коррекционно-развивающая программа психолого-педагогической направленности "Личная эффективность"
рабочая программа по психологии (9 класс)
Данная программа проводится в рамках профессионального самоопределения старшеклассников, направлена на повышение осознанности, самопознание, развитие целеустремленности. В результате ребята научатся ставить "правильные" цели, познакомятся с методикой воплощения мечты в жизнь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
коррекционно-развивающая программа психолого-педагогической направленности | 94.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 270
Красносельского района Санкт-Петербурга
имени А.Е. Березанского
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом Директор ГБОУ СОШ № 270
ГБОУ СОШ № 270 Санкт-Петербурга Санкт-Петербурга
_____________Е.В. Журавлева
Протокол № _______ Приказ №___ от «___»________2020г.
от «___»________________2020г.
Дополнительная общеобразовательная
коррекционно-развивающая программа
психолого-педагогической направленности
«Личная эффективность»
Возраст обучающихся: 15-17 лет
Срок реализации: 10 часов
Разработчики: Мезенцева Галина Юрьевна, педагог-психолог
Скорик Анна Юрьевна, педагог-психолог
Санкт-Петербург
2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Личная эффективность» – коррекционно-развивающая программа психолого-педагогической направленности. По уровню освоения программа является базовой. В основу программы положено учебное пособие Университета ИТМО «Жизненная навигация: технологии саморазвития личности студента в процессе обучения в вузе» [2].
Актуальность
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования уделяет особое внимание требованиям к личностным и метапредметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, так как они являются основой будущей успешности подростка во взрослой жизни
Личностные результаты обучения включают в себя, в числе прочего, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Метапредметные результаты обучения, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), особенно умение самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, представляют собой базу для дальнейшего выбора направления профессиональной деятельности и самосовершенствования в данном направлении.
Среди результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования Федеральный Государственный Образовательный Стандарт обозначает следующие составляющие:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде (личностные результаты);
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (метапредметные результаты);
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (метапредметные результаты);
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (метапредметные результаты);
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности (метапредметные результаты).
Для построения эффективной стратегии самореализации подростку необходимы все перечисленные знания, умения и навыки. Задача педагога – создать в процессе обучения условия для стимулирования школьника на саморазвитие. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения, реализуемые программой «Личная эффективность». Одной из наиболее значимых составляющих данной программы является использование деловых игр, которые предоставляют подростку возможность моделирования реальности и позволяют радикально сократить время накопления опыта.
В настоящее время происходит изменение социально-экономической ситуации в стране и в мире и, соответственно, изменяется и рынок труда. Уходят привычные всем профессии, появляются новые, изменяются требования к уровню профессиональной подготовленности кадров - все это обостряет проблемы профессиональной ориентации школьников. Программа "Личная эффективность" направлена на формирование у подростков мотивации к осознанному профессиональному выбору, развитие мотивации обучения, осознание собственных способностей и возможностей, знакомство с миром профессий.
Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Начальным звеном профессионального самоопределения является освоение навыков личной эффективности. Личная эффективность предполагает достижение поставленных целей и решение задач. Каждый человек должен понимать, что от качества и быстроты принимаемых решений будет зависеть будущий результат.
Большую роль играют не только черты характера и полезные привычки, но и коммуникативные умения. Личная эффективность может описываться тремя простыми категориями:
- четкое видение поставленной цели и задач;
- развитые коммуникативные навыки;
- умение грамотно распоряжаться имеющимися ресурсами (время, финансы, здоровье и др.).
Программа «Личная эффективность» не ограничивается формированием навыков личной эффективности, но идет дальше по пути самоопределения.
В психологическом плане самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший:
- что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),
- что он есть (интеллект, личностные и физические свойства),
- что он может (возможности и способности),
- что от него хочет общество, и что он ждет от общества.
Программа «Личная эффективность» призвана помочь подростку лучше понять себя, способствует развитию личности, объективизации самооценки, формированию личной и социальной ответственности. Подростковый возраст – возраст, в котором на первое место выходит потребность в общении, поэтому большое внимание уделяется дискуссиям и групповым формам работы.
Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы
Научно-методологическую основу программы составляют позитивная психология и субъектогенетический подход.
Позитивная психология – это направление психологии, изучающее положительные аспекты жизни. Основоположником позитивной психологии считается Мартин Селигман, обративший внимание на то, что психология вплоть до XIX века занималась в основном проблемами и отклонениями, в то время как отсутствие болезней еще не есть здоровье. «Позитивная психология покоится на трех столпах: первый — изучение позитивных чувств, второй — выявление положительных черт характера и таких полезных особенностей, как интеллект и физическое развитие, третий – исследование позитивных явлений и учреждений в обществе (таких, как демократия и семья), которые способствуют развитию лучших человеческих свойств.»[11]
А.С. Огнев в своих работах изучал характерные проявления субъектогенеза. К ним относятся: ответственность, как ценностно-смысловой компонент личности, целеполагание, как способность прорабатывать и формировать образ цели, рефлексия [8]. Субъектогенетический подход имеет своей целью формирование потребности человека стать субъектом своей жизни, т.е. взять на себя ответственность за свои поступки, за свои достижения и провалы.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ является направленность личностно ориентированной деятельности, которая обеспечивает условия для самореализации человека и сопровождает его на пути к успеху, на выбор сферы дальнейшей профессиональной деятельности. Используя предлагаемые программой техники самопознания и самоорганизации, подростки получают возможность перевоплощения профессиональной мечты в разработанный план действий.
Адресат
Программа рассчитана на всех, стремящихся к самосовершенствованию, учащихся 8 – 10-х классов общеобразовательных школ, в том числе и подростков «группы риска», в случае их мотивированности на работу в группе по данной программе.
Цель и задачи программы
Цель программы – формирование компетенций школьника, необходимых для личностного саморазвития и личной эффективности в направлении профессионального самоопределения.
Задачи
Обучающие:
1. Стимулирование к самопознанию.
2. Обучение основным принципам самоорганизации.
3. Развитие коммуникативной компетентности.
4. Развитие умения решать поставленные задачи, работая в группе.
Развивающие:
- Развитие мотивации к обучению и саморазвитию.
- Развитие способности самостоятельно ставить значимые цели и планировать свою деятельность.
3. Объективизация самооценки
4. Развитие рефлексии.
5. Развитие способности адаптироваться к социальным нормам.
Воспитательные:
1. Формирование личной ответственности за свои поступки.
2. Расширение сферы самосознания, самопринятие.
Условия реализации программы
Программа рассчитана на 10 занятий по 45 минут, один раз в неделю. Возможен вариант организации занятий по принципу среднего/ высшего профессионального образования: 5 занятий по 2 академических часа с перерывом (переменой).
Зачисление в группу производится по желанию подростков. Заявленный возраст обучающихся позволяет не собирать письменных разрешений родителей. Количество учащихся в группе, в зависимости от количества подростков «группы риска», – 8 – 15 человек.
В программе представлены различные типы занятий: профессиональная диагностика апробированными методиками, коучинговые технологии, деловые и ролевые игры, лекционный материал.
Материально-техническое обеспечение: кабинет для занятий, ученические столы, стулья, желательна доска для активизации визуального канала восприятия; столы и стулья должны иметь возможность перемещаться для формирования различных рабочих зон.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты
- Освоение основных принципов самоорганизации.
- Освоение навыков конструктивного общения.
- Освоение навыков групповой работы.
Метапредметные результаты
- Развитие умения самостоятельно выстраивать пути достижения целей.
- Повышение уровня самосознания и рефлексии - количественное увеличение положительных представлений о себе.
Личностные результаты
- Повышение мотивации обучения и саморазвития.
- Развитие у подростков личной ответственности за свои поступки.
- Объективизация самооценки.
- Развитие у подростков навыков сотрудничества со сверстниками в образовательной и учебно-исследовательской видах деятельности.
Учебный план
программы «Личная эффективность»
№ п/п | Тема | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
Раздел 1. Введение | |||||
1. | Тема1. Вводное занятие. Слагаемые успеха. Личная эффективность. Тестирование «Кто я?» | 1 | 0.5 | 0.5 | Диагностика |
Раздел 2. Мечта. Цель. Дерево целей | |||||
2 | Тема1. Мечта - цель. | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа |
3 | Тема2. Построение дерева целей. | 2 | 0.5 | 1.5 | Анализ приобретенных навыков |
Раздел 3. Программа саморазвития | |||||
4 | Тема1. Я-Концепция, самооценка, уровень притязаний. | 1 | 0.5 | 0,5 | Самоанализ учащихся |
5 | Тема 2. Я-реальное, Я-идеальное. | 1 | 0.5 | 0,5 | Самоанализ учащихся |
6 | Тема3. Мои таланты | 1 | 0.5 | 0.5 | Самоанализ учащихся |
7 | Тема 4. Тайм менеджмент. | 1 | 0.5 | 0,5 | Анализ приобретенных навыков |
Раздел 4. Проект «Моё дело» | |||||
8 | Тема1. Проект «Моё дело» | 2 | 0.5 | 1.5 | Диагностика |
ИТОГО: | 10 | 4 | 6 |
- Содержание программы
Раздел 1. Введение
Тема1.
Теория. Вводное занятие. Современное общество, образование и профессия. Слагаемые успеха. Личная эффективность.
Практика. Тестирование «Кто я?»
Раздел 2
Тема 1.
Теория. Мечта –игра, мечта – цель.
Практика. Тест Локуса контроля Дж.Роттера. Упражнения «Я хочу», «33 желания». методика Незаконченных предложений Исследование своей мечты – цели. Рефлексия.
Тема 2
Теория. Цель – конкретный образ желаемого результата. Правила постановки целей. Модель SMART.
Практика. Построение дерева целей. Упражнения в парах: представление своего дерева целей. Рефлексия
Раздел 3
Тема1
Теория. Я-Концепция, самооценка, уровень притязаний.
Практика. Диагностика самооценки. Рефлексия.
Тема 2.
Теория. Я-реальное, Я-идеальное. Ресурсы внешние и внутренние, как необходимые условия для достижения жизненно важных целей. SWOT- анализ.
Практика. проективная методика «Я-реальное, Я-идеальное», «Я в прошлом, настоящем, будущем» или визуализация «Встреча с успешным собой». Дополнение дерева целей ресурсами. Упражнения в парах: представление своего дерева целей. Рефлексия.
Тема 3.
Теория. Талант и сильные стороны личности.
Практика. Упражнения: «Что у меня получается лучше всего?», «Чем я люблю заниматься?», «Что приносит мне удовольствие?», «Мои таланты». Рефлексия.
Тема 4.
Теория. Понятие о тайм менеджменте. Принципы ежедневного планирования. Матрица Эйзенхауэхра.
Практика. Заполнение матрицы Эйзенхауэхра. Упражнения в парах: представление своего дерева целей с ресурсами и сроками исполнения. Рефлексия.
Раздел 4
Тема 1.
Теория. Мир профессий, изменения в экономике - изменения на рынке труда. «Хочу –могу –надо». Проект «Мое дело».
Практика. Игра «Выиграй Грант»: исследование «Чем бы я хотел заниматься?». Упражнение «Найди единомышленников». Задание для подгрупп: разработать бизнес-план для своего дела; представить свой проект.
Тема 2.
Теория: Подведение итогов. Выводы.
Практика: Диагностика развития личности следующими методиками: «Кто Я?», «Учусь, потому что…», экспресс-диагностика уровня самооценки, тест «Локус контроля» Дж.Роттера.
Оценочные и методические материалы
Для контроля результативности до начала и после окончания цикла занятий проводится обследование детей. Для диагностики могут быть использованы следующие методики:
- наблюдение;
- анкета ориентации в мире профессий;
- анкета мотивации обучения;
- методика Дембо-Рубинштейн;
- тест «Локус контроля» Дж.Роттера
- тест «Кто я?» Т. Куна.
Упражнение «Я хочу…»
Упражнение проводится в парах. Сначала первый обучающийся перечисляет все, что он хочет в те6ение 10 мин., его партнер все записывает и вопросами «Что ты еще хочешь?» - стимулирует к дальнейшему высказыванию. Надо говорить о своих желаниях абсолютно не критично, все, что приходит в голову. По истечении 10 минут они меняются местами: теперь 2-ой обучающийся говорит, что он хочет, а первый записывает. Затем каждый обучающийся записывает ответ на вопрос: Чего я на САМОМ ДЕЛЕ ХОЧУ?
Методика Незаконченных предложений
- Я радуюсь, когда…
- Я счастлив, когда…
- В школе меня радует…
- Я люблю заниматься…
- Лучше всего у меня получается…
Тест Томаса Куна «Кто я?»
Тест используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией.
Инструкция к тесту
«В течение 12 минут вам необходимо дать как можно больше ответов на один вопрос, относящийся к вам самим: «Кто Я?». Постарайтесь дать как можно больше ответов. Каждый новый ответ начинайте с новой строки (оставляя некоторое место от левого края листа). Вы можете отвечать так, как вам хочется, фиксировать все ответы, которые приходят к вам в голову, поскольку в этом задании нет правильных или неправильных ответов.
Также важно замечать, какие эмоциональные реакции возникают у вас в ходе выполнения данного задания, насколько трудно или легко вам было отвечать на данный вопрос».
Когда клиент заканчивает отвечать, его просят произвести первый этап обработки результатов – количественный:
«Пронумеруйте все сделанные вами отдельные ответы-характеристики. Слева от каждого ответа поставьте его порядковый номер. Теперь каждую свою отдельную характеристику оцените по четырехзначной системе:
- «+» – знак «плюс» ставится, если в целом вам лично данная характеристика нравится;
- «-»- знак «минус»- если в целом вам лично данная характеристика не нравится;
- «±» – знак «плюс-минус» – если данная характеристика вам и нравится, и не нравится одновременно;
- «?» – знак «вопроса» – если вы не знаете на данный момент времени, как вы точно относитесь к характеристике, у вас нет пока определенной оценки рассматриваемого ответа.
Знак своей оценки необходимо ставить слева от номера характеристики. У вас могут быть оценки как всех видов знаков, так и только одного знака или двух-трех.
После того как вами будут оценены все характеристики, подведите итог:
- сколько всего получилось ответов,
- сколько ответов каждого знака».
Интерпретация результатов теста
Как анализировать самооценку идентичности? Что стоит за применением человеком оценки «±» относительно своих характеристик?
Использование знака «плюс-минус» («±») говорит о способности человека рассматривать то или иное явление с двух противоположных сторон, говорит о степени его уравновешенности, о «взвешенности» его позиции относительно эмоционально значимых явлений.
Можно условно выделить людей эмоционально-полярного, уравновешенного и сомневающегося типа.
К людям эмоционально-полярного типа относятся те, кто все свои идентификационные характеристики оценивают только как нравящиеся или не нравящиеся им, они совсем не используют при оценивании знак «плюс-минус».
Для таких людей характерен максимализм в оценках, перепады в эмоциональном состоянии, относительно них можно сказать «от любви до ненависти один шаг». Это, как правило, эмоционально-выразительные люди, у которых отношения с другими людьми сильно зависят от того, насколько им человек нравится или не нравится.
Если количество знаков «±» достигает 10-20% (от общего числа знаков), то такого человека можно отнести к уравновешенному типу. Для них, по сравнению с людьми эмоционально-полярного типа, характерна большая стрессоустойчивость, они быстрее разрешают конфликтные ситуации, умеют поддерживать конструктивные отношения с разными людьми: и с теми, которые им в целом нравятся, и с теми, которые у них не вызывают глубокой симпатии; терпимее относятся к недостаткам других людей.
Если количество знаков «±» превышает 30-40% (от общего числа знаков), то такого человека можно отнести к сомневающемуся типу. Такое количество знаков «±» может быть у человека, переживающего кризис в своей жизни, а также свидетельствовать о нерешительности как черте характера (когда человеку тяжело принимать решения, он долго сомневается, рассматривая различные варианты).
Что стоит за применением человеком оценки «?» относительно своих характеристик? Наличие знака «?» при оценке идентификационных характеристик говорит о способности человека переносить ситуацию внутренней неопределенности, а значит, косвенно свидетельствует о способности человека к изменениям, готовности к переменам. Данный знак оценки используется людьми достаточно редко: один или два знака «?» ставят только 20% обследуемых. Наличие трех и более знаков «?» при самооценивании предполагает у человека наличие кризисных переживаний.
Самосознание
Человек с более развитым уровнем рефлексии дает в среднем больше ответов, чем человек с менее развитым представлением о себе (или более «закрытый»). Также об уровне рефлексии говорит субъективно оцениваемая самим человеком легкость или трудность в формулировании ответов на ключевой вопрос теста. Как правило, человек с более развитым уровнем рефлексии быстрее и легче находит ответы, касающиеся его собственных индивидуальных особенностей. Человек же, не часто задумывающийся о себе и своей жизни, отвечает на вопрос теста с трудом, записывая каждый свой ответ после некоторого раздумья. О низком уровне рефлексии можно говорить, когда за 12 минут человек может дать только два-три ответа (при этом важно уточнить, что человек действительно не знает, как можно еще ответить на задание, а не просто перестал записывать свои ответы в силу своей скрытности). О достаточно высоком уровне рефлексии свидетельствует 15 и более разных ответов на вопрос «Кто Я?».
Источник:
- Тест Куна. Тест «Кто Я?» (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой) / Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре – СПб., 2006. С.82-103.
Тест «Локус контроля» Дж.Роттера
Инструкция к тесту
Прочтите каждое высказывание в паре и решите, с каким из них вы согласны в большей степени. На бланке ответов обведите кружком одну из букв – «а» или «б».
Тестовый материал
№ | Вариант "а" | Вариант "б" |
1 | Дети попадают в беду потому, что родители слишком часто их наказывают. | В наше время неприятности происходят с детьми чаще всего потому, что родители слишком мягко относятся к ним. |
2 | Многие неудачи происходят от невезения. | Неудачи людей являются результатом их собственных ошибок. |
3 | Одна из главных причин, почему совершаются аморальные поступки, состоит в том, что окружающие мирятся с ними. | Аморальные поступки будут происходить всегда, независимо от того, насколько усердно окружающие пытаются их предотвратить. |
4 | В конце концов к людям приходит заслуженное признание. | К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными. |
5 | Мнение, что преподаватели несправедливы к учащимся, неверно. | Многие учащиеся не понимают, что их отметки могут зависеть от случайных обстоятельств. |
6 | Успех руководителя во многом зависит от удачного стечения обстоятельств. | Способные люди, которые не стали руководителями, сами не использовали свои возможности. |
7 | Как бы вы ни старались, некоторые люди все равно не будут симпатизировать вам. | Тот, кто не сумел завоевать симпатии окружающих, просто не умеет ладить с другими. |
8 | Наследственность играет главную роль в формировании характера и поведения человека. | Только жизненный опыт определяет характер и поведение. |
9 | Я часто замечал справедливость поговорки: «Чему быть – того не миновать». | По-моему, лучше принять решение и действовать, чем надеяться на судьбу. ! |
10 | Для хорошего специалиста даже проверка с пристрастием не представляет затруднений. | Даже хорошо подготовленный специалист обычно не выдерживает проверки с пристрастием. |
11 | Успех является результатом усердной работы и мало зависит от везения. | Чтобы добиться успеха, нужно не упустить удобный случай. |
12 | Каждый гражданин может оказывать влияние на важные ; государственные решения. | Обществом управляют люди, которые выдвинуты на общественные посты, а рядовой человек мало что может сделать. |
13 | Когда я строю планы, то я вообще убежден, что смогу осуществить их. | Не всегда благоразумно планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства. |
14 | Есть люди, о которых можно смело сказать, что они нехорошие. | В каждом человеке есть что-то хорошее. |
15 | Осуществление моих желаний не связано с везением. | Когда не знают как быть, подбрасывают монету. По-моему, в жизни можно часто прибегать к этому. |
16 | Руководителем нередко становятся благодаря счастливому стечению обстоятельств. | Чтобы стать руководителем, нужно уметь управлять людьми. Везение здесь ни при чем. |
17 | Большинство из нас не могут влиять сколько-нибудь серьезно на мировые события. | Принимая активное участие в общественной жизни, люди могут управлять событиями в мире. |
18 | Большинство людей не понимают, насколько их жизнь зависит от случайных обстоятельств. | На самом деле такая вещь, как везение, не существует. |
19 | Всегда нужно уметь признавать свои ошибки. | Как правило, лучше не подчеркивать своих ошибок. |
20 | Трудно узнать, действительно ли вы нравитесь человеку или нет. | Число ваших друзей зависит от того, насколько вы располагаете к себе других. |
21 | В конце концов неприятности, которые случаются с нами, уравновешиваются приятными событиями. | Большинство неудач являются результатом отсутствия способностей, незнания, лени или всех трех причин вместе взятых. |
