Открытое занятие с элементами психологического театра «Толерантность. Жить в мире в другими.»
материал по психологии на тему

Чернышева Анастасия Викторовна

На территории нашей страны проживали и проживают люди разных национальностей с присущими им особенностями духовно-культурной жизни. Со временем вследствие социальных, экономических и других взаимодействий они позаимствовали одни у других отдельные элементы, которые стали в такой способ общим для большинства этнических групп. Вместе с тем они, в основном, сохранили свою идентичность. В результате этих взаимоотношений зародились извечные социальные представления о людях в зависимости от этнических, конфессиональных, мировоззренческих и других отличий, которые неизбежно привели к появлению стереотипов. Известно, что стереотипы бывают как положительными, основанными на уважении, признании и подтверждении чужих ценностей, так и отрицательными, основанными на отталкивании, презрении или даже ненависти. Преодоление стереотипа — сложный и продолжительный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karlik_nos.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое  занятие с элементами психологического театра «Толерантность. Жить в мире в другими.»

Слово педагога-психолога: В жизни человек общается  с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям.  Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются  неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

 

Для толерантного поведения важно не оценивать людей даже положительно, а стараться открыто, бережно и тактично выражать свои чувства, необходимо расшатать в себе привычку слишком часто прибегать к оценкам.

Нужно иметь в виду, что отрицательные эмоции подавлять вредно, необходимо переключаться на что-то позитивное. Толерантному поведению способствует культура поведения, ведь всем известно, что «ничто не ценится так дорого и не дается так дешево, как вежливость».

Толерантность – одна из базовых гражданских ценностей. Нетерпимое отношение к людям иной национальности, иной веры, иной социальной группы, иного поведения или образа мысли и т.д. – распространенное явление в современном мире. Только толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости в окружающем мире при этом, не нарушая прав других людей и оставаясь полноценной личностью. Именно поэтому формирование основ толерантного поведения занимает особое место в системе гражданского образования.

Ни одно общество не является и не может быть однородным, так как каждое общество состоит из людей, разных не только с точки зрения их этнического происхождения, вероисповедания, политических взглядов, но и с точки зрения возраста, пола, интересов, воспитания, материального положения и т.п.

Качество любого общества зависит от способности людей сосуществовать друг с другом, от того, или воспринимают они один другого, или уважают и поддерживают, или учатся один у другого, или объединяют свои усилия во имя общего дела, для постоянного улучшения своей материальной и духовной жизни. В условиях социального разнообразия очень важно установить культуру мира, который невозможен без действенного воспитания, основанного на принципах толерантности.

Как термин слово «толерантность» появилось в нашем крае не так давно. Но этого нельзя сказать о его содержании. В словарном запасе наших дедов и прадедов значились слова «терпимость» и «миролюбивость» (которые выражали способность не проявлять отрицательных реакций), обусловленные историческими реалиями.

На территории нашей страны проживали и проживают люди разных национальностей с присущими им особенностями духовно-культурной жизни. Со временем вследствие социальных, экономических и других взаимодействий они позаимствовали одни у других отдельные элементы, которые стали в такой способ общим для большинства этнических групп. Вместе с тем они, в основном, сохранили свою идентичность. В результате этих взаимоотношений зародились извечные социальные представления о людях в зависимости от этнических, конфессиональных, мировоззренческих и других отличий, которые неизбежно привели к появлению стереотипов. Известно, что стереотипы бывают как положительными, основанными на уважении, признании и подтверждении чужих ценностей, так и отрицательными, основанными на отталкивании, презрении или даже ненависти. Преодоление стереотипа — сложный и продолжительный процесс.
А сейчас предлагаю проследить этот сложный процесс преодоления стереотипа. Наши ребята подготовили мини-спектакль под названием «Карлик-Нос», где и обозначена проблема нетерпимости.

Сценарий сказки Карлик Нос

Ведущий. Давным-давно, когда сказки существовали среди людей, жил в одном городе необыкновенно красивый мальчик. Но красота его была лишь внешней, сердце же было жестокое и холодное. К сожалению, большинство людей не видели ничего, кроме внешности и даже первые красавицы города не могли устоять перед его красотой. ( Девушка дарит ему цветы)

Д. Они так же прекрасны как ты.

