Методическая разработка родительского собрания «Психологические особенности подросткового возраста. Как научиться понимать и принимать подростка?»
материал (7 класс)
В данной методической разработке родительского собрания затрагивается одна из важнейших тем - особенности подросткового возраста. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10—11 до 14—15 лет. Это период, которого боятся все взрослые. Ведь именно этот возраст издавна именуют судьбоносным, переходным, кризисным, трудным, ранимым и взрывоопасным. Расставшись с красивым детством и находясь на ступеньке новой жизни, ребенок жаждет быстрее стать взрослым, хочет порвать с жестким родительским контролем, стремится к самостоятельности, ищет себя, причем методом ошибок и проб.
Известно, что одна из важнейших особенностей подросткового периода — бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками. Так, под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции повышается возбудимость их нервной системы. Поэтому в этом возрасте нередко наблюдается повышенная раздражительность,
чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость и т.д. Но этого может и не быть, если взрослые проявляют чуткость и предупредительность.
Данная разработка поможет родителям найти общий язык с детьми в переходный период, позволит преодолеть часть проблем, возникающих в подростковом возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка родительского собрания | 208.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Куянковская средняя общеобразовательная школа» им. Г. Курмаша
Параньгинского района Республики Марий Эл
Методическая разработка родительского собрания по теме:
«Психологические особенности подросткового возраста. Как научиться понимать и принимать подростка?»
7 класс
Классный руководитель:
Гилязова А.Ф., учитель
русского языка и литературы
1 квалификационной категории
МБОУ «Куянковская сош» им.
Г.Курмаша
Куянково
2023
Повестка дня родительского собрания:
- Анализ учебных достижений учащихся класса за 2 четверть.
- Мини – лекция: «Психологические особенности подросткового возраста. Как научиться понимать и принимать подростка?»
- Мнение родителей. Опыт воспитания. Анкета для родителей.
- Творческое наследие выдающегося российского ученого и гражданина, академика Д.С. Лихачева. Сборник «Письма о добром и прекрасном».
- Отчет родительского комитета.
- Разное.
- Заключение.
Цель: расширить знания родителей о возрастных особенностях подросткового периода, оказать помощь родителям в преодолении затруднений в общении с детьми – подростками, найти пути преодоления кризиса отношений взрослый - подросток, сплочение семьи.
Задачи:
- Подвести итоги 2 четверти.
- Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста.
- Найти пути преодоления подросткового кризиса.
- Определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста.
Ход собрания:
1. Итоги 2 четверти (беседа с родителями, анализ итогов четверти)
- Успеваемость в классе составляет – 100 %, качество - 56.4 %.
- Отличников в классе: 2
- Хорошистов: 3
- С одной «3»: 1
- Неуспевающих: нет
2. Мини-лекция: «Психологические особенности подросткового возраста. Как научиться понимать и принимать подростка?»
Что такое подростковый возраст, какие проблемы могут возникать и как найти выход из разных трудных ситуаций? Эти вопросы рано или поздно задает себе каждый родитель, когда его ребенок вступает в период полового созревания.
Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.
Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».
Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса», которому свойственно:
-чувствительность к оценке посторонних своей внешности;
-крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих;
-внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров.
Суть «подросткового комплекса» составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели. Возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек — 13-15 лет.
Родитель должен помнить следующие моменты:
1. Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости.
Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе, живет в той же семье. А в семье к ребенку продолжают относиться как к «маленькому». Одно он не делает сам, другое — не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Подросток объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные с взрослыми права. Изменить он пока ничего не может, но внешне подражает взрослым. Отсюда и появляются атрибуты «псевдовзрослости»: курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление «я тоже имею свою личную жизнь») и т.д.
2.Внешний вид подростка — еще один источник конфликта.
Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, — как трагедию.
3.Стремление к самостоятельности.
У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому, испытывая желание, чтобы все относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах. Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: «Я сам все знаю!». И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. К сожалению, подобная «самостоятельность» — еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте.
4.Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит
Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе.
Больше всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о друге. О таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей.
Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком? Психолого-педагогическое просвещение: «Взять сторону подростка». Конечно, терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Так и хочется дать грубияну достойный отпор и поставить его на место. Но будет ли от этого прок? Ведь мы, взрослые, прекрасно знаем: всякое обострение отношений лишь подольет масла в огонь. Будьте мудрее, не провоцируйте своего ребенка на грубость. В этом вам помогут следующие правила поведения в ранней ситуации:
1. Дайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание это стремление выйти из-под вашей опеки.
2. Не читайте ему нотаций. Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.
3. Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда и родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.
4. Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров, чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.
5. Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас.
6. Будьте тверды и последовательны. Дети тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от них хорошего поведения.
Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех в делах, учебе и на работе, чтобы он мог реализовать себя, развивать свои способности, совершенствоваться, уважать себя. Основа самооценки ребенка закладывается в зависимости от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его недостаткам и промахам, он вырастет с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно «воспитывают», критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной.
Общий закон здесь прост: в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. Образ ребенка строится извне, рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие. Каждым обращением к подростку словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе, о своем состоянии, но и всегда о нем, а часто именно о нем.
От повторяющихся знаков приветствия, любви и принятия у подростка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я хороший». А от сигналов осуждения, неудовольствия, критики ощущение: «со мной что-то не так», «я плохой». Наказание, а тем более самонаказание только усугубят его ощущение неблагополучия и несчастливости. В результате подросток, в конце концов, может прийти к выводу: «Плохой, ну и пусть! И буду плохим!». Это вызов, за которым скрывается горечь отчаяния. Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку, чувство самоценности. Это можно сделать, следуя таким принципам:
Просмотр презентации:
-Прежде всего, у него необходимо сформировать четкое убеждение, что его любят в семье и принимают таким, какой он есть, со всеми его проблемами и ошибками.
-Необходимо показать своими поступками, что Вам можно доверять.
-Создать комфортные условия и поддерживать его положительные начинания и поступки.
-Попытаться превратить свои требования в его желания.
-Культивировать значимость образования
-Стараться вкладывать в его сознание приоритеты
-Научиться задавать вопросы так, чтобы у подростка не возникло желания на них не отвечать или избегать разговора с Вами. Например, вместо вопроса: «Что ты сегодня получил?» лучше поинтересоваться: «Что сегодня было интересного в школе? Что тебе понравилось в школе, а что нет?»
-Ребенок не должен бояться ошибиться или сказать Вам правду, какая бы она ни была
-Никогда не ругайте ребенка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства
-Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых
-Всегда старайтесь положительно оценивать своего ребенка, даже если Вам кажется, что он в чем-то некомпетентен. Замечания должны звучать не как обвинения
-Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать – безлично.
-Живите во имя своего ребенка
-Проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам
-Объединяйтесь с ребенком против его трудностей. Он должен видеть в Вас союзников, а не противников или сторонних наблюдателей
-Верьте в своего ребенка, и тогда он точно почувствует, что дома ему лучше, чем во дворе, ведь дома его любят, принимают и уважаю
И в заключение напомню мудрое напутствие известного американского педиатра Бенджамина Спока: «Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет... Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете».
3.Мнение родителей. Опыт воспитания. Анкета для родителей.
4.Творческое наследие выдающегося российского ученого и гражданина, академика Д.С. Лихачева. Сборник «Письма о добром и прекрасном»
Как мы помним, Указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина 2023 год был объявлен Годом педагога и наставника.В этот символичный год хочется еще раз подчеркнуть значимость труда педагога, человека с большим сердцем и желанием делать этот мир лучше. Одним из таких выдающихся педагогов для нас является Дмитрий Сергеевич Лихачёв.
«По моему глубокому убеждению,
добро и красота едины для всех народов»
Д.С. Лихачев.
1.Лихачев Дмитрий Сергеевич (1906, Петербург) – историк древнерусской литературы. Родился в семье инженера. В 1923 окончил советскую трудовую школу и поступил в Петроградский университет на отделение языкознания и литературы факультета общественных наук. В 1928 окончил университет, защитив два диплома – по Романо-германской и славяно – русской, филологии. В 1928г за участие в научном студенческом кружке был арестован и сидел в Соловецком лагере. В 1931 – 1932г.г находился на строительстве Беломоро – Балтийского канала и был освобожден как «ударник Белбалтлага с правом проживания по всей территории СССР». В 1934 – 1938г.г Д.С. Лихачев работал в Ленинградском отделении издательства АН СССР. Обратил на себя внимание при редактировании книги А.А. Шахматова «Обозрение русских летописных сводов» и был приглашен на работу в отдел древнерусской литературы Пушкинского Дома, где прошел путь от младшего научного сотрудника до действительного члена Академии наук в 1970г. В 1941 Лихачев защитил кандидатскую диссертацию «Новгородские летописные своды XII века». В 1942осажденном фашистами Ленинграде написал брошюру «Оборона древнерусских городов».
Дмитрий Сергеевич пережил блокаду Ленинграда и оставил о ней поразительные записи. Возможно, это самое сильное из того, что написано о блокаде. Читать эти страницы страшно и вместе с тем необходимо для каждого. «В голод люди, - говорит Лихачев, - показали себя. Обнажились, освободились от всяческой мишуры: одни оказались замечательными, беспримерными героями, другие – злодеями, мерзавцами, убийцами, людоедами. Середины не было. Все было настоящее».
Лихачев является членом многих иностранных академий, дважды удостаивался государственной премии (1952, 1969), в 1986 стал Героем Социалистического Труда. В 1989 был избран народным депутатом СССР.
Д.С. Лихачева можно назвать человеком XX века. Его труды невозможно переоценить. Его можно считать нашим современником потому так как несмотря на то, что он ушел от нас, его помнят, его читают, цитируют и пока это будет продолжаться, он будет жить среди нас.
Дмитрий Сергеевич скончался 30 сентября 1999 года.
2. Одним из лучших и выдающихся его работ справедливо можно считать
сборник «Письма о добром и прекрасном». Эта книга передаёт опыт и жизненную мудрость учёного. Эту книгу читают в разных странах, переводят на многие языки.
Эти 46 «писем» адресованы не кому-либо конкретно, а всем читателям. Прежде всего – молодым, кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями.
Автор не дает готовых рецептов, жестких правил, однако убеждает каждого юного человека сделать выбор в пользу добра, а не зла. Пути доброты – залог чистой совести, личного счастья, любви окружающих, успехов в любимом деле, светлой памяти о человеке. Это советы почти на все случаи жизни, ориентир, чтобы стать гармонично развитой личностью. Письма учат ценить вечные ценности, дорожить временем, молодостью, любовью, дружбой, профессией, быть сострадательным, интеллигентным человеком, патриотом, хранителем родной культуры, ценителем культуры мировой. Учат жить по совести, быть благодарным, нравственным, учиться и трудиться с удовольствием, радоваться жизни.
Совет родителям: прочитать вместе с детьми книгу Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном».
5. Отчет родительского комитета.
6. Разное.
-Подготовка к Новому году.
-Отдых детей во время зимних каникул.
-Посещаемость.
-Питание.
7. Заключение. Период, когда ребенок становится подростком, сложен не только для него, но и для нас – тех взрослых, которые с ним взаимодействуют. Неудивительно, что у нас тоже могут возникнуть те или иные трудности во взаимодействии с ним. В зависимости от индивидуальных особенностей у подростков могут возникнуть специфические трудности при прохождении подросткового возраста. Если у вас есть конкретные вопросы, мы можем обсудить их в рамках индивидуальной беседы. (Педагог-психолог может предоставить родителям график индивидуальных консультаций) Всем спасибо за внимание!
Решение:
- Использовать полученную информацию в воспитательном процессе подростков в школе и дома
Приложение 1.
Памятка для родителей.
Восемь «нет!» для мамы с папой
-Не запугивайте, не угрожайте ребенку – полученное таким способом послушание подрывает веру ребенка в себя и в вашу любовь;
-Не прибегайте к насилию – насилие всегда воспроизводится;
-Не провоцируйте, не шантажируйте, не подкупайте ребенка – вы даете тем самым ему наглядный урок манипулирования людьми и чувствами;
-Не оценивайте, не сравнивайте ребенка с другими – принимайте его таким, какой он есть;
-Не сдерживайте своих чувств – старайтесь следовать при этом принципу «здесь и теперь»: чувства, выраженные потом или авансом, редко оказываются подлинными;
-Не замалчивайте проблемы и конфликты – высказывайте сами и непременно выслушивайте детей;
-Не приносите жертв – ребенку не может быть хорошо, если плохо вам;
-Не отвергайте ребенка, как бы тяжело он ни провинился.
Приложение 2
Анкета «Какой вы родитель?»
Уважаемые родители! На каждое утверждение отвечайте «да», «нет» или «не знаю».
№ | Утверждение | Вариант ответа |
1. | На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом. | |
2. | Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка. | |
3. | Ваши интуиция и опыт – лучшие советники в воспитании ребенка. | |
4. | Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы. | |
5. | Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей. | |
6. | Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение. | |
7. | Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей. | |
8. | Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют вас. | |
9. | Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка. | |
10. | Вы можете удержаться от покупки интересующей вещи для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом. | |
11. | Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание. | |
12. | Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали. | |
13. | Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости. | |
14. | Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению. | |
15. | У вас есть конфликты с собственным ребенком. |
Подсчет результатов.
За каждый ответ «да» на вопросы: 2,4,6,8,10,12,14, а также «нет» на вопросы: 1,3,5,7,9,11,13,15 получаете по 10 очков. За каждые «не знаю» получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки.
100-150 очков. Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники и решении различных проблем. Если этому на практике сопутствует и открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания.
50-99 очков. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. Не оправдывайтесь нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Не забывайте, что понимать — это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.
0-49 очков. Еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.
Список использованных источников:
1. Акимова Г.Е. «Как помочь своему ребёнку?» «У — Фактория» 2004 г.
2. Казанская В.Г «Подросток. Трудности взросления» М., «Просвещение»2009 г.
3. Обухова Л.Ф. «Возрастная психология» М., «Просвещение» 2000 г.
4. https://videouroki.net/razrabotki/roditiel-skoie-sobraniie-osobiennosti-podrostkovogho-vozrasta.html
5. https://kratko.rustih.ru/dmitrij-lihachev-pisma-o-dobrom-i-prekrasnom/?ysclid=lqz632dm4a631893407
7. https://infourok.ru/test-kak-vi-ponimaete-svoego-rebenka-1280958.html?ysclid=lqz6mohhui190020864
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Психологические особенности подросткового периода»
Разработка предназначена для родителей учащихся 7 класса...
Родительское собрание"Особенности подросткового возраста. Как научиться понимать подростка"
Целевая аудитория данного родительского собрания- родители учащихся 8 класса....
Родительское собрание «Психологические особенности подросткового периода»
Родительское собрание «Психологические особенности подросткового периода»...
Методическая разработка: Родительское собрание "Особенности подросткового возраста."
В данной методической разработке рассказано об основных особенностях подросткового возраста, о влиянии семьи и школы на становление подростка. В собрании даны конкретные рекомендации по эф...
Методическая разработка: Родительское собрание "Особенности подросткового возраста."
В данной методической разработке рассказано об основных особенностях подросткового возраста, о влиянии семьи и школы на становление подростка. В собрании даны конкретные рекомендации по эф...
Выступление на родительском собрании "Особенности подросткового возраста. Как научиться понимать и принимать подростка?"
Данный материал может использоваться для выступления на родительских собраниях в 6-7 классах...
Методическая разработка «Родительское собрание «Подростковый возраст и его психологические особенности»
Родительское собрание:«Подростковый возраст и его психологические особенности» Цель: оказание родителям помощи в преодолении затруднений в общении с детьми-подростками,...