упрямство- 39%. Основной причиной возникновения данных проблемных полей считаем инфантильное отношение юношей и девушек к будущему (перекладывают решение о дальнейшем обучении на плечи родителей). Целесообразно запланировать работу педагога-психолога на 2020-2021 уч. г. с родителями на темы «Самостоятельный выбор профессии подростком», с детьми психолого-педагогическое тестирование (с целью определения интереса и профессиональной направленности подростка). Социальному педагогу провести работу по летнему трудоустройству среди десятиклассников. Классным руководителям провести с участием педагога-психолога тематические классные часы на темы «Главный мой выбор», «Как не пойти на поводу у других».
Результатами мониторинга проблемного поля учащихся в 1- 10-х классах являются следующие показатели (процентные показатели по классам):
классы | непослушание | шалость | озорство | лживость | проступок | негативизм | упрямство | капризы | своеволие | грубость | недисциплинированность | агрессия, правонарушения | пропуски занятий | плохая успеваемость |
1 «А» | 9% | 21% | 18% | 3% | 9% | 7% | 9% | 9% | 7% | 2% | 2% | 2% | 0% | 2% |
1 «Б» | 6% | 0% | 20% | 0% | 13% | 0% | 7% | 7% | 0% | 0% | 0% | 0% | 27% | 20% |
1 «В» | 5% | 9% | 9% | 6% | 6% | 5% | 9% | 8% | 6% | 1% | 11% | 5% | 6% | 14% |
2 «А» | 7% | 7% | 22% | 15% | 0% | 14% | 7% | 0% | 0% | 0% | 7% | 0% | 7% | 14% |
2 «Б» | 4% | 9% | 39% | 0% | 0% | 0% | 18% | 4% | 0% | 0% | 26% | 0% | 0% | 0% |
2 «В» | 4% | 15% | 9% | 13% | 9% | 6% | 10% | 6% | 2% | 2% | 8% | 2% | 6% | 8% |
3 «А» | 11% | 18% | 15% | 8% | 7% | 0% | 8% | 6% | 8% | 0% | 10% | 4% | 0% | 5% |
3 «Б» | 5% | 6% | 11% | 17% | 6% | 2% | 17% | 3% | 11% | 6% | 9% | 0% | 2% | 5% |
3 «В» | 14% | 22% | 7% | 22% | 0% | 0% | 7% | 7% | 0% | 7% | 14% | 0% | 0% | 0% |
4 «А» | 7% | 12% | 9% | 3% | 4% | 0% | 33% | 12% | 14% | 0% | 2% | 0% | 0% | 4% |
4 «Б» | 19% | 5% | 5% | 2% | 15% | 11% | 10% | 2% | 6% | 4% | 6% | 3% | 7% | 5% |
5 «А» | 4% | 7% | 10% | 11% | 1% | 6% | 12% | 8% | 12% | 7% | 12% | 4% | 2% | 4% |
5 «Б» | 14% | 10% | 3% | 7% | 3% | 13% | 10% | 0% | 3% | 13% | 7% | 0% | 7% | 10% |
5 «В» | 13% | 9% | 7% | 10% | 3% | 6% | 6% | 5% | 5% | 0% | 11% | 0% | 9% | 16% |
6 «А» | 1% | 18% | 18% | 5% | 1% | 0% | 6% | 14% | 8% | 0% | 18% | 0% | 2% | 9% |
6 «Б» | 14% | 10% | 7% | 8% | 7% | 3% | 9% | 14% | 5% | 5% | 9% | 5% | 3% | 1% |
6 «В» | 7% | 11% | 2% | 10% | 11% | 6% | 6% | 6% | 10% | 2% | 14% | 3% | 6% | 6% |
7 «А» | 8% | 9% | 3% | 14% | 3% | 3% | 11% | 11% | 0% | 6% | 9% | 0% | 9% | 14% |
7 «Б» | 9% | 10% | 13% | 10% | 9% | 1% | 4% | 4% | 4% | 5% | 17% | 3% | 7% | 4% |
7 «В» | 8% | 3% | 5% | 20% | 0% | 1% | 19% | 15% | 1% | 4% | 10% | 1% | 4% | 9% |
8 «А» | 14% | 17% | 8% | 6% | 0% | 4% | 13% | 10% | 8% | 5% | 5% | 5% | 2% | 3% |
8 «Б» | 0% | 21% | 21% | 2% | 21% | 0% | 7% | 0% | 3% | 8% | 6% | 2% | 3% | 6% |
8 «В» | 0% | 0% | 0% | 6% | 5% | 5% | 5% | 0% | 0% | 5% | 21% | 5% | 21% | 27% |
8 «Г» | 0% | 0% | 0% | 14% | 14% | 0% | 3% | 7% | 0% | 0% | 14% | 3% | 21% | 24% |
9 «А» | 0% | 0% | 0% | 0% | 4% | 4% | 9% | 4% | 4% | 4% | 9% | 4% | 29% | 29% |
9 «Б» | 6% | 13% | 16% | 5% | 10% | 4% | 8% | 7% | 3% | 4% | 7% | 3% | 6% | 8% |
9 «В» | 5% | 3% | 0% | 18% | 0% | 4% | 22% | 4% | 9% | 2% | 13% | 0% | 16% | 4% |
10 «А» | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 67% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 33% | 0% |
10 «Б» | 10% | 5% | 1% | 4% | 1% | 5% | 11% | 7% | 12% | 4% | 15% | 0% | 15% | 10% |
- Показатели вызывающие наибольшее опасение
- Средние показатели
- Стабильное показатели
Заключение:
Результатами мониторинга проблемного поля учащихся в 1-10-х классах являются следующие показатели (количественные показатели по возрастным ступеням):
Классы | Уровень воспитанности | Показатели вызывающие наибольшее опасение | Стабильные показатели |
1 «А» | 4,3 | Шалость (21%) | Пропуски занятий (0%) |
1 «Б» | 4,4 | Пропуски занятий (27%) | Шалость/Лживость/Негативизм/Своеволие/ Грубость/Недисциплинированность/Агрессия (0%) |
1 «В» | нет показателей | Плохая успеваемость (14%) | Грубость (1%) |
2 «А» | 4,3 | Озорство (22%) | Проступок/Капризы/Своеволие/Грубость/Агрессия (0%) |
