Коррекционно-развивающее занятие для подростков по профилактике суицидального поведения «Мои жизненные ценности».
план-конспект по психологии на тему
Зачастую множество сложных жизненных ситуаций человек оценивает как ситуации неразрешимые, поэтому они имеют отрицательные последствия для физического и психологического здоровья. Пагубные последствия имеют переживания, связанные с семейными конфликтами, с потерей близкого человека, расставанием, переездом и другими жизненными проблемами. Такие ситуации встречаются во многих сферах жизни, включая семью, межличностные отношения, учебу, работу.
Депрессии подвержено около 5% детей и подростков в возрасте от 10 до 16 лет. Общая распространённость депрессии в юношеском возрасте составляет от 15 до 40 %. Высокая вероятность суицидов. Своевременная психологическая помощь, участливое отношение к подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, поможет избежать трагедий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающее занятие для подростков
по профилактике суицидального поведения
«Мои жизненные ценности».
Составитель: педагог-психолог
Кузнецова Л.Н.
Зачастую множество сложных жизненных ситуаций человек оценивает как ситуации неразрешимые, поэтому они имеют отрицательные последствия для физического и психологического здоровья. Пагубные последствия имеют переживания, связанные с семейными конфликтами, с потерей близкого человека, расставанием, переездом и другими жизненными проблемами. Такие ситуации встречаются во многих сферах жизни, включая семью, межличностные отношения, учебу, работу.
Депрессии подвержено около 5% детей и подростков в возрасте от 10 до 16 лет. Общая распространённость депрессии в юношеском возрасте составляет от 15 до 40 %. Высокая вероятность суицидов. Своевременная психологическая помощь, участливое отношение к подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, поможет избежать трагедий.
Цель занятия: профилактика суицидального поведения подростков.
Задачи: формировать негативное отношение к суициду как способу решения проблем; формирование ценности жизни и здоровья, формировать уверенность в себе и позитивный взгляд на преодоление жизненных трудностей.
Оборудование: просторное помещение, стулья по количеству участников, шариковые ручки, доска, бумажные сердечки, разноцветные воздушные шары.
Целевая аудитория: обучающиеся (дети «группы риска») 8-11 кл.
Время: 45 мин.
Ход занятия.
Педагог-психолог: Здравствуйте! Наше занятие называется «Мои
жизненные ценности». Прислушайтесь внимательно к таким строчкам:
У каждого из нас есть точка срыва,
Когда становится на сердце тяжело,
Когда нам кажется, что падаем с обрыва,
И жизнь становится, как черное пятно…
У каждого из нас есть луч надежды,
И кто-то очень близкий и родной
Не даст тебе упасть в пучину бездны,
И скажет: «Ты не бойся, я с тобой!»
Упражнение 1. «Жизнь - это самое главное».
Цель – осознать и понять важность самого главного в жизни.
Необходимо снять романтизацию с темы суицида, объяснить, что это не геройство. Ведь «лайков» в сети погибший человек не увидит никогда. Рассказать детям о том, что смерть – это небытие, пустота. Можно предложить всем замолчать на минуту и закрыть глаза, и провести это время в полной тишине. Далее расспросить детей о том, что они больше всего на свете любят, можно записывать все, что они говорят. Потом взять все написанное и перечеркнуть, сказав, что наступает темнота и … нет ничего.
Дальше подвести итог, рассказав, что детям, находящимся здесь очень повезло родиться, ведь: папа и мама могли не встретиться. Есть дети, тяжелобольные, и они очень хотят жить, борются за жизнь каждый день. Предложить как-то помочь таким детям, например: написать письма, подарить игрушки, сходить в гости. И еще раз попросить обратную связь о том, что лучше: Жизнь или Смерть.
Упражнение 2. «Жизненный смысл».
Цель упражнения: формирование мотивации выживания для людей с серьезными заболеваниями, для детей находящихся в состоянии депрессии и для расширения источников смысла жизни.
