Аналитический отчет о работе педагога-психолога за 2016/2017 учебный год
учебно-методический материал на тему
В отчете представлен анализ работы педагога-психолога в течение года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskiy_otchet_o_deyatelnosti_psihologicheskoy_sluzhby_mbou.docx | 43.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11 г. Пушкино»
СОГЛАСОВАНО
Директор МБОУ СОШ №11
г.Пушкино _____________Ю.В.Агеева
Аналитический отчет
о деятельности психологической службы
МБОУ «Средней общеобразовательной школы №11 г.Пушкино»
за 2016-2017 учебный год
В психологической службе МБОУ СОШ №11 г.Пушкино работают два педагога-психолога: Бельская Надежда Николаевна (высшая квалификационная категория) и Цыганкова Наталья Юрьевна (первая квалификационная категория).
В соответствии с основным направлением работы школы по повышению качества образования цель психологической службы школы состоит в создании оптимальных условий для успешной социализации и гармонизации личности ребенка и сохранение психического здоровья всех участников образовательного процесса.
Для достижения цели решались в течение года следующие задачи:
- Психологическое сопровождение мотивационной и личностной сфер всех участников образовательного процесса, профилактика асоциального поведения обучающихся.
- Развитие эмоционального интеллекта обучающихся и педагогов.
- Психологическая помощь в самоопределении и профориентации.
- Психологическое сопровождение и помощь учащимся 9-11(12) классов при подготовке к экзаменам.
- Расширение электронной библиотеки «Педагогам от психолога» и «Психолог родителям» о возрастных особенностях детей и подростков.
- Психологическая поддержка детско-родительских отношений.
- Психологическое сопровождение и профилактика профессионального выгорания педагогов, развитие навыков «экологичного» поведения (повышение культуры общения).
- Повышение личного профессионального уровня.
В связи с тем, что в 2016/2017 учебном году школа приняла более 100 учащихся разных возрастов, поэтому в начале учебного года приоритетным направлением в работе психологической службы была профилактика социальной дезадаптации всех учащихся, которая включала в себя изучение личных дел учеников, беседы, консультации с родителями и классными руководителями, проведение в начале учебного года занятий для знакомства и сплочения классных коллективов старшей школы.
Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в данный отчетный период работа велась по основным направлениям: консультативное, диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское и методическое, в соответствии с перспективными годовыми планами.
Консультативное направление
Отчетный период | Количество консультаций учащихся | Количество консультаций педагогов | Количество консультаций родителей | Всего консультаций |
2016/2017 уч. год | 37 | 19 | 26 | 82 |
Процесс консультирования обычно проходил в два этапа: а) первичное консультирование – во время которого собираются основные данные и уточняется запрос; б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме; кроме того, родителям давались рекомендации по особенностей взаимодействия с ребенком и способам преодоления трудностей. Повторные консультации в некоторых случаях не ограничивались отдельным приемом, а носили системный характер, в этом случае во время беседы обсуждалась динамика работы с обучающимся и уточнялись рекомендации.
Большинство запросов были связаны с трудностями обучения и поведения в младшей и средней школе и проблемами межличностного общения среди подростков от 14 лет. В целом все запросы можно разделить на:
- эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.);
- трудности в обучении;
- трудности во взаимоотношениях с педагогами;
- трудности в общении со сверстниками;
- трудности в профессиональном самоопределении;
- консультации по результатам групповой диагностики;
- проблемы в детско-родительских отношениях.
В процессе консультирования решались следующие задачи:
- прояснение и уточнение запроса;
- сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений;
- диагностика нарушений;
- рекомендации обучающимся, а также педагогам и родителям по вопросам воспитания и устранения нарушений;
- составление плана дальнейшей работы по запросу.
В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Однако некоторые консультаций носили разовый незавершенный характер, что может быть связано либо с недостаточной мотивированностью клиентов на дальнейшую работу, либо с недостаточно грамотно проведенной консультативной работой, во время которой не удалось донести до клиентов важность дальнейшей работы. В связи с этим в дальнейшем необходимо проанализировать и определить причины сложившейся ситуации. А также уделять больше внимания мотивированию клиентов на более глубокую работу. Также стоит обратить внимание на низкое количество обращений за консультациями со стороны родителей. В будущем году необходимо по возможности усилить взаимодействие с родителями учащихся.
Диагностическое направление.
В течение года диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы, с целью анализа проблем личностного развития, проблем эмоционально-волевой и мотивационной сфер, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности, а так же как составляющая индивидуальных консультаций.