22 | Если приложить достаточно усилий, то формализм и бездушие можно искоренить. | Есть вещи, с которыми трудно бороться, поэтому формализм и бездушие не искоренить. |
23 | Иногда трудно понять, на чем основываются руководители, когда они выдвигают человека на поощрение. | Поощрения зависят от того, насколько усердно человек трудится. |
24 | Хороший руководитель ожидает от подчиненных, чтобы они сами решали, что они должны делать. | Хороший руководитель ясно дает понять, в чем состоит работа каждого подчиненного. |
25 | Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной. | Не верю, что случай или судьба могут играть важную роль в моей жизни. |
26 | Люди одиноки из-за того, что не проявляют дружелюбия к окружающим. | Бесполезно слишком стараться расположить к себе людей: если ты им нравишься, то нравишься. |
27 | Характер человека зависит главным образом от его силы воли, | Характер человека формируется в основном в коллективе. |
28 | То, что со мной случается – это дело моих собственных рук. | Иногда я чувствую, что моя жизнь развивается в направлении, не зависящем от моей силы воли. |
29 | Я часто не могу понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе. | В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают. |
Ключ к тесту
- Экстернальность: 2а, 3б, 4б, 5б, 6а, 7а, 9а, 10б, 11б, 12б, 13б, 15б, 16а, 17а, 18а, 20а, 21а, 22б, 23а, 25а, 26б, 28б, 29а.
- Интернальность: 2б, 3а, 4а, 5а, 6б, 7б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13а, 15а, 16б, 17б, 18б, 20б, 21б, 22а, 23б, 25б, 26а, 28а, 29б.
Общая и максимальная сумма баллов по интернальности и экстернальности составляет 23, поскольку 6 из 29 вопросов являются фоновыми.
О направленности локуса контроля следует судить по относительному превышению результатов одного измерения над другим.
Интерпретация результатов теста
В практике психодиагностики по локусу контроля судят о когнитивном стиле, проявляющемся в сфере обучения, в том числе и профессионального. Поскольку когнитивные компоненты психики присутствуют во всех ее явлениях, то представления о локусе контроля распространяются и на характеристики личности в ее деятельности.
Для экстерналов свойственно внешне направленное защитное поведение, в качестве атрибуции ситуации они предпочитают иметь шанс на успех. В общем плане это указывает на то, что любая ситуация экстерналу желательна как внешне стимулируемая, причем в случаях успеха происходит демонстрация способностей.
Экстернал убежден, что его неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Одобрение и поддержка таким людям весьма необходимы, иначе они работают все хуже. Однако особой признательности за сочувствие от экстерналов не приходится ожидать.
Интерналы имеют атрибуцией ситуации чаще всего убеждение в неслучайности их успехов или неудач, зависящих от компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности.
В структурировании процесса целеобразования и его стратегий ведущей мотивацией для интерналов является поиск эго-идентичности, независимо и ортогонально по отношению к экстравертированности или интровертированности. Вследствие большей когнитивной активности интерналы имеют более широкие временные перспективы, охватывающие значительное множество событий как будущего, так и прошлого. При этом их поведение направлено на последовательное достижение успеха путем развития навыков и более глубокой обработки информации, постановки все возрастающих по своей сложности задач. Потребность в достижении, таким образом, имеет тенденцию к повышению, связанную с увеличением значений личностной и реактивной тревожности, что является предпосылкой для возможной большей фрустрированности и меньшей стрессоустойчивости в случаях серьезных неудач. Однако в целом в реальном, внешне наблюдаемом поведении интерналы производят впечатление достаточно уверенных в себе людей. Для экстерналов обнаруживается связь с эмоциональной нестабильностью и практическим, неопосредствованным мышлением, для интерналов отмечается эмоциональная стабильность и склонность к теоретическому мышлению, абстрагированию и синтезу представлений.
В целом в соответствии с отношением параметров активности и реактивности (и в связи с мотивацией достижения и отношения) вектор экстернальности-интернальности совпадает с вектором рефлексии.
Источник
- Локус контроля / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПб., 2003. С.413-417. https://vsetesti.ru/365/
Методика Диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн.
Модификация А.М. Прихожан
Инструкция
Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и другие характеристики. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. На следующей странице изображены семь таких линий. Они обозначают:
1) здоровье;
2) ум, способности;
3) характер;
4) авторитет у сверстников;
5) умение многое делать своими руками, умелые руки;
6) внешность;
7) уверенность в себе.
Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.
Задание
Изображено семь линий, длина каждой - 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и серединой шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отличаются заметными чертами, середина - едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально - с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.
Обработка результатов
Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная - "здоровье" - не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).
1. По каждой из шести шкал определить:
а) уровень притязаний - расстояние в мм от нижней точки шкалы ("О") до знака "х";
б) высоту самооценки - от "0" до знака "х";
в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой - расстояние от знака "х" до знака "-", если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя по всем шести шкалам.
Оценка и интерпретация отдельных параметров
В нижеприведенной таблице даны количественные характеристики уровней притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.)
Уровень притязаний
Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов. Наиболее оптимальный - сравнительно высокий уровень - от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов - обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он - индикатор неблагоприятного развития личности.
Высота самооценки
Количество баллов от 45 до 74 ("средняя" и "высокая" самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности - "закрытости для опыта", нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют "группу риска", их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и "защитная", когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.
Анкета мотивации обучения
Инструкция: внимательно прочитайте анкету и выделите то, что соответствует вашим стремлениям и желаниям. Выберите из трех вариантов ответов и запишите соответствующее ответу количество баллов в бланке ответов.
- ВСЕГДА – 2
- ИНОГДА – 1
- НИКОГДА –0
Тестовый материал
- Учусь потому, что на уроках (по такому-то предмету) интересно.
- Учусь потому, что заставляют родители.
- Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки.
- Учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии.
- Учусь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя.
- Учусь потому, что хочу завоевать авторитет среди товарищей по учебе.
- Учусь потому, что нравится узнавать новое.
- Учусь потому, что нравится учитель (по такому-то предмету).
- Учусь потому, что хочу избежать плохих оценок и неприятностей.
- Учусь потому, что хочу больше знать.
- Учусь потому, что люблю мыслить, думать, соображать.
- Учусь потому, что хочу быть первым учеником.
Обработка и анализ результатов.
- Проведите классификацию мотивов. Их можно разделить на группы:
А). Широкие социальные мотивы: 4,5
Б). Мотивация благополучия: 2,9
В). Престижная мотивация: 6,12
Г). Мотивация содержания: 7,10
Д). Мотивация процессом: 1,11
Е). Узкие социальные мотивы: 3,8
- Выделите ведущие мотивы учебной деятельности школьника, проведите качественный анализ и соответствие критериям:
А). Богатство и разнообразие мотивов.
Б). Социальная ценность мотивов.
В). Присутствие в структуре мотивации познавательных интересов.
Источник: https://miroshkina.ucoz.ru/123/2/metodiki_i_diagnostiki.pdf
Анкета ориентации в мире профессий
Анкетирование может проводиться в групповом или индивидуальном варианте. Ответом на первый вопрос является цифра. Вопрос №2 закрытый. Вопросы №3,4,5 открытые.
- Выбрал ли ты уже будущую профессию? Укажи в процентах, насколько ты уверен в своём профессиональном выборе.
_____% - Как ты думаешь, хорошо ли ты представляешь содержание твоей будущей профессии?
да нет затрудняюсь ответить - Чем надо руководствоваться в первую очередь при выборе профессии?
____________________
____________________
____________________ - Где стоит искать информацию о будущей профессии?
______________________
______________________
______________________ - К кому в первую очередь лучше обратиться за помощью при выборе профессии?
____________________
____________________
____________________
При анализе ответов проводится количественный и качественный анализ. После заключительной диагностики результаты сравниваются с первоначальными результатами.
Матрица Эйзенхауэра
Эйзенхауэр предложил разделять все дела по категориям срочности и важности. К квадранту А относятся дела важные и срочные. Как правило, они делаются в первую очередь, но если у человека очень большой процент дел в квадранте А (то есть все важно и срочно), то или он не умеет расставлять приоритеты или у него очень высок риск профессионального выгорания.
Б А
важность
Г В
срочность
Квадрант Б – это дела, направленные на перспективу. Вопросы здоровья, занятия спортом, саморазвития, дополнительного обучения. Важность всего этого мы сознаем, но зачастую на это не хватает времени из-за того, что другие дела, более срочные, оттесняют дела из квадранта Б. Этот квадрант иногда называют квадрантом Гармонии, потому что он позволяет заниматься важными делами без спешки. Простой пример – профилактический поход к стоматологу. Пока зубы не болят – это дело из квадранта Б. Важно только помнить, что дела из квадранта Б могут перейти в квадрант А, если из «запустить».
Квадрант В иначе называют квадратом Разочарования. Если все время заниматься делами из квадранта В (срочность начинает превалировать над важностью), то рано или поздно почувствуешь себя белкой в колесе. Чаще всего в этот квадрат попадает присутствие на плохо продуманных совещаниях, планерках, переговорах.
Квадрант Г – это квадрант хронофагов («поглотителей времени»). Бесцельное блуждание в интернете, болтовня по телефону, компьютерные игры – вот список наиболее часто встречающихся хронофагов. Зато это и квадрант ресурсов. Потому что, если Вам не хватает часов в сутках, первым делом стоит проанализировать этот квадрант, именно он может дать дополнительное время сразу и быстро.
Литература
- Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности/ О. П. Елисеев. – СПб.: Питер, 2001. — 560 с.
- Жизненная навигация: технологии саморазвития личности студента в процессе обучения в вузе: учебное пособие / М.М. Зонис [и др.]. — СПб.: Университет ИТМО, 2016. — 189 с.
- Кэмерон, Дж. Путь художника/ Дж. Кэмерон. — М.: Livebook. 2018. – 272с.
- Маслоу, А. Мотивация и личность/ А. Маслоу. — СПб.: Питер, 2008. — 352 с
- Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация А.М. Прихожан. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.psychologos.ru/articles/view/80844-metodika-diagnostika-samoocenki-dembo-rubinstejn-modifikacia-am-prihozan
- Методика «Мотивы учебной деятельности». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://miroshkina.ucoz.ru/123/2/metodiki_i_diagnostiki.pdf
- Мишел, У. Развитие силы воли/ У. Мишел. — М.: Манн, Иванов, Фербер, 2015. — 336 с.
- Огнев А.С. Субъектогенетический подход в обучении/учебное пособие – Воронеж, 1998. – 237с.
- Огнев, А.С., Позитивная психология в системе непрерывного профессионального образования/ А.С. Огнев, С.Н. Гончар// Непрерывное образование: XXI век. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2088
- Румянцева, Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре/Т.В Румянцева – СПб.: Речь,.2006. — 176 с.
- Селигман, М. Новая позитивная психология: новый взгляд на счастье и смысл жизни – София, 2006. – 368с.
- Соломатина, О. Как победить страх. 12 демонов на пути к свободе, счастью, творчеству/О. Соломатина. — М.: Манн, Иванов, Фербер, 2015. . — 224 с.
- Шер, Б. О чем мечтать/Б. Шер. — М.: Манн, Иванов, Фербер, 2015. — 384 с.
- Экзистенциальная психология/ А. Маслоу [и др.]. — М.: Инициатива, 2005. — 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая коррекционно-развивающая программа психолого-педагогического сопровождения по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: «Это мой мир» педагога-психолога И.П.Черкасовой
Социализация детей раннего возраста, имеющих так называемые особые потребности – очень сложное дело, что связано не только с характером патологии и возрастом ребенка, но и с необходимостью тесного сот...
Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи как часть адаптированной образовательной программы
Программа предназначена для работы учителям-логопедам в условиях инклюзивного образования....
«Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (ЗПР) как часть адаптированной образовательной программы»
Программа сопровождения детей с ОВЗ необходима всем педагогам, так как в последние годы количество таких школьников увеличилось. Классные руководители не всегда изучают заболевания своих учеников, а в...
Педсовет. Выступление на тему: "Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. году Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной речи».
ПедсоветВыступление на тему:"Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. годуКоррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной ре...
Программа ранней помощи "Первые шаги" (программа психолого-педагогической , методической, диагностической помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет с ОВЗ и риском развития
Программа ранней помощи "Первые шаги"(программа психолого-педагогической , методической,диагностической помощи родителям с детьми от 0 до 3 летс ОВЗ и риском развития...
Рабочая программа психолого-педагогической направленности "Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного и подросткового возраста с ОВЗ".
Аннотация. Пояснительная записка. Список литературы...
Программа психолого-педагогического сопровождения реализации основной образовательной программы
Программа психолого-педагогического сопровождения реализации основной образовательной программы...