Тренинг сплочения коллектива (занятие для старшеклассников)
методическая разработка по психологии (8, 9, 10, 11 класс)
Данный тренинг был разработан нами и апробирован на нескольких классных коллективах (в основном учащихся 9 -11классов). Имеет массу положительных отзывов от участников тренинга. Может быть использован с обучающимися и 8-11 классов.
Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи тренинга:
1. формирование благоприятного психологического климата в группе;
2. развитие умения работать в команде;
3. сплочение группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_splocheniya_starsheklassniki.docx | 23.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРЕНИНГ СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА.
Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи тренинга:
- формирование благоприятного психологического климата в группе;
- развитие умения работать в команде;
- сплочение группы.
Ход:
Необходимые материалы: обручи(2шт), 2 ватмана, цветные карандаши, фломастеры. Задания для упражнения «Найди свою пару» и «Вавилонская башня».
I. Разминка
Упражнение «Веселый счет»
Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.
Ход упражнения: Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.
Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.
- Упражнение «Сквозь кольцо»
Заранее изготавливается обруч диаметром 1 метр. Участники игры становятся в шеренгу и берутся за руки. Человек, стоящий первым в шеренге, держит обруч в руке. Задача участников – пройти сквозь обруч, не размыкая рук. В конце обруч должен оказаться на противоположном краю шеренги. Данная игра предназначена на улучшения координации совместных действий в коллективе.
Обсуждение: Что помогло в выполнении задания?
II. Основная часть
- Упражнение «Найди свою пару»
Для игры необходимы карточки с названиями животных (Одно название животного пишется на 2 карточки). Если участников нечетное количество, то какое-то одно название животного пишется на 3 карточки и участники игры заранее об этом предупреждаются.
Задача каждого участника – не показывая никому карточку, при помощи мимики и жестов показать животное, название которого было написано на карточке данного участника. Ни в коем случае нельзя издавать звуки – это слишком просто.
??? Понравилось ли упражнение? Было ли трудно и что?
- Упражнение «Путанка»
Участники игры становятся в круг, держась за руки, потом начинают запутываться. Когда все окончательно запутаются, то получится один большой «зверь». После того, как «зверь» сформировался, ведущий должен задать вопросы «Где у зверя голова?», «Где у зверя хвост?», «Где у зверя право?», «Где у зверя лево?». Когда на все вопросы найдены ответы, зверь должен начать двигаться. Он должен пройти 5 шагов вперед, 5 шагов назад, столько же вправо и влево. Потом он должен пробежать несколько метров (зависит от размеров помещения, где проводится игра). Эта игра поможет улучшить взаимопонимание ее участников.
??? Какие чувства вы сейчас испытываете?
Упражнение «Вавилонская башня»
Время: 15 минут.
Ресурсы: цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.
Ход упражнения: Участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.
Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).
Психологический смысл упражнения: В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.
Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?
??? Трудно ли было выполнять упражнение? Что помогло выполнить его?
III. Заключительная часть
Упражнение «Подарок»
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
Время: 3-5 минут.
Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»
Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.
- Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?
Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Упражнение «Найди свою пару»
ЛИСА | ЛИСА |
ВОЛК | ВОЛК |
КОШКА | КОШКА |
МЕДВЕДЬ | МЕДВЕДЬ |
ТИГР | ТИГР |
СОБАКА | СОБАКА |
ЗМЕЯ | ЗМЕЯ |
ЗАЯЦ | ЗАЯЦ |
БЕЛКА | БЕЛКА |
ПОРОСЁНОК | ПОРОСЁНОК |
МЕДВЕДЬ | КОШКА |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Упражнение «Вавилонская башня».
Башня должна иметь 5 этажей. | Башня должна иметь 5 этажей. |
Вся башня имеет коричневый контур. | Вся башня имеет коричневый контур |
На первом этаже нет окон. | На первом этаже нет окон. |
На втором и третьем этаже по 4 окна. | На втором и третьем этаже по 4 окна. |
На четвёртом и пятом этаже по 3 окна. | На четвёртом и пятом этаже по 3 окна. |
Над башней должен развиваться флаг. | Над башней должен развиваться флаг. |
Флаг над башней – синего цвета. | Флаг над башней – синего цвета. |
Не забудьте нарисовать дверь! | Не забудьте нарисовать дверь! |
Крыша у башни – красная. | Крыша у башни – красная. |
На втором этаже на окнах жёлтые занавески. | На втором этаже на окнах жёлтые занавески. |
На окнах верхнего этажа стоят цветы. | На окнах верхнего этажа стоят цветы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг на сплочени коллектива для учащихся 5-6 классов школы-интерната №6 VIII вида
В данном тренинге, представлены игры, в процессе которых происходит процесс сплочения детского коллектива....
тренинг сплочения коллектива
тренинг предполагает ряд упражнений для осознания проблем и создания благополучного микроклимата в педагогическом коллективе...
тренинг сплочения коллектива
тренинг предполагает работу с педагогическим коллективом. выявление проблемы, пути решения...
Психологический тренинг на сплочение коллектива «Связанные единой целью»
Цель тренинга - сплочение детского коллектива и повышение самооценки детей....
Психологическое занятие с элементами тренинга на тему "Сплочение коллектива"
Интересное занятие с увлекательными упражнениями......
Тренинг общения "Сплочение коллектива"
данный тренинг возможно использовать в работе с детьми и подростками на этапе сплочения коллектива....
Занятие - тренинг "Сплочение классного коллектива"
Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков....