Методическая разработка "Занятие с элементами тренинга "Познай себя изнутри"
план-конспект занятия по психологии (7 класс)
Цели занятия: получить информацию об индивидуальных особенностях обучающихся; способствовать процессам самораскрытия, самоанализа, самовыражения личности; развивать дальнейшее саморасткрытие и самопознание.
Задачи: содействовать развитию дальнейшего самораскрытия, саморазвития и самопознания; уметь анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы о себе и других; развивать умения осуществлять самоанализ.
Форма проведения: внеурочное занятие с элементами тренинга.
Оборудование: листы бумаги с контурами драконов, чистые листы бумаги, ручки, карандаши, компьютер, проектор, музыка.
Участвики: 6-8 обучающихся возрасте 12-15 лет.
Продолжительность-40 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznay_sebya_i_okruzhayushchih.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Занятие с элементами тренинга
«Познай себя изнутри»
Выполнила:
Педагог-психолог
Раскопина Е.И.
Санкт-Петербург , 2020 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………… | 3 | ||
1 | Основная часть…………………………………………... | 4 | |
1.1. | Цели…………………………………………….. | 4 | |
1.2. | Задачи…………………………………………… | 4 | |
1.3. | Форма проведения занятия……………………. | 4 | |
1.4. | Оборудование, техническое обеспечение …… | 4 | |
1.5. | Участники ……………………………………… | 4 | |
1.6. | Продолжительность занятия ………………….. | 4 | |
2 | Ход занятия …………………………………………….. | 5 | |
3 | Заключение …………….……………………………….. | 9 | |
Список литература ……………………………………………… | 10 | ||
Приложения……………………………………………………… | 12 |
ВВЕДЕНИЕ
Жизнь меняется, а соответственно меняются условия проживания человека. Человек тоже меняется со временем в новых условиях проживания. Для того чтобы быть успешным, шагать в ногу со временем, необходимо менять себя. Нужно уметь себя контролировать, уметь владеть своими мыслями, эмоциями, чувствами. Владеть собой – это значит знать себя, знать, как можешь проступить в той или иной ситуации, знать, как ты отреагируешь на изменения, происходящих в условиях проживания.
Всем нам хорошо известно, какова эффективность поучений и словесных убеждений. Изменить человека, его личностные ценности и мировоззрение, пробудить творческие потенциалы и потребности, только словами трудно. Необходимы занятия – тренинги или с элементами тренинга, которые помогают человеку начать действовать – саморазвиваться.
На занятии с элементами тренинга «Познай себя изнутри» ученики попробуют, как бы заглянуть внутрь себя, самораскрыться, проанализировать себя, получить информацию об индивидуальных особенностях друг друга. В результате занятия воспитанники сделают выводы о себе. Задумаются, стоит ли меняться им, в каком направлении себя развивать, какие качества необходимы для достижения своей жизненной цели.
1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1. | Цели: |
|
1.2. | Задачи: | |
Воспитательные: | Содействовать развитию дальнейшего самопознания, самораскрытия, саморазвития. | |
Образовательные: | Уметь анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы о себе и о других. | |
Развивающие: | Развивать умения осуществлять самоанализ. | |
1.3. | Форма проведения занятия: | Внеурочное мероприятие - занятие с элементами тренинга. |
1.4. | Оборудование, техническое обеспечение: |
|
1.5. | Участники: | Обучающиеся, в количестве 6-8 человек. Возраст от 12-15 лет. |
1.6. | Продолжительность занятия: | 40 минут. |
2.ХОД ЗАНЯТИЯ
Педагог: Здравствуйте. Дорогие друзья! Наша задача познать себя изнутри, т.е. заглянуть в свое Я, поскольку наше Я – одна из самых больших загадок. Иногда Я обладает большим здравым смыслом, иногда в нем звучит голос обиды, а подчас это голос озарения и творческой фантазии. Мы будем выражать свое Я индивидуальными средствами; самовосприятие личности осуществлять через взгляд на себя, но как бы со стороны, через восприятие нас другими людьми; через самооценку своей деятельности, собственных внутренних состояний: эмоций, ощущений, мыслей; оценку своего внешнего облика.
Приветствие. «Улыбка». Цель: принятие улыбки как приема привлечения внимания обучающихся и создания положительного эмоционального настроя на занятие ребятами. Играет музыка из песни В. Шаинского «Улыбка». Дети сидят в кругу.
