Тренинг позитивного мироощущения (разработка занятия)
материал по психологии (8, 9, 10, 11 класс)
В жизни каждого человека, а тем более подростка, случаются события, которые влияют на мироощущение, кажется, что весь мир против тебя, и ничего хорошего уже быть не может. В таких случаях нужна помощь другого человека. Педагог, классный руководитель. воспитатель может воспользоваться моей разработкой, чтобы помочь тому, кто попал в трудную жизненную ситуацию, мыслить позитивно и не думать о плохом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тренинг позитивного мироощущения | 260.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг позитивного мироощущения
Разработка О.А. Сухоребрик, учителя МОУ-СОШ с. Звонарёвка
Задачи:
- Формирование жизнеутверждающих установок;
- Формирование умения справляться с трудностями;
- Формирование умения самостоятельно находить и использовать резервы положительных эмоций;
- Научиться некоторым приёмам саморегуляции эмоциональных состояний
Учащиеся входят в кабинет, играет песня В. Шаинского «Улыбка». На доске или стене висят позитивные высказывания.
«Чудеса - там, где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они случаются.» Дени Дидро
«Веди себя так, будто ты уже счастлив, и ты действительно станешь счастливее.» Дейл Карнеги
В кабинете парты стоят в форме подковы открытой частью к доске. Как только ребята вошли в кабинет, учитель просит их встать в круг и выполнить упражнение «Путаница» (цель: повысить тонус группы и сплотить участников).
Ведущий: Дорогие ребята, прошу вас встать в круг.
Ход упражнения: Участники встают в круг и протягивают правую руку к центру. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию» (число игроков должно быть чётным, если нет, то ведущий встает тоже). Затем все вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это не был тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться по кругу, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить, запретив всякое словесное общение.
После этого упражнения ведущий предлагает всем сесть за парты.
Упражнение «Знакомство»
Ведущий: Теперь давайте познакомимся. На партах лежат листочки, на которых каждый участник напишет свое тренинговое имя, заключающее в себе какую-то положительную характеристику, например, «Счастливчик», «Везунчик» и т.п. и поставит его перед собой, чтобы теперь к нему так обращались.
Упражнение «Комплимент»
Ведущий: Ребята, как часто мы говорим друг другу комплименты? Сейчас у нас появилась возможность это сделать. Каждый поочередно будет говорить своему соседу по парте комплименты, используя его тренинговое имя.
Ведущий: Как вы себя чувствовали, когда вам говорили комплименты и когда их говорили вы?
Упражнение «Неоконченное предложение»
Ведущий: Ребята, сейчас мы с вами попробуем позитивно закончить неоконченное предложение.
1 этап. Ведущий говорит фразу «Хочу поделиться своей радостью…», а каждый участник поочередно должен продолжить её.
2 этап. Листочки с 4-5 неоконченными предложениями раздаются каждому участнику, для того, чтобы они завершили эти фразы письменно (эти листочки остаются у участников тренинга).
Упражнение «Цепочка»
Ведущий: сейчас попрошу вас всех встать и построиться в цепочку.
Упражнение, направленное на тренировку невербальной передачи эмоционально-положительной информации
Все строятся в колонну, в затылок друг другу. Ведущий показывает последнему написанное на листочке ласковое слово («зайка»), или фразу («Ты мне нравишься»). Тот поворачивает к себе стоящего перед ним и жестами и мимикой пытается передать смысл написанного. По цепочке невербальная информация передается до конца. Последний в цепочке должен произнести то, что до него донесли предыдущие игроки.
Упражнение «Неприятность эту мы переживём...»
Ведущий: когда с нами случается какая-то неприятная ситуация (например, разбилась ваза, пропали ключи, вы споткнулись), обычно в такой ситуации мы бессознательно употребляем не совсем нормативные высказывания, в лучшем случае чертыхаемся. В присутствии посторонних эти наши словечки могут нас очень подвести. Поэтому сейчас мы потренируемся реагировать на внезапные неприятности по-другому, используя позитивные словесные формулы.
Итак, у Вас разбился телефон.
Участники предлагают свои позитивные словесные формулировки (например, «Подумаешь, ерунда какая, главное со мной всё хорошо…», «Отлично, теперь буду больше общаться с друзьями и родителями вживую» и т.п.)
Ведущий: Ребята, вы молодцы, вы смогли найти хорошее в плохом. А сейчас я предлагаю вашему вниманию притчу (включает презентацию «Притча про лягушек»).
Вывод: на каждом жизненном этапе будут определенные трудности, и побеждает в жизни лишь тот, кто сумеет их преодолеть.
Упражнение «Необитаемый остров»
Ведущий: А теперь разберём такую фантастическую ситуацию: Вы попали на необитаемый остров. Кто будет больше всего ждать вашего возвращения домой? О ком сильнее всего будете беспокоиться вы? Какое дело, кроме вас, не сможет завершить никто? Представьте, что в вашем распоряжении оказались обученные почтовые голуби. Кому из участников тренинга вы написали бы письмо с призывом о помощи? Почему?
Ведущий: Я прочитаю вам рассказ Сергея Силина «Везунчик», а вы внимательно слушайте и делайте выводы
Антошка бежал по улице, засунув руки в карманы куртки, споткнулся и, падая, успел подумать: «Нос разобью!» Но вытащить руки из карманов не успел.
И вдруг прямо перед ним неизвестно оттуда возник маленький крепкий мужичок величиной с кота.
Мужичок вытянул руки и принял на них Антошку, смягчая удар.
Антошка перекатился на бок, привстал на одно колено и удивлённо посмотрел на мужичка:
– Вы кто?
– Везунчик.
– Кто-кто?
– Везунчик. Я буду заботиться о том, чтобы тебе везло.
– Везунчик у каждого человека есть? – поинтересовался Антошка.
– Нет, нас не так много, – ответил мужичок. – Мы просто переходим от одного к другому. С сегодняшнего дня я буду с тобой.
– Мне начинает везти! – обрадовался Антошка.
– Точно! – кивнул Везунчик.
– А когда вы уйдёте от меня к другому?
– Когда потребуется. Одному купцу я, помнится, несколько лет служил. А одному пешеходу помогал всего две секунды.
– Ага! – задумался Антошка. – Значит, мне надо
что-нибудь пожелать?
– Нет, нет! – протестующе поднял руки мужичок. – Я не исполнитель желаний! Я лишь немного помогаю сообразительным и трудолюбивым. Просто нахожусь рядом и делаю так, чтобы человеку везло. Куда это моя кепка-невидимка запропастилась?
Он пошарил руками вокруг себя, нащупал кепку-невидимку, надел её и исчез.
– Вы здесь? – на всякий случай спросил Антошка.
– Здесь, здесь – отозвался Везунчик. – Не обращай на
меня внимания. Антошка засунул руки в карманы и побежал домой. И надо же, повезло: успел к началу мультфильма минута в минуту!
Через час вернулась с работы мама.
– А я премию получила! – сказала она с улыбкой. –
Пройдусь-ка по магазинам!
И она ушла в кухню за пакетами.
– У мамы тоже Везунчик появился? – шёпотом спросил своего помощника Антошка.
– Нет. Ей везёт, потому что мы рядом.
– Мам, я с тобой! – крикнул Антошка.
Через два часа они вернулись домой с целой горой покупок.
– Просто полоса везения! – удивлялась мама, блестя глазами. – Всю жизнь о такой кофточке мечтала!
– А я о таком пирожном! – весело отозвался Антошка из ванной.
На следующий день в школе он получил три пятёрки, две четвёрки, нашёл два рубля и помирился с Васей Потеряшкиным.
А когда, насвистывая, вернулся домой, то обнаружил, что потерял ключи от квартиры.
– Везунчик, ты где? – позвал он.
Из-под лестницы выглянула крохотная неряшливая женщина. Волосы у неё были растрёпаны, нос грязный рукав порван, башмаки просили каши.
– А свистеть не надо было! – улыбнулась она и добавила: – Невезуха я! Что, расстроился, да?..
Да ты не переживай, не переживай! Придёт время, меня от тебя отзовут!
