Специфика обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях
презентация к уроку
Увеличение детей с ЗПР отмечается во всем мире и проблема их воспитания и социальной реабилитации становится актуальной психолого-педагогической проблемой. По данным НИИ дефектологии РАО, примерно 80% случаев систематической школьной неуспеваемости обусловлены различными состояниями интеллектуальной недостаточности, включая задержку психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекционная психология | 142.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Увеличение детей с ЗПР отмечается во всем мире и проблема их воспитания и социальной реабилитации становится актуальной психолого-педагогической проблемой. По данным НИИ дефектологии РАО, примерно 80% случаев систематической школьной неуспеваемости обусловлены различными состояниями интеллектуальной недостаточности, включая задержку психического развития. Достаточного уровня школьной зрелости в 6-летнем возрасте достигают менее 50% детей, а недоразвитие познавательных способностей отмечается у каждого 10-го ребенка школьного возраста (Т.Я.Сафонова, А.Д.Фролова). По данным Министерства образования РФ, за последние 10 лет количество детей с нарушением интеллекта снизилось на 14-15%, а количество детей с ЗПР увеличилось в 2 раза. К 2000 году число дошкольников с ЗПР составляло 25% от детской популяции. На сегодняшний день эти цифры возросли. Проблема ЗПР является одной из актуальных в общей педагогике, так как теснейшим образом связана с проблемой школьной неуспеваемости.
Задержка психического развития (ЗПР) — это замедление темпа развития психики, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью . Международные классификации болезней 9-го и 10-го пересмотра дают более обобщённые определения этих состояний: "специфическая задержка психического развития" и "специфическая задержка психологического развития", включающие парциальное (частичное) недоразвитие тех или иных предпосылок интеллекта с последующими трудностями формирования школьных навыков (чтение, письмо, счёт).
Клара Самойловна Лебединская (19.12.1925 - 9.04.1993) - детский психиатр и дефектолог, создатель классификации ЗПР по этиопатогенетическому принципу, организатор при НИИ Дефектологии первой в нашей стране группы специалистов, осуществляющую комплексную помощь детям с аутизмом, ученица основателя отечественной детской психиатрии Груни Ефимовны Сухаревой.
К. С. Лебединская родилась в 1925 году в Харькове, в 1926 семья переехала в Москву. В 1941 году она заканчивает 9 классов школы. C началом Великой Отечественной войны семья эвакуируется, в эвакуации Клара Самойловна теряет отца. С 1946 по 1955 год обучается в 1-ом Московском Медицинском Институте, на специальности «лечебное дело» После окончания института три года работает ординатором в Яхромской психиатрической больнице. С 1955 по 1957 год она поступает в клиническую ординатуру Московского Научно-исследовательского института психиатрии на кафедру психозов детского возраста к Груне Ефимовне Сухаревой. Защищает кандидатскую диссертацию по детской психоэндокринологии , которая затем становится основой для вышедшей в 1969 году монографии «Нарушения психического развития при патологии темпа полового созревания». С 1961 по 1973 работает в Центральном Институте усовершенствования врачей. С 1973 года возглавляет сектор клинико-генетического изучения аномальных детей НИИ Дефектологии АПН СССР. В конце 70-х - начале 80-х годов Клару Самойловну все больше интересует проблеме детского аутизма. В 1978 она создает при НИИ Дефектологии группу специалистов исследующих эту проблему и оказывающих практическую помощь детям с аутизмом. В 1992 году К. С. Лебединская обобщает свои исследования по этому вопросу в докторской диссертации - «Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема». 9 апреля 1993 после тяжёлой болезни К. С. Лебединская скончалась.
Основные клинические типы ЗПР дифференцированные по этиопатогенетическому принципу: ЗПР конституционального происхождения ЗПР соматогенного происхождения ЗПР психогенного происхождения ЗПР церебрально-органического происхождения
ЗПР конституционального происхождения Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме, при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении, нередко наблюдаемые у этих детей в младших классах, что связано с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, преобладанием игровых интересов. Гармонический инфантилизм является как бы ядерной формой психического инфантилизма, в котором черты эмоционально-волевой незрелости выступают в наиболее чистом виде и часто сочетаются с инфантильным типом телосложения. Однако нередко происхождение гармонического инфантилизма может быть связано с негрубыми обменно-трофическими расстройствами, внутриутробными либо первых лет жизни. В этих случаях речь идет об экзогенной фенокопии конституционального инфантилизма генетического происхождения.
ЗПР соматогенного происхождения Этот тип аномалии развития обусловлен длительной соматической недостаточностью различного генеза: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь сердца. замедлением темпа психического развития этих детей . Значительная роль принадлежит стойкой астении, снижающей не только общий, но и психический тонус. Нередко имеет место и задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда индуцированными и режимом определенных ограничений и запретов, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок.
ЗПР психогенного происхождения Этот тип ЗПР связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. Социальный генез этой аномалии развития не исключает ее патологического характера. Как известно, неблагоприятные средовые условия, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психического, в первую очередь эмоционального, развития. В таких случаях речь идет о патологическом (аномальном) развитии личности. Этот тип ЗПР следует отличать от явлений педагогической запущенности, не представляющих собой патологического явления, а ограниченных дефицитом знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации. Гипоопека Гиперопека
Гипоопека ЗПР психогенного происхождения наблюдается прежде всего при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости чаще всего обусловленном явлениями гипоопеки - условиями безнадзорности, при которых у ребенка не воспитываются чувства долга и ответственности, формы поведения, связанные с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие и познавательной деятельности, интеллектуальных интересов и установок. Поэтому черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости у этих детей часто сочетаются с недостаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов. Гипоопека
Вариант аномального развития личности по типу кумира семьи обусловлен, наоборот, гиперопекой - неправильным изнеживающим воспитанием, при котором ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности. Для этого психогенного инфантилизма, наряду с малой способностью к волевому усилию, характерны черты эгоцентризма и эгоизма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку. Гиперопека
ЗПР церебрально-органического происхождения Этот тип ЗПР занимает основное место в данной полиморфной аномалии развития. Он встречается чаще других вышеописанных типов, нередко обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности. Изучение анамнеза этих детей в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще - резидуального характера: патологию беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, несовместимость крови матери и плода по резус-, АВО- и др. факторам), недоношенность, асфиксию и травму в родах, постнатальные нейроинфекции , токсико-дистрофирующие заболевания первых лет жизни.
