Тренинговое занятие для подростков по профилактике суицидального поведения «Коридор безопасности»
классный час по психологии
Цели:
- формирование ценностного отношения обучающихся к жизни;
- формировать уверенность в себе и позитивный взгляд на преодоление жизненных трудностей;
- расширение репертуара конструктивных способов совладающего поведения учащихся в сложных жизненных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koridor_bezopasnostisuitsid.docx | 17.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинговое занятие для подростков по профилактике суицидального поведения
«Коридор безопасности»
Цели:
- формирование ценностного отношения обучающихся к жизни;
- формировать уверенность в себе и позитивный взгляд на преодоление жизненных трудностей;
- расширение репертуара конструктивных способов совладающего поведения учащихся в сложных жизненных ситуациях.
Целевая аудитория – первокурсники, проживающие в общежитии.
Форма проведения – тренинг.
Время занятия: 1,5 часа.
Оборудование: просторное помещение, стулья по количеству участников, шариковые ручки, стикеры.
Ход занятия.
ПП: Здравствуйте! Наше занятие называется «Коридор безопасности». Как вы думаете, о чём оно будет? Какие у вас возникают ассоциации?
(Участники высказываются).
ПП: Сегодня мы будем говорить о жизненных трудностях и способах их решения. «Жизнь – это борьба. Эта формула известна давно, с ней можно не соглашаться, спорить. Лучше жить в мире и согласии с собой и окружающими. Но жизнь часто ставит перед людьми серьезные проблемы, создает препятствия, которые надо преодолевать. Именно это стимулирует рост и развитие личности».
Упражнение «Коридор»
Учащиеся садятся напротив друг друга в два ряда, образуя посередине подобие «коридора».
Ведущий: Я не случайно посадила вас таким образом. Представьте себе, что это «жизненный коридор», по которому должен пройти человек определённый отрезок своей жизни.
Какие трудности могут встретиться на этом отрезке жизненного пути?
(Участники записывают трудности на стикерах и приклеивают их на пол по всему «коридору»).
Мне нужен помощник.
(Из желающих выбирается один участник; он становится в начале «коридора»).
Ведущий: (зачитывает вслух). Ну, что, (имя учащегося), страшно? Как ты будешь преодолевать эти препятствия? (ребёнок пытается найти решение каждой трудности).
- Какие проблемы могут привести к суициду?
- Легко ли было идти, какие способы использовали, чтобы преодолеть препятствие?
- Как бы себя повели, если бы ситуация оказалась реальной?
- Какое качество нужно проявить для преодоления препятствия?
ПП: Итак, мы видим, что все эти проблемы вполне решаемы. Тогда почему же некоторые ваши сверстники-мальчики и девочки - не видят выхода из трудной ситуации и решаются на самоубийство? Как вы думаете?
(Учащиеся высказываются).
ПП: «Человеку может показаться, что в его жизни сложилась безвыходная ситуация. И тогда он проявляет слабость – подчиняется обстоятельствам. Но жизнь требует мужества! И единственная альтернатива слабости – мужество бытия и поиск выхода из ситуации».
Упражнение «Решаем проблему»
Аудитории предлагается решить проблему (проблема может быть любая). Все участники делятся на группы по 5-6 человек. Каждой группе предлагается записать решение данной проблемы на листе бумаги. (5-6 решений). Во время работы групп ведущий на доске или ватмане пишет проблему и рядом по количеству групп прикрепляет листы чистой бумаги.
Далее представитель от каждой группы зачитывает варианты решения проблемы, а ведущий их записывает на листы бумаги, вывешенные на доске.
Высвечивается большое количество вариантов решения данной проблемы. Могут у разных групп быть одинаковые пути выхода из проблемы.
После того, как все группы дадут свои варианты и ведущий запишет их, идет беседа.
Ведущий зачитывает по одному варианту и спрашивает о приемлемости того или иного выхода из данной проблемы. (Приемлемыми могут быть все выходы за исключением вариантов, причиняющих вред здоровью себе и окружающим включая самоубийство). Если вдруг есть такой вариант выхода из проблемы нужно провести беседу о смысле жизни: в чем участники видят смысл жизни? Слабый или сильный человек уходит из жизни? Стоит ли вообще такую драгоценность как жизнь терять, когда есть масса других выходов из данной проблемы?
Далее ведущий говорит о том, что проблема одна, а путей выхода из неё наметилось много. Любая проблема всегда имеет несколько путей выхода и все они положительны как для самого человека, так и для решения проблемы.
Примеры ситуаций:
• родители не соглашаются покупать вещь, о которой мечтал;
• конфликтует с учителем;
• дали кличку;
• поссорился с лучшим другом (подругой);
• конфликты с одногруппниками (ребятами старшего возраста);
• потеря большой суммы денег (или дорогой вещи) и т.д.
• Бросил любимый человек
Вывод: не нужно бояться трудностей. У каждого человека всегда есть выбор: делать что-то легкое или то, что труднее. Главное, чтобы принятое решение вело вверх, а не тянуло вниз, чтобы после решения вы испытывали радость и удовлетворение от одержанной победы над слабостью и другими негативными качествами.
Для этого нужно только осознание необходимости самосовершенствования и вера, что вы можете изменить себя.
Игра «Чемодан»
Участникам предлагается представить, что они собирают чемодан в дорогу – только упаковывать нужно не вещи, а необходимые качества.
Вопросы:
• Какие качества нужны сегодня молодому человеку, чтобы достойно, интересно жить и добиться чего-то важного в жизни?
• Какое главное качество вы возьмете себе?
Все предложенные качества ведущий записывает на доске (Терпимость, доброта, Целеустремленность, сила воли, уверенность, самостоятельность, ответственность, Оптимизм, вера, терпение, надежда, любовь, мудрость, опыт, умение прощать, юмор).
Обсуждение притчи
Осёл фермера провалился в колодец. Он страшно закричал, призывая на помощь. Прибежал фермер и всплеснул руками: «Как же его оттуда вытащить?»
Тогда хозяин ослика рассудил так: «Осёл мой – старый. Ему уже недолго осталось. Я всё равно собирался приобрести нового молодого осла. А колодец всё равно почти высохший. Я давно собирался его закопать и вырыть новый колодец в другом месте. Так почему бы не сделать это сейчас? Заодно и ослика закопаю, чтобы не было слышно запаха разложения».
Он пригласил всех своих соседей помочь ему закопать колодец. Все дружно взялись за лопаты и принялись забрасывать землю в колодец. Осёл сразу же понял, к чему идет дело, и начал издавать страшный визг. И вдруг, к всеобщему удивлению, он притих. После нескольких бросков земли фермер решил посмотреть, что там внизу.
Он был изумлен от того, что он увидел там. Каждый кусок земли, падавший на его спину, ослик стряхивал и приминал ногами. Очень скоро, к всеобщему изумлению, ослик показался наверху - и выпрыгнул из колодца!
Подведение итогов:
…В жизни вам будет встречаться много всякой грязи, и каждый раз жизнь будет посылать вам всё новую и новую порцию. Всякий раз, когда упадет ком земли, стряхни его и поднимайся наверх – только так ты сможешь выбраться из колодца.
Каждая из возникающих проблем – это как камень для перехода через ручей. Если не останавливаться и не сдаваться, то можно выбраться из любого самого глубокого колодца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинговое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
Профессия педагога обладает огромной социальной важностью, так как на учителя ложится большая ответственность не только за обучение, развитие, воспитание ребенка, но, и за его психическое здоров...
Тренинговое занятие для подростков «Умеем ли мы общаться»
Тренинговое занятие для подростков«Умеем ли мы общаться?»...
программа психологических занятий для подростков по профилактике суицидального поведения и аутоагрессии "Жить здорово!"
Педагогам школы часто приходится сталкиваться с состояниями повышенной тревожности у детей, неуверенным поведением, с депрессивными состояниями и суицидальными мыслями.В младшем подростковом воз...
Коррекционно-развивающее занятие для подростков по профилактике суицидального поведения «Мои жизненные ценности».
Зачастую множество сложных жизненных ситуаций человек оценивает как ситуации неразрешимые, поэтому они имеют отрицательные последствия для физического и психологическ...
Тренинговые занятия с младшими подростками по профилактике суицидального поведения.
Данные занятия были апробированы мною на обучающихся 5-х классов, имеющих высокий уровень склонности к депрессивному состоянию. В данной разработке представлено 3 тренинговых заняти...
Рабочая программа занятий для подростков по профилактике суицидального поведения и аутоагрессии «ЖИТЬ ЗДОРОВО!»
Цель: Организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, аутоагрессии, развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья...
Тренинговое занятие для подростков по профилактике суицидального поведения «Коридор безопасности».
Цели: - информировать подростков о причинах суицидов;- формировать негативное отношение к суициду как способу решения проблем;- учить подростков распознавать признаки суицидального поведения свер...