Открытый урок. Интегрированное занятие с элементами психологического тренинга по теме: Профилактика употребления, распространения и хранения ПАВ.
план-конспект урока по психологии
Занятие построенно на психологическом и правовом аспектах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_pav.doc | 345 КБ |
gu_yao_uglichskiy_detskiy_dom.pptx | 809.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие с элементами психологического тренинга по теме:
Профилактика употребления, распространения и хранения ПАВ.
Кузнецова М.А.,
Маслова А.Г.
Цели:
1.Дать информацию о фактах риска и механизмах распространения наркомании.
3.Сформировать у подростков «группы риска» установку на ведение здорового образа жизни
4.Познакомить с Конвенцией о наркотических средствах и психотропных веществах.
План.
1.Причины употребления ПАВ подростками.
2. Конвенция о наркотических средствах и психотропных веществах
3. Беседа с элементами тренинга. Уверенное\неуверенное поведение. Эмоции и ПАВ. Чувства и ситуации.
4.Составление коллажа на тему:"Мы выбираем жизнь".
5.Итог занятия. Рефлексия.
Материалы:
-проектор, ватман, мелки, фломастеры, цветные карандаши, шаблоны.
Ход занятия.
1.Дискуссия. «Почему распространяется употребление ПАВ и наркомания?»
Отчего ребята начинают употреблять наркотики и ПАВ?
Причины?
Какие причины являются наиболее частыми для подростков нашего города?
У нас быстро распространяется наркомания? Факторы распространения.
Слайд. Факторы, влияющие на распространение наркомании и ПАВ:
-социальные аспекты;
-факторы риска.
►Традиции, которые относятся к потреблению психоактивных веществ в обществе (употребление алкоголя табака и др.), способствуют распространению потребления алкоголя и табака, но препятствуют распространению наркотиков.
►СМИ могут оказывать как позитивную роль (предоставляя частную информацию), так и негативную (неправдивую). Некоторые сми даже подогревают интерес к наркотикам из-за желания опубликовать сенсационные материалы или из-за денег (реклама).
►Учебное заведение может препятствовать распространению наркомании, если пользуется уважением учеников и имеет понятную, активную и твердую политику относительно потребления ПАВ. Если воспринимать учебное заведение как непопулярное, то они не будут согласны с политикой относительно ПАВ.
►Обучение профилактике позволяет мобилизировать на противодейственное распространение.
►Воспитание. Внимание старших к моральным и нравственным потребностям подростка, приобщение к общечеловеским ценностям уменьшает вероятность распространения употребления ПАВ, а отсутствие воспитания повышает эту вероятность.
►Доступность. Любые меры, направленные на снижение доступности ПАВ, снижают потребление веществ.
►Среда друзей. Желание соответствовать стандартам, принятыми среди друзей (значимых людей), является одной из основных причин начала потребления ПАВ.
►Досуг. Хорошо организованный и структуированный досуг снижает вероятность распространения потребления ПАВ, отсутствие досуга повышает вероятность.
►Сотрудничество. Сплоченность всех заинтересованных и хорошее взаимодействие между ними уменьшает вероятность распространения ПАВ, отсутствие сотрудничества повышает эту вероятность.
Слайд. Наркомания распространяется как инфекционное заболевание.
3.В основе российского антинаркотического законодательства заложены требования важнейших международно- правовых документов-
Единой Конвенции о наркотических средствах 1961 г, Конвенции о психотропных веществах 1971 года Конвенции ООН „по борьбе против незаконного оборота наркотиеских средств психотропных веществ 1988 г, Всеобъемлющего междисплинарного плана будущей деятельность по борьбе с злоупотреблением наркотическими средствами, принятого ОНН в 1987 , а также Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в РФ, принятая в 1993 году российским парламентом и Президентом.