Энцефалопатические расстройства у детей ЗПР церебрально- органического генеза. Церебрастенические явления Повышенная истощаемость ЦНС. Нарушения интеллектуальной работоспособности с падением по мере утомления способности к запоминанию, концентрации внимания, нарастание психической медлительности; эмоциональные расстройства с феноменом «раздражительной слабости»: ранимостью, слезливостью (чаще у девочек), либо раздражительностью. Неврозоподобные явления Тревожность , боязливость, склонность к страхам темноты, одиночества, ипохондрическим (за здоровье свое и близких); тикозные гиперкинезы — навязчивые движения, большей частью в мышцах нижней половины лица, шеи, плеч, связанные с мышечной дистонией ; неврозоподобное заикание; неврозоподобный энурез . Синдром психомоторной возбудимости Чаще наблюдаемый у мальчиков: аффективная и общая двигательная расторможенность, отвлекаемость, суетливость. Аффективные нарушения Немотивированные колебаниях настроения церебрально-органического регистра: дисфорическом состоянии - пониженном настроении со злобностью, недоверчивостью, склонностью к агрессивным разрядам; эйфорическом состоянии - повышенном настроении с элементами дурашливости, назойливости, бесцельной суетливости. Психопатоподобные нарушения Сочетание двигательной расторможенности, аффективной неустойчивости, снижения интереса к интеллектуальной деятельности с отрицательным отношением к учебе, иногда - расторможенности влечений (склонности к побегам, воровству, лживости, онанизму и т.д.). Эпилептиформные нарушения Различные виды судорожных припадков и других нервно-психических пароксизмов. Апатико-адинамические расстройства Снижение инициативы и побуждений в интеллектуальной деятельности, выраженные эмоциональная вялость и двигательная заторможенность.
Роль средового фактора в формировании задержки психического развития Социальная депривация - неблагоприятные условия жизни и воспитания. Социально –педагогическая запущенность в преддошкольном и дошкольном возрасте. Факторы гипер и гипоопеки . Тяжёлые условия воспитания. Психотравмирующая для ребенка ситуация связанная с его несостоятельностью в условиях массовой школы.
Повседневная клиническая и педагогическая практика показывает, что дети с явлениями социально-педагогической запущенности и даже патологического развития личности могут восполнить пробелы в своих знаниях в условиях массовой школы при наличии адекватного индивидуального подхода в обучении. Наиболее тяжёлый урон может нанести отрицательный средовой фактор детям с органической недостаточностью нервной системы или соматической неполноценностью. Эти дети нуждаются в более активной стимуляции познавательной деятельности, чем их здоровые сверстники. В семье, уделяющей ребенку должное внимание, ЗПР конституционального, соматогенного и даже в ряде случаев церебрально-органического генеза может быть полностью либо в значительной мере компенсирована направленной активизацией различных сторон его интеллектуальной и эмоциональной сферы.
На основании своей классификации К.С. Лебединская делает следующие выводы: Задержка психического развития представляет собой аномалию развития, обладающую значительным полиморфизмом клинико-онтогенетической структуры, степени тяжести и прогноза. Подход к обучению и воспитанию ребенка с ЗПР церебрально-органического генеза, очевидно, должен все же быть различным в зависимости от того, идет ли речь об органическом инфантилизме или о нарушении интеллектуальной работоспособности вследствие выраженной астении, психической инертности, недостаточности отдельных корковых либо подкорковых функций. Дифференцирован должен быть и лечебный подход, направленный прежде всего на ликвидацию энцефалопатических расстройств . От адекватности этой лечебно-педагогической дифференциации в большей мере зависит прогноз обучения и последующей социальной адаптации ребенка.
Список литературы Лебединская К.С. Клиническая систематика задержки психического развития. // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей / Под ред. К.С. Лебединской. - М.: Педагогика, 1982. Лебединская К.С. Клиническая характеристика задержки психического развития // Обзорный бюллетень Министерства просвещения и АПН СССР. Задержка психического развития и пути ее преодоления / Под ред. Т.А. Власовой. - Москва, 1976. Лебединская К.С. Клинические варианты задержки психического развития // Журн. Невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1980. - № 3. Лебединская К.С. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. - М.: Медицина, 1974. Лебединская К.С. Психические особенности детей с ускоренным и задержанным созреванием церебрального генеза [Текст]: дис . ... канд. мед. наук. / Клара Самойловна Лебединская. - М., 1964.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация процесса дистанционного образования при помощи Internet –ресурсов при индивидуальном обучении детей-инвалидов на дому
Предмет исследования: Internet-ресурсы для организации процесса дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Целью проекта являетс...
Сценарий родительского собрания Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения
Сценарий родительского собрания Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения...
Родительское собрание"Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения"
Ознакомление родителей с организацией дистанционного обучения детей-инвалидов в Ставропольском крае, в рамках программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009...
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХ КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМУ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯИ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХКОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕИ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМ...
Организация деятельно по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому
Презентация по теме "Организация деятельно по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому" подготовлена для семинара по дистанционному обучению.Содержи...
Справка Организация условий для обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Справка Организация условий для обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ...