Методическая разработка на тему : "Психокоррекция "
рабочая программа по психологии (7 класс)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 613 Московского района Санкт-Петербурга
Московский пр., дом. 203, лит. А Тел.: 417 32 10
Обсуждена и согласована
Заместитель директора по УР
О.А. Авдонина
___________________
« 25» августа 2020 г.
Принята педагогическим советом
школы № 613
Протокол № 1 от
« 31» августа 2020 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы № 613
О.Н. Рябова
____________________
Приказ № 72
« 01» сентября 2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу «Психокоррекция»
7-«Б» КЛАССА
2 варианта обучения,
(адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями)
Составлена педагогом-психологом: Олих Ангелиной Геннадиевной
Учебный год: 2020-2021
Санкт – Петербург
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Психокоррекции» для 7- «Б» класса является адаптированной, составлена для учащихся с умственной отсталостью на основе программы курса коррекционных занятий «Сохранение и укрепление психологического здоровья подростков» для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Баряевой Л.Б.
Нормативные документы
Учебный план разработан в соответствии с требованиями:
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
-Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
- Приказа от 08-05-2019 № 233 О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345;
-Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения
и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 (далее - СанПиН 2.4.2.3286-15);
- Распоряжением Комитета по образованию от 16-04-2020 № 988-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2020/2021 учебном году»;
- Инструктивно -методическим письмом Комитета по образованию Санкт-Петербурга № 03-28-4174/20-0-0 от 20-05-2020 «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, на 2020-2021 учебный год»;
- Уставом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения ГБОУ школа № 613 Московского района Санкт – Петербурга.
- В переходный период до введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), учитывая психофизические особенности обучающихся с ОВЗ, использование федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», возможно в части, не противоречащей действующему законодательству.
Цель программы дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.
Задачи:
-развивать познавательную активность обучающего;
-формировать умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развивать память, мышление, речь;
-формировать общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
-формировать адекватное восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств
-формировать навыки общения, правильного поведения;
Основные направления коррекционной работы:
1. Формировать и стимулировать сенсорно-перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы;
2.Помощь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;
3. Повышать социальный статус ребёнка в коллективе, семье;
4. Развивать и совершенствовать коммуникативные функции, эмоционально-волевой регуляции поведения;
Количество учебных часов
Согласно учебному плану в 7- «Б» классе планирование составлено из расчета 2 часа в неделю, 34 учебные недели, 68 часов в год.
1 четверть – 16 часов
2 четверть – 16 часов
3 четверть – 20 часов
4 четверть – 16 часов
Из них: контрольные (диагностика) занятия - 8 часов, коррекционные занятия – 60 часов.
Количество часов для контроля за выполнением практической части программы
Виды контроля | Начало года | Конец года | За год | |
7-«Б» класс | ||||
Диагностика уровня развития | 4 | 4 | 8 |
Общая характеристика учебного предмета
Психокоррекция в 7 классе – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия. (Игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия, упражнения.)
Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы и т.д.. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей).
Планируемые результаты освоения курса «Развитие психических и сенсорных процессов».
Программа обеспечивает достижение учащимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты:
-умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
-знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;
-ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Предметные результаты:
К концу7 класса учащиеся должны:
- группировать предметы по самостоятельно выделенным признакам;
-определять понятия чувства и возможности;
- вербализировать ощущения;
- определять противоположные качества и свойства предметов;
-определять настроение людей по поступкам;
-распознавать эмоциональное состояние других людей по мимике;
-определять положительные и отрицательные стороны личности;
-использовать упражнения по саморегуляции;
-находить положительные стороны личности в окружающих.
Учет особенностей обучающихся
В 7-«Б»классе обучаются 6 детей. Большинство детей в классе усидчивы, понимают инструкции без дополнительных подсказок. У одного из учащихся наблюдается полевое поведение, вспышки агрессии. Один учащийся алгоритмичен, трудно идет на контакт.
Формы организации познавательной деятельности.
Основной формой организации процесса обучения является занятие. Ведущей формой работы учителя с учащимся на уроке индивидуальная работа.
Целенаправленное психологическое коррекционное воздействие на подростков с особыми возможностями здоровья осуществляется через психологический коррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных этапов:
1.Диагностический (диагностика психо-эмоционального, интеллектуального развития ребенка с ОВЗ).
2.Коррекционный.
3.Диагностический (блок оценки эффективности коррекционных воздействий,направлен на анализ изменений познавательных процессов,психических состояний,личностных реакций у учащихся в результате психокоррекционных воздействий).
4.Прогностический (блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических,психических и социально-психологических функций подростков).
Разделы учебной программы. Виды и формы контроля.
№ п/п | Разделы учебной программы | Кол-во часов | Виды и формы контроля. |
1 2 3 4 5 | Введение. Коррекция когнитивных процессов «Я познаю мир». Коррекция эмоционально-личностной сферы и поведения «Познавая себя и других». Коррекция и развитие социальных и коммуникативных умений «Среди людей». Обобщающий урок. | 1 19 29 18 1 | Диагностический контроль. Индивидуальный опрос. Текущий контроль. Индивидуальный опрос Итоговый контроль |
Календарно – тематическое планирование
коррекционно- развивающих занятий по курсу
«Психокоррекция»
7- «Б» класс (II вариант обучения) на 2020-2021 учебный год
1 четверть
№ п/п год | № п/п четв | Тема урока | Дата по плану | Дата фактическая |
1 | 1 | Диагностика. Методика «Рисунок человека» | 01.09.2020 | |
2 | 2 | Коррекция развития внимания и его свойства: «Переплетенные линии». | 04.09. 2020 | |
3 | 3 | Развитие произвольности психических процессов. Игра «Что изменилось?». | 08.09. 2020 | |
4 | 4 | Развитие зрительного внимания «Найди различия между картинками». | 11.09. 2020 | |
5 | 5 | Развитие зрительного внимания «Подбери пару». | 15.09. 2020 | |
6 | 6 | Коррекция и развитие мышления.Упражнение «Найди лишнее слово». | 18.09. 2020 | |
7 | 7 | Развитие способности выделять существенные признаки «Главные слова». | 22.09. 2020 | |
8 | 8 | Развитие гибкости мышления «Анаграммы». | 25.09. 2020 | |
9 | 9 | Развитие абстрактного мышления «Пословицы». | 29.09. 2020 | |
10 | 10 | Развитие уровня обобщения и отвлечения «Исключение лишнего». | 02.10. 2020 | |
11 | 11 | Развитие способности анализа и синтеза «Сравни слова». | 06.10. 2020 | |
12 | 12 | «Какое слово повторяется».Коррекция и развитие памяти. Игра | 09.10. 2020 | |
13 | 13 | «Запомни и нарисуй». Развитие зрительной памяти. Игра | 13.10. 2020 | |
14 | 14 | Игра «Пиктограмма». Развитие зрительной памяти. | 16.10. 2020 | |
15 | 15 | Игра «Запрещенное движение». Развитие слуховой памяти. | 20.10. 2020 | |
16 | 16 | «Что изменилось?». Развитие зрительной памяти с использованием картинок | 23.10. 2020 |
2 четверть
№ п/п год | № п/п четв | Тема урока | Дата по плану | Дата фактическая |
17 | 1 | Развитие воображения «Дорисуй картинку». | 03.11. 2020 | |
18 | 2 | Развитие воображения «Соедини точки». | 06.11. 2020 | |
19 | 3 | Упражнение «Профиль». Формирование и развитие способностей к самопознанию. | 10.11. 2020 | |
20 | 4 | «10 ответов на вопрос кто я?». Формирование и развитие способностей к самопознанию. | 13.11. 2020 | |
21 | 5 | Упражнения «Комплимент». Формирование понятий чувства. | 17.11. 2020 | |
22 | 6 | Упражнения «Мой автопортрет». Формирование понятий чувства | 20.11. 2020 | |
23 | 7 | Упражнения «Смена настроения». Формирование понятий чувства. | 24.11. 2020 | |
24 | 8 | Упражнения «Мой мир». Формирование понятий чувства. | 27.11. 2020 | |
25 | 9 | «Я тебя понимаю». Развитие чувства эмпатии | 01.12. 2020 | |
26 | 10 | Работа с таблицей «Чувства и эмоции». | 04.12. 2020 | |
27 | 11 | «Корзина дружеских качеств».Развитие навыков эмпатии. | 08.12. 2020 | |
28 | 12 | Упражнение «Кривляка». Развитие навыков эмпатии. | 11.12. 2020 | |
29 | 13 | Развитие самоанализа «Я и Ты.Чем мы похожи».Работа с таблицей «Что общего и чем мы отличаемся». | 15.12. 2020 | |
30 | 14 | «Отгадай эмоцию»- упражнение. Развитие навыков самоанализа. | 18.12. 2020 | |
31 | 15 | Развитие навыков самоанализа. Упражнение: «Зеркало». | 22.12. 2020 | |
32 | 16 | Развитие навыков самоанализа. Упражнение: «Иностранец и переводчик». | 25.12. 2020 |
3 четверть
№ п/п год | № п/п четв | Тема урока | Дата по плану | Дата фактическая |
33 | 1 | «Кто твой настоящий друг». Упражнение «Приятные слова». | 12.01. 2021 | |
34 | 2 | Обсуждение положительных и отрицательных качеств героев рассказа «Друзья». | 15.01. 2021 | |
35 | 3 | Сочинение-объявление «Ищу друга». | 19.01. 2021 | |
36 | 4 | «Я учусь владеть собой». Обучение навыкам саморегуляции. | 22.01. 2021 | |
37 | 5 | Упражнение на релаксацию «Пластилин».Обучение навыка саморегуляции. | 26.01. 2021 | |
38 | 6 | «Скульптура уверенного человека». Упражнение на релаксацию .Обучение навыка саморегуляции. | 29.01. 2021 | |
39 | 7 | «Запретное движение». Упражнение, направленное на осознание телесных ощущений
| 02.02. 2021 | |
40 | 8 | «Жарко-холодно». Упражнение, направленное на осознание телесных ощущений | 05.02. 2021 | |
41 | 9 | «Гладкий-шершавый». Упражнение на тактильные ощущения | 09.02. 2021 | |
42 | 10 | «Мягкий-твёрдый».Упражнение на тактильные ощущения | 12.02. 2021 | |
43 | 11 | «Сад моей мечты». Упражнение,направленное на осознание телесных ощущений | 16. 02. 2021 | |
44 | 12 | Упражнение «Репортер». Поведение и культура.Учимся вежливо говорить. | 19.02. 2021 | |
45 | 13 | Упражнение «Интервью со взрослым». Развитие навыков культурного поведения. | 23.02. 2021 | |
46 | 14 | «Пойми меня»- упражнение. .Развитие навыков культурного поведения. | 26.02. 2021 | |
47 | 15 | Упражнение на развитие навыков письменного общения: «Я вам пишу». | 02.03. 2021 | |
48 | 16 | «Письмо другу». Упражнение на развитие навыков письменного общения | 05.03. 2021 | |
49 | 17 | Моделирование ситуаций: «Я иду в гости». | 09.03. 2021 | |
50 | 18 | «Я принимаю гостей». Моделирование ситуаций. Освоение приемов активного общения «Я и другие». | 12.03. 2021 | |
51 | 19 | «Что такое Я». Осознание самого себя через игру | 16.03. 2021 | |
52 | 20 | Игра «Свет мой зеркальце, скажи!». Определение своего внутреннего мира. | 19.03. 2021 |
4 четверть
№ п/п год | № п/п четв | Тема урока | Дата по плану | Дата фактическая |
53 | 1 | «Часовой». Упражнение на передачу внутренних черт характера через выразительные позы | 30.03. 2021 | |
54 | 2 | «Кривляка». Упражнение на передачу внутренних черт характера через выразительные позы | 02.04. 2021 | |
55 | 3 | Упражнения на развитие мимических движений. | 06.04. 2021 | |
56 | 4 | Упражнение на эмоциональное состояние по мимике с помощью разрезных профилей «Угадай и собери». | 09.04. 2021 | |
57 | 5 | Упражнение «Абориген». Развитие коммуникативных навыков. | 13.04. 2021 | |
58 | 6 | Упражнение «Путаница». Развитие коммуникативных навыков. | 16.04. 2021 | |
59 | 7 | Игры на умение выражать интерес, внимание, | 20.04. 2021 | |
60 | 8 | «Что там происходит?» упражнение на сосредоточенность | 23.04. 2021 | |
61 | 9 | Игра «Раздумье». Игра на умение выражать интерес, внимание, сосредоточенность. | 27.04. 2021 | |
62 | 10 | Знакомство с принципами хорошего слушания. Игра: «10 признаков того, что вас внимательно слушают». | 30.04. 2021 | |
63 | 11 | «Я говорю..»- упражнение на формирование умения высказывать. | 04.05. 2021 | |
64 | 12 | Развитие умения аргументировать свою точку зрения. Упражнение «Защита». | 06.05. 2021 | |
65 | 13 | Упражнения, направленные на преодоление барьеров общения «Все. Некоторые, только я». | 11.05. 2021 | |
66 | 14 | Представление о стилях общения. Разыгрывание беседы «С другом на торжественном приеме». | 13.05.2021 | |
67 | 15 | Конфликты и способы их разрешения. Упражнение «Восковая палочка». | 18.05.2021 | |
68 | 16 | Упражнение, направленное на отработку навыков неконфликтного поведения «Доброе слово», «Я тебя понимаю». | 20.05.2021 |
Используемый учебно-методический комплект:
1. Баряева Л.Б., Бойков Д.И., Гаврилушкина О.П., Яковлева Н.Н., Липакова В.И. Програма образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. – СПб.: ЦДК проф. Баряевой Л.Б., 2011
2. Л.Б. Баряева, А.П.Зарин. Ментодика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью. СПб, 2000
3. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. М.: Просвещение, 1988.
4.Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию. Практический материал для проведения психолого – педагогического обследования детей. М.: Владос, 1999.
5.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.: бук – мастер, 1993.
6.Программы коррекционно – развивающего обучения и воспитания детей – инвалидов дошкольного возраста (4-8 лет) для детских домов – интернатов для умственно
отсталых детей под редакцией Худенко Е.Д. М.:АНМЦ «Развитие и коррекция», 2007.
Лист корректировки рабочей программы по предмету/ занятию внеурочной деятельности
____________________________________________________________
Учитель:______________________________________________________________________________________________
Четверть | Кол-во часов по предмету | Выполнение | Компенсирующие мероприятия/ в случае отставания или лишних часов по предмету | Дата сверки | Подпись председателя МО/ зам. директора по УР |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
ИТОГО | Программа по предмету___________________________________________________ выполнена полностью за счёт объединения/добавления тем. Учитель:________________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему "Методические рекомендации по проведению Мастер - класса,с элементами практического показа "
В предложенном файле Вы можете ознакомиться с организацией и проведением Мастер - класса ; с основными особенностями,алгоритмом проведения Мастер - класса,важнейшими элементами технологии....
Методическая разработка по теме: Разработка творческого конкурса «Буратиниада».
Предлагаемая методическая разработка представлена в виде конспекта и презентации практического занятия, проведенного в форме педагогической мастерской, которая позволяет ...
Методическая разработка по теме" "Алгоритмы написания методических разработок"
Любая методическая продукция в образовательном пространстве предназначена для передачи положительного педагогического опыта и направлена, прежде всего, на профессиональное совершенствование рабо...
Методическая разработка на тему "Создание Методической службы в МОУ "Гимназия" г. Сертолово"
МОУ «Гимназия» г. Сертолово было вновь создано 16.08.2004 (первоначально Сертоловская средняя общеобразовательная школа №3). В новой школе соз...
Методическая разработка на тему «Методические рекомендации к выполнению курсовой работы по педагогике»
Методические рекомендации содержат информацию о технологии проведения курсового исследования и предназначаются для оказания помощи при выполнении курсовых работ по педагогике студентам педагогического...
1. Методическая разработка по теме " Система времён глагола настоящего времени" на английском языке.2. Методическая разработка по теме " Система времён глагола прошедшего времени" на английском языке
1. Презентация по теме " Система времён глагола настоящего времени" предназначена для введения и тренировки грамматического материала на уроках английского языка в 5-11 кла...
Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"
Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...