Тренинг сплочения коллектива (занятие для старшеклассников)
методическая разработка по психологии (8, 9, 10, 11 класс)

Удовенко  Лариса  Викторовна

   Данный тренинг был разработан нами и апробирован на нескольких классных коллективах (в основном учащихся 9 -11классов). Имеет массу положительных отзывов от участников тренинга. Может быть использован с обучающимися и 8-11 классов.

Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи тренинга:

1.    формирование благоприятного психологического климата в группе;

2.    развитие умения работать в команде;

3.    сплочение группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_splocheniya_starsheklassniki.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГ СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА.

Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи тренинга:

  1. формирование благоприятного психологического климата в группе;
  2. развитие умения работать в команде;
  3. сплочение группы.

Ход:

Необходимые материалы:  обручи(2шт), 2 ватмана, цветные карандаши, фломастеры. Задания для упражнения «Найди свою пару» и «Вавилонская башня».

I. Разминка

  • Упражнение «Веселый счет»

Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.

Ход упражнения: Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.

Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.

  • Упражнение  «Сквозь кольцо»
    Заранее изготавливается обруч диаметром 1 метр. Участники игры становятся в шеренгу и берутся за руки. Человек, стоящий первым в шеренге, держит обруч в руке. Задача участников – пройти сквозь обруч, не размыкая рук. В конце обруч должен оказаться на противоположном краю шеренги. Данная игра предназначена на улучшения координации совместных действий в коллективе.

  Обсуждение: Что помогло в выполнении задания?

II. Основная часть

  • Упражнение  «Найди свою пару»
    Для игры необходимы карточки с названиями животных (Одно название животного пишется на 2 карточки). Если участников нечетное количество, то какое-то одно название животного пишется на 3 карточки и участники игры заранее об этом предупреждаются.
      Задача каждого участника – не показывая никому карточку,   при помощи мимики и жестов показать животное, название которого было написано на карточке данного участника. Ни в коем случае нельзя издавать звуки – это слишком просто.

??? Понравилось ли упражнение? Было ли трудно и что?

  • Упражнение «Путанка»
    Участники игры становятся в круг, держась за руки, потом начинают запутываться. Когда все окончательно запутаются, то получится один большой «зверь». После того, как «зверь» сформировался, ведущий должен задать вопросы «Где у зверя голова?», «Где у зверя хвост?», «Где у зверя право?», «Где у зверя лево?». Когда на все вопросы найдены ответы, зверь должен начать двигаться. Он должен пройти 5 шагов вперед, 5 шагов назад, столько же вправо и влево. Потом он должен пробежать несколько метров (зависит от размеров помещения, где проводится игра). Эта игра поможет улучшить взаимопонимание ее участников.

??? Какие чувства вы сейчас испытываете?

  • Упражнение «Вавилонская башня»

Время: 15 минут.

Ресурсы: цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.

Ход упражнения: Участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.

Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).

Психологический смысл упражнения: В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.

Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?

??? Трудно ли было выполнять упражнение? Что помогло выполнить его?

 III. Заключительная часть

  • Упражнение «Подарок»

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Время: 3-5 минут.

Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

  • Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Упражнение «Найди  свою пару»

ЛИСА

ЛИСА

ВОЛК

ВОЛК

КОШКА

КОШКА

МЕДВЕДЬ

МЕДВЕДЬ

ТИГР

ТИГР

СОБАКА

СОБАКА

ЗМЕЯ

ЗМЕЯ

ЗАЯЦ

ЗАЯЦ

БЕЛКА

БЕЛКА

ПОРОСЁНОК

ПОРОСЁНОК

МЕДВЕДЬ

КОШКА

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Упражнение «Вавилонская башня».

Башня должна  иметь 5 этажей.

Башня должна иметь 5 этажей.

Вся башня имеет коричневый контур.

Вся башня имеет коричневый контур

На первом этаже нет окон.

На первом этаже нет окон.

На втором и третьем этаже по 4 окна.

На втором и третьем этаже по 4 окна.

На четвёртом и пятом этаже по 3 окна.

На четвёртом и пятом этаже по 3 окна.

Над башней должен развиваться флаг.

Над башней должен развиваться флаг.

Флаг над башней – синего цвета.

Флаг над башней – синего цвета.

Не забудьте нарисовать дверь!

Не забудьте нарисовать дверь!

Крыша у башни – красная.

Крыша у башни – красная.

На втором этаже на окнах жёлтые занавески.

На втором этаже на окнах жёлтые занавески.

На окнах верхнего этажа стоят цветы.

На окнах верхнего этажа стоят цветы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг на сплочени коллектива для учащихся 5-6 классов школы-интерната №6 VIII вида

В данном тренинге, представлены игры, в процессе которых происходит процесс сплочения детского коллектива....

тренинг сплочения коллектива

тренинг предполагает ряд упражнений для  осознания проблем и создания благополучного микроклимата в педагогическом коллективе...

тренинг сплочения коллектива

тренинг предполагает работу с педагогическим коллективом. выявление проблемы, пути решения...

Психологический тренинг на сплочение коллектива «Связанные единой целью»

Цель тренинга - сплочение детского коллектива и повышение самооценки детей....

Психологическое занятие с элементами тренинга на тему "Сплочение коллектива"

Интересное занятие с увлекательными упражнениями......

Тренинг общения "Сплочение коллектива"

данный тренинг возможно использовать в работе с детьми и подростками на этапе сплочения коллектива....

Занятие - тренинг "Сплочение классного коллектива"

  Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков....