«Деятельность классного руководителя в профориентационной работе с обучающимися (в рамках ФГОС)»
методическая разработка по психологии (9 класс)
Система профориентационной работы в условиях перехода школы на ФГОС основного общего образования.
Особенности профориентационной работы конца 1990-х – начала 2000-х годов (использование словесных форм профориентирования, отсутствие предпрофессиональных и социально-ориентированных практик, направленность профильного обучения на сдачу ЕГЭ и поступление в ВУЗ, а не профилизацию выбора будущей профессии) были обусловлены особенностями образовательного процесса. Направленный на формирование учебной деятельности, подчиняющейся требованиям, нормам и правилам, он способствовал выработке у обучающегося алгоритмов решения задач и ситуаций, превращаемых в дальнейшем в штампы, шаблоны и стереотипы.
В этой ситуации выбор профессии осуществлялся чаще под влиянием внешних обстоятельств (родителей, друзей, СМИ), а не положительной внутренней мотивации, основанной на оценке своих способностей, склонностей и интересов в соответствие с результатами деятельности в той или иной предметной области и требованиями будущей профессиональной деятельности. Требования новых государственных образовательных стандартов позволяют рассматривать образовательный процесс в школе, как условие и средство профессионального развития личности обучающегося, поскольку в нем осуществляется личностное и профессиональное самоопределение.
Профориентация обучающихся предполагает системную работу многих специалистов. А смысл системы заключается в том, что деятельность различных социальных институтов должна быть направлена на решение общей задачи – формирование полноценных граждан своей страны.
На уровне школы в профориентационной работе должны участвовать все, кто так или иначе работает с детьми: администрация, педагоги, школьные врачи, школьные психологи, социальные педагоги, сами учащиеся и их родители. Профориентационная работа должна включать в себя разнообразные, взаимодополняющие формы и методы, а не ограничиваться только профессиональной психодиагностикой и выдачей рекомендаций, кто к какой профессии «подходит».
Настоящая профориентация должна включать в себя курсы, посвященные планированию профессиональных и жизненных перспектив; работу с подгруппами и микрогруппами (в 2-4 человека) по обсуждению конкретных проблем профессионального самоопределения; индивидуальную работу с подростками, требующими особого отношения и внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alinasent-sayt-gotovo_1.docx | 177.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации психолога классным руководителям
Деятельность классного руководителя в профориентационной работе с обучающимися
(в рамках ФГОС)
Подготовила: педагог-психолог
Карапетян А.А
Система профориентационной работы в условиях перехода школы на ФГОС основного общего образования.
Особенности профориентационной работы конца 1990-х – начала 2000-х годов (использование словесных форм профориентирования, отсутствие предпрофессиональных и социально-ориентированных практик, направленность профильного обучения на сдачу ЕГЭ и поступление в ВУЗ, а не профилизацию выбора будущей профессии) были обусловлены особенностями образовательного процесса. Направленный на формирование учебной деятельности, подчиняющейся требованиям, нормам и правилам, он способствовал выработке у обучающегося алгоритмов решения задач и ситуаций, превращаемых в дальнейшем в штампы, шаблоны и стереотипы.
В этой ситуации выбор профессии осуществлялся чаще под влиянием внешних обстоятельств (родителей, друзей, СМИ), а не положительной внутренней мотивации, основанной на оценке своих способностей, склонностей и интересов в соответствие с результатами деятельности в той или иной предметной области и требованиями будущей профессиональной деятельности. Требования новых государственных образовательных стандартов позволяют рассматривать образовательный процесс в школе, как условие и средство профессионального развития личности обучающегося, поскольку в нем осуществляется личностное и профессиональное самоопределение.
Профориентация обучающихся предполагает системную работу многих специалистов. А смысл системы заключается в том, что деятельность различных социальных институтов должна быть направлена на решение общей задачи – формирование полноценных граждан своей страны.
