Тревожные дети. Как помочь
статья
В статье описаны причины и признаки тревожности у детей, даны рекомендации, как помочь ребенку почувствовать себя уверенным в себе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trevozhnye_deti._kak_pomoch.docx | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое тревожность
Прежде чем перейти к причинам тревожности у детей и основным рекомендациям по ее преодолению, хотелось бы развести понятия «тревога» и «тревожность».
Тревога – это эпизодические проявления волнения, беспокойства ребенка. Например, иногда он может волноваться перед выступлением на празднике, что-то спросить, сделать ошибку. Но это отмечается далеко не всегда, и в большинстве случаев в этих ситуациях ребенок остается спокойным. Это – проявления тревоги.
Если же ребенок тревожится слишком часто и в самых разных ситуациях (отвечать у доски, общаться с незнакомыми людьми, ошибиться), то здесь речь идет о тревожности как об индивидуальной особенности. Тревожность не связана с какой-либо конкретной ситуацией и проявляется почти всегда. Тревожный ребенок заранее ожидает в разных ситуациях негативного развертывания событий, неприятностей, опасается, что может случиться что-то плохое. Например, что его будут ругать; у него ничего не получится или получится не так хорошо, как у других, что над ним будут смеяться, не станут играть и т. д.
Дети часто боятся участвовать в новых видах деятельности, при этом они очень самокритичны к себе. Самооценка их, как правило, снижена. Они считают себя хуже, глупее, некрасивее других детей. При этом нередко бывает и так, что такой ребенок обладает реальными способностями или даже талантом в какой-то области, но повышенная тревожность не дает ему возможности раскрыться перед другими, показать свои возможности.
Таким образом, повышенная тревожность является для ребенка источником страдания, лишает его возможности в полной мере радоваться жизни и быть успешным.
Причины тревожности
- Врожденные особенности нервной системы, темперамент (меланхолический тип);
- Заострение определенных черт характера (сенситивный, чувствительный тип, характеризующееся ранимостью, робостью, впечатлительностью, обостренным чувством собственной неполноценности.) Или же тревожный тип, для которого свойственно легкое возникновение беспокойства, тревоги и опасений по поводу различных жизненных ситуаций. Эти дети с детства переживают, как бы чего ужасного и непоправимого не произошло с ними или родителями, предрасположены к развитию различных страхов – незнакомых людей, предметов, темноты и пр., неуверенны и нерешительны. Если по каким-то причинам мама где-то задержалась, такой ребенок не находит себе места. Повышенная тревожность является в данном случае особенностью характера. Сгладить эти черты помогает правильный подход взрослых;
- Наличие тревожности у одного или обоих родителей. Дети легко считывают эмоциональное состояние родителей, «заражаются» их тревогой и, как следствие, сами начинают испытывать тревожность и теряют чувство безопасности;
- Противоречивые требования к ребенку, отсутствие четкой системы разрешений и запретов в семье, неуравновешенность родителей. Например, мама запрещает смотреть допоздна мультики, папа тут же разрешает это делать. Или папа пресекает шумное поведение детей, слишком громкий смех, крики в общественных местах, в автобусе, а мама это позволяет. Или в одном случае у мамы хорошее настроение и она не ругает за пролитый чай и смеется, а в другом случае за этот пролитый чай делает строгий выговор. Ребенок в итоге не понимает, что в данной ситуации правильно? Если папе это не нравится, почему мама разрешает? Почему в одном случае мама смеялась, а в другом – сердилась, хотя произошло одно и то же событие? Сильная несогласованность и противоречивость в воспитании не дает ребенку возможности ориентироваться в моделях поведения, понять, что одобряемо, а что – нет и на что ему опираться, какой реакции ждать от родителей. Ведь в первую очередь он ориентируется на самых близких, значимых для него людей – маму и папу. Если же они не дают ему четких представлений об одобряемом или неодобряемом поведении, это тоже порождает тревожность;
- Конфликты в семье;
- Сложная семейная ситуация – развод, жестокое обращение с ребенком, смерть члена семьи. Иногда тревожность связана с переездом на новое место жительства, сменой детского сада;
- Адаптация к дошкольному учреждению (у детей, только начавших посещать детский сад, отмечается повышение тревожности);
- В возрасте 6-7 лет может отмечаться всплеск тревожности, связанный со сменой социальной роли – ребенок взрослеет, постепенно переходит от игры к учебной деятельности, готовится к школе. На место воспитателя приходит учитель со своими требованиями и оценкой деятельности результата. Игра, в отличие от учебной деятельности, не оценивается, она более «свободна». Новая роль – роль не дошкольника, а ученика - возлагает новые ожидания и дает новые возможности, новое самоощущение себя в мире. В подготовительном дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать свои реальные возможности и желания. Он начинает понимать, что в чем-то может быть хуже, чем остальные – например, что его рисунки не так хороши, как у Пети или Маши, что он менее ловок, чем Вася, и т. п. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Такие внутренние личностные изменения тоже могут приводить к временному повышению уровня тревожности;
- Болезнь и госпитализация, разлука с родителями;
- Чрезмерный контроль родителей, гиперопека, стремление оградить ребенка от трудностей и все сделать за него, «тепличное» воспитание. Если такая «сверхзабота» сильно выражена, дети часто вырастают не только тревожными, но и несамостоятельными, испытывают трудности при адаптации к школе, школьным правилам и требованиям, впоследствии не могут принимать самостоятельных решений во взрослой жизни. Связано это с тем, что они просто не привыкли брать на себя ответственность, ведь всегда все решалось за них заботливыми мамой или папой. Безусловно, такой стиль воспитания порождает чувство внутренней незащищенности, беспомощности и тревоги.
Профилактика тревожности (Рекомендации родителям)
1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. Например, нельзя говорить ребенку: “Много ваши учителя (воспитатели) понимают! Бабушку лучше слушай!”.
2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным. Ребенку необходимо создавать ситуации успеха!
Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.
6. Не допускайте унижений ребенка в семье. Учеными доказано, что регулярные оскорбления в детстве приводят к структурным изменениям мозга, способствующим повышению тревожности и неуверенности в себе;
7. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Подчеркивайте его собственные успехи, даже самые маленькие. Вселяйте в него уверенность в своих силах;
8. В том случае, если повышенная тревожность обусловлена особенностями характера (сенситивный, тревожный тип), нужен особый подход в воспитании. Родителям необходимо поддерживать детей, не предъявлять к ним завышенных требований,проявлять спокойствие и уверенность во взаимоотношениях с ними. В то же время избегать излишней опеки, развивать самостоятельность. Главное здесь – эмоциональное тепло! Не бойтесь почаще хвалить ребенка, риска перехвалить нет, поскольку такие дети достаточно объективно оценивают себя, свои возможности.
Также необходимо помнить о том, что если родители сами тревожны, слишком эмоционально реагируют на жизненные события, они могут воспитать в ребенке эти черты.
П. Бейкер и М. Алворд советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка следующие признаки. Критерии определения тревожности у ребенка:
1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
С целью выявления тревожного ребенка используется также следующий опросник (Лаврентьва Г. П., Титарен-коТ. М., 1992).
Признаки тревожности
Тревожный ребенок
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Суммируйте количество “плюсов”, чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность — 15—20 баллов
Средняя — 7—14 баллов
Низкая — 1—6 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие для тревожных детей "Комната друзей".
Данное занятие проводиться педагогом-психологом с тревожными детьми 5-х классов после того как выявлено, что у детей адаптационный процесс проходит сложно. Занятие проводитьсяв групп...
Рекомендации для родителей тревожных детей
Данный материал может помочь родителям детей, испытывающих дискомфорт в процессе адаптации при переходе из начальной школы в среднюю, преодолеть возникающие трудности....
"Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей младшего подросткового возраста».
Аннотация Методическая разработка содержит подробное описание и рекомендации по организации арт-терапевтических тренингов наравленных на коррекцию тревожности у подростков младшего школьного воз...
Тревожные дети. Выступление на педсовете школы.
СЛОВО «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает, что слово «тревога» означает трижды повторенный сиг...
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ
Пример психокоррекционных мероприятий в процессе обучения школьников с проблемами в обучении и поведении: тревожные дети...
Рекомендации для родителей тревожных детей: "Как преодолеть ребенку тревожность"
Необходимо понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право. Какой бы способ борьбы с детским страхом не был выбран, важно, чтобы жалобы ребен...
Как помочь ребенку преодолеть тревожность (рекомендации для родителей тревожных детей).
Творчество — состояние спокойного человека....