Аналитический отчет о работе педагога-психолога за 2016/2017 учебный год
учебно-методический материал на тему

Цыганкова Наталья Юрьевна

В отчете представлен анализ работы педагога-психолога в течение года

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11 г. Пушкино»


СОГЛАСОВАНО

Директор МБОУ СОШ №11

г.Пушкино _____________Ю.В.Агеева

Аналитический отчет

о деятельности психологической службы

МБОУ «Средней общеобразовательной школы №11 г.Пушкино»

за 2016-2017 учебный год

В психологической службе МБОУ СОШ №11 г.Пушкино работают два педагога-психолога: Бельская Надежда Николаевна (высшая квалификационная категория) и Цыганкова Наталья Юрьевна (первая квалификационная категория).

В соответствии с основным направлением работы школы по повышению качества образования цель психологической службы школы состоит в создании оптимальных условий для успешной социализации и гармонизации личности ребенка и сохранение психического здоровья всех участников образовательного процесса.

Для достижения цели решались в течение года следующие задачи:

  1. Психологическое сопровождение мотивационной и личностной сфер всех участников образовательного процесса, профилактика асоциального поведения обучающихся.
  2. Развитие эмоционального интеллекта обучающихся и педагогов.
  3. Психологическая помощь в самоопределении и профориентации.
  4. Психологическое сопровождение и помощь учащимся 9-11(12) классов при подготовке к экзаменам.
  5. Расширение электронной библиотеки «Педагогам от психолога» и «Психолог родителям» о возрастных особенностях детей и подростков.
  6. Психологическая поддержка детско-родительских отношений.
  7. Психологическое сопровождение и профилактика профессионального выгорания педагогов, развитие навыков «экологичного» поведения (повышение культуры общения).
  8. Повышение личного профессионального уровня.

В связи с тем, что в 2016/2017 учебном году школа приняла более 100 учащихся разных возрастов, поэтому в начале учебного года приоритетным направлением в работе психологической службы была профилактика социальной дезадаптации всех учащихся, которая включала в себя изучение личных дел учеников, беседы, консультации с родителями и классными руководителями, проведение в начале учебного года занятий для знакомства и сплочения классных коллективов старшей школы.

Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в данный отчетный период работа велась по основным направлениям: консультативное, диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское и методическое, в соответствии с перспективными годовыми планами.

Консультативное направление

Отчетный период

Количество консультаций учащихся

Количество консультаций педагогов

Количество консультаций родителей

Всего консультаций

2016/2017 уч. год

37

19

26

82

Процесс консультирования обычно проходил в два этапа: а) первичное консультирование – во время которого собираются основные данные и уточняется запрос; б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме; кроме того, родителям давались рекомендации по особенностей взаимодействия с ребенком и способам преодоления трудностей. Повторные консультации в некоторых случаях не ограничивались отдельным приемом, а носили системный характер, в этом случае во время беседы обсуждалась динамика работы с обучающимся и уточнялись рекомендации.

Большинство запросов были связаны с трудностями обучения и поведения в младшей и средней школе и проблемами межличностного общения среди подростков от 14 лет. В целом все запросы можно разделить на:

  1. эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.);
  2. трудности в обучении;
  3. трудности во взаимоотношениях с педагогами;
  4. трудности в общении со сверстниками;
  5. трудности в профессиональном самоопределении;
  6. консультации по результатам групповой диагностики;
  7. проблемы в детско-родительских отношениях.

В процессе консультирования решались следующие задачи:

  1. прояснение и уточнение запроса;
  2. сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений;
  3. диагностика нарушений;
  4. рекомендации обучающимся, а также педагогам и родителям по вопросам воспитания и устранения нарушений;
  5. составление плана дальнейшей работы по запросу.

В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Однако некоторые консультаций носили разовый незавершенный характер, что может быть связано либо с недостаточной мотивированностью клиентов на дальнейшую работу, либо с недостаточно грамотно проведенной консультативной работой, во время которой не удалось донести до клиентов важность дальнейшей работы. В связи с этим в дальнейшем необходимо проанализировать и определить причины сложившейся ситуации. А также уделять больше внимания мотивированию клиентов на более глубокую работу. Также стоит обратить внимание на низкое количество обращений за консультациями со стороны родителей. В будущем году необходимо по возможности усилить взаимодействие с родителями учащихся.

Диагностическое направление.

В течение года диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы, с целью анализа проблем личностного развития, проблем эмоционально-волевой и мотивационной сфер, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности, а так же как составляющая индивидуальных консультаций.

В процессе консультирования для определения проблемы и ее причин проводилась диагностика, в основном с использованием проективных методов, диагностической беседы и наблюдения.

