синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей - основные проявления
статья по теме
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей – основные проявления.
Многие тысячи родителей сталкиваются с проблемой «трудных» детей. Но кто они, эти «трудные» дети? Всегда ли мы взрослые, понимаем их сложности и вовремя приходим на помощь? Виноваты ли дети в том, что их считают « трудными»?
Самой распространенной формой хронических нарушений поведения в детском возрасте является синдром дефицита внимания с гиперактивностью СДВГ.
Синдром дефицита внимания проявляется расстройствами внимания, двигательной расторможенностью и (гиперактивностью) и импульсивностью поведения. Кроме того для большинства детей с этим синдромом характерна двигательная неловкость, неуклюжесть. Его симптомы всегда отмечаются окружающими ребенка взрослыми в возрасте до семи лет, обычно начиная с четырехлетнего возраста. Но когда такой ребенок становится старше и поступает в школу, у него возникают новые сложности: трудности освоения школьных навыков и слабая успеваемость, неуверенность в себе и заниженная самооценка, проблемы во взаимоотношении с окружающими, в том числе с одноклассниками и учителем, усиливаются нарушения поведения. Именно в школьные годы чаще всего обнаруживаются нарушения внимания в связи с повышением требований в данной функции в процессе обучения. Остановимся на проявлениях синдрома дефицита внимания с гиперактивностью более подробно.
Гиперактивность детей с синдромом дефицита внимания характеризуется тем, что они чрезвычайно подвижны, все время бегают, крутятся, пытаются куда-то забраться. Родители описывают их «постоянно двигающимися, как будто бы к ним прикрепили мотор», неспособными усидеть на месте. Их избыточная моторная активность бывает бесцельной, несоответствующей требованием к конкретной обстановки. Гиперактивность проявляется не просто избыточной двигательной активностью (которая может отмечаться даже в часы сна), но также беспокойством, посторонними движениями во время выполнения заданий, требующий усидчивости (ребенок ёрзает на стуле, не в состоянии удержать неподвижными руки и ноги). У таких детей возможно сочетание чрезмерной двигательной активности и деструктивного поведения. Так, в школе они могут мешать учителям, отвлекать одноклассников и провоцировать их неправильное поведение во время уроков. Важно учитывать то, что оказавшись в новой обстановке, при встрече с незнакомыми людьми ребенок обычно не проявляет свойственной ему гиперактивности, которая на какое-то время исчезает, «тормозится», на фоне волнения. Это обстоятельство может затруднить выявление гиперактивности во время консультации специалистам при первой встрече с ребенком и родителями.
Следует отметить также, что выраженность гиперактивности у детей с СДВГ варьирует, и она наиболее типична для них в дошкольном и младшем школьном возрасте. В более старшем возрасте она проявляется неусидчивостью, суетливостью, признаками двигательного беспокойства (крутится, вертится, сидя на стуле; постоянно, что то, теребит и вертит в руках, трясет ногой и так далее). Импульсивность обычно наблюдается у гиперактивных детей, как в разнообразных повседневных ситуациях, так и при выполнении школьных заданий. Она выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав. На уроках он с трудом дожидается своей очереди, перебивает других, на вопросы отвечает невпопад, не выслушивая их до конца. Он может без разрешения вставать со своего места в классе, вмешиваться в разговор, или работу находящихся рядом людей, во время игр со сверстниками бывает не в состоянии следовать правилами. Из - за импульсивности гиперактивности дети склонны к травматизации, так как могут попадать в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях своих поступков (ввязываются в драки, выбегают на проезжую часть дороги и т. д.). Однако все это они делают импульсивно, без специального умысла.
