Развивающее занятие для 6 класса "Азы толерантности"
план-конспект занятия по психологии (6 класс)

Данный материал разработан для формирования у обучающихся толерантности, принятию и уважению к различиям, существующим между людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azy_tolerantnosti_6_klass.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

 Развивающее занятие «Азы толерантности»

Слайд 1.

Психолог:

«А кто из вас слышал слово «толерантность»? Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”.

 А что оно означает, знаете?

Для русского языка слово «толерантность» относительно новое; четкого, однозначного толкования этот термин не имеет. Как каждый из вас понимает это слово?

(выслушать ответы воспитанников)

А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались? Интересно ли жить в таком мире клонов? (выслушать ответы воспитанников)

Хорошо или плохо, что все мы разные? (выслушать ответы воспитанников)

Люди своими отличительными чертами дополняют друг от друга.

Слайд 2.

Что  такое толерантность?

tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;

терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Слайд 3.

Психолог:

Толерантность - это милосердие.

Толерантность - это сострадание.

Толерантность - это уважение.

Толерантность - это доброта души.

Толерантность - это терпение.

Толерантность - это дружба.

Слайд 4.

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости.  Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи  ООН. День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.

Слайд 5.

Психолог:

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Все – мы разные, все мы – равные!

Слайд 6.

Психолог:

Перед вами Цветок толерантности. Давайте попробуем рассмотреть лепестки этого красивого цветка.

Чем они отличаются? Что общего между ними? 

Какие бы вы добавили лепестки?

Психолог:

Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.

Вот такие вертушки мира создают школьники США в День Толерантности ежегодно 16 ноября. На каждой вертушке дети пишут свои пожелания.

Психолог:

Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независим от каких-либо отличий. 

Упражнение «Приветствия».

Задача упражнения: познакомиться с приветствиями в разных культурах и сломать стереотипные формы поведения.

Участники получают карточки с приветствиями из разных стран:

  • сложить руки (как в "молитве") на уровне груди и поклониться (Япония);
  • потереться носами (Новая Зеландия);
  • пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
  • крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)
  • показать язык (Тибет);
  • очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
  • обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Франция).

Участники приветствуют друг друга способом, указанным на их карточках.

Слайд 8

Психолог:

Дорогие ребята! Вы поняли, что означает слово «толерантность?

(выслушать ответы воспитанников)

Игра  «От слов – к делу».

Мы понимаем, что в нашем мире действительно много насилия и жестокости и нам просто необходимо учиться быть толерантными во всём. И прежде всего, необходимо не просто говорить об этом, а переходить от слов к делу, мы должны научиться не допускать проявления нетерпимости вокруг себя в различных реальных жизненных ситуациях.

Это задание поможет вам исследовать ситуации, в которых нетерпимость может проявляться в их повседневной жизни и возможные способы реакции в таких случаях. Приглашаются пять пар участников. Каждая пара получает одну карточку. Участники должны рассмотреть ситуации, выбрать самый подходящий и самый неподходящий вариант поведения.

Затем пара делает презентацию своей ситуации. Рассказывает о возможных вариантах и о тех, которые были выбраны. Группа комментирует.

Карточка 1. КЛИЧКИ.

В компании, в которой вы проводите свободное время, принято называть людей разными кличками. Кому-то достаются приятные клички, кому-то обидные. Одного из ребят все называют "Толстый", хотя он несколько раз просил так его не звать. На самом деле его зовут Саша. Вы называете его по имени, но все кричат "Какой он Саша, он - Толстый!".

• Станете тоже называть его "толстый", иначе все могут начать смеяться над вами?

• Будете называть его по имени. Вам наплевать на мнение окружающих.

• Попробуете объяснить всем, что называть людей обидными кличками - глупо.

Карточка 2. СВАСТИКА.

На стене школы вы увидели свастику. Ваши действия:

• Пройду мимо и не замечу

• Напишу рядом "смерть всем черным"

• Незаметно сотру ее

• Вместе с друзьями начну в школе кампанию против нацистских символов.

Карточка 3. АНЕКДОТЫ.

Все вокруг смеются над армянами и чукчами и рассказывают про них оскорбительные анекдоты. Мальчик-армянин, который учится в вашем классе, очень обижается. Анекдоты при этом очень смешные.

• Я тоже вспомню парочку анекдотов и расскажу.

• Объясню армянскому мальчику, что анекдот - это просто шутка.

