Ф.И.О. педагога–психолога |
Раскопина Екатерина Игоревна |
Группа (по результатам диагностики) | По результатам диагностики индивидуально-личностной и эмоционально-волевой сфер. |
Тема занятия | Развитие навыков общения.
|
Цель | Развитие умения эффективно общаться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, иметь базовые навыки общения.
|
Задачи | Образовательные и коррекционно-развивающие: - создать положительную мотивацию и заинтересованность детей в занятиях;
- раскрыть содержание понятия "общение", познакомить со способами общения;
- развить умение находить подход к людям, закрепить навыки бесконфликтного общения;
- практически опробовать упражнения, повышающие уровень коммуникативных навыков;
- обучать эффективным способам общения;
- помочь практически преодолевать скованность, неуверенность в общении с людьми;
- учить заниматься коллективной деятельностью, считаясь с интересами и мнениями других детей;
- продолжать обучать умению расслабляться;
- создать и поддержать положительный психоэмоциональный климат в группе.
| Воспитательные: - воспитывать доброжелательные отношения между детьми, желание активно взаимодействовать, помогать друг другу, вежливо общаться;
- создание условий, обеспечивающих формирование у учеников навыков самоконтроля и взаимоконтроля, уметь договариваться при работе в парах, в подгруппе;
- способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности;
- создание условий, обеспечивающих воспитание стремления соблюдать правила безопасной работы на ПК.
|
Универсальные учебные действия | ЛичностныеУУД: 1.Развивать умения выказывать своё отношение к окружающему, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД: 1. Развивать умения высказывать своё предположение на основе выполненных упражнений. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1. Развивать умения слушать и понимать других. - Развивать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
- Развивать умения работать в группе, в паре.
- Учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию.
- Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД:1 Развивать умения извлекать информацию из схем, текстов. 2. Развивать умения делать выводы на основе анализа речевого материала. 3. Находить ответы на вопросы, вызванные определенной ситуацией. |
Средства ИКТ, аппаратное обеспечение, наименование | Оборудование: компьютер, плазменная панель, презентация «Общение», раздаточный материал, карточки с заданием, литература, толковый словарь, программа БОС эмуляция. |
Организационная структура занятия |
Этап психологического занятия | Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-психолога | Деятельность учащихся |
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
| 2 мин | Словесные | Ф –фронтальная. | «Давайте поздороваемся» Цель: формирование положительной установки учащихся на занятие. Психолог: Здравствуйте ребята, я рада вас всех видеть на нашем занятии. Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте вспомним наш волшебный ритуал: возьмемся все за руки, обратимся по имени, сделаем комплимент и подарим друг другу самую нежную и теплую улыбку! Ребята, обратите внимание, как приятно человеку услышать комплимент в свой адрес, и как это способствует сближению людей. А теперь повернитесь к гостям и подарите им свою улыбку. Молодцы ребята!
|
Делают большой круг, берутся за руки, делают комплимент, дарят друг другу улыбку.
|
1 мин | Наглядно-демонстрационный метод, форма проведения- устно | Ф –фронтальная. | “Барометр настроения”. Цель: диагностика психоэмоционального состояния. Психолог: А с каким настроением вы пришли на наше занятие? Выбирает пожалуйста, карточку, обозначающее ваше эмоциональное состояние - солнышко – радостное настроение, звездочку– настроение спокойное, нейтральное, тучку– плохое настроение и прикрепите его на экран настроения. На нашем занятии мы с вами постараемся, чтобы у всех было хорошее настроение. (Психолог диагностирует по выбранной карточке эмоциональное состояние ребенка)
|
Выбирают карточку, прикрепляют и садятся на место |
- РАЗМИНКА
| 1 мин |
| Ф –фронтальная.,
| Цель: развитие скорости мыслительных операций и умения слушать, понимать инструкцию с первого раза. Психолог: Теперь посмотрим, умеете ли вы внимательно слушать? Ваша задача – продолжить предложения. Отвечаем быстро и все вместе. Растает даже ледяная глыба От слова тёплого… (спасибо). Зазеленеет старый пень, Когда услышит … (добрый день). Мальчик вежливый и развитый Говорит при встрече… (здравствуйте). И во Франции, и в Дании На прощанье говорят … (до свидания). Молодцы ребята. Как вы думаете, какие это были слова?... Для чего нужны эти вежливые слова? Все эти слова, ребята, содействуют уважительному, доброму отношению друг к другу.