В Российской Федерации требования всех этих документов учтены в Федеральном законе
«О наркотических средствах и психотропных веществах», в который включены разделы о контроле над наркотиками в медицинских и других разрешенных сферах деятельности, а также о борьбе с незаконным оборотом наркотиков, лечении и социальной реабилитации наркоманов.
Ответственность предусмотрена за такие незаконные действия Уголовным кодексом Российской Федерации:
Преступления, связанные с наркотиками в основном содержатся в главе 25 УК РФ «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности». Самым распространенным среди несовершеннолетних из этих преступлений является «незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере», предусмотренное частью 1 статьи 228 УК РФ. Наказывается это преступление лишением свободы до 3 лет.
Часть 2 статьи 228 предусматривает наказание лишением свободы от трех до семи лет за незаконное приобретение или хранение в целях сбыта, изготовление, переработку, перевозку пересылку либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ. По смыслу закона сбыт наркотиков - это любая их передача другому лицу, в том числе безвозмездная
Часть 3 упомянутой статьи устанавливает наказание в виде лишения свободы от пяти до десяти лет и предусматривает ответствен „ость за описанные выше Действия, но совершенные-, а) группой лиц по предварительному сговору; б) неоднократно (то есть два или более раза); в) в отношении наркотических средств пли психотропных веществ в крупном размере. При этом «группой» считаются два и более человека, заранее сговорившихся о месте, времени и способе совершения преступления
Наиболее тяжкое преступление в статье 228 УК РФ описано в части 4, за которое предусмотрено лишение свободы о г семи до пятнадцати лет. Здесь речь идет о незаконном обороте наркотиков н особо крупном размере или совершенном организованной преступной группой.
Важное значение имеет примечание к статье 228 УК РФ, в котором говорится об освобождении от уголовной ответственности за совершенное преступление, связанное с наркотиками, если виновный добровольно сдаст наркотические средства или психотропные вещества, а также окажет активную помощь в раскрытии или пресечении таких преступлений.
В статье 229 УК РФ предусмотрена ответственность за хищение (как с применением насилия, так и без него) или вымогательство наркотических средств или психотропных веществ. Наказание за это преступление определено в пределах от трех до пятнадцати лет в зависимости от ряда обстоятельств. Причем за это преступление ответственность наступает с 14-летнего возраста, тогда как за все прочие преступные деяния, связанные с наркотиками - с 16-ти лет.
Законом предусмотрено, если кто-либо путем уговоров, советов и т.п. действий склонял другого человека к потреблению наркотиков, он может быть наказан по статье 230 УК РФ ограничением свободы до трех лег, арестом до шести месяцев или лишением свободы от двух до пяти лет. Ну а если к потреблению наркотиков склонялся несовершеннолетний, два или более человека, применялось насилие или угрозы, а также при неоднократном склонении, предусмотрен повышенный размер наказания - лишение свободы от трех до восьми лет. Для тех случаев, когда в результате склонения к потреблению наркотиков наступили тяжкие последствия или смерть по неосторожности, наказание еще более суровое - от шести до двенадцати лет лишения свободы. В УК РФ имеется еще одна похожая статья 151, в соответствии с которой наказывается вовлечение в употребление нс наркотиков, а любых других одурманивающих веществ или спиртных напитков.
Наказуемы в уголовном порядке культивирование (выращивание) запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (штрафом или лишением свободы до восьми лет), организация либо содержание наркопритонов (лишением свободы до семи лет), незаконная выдача либо подделка рецептов или других документов для получения наркотиков (лишением свободы до двух лет).
3.Беседа с элементами тренинга. Уверенное\неуверенное поведение. Эмоции и ПАВ. Чувства и ситуации.
Химическая зависимость и эмоции
Химическую зависимость часто называют болезнью эмоций, так как она неразрывно связанна с нарушениями эмоциональной сферы на всех этапах своего развития. Именно эмоциональные проблемы чаще всего приводят к началу употребления. Само употребление приводит к следующим изменениям эмоциональной сферы: происходит огрубление эмоций, их примитивизация, сужается спектр эмоций (остается несколько основных эмоций – тревога, злость, депрессия, эйфория); возникают трудности с опознаванием и различением эмоций; повышается эмоциональная возбудимость; эмоции становятся труднорегулируемыми, исчезают способы управления ними, эмоции сами начинают управлять поведением и мышлением; человек начинает «зависать» в неадекватных эмоциональных состояниях (злости, раздражения, депрессии различных уровней, тревоги, страха, эйфории, вины, обиды, стыда, скуки, одиночества и т.д.); пропадают чувства, связанные с удовлетворением жизнью и радостью от нее; возникает эмоциональная нестабильность, переменчивость и др.
ПАВ служит способом эмоционального урегулирования, его употребление временно облегчает эмоциональное состояние человека. Но при этом употребление ПАВ разрушает собственные способности человека к эмоциональной регуляции, а само эмоциональное состояние в еще большей степени ухудшает. И постепенно человек становится все более и более зависим от ПАВ для регуляции своих эмоций. При решении прекратить употребление такой человек оказывается в труднопереносимом (а бывает и в непереносимом) состоянии, с которым ему трудно справиться без употребления. Причем это состояние часто со временем воздержания не улучшается, а бывает становится еще хуже. Поэтому работа с эмоциональной сферой является одним из самых важных направлений выздоровления.
2. Эмоциональный процесс
Эмоции – это процесс переживания личностного отношения человека к ситуации.
Процесс эмоционального переживания делится на три этапа, которые определяют три главные функции эмоций: оценочною, деятельностную, тонусную.
Первый этап – эмоциональная оценка. На этом этапе происходит сравнение ситуации с ожиданиями от этой ситуации и с системой ценностей человека. Если результат этой оценки негативный – возникают отрицательные эмоции, если позитивный – возникают позитивные эмоции. При этом важно помнить, что эти эмоции выражают лишь субъективное отношение личности к ситуации, зависят от ценностей конкретного человека, испытывающего эмоцию, и не есть выражением какой либо универсальной системы ценностей или общей справедливости. У разных людей с разными ценностями в одной ситуации будут разные эмоции. Оценочная эмоция длиться в среднем около 5 секунд, и ее задачей является сигнализация Сознанию о соотношении ситуации и внутренней системы ценностей. Основными нарушениями на этом этапе в эмоциональном процессе являются: неадекватное соотнесение ситуации с внутренними ценностями, затягивание процесса оценки (оценочная эмоция длиться не 5-10 сек., а дольше), отсутствие оценки (равнодушие, апатия), неустойчивая оценка (эмоциональные оценки одной и той же ситуации быстро сменяются, сложность в распознавании оценочных эмоций (не могу понять, что чувствую) и др.
Второй этап – регуляция действий. Еще этот этап можно назвать энергетическим – эмоции дают энергию (заряд) для выполнения того либо иного действия, организуют его, направляют. Начинается второй этап с оценки, насколько неприемлема для личности эта ситуация (несет угрозу для личности), насколько она нуждается в изменении. В таком случае, если ситуация не принимается такой, какой она есть, то соответственно повышается эмоциональный энергетический потенциал, необходимый для соответствующих действий. И насколько ситуация не принимается такой, какой она есть, настолько сильными будут эмоции. Если же ситуация принимается такой, какой она есть (расценивается как приемлемая – не нуждающейся в изменении и не несущей угрозы личности), то деятельностные эмоции не возникают. Следует особо отметить, что оценка расхождения ситуации с ценностями человека и оценка приемлемости и неприемлемости ситуации – это две разные вещи. Ситуация может не соответствовать ценностям человека, но при этом быть принимаемой такой, какой она есть. К примеру, когда плохо другому человеку, эта ситуация оценочными эмоциями оценивается как плохая (сочувствие), но деятельностными эмоциями принимается такой, какая она есть (это не несет угрозу моей личности), и побуждений к действию (особенно, если помощь не нужна, или ее невозможно оказать) не возникает. Основные нарушения второго этапа эмоционального процесса: ситуации, расходящаяся с системой ценностей, автоматически становиться неприемлемыми (у человека возникают эмоции, побуждающие к действию, в любой ситуации, которою он расценивает как неправильную); неадекватно оценивается угроза личности (преувеличивается или преуменьшается); несовпадение деятельностных эмоций с самими действиями (например, эмоции появляются позже начатых действий, и продолжаются после их завершения) и др.
