Психологическое занятие с элементами тренинга на тему "Сплочение коллектива"
методическая разработка (психология, 7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект
психологического занятия
с элементами тренинга
для детей подросткового возраста
на тему: «Сплочение коллектива»
Подготовила
педагог-психолог
Бурьяница
Марина Александровна
2012-2013 учебный год
Адресован педагогам-психологам, специалистам, интересующимся данной проблемой, может быть интересен педагогам.
Цель: формирование понятия «дружба», умение находить друзей, формировать представления о качествах необходимых в дружбе;
Задачи:
1. Развитие навыков социальной перцепции
2. Развитие уверенности в себе; чувства собственного достоинства
3. Формирование доброжелательных отношений в группе.
Время: 60минут
Материалы: листы бумаги, ручки, карандаши, мячик
Ход занятия:
- Здравствуйте! Сегодня наша встреча будет посвящена теме дружбы между людьми.
Учащиеся входят в аудиторию. Занимают места (стулья расставлены по кругу). Педагог-психолог представляется. Учащиеся называют свои имена (они написаны на бейджиках) и отличительное качество. Психолог делает акцент на важности называть людей по именам (одно из известных правил общения).
Ведущий - рассказывает о правилах поведения на занятиях.
Правила поведения:
- Доверительный стиль общения;
- Общение по принципу "Здесь и теперь";
- Искренность в общении;
- Конфиденциальность всего происходящего в группе;
- Активное участие в происходящем;
- Оцениваем не участника, а его действия и поступки;
- Уважение говорящего.
Упражнение №1. «Встреча взглядами»
Цель: «разогрев» участников; развитие навыков социальной перцепции.
Время: 8минут
- Давайте сейчас встанем в круг, опустив головы вниз. По моей команде все одновременно поднимают головы. Задача - встретиться с кем-то взглядом. Та пара игроков, которой это удалось, покидает круг.
- Итак, не всем. (Итак, молодцы, всем удалось настолько почувствовать друг друга, чтобы выполнить это упражнение).
Упражнение №2. «Ищу друга»
Цель: разогрев к дискуссии об идентичности друг друга; формирование понятия о наиболее ценимых человеческих достоинствах, о значении дружбы и о тех качествах которые необходимо развивать в себе, чтобы быть достойным окружающих.
Время: 25минут
- Любой человек, пожалуй, мечтает о том, чтобы иметь настоящего друга. Кому-то из вас наверняка уже повезло, и такой друг у вас есть. У кого-то - множество знакомых и приятелей, но трудно выбрать из них человека, которого можно было бы гордо назвать другом. А кто-то, возможно, в силу застенчивости или замкнутости чувствует себя одиноким и с горечью признается себе, что друзей у него нет. Но в любом случае настоящий друг никому не помешает.
Сейчас я стану редактором особой газеты бесплатных объявлений. Она называется «Ищу друга». Каждый из вас поместит туда объявление о поиске друга. В этом объявлении нет ограничений на количество слов или размер букв. Принимается любая форма. Вы можете изложить список требований к кандидату в друзья, весь набор качеств, которыми он должен обладать, а можете нарисовать его портрет. Можете рассказать о себе. Одним словом, делайте объявление таким, каким пожелаете. Но следует только позаботиться о том, чтобы именно ваше объявление привлекло внимание среди других.
Возьмите листы бумаги, ручки, карандаши и приступайте к своему объявлению. Время на подготовку - 7 минут.
Объявления подписывать не нужно.
- Время истекло. Выложим наши объявления на стол. Теперь каждый молча читает их и на понравившихся 1-2 объявлениях, которые привлекли ваше внимание, и вы готовы связаться с его подателями, ставит галочку сбоку.
-Теперь посмотрите, отозвались ли на ваше объявление. Посчитайте количество галочек на ваших листах. Пусть каждый по кругу назовет одну цифру - количество доставшихся вам выборов.
- Теперь предлагаю обсудить, чем характеризуется объявление, получившее наибольшее число заинтересованных ответов?
- Что помешало вам откликнуться на другие объявления? -Там где перечислено большое количество требований, предъявляемых к будущему другу ? Естественно, ведь не легко соответствовать высокому запросу. Самое главное: в таких объявлениях ищут друга, который должен что-то давать, и ничего не предлагают взамен. Подобное потребительское отношение к другу, от которого требуется служить подателю объявления, вряд ли встретит понимание и сочувствие. Опыт показывает, что гораздо больший интерес и симпатию вызывают объявления, в которых человек предлагает то, чем он сам обладает, в общий котел дружбы, то есть он готов именно к дружеским взаимоотношениям, предполагающим желание и умение не только брать, но и давать.
Упражнение № 3 « Разговор о дружбе и рефлексия собственных качеств»
Время: 10минут
- Что для вас значит дружба?
- Может ли быть так, что у человека, есть несколько приятелей и ни одного друга?
- Что надо делать, чтобы найти друга?
- Проанализировав объявления, скажите, есть ли у вас качества, необходимые в дружбе?
Упражнение № 4. «На вечеринке»
Цель: формирование умения находить друзей.
Время: 12минут
- Представьте себе, что вы находитесь на вечеринке, на которой никого не знаете . Когда я скажу «начали», вы быстро находите себе пару и начинаете разговаривать друг с другом на тему «Что я обычно делаю на выходные» ( «Что я делал прошлым летом»; «Мое любимое занятие»; «Что мне нравится и не нравится в школе»). В последний раз вы сами придумываете себе тему разговора.
-А теперь давайте обсудим наши впечатления.
Что вы чувствовали во время разговоров?
Сделал ли ваш партнер что-нибудь, что облегчило или усложнило контакт?
О чем было легче говорить?
- Итак, вы увидели, как порой трудно заговорить о чем-то, особенно, если вы не знаете собеседника. Поэтому если с вами захочет кто-то познакомится и первым завяжет разговор, вы должны помочь ему своим вниманием, умением слушать, искренностью.
Упражнение № 5 «Ток»
Время: 5минут
- Давайте в заключении нашего тренинга передавая мячик, скажем друг другу пожелания на день. Начну я: «Желаю тебе хорошего дня»..
Заключение к тренингу:
- Сегодня мы постарались выяснить что же такое дружба, какие качества наиболее ценны, и какие из них необходимо развивать в себе, чтобы быть достойным дружбы. До свидания!
Дополнительные упражнения:
Упражнение № 6 «По парам»
Время: 10 минут
- Сейчас вы будете свободно перемещаться по комнате, когда я скажу «стоп», вы должны как можно быстрее найти себе пару (разбиться в группы по три человека). Кто не попал в группу - выбывает из игры. Посмотрим, кто из нас наиболее быстрые и собранные.
Литература:
- Вачков Н.В. «Окна в мир тренинга». - СПб. - 2004 г.
- Харрис, Т.Э. Я – ОК, ты – ОК. [Текст] / Т.Э. Харрис – М: Академия, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
психологическое занятие с элементами тренинга для старшеклассников "Пути достижения жизненных целей"
Данный тренинг направлен на осознание учащимися жизненных целей и путей их достижения. Тренинг проводится в форме круглого стола.Это занятие можно использовать как на классных часах...
Психологическое занятие с элементами тренинга: «Формула успеха при подготовке и сдаче ГИА И ЕГЭ» (для обучающихся и педагогов).
Мы всю свою сознательную жизнь сдаем экзамены. Это касается не только экзаменов в школе, университете или при поступлении на работу. Более того, в последние годы экзамены в школе стали совсем об...
Психологическое занятие с элементами тренинга для учителей «Учитель экспериментатор – это…»
Психологическое занятие с элементами тренинга для учителей «Учитель экспериментатор – это…». Цель: определить, какими качествами должен обладать учитель, работающий в условиях введения ФГОС....
Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Решаем педагогические конфликты».
Внедрение образовательных стандартов нового поколения в практику школ обозначило проблему готовности педагогов к этому процессу. Стандарт, по утверждению разработчик...
Психологическое занятие с элементами тренинга "Подготовка к ЕГЭ"
Разработанное мною психологическое занятие с элементами тренинга позволяет старшеклассникам отработать стратегии поведения в период подготовки к егэ, обучиться навыкам саморегуляции и самоконтроля....
Профилактика эмоционального перенапряжения в ситуации аттестационных испытаний Психологическое занятие с элементами тренинга для педагогов образовательных учреждений
Данный материал будет полезен всем аттестующимся педагогам образовательных учреждений...
Программа психологического занятия с элементами тренинга для учащихся 9-х классов «Психологическая подготовка к экзаменам»
Цель занятий: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:1. Обучение выпускников способам рела...