классный час по профилактике суицидального поведения
методическая разработка по психологии
Предварительный просмотр:
Классный час «Просто жить»
Цель: Профилактика суицидального поведения школьников.
Задачи:
-Способствовать формированию осознания ценности жизни;
- научить обучающихся воспринимать жизненные трудности, сопровождающиеся различными эмоциями и переживаниями;
- ориентировать обучающихся на позитивные стороны жизни, успех и доброе отношение к окружающим;
- формировать чувство толерантности и ответственности за свои поступки.
Форма классного часа: беседа-размышление с элементами тренинга
Предварительная подготовка:
- Нарисовать дерево жизни на ватмане и листочки по количеству человек в классе.
- Подготовить воду разведенную с краской гуашью, кисточки и листы форматом А5
- Распечатать карточки с разными жизненными ситуациями.
Оборудование: проектор, доска, мел, бумага А5, камни большого и среднего размера, краски, кисточки, ватман.
Ход классного часа
-Добрый день, уважаемые ребята! Сегодня мы с вами поговорим о том, что является ценным и дорогим для человека, для каждого из вас. Я думаю, что нет на планете человека, который не хотел бы быть счастливым и успешным.
Интересное существо - человек: вместо того, чтобы радоваться и быть благодарным за то, что у него есть, он считает это само собой разумеющимся и грустит о том, чего у него пока нет. Получив это, он, не успев поблагодарить, сразу начинает грустить о следующем. Нам всегда кажется, что наша жизнь – там, где нас ещё нет, наша жизнь в том, чего мы ещё не можем себе позволить.
Давайте задумаемся: МЫ ДОЛЖНЫ ЦЕНИТЬ ЖИЗНЬ!
1. Как вы думаете? Что является ценным для человека? (обучающимся предлагается ответить на вопрос.)
- Ребята, а что же мы вкладываем в само понятие жизнь? (обучающиеся отвечают на вопрос).
– Спасибо за ваши ответы, а сейчас я вам предлагаю раскрыть понятие жизни с помощью следующего упражнения.
Упражнение 1 «Что значит жизнь!?»:
Цель: показать учащимся, что жизнь разнообразна и наполнена смысла
Время: 5минут
Ход упражнения: На доске вертикально написано слово жизнь, напротив каждой буквы вам необходимо добавить термины и значения, которые характеризуют жизнь во всех ее оттенках. ( Ребята называют значения, педагог дописывает напротив каждой буквы. Например: Ж – желания, жалость; И - интересы, искусство, игра, идеал, извинения, изменения; З - знания, здоровье, завороженный, заинтересованный; Н - надежда, нужда, напоминание, народ и т.д. К мягкому знаку можно дописать слова «ЛЮБОВЬ»).
Из данного упражнения мы можем сделать вывод, что жизнь очень разнообразна и многогранна, она включает в себя различные ситуации и оттенки. Как положительные, так и отрицательные.
На нелегком пути взросления каждого могут подстерегать трудности и опасности. Каждый человек на протяжении своей жизни преодолевает множество преград. От ошибок никто не застрахован. Мы постоянно сталкиваемся со всевозможными проблемами, иной раз трудными, даже, казалось бы, неразрешимыми. И ошибиться тут не мудрено. Но почти любая ошибка – поправима. Потому что решение есть у любой проблемы, хотя его поиски порой отнимают много времени и сил, приносят массу огорчений. Единственная непоправимая ошибка – попытка «выйти из игры», отказаться от поиска решений, то есть, по сути дела, отказаться от самой жизни. Иногда человек, сломленный грузом невзгод, именно так и поступает. Это и есть то единственное неправильное решение, потому что оно непоправимо. Любое событие в этом мире – временное, имеет начало и конец. Любое огорчение когда-то закончится или настолько смягчиться, что перестанет нас тяготить. Надо просто терпеливо дождаться. Впереди ещё столько всего интересного! Столько радостей и удач! Глупо их лишаться из-за того, что сегодня на душе несладко!
Ведь мир окрашен не только в черно-белые тона! Не существует ни одной причины, по которой можно было бы отказаться от своего будущего! Зато есть много причин этого не делать..
Каждый человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для злого духа и низменного поступка. Но почему же некоторые люди губят свою жизнь? Давайте назовем факторы риска, когда людям не хочется жить, из-за каких причин человек может решить уйти из жизни. (ответы детей: горе, беда, злость, привлечь внимание, болезнь, нехватка денег, вина, страх, стыд и т.д)
Упражнение 2 «Жизненные ситуации»:
Цель: показать учащимся, способы решения сложный жизненных ситуаций.
Время: 15минут
Ход упражнения: Каждой группе предлагается определенная жизненная ситуация, которая может возникнуть в жизни подростка. Дается время для нахождения путей решения и прогноза развития ситуации если ничего не предпринимать.
Рассматриваемые ситуации:
- Алкоголизм родителей
- Финансовые трудности
- Необоснованные обвинения
- Неразделенная любовь
- Насилие со стороны взрослых (физическое, психологическое)
- Отношение со сверстниками, одноклассниками.
После обсуждения каждая группа презентует свое выступление.
Упражнение 3 «Капля»:
Цель: показать учащимся, что многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая проблема решаема.
Время: 5минут
Ход упражнения: Учитель каждому учащемуся кисточкой капает на чистый лист бумаги по одной капле гуаши или туши.
Условие: каждый может делать с этой каплей все, что захочет: может подуть на нее, чтобы получилось какое-то изображение, может из нее что-то нарисовать или оставить в прежнем состоянии.
Анализ: если из маленькой капли получилась огромная клякса, можно сделать вывод: Не делать из мухи слона!
Упражнение 4 «Я не один»:
Цель: помочь взрослеющему человеку понять, что он не одинок в этом мире, что он не должен оставаться со своими проблемами один на один.
Время: 5минут
Ход упражнения: Сейчас я предлагаю вам взяться за руки и закрыть глаза. Почувствуйте теплоту рук ваших одноклассников, почувствуйте их сильное плечо. Чувствуете, какая крепкая у вас поддержка? А теперь почувствуйте поддержку и понимание со стороны классного руководителя и учителей предметников. Мысленно выйдите в коридор, на улицу, зайдите в свой дом, загляните к друзьям, соседям, поговорите даже с незнакомым человеком. Я думаю, что в таком большом окружении людей, вы непременно найдете поддержку и хороший совет.
Упражнение 5 «Дерево жизни»:
Время: 5минут
- Перед нами символическое «Дерево жизни», но оно пока безжизненно, без лепестков. Дерево оживет тогда, когда каждый из вас напишет на своем листочке, слова благодарности жизни, т.е. за что вы любите эту жизнь, какие ценности есть у вас (друзья, семья, любимые занятия и т.д.). Вы должны будете прикрепить свой листок к ветвям дерева и загадать своё самое сокровенное желание, которое непременно сбудется! (Ребятам предлагается совершить упражнение)
Своими корнями дерево уходит глубоко в землю. Это даёт ему пищу, устойчивость. Благодаря этому, оно имеет крепкий ствол, много ветвей. Так и в жизни. Корни - это ваши родители, семья, которые дают вам основу в вашей жизни, уверенность в завтрашнем дне, вы крепнете, набираетесь сил. Ваши ветви – это знания, опыт, которые вы приобретаете в течение жизни. Листья - это плоды. Это ваши успехи! Посмотрите на это дерево, какое оно удивительно красивое, с разными плодами. Вот и жизнь – яркая, разнообразная, прекрасная!
В заключение сегодняшнего разговора о жизни я хочу показать вам клип Игоря Матвеенко «Просто жить».
Я желаю вам, чтобы в вашей жизни добро всегда побеждало, чтобы вы были здоровы и счастливы!!!
Тренинг для подростков.
Тема. «Ценность жизни»
Цель. Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних.
Задачи. Формирование адаптивного отношения к жизни, стрессоустойчивости,; развитие навыков взаимодействия, общения, сплочение коллектив; сформировать отношение к кризису как к возможности для саморазвития. Разработать стратегию поведения в кризисной ситуации.
Оборудование.
1. Веревка диаметром от 2 до 4 мм и длиной не менее 7 метров.
2. Небольшой мешок или коробочка, куда будут складываться различные вещи.
3. Различные маленькие предметы: зеркальце, степлер, кисточка, пинцет, тетрадь, мячик, зубная щетка и др. - по количеству участников (см. упр. «Мешок идей»).
1. Вводные слова по теме занятия.
Мы поговорим с вами сегодня о кризисных ситуациях и о том, как из них выйти. Слава Богу, такие ситуации случаются в нашей жизни нечасто, но когда они случаются, то способны перевернуть всю нашу жизнь вверх тормашками.
А пока давайте начнем наше занятие с простого и веселого упражнения.
2. Упражнение. «Найди и коснись»
Пояснение: Это упражнение – великолепный «миксер», с помощью которого участники перемешиваются, контактируют между собой, обращая при этом внимание на разные аспекты действительности. Игра развивает внимательное отношение к окружающим, активизирует наблюдательность и аналитические способности.
Инструкция: В этой игре я предлагаю вам расхаживать по комнате и касаться руками разных вещей. Некоторые задания будут очень легкими, а некоторые, возможно, заставят вас задуматься, но вы должны быстро сообразить и выпутаться из этой ситуации. В этом упражнении главное – темп! Готовы?
Итак, найдите и коснитесь:
чего-либо красного;
холодного на ощупь;
шершавого;
того, что весит примерно полкилограмма;
круглого;
железного;
голубого;
прозрачного;
зеленого;
чего-нибудь из золота;
части одежды, показавшейся вам шикарной;
руки, которую вы находите интересной; (и т.д)
Это упражнение для разогрева, оно не требует обсуждения. В конце похвалите группу и плавно перейдите к следующему упражнению.
3. Упражнение «Скала»
Пояснение: Это упражнение помогает выявить отношения в группе: кого группа принимает, а кого отвергает, кто сам отделяется от группы и не идёт с ней на контакт. Кроме всего прочего, это неплохая модель кризисной ситуации: человек «висит на скале», и если не будет держаться, то в любой момент может упасть.
На полу рисуется или выкладывается из веревки кривая линия. Желательно сделать всего один изгиб. Участники группы выстраиваются в шеренгу чётко по контуру линии с одной стороны. При этом участники встают плечом к плечу, или кладут руки друг другу на плечи (как делают матросы), или цепляются локтями. Главное, чтобы вся группа прочно стояла по этой линии, не шаталась и не падала. Таким образом, шеренга символизирует скалу, где с одной стороны линии – твердая поверхность, а с другой – пропасть.
Инструкция: Выберите первого добровольца и скажите ему: «Твоя задача - пройти по краю пропасти, держась за скалу так, чтобы твоя нога не заступала за линию, а была как бы в уступах скалы. Если большая часть ноги у тебя будет располагаться за линией, там, где пропасть, считай, что ты упал». Всего даётся три попытки. Ведущий предлагает каждому пройти это препятствие. Нужно попытаться убедить всех пройти «по краю пропасти», однако если кто-то будет резко сопротивляться, не настаивайте.
Комментарий: Можно и не анализировать это упражнение, если вы его проводите для «разогрева» участников и сплочения их для дальнейшей работы или если ведущий сам хочет посмотреть, кого группа принимает, а кого нет, но не афишировать пока этого. Тем не менее, если у группы, вы видите, возникли какие-то эмоции и появилась напряженность, то обсудить упражнение надо, иначе это станет «миной замедленного действия».
Анализ упражнения:
Что было сложного в этом упражнении?
Легко ли было удержаться на скале?
Мы все вместе справились с этим испытанием. Молодцы! (можно поаплодировать друг другу). На нашей скале можно было удержаться, только если крепко держаться за нее. Ваше умение «держаться» поможет вам в преодолении кризисных ситуаций, которым и будет посвящено наше сегодняшнее занятие.
4. Упражнение «Мешок идей»
- Давайте сейчас сделаем упражнение, которое в жизни поможет нам искать ресурсы для выхода из кризисных ситуаций – и в себе, и во внешнем мире.
Упражнение «Мешок идей»
Пояснение: Для этого упражнения вам понадобится специальный реквизит: мешок с различными вещами, которые встречаются в быту. Это может быть зеркальце, степлер, кисточка, тетрадь, мячик, зубная щетка и др. Проявите фантазию! Вещей должно быть столько, сколько участников. Эти вещи кладутся в непрозрачный мешок и в процессе упражнения достаются из него. Вещи достаются как бы на ощупь, та, которая первая попалась в руку.
В этом упражнении участники развивают творческое воображение. Они могут озвучивать любые «бредовые» идеи. Самое главное в этом упражнении – связать несвязанные вещи, предложить новые решения. Это упражнение учит в по-настоящему сложных ситуациях искать выход и находить его. А также упражнение помогает развивать творческое мышление, которое также очень пригодится вам в жизни.
Инструкция: Выберите первого, кто начнет упражнение. Пусть он вытянет из «мешка идей» любой предмет. После этого произнесите инструкцию:
А теперь нужно подумать, как этот предмет может помочь тебе выйти из кризисной ситуации, в которую ты попал.
И назовите одну из следующих ситуаций:
несчастная любовь;
предательство друга;
длительный конфликт с
родителями из-за учебы;
ревность молодого человека/девушки;
провал на вступительных экзаменах в вуз;
и др.