Третий этап – этап формирования тонуса настроения. Или еще этот этап можно назвать этапом приобретения эмоционального опыта. На этом этапе эмоции завершаются, делаются выводы и приобретается новая эмоциональная память. Из пережитых эмоций формируется общий эмоциональный тонус (настроение). Основные нарушения: отсутствие этапа завершения эмоций (из-за чего прошедшая ситуация переживается снова и снова), завершение ситуаций без приобретения нового эмоционального опыта (из-за чего повторяются одни и те же ошибки), приобретение негативного эмоционального опыта (делаются неправильные выводы, из-за чего приобретается устойчивое негативное настроение) и др.
3. Виды эмоций
Эмоции различаются друг от друга в зависимости от того, что именно в этих эмоциях переживается. Так деятельностные эмоции зависят от того, что человек принимает таким как есть, или не принимает. Не бывает полностью вредных или полностью полезных эмоций: любая эмоция вредна или полезна в зависимости от конкретной ситуации, в которой она переживается. Если в эмоции переживается непринятие того, что человек не может изменить (или не собирается менять в данной ситуации), то такая эмоция вредна. Если же переживается непринятие того, что возможно и нужно изменить, то такая эмоция может быть полезна. Изменить вредную эмоцию на полезную можно принимая то, что невозможно изменить, таким, как оно есть.
Эмоции злости (гнев, раздражение, обида и т.д.). Оценочная эмоция злости сообщает сознанию, что что-то, происходящее в данный момент, не устраивает человека. Деятельностная эмоция злости переживается тогда, когда ситуация, происходящая в данный конкретный момент времени, воспринимается как требующая изменения (не принимаются такими, как есть текущие ситуации). Полезной эмоции злости бывают тогда, когда умеренный уровень злости помогает в выполнении каких-либо обдуманных действий, чаще всего физических (уборка в комнате, зарядка, физическая работа и т.д.). Вредной эмоция злости бывает тогда, когда не принимается такой как есть ситуация, которую невозможно или не нужно менять в данный момент. Тогда злость или расходуется впустую и ее приходится подавлять, не предпринимая никаких действий. Либо она может перехватить управление и заставить предпринимать ненужные и необдуманные действия. Избавиться от вредной злости можно принимая то, что происходит в данный момент, таким, как оно есть.
Депрессивные эмоции (грусть, печаль, тоска, разочарование и т.д.). Оценочные депрессивные эмоции сообщают сознанию о том, что что-то в прошлом не устраивает человека. Деятельностные депрессивные эмоции переживаются тогда, когда человеку требуется изменить взгляд на прошлые события (не принимаются такими, как есть прошлые события). Полезные депрессивные эмоции бывают тогда, когда умеренный уровень пониженного настроения помогает человеку в анализе каких либо сделанных дел, прошлых событий и т.д. (к примеру, анализе проделанной работы или прожитого дня). Вредными депрессивные эмоции бывают тогда, когда человек не принимает те ситуации, которые он не может проанализировать или изменить взгляд на них. Тогда вместо анализа человек начинает «вариться» в прошлом. А при более сильном непринятии депрессия может вообще захватить управление человеком и парализовать его деятельность. Избавиться от вредных депрессивных эмоций можно принимая прошлое таким, как оно есть.