На уровне школы в профориентационной работе должны участвовать все, кто так или иначе работает с детьми: администрация, педагоги, школьные врачи, школьные психологи, социальные педагоги, сами учащиеся и их родители. Профориентационная работа должна включать в себя разнообразные, взаимодополняющие формы и методы, а не ограничиваться только профессиональной психодиагностикой и выдачей рекомендаций, кто к какой профессии «подходит».
Настоящая профориентация должна включать в себя курсы, посвященные планированию профессиональных и жизненных перспектив; работу с подгруппами и микрогруппами (в 2-4 человека) по обсуждению конкретных проблем профессионального самоопределения; индивидуальную работу с подростками, требующими особого отношения и внимания.
Тест – опросник
(можно использовать в беседах родителей с детьми)
1. Чем Вы думаете заняться после обучения в школе?
А) продолжить обучение в вузе
Б) поступить в техникум
В) поступить в колледж
Г) работать
Д) работать и учиться в вузе или техникуме
2. Какой профессии Вы бы хотели посвятить себя?
А) рабочего
Б) инженер
В) преподавателя
Г) юриста
Д) свой вариант ответа ________________________________________________
3. Знания по каким предметам необходимы представителю избранной вами профессии в первую очередь? ________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие качества личности необходимы для представителя избранной вами профессии? Самому значимому из них присвойте номер 1, менее значимому - 2 и т.д. _________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Каковы ваши представления об условиях работы по выбранной профессии?
А) представляю хорошо
Б) имею некоторые представления
В) не представляю
6. Каким образом вы готовитесь к будущей профессиональной деятельности?
А) развиваю и систематизирую знания, необходимые для работы по профессии
Б) овладеваю навыками, формирую умения, необходимые для профессии, развиваю в себе качества личности, необходимые представителю данной профессии
Г) занимаюсь формированием качеств, компенсирующих недостающие способности
7. Проявляются ли у вас профессионально важные качества:
А) в процессе учебной деятельности
Б) на факультативных занятиях
В) во время самостоятельной работы
Г) не выявил(а) проявления
8. Знаете ли вы, можно ли получить подготовку по выбранной профессии?
А) Да
Б) Нет
9. Где и что вы читали о выбранной профессии?
А) в художественной литературе
Б) в научно-популярной литературе
В) в специальной литературе
Г) другой вариант __________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. С кем вы беседовали по собственной инициативе об избранной профессии?
А) с родителями
Б) со сверстниками
В) с преподавателями
Г) ни с кем
11. Имеются ли профессии, близкие или родственные избранной вами, которыми вы могли бы успешно овладеть?
А) да, имеются
Б) нет
В) не знаю
Г) назовите 2-3 родственные профессии
12. В каком классе вы осуществляли свой профессиональный выбор?
А) в 1-м классе
Б) во 2-м классе
В) в 3-м классе
Г) в 4-м классе
Д) не осуществлял
13. Что мешает вам в осуществлении профессионального определения?
А) отсутствие устойчивого интереса к чему-либо
Б) плохая информированность о профессиях
В) неуверенность в себе, низкая самооценка
Г) неуспех в выполнении многих дел
Д) другие причины __________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Свое решение о выборе данной профессии вы считаете окончательным?
А) да
Б) нет
15. Кто в наибольшей степени повлиял на выбор профессии?
А) родители
Б) учителя
В) сверстники
Г) другой ответ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Что для вас было наиболее важным в выборе профессии?
А) желание принести пользу обществу
Б) представление о высоком социальном статусе профессии
В) возможность хорошо заработать
Г) интерес, творчество в работе
Д) соответствие работы личным возможностям
17. Чтобы стать хорошим специалистом, по вашему мнению, нужно:
А) получить профессиональную подготовку в вузе
Б) окончить техникум
В) окончить колледж
Г) попробовать себя в выбранной профессии
18. Как часто рассказывают преподаватели о профессиях на занятиях?
А) часто
Б) изредка
В) очень редко
Г) не рассказывают
19. Как вы предпочитаете работать?
А) индивидуально
Б) коллективно
20) В процессе профессиональной деятельности, что вам больше всего нравится?
А) Быть исполнителем
Б) Быть организатором
В) руководить.
21. На каких предметах, факультативах, вы бы хотели заниматься? __________________________________________________________________________________________________________________________________________
22. Какая область знаний вас увлекает в большей степени:
А) о природе
Б) об искусстве
В) о технике
Тематика бесед по профориентации для классных часов и родительских собраний.
1класс
Кто трудится для тебя?
Кто работает в нашей школе?
Конкурс лучших рисунков о труде, профессии.
Как правильно организовать свое рабочее место?
Люди каких профессий трудятся по соседству с нашей школой?
Воспитание трудовых навыков в семье (обязанности детей в семье).
О труде людей осенью, зимой, весной и летом.
2 класс
Где и кем работают твои родители?
Твои трудовые обязанности дома и в школе.
Кем ты хочешь быть?
Как можно проводить свободное время?
3 класс
Развитие интересов и склонностей младшего школьника.
Конкурс песен о различных профессиях.
Что вы больше всего любите делать?
Досуг и увлечения.
4 класс
«История» вещей, которые тебя окружают.
Кто больше знает профессий?
Твое любимое занятие в свободное время.
5 класс
Путешествие по профессиям.
Роль знаний, умений и навыков в приобретении профессии.
Развитие интересов и склонностей младших подростков.
6 класс
Рассказы о выдающихся людях в различных сферах деятельности.
Предприятия и учреждения нашего города.
Профнамерения и здоровье ребенка.
7 класс
Замечательные люди моей будущей профессии.
Редкие и массовые профессии.
Кто больше знает профессий?
Кто больше знает пословиц и поговорок о труде?
8 класс
Организм человека и работа в профессии.
Что я знаю об интересующей меня профессии?
По родному краю.
Профессии наших родителей.
Развитие интересов и склонностей старших подростков.
Редкие и массовые профессии.
Кто больше знает профессий?
Профессия и призвание.
Книги о профессиях.
9 класс
Знаешь ли ты себя?
Выбор профессии.
Где можно получить специальность.
Какие профессии и специальности необходимы нашему городу?
Роль родителей в подготовке учащихся к выбору профессии.
10 класс
Книги о профессиях.
Беседа о правильном выборе профессии.
Знаешь ли ты себя?
Твои интересы и увлечения.
11 класс
Кто и что оказывает влияние на выбор профессии?
Где можно получить специальность?
Какие профессии необходимы Магнитогорску и Уральскому региону?
Знаешь ли ты себя?
Что важнее: «Кем быть» или «Каким быть»?
Роль родителей в подготовке учащихся к выбору профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы классных руководителей по профориентационной работе с учащимися.
План работы классных руководителей по профориентационной работе с учащимися 8-11 класс...
Деятельность классного руководителя в рамках ФГОС
Материал содержит доклад и презентацию по теме....
Справка по итогам тематической проверки по теме: «Работа классного руководителя по развитию активной родительской позиции в рамках предмета «Чтение» с целью оценки уровня организации работы классного руководителя»
Данный материал разработан с целью выявления читательской активности у школьников с нарушениями речи и их родителей....
Выступление на педсовете "Современные воспитательные технологии в деятельности классного руководителя при реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью"
Современные воспитательные технологии в деятельности классного руководителя при реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью...
Особенности деятельности классного руководителя в рамках ФГОС
Цель воспитательной работы современной школы по ФГОС• помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, ра...
Условия эффективной деятельности классного руководителя в рамках реализации ФГОС
Что необходимо учитывать, чтобы жизнь классного коллевтива была интересной и творческой...
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ. 8 класс общеобразовательной школы. ...