Тренинг общения "Сплочение коллектива"
план-конспект занятия по психологии на тему
данный тренинг возможно использовать в работе с детьми и подростками на этапе сплочения коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie14.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБУ СО ИДДИ №1
ТРЕНИНГ
«СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА»
Подготовила и провела
воспитатель
Свицкая Г.В.
Иркутск, 2014
В последнее время все большую популярность приобретают тренинги на сплочение коллектива. Сплочение — это возможность для команды стать единым целым для достижения конкретных целей и задач. Только в слаженном коллективе возможно установление необходимой эмоциональной атмосферы, позволяющей эффективно взаимодействовать всем его членам и максимально использовать таланты и навыки каждого. Сплоченный коллектив — это залог успеха.
Когда нужен тренинг на сплочение
Если произошла смена части коллектива: пришли новые дети или ушли те, кто давно находился в группе.
- В коллективе необходимо внести изменения в климате и повысить эффективность взаимодействия в команде;
- Коллектив уже достаточно давно вместе и вам нужно освежить отношения между его участниками и дать возможность всем членам увидеть друг друга с другой стороны, установить более доверительные отношения;
- Вы видите необходимость научить всех детей совместно решать поставленные задачи, доверять друг другу, продуманно взаимозаменять друг друга;
- Если у кого-то из детей имеются сложности в сотрудничестве с другими членами коллектива.
В самом общем виде правила проведения тренингов таковы:
1. Правило активности. В групповой работе участвуют все.
2. Правило искренности. Каждый участник искренен, что способствует установлению доверительных отношений в группе.
3. Правило равноценности. В группе все равны. В ней нет статусных различий.
4. Правило "здесь и теперь". Обсуждению в группе подлежит только то, что происходит непосредственно в ходе тренинга.
5. Правило конфиденциальности. Информация, обсуждаемая в группе и касающаяся личных жизненных историй каждого, не выносится за ее пределы.
6. Правило конструктивной обратной связи. Участники договариваются не давать общую оценку личности, а говорить о поведении, описывать происходящее.
Тренинги общения требуют от ведущих таких умений, как:
- умение дать собственную оценку той или иной ситуации, не побояться высказать свое мнение;
- умения быстро сориентироваться в сложившейся ситуации, так часто очень трудно просчитать, куда может вывести та или иная дискуссия, насколько удачными окажутся ранее подобранные упражнения;
- ведущий должен быть готов к тому, что в коллективе всегда имеются дети, которые готовы работать на более глубоком уровне, чем все остальные, готовым к протесту или нежеланию выполнять предложенные упражнения.
Оборудование:
геометрические фигуры (круг, квадрат,треугольник) красного, желтого, зеленого , синего, коричневого цветов по количеству участников. Например, если на тренинг придет 8 детей, то необходимо приготовить по 8 кругов каждого цвета, по 8 квадратов каждого цвета и тд.
Карточки с номерами по количеству воспитанников
повязки на глаза
Ватман с фамилиями участников, клеящий карандаш для упражнения "цветопись"
Ватман, краски, кисти, карандаши, вырезки из журналов, клей, стаканчики с водой для упражнения "коллаж"
Музыкальное сопровождение
Тренинг «Сплочение коллектива»
Цели:
- формирование навыков коммуникативной культуры, отработка навыков взаимодействия, уверенного поведения;
- помочь подросткам научиться замечать и главное – выражать свои чувства;
- дать возможность каждому подростку осознать собственную ценность и уникальность, научить принимать других людей.
- создать атмосферу психологического комфорта;
- эмоционально настроить на работу;
- помочь ребятам отбросить все возникшие до этого проблемы.
I Подготовительные организационные упражнения (способствуют "врабатыванию" детей, позволяют отследить настрой на занятие каждого воспитанника) (5-10мин.)
1. «Цветопись».
Воспитанникам предлагается выбрать одну из фигур (круг, треугольник, квадрат) любого цвета (красного, желтого, зеленого, синего или коричневого).
Круг – выбирают более готовые к работе люди, легко перестраивающиеся, мобильные, обладающие повышенной эмоциональностью.
Квадрат – выбирают прямолинейные, твердые настойчивые натуры, требующие четких целей.
Треугольник – выбирают те, кто отличается порывистостью, целеустремленностью, упорность, остро реагирующие на все происходящее.