Тревожные эмоции (страх, опасение, боязнь и т.д.). Оценочные тревожные эмоции сообщают сознанию человека о возможных опасных ситуациях в будущем. Деятельностные тревожные эмоции переживаются тогда, когда будущее воспринимается как требующее изменения (будущее не принимается таким, как есть). Полезными тревожные эмоции бывают тогда, когда помогают перепланировать будущие ситуации, предусмотреть свои действия (к примеру, при планировании дел, при внимательной работе и т.д.). Вредной тревога бывает тогда, когда не принимается ситуация в будущем, которую невозможно изменить или предусмотреть варианты действия в ней. Тогда тревога зря расходует психологические ресурсы человека. А может вообще перехватить управление ним и заставить предпринимать необдуманные действия или наоборот, не дать предпринять нужные. Избавиться от вредной тревоги возможно принимая будущее таким, как оно есть.
Эмоции вины. Оценочные эмоции вины сообщают сознанию о том, что человек может выглядеть в глазах других не таким, как они хотели бы (возможно непринятие или осуждение ним другими). Деятельностные эмоции вины переживаются тогда, когда не мнение других воспринимается, как требующее изменения (мнение других не принимается таким, как есть). Полезными умеренные эмоции вины бывают тогда, когда помогают человеку подстраиваться под окружающих (к примеру, соблюдать рамки приличия, выглядеть должным образом). Вредной эмоция вины бывает тогда, когда принятые рамки соблюсти невозможно. Такая вина может заставлять человека подстраиваться под окружающих в ущерб себе или пытаться напрямую изменять мнение других людей о себе (что невозможно). Избавиться от ненужной вины можно принимая мнение других о себе таким, как оно есть.
Эмоции стыда (неполноценности, ущербности, несостоятельности и т.д.). Оценочные эмоции стыда возникают тогда, когда человек кажется себе не таким, каким он, по его мнению, должен быть. Деятельностные эмоции стыда переживаются тогда, когда человек воспринимается себе самому требующим изменения. Полезным стыд бывает тогда, когда эти изменения возможно произвести, не принимаются такими как есть качества, подлежащие изменению «здесь и сейчас» (например, при самоанализе). Вредным стыд бывает тогда, когда не принимаются такими, как есть те качества, которые в данный момент времени невозможно изменить. Тогда стыд вместо самоанализа приводит к самоедству, пониженной самооценке, самообвинениям и самобичеваниям. Избавиться от вредного стыда можно принимая себя таким, какой есть, прощая себе вредные качества.
4. Правило «ООО» (осознанность, ответственность, оценка) при работе с эмоциями.
Учиться избавляться от вредных эмоций и переживать полезные помогает правило три «О» - осознанность, ответственность, оценка. Осознанность. При возникновении эмоции следует ее осознать, признать ее существование (не подавлять), а также осознать ее причины: что в этой ситуации не принимается сознанием таким, как оно есть (что неприемлемо). Ответственность. Принимается ответственность за свои эмоции – причина моих эмоций не в ситуации, а в том, что я не принимаю эту ситуацию такой, как она есть, и принятие или непринятие ситуации в моей ответственности. Оценка. Оцениваю, полезны или вредны данные эмоции в этой ситуации, и если вредны, меняю их, принимая ситуацию такой, как она есть.
Чувства и ситуации. Как наши чувства влияют на ситуации?
В эмоции и чувства вмешивается наше сознание –наши мысли, установки, наше мышление. На эмоции влияют наши мысли.
4.Изготовление коллажа на тему: «Мы выбираем жизнь».
5.Итог занятия. Рефлексия.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дискуссия. «Почему распространяется употребление ПАВ и наркомания?» Отчего ребята начинают употреблять наркотики и ПАВ? Причины? Какие причины являются наиболее частыми для подростков нашего города? У нас быстро распространяются ПАВ? Факторы распространения.