2 «Б» | нет показателей | Озорство (39%) | Лживость/Проступок/Негативизм/Своеволие/Грубость/Агрессия/Проступок/Плохая успеваемость (0%) |
2 «В» | 4,4 | Шалость (15%) | Своеволие/Грубость/Агрессия (2%) |
3 «А» | 4,1 | Шалость (18%) | Негативизм/Грубость/Пропуски занятий (0%) |
3 «Б» | 3,8 | Лживость/Упрямство (17%) | Агрессия (0%) |
3 «В» | 4,4 | Шалость/Лживость (22%) | Проступок/Негативизм/Своеволие/Агрессия/Пропуски занятий/Плохая успеваемость (0%) |
4 «А» | 4,3 | Упрямство (33%) | Негативизм/Грубость/Агрессия/Пропуски занятий (0%) |
4 «Б» | 4,6 | Непослушание (19%) | Лживость/Капризы (2%) |
5 «А» | 3,6 | Упрямство/Своеволие/Недисциплинированность (12%) | Проступок (1%) |
5 «Б» | 4 | Непослушание (14%) | Капризы/Агрессия (0%) |
5 «В» | 3,9 | Плохая успеваемость (16%) | Грубость/Агрессия (0%) |
6 «А» | 4,9 | Шалость/Озорство/Недисциплинированность (18%) | Негативизм/Грубость/Агрессия (0%) |
6 «Б» | 4,3 | Непослушание/Капризы (14%) | Плохая успеваемость (1%) |
6 «В» | 3,1 | Недисциплинированность (14%) | Озорство/Грубость (2%) |
7 «А» | 3,8 | Лживость/ Плохая успеваемость (14%) | Своеволие/Агрессия (0%) |
7 «Б» | 3,6 | Недисциплинированность (17%) | Негативизм (1%) |
7 «В» | 3,8 | Лживость (20%) | Проступок (0%) |
8 «А» | 3,7 | Шалость (17%) | Проступок (0%) |
8 «Б» | 3,7 | Шалость/Озорство/Проступок (21%) | Непослушание/Негативизм/Капризы (0%) |
8 «В» | 3,7 | Плохая успеваемость (27%) | Непослушание/Шалость/Озорство/ Капризы/Своеволие (0%) |
8 «Г» | 3,6 | Плохая успеваемость (24%) | Непослушание/Шалость/Озорство/ Капризы/Своеволие/Негативизм/Грубость (0%) |
9 «А» | 3,3 | Пропуски занятий/Плохая успеваемость (29%) | Непослушание/Шалость/Озорство/Лживость (0%) |
9 «Б» | 4,3 | Озорство (16%) | Своеволие/Агрессия (3%) |
9 «В» | 3,9 | Упрямство (22%) | Озорство/Проступок/Агрессия (0%) |
10 «А» | 4,2 | Упрямство (67%) | Непослушание/Шалость/Озорство/Лживость/Проступок/Негативизм/Капризы/Своеволие/Грубость/Недисциплинированность/Агрессия/Плохая успеваемость (0%) |
10 «Б» | 3,8 | Недисциплинированность/Пропуски занятий (15%) | Агрессия (0%) |
Согласно анализу статистических данных по критериям оценивания учащихся мы выявили объективное оценивание проблемного поля и внутренней позиции самих классных руководителей по отношению к своим подопечным у 98% классных руководителей.
Таким образом, из всего числа обучающихся в начальной школе, выявлено 10 детей (Ф.И. учащегося ) вызывающих опасения. Такие показатели как «Озорство», «Упрямство», «Шалость» являются возрастными факторами для детей начальной школы и усугублены попустительской моделью родительского воспитания, где прихоть и желания ребёнка ставятся на первое место. В основном проблема кроится в низкой педагогической компетентности родителей. Из всего числа обучающихся в средней школе, выявлено 26 подростков (Ф.И. учащегося) вызывающих опасения. Такие показатели как «Недисциплинированность», «Плохая успеваемость» являются следствием ослабленного контроля со стороны родителей и некоторых педагогов. «Упрямство» является возрастным фактором для детей подросткового возраста и усугублен отсутствием доверительного контакта подростка со взрослым и их представлении о самостоятельности.
Основными проблемами учащихся 10-х классов являются пропуски занятий – 24% и упрямство- 39%. Основной причиной возникновения данных проблемных полей считаем инфантильное отношение юношей и девушек к будущему (перекладывают решение о дальнейшем обучении на плечи родителей).
Расширенное анкетирование педагогических работников со стажем от 0 до 5 лет работы в МБОУ СОШ №1 имени А.Е. Буюклы г. Оха
На основании приказа Муниципального бюджетного образовательного учреждения Средней общеобразовательной школы №1 имени А.Е. Буюклы г. Оха от 16.09.2019 года №481-ОД «Об организации наставничества» было проведено с 07.10.2019 по 11.10.2019 анкетирование с целью выявления профессиональных затруднений молодых специалистов.
Обследование прошли 14 педагогических работников со стажем от 0 до 5 лет работы в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении Средней общеобразовательной школы №1 имени А.Е. Буюклы г. Оха, что в обобщённом статистическом анализе составляет 100 %.