На ряду с гирперактивностью в двигательной сфере у таких детей обычно обнаруживаются нарушения координации движений, несформированность мелкой моторики и праксиса ( способности осуществлять достаточно сложные целенапрвленные движения и действия). У них возникают сложности при завязывании шнурков, застегивании пуговиц, использовании ножниц, освоение навыков рисования и письма. Недостаточная сформированность координации движений ведет к моторной неловкости, неспособности к спортивным занятиям и повышенному риску травматизма. Дефекты концентрации внимания является причиной плохого выполнения заданий на уроках в школе. По описанию учителей, гиперактивные дети способны сохранять внимание не более нескольких минут. Они склонны постоянно забывать то, что им нужно сделать, терять свои вещи, необходимые в школе и дома. Дефицит внимания бывает особенно очевидным в новых для ребенка ситуациях, когда ему необходимо действовать без посторонней помощи.
Родители часто сообщают о том, что они могут удерживать внимание до нескольких часов во время занятий и игр, с которыми им удается успешно справляться. Подобное избирательность внимание связано с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием от этой деятельности. Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания кажущиеся им скучными неоднократно повторяющимися, трудными не приносящими удовлетворение и не подкрепляемые поощрениями.
Дома дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью обычно страдают от постоянных сравнений с братьями и сестрами, которые хорошо себя ведут и лучше учатся. В домашних условиях они неспособны ответственно относиться к выполнению повседневных поручений, не помогают родителям. При этом замечания и наказания не дают желаемых результатов.
При этом большинство таких детей имеют хороший общий уровень интеллектуального развития, о чем свидетельствует результаты специальных исследований. Тем не менее, во время уроков им сложно справиться с предлагаемыми заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы.
Ребенок, который имеет внешние проявления, выше перечисленных симптомов и не может адаптироваться к школьной программе, ведет к школьной дезадаптации.
Исходя из представленных данных следует заключить, что усилия специалистов должны быть направлены на их выявление с целью определения детей группы риска по развитию этого синдрома уже в первые годы жизни. Дети с пре- и перинатальной патологией в анамнезе нуждаются в динамическом наблюдении невролога. Учитывая значительный вклад механизмов наследственности в генез синдрома, наличие его проявлений у ближайших родственников ребенка также должно рассматриваться в качестве фактора риска для формирования у него данного заболевания.
Критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
1. Ребенок часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
2. Обычно с трудом сохранят внимание при выполнении заданий или во время игр.
3.Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
4.Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте.
5.Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
6. Обычно избегает, выказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
7.Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
8.Легко отвлекается на посторонние стимулы.
9.Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
10.Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, ребенок крутится, вертится.
11.Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
12.Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутиться, пытается, куда - то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
13.Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем – либо на досуге.
14.Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
15.Часто бывает болтливым.
16.Часто отвечает, на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
17.Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
18.Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
Перечисленные симптомы невнимательности, гиперактивности, импульсивности, которые сохраняются у ребенка на протяжении как минимум 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам.
Используемая литература:
Н.Н. Заваденко «Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – 2 – е изд. – М.: Издательский дом «Школа – Пресс 1», 2001.
Результаты анализа анамнестических данных в группе детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. (таблица №2)
Анамнестические данные | Число случаев | Частота встречаемости % |
Патология течения беременности или родов
Сочетание патологии беременности и родов | 162
108 | 84
56
|
Патология течения беременности Токсикозы
Угроза прерывания
Анемия
Хронические соматические заболевания
Действие токсических факторов | 129
121
43
13
35
33
| 67
63
22
7
18
17 |
Патология в период родов
Преждевременные роды
Запоздалые роды
Слабость родовой деятельности
Быстрые роды
Применение акушерских пособий
Кесарево сечение | 140
21
16
38
52
47
| 73
11
8
20
27
25 |
Патология периода новорожденности
Асфиксия
Родовая травма
Недоношенность
Переношенность
Анемия
| 122
53
11
21
16
6
| 63
27
6
11
8
7
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья педагога | 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей – основные проявления.
Многие тысячи родителей сталкиваются с проблемой «трудных» детей. Но кто они, эти «трудные» дети? Всегда ли мы взрослые, понимаем их сложности и вовремя приходим на помощь? Виноваты ли дети в том, что их считают « трудными»?
Самой распространенной формой хронических нарушений поведения в детском возрасте является синдром дефицита внимания с гиперактивностью СДВГ.