|
Произносятвсе вместе, хором: Спасибо! Добрый день! Здравствуйте! До свидания!
|
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
| 5 мин | Обучающие игры выполняющие 3 основные функции: Инструментальная: формирование определенных навыков и умений; Гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся; Социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков. | Работа в группах | Игра «Животный мир» Сейчас предлагаю вам поделиться на две группы путем собирания пазлов. (цель подобного деления: обеспечение возможности действовать сообща, сплочение коллектива, объективное деление на группы) А задание такое. Вы не будете знать, какое животное представляет ваша команда. Задавая вопросы другой команде (например: животное домашнее или дикое, где оно живет, чем питается?), вы должны угадать название какого животного написано на вашем стикере. Обобщающие вопросы. - Что вы делали в процессе выполнения этого упражнения?
- Что помогло вам выполнить это упражнение?
Молодцы, правильно! Общение. Чему же будет посвящено наше сегодняшнее занятие? Правильно, общению. Ребята, а для чего нам нужно общение?
Чему мы должны научиться на сегодняшнем занятии? Что мы должны выяснить? (психолог комментирует ответы детей) - Правильно, раскрыть содержание понятия «общение»
- Уметь находить подход к людям, бесконфликтно общаться.
- Найти наиболее эффективные способы общения.
Чем оно будет полезно для вас, зачем вам нужны эти знания? Правильно, цель нашего занятия учиться эффективно общаться и достойно выходить из конфликтных ситуаций, не разрушая отношения с окружающими нас людьми. А результатом нашего занятия станет разработка памятки которая поможет нам эффективно общаться. Из заданий, которые мы выполнили, что мы можем взять в нашу памятку. Давайте вспомним, что мы делали в начале занятия, когда приветствовали друг друга.
|
Берут по одной части, показывают друг другу, в ходе совместной работы собирают картинки, те, кто собрал первую картинку в первой группе, кто собрал вторую картинку – во второй. Выполняют задание. Задают вопросы, чтобы угадать какое животное представляет их команда.
(подвести детей к ответу: задавали вопросы, отвечали, разговаривали, общались) Общение. Играть, дать информацию, научить, позвать, спросить, рассказать, пошутить, пожаловаться, выразить чувства, обсудить и т.д.
- Что такое общение.
- Учиться общаться с людьми.
- Узнать, как общаться лучше, без конфликтов, не ссориться и т.д.
научиться общаться лучше научиться общаться уважительно, без конфликтов
- Обращаться по имени
- Улыбаться
- Быть вежливым в общении.
|
| 5 мин | Объяснительно-иллюстративные технологии обучения | Ф – фронтальная П– парная, И – индивидуальная проблемное обучение | Цель: развитие способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию, формировать свое мнение на основе полученной информации Ребята, а что же такое общение? Предлагаю вам найти и записать значение слова «общение». Для этого можете использовать интернет ресурсы, толковые словари, дополнительную литературу, есть материалы на рабочем столе компьютера или можете спросить у взрослых. Где вам интереснее найти информацию? Разбейтесь, пожалуйста, на пары. (Личностно значимый выбор) Итак, мы узнали, что такое общение, и что оно играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит наше психическое здоровье, наше настроение. Дискуссия "Способы общения" Давайте подумаем, как люди общаются друг с другом, какими способами? Как люди выражают свои мысли и настроение? Молодцы, вы назвали много разных способов общения. Я только внесу дополнения в ваш список. Способы общения | вербальные (словесные) | невербальные | устная речь, письменная речь | интонация, взгляды, выражение лица (мимика), жесты, позы. |
Ребята, как вы думаете, используя эти способы, можно ли научиться лучше общаться? А каким образом? Да ребята, научиться общаться лучше - вполне реально. Из всех людей единицы изначально умеют общаться легко, непринужденно, эффективно, без конфликтов. Подавляющее большинство людей этому учатся.
|
Дети делятся на пары по интересам, находят информацию, записывают, читают. (Умение работать с информацией) Работают в парах на ПК
ответы детей
|
|
|
|
| Лучше всего делать это непосредственно в процессе общения и стараться соблюдать некоторые правила, которые помогут создать гармонию при любой беседе. Ребята, как вы думаете, какие это правила? Давайте вспомним, что мы делали в начале занятия, когда приветствовали друг друга? ответы детей заносятся в памятку и комментируются: - помните, что для человека звук его имени является самым важным и приятным звуком в человеческой речи.
- будьте доброжелательными, приветливыми.
Хорошо, скажите, пожалуйста, были ли вы вежливы, когда делали друг другу комплименты (занести в памятку: 3.Быть вежливым). И главное ребята, чтобы ваше действия были искренними (занести в памятку: 4.Быть искренним.) "Анаграммы" (Цель задания - способствовать повышению когнитивной гибкости, развитие внимания и мышления. Развитие умения работать в группе, сообща.) Итак, решаем анаграммы. У нас есть карточки с буквами. Они разного цвета. У каждого слова свой цвет. Посмотрите, какой цвет вам больше нравится? Разделитесь, пожалуйста, на группы по выбору цвета. Что у нас получилось? А попробуйте собрать высказывание из этих слов? Общение – наш путь к успеху. Замечательно! И какой же вывод мы сделаем? (подвести детей к ответу, что, только объединившись, совместно общаясь, они достигнут лучших результатов)
|
дарили улыбку, обращались по имени.
- Обращаться по имени
- Улыбаться
- Быть вежливым
- Быть искренним
Делятся на группы по выбору цвета, решают анаграммы, собирают отельные слова, а потом объединяются и собирают высказывание.
Общение – наш путь к успеху.
|
Минутка отдыха.
| 2 мин | БОС -эмуляция |
| Минутка отдыха. Упражнение “Мозговой штурм” (улучшает мыслительную деятельность, для расслабления мышц шеи и плеч) Психолог: Мы с вами хорошо поработали, а теперь расслабимся. Сядьте поудобнее. - Помассируйте хорошенько кончик своего носа.
- Хорошенько разотрите мочки ушей, пока они не станут горячими – это активизирует клетки головного мозга.
- Найдите, на тыльной стороне левой руки, между большим и указательным пальцами, болезненную точку. Помассируйте. Затем поменяйте руки. Получится дистанционный массаж головы, точки на кистях рук взаимосвязаны с корой головного мозга.
- А теперь приготовились к дыхательной гимнастике. Плечи опушены, правая рука на животе, а левая на груди. Вдох через нос и длительный выдох через рот (БОС эмуляция).
Молодцы ребята! Это упражнение улучшает кровоснабжение мозга и повышает в его клетках содержание кислорода.
|
Расслабляются, выполняют упражнение |
| 5 мин | Словесные - беседа с элементами обсуждения, игра |
| Упражнение «Передать одним словом» Цель: отработать навыки умения находить подход к людям, быть искренними, понять эмоциональное состояние собеседника. А сейчас мы с вами поиграем в игру, обучающую хорошо понимать друг друга. Ваша задача прочитать хорошо знакомый вам стишок «уронили мишку на пол» с соответствующей эмоцией, которую вы выберите сами из данного списка эмоций. (каждую эмоцию вы можете показать не только голосом, но и мимикой, жестом, положением тела) Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник. Кто желает? Приложение 1: Список эмоций.
Насколько легко вам удавалось угадать эмоцию? Что вам помогало? Чему мы тут учились? Итак, мы делаем вывод, что в общении важную роль играют наши эмоции, умение слушать и понять собеседника по интонации, жестам, мимике. Можем ли мы взять это за правило эффективного общения? (занести в памятку 5. Умение слушать и понять собеседника.) Замечательно!
|
Получают список эмоций, читают, соответственно выбранной эмоции, отгадывают.
интонация внимательно слушать и понимать собеседника по эмоциям, по выражению лица. В памятку: 5. Уметь слушать и понять собеседника.
|
| 8 мин | Сюжетно-ролевые, организационно-деятельностные игры
|
| Игра «Разыграй ситуацию» Цель: способствовать сближению детей и формированию умения общаться, не доводя до конфликта, формированию позитивных, психологических, социальных установок. – Ребята, иногда в классе между вами возникают моменты, которые не редко приводят к конфликтам. Многие из них не возникали бы вообще, если бы чаще использовалась правильная, положительная интонация. – Попробуем разыграть ситуацию и самое главное, попробуем найти выход из этой ситуации. (Цель такого деления – раскрепощение участников). И так попрошу вас встать и свободно передвигаться по ковру. Остановились. Посмотрите вокруг себя, с кем из ребят вы хотели бы работать в группе? Распределитесь, пожалуйста, на две группы. Каждая команда получает на карточке определенные ситуации, и вы сами вправе выбрать ту ситуацию, которую хотели бы раскрыть. Что вы будете делать для того, чтобы успешно справиться с задачей. Каким образом вы сможете стать хорошей согласованной командой? Обсудите и разыграйте ситуацию, которую вы выбрали, с начала с использованием отрицательных эмоций, неправильной интонации, затем разыграйте ситуацию с использованием положительных эмоций, правильной интонации. На обсуждение у вас 1 минута. И так, что мы делали? Чему мы тут учились? А что мы можем добавить в нашу памятку из этого упражнения? ответы детей… Психолог комментирует: 6. Признать свои ошибки и вовремя извиниться. Вывод: Мы наглядно увидели, что правильное, вежливое поведение, умение слушать и понять собеседника, умение находить подход к людям, вовремя извиниться не приведет к конфликту и к разрушению отношений. Спасибо за вашу работу, вы прекрасно справились с заданием.
|
делятся на две команды по своим предпочтениям
ответы детей
дети разыгрывают ситуации
ответы детей |
Закрепление во внешней речи | 6 мин | По форме проведения - устные; По характеру умственной деятельности – обобщение; | Ф- фронтальная | А теперь посмотрите, пожалуйста, на экран. Тут написаны качества человека, помогающие его общению и усложняющие его: Эти же качества написаны на карточке на ваших столах. Выберите, пожалуйста, те качества, которые способствуют приятному и хорошему общению и подчеркните их. Задумайтесь, все ли эти качества достаточно развиты у вас? Перед вами зеленые и коричневые листья деревьев. Подумайте и напишите на зеленый листик те положительные качества, которые выражены у вас. А в коричневый листик ваши отрицательные качества в общении, от которых хотели бы избавиться навсегда. Перед вами на доске дерево. Прикрепите, пожалуйста, зеленые листики на дерево, а коричневые на землю. Посмотрите ребята, какое красивое дерево у нас получилось. Надеюсь, что эти теплые качества в общении вы запомните и будете стараться, чтобы наше дерево становилось все гуще и гуще. А опавшие, гнилые листья не будут нам мешать в общении. Итак, давайте повторим, чтобы быть приятным и интересным в общении, какие качества нужно развивать в себе? Помогут ли нам эти правила эффективно общаться? Что же такое эффективное общение? Эффективное общение - это общение, от которого сам человек и его слушатели получают удовлетворение. Наша памятка практически готова, дома вы можете дополнить ее, и на следующем занятии мы обсудим с вами ваши дополнения.
| ответы детей В памятку: 6. Признать ошибки и извиниться
доброта, внимательность, грубость, зависть, жадность, искренность, вежливость, лживость, порядочность, честность, заботливость, безответственность, агрессивность.
Подчеркивают. Записывают на листики качества.
Прикрепляют на дерево.
(Занести в памятку 7. Развивать в себе положительные качеств.)
|
VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Рефлексия. | 5 мин | Словесные: диалог; По характеру умственной деятельности – обобщение, смысловая и эмоциональная рефлексия | Ф - фронтальная | - Чему было посвящено наше занятие?
- Чему мы сегодня научились?
- Была ли наша встреча полезна для вас?
Посмотрите внимательно на слайд, и продолжите высказывания: - мы смогли…
- мы узнали…
- мы научились…
- мы затруднялись…
Обязательно применяйте полученные знания в общении. Чтобы общение приносило вам только радость.
Предлагаю вам оценить свою деятельность на занятии. Вы видите перед собой смайлики, но тут есть только глаза! - Нарисуйте широкую улыбку те из вас, кому на занятии было интересно, и он всё понял. Трудностей не возникало.
- Нарисуйте на лице спокойное выражение те из вас, кому на занятии было интересно и у кого возникали небольшие трудности при выполнении некоторых заданий.
- Нарисуйте грустное лицо те из вас, кому на занятии было трудно, если вы не успевали выполнять задания или плохо поняли их
Как вы себя чувствовали на занятии? И если у кого-нибудь из вас изменилось настроение, поменяйте, пожалуйста, свою карточку на экране настроения. (Психолог диагностирует по выбранной карточке эмоциональное состояние ребенка)
Прощание. На этом наше занятие закончено, мне было приятно с вами общаться. Спасибо за вашу работу! Давайте возьмемся все за руки и скажем “До свидания!” |
- общению, правилам эффективного общения, бесконфликтному общению
- учились вежливо общаться, быть искренними, учились замечать чувства и эмоции другого человека, учились решать проблемы без конфликтов.
оценивают свою деятельность с помощью смайликов
|