Результаты анкетирования с целью выявления уровня удовлетворённости профессиональной подготовленности:
Согласно опросу, по выявлению положительного в методической работе школы и определению проблемы, над которыми нужно работать в 2019-2020 учебном году, педагоги отмечают, что 22 % молодых специалистов удовлетворены уровнем своей профессиональной подготовкики:
Таким образом, остро встал вопрос для самого учителя в потребности повышения квалификации. Опрошенные педагоги отмечают, что в начальный период педагогической деятельности в нашей школе, таких умений, навыков или способностей не хватало как:
-опыта работы в школе
-опыта работы с детьми
-опыта работы с родителями
-неумение распределять время
-неумение работать с документацией
-неумение составлять рабочую программу
-недостаток саморегуляции в трудной ситуации
У большинства опрошенных 53% (9 человек) на первый план встала проблема общения с учащимися и родителями, то чему учатся непосредственно путём практической деятельности с учётом соблюдения психолого-педагогической компетенции педагога.
Предоставляет трудность:
На первое место у наших педагогов встала проблема - как мотивировать деятельность учащихся.
На втором месте проблемы – как активизировать учащихся в обучении и организовывать сотрудничество между учащимися.
На третьем месте проблемы – как создавать проблемно-¬поисковые ситуации в обучении, выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока и организовывать сотрудничество между учащимися.
В анкете были предложены формы повышения квалификации профессиональной компетентности, где просили отдать предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (нумерация в порядке выбора):
формы повышения квалификации | ответы педагогов | средний балл | место | |||||||||||||
Cамообразование | 3 | 5 | 3 | 1 | 6 | 8 | 1 | 8 | 0 | 2 | 6 | 3 | 0 | 3 | 3,5 | 3 |
практико-ориентированный семинар | 4 | 3 | 5 | 3 | 8 | 2 | 0 | 7 | 0 | 3 | 5 | 7 | 1 | 4 | 3,7 | 4 |
курсы повышения квалификации | 1 | 4 | 1 | 4 | 1 | 1 | 0 | 3 | 1 | 1 | 4 | 1 | 0 | 5 | 1,9 | 1 |
мастер-класс | 2 | 1 | 4 | 2 | 2 | 6 | 2 | 2 | 0 | 4 | 7 | 2 | 2 | 1 | 2,6 | 2 |
творческая лаборатория | 7 | 6 | 6 | 0 | 3 | 5 | 0 | 4 | 0 | 7 | 3 | 8 | 3 | 7 | 4,2 | 5 |
индивидуальная помощь со стороны наставника | 6 | 2 | 2 | 0 | 4 | 7 | 3 | 1 | 0 | 5 | 1 | 4 | 0 | 2 | 2,6 | 2 |
предметные кафедры | 5 | 8 | 7 | 0 | 7 | 3 | 0 | 5 | 0 | 6 | 2 | 5 | 4 | 6 | 2,6 | 2 |
школа молодого специалиста | 8 | 7 | 8 | 0 | 5 | 4 | 0 | 6 | 0 | 8 | 8 | 6 | 0 | 8 | 4,8 | 6 |
тема практико-ориентированных семинаров | ответы педагогов | средний балл | место | |||||||||||||
типы уроков, методика их подготовки и проведения | 1 | 0 | 2 | 0 | 7 | 0 | 8 | 0 | 5 | 4 | 4 | 2 | 1 | 3 | 2,6 | 3 |
методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе | 3 | 0 | 1 | 0 | 6 | 0 | 7 | 0 | 1 | 5 | 1 | 3 | 3 | 1 | 2,2 | 1 |
приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся | 2 | 0 | 3 | 1 | 5 | 0 | 6 | 0 | 3 | 6 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2,3 | 2 |
учет и оценка знаний учащихся | 5 | 0 | 8 | 0 | 8 | 0 | 5 | 0 | 6 | 3 | 6 | 6 | 5 | 0 | 3,7 | 5 |
психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов | 4 | 1 | 6 | 0 | 4 | 0 | 2 | 0 | 4 | 7 | 3 | 5 | 4 | 4 | 3,1 | 4 |
урегулирование конфликтных ситуаций | 6 | 2 | 7 | 2 | 3 | 0 | 1 | 1 | 8 | 8 | 5 | 7 | 6 | 7 | 4,5 | 8 |
формы работы с родителями | 7 | 0 | 5 | 0 | 1 | 0 | 3 | 2 | 7 | 2 | 7 | 8 | 7 | 6 | 3,9 | 6 |
формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися | 8 | 3 | 4 | 0 | 2 | 1 | 4 | 3 | 2 | 1 | 8 | 4 | 8 | 5 | 4,4 | 7 |
Не смотря на то, что 53% опрошенных педагогов на первом плане обозначили проблему общения с учащимися и родителями, темы практико-ориентированных семинаров, позволяющих профессионально решить задачу по урегулированию конфликтных ситуаций и узнать формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися, поставили на последние 7 и 8 места. Лидирующими темами стали:
- Методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе.
- Приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
- Типы уроков, методика их подготовки и проведения.
виды саморегуляции педагогов | ответы педагогов | средний балл | место | |||||||||||||
1. Я стремлюсь изучить себя. | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4,1 | 8 |
2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами. | 3 | 3 | 4 | 5 | 4 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3,2 | 1 |
3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность. | 4 | 3 | 5 | 5 | 3 | 2 | 4 | 0 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 6,6 | 10 |
4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя. | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3,7 | 5 |
5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя на это специальное время. | 4 | 2 | 3 | 4 | 5 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3,4 | 3 |
6. Я анализирую свои чувства и опыт. | 5 | 3 | 5 | 5 | 5 | 3 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4,2 | 9 |
7. Я много читаю. | 4 | 4 | 4 | 5 | 3 | 2 | 4 | 2 | 5 | 2 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3,5 | 4 |
8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам. | 2 | 3 | 5 | 4 | 4 | 2 | 5 | 5 | 3 | 2 | 2 | 3 | 4 | 3 | 3,3 | 2 |
9. Я верю в свои возможности. | 3 | 4 | 5 | 5 | 5 | 3 | 5 | 2 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3,9 | 7 |
10. Я стремлюсь быть более открытым. | 4 | 4 | 5 | 3 | 5 | 3 | 5 | 1 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3,7 | 5 |
11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди. | 4 | 5 | 5 | 2 | 4 | 2 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4,1 | 8 |
12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты. | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 | 5 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3,9 | 7 |
13. Я получаю удовольствие от освоения нового. | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 3 | 5 | 4,5 | 9 |
14. Возрастающая ответственность не пугает меня. | 4 | 4 | 5 | 5 | 3 | 2 | 5 | 1 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3,5 | 4 |
15. Я положительно отнесся бы к моему продвижению по службе. | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 2 | 5 | 3 | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3,8 | 6 |
Постановка на последнее место (10, 9, 8) таких утверждений как:
-Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
- Я получаю удовольствие от освоения нового.
-Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
Свидетельствует о том, что только 47% опрошенных являются стрессоустойчивыми, готовыми управлять своим профессиональным развитием и получать положительные результаты. Остальные педагоги нуждаются в пристальном внимании со стороны администрации школы, педагогов-наставников с целью оказания помощи в организации саморазвития.
Препятствующие факторы для обучения и развития педагога в школе, по мнению опрошенных педагогов, являются:
факторы препятствия | ответы педагогов | средний балл | место | |||||||||||||
1. Собственная инерция. | 4 | 3 | 3 | 4 | 1 | 4 | 4 | 1 | 3 | 3 | 1 | 1 | 4 | 2 | 2,1 | 2 |
2. Разочарование в результате имевшихся ранее неудач. | 5 | 3 | 4 | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 4 | 1 | 1 | 5 | 2 | 2,5 | 4 |
3. Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 1 | 4 | 2 | 4 | 3 | 4 | 1 | 1 | 4 | 1 | 2,5 | 4 |
4. Враждебность окружающих (зависть, ревность), плохо воспринимающих в Вас перемены и стремление к новому. | 4 | 3 | 3 | 1 | 4 | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 2 | 4 | 1 | 2,2 | 3 |
5. Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководителями, т.е. отсутствие объективной информации о себе. | 4 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | 1 | 1 | 4 | 1 | 2 | 1 |
6. Состояние здоровья. | 5 | 2 | 4 | 2 | 4 | 3 | 1 | 4 | 1 | 4 | 1 | 1 | 5 | 1 | 2,7 | 5 |
7. Недостаток времени. | 3 | 3 | 4 | 5 | 5 | 3 | 5 | 1 | 5 | 5 | 1 | 4 | 3 | 3 | 3,5 | 4 |
8. Ограниченные ресурсы, смененные жизненные обстоятельства. | 3 | 3 | 1 | 4 | 2 | 2 | 5 | 1 | 4 | 4 | 1 | 3 | 3 | 3 | 2,7 | 5 |
Стимулирующие факторы для обучения и развития педагога:
Стимулирующие факторы | ответы педагогов | средний балл | место | |||||||||||||
1. Школьная методическая работа. | 3 | 3 | 5 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 | 3 | 1 | 4 | 3 | 3 | 3,4 | 1 |
2. Обучение на курсах. | 3 | 3 | 5 | 2 | 5 | 5 | 3 | 3 | 5 | 3 | 4 | 4 | 3 | 5 | 3,7 | 3 |
3. Пример и влияние коллег. | 4 | 3 | 4 | 5 | 5 | 5 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 6 |
4. Пример и влияние руководителей. | 5 | 3 | 5 | 5 | 4 | 5 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 3,8 | 4 |
5. Организация труда в школе. | 5 | 3 | 3 | 4 | 2 | 4 | 3 | 5 | 1 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 3,6 | 2 |
6. Внимание к этой проблеме руководителей. | 4 | 3 | 4 | 5 | 2 | 4 | 3 | 5 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 3,9 | 5 |
7. Доверие. | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 6 |
8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования. | 4 | 3 | 5 | 4 | 5 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4,1 | 7 |
9. Занятия самообразованием. | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 5 | 3 | 3 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4,1 | 7 |
10. Интерес к работе. | 4 | 3 | 5 | 5 | 4 | 3 | 3 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4,2 | 8 |
11. Возрастающая ответственность. | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 5 | 3 | 3 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 6 |
12. Возможность получения признания в коллективе. | 4 | 4 | 3 | 4 | 2 | 4 | 3 | 5 | 2 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3,7 | 3 |
1 место, по мнению опрошенных – Школьная методическая работа.
2 место, по мнению опрошенных - Организация труда в школе
3 место, по мнению опрошенных - Обучение на курсах и возможность получения признания в коллективе.
Уровень комфортности в образовательном учреждении
Оценка системы морального стимулирования в образовательном учреждении:
Какие формы морального стимулирования вы считаете лучшими для вас?
Вывод:
Таким образом, 47% опрошенных являются стрессоустойчивыми, готовыми управлять своим профессиональным развитием и получать положительные результаты, реально объективных факторов мешающих специалистам обучаться и развиваться нет, для педагогов инструментом и стимулом саморазвития может послужить обучение на курсах и поощрение почетными грамотами и т.д.
2. Коррекционно-развивающая работа:
- Индивидуальная и групповая - с детьми ОВЗ:
На начало года 7,6% человек от общего количества учащихся по школе, на конец года – 8,46% от общего количества учащихся по школе, что свидетельствует о увеличении детей данной группы на 0,86%.
- Индивидуальная и групповая - с детьми стоящих на различных формах контроля:
На начало года 4,53% от общего количества учащихся по школе, на конец года – 4,52% от общего количества учащихся по школе, что свидетельствует о стабильной ситуации в данной группе детей.
- Групповая работа коррекционно-развивающего курса «Путешествие в страну Размышляндию» для 1 «А», 1«Б», 1«В» классов организованна в полном объёме, охват детей составляет 100%.
- Групповая работа коррекционно-развивающего курса «Путешествие в страну Размышляндию» для 2-4 классов - организованна в полном объёме, охват детей составляет 100%.
- Групповая работа по компилятивному коррекционно-развивающему курсу «Снижение уровня тревожности у учащихся 5-х классов» для 5 «А», 5«Б», 5«В» классов - организованна в полном объёме, охват детей составляет 100%.
- Групповая работа коррекционно-развивающего курса психолого - педагогического сопровождения ОГЭ, ЕГЭ «Я смогу» для учащихся 9, 11-х классов- организованна в полном объёме, охват детей составляет 100%.
- Групповая работа коррекционно-развивающего курса «Учимся общаться» (в рамках адаптации – по запросу классного руководителя)-21 человек
- Групповая работа коррекционно-развивающего курса «Очаг» для 6 «А», 6«Б», 6«В» классов организованна в полном объёме, охват детей составляет 100%.
Итого, охват коррекционно-развивающей работой классов составляет в 1 «А», «Б», «В»; 2 «А», «Б», «В»; 3 «А», «Б», «В»; 4 «А», «Б»; 5 «А», «Б», «В»; 6 «А», «Б», «В»; 8 «Г»; 9 «А», «Б», «В»; 10 «А», «Б» 100%.
Проведены групповые занятий с родителями «Школа для родителей», в ходе которых охвачены различные категории семей: многодетная семья, семья, находящаяся в социально-опасном положении, неполные семьи (воспитанием детей занимается один из родителей (законный представитель)), семьи с детьми-инвалидами, ОВЗ, семья с активной жизненной позицией. Общий охват составляет 70 человек. В ходе занятий освещены следующие темы: «Современный подросток. Кризисы подросткового возраста», «Человеком быть совсем не просто или как воспитать в детях нравственные качества на своем примере», «Воспитание ребёнка одним родителем», «Организация социально-психологического сопровождения семьи имеющего ребёнка-инвалида в условиях образовательного учреждения», «Особенности взаимодействия родителей с разновозрастными детьми в многодетной семье».
3. Консультационная работа с учащимися, их родителями, специалистами:
Из года в год консультирование участников образовательного процесса остаётся востребованным. Консультирование в большинстве случаев организовывалось по запросу со стороны родителей, педагогов, обучающихся. Это направление работы позволило:
- Родителям: Оказать помощь в формировании установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития своего ребёнка.
- Учителям: Построить взаимоотношения со школьниками на взаимовыгодных началах.
- Обучающимся: Оказать психологическую помощь и поддержку находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального напряжения, обучить учеников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа.
Всего проведено консультаций:
с детьми - 450
с родителями - 322
с учителями – 125
4. Просветительская работа:
№ | Психолого-педагогические мероприятия, проводимые в 2019-2020 учебном году с детьми | Количество обучающихся, охваченных мероприятием, класс | Количество педагогов, задействованных в мероприятии |
1 | Лекторий «Как лучше подготовиться к экзамену» | 40 человек/ 9 «А», 9 «Б», 9 «В» классы | 3 классных руководителя 2 педагога-психолога |
2 | Тематический классный час «Мы друзья (адаптация в 10-х классах)» | 37 человек/ 10 «А», 10 «Б» классы | 2 классных руководителя 2 педагога-психолога |
3 | Тематический классный час «Основы безопасной жизнедеятельности или как уберечь себя от несчастий дома» | 171 человек/ 2 «Б» , 2 «В», 3 «А», 3 «Б», 3 «В», 4 «А», 4 «Б», 5 «А», 5 «Б» классы | 9 классных руководителей 2 педагога-психолога |
4 | Классный час «Адаптация. Как дружить в классе со всеми» | 24 человека/ 5 «А» класс | 1 классный руководитель 1 педагог-психолог |
5 | Тренинг «Мы разные, но мы вместе (в рамках недели инклюзивного образования)» | 15 человек/ 7 «А» ,7 «Б», 7 «В», 8 «А», 8 «Б», 8 «В», 8 «Г» классы | 6 классных руководителей 2 педагога-психолога |
6 | Лекторий «Я уже взрослый (профилактика ранней беременности)» | 35 человек/ 8 «А», 8 «Б», 8 «В», 8 «Г» классы | 3 классных руководителя 2 педагога-психолога |
7 | Тематический классный час «Культура киберобщения (профилактика буллинга, кибербуллинга) | 73 человек/ 7 «А», 7 «Б», 8 «В», 8 «Г», 9 «А», 9 «Б», 9 «В» классы | 6 классных руководителей 2 педагога-психолога |
8 | Тематический классный час «Особенности полового созревания. Правила гигиены – мальчики» | 8 человек/ 7 «Б» класс | 1 классный руководитель 1 педагог-психолог |
9 | Лекторий «Как сохранить спокойствие во время экзамена» | 37 человек/ 11 «А», 11 «Б» классы | 2 классных руководителя 2 педагога-психолога |
10 | Тематический классный час «Особенности полового созревания. Правила гигиены» | 13 человек/ 7 «А», 7 «Б» класс | 2 классных руководителя 1 педагог-психолог |
11 | Лекторий «Как сказать 10 нет (профилактика употребления ПАВ)» | 37 человек/ 5 «В» , 6 «В», 7 «Б» классы | 3 классных руководителя 2 педагога-психолога |
12 | Тренинг «Способы разрешения конфликтов в подростковой среде (воспитание толерантности в подростковой среде)» | 78 человека/ 5 «А»,6 «В»,7 «А», 7 «Б», 8 «А», 8 «Б», 8 «В», 8 «Г» классы | 7 классных руководителей 2 педагога-психолога |
13 | Лекторий «Знать, что бы уберечь себя (профилактика употребления ПАВ)» | 98 человек/ 8 «А», 8 «Б», 8 «В», 8 «Г», 9 «А», 9 «Б», 9 «В», 10 «Б» классы | 7 классных руководителей 2 педагога-психолога 1 соц. педагог |
14 | Кинолекторий «Мифы и правда о деструктивных сообществах (профилактика экстремизма и терроризма в подростковой среде)» | 12 человек/ 10 «Б» класс | 1 классный руководитель 1 педагог-психолог |