Алгоритм упражнения:
Этап-1. Ищем смыслы жизни. Обучающиеся пишут все, что радует их больше всего, иными словами все, что является для них смыслом жизни. Для детей это может быть: поход в кино, гаджеты, игрушки, поездка к морю, новые друзья, «вкусняшки» и т.д. Обучающиеся в порядке очередности делятся своим списком. Выигрывает тот, кто назвал (написал) больше всего смыслов жизни. Этому участнику дается поощрительный приз.
Этап-2. Получаем волшебную "валюту". Определяем наиболее экзотичные смыслы и оцениваем их сердечками. Чем реже встречается смысл, тем больше сердечек за него даём. Важно объяснить условие заранее, чтобы пробудить у подростков креатив и дух соревнования.
Например: 1 раз = 5 сердечек; 2 раза = 4 сердечка; 3 раза = 3 сердечка;
4 раза = 2 сердечка; 5 раз = 1 сердечко.
Этап-3. Открываем Ярмарку жизненных смыслов.
Дети могут «купить» друг у друга понравившиеся им смыслы жизни.
За приобретение определенного вида смысла жизни обучающиеся расплачиваются «валютой», заработанной на втором этапе.
Если не хватает сердечек, можно попросить, поделиться смыслом безвозмездно, обратиться к участнику группы со словами: «Юля, я тоже хочу полюбить английский язык и сделать его своим смыслом жизни. Можешь поделиться со мной?»
Этап-4. Обсуждение.
Участники игры рассказывают друг другу, какие жизненные смыслы стали для них открытием, что еще они могли бы добавить в свой список.
Упражнение 3. «Энергия позитива».
Не просто слушаем позитивные доводы о том, что жизнь прекрасна, а наполняем ими пространство!
Делается это так:
1. Возьмите воздушный шарик, цвета, который Вам больше всего нравится;
2. На вдохе произносите по порядку все Ваши позитивные утверждения, по одному на каждый вдох и выдыхайте их в шарик! Наполним шарики энергией позитива!
Педагог-психолог: «Что вы чувствовали, в процессе работы? Какие эмоции испытывали? Прибавилось ли у вас уверенности для прохождения новых этапов жизни?
В добрый путь!
Литература:
1. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. Питер 2008;
2. Сакович Н.А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков. Москва, 2016;
3. Сайт. https://www.b17.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа занятия с элементами тренинга для старшеклассников по профилактике суицидального поведения
Статистика суицидов сегодня весьма впечатляющая. По данным ВОЗ, максимум суицидных попыток приходится на возраст 16-24 года. Профилактика суицидального поведения школьников – весьма важное направление...
Программа занятия с элементами тренинга для старшеклассников по профилактике суицидального поведения
Программа занятия для старшеклассников (8-11 класс), направленного на профилактику суицидального поведения среди учащихся. Пригодится в работе педагога-психолога или социального педагога....
Профилактика суицидального поведения подростков через тренинговое занятие "Мир, который создаю я сам"
Тренинговое занятие "Мир, который создаю я сам" направлено на профилактику суицидального поведения подростков. Цель занятия: содействие социальной адаптации подростков через осознание отве...
программа психологических занятий для подростков по профилактике суицидального поведения и аутоагрессии "Жить здорово!"
Педагогам школы часто приходится сталкиваться с состояниями повышенной тревожности у детей, неуверенным поведением, с депрессивными состояниями и суицидальными мыслями.В младшем подростковом воз...
Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.
В данной лекции кратко раскрыта практика работы с девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...
Тематическое мероприятие на тему: «Жизнь- как ценность" (профилактика суицидального поведения у подростков 7-9 классов)
Данное мероприятие содействует развитию позитивного отношения к жизни, развитию любви к себе, даёт навыки разрешения проблемных ситуаций. На занятии подростки познакомятся с эффективн...
Профилактика суицидального поведения. Психологическая защита воспитанников в сложных жизненных ситуациях
Доклад на тему: «Профилактика суицидального поведения. Психологическая защита воспитанников в сложных жизненных ситуациях.»...