►Традиции, которые относятся к потреблению психоактивных веществ в обществе (употребление алкоголя табака и др.), способствуют распространению потребления алкоголя и табака, но препятствуют распространению наркотиков. ►СМИ могут оказывать как позитивную роль (предоставляя частную информацию), так и негативную (неправдивую). Некоторые сми даже подогревают интерес к наркотикам из-за желания опубликовать сенсационные материалы или из-за денег (реклама). ►Учебное заведение может препятствовать распространению наркомании, если пользуется уважением учеников и имеет понятную, активную и твердую политику относительно потребления ПАВ. Если воспринимать учебное заведение как непопулярное, то они не будут согласны с политикой относительно ПАВ. ►Обучение профилактике позволяет мобилизировать на противодейственное распространение. ►Воспитание. Внимание старших к моральным и нравственным потребностям подростка, приобщение к общечеловеским ценностям уменьшает вероятность распространения употребления ПАВ, а отсутствие воспитания повышает эту вероятность. ►Доступность. Любые меры, направленные на снижение доступности ПАВ, снижают потребление веществ. ►Среда друзей. Желание соответствовать стандартам, принятыми среди друзей (значимых людей), является одной из основных причин начала потребления ПАВ. ►Досуг. Хорошо организованный и структуированный досуг снижает вероятность распространения потребления ПАВ, отсутствие досуга повышает вероятность. ►Сотрудничество. Сплоченность всех заинтересованных и хорошее взаимодействие между ними уменьшает вероятность распространения ПАВ, отсутствие сотрудничества повышает эту вероятность.
Закон РФ. Последствия употребления, хранения и распространения ПАВ
В основе российского антинаркотического законодательства заложены требования важнейших международно- правовых документов- Единой Конвенции о наркотических средствах 1961 г, Конвенции о психотропных веществах 1971 года Конвенции ООН „по борьбе против незаконного оборота наркотиеских средств психотропных веществ 1988 г, Всеобъемлющего междисплинарного плана будущей деятельность по борьбе с злоупотреблением наркотическими средствами, принятого ОНН в 1987 , а также Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в РФ, принятая в 1993 году российским парламентом и Президентом. В Российской Федерации требования всех этих документов учтены в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах», в который включены разделы о контроле над наркотиками в медицинских и других разрешенных сферах деятельности, а также о борьбе с незаконным оборотом наркотиков, лечении и социальной реабилитации наркоманов.
Ответственность предусмотрена за такие незаконные действия Уголовным кодексом Российской Федерации: Преступления, связанные с наркотиками в основном содержатся в главе 25 УК РФ «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности». Самым распространенным среди несовершеннолетних из этих преступлений является «незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере», предусмотренное частью 1 статьи 228 УК РФ. Наказывается это преступление лишением свободы до 3 лет. Часть 2 статьи 228 предусматривает наказание лишением свободы от трех до семи лет за незаконное приобретение или хранение в целях сбыта, изготовление, переработку, перевозку пересылку либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ. По смыслу закона сбыт наркотиков - это любая их передача другому лицу, в том числе безвозмездная
Часть 3 упомянутой статьи устанавливает наказание в виде лишения свободы от пяти до десяти лет и предусматривает ответствен „ость за описанные выше Действия, но совершенные-, а) группой лиц по предварительному сговору; б) неоднократно (то есть два или более раза); в) в отношении наркотических средств пли психотропных веществ в крупном размере. При этом «группой» считаются два и более человека, заранее сговорившихся о месте, времени и способе совершения преступления Наиболее тяжкое преступление в статье 228 УК РФ описано в части 4, за которое предусмотрено лишение свободы о г семи до пятнадцати лет. Здесь речь идет о незаконном обороте наркотиков н особо крупном размере или совершенном организованной преступной группой. Важное значение имеет примечание к статье 228 УК РФ, в котором говорится об освобождении от уголовной ответственности за совершенное преступление, связанное с наркотиками, если виновный добровольно сдаст наркотические средства или психотропные вещества, а также окажет активную помощь в раскрытии или пресечении таких преступлений.