15 | Тематический классный час «Права и обязанности несовершеннолетних. Как быть законопослушным? (профилактика АУЕ в подростковой среде)» | 14 человек/ 8 «В», 8 «Г» классы | 1 классный руководитель 1 педагог-психолог 1 соц. педагог |
16 | Тематический классный час «Скажи наркотикам нет» | 11 человек/ 9 «Б»,9 «В», 10 «Б» классы | 1 классный руководитель 1 педагог-психолог 1 соц. педагог |
17 | Тематический классный час «Все ли лекарства полезны? (профилактика употребления подростками наркотиков и психотропных веществ)» | 6 человек/ 8 «Г» класс | 1 классный руководитель 1 педагог-психолог |
Выступления на родительских собраниях
Выступления на родительских собраниях, важная составляющая всей работы педагога-психолога, именно профилактическая работа помогает осознать родителям, насколько они, родители важны для своих детей. С этой целью были проведены родительские собрания в следующих классах: 1 «А»,1 «Б», 2 «А», 2«В», 3 «А», 3 «Б», 3 «В», 4 «Б», 5 «А», 5 «Б», 5 «В», 6 «Б», 6 «В», 7 «А», 7 «Б», 7«В», 8 «А»,8 «Б», 9 «А»,9 «Б», 9 «В», 10 «А»,10 «Б», 11 «А», 11 «Б» по темам:
- «Сложности адаптации в среднем звене»
- «Адаптация детей 1 класса»
- «Проблемы подросткового возраста (профилактика употребления психотропных веществ детьми)»
- «Психологические особенности подготовки учеников к ЕГЭ»
- «Буллинг в школе»
- «Признаки депрессии у детей младшего школьного возраста»
- «Адаптация учащихся 10 класса»
- «Трудности адаптации при переходе в основную школу»
- «Как подростку преодолеть кризисные ситуации (профилактика суицидального поведения подростков)»
- «Первый шаг к экзамену»
- «Роль семьи и школы в воспитании ребёнка»
- «Воспитание не насилием в семье»
- «Стили воспитания»
- «Способы разрешения конфликтов в семье (использование методов медиации)»
- «Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности»
- «Профилактика противоправного поведения несовершеннолетних. Их защита»
-«Первая любовь (профилактика ранней беременности, заболеваний, передаваемыми половым путем)»
- «Агрессия детей, как избежать этого»
- «Человеком быть совсем не просто (профилактика употребления ПАВ и «СНЮС» подростками, романтизации криминальных образов)»
- «Улица – плохая или хорошая школа жизни?)»
- «Как научить ребёнка толерантности (профилактика экстремизма и терроризма в подростковой среде)»
- «Основные виды молодёжных деструктивных течений в сети интернет»
- «Что влияет на выбор профессии?»
Общий охват посетивших собрания родителей составляет 480 человек.
К родительским собраниям в кабинете педагога-психолога была подготовлена печатная продукция, для родителей: « Возрастная периодизация», «Гиперактивные дети», «Как подготовиться к экзамену», «Задержка психического развития».
- Организационно-методическая работа:
Организация взаимодействия со сторонними организациями
Дата | Тема | Организация |
19.09.2019 | Профилактический день (индивидуальные и групповые беседы) Тема: «Профилактика употребления алкоголя, ПАВ. Профилактика правонарушений и преступлений» | Инспектор ПДН ОМВД России по ГО «Охинский» Ковина М.С. |
30.10.2019 | Профилактический день (индивидуальные и групповые беседы) Тема: «Профилактика употребления алкоголя, ПАВ. Профилактика правонарушений и преступлений» | Инспектор ПДН ОМВД России по ГО «Охинский» Канащенко М.В. |
05.11.2019 | Совместная организация и проведение мероприятия | ГБУ «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям» |
06.11.2019 | Совместная организация и проведение мероприятия | ГБУ «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям» |
14.11.2019 | Круглый стол «Молодое поколение выбирает здоровье» | ГБУЗ «Охинская ЦРБ», социальный работник Скрипцова Т.Л., зав. детской поликлиники Рубанова Е.П. |
15.11.2019 | Культурно-массовое мероприятие «День призывника» | Военный комиссариат по г. Оха и Охинскому району, управление по культуре, спорту и делам молодёжи Константинова И.А. |
22.11.2019 | Профилактический день (индивидуальные и групповые беседы) Тема: «Профилактика преступлений. Кражи. Профилактика нанесения телесных повреждений. Ответственность. Посещаемость уроков. Поведение в общественных местах. Недопущение нахождения на улице в ночное время суток. Профилактика употребления алкоголя и ПАВ. ДРО» | Инспектор ПДН ОМВД России по ГО «Охинский» Канащенко М.В. |
22.11.2019 | Общешкольное родительское собрание «Профилактика противоправного поведения несовершеннолетних и их безопасность» | Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования городской округ «Охинский», Охинская городская прокуратура, Филиал по Охинскому району уголовно-исполнительной инспекции по Сахалинской области |
22.11.2019 | Построение плана работы со специалистами. | ГКУ СРЦН «Родник» |
27.11.2019 | Индивидуальные профилактические беседы «Правила поведения в школе. Посещаемость уроков. Курение в здании школы» | Старший инспектор ПДН ОМВД России по ГО «Охинский» Базина М.В. |
28.11.2019 | Единый классный час «Преступники в интернете. Как не стать их жертвой» | Охинская городская прокуратура |
05.12.2019 | Общешкольное родительское собрание для категории многодетных семей «Правовое обеспечение многодетной семьи» | Отделение по Охинскому району ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» |
11.12.2019 | Районное мероприятие «Уроки мужества» | Охинское отделение ВВПОД «Юнармия», управление по культуре, спорту и делам молодёжи |
12.12.2019 | Диагностика. Профилактические беседы (консультации) с детьми и их родителями (законными представителями) | ГБОУ ДПО «ИРОСО», старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Литвинов Н.А. |
20.12.2019 | Определение индивидуального социально-психологического маршрута по сопровождению подростков | ГКУ СРЦН «Родник» |
25.12.2019 | План проведения профилактического дня по профилактике употребления ПАВ и СНЮС | ГБУЗ «Охинская ЦРБ» Психолог наркологической службы Кузнецова Е.С. |
26.12.2019 | День профилактики | Филиал по Охинскому району уголовно-исполнительной инспекции по Сахалинской области, ОМВД России по ГО «Охинский», ГБУЗ «Охинская ЦРБ» |
24.01.2020 | Профилактический день (индивидуальные беседы) Тема: «Профилактика преступлений. Кражи. Профилактика нанесения телесных повреждений. Ответственность. Посещаемость уроков. Поведение в общественных местах. Недопущение нахождения на улице в ночное время суток. Профилактика употребления алкоголя и ПАВ, медицинских препаратов. ДРО» | Инспектор ПДН ОМВД России по ГО «Охинский» Канащенко М.В. |
13.02.2020 | Определение индивидуального социально-психологического маршрута по сопровождению подростков | ГКУ СРЦН «Родник» |
14.02.2020 | Профилактический день (групповые беседы) Тема: «Профилактика правонарушений. Правила поведения в школе. Взаимоотношения со сверстниками» | Инспектор ПДН ОМВД России по ГО «Охинский» Канащенко М.В. |
28.02.2020 | Организация встречи ребёнка, ученицы 1 «В» класса в сопровождении отца и биологической матери ребенка. | Отдел опеки и попечительства ГО «Охинский» |
28.02.2020 | Определение индивидуального социально-психологического маршрута по сопровождению подростков | ГКУ СРЦН «Родник» |
17.03.2020 | Профилактический день (индивидуальные беседы) Тема: «О надлежащем поведении в общественных местах и о недопустимости конфликтных ситуаций в семье, о недопустимости совершения преступлений и правонарушений, о недопустимости употребления алкогольных напитков и употребления медицинских препаратов без назначения врача, о недопустимости нахождения на улице в ночное время суток, о недопустимости самовольных уходов из дома | Инспектор ПДН ОМВД России по ГО «Охинский» Канащенко М.В. |
27.03.2020 | Определение индивидуального социально-психологического маршрута по сопровождению семьи и учащегося Абрамова Никиты. | ГКУ СРЦН «Родник» |
12.05.2020 | Консилиум. Беседы по профилактике бродяжничества, нахождения на улице в ночное время, употребления алкоголя (обучающиеся, проживающие в ГКУ СРЦН «Родник») | ГКУ СРЦН «Родник» |
14.05.2020 | Консилиум. Беседы «Детско-родительские отношения» | ГКУ СРЦН «Родник» |
6.Профилактическое направление
- Мероприятия по выявлению несовершеннолетних склонных к деструктивному поведению:
1.Психодиагностика учащихся:
- Диагностическое исследование Цветовой тест Люшера
- Проектный тест «Моя семья» В.К. Лосева
- Акцентуации характера К. Леонгард и Н. Шмишек
- «Подростки о родителях» Вассерман Л.И.
- Опросник суицидального риска ОСР Т.Н. Разуваевой
- «Шкала мотивации одобрения» Д. Крауна и Д. Марлоу
-«Одиночество» опросник С.Г. Корчагиной
- «Самооценка личности» Дембо-Рубинштейн
- «Ценностные ориентации» М. Рокич
- «Выявление агрессии» Басса-Дарки
- «Карта интересов» А.И. Голомшток
- «Вид темперамента» Г. Айзенк
- «Социометрия» Дж. Морено
- «Уровень школьной тревожности» Филипс
- «Уровень ситуативной и личностной тревожности» Спилбирг
- Проектный тест «Не существующее животное» М.З. Друкаревич
2.Всероссийское социально-психологическое тестирование.
3. Анкетирование классных руководителей с целью первичного мониторинга проблемного поля учащихся класса
4. Анкетирование родителей учащихся
5. Семинар для учителей с целью просвещения о признаках и способах выявления деструктивного поведения у детей.
- «Прототипирование деструктивных молодежных сообществ. Способы выявления и методы противодействия суицидальных наклонностей детей и подростков» (проведено 24.10.2019)
- «Социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации из различных категорий семей» (проведено 24.10.2019)
- Тренинг-ярмарка «Эффективные формы и технологии работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся»
6. Подготовка буклетного материала для учителей на тему «Выявление признаков у детей принадлежности к разным деструктивным молодежным сообществам» (проведено 24.10.2019)
7. Работа с родителями с целью просвещения о признаках и способах выявления деструктивного поведения у детей.
- Тренинг для родителей: «Способы разрешения конфликтов в семье (использование методов медиации)» (проведено 09.10.2019)
- Тематические родительские собрания: «Как подростку преодолеть кризисные ситуации (профилактика суицидального поведения подростков)» (проведено 26.09.2019)
- Родительское собрание: «Проблемы подросткового возраста (профилактика употребления психотропных веществ детьми)» (проведено 24.09.2019)
- Общешкольное родительское собрание «Профилактика противоправного поведения несовершеннолетних . Их защита» (проведено 22.11.2019)
- Тренинг для родителей: «Первая любовь (профилактика ранней беременности, заболеваний передаваемых половым путём)» (проведено 22.11.2019)
- Тематические родительские собрания: «Как научить ребёнка толерантности (профилактика экстремизма и терроризма в подростковой среде)»
- Тематические родительские собрания: «Человеком быть совсем непросто (профилактика романтизации криминальных образов)»
- Родительское собрание: «Старая и новая игровая реальность: мифы и факты влияния видеоигр на детскую аудиторию»
- Тематические родительские собрания: «Ребенок стал жертвой буллинга или кибербуллинга»
- Тематические родительские собрания: «Основные виды молодёжных деструктивных течений в сети интернет»
- Тренинг для родителей: «Улица - плохая или хорошая школа жизни?»