– Ясно, – приуныл Антошка. – Начинается полоса невезения…
– Это точно! – радостно кивнула Невезуха и, шагнув в стену, исчезла.
Вечером Антошка получил нагоняй от папы за потерянный ключ, нечаянно разбил мамину любимую чашку, забыл, что задали по русскому языку, и не смог дочитать книгу сказок, потому что оставил её в школе.
А перед самым окном раздался телефонный звонок:
– Антошка, это ты? Это я, Везунчик!
– Привет, предатель! – буркнул Антошка. – И кому же ты сейчас помогаешь?
Но Везунчик на «предателя» ни капельки не обиделся.
– Одной старушке. Представляешь, ей всю жизнь не везло! Вот мой начальник меня к ней и направил.
Завра я помогу ей выиграть миллион рублей в лотерею, и вернусь к тебе!
– Правда? – обрадовался Антошка.
– Правда, правда, – ответил Везунчик и повесил трубку.
Ночью Антошке приснился сон. Будто они с Везунчиком тащат из магазина четыре авоськи любимых Антошкиных мандаринов, а из окна дома напротив им улыбается одинокая старушка, которой повезло первый раз в жизни.
Рефлексия. Постоянно расширяйте пространственные границы того мира, в котором вы живете и ощущаете себя. Живите не в квартире или на рабочем месте, а в Солнечной системе. В ее масштабах все наши проблемы вызывают не стресс, а любопытство.
Вывод: Жизнь - это высшая ценность, пока мы живы, всё можно исправить и преодолеть
Ведущий: Дорогие ребята, хочется закончить наш тренинг замечательной песней. Всем участникам тренинга раздаются палочки со смайликами и листочки с текстом песни Айова «Улыбайся», включается клип, и все поют эту песню.
Источники:
- https://i-magik.ru/psikhologiya/samye-pozitivnye-tsitaty-i-vyskazyvaniya.html
- https://infourok.ru/pozitivnoe_mirooschuschenie_trening_dlya_podrostkov-142689.htm
- https://resheto.net/raznosti/143-pozitivnye-tsitaty-na-kazhdyj-den
- https://trepsy.net/training/stat.php?stat
- https://www.proza.ru/2010/03/07/634
- https://www.youtube.com/playlist?list...
- https://www.youtube.com/watch?v=HlrzDROlYZo
- Официальный сайт IOWA - http://www.iowamusic.ru/
- Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги/автор-сост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 207 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка занятия с элементами тренинга для педагогов
Современная жизнь требует от человека любой профессии всех его нравственных и физических сил.В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации, как отраж...
"Позитивное мышление." Тренинговое занятие для педагогов, родителей или старшеклассников.
"Позитивное мышление." Тренинговое занятие для педагогов, родителей или старшеклассников. Материала о позитивном мышлении на страницах интернета очень много. Каждый психолог разрабатывая эту тему дела...
Методическая разработка "Занятие с элементами тренинга "Познай себя изнутри"
Цели занятия: получить информацию об индивидуальных особенностях обучающихся; способствовать процессам самораскрытия, самоанализа, самовыражения личности; развивать дальнейшее саморасткрытие и самопоз...
Тренинг партнерского общения. Тренинговое занятие «Поговори со мной, молча»
Этот тренинг является достаточно актуальным, т.к. часто происходят конфликты, не достигаются поставленные цели из-за того, что мы просто не умеем общаться, часто мы не понимаем наших партнеров п...
Методическая разработка занятия по профориентации для педагогов-психологов для работы со слабослышащими подростками 9 класса «Тренинг: «Профессия на букву…»».
Сценарий психологического тренинга для учащихся 9 класса по программе «Психология и выбор профессии»....
Тренинг творческого воображения на занятиях в театральной студии
Методическая разработка "Тренинг творческого воображения на занятиях в театральной студии" предлагает поэтапную разработку занятия. Представлены методы и технологии обучающего, развивающего,...
Методическая разработка занятия-тренинга со школьниками старших классов по целеполаганию с использованием методов сказкотерапии
Занятие для подростков направлено на:- на самопознание;- самоопределение;- построение жизненных целей...
- Мне нравится (2)