Синдром дефицита внимания проявляется расстройствами внимания, двигательной расторможенностью и (гиперактивностью) и импульсивностью поведения. Кроме того для большинства детей с этим синдромом характерна двигательная неловкость, неуклюжесть. Его симптомы всегда отмечаются окружающими ребенка взрослыми в возрасте до семи лет, обычно начиная с четырехлетнего возраста. Но когда такой ребенок становится старше и поступает в школу, у него возникают новые сложности: трудности освоения школьных навыков и слабая успеваемость, неуверенность в себе и заниженная самооценка, проблемы во взаимоотношении с окружающими, в том числе с одноклассниками и учителем, усиливаются нарушения поведения. Именно в школьные годы чаще всего обнаруживаются нарушения внимания в связи с повышением требований в данной функции в процессе обучения. Остановимся на проявлениях синдрома дефицита внимания с гиперактивностью более подробно.
Гиперактивность детей с синдромом дефицита внимания характеризуется тем, что они чрезвычайно подвижны, все время бегают, крутятся, пытаются куда-то забраться. Родители описывают их «постоянно двигающимися, как будто бы к ним прикрепили мотор», неспособными усидеть на месте. Их избыточная моторная активность бывает бесцельной, несоответствующей требованием к конкретной обстановки. Гиперактивность проявляется не просто избыточной двигательной активностью (которая может отмечаться даже в часы сна), но также беспокойством, посторонними движениями во время выполнения заданий, требующий усидчивости (ребенок ёрзает на стуле, не в состоянии удержать неподвижными руки и ноги). У таких детей возможно сочетание чрезмерной двигательной активности и деструктивного поведения. Так, в школе они могут мешать учителям, отвлекать одноклассников и провоцировать их неправильное поведение во время уроков. Важно учитывать то, что оказавшись в новой обстановке, при встрече с незнакомыми людьми ребенок обычно не проявляет свойственной ему гиперактивности, которая на какое-то время исчезает, «тормозится», на фоне волнения. Это обстоятельство может затруднить выявление гиперактивности во время консультации специалистам при первой встрече с ребенком и родителями.
Следует отметить также, что выраженность гиперактивности у детей с СДВГ варьирует, и она наиболее типична для них в дошкольном и младшем школьном возрасте. В более старшем возрасте она проявляется неусидчивостью, суетливостью, признаками двигательного беспокойства (крутится, вертится, сидя на стуле; постоянно, что то, теребит и вертит в руках, трясет ногой и так далее). Импульсивность обычно наблюдается у гиперактивных детей, как в разнообразных повседневных ситуациях, так и при выполнении школьных заданий. Она выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав. На уроках он с трудом дожидается своей очереди, перебивает других, на вопросы отвечает невпопад, не выслушивая их до конца. Он может без разрешения вставать со своего места в классе, вмешиваться в разговор, или работу находящихся рядом людей, во время игр со сверстниками бывает не в состоянии следовать правилами. Из - за импульсивности гиперактивности дети склонны к травматизации, так как могут попадать в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях своих поступков (ввязываются в драки, выбегают на проезжую часть дороги и т. д.). Однако все это они делают импульсивно, без специального умысла.
На ряду с гирперактивностью в двигательной сфере у таких детей обычно обнаруживаются нарушения координации движений, несформированность мелкой моторики и праксиса ( способности осуществлять достаточно сложные целенапрвленные движения и действия). У них возникают сложности при завязывании шнурков, застегивании пуговиц, использовании ножниц, освоение навыков рисования и письма. Недостаточная сформированность координации движений ведет к моторной неловкости, неспособности к спортивным занятиям и повышенному риску травматизма. Дефекты концентрации внимания является причиной плохого выполнения заданий на уроках в школе. По описанию учителей, гиперактивные дети способны сохранять внимание не более нескольких минут. Они склонны постоянно забывать то, что им нужно сделать, терять свои вещи, необходимые в школе и дома. Дефицит внимания бывает особенно очевидным в новых для ребенка ситуациях, когда ему необходимо действовать без посторонней помощи.
Родители часто сообщают о том, что они могут удерживать внимание до нескольких часов во время занятий и игр, с которыми им удается успешно справляться. Подобное избирательность внимание связано с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием от этой деятельности. Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания кажущиеся им скучными неоднократно повторяющимися, трудными не приносящими удовлетворение и не подкрепляемые поощрениями.
Дома дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью обычно страдают от постоянных сравнений с братьями и сестрами, которые хорошо себя ведут и лучше учатся. В домашних условиях они неспособны ответственно относиться к выполнению повседневных поручений, не помогают родителям. При этом замечания и наказания не дают желаемых результатов.
При этом большинство таких детей имеют хороший общий уровень интеллектуального развития, о чем свидетельствует результаты специальных исследований. Тем не менее, во время уроков им сложно справиться с предлагаемыми заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы.
Ребенок, который имеет внешние проявления, выше перечисленных симптомов и не может адаптироваться к школьной программе, ведет к школьной дезадаптации.
Исходя из представленных данных следует заключить, что усилия специалистов должны быть направлены на их выявление с целью определения детей группы риска по развитию этого синдрома уже в первые годы жизни. Дети с пре- и перинатальной патологией в анамнезе нуждаются в динамическом наблюдении невролога. Учитывая значительный вклад механизмов наследственности в генез синдрома, наличие его проявлений у ближайших родственников ребенка также должно рассматриваться в качестве фактора риска для формирования у него данного заболевания.
Результаты анализа анамнестических данных в группе детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. (таблица №2)
Анамнестические данные | Число случаев | Частота встречаемости % |
Патология течения беременности или родов Сочетание патологии беременности и родов | 162 108 | 84 56 |
Патология течения беременности Токсикозы Угроза прерывания Анемия Хронические соматические заболевания Действие токсических факторов | 129 121 43 13 35 33 | 67 63 22 7 18 17 |
Патология в период родов Преждевременные роды Запоздалые роды Слабость родовой деятельности Быстрые роды Применение акушерских пособий Кесарево сечение | 140 21 16 38 52 47 | 73 11 8 20 27 25 |
Патология периода новорожденности Асфиксия Родовая травма Недоношенность Переношенность Анемия | 122 53 11 21 16 6 | 63 27 6 11 8 7 |
Критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
1. Ребенок часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
2. Обычно с трудом сохранят внимание при выполнении заданий или во время игр.
3.Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
4.Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте.
5.Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
6. Обычно избегает, выказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
7.Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
8.Легко отвлекается на посторонние стимулы.
9.Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
10.Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, ребенок крутится, вертится.
11.Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
12.Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутиться, пытается, куда - то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
13.Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем – либо на досуге.
14.Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
15.Часто бывает болтливым.
16.Часто отвечает, на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
17.Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
18.Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
Перечисленные симптомы невнимательности, гиперактивности, импульсивности, которые сохраняются у ребенка на протяжении как минимум 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам.
Используемая литература:
Н.Н. Заваденко «Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – 2 – е изд. – М.: Издательский дом «Школа – Пресс 1», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Причины. Диагностика.
ВВЕДЕНИЕ Не вызывает сомнений, что последние годы знаменуются ускорением ритма, специфическими изменениями нашего общества, накладывающими отпечаток на все стороны жизни, в том числе и ...
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
Проблема СДВГ - одна из важнейших социально-медицинских проблем. Поэтому она входит в область профессиональных интересов большого числа специалистов:неврологов, психиатров, педагогов, психологов...
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Папка содержит методические рекомендации для родителей и учителей по воспитанию и обучению детей с СДВГ, развивающие упражнения, опросники. Материал предоставлен специалистами Краснодарского краевого ...
Синдром дефицита внимания и гиперактивность
Материал этой презентации можно использовать для ознакомления воспитателей дошкольных учреждений, учителей и родителей с проблемой СДВГ.В краткой форме описываются причины, способы работы и рекомендац...
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей
Некоторые приемы поведения родителей и выбор альтнрнативы наказанию....
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей
«Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей»...
Презентация по биологии "Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности"
Презентация по биологии "СДВГ"...