• Попрошу не рассказывать таких оскорбительных анекдотов.

Карточка 4. ВОЙНА.

Один ваш друг в компании рассказывает, что все арабы и вообще мусульмане - террористы и поэтому мы должны их ненавидеть. Ваши действия:

• Сделаю вид, что не услышал этой реплики.

• Объясню друзьям, что это - предрассудок.

Карточка 5. РАСИЗМ.

В вашем дворе живет чернокожий мальчик. Его папа - из Нигерии. Вы с ним подружились. Но ваш папа узнал и не хочет, чтобы вы общались с негром.

• Я послушаюсь папу, все-таки он – взрослый.

• Я продолжу общаться со своим другом, но папе не расскажу.

• Я попрошу разрешения пригласить друга в гости и познакомлю его с папой. Он поймет, что мой друг - интересный и талантливый и проблема будет решена.

ИГРА:

Слайд 9,10,11,12,13

Психолог:

Ребята! Обратите внимание! На каждой парте лежит текст со стихотворением, цифрами обозначены номера парт. Сейчас у нас будет импровизированный монтаж. Вы должны  по очереди читать строки стихотворения, учитывая номер парты.

1.

Что ж такое толерантность?

Может к бабушке любовь?

2.

А быть может это то, что маме

Я на день рождения принес?

3.

Понял я, что это – уважение

К мнению не только своему.

4.

Видеть боль чужую

Я, по-моему, уже могу.

5.

Дам монетку нищему,

Пожилому помогу.

6.

Товарища в беде не брошу,

Злобу в класс я не пущу.

7.

Если ты к друзьям терпим,

Выслушать любого можешь.

8.

Если нужно, то готов

Ты всегда прийти на помощь.

9.

Веришь в чудо, доброту.

Взрослых уважаешь,

10.

11.

Значит, не зря все говорят,

Что ты толерантен.

12.

Оставайся им всегда и

Будь еще галантен.

13.

Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

14.

Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

15.

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир

Младших ты не обижаешь.

Маме с папой не грубишь

Все вместе (хором):

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

Психолог:

Слово толерантность есть практически во всех языках мира и понимают его в разных странах одинаково.

Теперь вырастим традиционное  дерево Толерантности на нашей планете. Для этого мы выполним  творческую работу.  Пусть наше дерево распустит листочки и зазеленеет. Крону дерева составим из листочков с вашими  высказываниями на тему:  "Планета Толерантности».  Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по- вашему, надо сделать, чтобы наш класс, наша школа стала пространством толерантности, т.е. чтобы отношения в них стали как можно более толерантными. Затем листочки приклейте на дерево.  (на доске нарисовано дерево)

Учитель:

Благодарю всех за активное участие.

Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наше село и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающее занятие "Эмблема толерантности"

Характеристики урока: Уровень образования: основное общее образованиеЦелевая аудитория: педагог-психолог, учащиеся 6-8 классов.Тема занятия: Эмблема толерантностиЦель:1....

Открытое занятие Учеба школьного актива в форме развивающего занятия.

Тема: «План работы по взаимодействия ДОО с детскими садами».Цель: научить детей составлять план взаимодействия ДОО с детскими садами.Задачи: 1        Обучить составл...

Психологическое занятие Тема: «Темперамент и выбор профессии» программы коррекционно-развивающих занятий «Профессиональное самоопределение – путь к успеху» для учащихся 9-х классов.

Занятие «Темперамент и выбор профессии» вызывает у старшеклассников большой интерес. Учащиеся определяют преобладающий у себя тип темперамента, узнают полную характеристику, получают конкретные рекоме...

Открытый урок коррекционно-развивающего занятия "Шаг к толерантности"

Коррекционно-развивающее занятие "Шаг к толерантности"...

Методическая разработка комплекса развивающих занятий "Будем толерантны"

Методическая разработка включает комплекс развивающих занятий по теме "Толерантность". Занятия проводятся в форме маршрутной игры, в которой занятия дополняют друг друга. Для получения более...

Перечень развивающих методик к программе «Смышлёныш» (развивающие занятия для дошкольников)

Перечень развивающих методик к программе «Смышлёныш» (развивающие занятия для дошкольников)...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с воспитанником дошкольного возраста с ОВЗ «День рождения пчёлки Жужжи» с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича.

закреплять умение считать в пределах 5, соотносить цифру с количеством предметов; уточнить, расширить элементарные представления о форме, цвете; учить различать количественный и порядковый счет, прави...