Нужно начать свободно ассоциировать, мысленно связывать то, что ты вытянул, с самой ситуацией, а потом - с тем, как это может тебе помочь выйти из кризиса. Критики, оценки быть не должно, пусть идеи, ассоциации, мысли возникают свободно, спонтанно.
Лучше, если над каждой ситуацией поработает вся группа, таким образом, появится множество свежих решений. После того, как идей больше не осталось, следующий человек вытягивает свой предмет, и упражнение повторяется.
Комментарий: Пусть группа помогает каждому человеку, но только после того, как он сам предложил первые идеи!
Анализ упражнения:
Какие у вас ощущения после этого упражнения?
Как вам кажется, реально ли, что это все может нам как-то помочь при выходе из кризиса?
Если будет много отрицательных ответов, например, участники будут говорить, что это нереально, напомните им историю про яблоко и Ньютона, который таким образом, «случайно» открыл закон всемирного тяготения.
На примере этого упражнения видно, что выход всегда есть, главное – увидеть его. К тому же, если мы готовы преодолевать препятствия, с которыми мы столкнулись, любой ресурс будет нам в помощь: как внутренний, так и внешний. Решение может прийти буквально из ниоткуда! Учитесь творчески мыслить! Предлагайте даже самые абсурдные идеи! Они и могут в последующем стать настоящим выходом.
5. Упражнение « Опускающийся потолок»
Пояснение: Данное упражнение позволяет погрузиться в те эмоции (хотя бы частично), которые испытывает человек, когда попадает в кризисную ситуацию. Это позволит более реально обсуждать и вопросы выхода из подобных ситуаций.
Для этого упражнения нужна веревка, чтобы сделать на полу прямоугольник 2х1,5 метра и тревожная музыка. Это упражнение-пантомима. Разложите веревку на полу.
Инструкция: Сейчас каждый из вас должен будет побывать в одной очень необычной комнате. Стенами этой комнаты будут служить границы этой веревки. Дверь будет вот здесь (покажите, где будет дверь). Вам нужно будет показать пантомиму (без звука! это важно!) следующего содержания: «Вы входите в комнату через дверь, в комнате нет никаких вещей, вы спокойны и находитесь в умиротворенном состоянии. Ничего не предвещает беду. Но вдруг через какое-то время вы неожиданно обнаруживаете, что потолок в этой комнате начинает медленно опускаться. Вы направляетесь к выходу, но обнаруживаете, что дверь закрыта. Вы начинаете стучаться, кричать, звать на помощь, но никто не откликается, а потолок все продолжает опускаться. Вы в панике! Вы знаете, что потолок опустится до конца».
Вы должны проиграть эту пантомиму от начала до конца не более чем за 1 мин. Постарайтесь отразить все эмоции, которые бы вы ощутили в данной ситуации. Звуков быть не должно. Только музыка, которую я поставлю.
Как только один человек закончит, эту же пантомиму должен проиграть следующий человек и так далее до тех пор, пока все ее не покажут. Вы можете сами выбрать очередность, в какой вы будете показывать свой вариант.
Комментарий (участникам не говорится!): Сначала сами задайте тон и покажите свою пантомиму. Для этого лучше потренироваться дома. В вашей пантомиме пусть концовка будет трагичной, т.к. если вы сделаете ее позитивной, то ребята просто за вами все повторят, и упражнение потеряет смысл. Однако при объяснении инструкции не программируйте участников, не говорите, что должно произойти в конце. Возможно, они сделают концовку счастливой – это их право. Показывая свою пантомиму, будьте как можно более эмоциональны. Постарайтесь войти в эту ситуацию, почувствовать ее.
Во время этого упражнения ребята могут реагировать очень эмоционально и даже плакать. Это нормальная реакция. Можете поддержать их, подойдя к ним.
Анализ упражнения:
Удалось ли вам погрузиться в эту ситуацию?
Почувствовать реально те чувства, которые человек испытывает в подобной ситуации?
Что вы чувствуете сейчас, после упражнения? μЧья пантомима вам понравилась больше всего?
Оказавшись в кризисной ситуации, что нужно было сделать, чтобы найти выход из нее?
На примере этого упражнения можно выделить несколько поведенческих стратегий:
1) ждать, пока кризис накроет тебя окончательно, и не совершать при этом никаких действий (лечь и ждать пока потолок опустится);
2) сопротивляться обстоятельствам, которые сильнее нас (стараться остановить потолок, сопротивляться тому, что он опускается);
3) искать помощи (стучаться в дверь - авось откроется? - и звать на помощь);
4) бороться изо всех сил и найти единственный выход (биться в дверь, сломать ее в итоге и выйти на свободу - выжить!)