В статье 229 УК РФ предусмотрена ответственность за хищение (как с применением насилия, так и без него) или вымогательство наркотических средств или психотропных веществ. Наказание за это преступление определено в пределах от трех до пятнадцати лет в зависимости от ряда обстоятельств. Причем за это преступление ответственность наступает с 14-летнего возраста, тогда как за все прочие преступные деяния, связанные с наркотиками - с 16-ти лет. Законом предусмотрено, если кто-либо путем уговоров, советов и т.п. действий склонял другого человека к потреблению наркотиков, он может быть наказан по статье 230 УК РФ ограничением свободы до трех лег, арестом до шести месяцев или лишением свободы от двух до пяти лет. Ну а если к потреблению наркотиков склонялся несовершеннолетний, два или более человека, применялось насилие или угрозы, а также при неоднократном склонении, предусмотрен повышенный размер наказания - лишение свободы от трех до восьми лет. Для тех случаев, когда в результате склонения к потреблению наркотиков наступили тяжкие последствия или смерть по неосторожности, наказание еще более суровое - от шести до двенадцати лет лишения свободы. В УК РФ имеется еще одна похожая статья 151, в соответствии с которой наказывается вовлечение в употребление нс наркотиков, а любых других одурманивающих веществ или спиртных напитков.
Наказуемы в уголовном порядке культивирование (выращивание) запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (штрафом или лишением свободы до восьми лет), организация либо содержание наркопритонов (лишением свободы до семи лет), незаконная выдача либо подделка рецептов или других документов для получения наркотиков (лишением свободы до двух лет).
Беседа с элементами тренинга.
Химическая зависимость и эмоции Химическую зависимость часто называют болезнью эмоций, так как она неразрывно связанна с нарушениями эмоциональной сферы на всех этапах своего развития. Именно эмоциональные проблемы чаще всего приводят к началу употребления. Само употребление приводит к следующим изменениям эмоциональной сферы: происходит огрубление эмоций, их примитивизация, сужается спектр эмоций (остается несколько основных эмоций – тревога, злость, депрессия, эйфория ); возникают трудности с опознаванием и различением эмоций; повышается эмоциональная возбудимость; эмоции становятся труднорегулируемыми, исчезают способы управления ними, эмоции сами начинают управлять поведением и мышлением; человек начинает «зависать» в неадекватных эмоциональных состояниях (злости, раздражения, депрессии различных уровней, тревоги, страха, эйфории, вины, обиды, стыда, скуки, одиночества и т.д.); пропадают чувства, связанные с удовлетворением жизнью и радостью от нее; возникает эмоциональная нестабильность, переменчивость и др.
Правило «ООО» (осознанность, ответственность, оценка) при работе с эмоциями. Учиться избавляться от вредных эмоций и переживать полезные помогает правило три «О» - осознанность, ответственность, оценка. Осознанность . При возникновении эмоции следует ее осознать, признать ее существование (не подавлять), а также осознать ее причины: что в этой ситуации не принимается сознанием таким, как оно есть (что неприемлемо). Ответственность . Принимается ответственность за свои эмоции – причина моих эмоций не в ситуации, а в том, что я не принимаю эту ситуацию такой, как она есть, и принятие или непринятие ситуации в моей ответственности. Оценка . Оцениваю, полезны или вредны данные эмоции в этой ситуации, и если вредны, меняю их, принимая ситуацию такой, как она есть.
Что происходит с эмоциональным миром человека, употребляющего ПАВ? 1.Человек уходит из мира реальных чувств. Настоящие чувства ликвидируются. 2.Не в состоянии правильно оценивать все происходящее с ним и вокруг него. Оценка не является действительной, верной. 3.Неадекватные поступки: доверять недоброжелателям, обижать друзей и родных, стремление заполучить то, что действительно не нужно, отвергать действительно необходимое. Попадая в самые различные неприятные и опасные ситуации, начинают чувствовать себя обманутыми. Порождает злость, агрессию, раздражение и другие подобные чувства. Нарисовать эмоции с помощью геометрических фигур: злость, раздражение, радость, страх. Польза и вред. • Бывают ли бесполезные или стопроцентно вредные чувства? • Бывают ли чувства, не приносящие абсолютно никакого вреда? ❑ Насколько хорошо я распознаю эмоции? ❑ По каким признакам мне проще понять состояние другого человека, по каким сложнее?
1.Зачем нужны эмоции, которые нам не нравятся? Это сигнал о состоянии, которое испытывает человек. Полученная от них информация –побудитель к действию, за которым следует изменение ситуации, состояние человека. Не будь таких эмоций, не смогли бы разобраться , что в окружающем нас мире плохо, а что хорошо, что нам нравится, а что нет, не было бы стимула что-либо изменить. 2.Эмоции и психоактивные вещества. Что проиходитс эмоциональным миром человека, употребляющим ПАВ? -принимая ПАВ человек уходит из мира реальных чувств, настоящие чувства ликвидируются; -не в состоянии правильно оценивать все происходящее с ним и вокруг, оценка не является верной; 3.Чувства и ситуации. Понять переживания, чувства других людей нам помогают: -выражение лица, -фигура; -походка; -поведение человека; -произносимые слова; -интонация, тембр голоса. Что значит владеть чувствами? -необходимо отслеживать, давать себе отчет в возникновении и признать, что именно эти чувства вы испытываете в данный момент; -уметь достаточно безопасно для себя и окружающих выразить возникшие чувства и эмоции: почувствовал-осознал-сумел безопасно выразить.
Изготовление коллажа на тему: «Мы выбираем жизнь». Итог занятия. Рефлексия . Что интересно, что полезно? Неправильным и обидным? Благодарим за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Занятие с элементами психологического тренинга на каникулярной школе "Лидер". Занятие направлено на создание условий, при которых дети смогут в реальности ощутить некоторые качества "Лидеров", н...
Программа занятий по подготовке учащихся 11-х классов к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга
Обучение выпускников способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения; повышение сопротивляемости стрессу; обучение способам волевой мобилизации и поддержания рабочего самочувствия...
Использование элементов психологических тренингов при проведении занятий с детьми младшего школьного возраста
В статье приведены примеры упражнений, которые можно использовать на занятиях с детьми младшего школьного возраста....
Открытое занятие с элементами психологического театра «Толерантность. Жить в мире в другими.»
На территории нашей страны проживали и проживают люди разных национальностей с присущими им особенностями духовно-культурной жизни. Со временем вследствие социальных, экономических и других взаимодейс...
Интегрированное занятие с элементами психологической игры посвященное Всемирному дню психического здоровья «Будь здоров и телом и душой»
Как научиться управлять стрессом, как избавиться от напряжения, как можно быстро успокоиться - ответы на эти вопросы узнали кадеты 1 курса во Всемирный День психического здоровья.10 октября на...
Интегрированное занятие с элементами тренинга "Добрым быть совсем не просто"
Занятие способствует формированию у воспитанников представление о добре и зле, о добрых поступках; развивает умение правильно оценить себя и других; воспитывает у детей отзывчивость, щедрость, доброту...
Психологическое занятие с элементами мини – тренинга: «Формула успеха при подготовке и сдачи ГИА и ЕГЭ» (для обучающихся и педагогов).
Цель: ознакомление со стратегией и тактикой поведения в период подготовки и сдачи ГИА и ЕГЭ.Задачи:Обучить навыкам саморегуляции и самоконтроля с опорой на внутренние резервыПовысить уверенность в себ...