М. Ха-ха-ха. Зато ты на редкость отвратительная. Уходи, ты недостойна даже стоять рядом со мной.

(
Выбегают его друзья)

М2. Пойдём с нами, Тим.

М3. Да, идём. Сегодня на ярмарке будут выступать циркачи.

М. Да, это может быть занятно.

(
Убегают, музыка «Ярмарка», рынок, ходит ведьма)

М. Ха-ха-ха. Вот это да! Да цирк уродцев уже приехал. Никогда не видел ничего более отвратительного. Смотрите. Она, наверное, своим носом и грядки может пропалывать. Ха-ха-ха.

(
Ведьма делает пас руками и все замирают. Музыка мрачная.)

В.         Глупый мальчишка, ты ещё пожалеешь о своих словах.

           Проклятие моё прими и облик свой смени.

           Твой новый вид всех друзей отвратит.

           Один, потерян и брошен,

            Горем надломлен, подкошен,

            Ничто не спасёт тебя, кроме добра и любви огня.

(
Выключается свет, на него одевают маску, ведьма дико смеётся)

В. Ха-ха-ха. Пришло моё время смеяться. (Уходит)

( снова музыка «Ярмарка)

М. Какая странная старуха, наболтала тут всякой ерунды

М3. Ой, вот урод. Вы видели такого. Это ещё похлеще той ведьмы.

М2. Такого только в цирке показывать. Пещерный тролль и то красивее.

М. Что вы такое несёте, это же я, Тим.

М3.Ха-ха-ха. Тим? Вот уморил. Ты так же похож на Тима, как я на ту жуткую ведьму. Я придумал тебе имя получше. Отныне тебя будут звать Карлик нос!

М2. Точно. Полюбуйтесь, впервые на арене, Карлик Нос, самый уродливый красавец нашей ярмарки.

(Закрывает лицо руками, все уходят.)

М. (падает на колени, смотрится в лужу) Что за глупости они тут несли? А-а-а! Не может быть. Моё лицо. Ведьма, ты ещё пожалеешь.

В. (выходит) И что же ты сможешь мне сделать без своры дружков за спиной. Ха-ха-ха. Ты сам ни на что не способен. Я всего лишь показала людям тебя настоящего, твоя внешность лишь отражение твоей души.

М. Но я не такой.

В. И ты можешь это доказать?

М. Да.

В. Ты посмеялся надо мной, и теперь сможешь вернуть себе свою внешность, только если соберёшь весь искренний смех в мире. Вот тебе прутик. Когда ты будешь слышать нужный смех, на прутик будет садиться прекрасная бабочка. Принеси мне их всех и тогда ты станешь прежним.

Ведущий. И отправился Тим в дальнее путешествие. Тяжёлое это было путешествие, многие люди унижали и высмеивали уродливого карлика, но теперь он смотрел на мир другими глазами и видел, что в мире есть и добро и бескорыстная любовь. (Показ презентации) Он слышал искренний смех ребёнка (высвечивается картинка на каждый вид смеха) нежный смех матери над своим малышом, счастливый смех друзей, гордый смех победителя и искренний смех человека, умеющего проигрывать, смех героя перед своими палачами, смех сквозь слёзы и смущённую улыбку.

И каждый раз на его прутик садилась пёстрая бабочка. Прошёл год. И вот на его прутике осталась только одна веточка. Смех влюблённой девушки он так и не смог услыхать. С надеждой вернулся он в свой город и пришёл к дому той красавицы, что когда-то подарила ему цветы.

М. Теперь я принёс тебе цветы.

Д. Фу. Я в жизни не возьму цветы у такого чудовища.

М. Посмотри же на меня внимательно. Разве твоё сердце не подскажет тебе, кто я? Ведь когда-то ты любила меня.

Д. Ха-ха-ха. Я, первая красавица в городе, любила тебя? Ты смешон и жалок. Убирайся прочь.

М. Ведьма задала мне невыполнимое задание. Я никогда не стану прежним.