Смотрите, в такой ситуации кажется, что нет спасения, но если его искать и бороться, выход найдется.
Комментарий: Далее идет теоретический материал, который ведущий должен донести то участников. Рекомендуем кратко записывать на доске основные ситуации.
6. Теория «Стратегии выхода из кризисной ситуации»
Существует четыре основных стратегии поведения в кризисных ситуациях:
1) Преобразование.
Мы пытаемся что-то изменить в сложившейся ситуации, ищем ресурсы - внутренние или внешние. Стараемся. Боремся. Занимаем активную позицию. Это самый эффективный способ выхода из кризиса. Есть такая притча о лягушке, которая попала в кувшин с молоком. Она стала так сильно барахтаться, что молоко преобразовалось в масло, и она спаслась.
2) Приспособление.
Мы приспосабливаемся к кризису, адаптируемся к нему, спокойно ждем, что он с нами сделает. Мы как бы плывем по течению (в случае с опускающимся потолком - ложимся и ждем).
3) Поиск защиты.
Мы ищем защиты и помощи у других людей или у себя (становимся агрессивны).
Что же делать, если человек находится в состоянии кризиса? Как ему помочь? Ведь бесполезно ему говорить: «Успокойся!», «Все будет хорошо», «Это пустяк». Такие слова вряд ли на него подействуют.
В таких ситуациях хорошо применять некоторые формы активного слушания. Они позволяют просто слушать собеседника, показывая ему тем самым, что он не один, что мы готовы его поддержать.
мы даем понять собеседнику, что он не один, когда просто слушаем его;
не прерываем рассказ собеседника, пока он не «остынет»;
применяем «ага-угу реакции» (такие фразы, как «да-да, угу, ну конечно…»);
когда собеседник прекращает говорить, задаем уточняющие вопросы;
главная задача – оставаться спокойным и не заразиться от собеседника его эмоциями.
Такое слушание позволяет:
показать собеседнику, что мы его слушаем; λдать время собеседнику успокоиться.
4) Саморазрушение.
Это алкоголизм, наркозависимость, суицид и др.
7. Упражнение «Способы улучшения настроения»
Цель: Развивать навыки взаимодействия; формировать адаптивное отношение к жизни, стрессоустойчивость.
Участники объединяются в несколько групп.
Задание: перечислить как можно больше способов улучшения настроения. (Рисование, танцы, пение, музыка, хобби, прогулка, разговор с другом ит. п)
После выполнения задания каждая группа презентует свою работу.
Обсуждение.
Каким из перечисленных методов вы пользуетесь?
Какие помогают лучше?
8. Рефлексия «Самое важное сегодня…»
Каждый участник по очереди заканчивает предложение «Самым важным для меня сегодня было…»
Я буду считать, что сегодняшнее занятие прошло успешно, если вы запомните для себя одну-единственную вещь: Человек - очень сильное существо! Мы с вами способны преодолеть все жизненные невзгоды, которые на нас свалятся! Главное - пытаться найти выход, делать для этого все и даже больше! У вас есть внутренние силы, а еще есть люди, которые готовы нам помочь.
Ищите! Боритесь! И удачи вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Утрата ценностных ориентиров у подростков, ведущая к суициду.Совершенствование деятельности классного руководителя в сфере профилактики суицидального поведения несовершеннолетних
Как правило, в 90 процентах суицидальное поведение подростков – это привлечение к себе внимания, и только в 10 процентах – это уход из жизни.Задача взрослых состоит в том, чтобы помочь сохранить и кул...
Классный час «Кто умеет веселиться, тот и горя не боится» (профилактика суицидального поведения)
«Кто умеет веселиться, тот и горя не боится» (профилактика суицидального поведения) Цель: показать на примерах, что смех сплачивает коллектив, помогает преодолеть невзгоды, способен у...
Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.
В данной лекции кратко раскрыта практика работы с девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...
Презентация к классному часу "Профилактика суицидального поведения"
Презентация к классному часу "Профилактика суицидального поведения"15.02.18Сценарий классного часа «Как прекрасен этот мир…» (8-9 классы) Цели урока:Профлактика подро...
Методическая разработка классного часа по профилактике суицидального поведения обучающихся "Я люблю жизнь"
Методическая разработка...
8-11 классы Классный час "Жизнь - не игра!" (профилактика суицидального поведения).
8-11 классы Классный час "Жизнь - не игра!" (профилактика суицидального поведения)....
ПАМЯТКА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Памятка для классных руководителей, воспитателей по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних...