Гиперактивность у детей. Что делать
консультация

Пензина Евгения Викторовна

В статье описаны признаки гиперактивности и даны рекомендации по взаимодействию с детьми, приемы воспитания усидчивости и самоконтроля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_rebenok_giperaktiven._chto_delat_roditelyam.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ

Необходимо помнить, что поведенческие особенности детей с СДВГ не являются результатом дурного воспитания, невоспитанности или упрямства. В определенные моменты ребенку и самому сложно справиться с собой.

Поэтому родителям необходимо в первую очередь:

  1. Принять ребенка и его особенности, понять, что он в них не виноват;

 

  1. Выработать единый стиль воспитания в семье, единые требования к ребенку. Эта рекмендация является наиболее важной, именно от ее выполнения зависит успех в коррекции поведенческих и эмоциональных нарушений у ребенка. Стиль воспитания должен основываться на поддержке и системе вознаграждения, поощрении желаемого поведения детей. Помните, что к физическим наказаниям и негативным воздействиям дети с СДВГ невосприимчивы.

ПОШАГОВАЯ МОДЕЛЬ ПОДДЕРЖКИ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА (автор И. П. Брязгунов)

  1. Ежедневно родители ставят перед ребенком конкретную цель, которую он должен осуществить. Формулировка цели должна быть четкой и лаконичной. Это может быть, например, хорошее выполнение домашних заданий, посильная помощь по дому, своевременная уборка игрушек после игры и т. п. Необходимо убедиться, что ребенок понял, для чего и почему необходимо соблюдать то или иное правило. Ставя перед ребенком цель, избегайте директивных указаний («быстро делай домашнее задание», «я саказала, убирай за собой игрушки». Покажите ребенку, что вы надеетесь на него и верите в успех -  «у тебя получится», «ты справишься».)

Родителям необходимо заранее продумать поощрения, которыми будут стимулироваться усилия ребенка по достижению цели. Поощрения могут быть материальными и нематериальными. Это может быть поход в какое-нибудь интересное место, посещение кафе мороженого, просто словесная похвала и. т. п. Можно давать за выполнение жетон и потом подсчитывать их количество;

2.По истечении дня родители должны вместе с ребенком проанализировать его поведение, оценить степень достижения цели;

3.Систематически родители фиксируют изменения в поведении и личности ребенка, описывая их в конкретных проявлениях, и сообщают о его достижениях психологу;

4.В случае достижения ребенком значительных изменений он должен обязательно получить обещанное родителями вознаграждение.

Можно каждую неделю подводить итог достижениям, обозначая удачное выполнение солнышком, жетоном. Успех должен обязательно поощряться – например, игрушкой, сувениром, наклейкой и т. п. Если у ребенка что-то не получилось, не следует ругать или стыдить его, тем более, если он старался. Необходимо поддержать малыша и проанализировать вместе с ним, что помешало достичь цели, обсудить, что может помочь ему стать успешным.

Таким образом, эта модель призвана помочь родителям и педагогам в систематизации жизни ребенка, в постепенном воспитании положительных форм поведения. Необходимо помнить, что не стоит ставить перед малышом слишком много задач одновременно – наводить в комнате идеальный порядок, аккуратно ставить свою обувь после прихода домой, хорошо выполнять домашние задания. Сконцентрируйтесь на постепенной и последовательной отработке навыков и желаемого поведения – пусть в первые недели ребенок приучается, например, ставить на место обувь или убирать игрушки после того, как поиграл. Затем, после того, как это действие станет устойчивым, переходите к следующей цели.

Известные психологи Лютова Е. К. и Монина Г.Б. дают родителям и педагогам  следующие рекомендации, изложенные в «Шпаргалке для взрослых»:

Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми

1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

5. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

6. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

7. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

8. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции. Инструкция не должна быть длинной – «Застели постель, убери игрушки, вымой руки». Ребенок просто не сможет запомнить такую длинную инструкцию, поэтому разбейте ее на более короткие – «Застели постель», после того, как ребенок это сделает, давайте следующую;

9. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний. Следует исключить физические наказания. Лучше наказывать ребенка, лишая чего-то хорошего, например, сладости, похода в кино, и т.п. Иногда достаточно и словесного порицания (только не допускайте грубости и унижения ребенка. Выражайте корректно свое недовольство поступком.) Наказание не должно быть отсрочено, оно должно следовать сразу за простуком.

11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

12. Предоставлять ребенку возможность выбора. Лучше давать ребенку позитивную альтернативу его негативному поведению  - например, «ты можешь побегать по улице», чем «прекрати беготню!». Старайтесь включаться в игры ребенка, направляте его энергию в нужное русло.

13. Не упрекать ребенка за неусидчивость. Все попытки запретить крутиться -  «Саша, не вертись!», «Маша, сиди спокойно!», «Витя, не ерзай на стульчике!» бесполезны. Ребенок все равно будет крутиться м вертеться, потому что эти особенности поведения обусловлены нарушениями центральной нервной системы. Каждые полчаса давайте ребенку возможность сбросить двигательное напряжение – устраивайте физкультминутки, по возможности дайте подвигаться.

14. Играть с ребенком в игры с правилами, в игры, где нужно действовать по образцу – это поможет ребенку постепенно развивать концентрацию внимания и  способность управлять своим поведением. Полезны и такие игры, как «Съедобное - несъедобное», «Да и нет не говорить», «Найди  и назови в комнате все предметы прямоугольной формы» и т. п. Примеры игр и заданий представлены в разделе «Как играть с гиперактивными детьми».

13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!

14. Спланировать четкий режим дня. Длительность сна должна быть не менее 8 часов, сократите время  игры с гаджетом до 1 часа в день;

Если родители едут со своим ребенком в музей, театр или в гости, они должны заранее объяснить ему правила поведения. Например: “Когда мы выйдем из дома, ты должен дать мне руку и не отпускать ее, пока не перейдем улицу. Если ты все сделаешь правильно, я дам тебе жетон. Когда мы сядем в автобус...” и т.д. Затем определенное количество полученных за правильное поведение жетонов можно будет обменивать на приз (конфету, игрушку и т.д.). Если ребенок будет очень стараться, но случайно что-то сделает не так, то его можно и простить. Пусть он чувствует себя успешным.

Таким образом, эти авторы также рекомендуют родителям и педагогам использовать гибкую систему поощрений с целью воспитания желаемого поведения. Эта работа должна быть комплексной, систематической и требует от окружающих малыша взрослых большого терпения.

Кроме того, необходимым залогом успеха является взаимодействие с детскими неврологами и психологами, ведь  в основе поведенческих особенностей лежат нарушения центральной нервной системы. Постепенно, по мере созревания структур головного мозга, отвечающих за самоконтроль, симптомы гиперактивности будут становиться слабее, а навыки саморегуляции усиливаться.

Не отчаивайтесь, ваше желание, терпение, принятие и любовь к малышу обязательно приведут к положительным результатам!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Некоторые приемы поведения родителей и выбор альтнрнативы наказанию....

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

«Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей»...

синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей - основные проявления

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей – основные проявления.Многие тысячи родителей сталкиваются с проблемой «трудных» детей. Но кто они, эти «трудные» дети? Всегда ли мы взрослые, пони...