( Выбегают два его друга.)

( Толкая девушку, один срывает с неё шаль и швыряет другому, потом убегают, она садится и плачет, он бежит за ними и возвращается с шалью. Подходит к ней осторожно, протягивает шаль, так чтоб она его не видела, она видит и отшатывается от него, он, сутулясь, бредёт от неё, но она догоняет его)

Д2. Подожди, не уходи.

М. Нет, мой жуткий вид пугает тебя так же, как и остальных людей.

Д2. Это не так, я вздрогнула от неожиданности. Ты не испугался и защитил меня, такой человек не может быть не красивым. Вернись.

М. Нет. Мне не выносимо смотреть на отвращение на твоём лице. ( Она подходит к нему, поворачивает его, гладит по лицу и улыбается)

М. Ты улыбнулась мне?! Вот она последняя бабочка, пойдём, ты увидишь моё истинное лицо. 

( уходят, выходит ведьма)

М. Ведьма, я принёс тебе то, что ты просила.

В. Прекрасно, как раз то, что нужно. Ты заслужил прощение. Сейчас я закончу своё заклинание и ты станешь прежним, сможешь снова развлекаться со своими друзьями и издеваться над людьми.

М. Нет, мои друзья мне более не интересны.

В. Ты смотри, чудовище Карлик Нос становится человеком. Хотя впрочем, это уже неважно. Сейчас я закончу то, о чём всегда мечтала. Ещё один ингредиент и моё зелье уничтожит смех во всём мире. Не будет больше радости и веселья, смеха и счастья .Ты оказал неоценимую услугу этому миру. (Он вырывает ветку у неё из рук)

В. Что ты делаешь? Не смей, ты навсегда останешься Карликом Носом. Никто никогда не сможет полюбить такое чудовище. Ты так и умрёшь чудовищем.

М. Это слишком малая цена, за искренний, счастливый смех. (Ломает ветку)

(
Ведьма орёт и падает, гаснет свет, он тоже падает, гаснет свет и прожектор высвечивает девушку, которая плачет над ним.)

Д2. В этом мире не было никого красивее тебя, Тим. (она встаёт и собирается уходить, он снимает маску и встаёт, она недоверчиво касается его уже красивого лица и они обнимаются)

Ведущий:  Настоящая красота человека, это красота его души. Смех, доброта, любовь могут победить любое зло. По крайней мере… так говорят старые сказки.

Ведущий (педагог-психолог): А в заключении этой сказки, мне бы хотелось показать вам одну небольшую притчу, которая очень подходит к нашей теме сегодня! (Показ притчи «О двух волках»)

Ведущий (педагог-психолог): Всем большое спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тренинга развития толерантности «Жить в мире с собой и другими» для учащихся 9 – 11х классов

Данная программа включает систему занятий, где в форме игры и различных упражнений учащиеся попробуют способы толерантного взаимодействия в различных плоскостях. Выработка такого стиля поведения спосо...

Жить в мире с собой и другими.

Тренинг толерантности...

Классный час «Жить в мире с другими».

Не секрет, сегодня многие подростки понимают, что отношения в обществе должны быть нравственными (особенно по отношению к ним), но сами не всегда утруждают себя следованием этим правилам. Как же воспи...

тренинг "Жить в мире с собой и с другими"

Содержит упражнения расчитанные на сплочение коллектива. Аудитория 8-9 класс...

презентация к занятию с 8 классом по теме толерантность "Жить в мире с собой и другими"

Презентация  к занятию с 8 классом по теме толерантность  "Жить в мире с собой и другими"...

Программа мероприятия на тему: «Жить в мире с собой и другими».

Программа мероприятия по направлению первичной профилактики правонарушений несовершеннолетних и ориентации на здоровый образ жизни с учащимися детских объединений, расчитано на детей в возрасте 9-11 л...

Мини-тренинг для подростков "Как жить в мире с другими и с собой"

Конспект мини-тренинга для школьников 13-14 лет, направленного на ознакомление подростков с личностными качествами, присущими им самим и другим людям. Также в тренинг включено упражнение целеполагания...