Педагог. Вспомните слова из песни В. Шаинского «Улыбка». Поприветствуйте своего друга открытой, доброй улыбкой. Обращаясь к нему с улыбкой, скажите несколько добрых, позитивных слов. Улыбнулись? Значит, вы готовы к занятию.
Анализ приветствия. Что вы чувствовали, когда улыбались другому человеку? Трудно ли улыбаться всем? Что вы испытываете, когда вам улыбаются? Звучат ответы детей.
Упражнение «Кто Я?». Цель: личностная установка на самоанализ.
Педагог: Каждый человек по-своему индивидуален, в чем-то уникален. Человек думает о себе, что он единственный такой и неповторимый. А так же ли думают другие люди?
Детям предлагается разделить лист бумаги на 3 графы по вертикали. В 1-й графе ответить на вопрос «Кто Я?». Быстро нужно написать 10 слов-эпитетов. Во 2-й графе написать, как на этот же вопрос ответили бы знакомые, в 3-й графе –на этот вопрос отвечает другой воспитанник из группы. Для этого необходимо все подписанные листочки перемешать, ребята не глядя берут листочек и пишут ответ на вопрос в 3-й графе о хозяине листочка. Затем, каждый свой листочек забирает. Читают. Анализируют свои слова-эпитеты, 3-ю графу. Отвечают на вопрос: Из чего складываются представления других о человеке.
Педагог показывает слайд - притча о «Вороне и павлине».
Притча о «Вороне и павлине»:
Автор П. Этессами
В дворцовом парке на ветвях апельсинового дерева сидела ворона. По ухоженному газону гордо прохаживался павлин. Ворона каркнула: “Как только можно разрешать такой странной птице входить в этот парк? Она шагает с такой надменностью, как будто это сам султан, а ведь у неё ужасно безобразные ноги. А её перья, какой жуткий синий цвет! Такой цвет я бы ни за что не стала носить. А свой хвост она тащит за собой, как будто она лиса”. Ворона выжидающе замолчала. Павлин несколько мгновений вообще ничего не отвечал, потом заговорил с грустной улыбкой: “Я думаю, твои слова не соответствуют действительности. То плохое, что ты обо мне говоришь, основывается на неверном толковании. Ты говоришь, что я надменный, по той причине, что я держу голову прямо и при этом мое оперение топорщится. На самом деле я нисколько не надменен. Я знаю, что мои ноги в кожаных складках. Именно это мне доставляет столько горя, что я держу мою голову высоко, чтобы не видеть ноги. Ты это неправильно объясняешь как надменность. Ты видишь только мою безобразность, а на красоту закрываешь глаза. Ты никогда не задумывалась, почему люди восхищаются тем, что ты называешь во мне безобразным? Почему ты не видишь меня таким, какой я есть?”.
Педагог проводит обсуждение притчы. Мы видим человека с наружи, но не видим, какой человек внутри. Учись ставить себя на место другого человека, что бы понять его чувства и мысли.
Упражнение «Мой дракон». Цель: развитие готовности работать над собой, понимать себя и доверять другим, осуществлять самоанализ.
Задание: определение своих достоинств и недостатков. Педагог: Возьмите лист бумаги с рисунком дракона. Педагог предлагает представить, что недостатки, мешающие нам жить, - это голова дракона. Дети должны написать сови недостатки внутри контура головы дракона. Далее, листы переворачиваются, складываются пополам. На них необходимо написать, какие человеческие достоинства – качества характера могут помочь преодолеть недостатки, например, лень, преодолевается трудолюбием, невнимательность – усидчивостью…
Педагог: Все люди хотят быть счастливыми, т.е. прожить счастливую жизнь. Чтобы преуспеть в этом, нужно преодолевать свои слабости – недостатки, наращивать достоинства.
Ребята рассказывают о своих сильных чертах, которые помогают им преодолевать слабости. И какие черты им необходимо развить для достижения своих жизненных целей.
Упражнение 5. «Девиз» Цель: отражение с помощью девиза жизненных установок. Задание: сформулировать свой девиз.
Педагог: В старину у средневековых рыцарей был обычай – на воротах замка, гербе, щите воина писать девиз, то есть краткое изречение, выражающее идею, цель деятельности владельца. Ваш девиз должен заставить вас сконцентрироваться на главном, отражать ваше кредо, отношение к миру в целом, к самому себе - ответить на вопросы: что я умею в жизни, ради чего живу, чем дорожу. Можете дать к девизу пояснения, приготовьтесь к оглашению девиза перед другими. Ребята проговаривают свои девизы.
Осуществляется рефлексия воспитанников, входе которой каждому участнику занятия нужно проложить фразу: «Отвечая на вопросы, я понял(а), что…»; Мне понравилось на занятии то, что….
Домашнее задание «Какой Я». Педагог: На листе бумаги выпишите приведенные ниже вопросы и ответьте на них: Мой жизненный путь: мои основные успехи и неудачи. Мои дружеские связи: с кем я дружен и почему. Мои конфликты: в чем они состоят и чем я их объясняю. Мои стимулы: что или кто контролирует мою жизненную активность. Негативные воздействия: какие и как я хочу их устранить. Позитивные воздействия: какие хочу использовать или поддержать. Мои проблемы: что мне мешает жить и что я хочу в связи с этим изменить.
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного занятия с элементами тренинга, педагог выявляет индивидуальные особенности детей, составляет сводную таблицу данных, использует полученные результаты для создания психолого-педагогической характеристики группы и определения путей развития коллектива и обучающихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Лихачев, Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей / Б.Т. Лихачев. – Самара, 1997.
- Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса: в 8 т. / А.С. Макаренко. – М.,1983. – Т. 1.
- Меренков, А. Школа и родители: проблема взаимоотношений // Классный руководитель / А. Меренков. – 1997. – № 5. – С. 30–32.
- Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях / Вестник образования: сборник приказов и инструкций Министерства Образования России. – № 18. – 2001. – С. – 58-67.
- Настольная книга классного руководителя / сост. В.А. Березина, Л.И. Виноградова; под ред. В.А. Березиной. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2003. – 574.
- Нечаев, М.П. Практика управления воспитанием в школе: практическое пособие / под ред. Л.П. Ильенко. – М.: АРКТИ, 2005. – 152 с.
- Нечаев, М.П. Управление воспитательным процессом в классе: учеб-методич. пособие для студентов и педагогов / М.П. Нечаев. – М.: «5 за знания», 2006. – 176 с.
- Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива / Л.И. Новикова. – М., 1978.
- Перегожина, В.Г., Когда психолог и педагог работают вместе // Педагогическое обозрение / В.Г. Перегожина, И.А. Ревина. – 1999. – № 2.
- Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. – М., 1982.
- Работа классного руководителя: методическое пособие / под ред. Е.А. Слепенковой. – М.: АРКТИ, 2005. – 168 с.
- Работа классного руководителя: методическое пособие / под ред. Е.А. Слепенковой. – М.: АРКТИ, 2005. – 168 с.
- Созонов, В.П. Организация воспитательной работы в классе: методическое пособие для классного руководителя / В.П. Созонов. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 160 с.
3.ПРИЛОЖЕНИЯ:
1. «Познай себя изнутри» (распечатан лист с названием занятия);
2.Напечатаны на листе афоризмы:
«По внешности не судят только самые непроницательные люди»
«Встречают по одежке, а провожают по уму»
«Характер человека создает его судьбу».
Гераскинит
«Развивай свои сильные стороны, вместо того чтобы пытаться улучшить слабые». Бернар Вербер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Использование элементов ТРИЗ- педагогики в обучении школьников математике"
В методическом пособии описана методика использования методов технического творчества в преподавании математики, применения анаграмм для развития комбинаторных способностей, создания ментальных карт к...
Методическая разработка классного часа "Познай себя"
Основным воспитательным моментом первого года обучения в средней школе становиться проблема адаптации к условиям средней школы, познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих....
Методическая разработка. Образовательная программа "Познай себя" для воспитанников 12-17 лет.
Образовательная программа...
Учебно-методическое пособие. Научно-методическое обеспечение образовательной программы "Познай себя"для обучающихся 12-17 лет.
Научно-методическое обеспечение образовательной программы "Познай себя"для обучающихся 12-17 лет....
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Познай себя»
Цель данного занятия - дать возможность обучающимся составить свой личностный портрет, выявить свои определенные качественные характеристики....
Методические рекомендации: Основные элементы контроля методической работы.
Показатели контроля деятельности школьных профессиональных объединений педагогов. Основные элементы контроля экспериментальной и научно-исследовательской работы.Критерии оценки качества экспериме...
методическая разработка мероприятия «Познай самого себя». Характер
Методическая разработка мероприятия «Познай самого себя». Характер Цель данного мероприятия - формирование интереса у старших школьников к психологическим знаниям для личностного рост...