В процессе консультирования для определения проблемы и ее причин проводилась диагностика, в основном с использованием проективных методов, диагностической беседы и наблюдения.
Для проведения психологической диагностики имелся достаточный набор диагностических методик, которые соответствовали предъявляемым запросам и позволяли дифференцировать трудности и определять их причины. Что, в свою очередь, позволяло планировать дальнейшую развивающую и консультативную работу, а также давать рекомендации по преодолению трудностей.
Групповая диагностика проводилась в следующих направлениях:
- диагностика личностных отклонений;
- диагностика мотивационной и познавательной сферы;
- профориентационное исследование.
Для исследования мотивации к учению использовалась методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в 5 классах и анкетирование по выявлению степени удовлетворенности учащимися школьной жизнью.
Для исследования познавательной сферы методики подбирались по необходимости:
- для изучения внимания использовались методика «Корректурная проба Бурдона», различные ассиметричные или маскированные рисунки и т.д.;
- для изучения различных типов памяти использовались методики «10 слов» (А.Р.Лурия), «Диагностика ассоциативной памяти» и т.д.
- для изучения оперативного мышления использовались прогрессивные матрицы Равена.
Для выявления детей группы риска, изучения их личностных отклонений использовался диагностический блок, который включал в себя:
- Применение личностного опросника EPQ Г.Айзенка для изучения индивидуально-психологических черт личности.
- Диагностика показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки.
- Исследование уровня субъективного контроля по адаптированной методике Д.Роттера.
- Исследование акцентуаций характера у подростков с помощью опросника А.Е.Личко (ПДО).
- Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению с помощью методики К.Томаса.
- Определение ценностных ориентаций по методике М.Рокича.
Помимо обязательного диагностического комплекта при необходимости в конкретных случаях использовались дополнительный инструментарий (Методика определения к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел), цветовой тест Люшера и т.д.)
Согласно полученным результатам, можно сказать, что около 15% несовершеннолетних обучающихся школы можно отнести к «группе риска»: об этом свидетельствуют высокие показатели различных форм агрессии, низкий уровень субъективного контроля, диагностируется акцентуация характера, а также высокий показатель склонности к отклоняющемуся поведению.
Полученные результаты являются основанием для составления и проведения коррекционно-развивающих занятий в индивидуальной и групповых формах.
В рамках профориентационной работы применялся следующий диагностический комплекс:
- Диагностика профессиональных интересов и склонностей с помощью дифференциально-диагностического опросника (ДДО) Е.А. Климова (модификация А.А.Азбель).
- Определение личностной направленности с помощью ориентационной анкеты Б.Басса.
- Диагностика осознания готовности обучающихся к различным видам профессионального труда с помощью активизирующей профориентационной методики Н.Пряжникова.
При анализе профессиональной направленности учитывались личностные особенности обучающихся (характерологические особенности, уровень развития эмоционально-волевой и межличностной сфер). При необходимости (в отдельных случаях) расширялся диагностический комплекс.
По результатам работы проводились консультации, которые позволяли обучающимся глубже осознавать проблему и перспективы профессионального выбора. Проводя анализ методики «ДДО» был сделан следующий вывод: у обучающихся растет интерес к творческим профессиям, и чуть меньше к техническим. У обучающихся совершенно отсутствует интерес к таким сферам деятельности, как сельское хозяйство, лесное хозяйство, педагогика, но исходя их полученной информации в результате анкетирования, был сделан вывод: обучающиеся 9-11 классов задумываются о выборе своей дальнейшей профессиональной деятельности. К тому-же согласно результатам ориентационной анкеты Б.Басса в последнее время отмечается тот факт, что более 50% обучающихся личностно ориентированы на дело – выполнении работы как можно лучше, 30% - на общение – ориентация на социальное одобрение и 17% обучающихся ориентированы на вознаграждение.
Ежегодно школа участвует в социально-психологическом тестировании, проводимом Министерством образования с целью профилактики потребления наркотических средств и психотропных веществ. В сентябре 2016 года в 1-11 классах проводилась диагностика социальной напряженности по методике Бойко. В результате диагностики выявлено 7 обучающихся, которых можно отнести к «группе риска». Они поставлены на внутришкольный контроль.
Диагностическая направленность работы распространяется не только на обучающих. С родителями по запросу проводится диагностика детско-родительских отношений с помощью опросника АСВ в индивидуальном порядке и проективной методики «Дом».
С учителями проводится диагностика ежегодно согласно методической темы, над которой работает школа. В 2017 году проводилось анкетирование для учителей, с целью изучения условий мотивации работы учащихся на уроке. Результаты анкетирования показали, что 47% учителей используют эмоциональные методы мотивации учеников, 24% - волевые методы, 18% - познавательные методы и остальные в основном используют социальные методы мотивации. В результате соотнесения полученных данных с общей мотивацией обучающихся к учению можно предположить, что использование методов мотивации в таком соотношении не является эффективным. Поэтому в следующем 2017/2018 учебном году предполагается дальнейшая работа по поиску эффективных методов мотивации учащихся.
Выводы. Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у клиентов. Однако в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методов для более эффективной диагностики.
Коррекционно-развивающее направление
За прошедший период проводилась групповая развивающая работа с обучающимися 7 и 8 классов, направленная на развитие у учащихся необходимых качеств для более успешной адаптации и преодоления трудностей в личностной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах в рамках гуманистического подхода. Занятия проводились 1-2 раза в четверть на классных часах, совместно с классными руководителями.
Индивидуальная коррекционная работа проводиться в основном с обучающимися группы риска. За учебный год проведено 23 индивидуальных занятия, из них 9 – он-лайн консультация в социальных сетях.
За отчетный период групповые коррекционно-развивающие занятия проводились по направлениям:
- формирование/коррекция навыков эффективного взаимодействия (ситуативное решение проблем взаимодействия в микрогруппах);
- психологическое сопровождение обучающихся в период подготовки к ЕГЭ и ОГЭ (60 часов групповых и индивидуальных занятий);
- профилактические мероприятия по сохранению здоровья обучающихся.
В начальной школе во внеурочной деятельности традиционно велись занятия по программе «Жизненные навыки» издательства «Генезис».
Основная тематика коррекционно-развивающих индивидуальных занятий - психологическое сопровождение в преодолении кризисных состояний участников образовательного процесса:
- коррекция эмоционального состояния;
- работа со стрессовыми состояниями;
- работа с агрессией;
- развитие коммуникативных навыков.
Выводы. Проведенную групповую развивающую работу с обучающимися в целом можно считать достаточно успешной. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки в знаниях, структуре программ и методической оснащенности, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования развивающего направления деятельности.
Просветительская деятельность.
Данное направление деятельности реализовывалось в следующих формах.
1) Проведение тематических недель в школе. В начале каждого учебного года тематической «Недели психологии» для всех участников образовательного пространства. Цель данных мероприятий - познакомить обучающихся, педагогов и родителей со спецификой работы психологической службы в образовании, сформировать активную позицию в отношении возможности обращения к педагогу-психологу для помощи в преодолении имеющихся трудностей.
В связи с тем, что в последние время актуален вопрос о сохранении здоровья обучающихся и эффективном применении здоровьесберегающих технологий в образовании, нами введена тематическая «Неделя здоровья», которая проводилась впервые в ноябре 2014 года. Целью данного вида деятельности педагога-психолога является сохранение психологического здоровья и формирование эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса.
В связи с тем, что были получены положительные отзывы о проведенных занятиях, а после занятий участники образовательного процесса стали чаще обращаться за индивидуальной консультацией и участия в профилактических и развивающих занятиях, данное направление деятельности можно считать очень эффективным.
2) Выступления на родительских собраниях.
Всего было проведено 3 беседы для родителей обучающихся 6, 8, 9 классов о безопасном интернете (6 класс – 18.03.2017; 8 класс – 04.03.2017; 9 класс – 10.03.2017); 2 выступления на общешкольном родительском собрании на темы «Роль семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, в формировании потребности в здоровом образе жизни у детей и подростков» (21.01.2017), «Современные игры подростков. По следам «Синих китов» (18.03.2017).
В целом все выступления прошли успешно, были получены положительные отзывы от классных руководителей, родителей. Также стоит обратить внимание, что после родительских собраний родители обращались за консультационной помощью.
- Выступление на методическом объединении классных руководителей с темой «Что такое суицид и как с ним бороться» (ШМО классных руководителей, протокол №3 от 27.03.2017).
Задача данного вида просветительской деятельности – повышение психологической грамотности педагогического коллектива и групповая выработка моделей эффективного взаимодействия с обучающимися «группы риска» в условиях образовательного процесса.
Выступления на ШМО прошло успешно. Педагоги активно участвовали в практической части выступлений. Многие педагоги стали учитывать в своей профессиональной деятельности полученные рекомендации.
4) Просветительские беседы в процессе индивидуальных консультаций для педагогов и родителей по вопросам особенностей развития детей и взаимодействия с ними. Задачами данного вида просветительской деятельности является: 1) повышение психологической грамотности; 2) осознание педагогами своей роли в формировании и преодолении трудностей обучающегося группы риска; 3) побуждение взрослых к личностному росту и изменению форм взаимодействия с обучающимися; 4) мотивирование взрослых на более глубокую работу по преодолению трудностей.
В целом реализацию данного вида деятельности можно оценить как эффективную, т.к. педагоги и родители смогли получить необходимую информацию и рекомендации по дальнейшей работе с проблемными ситуациями.
- Проводились классные часы и тематические беседы с обучающимися 6-11 классов. С целью формирования ценности семьи были проведены классный час «Моя семья – моя крепость», занятие с элементами тренинга «7Я», круглый стол «Семейные ценности (какой я представляю свою будущую семью)». С целью формирования здорового образа жизни обучающихся были проведены беседы об анорексии, алкоголизме, наркомании, курении и о их последствиях, участвовали в общешкольной акции «Мы за здоровый образ жизни».
В 10 классе проводился впервые кружок «Этика и психология семейной жизни», целью которого являлось формирование у юношей и девушек потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения строить прочные внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей, создание нравственной и психологической основы подготовки к браку.
Групповые и индивидуальные просветительские консультации учащихся 8-11 классов по вопросам профессионального самоопределения и подбору учебных заведений в рамках реализации системы профориентации в школе.
В данном направлении проводились занятия с целью расширения знаний о базе профессий, знакомство с новыми современными специальностями, а также изучались личностные профессиональные особенности. В рамках просветительской деятельности мы с ребятами ежегодно посещаем выставки учебных заведений. В 2016 году в ноябре приняли участие в международной выставке «Образование и карьера» в гостином дворе г.Москвы. Ребята познакомились с интересующими профессиональными образовательными учреждениями и условиями поступления, а также принимали участие в репетиционном ЕГЭ, профориентационных тестированиях и мастер-классах.
- В рамках просветительской деятельности были организованы поездки:
- в политехнический музей г. Москвы на выставку «Сделано в России» (октябрь 2016);
- театр Айвенго г.Москвы на мюзикл «Баллада о маленьком сердце» (март 2017);
- в научную лабораторию Политехнического музея (апрель 2017);
- Исторический парк на ВВЦ, на выставку «Москва. 1941 г. Контрнаступление» (апрель 2017);
- кинотеатр Алмаз Синема в г.Мытищи на кинофильм «Время первых»;
- Останкинскую телебашню (май 2017).
Цели: развитие навыков общения, сплочение коллектива и развитие познавательной сферы участников образовательного процесса, формирования гражанско-патриотической позиции учащихся и высоких жизненных ценностей.
- Оформлен информационный стенд для учителей «Как повысить мотивацию к обучению».
Выводы. Реализацию просветительской деятельности можно считать качественной и успешной. Однако в дальнейшем следует обратить внимание на следующие моменты: полнота знаний специалиста, методическая и информационная оснащенность, а также совершенствование способов подачи информации.
Методическая работа.
Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:
- Разработка развивающих, коррекционных и просветительских программ. Результатами методической работы за этот год стали: а) подбор, анализ и систематизация материалов для написания программ; б) составление программ для групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы; в) разработка тематических общешкольных занятий для обучающихся; г) разработка выступлений на родительских собраниях и педагогических советах; д) создание базы диагностических методик.
- Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей.
- Анализ литературы по проблемам развития и воспитания детей.
- Оформление документации педагога-психолога.
- Посещение конференций и семинаров в целях самообразования:
Участие в клубе «Творческий психолог» районного объединения педагогов-психологов с мастер-классом «Метафорические карты в работе педагога-психолога» |
Участие в всероссийском научно-практической конференции АСОУ с мастер-классом «Игровая система «Профнавигатор» как инструмент самопознания и профессионального самоопределения личности» (29.11.2016) |
Выступление на РМО педагогов-психологов с темами: «Восьмиугольник выбора профессии» - основы формирования самоопределения» и «Особенности использования практических методик в профессиональной ориентации подростков на основе игровой системы «Профнавигатор» (19.12.2016) |
Выступление на районном семинаре-практикуме директоров «Повышение мотивации обучающихся к образованию и воспитанию в условиях современной государственной политики в образовании» с докладом о результатах диагностического исследования мотивационной сферы (17.02.2017) |
Мастер-класс на районном семинаре-практикуме директоров «Повышение мотивации обучающихся к образованию и воспитанию в условиях современной государственной политики в образовании» на тему «Профнавигатор. Опыт» (17.02.2017) |
Разработка и проведение рефлексивно-деловой игры «Педагогические методы и приемы повышения мотивации школьников» на районном семинаре-практикуме директоров «Повышение мотивации обучающихся к образованию и воспитанию в условиях современной государственной политики в образовании» (17.02.2017) |
Мастер-класс проведения психологического тренинга «По тропе от гнева до гармонии» на РМО педагогов-психологов (20.02.2017) |
Участие в межрегиональном Форуме «Безопасное детство» на базе АСОУ с мастер-классом «Профнавигатор в работе педагога-психолога» (19.04.2017) |
Участие в I международной конференции по этике в психологическом консультировании и психотерапии (26.06.2017) |
- Участие в рабочих и экспертных группах районного методического объединения.
- Создание сайта http://natelloc.wix.com/iapsiholog и личных страничек в социальных сетях работников образования http://nsportal.ru/tsygankova-natalya-yurevna.
- Подготовлены статьи «Памятка руководителю (менеджмент административных работников)», «Лестница выбора профессий», «Принцип повышения мотивации обучения».
- Бельская Надежда Николаевна в ноябре 2016 года подтвердила высшую квалификационную категорию.
- Цыганкова Наталья Юрьевна является победителем районного тура в Губернаторском конкурсе «Лучшие по профессии - 2017» в номинации «Лучший педагог-психолог образовательной организации»
- Повышение квалификации в рамках инвариантного и вариантного компонента образования. За отчетный период были пройдены курсы повышения квалификации и переподготовки:
№ п/п | Тема стажировки | Название организации, осуществляющей | Сроки | Название и № документа (заполняется при завершении обучения) | Кол-во часов |
1 | Метафорические инструменты и трансформационные психологические игры | НОЧУ «Институт консультативной психологии и консалтинга» | 01.06.16-30.09.16 | Сертификат РН 082/16 | 48 |
2 | Приёмы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, или Конфликты в нашей жизни: способы решения | Педагогический университет «Первое сентября» и Факультет педагогического образования МГУ им.Ломоносова | 01.04.17 – 30.06.17 | ожидается | 6 |
3 | Травля в детском коллективе, или Как остановить насилие | Педагогический университет «Первое сентября» и Факультет педагогического образования МГУ им.Ломоносова | 01.04.17 – 30.06.17 | ожидается | 6 |
Выводы. Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса. Кроме того, необходимо больше внимания уделить разработке программ взаимодействия с педагогическими кадрами, а также участие в мероприятиях муниципального и областного значения.
Общий вывод: анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.
В следующей перспективе профессиональной деятельности необходимо уделить внимание усилению работы с педагогическими кадрами, в работе с родителями, а также дальнейшему развитию профессиональных компетенций педагога-психолога. Накопленный профессиональный опыт дает возможность разработать образовательную технологию психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, а также участвовать в конференциях, конкурсах и семинарах на муниципальном и областном уровнях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о работе учителя-логопеда за 2016-2017 учебный год
ГБОУ «Инженерно-техническая школа им. П.Р.Поповича» Приложение к документу «Отчет об эффективности работы учителя – логопеда за 2016 – 2017 учебный год». По результатам логопедич...
Аналитический отчет о работе педагога-психолога за 2016/2017 учебный год
Аналитический отчет педагога-психолога включает в себя результаты профессиональной деятельности за учебный год...
Отчет о работе социального педагога за 2016 - 2017 учебный год
Отчет-информация о работе социального педагога МОУ - СОШ № 3 г. Аткарска Саратовской области имени Героя Советского Союза Антонова Владимира Семеновича за 2016 – 2017 учебный год...
Аналитический отчёт о работе педагога-психолога за I полугодие 2018 – 2019 учебный год.
Аналитический отчёт о работепедагога-психолога за I полугодие 2018 – 2019 учебный год....
Аналитический отчет о работе педагога-психолога МБОУ СОШ №1 г. Охи им. А.Е. Буюклы за 2019-2020 учебный год Полунина Татьяна Сергеевна
Психолого-педагогическое планирование, осуществление работы данного направления в школе в 2019-2020 учебном году основывалось на основной программе «Психологическая служба в школе», котора...
Аналитический отчет о работе педагога-психолога МБОУ СОШ №1 г. Охи им. А.Е. Буюклы за 2017-2020 учебные года Полуниной Татьяны Сергеевны
Аналитический отчет о работе педагога-психологаМБОУ СОШ №1 г. Охи им. А.Е. Буюклы за 2017-2020 учебные года Полунина Татьяна Сергеевна...
Годовой аналитический отчет о деятельности педагога-психолога
Аналитический отчет - это документ, который завершает учебный год и служит основой для написания плана работы на следующий учебный год....