8. Групповые занятия с родителями по категориям «Школа для родителей» с целью просвещения о признаках и способах выявления деструктивного поведения у детей.
- Семья, находящаяся в социально-опасном положении «Воспитание ненасилием в семье» (проведено 18.10.2019)
- Семьи с активной жизненной позицией «Эмоциональная сфера подростка» Нравственное самосознание и его развитие в подростковом возрасте» (проведено 30.10.2019)
– Семья, находящаяся в социально-опасном положении «Алкоголь в семье»
- Семьи с активной жизненной позицией «Эмоциональная сфера подростка»
- многодетная семья: «Взаимодействие многодетных родителей и детей»
- Семьи с учащимися, состоящими на разных формах учёта «Причины постановки учащегося на внутришкольный профилактический учет, на учет в КДН»
- Неполные семьи (воспитанием детей занимается один из родителей (законный представитель)) «Крик детской души: Родители разводятся!!!»
- Неполные семьи (воспитанием детей занимается один из родителей (законный представитель) «Какая любовь ребёнка портит»
- Многодетная семья: «Разнополые дети: особенности воспитания»
- Семьи с детьми-инвалидами, ОВЗ «Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития и пути их преодоления»
- Семьи с учащимися, состоящими на разных формах учёта «Занятость подростка - профилактика правонарушений»
- Семьи с детьми-инвалидами, ОВЗ «Проблемы общения ребёнка – инвалида со сверстниками, взрослыми»
9. Индивидуальные консультации с детьми, родителями, учителями
10. Групповые (в классе на уроке) и индивидуальные наблюдения за учащимися
В нашей школе, инициативной группой из администрации школы, педагогов-психологов, социального педагога, был создан проект, рассчитанный на 3 года: «Школа для родителей». На занятиях мы поднимаем психолого-педагогические вопросы воспитания подростков. Охватываем различные категории семей (многодетные, с детьми, стоящими на различных видах учета, детьми ОВЗ и инвалидов, не полные семьи, с активной жизненной позицией). Наш проект и проект «Школа выживания» были одного направления. Некоторые темы уже поднимались у нас в течении 2-х лет. Отзывы родителей и детей были положительными. Мы рады, что наши психолого-педагогические изыскания направленны в нужном русле. Данный проект дал нам возможность убедиться в правильности своего выбора профилактической работы и выбора тем для беседы с родителями. Большое спасибо за организацию проекта «Курс выживания для подростков, их родителей, и тех, кто рядом».
Общий анализ результатов работы:
В 2019-2020 учебном году на наш взгляд достаточно успешно были реализованы:
- Просветительская работа с детьми, родителями и педагогами.
- Консультационная работа с учащимися, их родителями, специалистами.
- Организационно-методическая работа.
- Успешное участие в проекте «Курс выживания для подростков, их родителей, и тех, кто рядом».
Проблемное поле:
- В связи с большим объемом диагностического материла, требующего ручного управления в обработке результатов имели определённые трудности в организации диагностической работе с учащимися, их родителями (не укладывались в запланированные сроки проведения и обработки протоколов и заключений на испытуемых).
- Так как требующих групповую и индивидуальную коррекционную работу детей с ОВЗ, детей стоящих на различных формах контроля коррекционно-развивающая работа до сих пор не носит стабильного характера (имеет место переноса занятий на другое число).
- На основании рекомендаций, выдвинутых на педагогическом совете школы по теме «Эффективность реализации «Программы развития ОУ» необходимо усилить работу с одаренными детьми.
Задачи на следующий год по организации психолого-педагогической работы на 2020-2021 учебный год:
1. Продолжить работу по проекту «Мы вместе»
2. Усилить работу с одаренными детьми.
3. Разработать жёсткий график работы с детьми с учётом объемом и накопляемости обучающихся в подгруппах, нуждающихся в коррекционных и индивидуальных групповых занятий.
4. Продолжить совершенствовать диагностический инструментарий.
31.06.2020
Педагог-психолог: ________________ Т.С. Полунина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой отчет о работе педагога-психолога МАОУ СОШ № 7 г.Усть-Катава Юдиной Е.С. за 2013-2014 учебный год
Годовой отчет о работе педагога-психолога за 2013-14 учебный год...
Аналитический отчет о работе педагога-психолога за 2016/2017 учебный год
В отчете представлен анализ работы педагога-психолога в течение года...
Отчет о работе педагога-психолога за 2015-2016 учебный год
*Психодиагностическая работа;*Коррекционные и развивающие мероприятия;*Психологическое просвещение;*Повышение профессионального уровня;* Работа в рамках ресурсного центра;*Планирование....
Аналитический отчет о работе педагога-психолога за 2016/2017 учебный год
Аналитический отчет педагога-психолога включает в себя результаты профессиональной деятельности за учебный год...
Аналитический отчёт о работе педагога-психолога за I полугодие 2018 – 2019 учебный год.
Аналитический отчёт о работепедагога-психолога за I полугодие 2018 – 2019 учебный год....
Аналитический отчет о работе педагога-психолога МБОУ СОШ №1 г. Охи им. А.Е. Буюклы за 2017-2020 учебные года Полуниной Татьяны Сергеевны
Аналитический отчет о работе педагога-психологаМБОУ СОШ №1 г. Охи им. А.Е. Буюклы за 2017-2020 учебные года Полунина Татьяна Сергеевна...
Годовой аналитический отчет о деятельности педагога-психолога
Аналитический отчет - это документ, который завершает учебный год и служит основой для написания плана работы на следующий учебный год....