А теперь обратите внимание на цвет
Красный – высший уровень активности, интереса;
Желтый – явное любопытство;
Зеленый – сдержанное спокойствие;
Синий – скрытая осторожность;
Коричневый – явное нежелание включаться в работу.
Причем каждый из них в любой другой день скорее всего выберет не только другую форму, но и цвет. И это вполне нормально. Многие дети, приходя на занятие, могут выбрать коричневый, или даже черный цвет, главное, чтобы к его окончанию эмоциональный настрой у этого ребенка изменился в лучшую сторону.
2. «Покажи мне свое настроение» - поднятый вверх большой палец – отличное, опущенный вниз – плохое.
3. Продолжи фразу «Мне сейчас…» и др.
II. Упражнения – активаторы
- «Мистер почтальон».
Наверняка в вашей жизни был момент, когда вы с нетерпением ждали почтальона с письмом или открыткой. Сейчас один из вас выйдет из комнаты. Он станет первым почтальоном. Остальным раздаются карточки с номерами. Почтальон трижды стучит в дверь. Все хором спрашивают: «Кто там?». На что почтальон должен ответить: «Это почтальон пришел. У меня послание для номера…». Игрок под этим номером выходит открывать дверь почтальону. Почтальон обнимает адресата и говорит ему что-нибудь приятное. После этого почтальон и получатель меняются местами.
Основные упражнения
2. Упражнение «Квадрат» (5-10 мин.).
Цель: прочувствовать каждого участника группы.
Ход упражнения.
Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.
Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания детям для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?
Очень хорошо, если каждый участник тренинга будет отмечен руководством, а еще лучше, если команды получат хорошие памятные призы.
2. Упражнение «Коллаж» (20-25 мин.)
Цель: сплотить коллектив и по ближе узнать каждого участника группы.
Материалы: ватман, клей, цветные картинки разной тематики, цветные карандаши, краски с кисточками.
Ход упражнения.
Группа садиться за стол, предлагается ватман, клей, цветные картинки разной тематики, цветные карандаши, краски с кисточками. Из предложенных картинок каждый участник группы выбирает картинки соответствующие тому, как он видит и чувствует себя в данной группе . Выбрав картинки, каждый располагает и приклеивает их на ватмане так, как чувствует свое расположение в группе . После выполненной работы каждый участник(по желанию) дополняет свои картинки фоном с помощью красок и карандашей
Вопросы для обсуждения:
1) Почему вы выбрали ту или иную картинку?
2) Соответствует ли расположение ваших картинок так как вам бы хотелось?
3) Чувствуете ли вы себя так в группе?
4) Были ли сложности при выполнении упражнения?
3. Завершающая часть.
1. Обсуждаются итоги занятия, сложности и удачи в ходе его проведения.
2. Вновь проводится "цветопись"
Игра "Аплодисменты по кругу"
Ведущий подходит к одному из детей и глядя в глаза хлопает ему. Затем ребенок выбирает второго и ему уже хлопают и ведущий и 1й ребенок. Второй ребенок выбирает третьего, ему уже хопают втроем и тд, пока все не будут рукоплескать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг на сплочени коллектива для учащихся 5-6 классов школы-интерната №6 VIII вида
В данном тренинге, представлены игры, в процессе которых происходит процесс сплочения детского коллектива....
психологический тренинг с педагогчиеским коллективом
Данный тренинг направлен на формирование коммуникативных комментенций педагогов. Умение эффективно общаться - это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной лич...
тренинг сплочения коллектива
тренинг предполагает ряд упражнений для осознания проблем и создания благополучного микроклимата в педагогическом коллективе...
тренинг сплочения коллектива
тренинг предполагает работу с педагогическим коллективом. выявление проблемы, пути решения...
Обучающий тренинг для педагогического коллектива : «Волшебный мир бабочки».
Тренинг расширяет представления участников образовательного процесса о роли арт-терапевтических приемов в работе с младшими подростками, на этапе перехода из начальной школы в среднее звен...
Программа психологического тренинга для коллектива "Навыки общения"
Цель:Повышение эффективности взаимодействия коллективаЗадачи:установить контакт между участниками;сплотить и раскрепостить участников;формирование способности к сотрудничеству;развитие нав...
ПРОГРАММА педагогического тренинга для коллектива учителей
Тренинг направлен на повышение психологической грамотности и здоровья педагогов. Задачи тренинга разнообразны от пропаганды здорового образа жизни...