Психологические типы детей и подростков: рациональные («думающие») и эмоциональные («чувствующие»)
презентация к уроку по психологии (11 класс)
Презентация содержит основную информацию об индивидуальных психологических различиях людей, различающихся по критериям рациональности и эмоциональности. Предложены практические рекомендации по гармонизации индивидуального личностного развития представителей данных типологических групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ratsionalnye_i_emotsionalnye_lyudi.pptx | 775.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Теория психологических типов Карла Густава Юнга Уже известный нам швейцарский психолог Карл Густав Юнг также выделил среди людей группы рациональных (« Thinking » - «думающих») и эмоциональных (« Feeling » - «чувствующих ») . Данные качества являются врожденными и психологически равноценными. Обе эти установки мы можем увидеть у каждого человека, но одна из них обычно преобладает . Мужчины чаще относятся к T -типу ( 60 % из них имеют эту доминанту ), а женщины - к F -типу (60 % женской популяции).
Информация о типологических качествах позволяет: определить "сильные" и "слабые" стороны психики подростка оптимизировать стратегию поведения в конфликте и при переработке стресса избежать психологической травматизации (при перегрузке относительно слабых сторон психики) оценить совместимость (несовместимость) подростка с окружающими людьми выбрать адекватные методы мотивации и воспитания использовать в учебном процессе соответствующие индивидуальным особенностям подростка способы и методики обучения, учитывать предметные предпочтения наметить стратегические направления развития личн ости
Ключевые слова, раскрывающие содержание типологических факторов « Думание » , М – 60 %, Ж – 40 % «Чувствование», М- 40 %, Ж-60 % Объективность Субъективность, личностный подход Принципы Оценки и ценности Целесообразность, благоразумие Социальные ценности, оценки общества Законы, критерии Оправдывающие обстоятельства, близость (в отношениях) Твердость Умение убедить (переубедить) Не-личностный подход Личностный подход Справедливость, стандарты Гуманность, добро или зло Категории (в том числе философские) Гармония
Проявления типологических черт в поведении подростка (материалы для самодиагностики) Размышление Переживание Если просят сделать что-то непонятное, задает вопросы «зачем», «почему» В той же ситуации последует вопрос «для кого» Ориентирован на практические занятия и рациональное взаимодействие с миром Ориентирован на людей, чувствителен к настроениям, проблемам окружающих. Защищен от неблагоприятного психологического климата. Восприимчив к психологическому климату и проблемам окружающих людей. Не любит, когда до него дотрагиваются, не всегда готов принимать любовь родителей С удовольствием реагирует на физический контакт, ласков, отзывчив. Контролирует и прячет свои чувства, редко плачет. Не скрывает эмоциональное состояние, может о нем рассказать. Производит впечатление сдержанного и защищенного Выглядит для окружающих чувствительным и ранимым
Психологический портрет «думающего» (рационального) человека Направлен на закон, систему, порядок ; стремится к справедливости и ясности Предпочитает принимать решения логично, беспристрастно, руководствуясь объективными соображениями Считает, что быть правым важнее, чем нравится людям (если того требует ситуация, может проигнорировать чувства людей) Лучше запоминает числа и схемы, чем лица и имена людей Умеет сохранять хладнокровие в ситуациях, когда все выходят из себя Силен в работе с информацией (для него характерен анализ, установление причинно-следственных связей) Не проявляет чувств и эмоций , которые глубоко скрыты Не любит выяснять отношения
Психологический портрет «эмоционального» (переживающего)человека Ориентирован на ценности субъективного плана, создание гармоничных отношений Считает, что «правильное решение» – это то, которое учитывает чувства окружающих (решения могут зависеть от личной симпатии или антипатии к человеку) Хорошо понимает эмоции людей, часто ставит себя на их место Подвержен эмоциональному влиянию извне, сам способен управлять эмоциями других людей Чувствителен к психологической атмосфере в группе (легко обижается, но сам при этом боится кого-либо обидеть ) Склонен чрезмерно идти навстречу людям в их потребностях, идет на компромиссы во имя сохранения хороших отношений ; Избегает конфликтов У меет приспосабливаться Любит делать комплименты
Психологи рекомендуют Эмоциональным подросткам необходимо формирование: стресс - устойчивости личности; способности к «купированию» (осознанию, контролю, переработке) острых эмоциональных реакций; умения дистанцироваться от « чужих» конфликтов и при необходимости «прятать » собственные эмоциональные реакции. Рациональным подросткам (аналитикам) важно развивать: способность к восприятию, принятию и выражению чувств; дипломатичность в общении; э мпатию .
Рекомендуемая литература Крегер О., Тьюсон Дж. Почему мы такие?, 1998. Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М. Ваш психологический тип. - СПб, 1994 . Тангеман О.Б. Тип личности и искусство, 2019. Юнг К.Г. Психологические типы, 1996.
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пути преодоления психологической дезадаптации детей и подростков с особыми потребностями»
Теоретический и практический материал для педагогов и родителей о проблеме раннего детского аутизма....
Выступление на педагогическом совете школы на тему: "Создание условий для сохранения психологического здоровья детей и подростков в образовательном пространстве"
Цель выступления: оказание помощи педагогам в создании благоприятного психологического климата в рамках образовательного процесса с целью профилактики нарушения психологического здоровья детей и подро...
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
реферат-исследование по проблеме поддержки тубинфицированных детей и подростков в условиях санаторной школы-интерната...
ИЗ ОПЫТА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО СОХРАНЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В статье обобщен опыт работы психолога по профилактике нарушений психологического здоровья...
Статья - Комплексная программа социально-психологического сопровождения детей и подростков с расстройством аутистического спектра в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Коррекционная психолого-педагогическая помощь аутичным детям...
Игра "Гостевание" в рамках программы психологического сопровождения детей и подростков в социально-реабилитационном центре в каникулярный период.
Эта игра занимает особое место в структуре организационного периода и призвана помочь каждому ребенку почувствовать причастность к новой общности (группе), стать соучастником ее успеха, пережить...
Психологические типы детей и подростков: рациональные («думающие») и эмоциональные («чувствующие»)
Презентация содержит основную информацию об индивидуальных психологических различиях людей, различающихся по критериям рациональности и эмоциональности. Предложены практические рекомендации по гармони...