Для проведения психологической диагностики имелся достаточный набор диагностических методик, которые соответствовали предъявляемым запросам и позволяли дифференцировать трудности и определять их причины. Что, в свою очередь, позволяло планировать дальнейшую развивающую и консультативную работу, а также давать рекомендации по преодолению трудностей.

Групповая диагностика проводилась в следующих направлениях:

- диагностика личностных отклонений;

- диагностика мотивационной и познавательной сферы;

- профориентационное исследование.

Для исследования мотивации к учению использовалась методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в 5 классах и анкетирование по выявлению степени удовлетворенности учащимися школьной жизнью.

Для исследования познавательной сферы методики подбирались по необходимости:

- для изучения внимания использовались методика «Корректурная проба Бурдона», различные ассиметричные или маскированные рисунки и т.д.;

- для изучения различных типов памяти использовались методики «10 слов» (А.Р.Лурия), «Диагностика ассоциативной памяти» и т.д.

- для изучения оперативного мышления использовались прогрессивные матрицы Равена.

Для выявления детей группы риска, изучения их личностных отклонений использовался диагностический блок, который включал в себя:

  1. Применение личностного опросника EPQ Г.Айзенка для изучения индивидуально-психологических черт личности.
  2. Диагностика показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки.
  3. Исследование уровня субъективного контроля по адаптированной методике Д.Роттера.
  4. Исследование акцентуаций характера у подростков с помощью опросника А.Е.Личко (ПДО).
  5. Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению с помощью методики К.Томаса.
  6. Определение ценностных ориентаций по методике М.Рокича.

Помимо обязательного диагностического комплекта при необходимости в конкретных случаях использовались дополнительный инструментарий (Методика определения к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел), цветовой тест Люшера и т.д.)

Согласно полученным результатам, можно сказать, что около 15% несовершеннолетних обучающихся школы можно отнести к «группе риска»: об этом свидетельствуют высокие показатели различных форм агрессии, низкий уровень субъективного контроля, диагностируется акцентуация характера, а также высокий показатель склонности к отклоняющемуся поведению.

Полученные результаты являются основанием для составления и проведения коррекционно-развивающих занятий в индивидуальной и групповых формах.

В рамках профориентационной работы применялся следующий диагностический комплекс:

  1. Диагностика профессиональных интересов и склонностей с помощью дифференциально-диагностического опросника (ДДО) Е.А. Климова (модификация А.А.Азбель).
  2. Определение личностной направленности с помощью ориентационной анкеты Б.Басса.
  3. Диагностика осознания готовности обучающихся к различным видам профессионального труда с помощью активизирующей профориентационной методики Н.Пряжникова.

При анализе профессиональной направленности учитывались личностные особенности обучающихся (характерологические особенности, уровень развития эмоционально-волевой и межличностной сфер). При необходимости (в отдельных случаях) расширялся диагностический комплекс.

По результатам  работы  проводились консультации, которые позволяли обучающимся глубже осознавать проблему и перспективы профессионального выбора. Проводя анализ методики «ДДО» был сделан следующий вывод: у обучающихся растет интерес к творческим профессиям, и чуть меньше к техническим. У обучающихся совершенно отсутствует интерес к таким сферам деятельности, как сельское хозяйство, лесное хозяйство, педагогика, но исходя их полученной информации в результате анкетирования, был сделан вывод: обучающиеся 9-11 классов задумываются о выборе своей дальнейшей профессиональной деятельности. К тому-же согласно результатам ориентационной анкеты Б.Басса в последнее время отмечается тот факт, что более 50%  обучающихся личностно ориентированы на дело – выполнении работы как можно лучше, 30% - на общение – ориентация на социальное одобрение и 17% обучающихся ориентированы на вознаграждение.

Ежегодно школа участвует в социально-психологическом тестировании, проводимом Министерством образования с целью профилактики потребления наркотических средств и психотропных веществ. В сентябре 2016 года в 1-11 классах проводилась диагностика социальной напряженности по методике Бойко. В результате диагностики выявлено 7 обучающихся, которых можно отнести к «группе риска». Они поставлены на внутришкольный контроль.

Диагностическая направленность работы распространяется не только на обучающих. С родителями по запросу проводится диагностика детско-родительских отношений с помощью опросника АСВ в индивидуальном порядке и проективной методики «Дом».

С учителями проводится диагностика ежегодно согласно методической темы, над которой работает школа. В 2017 году проводилось анкетирование для учителей, с целью изучения условий мотивации работы учащихся на уроке. Результаты анкетирования показали, что 47% учителей используют эмоциональные методы мотивации учеников, 24% - волевые методы, 18% - познавательные методы и остальные в основном используют социальные методы мотивации. В результате соотнесения полученных данных с общей мотивацией обучающихся к учению можно предположить, что использование методов мотивации в таком соотношении не является эффективным. Поэтому в следующем 2017/2018 учебном году предполагается дальнейшая работа по поиску эффективных методов мотивации учащихся.

Выводы. Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у клиентов. Однако в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методов для более эффективной диагностики.

Коррекционно-развивающее направление

За прошедший период проводилась групповая развивающая работа с обучающимися 7 и 8 классов, направленная на развитие у учащихся необходимых качеств для более успешной адаптации и преодоления трудностей в личностной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах в рамках гуманистического подхода. Занятия проводились 1-2 раза в четверть на классных часах, совместно с классными руководителями.

Индивидуальная коррекционная работа проводиться в основном  с обучающимися группы риска. За учебный год проведено 23 индивидуальных занятия, из них 9 – он-лайн консультация в социальных сетях.

За отчетный период групповые коррекционно-развивающие занятия проводились по направлениям:

  1. формирование/коррекция навыков эффективного взаимодействия (ситуативное решение проблем взаимодействия в микрогруппах);
  2. психологическое сопровождение обучающихся в период подготовки к ЕГЭ  и ОГЭ (60 часов групповых и индивидуальных занятий);
  3. профилактические мероприятия по сохранению здоровья обучающихся.

В начальной школе во внеурочной деятельности традиционно велись занятия по программе «Жизненные навыки» издательства «Генезис».

Основная тематика коррекционно-развивающих индивидуальных занятий - психологическое сопровождение в преодолении кризисных состояний участников образовательного процесса:

  • коррекция эмоционального состояния;
  • работа со стрессовыми состояниями;
  • работа с агрессией;
  • развитие коммуникативных навыков.

Выводы. Проведенную групповую развивающую работу с обучающимися в целом можно считать достаточно успешной. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки в знаниях, структуре программ и методической оснащенности, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования развивающего направления деятельности.

Просветительская деятельность.

Данное направление деятельности реализовывалось в следующих формах.

1) Проведение тематических недель в школе. В начале каждого учебного года тематической «Недели психологии» для всех участников образовательного пространства. Цель данных мероприятий - познакомить обучающихся, педагогов и родителей со спецификой работы психологической службы в образовании, сформировать активную позицию в отношении возможности обращения к педагогу-психологу для помощи в преодолении имеющихся трудностей.

В связи с тем, что в последние время актуален вопрос о сохранении здоровья обучающихся и эффективном применении здоровьесберегающих технологий в образовании, нами введена тематическая «Неделя здоровья», которая проводилась впервые в ноябре 2014 года. Целью данного вида деятельности педагога-психолога является сохранение психологического здоровья и формирование эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса.

В связи с тем, что были получены положительные отзывы о проведенных занятиях, а после занятий участники образовательного процесса стали чаще обращаться за  индивидуальной консультацией и участия в профилактических и развивающих занятиях, данное направление деятельности можно считать очень эффективным.

2) Выступления на родительских собраниях.

Всего было проведено 3 беседы для родителей обучающихся 6, 8, 9 классов о безопасном интернете (6 класс – 18.03.2017; 8 класс – 04.03.2017; 9 класс – 10.03.2017); 2 выступления на общешкольном родительском собрании на темы «Роль семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, в формировании потребности в здоровом образе жизни у детей и подростков» (21.01.2017), «Современные игры подростков. По следам «Синих китов» (18.03.2017).

В целом все выступления прошли успешно, были получены положительные отзывы от классных руководителей, родителей. Также стоит обратить внимание, что после родительских собраний родители обращались за консультационной помощью.

  1. Выступление на методическом объединении классных руководителей с темой «Что такое суицид и как с ним бороться» (ШМО классных руководителей, протокол №3 от 27.03.2017).

Задача данного вида просветительской деятельности – повышение психологической грамотности педагогического коллектива и групповая выработка моделей эффективного взаимодействия с обучающимися «группы риска» в условиях образовательного процесса.

Выступления на ШМО прошло успешно. Педагоги активно участвовали в практической части выступлений. Многие педагоги стали учитывать в своей профессиональной деятельности полученные рекомендации.

4) Просветительские беседы в процессе индивидуальных консультаций для педагогов и родителей по вопросам особенностей развития детей и взаимодействия с ними. Задачами данного вида просветительской деятельности является: 1) повышение психологической грамотности; 2) осознание педагогами своей роли в формировании и преодолении трудностей обучающегося группы риска; 3) побуждение взрослых к личностному росту и изменению форм взаимодействия с обучающимися; 4) мотивирование взрослых на более глубокую работу по преодолению трудностей.

В целом реализацию данного вида деятельности можно оценить как эффективную, т.к. педагоги и родители смогли получить необходимую информацию и рекомендации по дальнейшей работе с проблемными ситуациями.

  1. Проводились классные часы и тематические беседы с обучающимися 6-11 классов. С целью формирования ценности семьи были проведены классный час «Моя семья – моя крепость», занятие с элементами тренинга «7Я», круглый стол «Семейные ценности (какой я представляю свою будущую семью)». С целью формирования здорового образа жизни обучающихся были проведены беседы об анорексии, алкоголизме, наркомании, курении и о их последствиях, участвовали в общешкольной акции «Мы за здоровый образ жизни».

В 10 классе проводился впервые кружок «Этика и психология семейной жизни», целью которого являлось формирование у юношей и девушек потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения строить прочные внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей, создание нравственной и психологической основы подготовки к браку.

Групповые и индивидуальные просветительские консультации учащихся 8-11 классов по вопросам профессионального самоопределения и подбору учебных заведений в рамках реализации системы профориентации в школе.

В данном направлении проводились занятия с целью расширения знаний о базе профессий, знакомство с новыми современными специальностями, а также изучались личностные профессиональные особенности. В рамках просветительской деятельности мы с ребятами ежегодно посещаем выставки учебных заведений. В 2016 году в ноябре приняли участие в международной выставке «Образование и карьера» в гостином дворе г.Москвы. Ребята познакомились с интересующими профессиональными образовательными учреждениями и условиями поступления, а также принимали участие в репетиционном ЕГЭ, профориентационных тестированиях и мастер-классах.

  1. В рамках просветительской деятельности были организованы поездки:

-  в политехнический музей г. Москвы на выставку «Сделано в России» (октябрь 2016);

- театр Айвенго г.Москвы на мюзикл «Баллада о маленьком сердце» (март 2017);

- в научную лабораторию Политехнического музея (апрель 2017);

- Исторический парк на ВВЦ, на выставку «Москва. 1941 г. Контрнаступление» (апрель 2017);

- кинотеатр Алмаз Синема в г.Мытищи на кинофильм «Время первых»;

- Останкинскую телебашню (май 2017).

Цели: развитие навыков общения, сплочение коллектива и развитие познавательной сферы участников образовательного процесса, формирования гражанско-патриотической позиции учащихся и высоких жизненных ценностей.

  1. Оформлен информационный стенд для учителей «Как повысить мотивацию к обучению».

Выводы. Реализацию просветительской деятельности можно считать качественной и успешной. Однако в дальнейшем следует обратить внимание на следующие моменты: полнота знаний специалиста, методическая и информационная оснащенность, а также совершенствование способов подачи информации.

Методическая работа.

Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:

  1.  Разработка развивающих, коррекционных и просветительских программ. Результатами методической работы за этот год стали: а) подбор, анализ и систематизация материалов для написания программ; б) составление программ для групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы; в) разработка тематических общешкольных занятий для обучающихся; г) разработка выступлений на родительских собраниях и педагогических советах; д) создание базы диагностических методик.
  2.  Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей.
  3.  Анализ литературы по проблемам развития и воспитания детей.
  4.  Оформление документации педагога-психолога.
  5.  Посещение конференций и семинаров в целях самообразования:

Участие в клубе «Творческий психолог» районного объединения педагогов-психологов с мастер-классом «Метафорические карты в работе педагога-психолога»

Участие в всероссийском научно-практической конференции АСОУ с мастер-классом «Игровая система «Профнавигатор» как инструмент самопознания и профессионального самоопределения личности» (29.11.2016)

Выступление на РМО педагогов-психологов с темами: «Восьмиугольник выбора профессии» - основы формирования самоопределения» и «Особенности использования практических методик в профессиональной ориентации подростков на основе игровой системы «Профнавигатор» (19.12.2016)

Выступление на районном семинаре-практикуме директоров «Повышение мотивации обучающихся к образованию и воспитанию в условиях современной государственной политики в образовании» с докладом о результатах диагностического исследования мотивационной сферы (17.02.2017)

Мастер-класс на районном семинаре-практикуме директоров «Повышение мотивации обучающихся к образованию и воспитанию в условиях современной государственной политики в образовании» на тему «Профнавигатор. Опыт» (17.02.2017)

Разработка и проведение рефлексивно-деловой игры «Педагогические методы и приемы повышения мотивации школьников» на районном семинаре-практикуме директоров «Повышение мотивации обучающихся к образованию и воспитанию в условиях современной государственной политики в образовании» (17.02.2017)

Мастер-класс проведения психологического тренинга «По тропе от гнева до гармонии» на РМО педагогов-психологов (20.02.2017)

Участие в межрегиональном Форуме «Безопасное детство» на базе АСОУ с мастер-классом «Профнавигатор в работе педагога-психолога» (19.04.2017)

Участие в I международной конференции по этике в психологическом консультировании и психотерапии (26.06.2017)

  1.  Участие в рабочих и экспертных группах районного методического объединения.
  2. Создание сайта http://natelloc.wix.com/iapsiholog и личных страничек в социальных сетях работников образования http://nsportal.ru/tsygankova-natalya-yurevna.
  3. Подготовлены статьи «Памятка руководителю (менеджмент административных работников)», «Лестница выбора профессий», «Принцип повышения мотивации обучения».
  4. Бельская Надежда Николаевна в ноябре 2016 года подтвердила высшую квалификационную категорию.
  5.  Цыганкова Наталья Юрьевна является победителем районного тура в Губернаторском конкурсе «Лучшие по профессии - 2017» в номинации «Лучший педагог-психолог образовательной организации»
  6.  Повышение квалификации в рамках инвариантного и вариантного компонента образования. За отчетный период были пройдены курсы повышения квалификации и переподготовки:

№ п/п

Тема
курсов повышения квалификации,

стажировки

Название организации, осуществляющей
повышение квалификации

Сроки

Название и

№ документа

(заполняется при

завершении обучения)

Кол-во часов

1

Метафорические инструменты и трансформационные психологические игры

НОЧУ «Институт консультативной психологии и консалтинга»

01.06.16-30.09.16

Сертификат

РН 082/16

48

2

Приёмы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, или Конфликты в нашей жизни: способы решения

Педагогический университет «Первое сентября» и Факультет педагогического образования МГУ им.Ломоносова

01.04.17 – 30.06.17

ожидается

6

3

Травля в детском коллективе, или Как остановить насилие

Педагогический университет «Первое сентября» и Факультет педагогического образования МГУ им.Ломоносова

01.04.17 – 30.06.17

ожидается

6

Выводы. Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса. Кроме того, необходимо больше внимания уделить разработке программ взаимодействия с педагогическими кадрами, а также участие в мероприятиях муниципального и областного значения.

Общий вывод: анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.

В следующей перспективе профессиональной деятельности необходимо уделить внимание усилению работы с педагогическими кадрами, в работе с родителями, а также дальнейшему развитию профессиональных компетенций педагога-психолога. Накопленный профессиональный опыт дает возможность разработать образовательную технологию психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, а также участвовать в конференциях, конкурсах и семинарах на муниципальном и областном уровнях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о работе учителя-логопеда за 2016-2017 учебный год

ГБОУ «Инженерно-техническая школа им. П.Р.Поповича» Приложение к документу «Отчет об эффективности работы  учителя – логопеда за  2016 – 2017 учебный год». По результатам логопедич...

Аналитический отчет о работе педагога-психолога за 2016/2017 учебный год

Аналитический отчет педагога-психолога включает в себя результаты профессиональной деятельности за учебный год...

Отчет о работе социального педагога за 2016 - 2017 учебный год

Отчет-информация о работе социального педагога  МОУ - СОШ № 3 г. Аткарска Саратовской области имени Героя Советского Союза Антонова Владимира Семеновича за 2016 – 2017 учебный год...

Аналитический отчёт о работе педагога-психолога за I полугодие 2018 – 2019 учебный год.

Аналитический отчёт о работепедагога-психолога  за I полугодие 2018 – 2019 учебный год....

Аналитический отчет о работе педагога-психолога МБОУ СОШ №1 г. Охи им. А.Е. Буюклы за 2019-2020 учебный год Полунина Татьяна Сергеевна

Психолого-педагогическое планирование, осуществление работы данного направления в школе в 2019-2020 учебном году основывалось на основной программе «Психологическая служба в школе», котора...

Аналитический отчет о работе педагога-психолога МБОУ СОШ №1 г. Охи им. А.Е. Буюклы за 2017-2020 учебные года Полуниной Татьяны Сергеевны

Аналитический отчет о работе педагога-психологаМБОУ СОШ №1 г. Охи им. А.Е. Буюклы за 2017-2020 учебные года Полунина Татьяна Сергеевна...

Годовой аналитический отчет о деятельности педагога-психолога

Аналитический отчет  - это документ, который завершает учебный год  и служит основой для написания плана работы на следующий учебный год....