Рекомендации психолога для педагогов школы «Как бороться со стрессом в период самоизоляции»
методическая разработка по психологии (8 класс)
Рекомендации психолога для педагогов школы «Как бороться со стрессом в период самоизоляции»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 18.48 КБ |
ispolzovanie_art-tehnik_v_rabote_pedagoga-psihologa.docx | 30.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Когда все дома, и не одну неделю, самый актуальный вопрос: «А как же дети?» — «Дети?» — «Спят, наверное!» Но дети спят только ночью, да и то не все. Во время же бодрствования «каждый новенький ребенок, вылезая из пеленок, он теряется повсюду и находится везде». Так поется в песенке из мультфильма «Обезьянки, вперед!». Очень смешной, кстати, мультик. И может быть, ваши дети его тоже посмотрят. Но что-то подсказывает, что мультиков уж точно они насмотрелись, находясь вместе с родителями на «удаленке».
https://officelife.media/article/after-work/16266-boring-is-3-all-best-to-children/
Рекомендации для педагогов
«Как бороться со стрессом в период самоизоляции»
Уважаемые педагоги! В настоящее время мы вынуждены работать в необычном для нас режиме, в условиях дистанционного обучения. Кроме того, мы сейчас находимся в состоянии «информационного заражения», когда люди склонны разжигать тревогу друг в друге. Информация, поступающая от одних людей к другим, влияет на их психическое состояние, причём в негативную сторону - усиливает состояние тревоги. Поэтому первое, что нужно сделать, - это ограничить навязчивое посещение новостных ресурсов и чтение лент, и уделить большую часть времени себе, своим родным и близким, своим ученикам.
Насколько напряжённым будет этот период, и какие повлечет за собой стрессовые симптомы, зависит от нашего восприятия. Т.е. не можете изменить ситуацию – измените своё отношение к ней. Осознав реальность вместо того, чтобы впадать в депрессию, попытайтесь приспособиться к действительности.
Ослабить стресс можно, если:
-Научитесь планировать своё время. Необходимо, чтобы работа не поглощала всё ваше время. Имея возможность отвлечься, вы почувствуете прилив интереса к своему труду.
-Не прекращать самообразования во время самоизоляции, совершенствовать свои профессиональные навыки.
-Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные.
-Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведёт к скуке и опустошению.
- Составьте список дел, которые вы давно откладывали, и сделайте их. Таким образом можно завершить давние дела и провести время эффективно.
Правила:
∙ Побольше общения и с коллегами, и с друзьями ( конечно в данный период времени по интернету) Обмен мнениями, общение и разделение чувств с окружающими – уникальный способ избавления от стресса.
∙ Вне работы о работе стараться не говорить.
∙ Необходимо в каждой стрессовой ситуации стараться найти что-то позитивное. Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.
Со стрессом можно бороться следующими способами:
∙ Релаксация – расслабление организма (аутотренинг). Снятие мышечного напряжения, а затем и психологического (с помощью мелодий для релаксации и т.д.).
∙ Правильное питание. На фоне нервных и физических перегрузок недостаток некоторых жизненно важных пищевых компонентов порой становится той самой причиной, которая усугубляет стрессовое состояние, а в некоторых случаях даже является прямым толчком к его возникновению.
∙ Плеск воды и благоухание масел (ванны, бани, контрастный душ, закаливание, ароматерапия – травяные средства для ванн, использование эфирных масел и т.д.).
∙ Окружающая природа как источник положительной и отрицательной энергии(использование биоэнергетики окружающего мира – планет, растений, животных).
∙ Цветотерапия (цветовая гамма интерьера может не гармонировать с нашим эмоционально – психическим состоянием).
- Переключение на другие виды деятельности (хобби и т.д.).
Предлагаю Вам в свободное время изучить несколько упражнений на снятие нервных стрессов.
“Дыхание “ХА”
Цель: восстановление эмоциональной уравновешенности; развитие стрессоустойчивости.
Встать прямо.
Сделать глубокий вдох, разводя руки в стороны, ладони поднимая до уровня груди.
Вздохнув, задержать дыхание, представить, что все волнения и переживания накапливаются в воздухе.
Затем резкий выдох, при наклоне туловища вперед, бросая руки к носкам. Сильный выброс воздуха приводит к звуку “ХА”.
Упражнение эффективно, если звук “ХА” вами произносится отчетливо.
“Плавные махи руками”
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие чувственного восприятия, контроля эмоциональных реакций.
Встать прямо, ноги вместе.
Медленно поднимать правую руку перед собой, при этом пальцы расслаблены, согнуты в суставах, а ладонь обращена к полу.
При подъеме руки постарайтесь ощутить, как ладонь и пальцы становятся теплыми.
Если теплота не чувствуется, то замедлите подъем данной руки.
После того, как вы подняли ладонь до уровня плеча, распрямите ее параллельно вашему телу, напрягите, выпрямите пальцы, и медленно опуская руку, старайтесь почувствовать прохладу при движении вниз.
Выполнять 5-10 раз каждой рукой, либо одновременно (по желанию).
Затем проделать перекрестное перемещение рук. Например: правую поднимать, а левую руку опускать.
“Самооценка стрессовой ситуации”
Цель: адаптация организма человека к стрессовым ситуациям.
Необходимо проводить самооценку любой стрессовой ситуации. Последовательность выполнения: обратить внимание на причину, породившую стресс, а именно: мысленно (вечером) проиграть возникшую стрессовую ситуацию и выяснить причину. Отрефлексировать. Столкнувшись с идентичной ситуацией следующий раз ваш организм адаптируется к стрессовым ситуациям. Примечание: Самооценку стрессовой ситуации рекомендуется проводить только 1 раз! Бесконечное возвращение к одной и той же стрессовой ситуации в качестве самоанализа снижает защитные свойства организма. Кроме того, любая эмоциональная самооценка приводит к возникновению стресса на более низком уровне, что может приводить к нервной депрессии.
Рекомендации, направленные на преодоление стрессовых ситуаций:
1. В момент стрессовой ситуации или сразу после нее, старайтесь максимально уменьшить ее воздействие на ваш организм. Необходимо снизить значимость происходящего для вас: например: “Все, что они делается – все к лучшему”; “Все это ерунда по сравнению с проблемой мирового масштаба (или с тяжелой болезнью)”; “Чему быть, того не миновать” и т.д.
2. Старайтесь чаще переживать положительные эмоции: “На всякое действие есть противодействие”. Чаще улыбайтесь.
3. К счастью ведет только одна дорога – это не беспокоиться о том, в чем вы бессильны.
Помни о том, что:
“Печали вечной в мире нет, и нет тоски неизлечимой” (А.Н.Толстой).
Предварительный просмотр:
Использование арт-техник в работе педагога-психолога
В настоящее время арт-техники широко признаны и активно используются педагогами и психологами в сфере образования для коррекции психологического состояния человека. Упражнений и арт-техник существует огромное множество, но все их объединяет возможность посмотреть на свое творчество как в зеркало. Все арт - терапевтические методы базируются на утверждении, что всякий раз, когда человек не задумываясь о художественной ценности своих произведений рисует, лепит, пишет стихотворение, сочиняет сказку, танцует, в созданных образах отражается его внутреннее «Я».
Для лучшего коррекционного эффекта изобразительные техники должны быть нетрадиционными. Сенсорная комната полна волшебства и чудес. Здесь можно услышать шум морской волны и голоса дельфинов; в такие моменты воздух такой свежий и прохладно-звенящий, что хочется вдыхать его полной грудью. Порой загадочно светят звезды, поют ночные птицы, слышны трели цикад, и так вкусно пахнет вечерними травами! Иногда – идет дождь и можно слушать его настроение; а иной раз появляется возможность оказаться на морском дне и изучать секреты моря, сочиняя сказки на самой глубине!
Техника «Sand-art» буквально переводится как песочное искусство. Рисование песком на световом столе, как техника, которую с удовольствием применяют в своей работе педагоги, воспитатели, психологи, совсем «юная» (в онлайн источниках указывается 2007 Марина Соснина - художник, педагог студии «SandARTist», - проводила с детьми развивающие занятия, применяя рисование песком.), но темнее менее она уже успела стать достаточно популярной, известной среди специалистов.
Условия необходимые при работе с песком:
- Согласие и желание ребенка;
- Творческий подход специалиста к проведению занятий;
- У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках;
Психологические проблемы, при которых применимы игры с песком:
- Эмоциональные проблемы (тревоги, страхи, агрессия, неадекватная самооценка, депрессивное настроение и т. д.);
- Коммуникативные трудности (вступление в контакт, проблемы с эмпатией, детский эгоцентризм и т. д.).
Использование песочной техники позволяет решать не только задачи по коррекции эмоционально-волевой и коммуникативной сфер, но и задачи познавательного характера: формирование и развитие представлений об окружающем мире, развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности развитие внимание памяти, мышления и воображения.
Игры с песком:
Занятия с песком снимают стресс, снижают уровень нервно-психического напряжения, поднимают настроение. Песочная техника может использоваться для выявления тревожности, агрессивности и страхов у детей, а также для коррекции подобных отклонений.
- развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
- стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
- позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
- развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;
- совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
- способствуют расширению словарного запаса.
Эбру – техника - рисование на воде – метод, стремительно набирающий свою популярность у нас в России.
Искусство живописи на воде, древнейший вид народного искусства, развивавшийся на протяжении столетий, и имеет восточные корни.
Любое изображение в эбру начинается с первой капли. Круг – основа любого мотива и образа, созданного в технике эбру.
Материалами для рисования на воде, прежде всего, служат краски, полностью натуральные, состоят из цветных пигментов, животной желчи и воды.
Эбру относится к «правополушарному» рисованию. Это рисование эмоциями и чувствами.
Эбру–терапия позволяет работать со страхами, тревожностью, замкнутостью и агрессивностью. Помогает снять напряжение (хроническое напряжение формирует мышечные зажимы в теле, результатом которой становятся соматические заболевания, происходит гармонизация эмоциональной сферы ребенка, повышается способность к социальной адаптации, коррекция неврозов и неврозоподобных состояний.
В работе с детьми эбру:
• является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческогоначала;
• помогает научиться чувствовать, понимать и творить красоту, переключиться с интеллектуальной нагрузки на другую активность - созерцание и создание чего-то уникального.
• позволяет установить доверительный контакт между психологом и ребенком;
• позволяет выстраивать отношения с ребенком на основе любви и взаимной привязанности и тем самым компенсировать их возможное отсутствие в родительском доме;
• создает положительный эмоциональный настрой в группе;
• облегчает процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми. Совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии;
• позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально;
• помогает в коррекции агрессии, так как дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме;
• развивает чувство внутреннего контроля. Занятия стимулируют развитие сенсомоторных умений и правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве;
• способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом;
• повышает адаптационные способности. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления;
• эффективен в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития;
• позволяет расслабиться.
Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности, творчеству. Здесь нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», что убирает напряжение и страх.
• развивает цветовосприятие и восприятие форм;
• развивает концентрацию внимания на собственных ощущениях и чувствах;
Таким образом, арт-терапевтическая техника эбру интересна, необычна, обладает множеством неоспоримых плюсов, подходит для работы с широким кругом клиентов самого разного возраста и спектром проблем. Таким образом, вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. Главное, научить ребенка полностью отдаваться рисованию на воде, не планировать заранее результат, ведь он всегда будет уникальным и неповторимым.
Запахи создают настроение, особую атмосферу каждого занятия. Именно рождение атмосферы, на наш взгляд – самое важное свойство эфирных масел.
Использование ароматов в сенсорной комнате позволяет обогатить атмосферу и выйти на работу ещё с одним анализатором – обонятельным. Вы заметите, как по-разному дети воспринимают один и тот же запах, сколь различны их ассоциации! Иногда в таких играх-ассоциациях мы выходим на крайне важные и «острые» темы, казалось бы, напрямую не связанные с ароматами… Кто бы мог подумать? Память очень ассоциативна.
Термин «ароматерапия» (дословно – «использование запахов в качестве лекарства») впервые ввел в обиход французский химик доктор Рене М. Гаттефоссе в 1928 году. В наши дни вокруг проблемы действия ароматов на настроение и поведение развернулась обширная исследовательская индустрия. Не так давно, к примеру, было установлено, что неприятные запахи способствуют антисоциальному поведению, а запахи цветов повышают способность к обучению и запоминанию.
Эфирные масла гармонизируют взаимодействие правого и левого полушарий: их деятельность становится более согласованной практически сразу после попадания активных веществ масел в организм; когда оба полушария находятся в гармонии, мы испытываем спокойствие и жизненный комфорт.
Применение ароматерапии позволяет снизить уровень заболеваемости, уменьшить частоту невротических проявлений и осуществлять мягкую коррекцию психо-эмоциональной сферы детей, имеющих отклонения в своем интеллектуальном, эмоциональном и соматическом развитии. Сеансы ароматерапии способствуют улучшению настроения и работоспособности детей. В условиях сенсорной комнаты – как темной, так и светлой, - воздействие эфирных масел на обоняние является еще одним «ключиком» к гармонизации эмоционального и психического состояния ребенка, а также мягким способом стимуляции сенсорной сферы со стороны обонятельного анализатора.
В индивидуальной работе есть возможность подбирать эфирные масла с учетом психоэмоционального и соматического состояние ребенка, а также (иногда) – с учётом пожеланий. Так, при состояниях, вызванных нервным напряжением и волнением, можно использовать масла лаванды, валерианы. При умственной перегрузке положительный эффект даёт смесь масел лимона, розмарина, лаванды. Розмарин, кедр устраняют неуверенность в своих силах, что позволяет использовать их перед ответственными контрольными и экзаменами.
Стимулирующие ароматы (мелисса, пихта, розмарин), являются внешним раздражителем, повышающим уровень нервно-психической напряженности, поэтому в условиях малой подвижности ребенка (гиподинамии) они способствуют введению организма в зону оптимальной работоспособности. При переутомлении возбуждающие запахи еще больше ухудшают работоспособность; здесь нужны успокаивающие ароматы, возвращающие тонус организма в оптимальную зону (валериана, лаванда).
Профилактика простудных заболеваний в учреждении
Ароматерапия представляет ценность в профилактике многих заболеваний, особенно инфекционных и простудных.
Ограничения и меры предосторожности
Эфирные масла в детской практике нельзя использовать безгранично. В коррекционном образовательном учреждении – тем более. Учитывая множественные особенности развития детей и, как правило, сложную структуру дефекта, необходимо постоянное сотрудничество с медицинской службой учреждения и компетентность в диагнозах учащихся, а также наблюдение за изменениями в состоянии ребенка во время занятий. Мы называем это «держать руку на пульсе» и руководствуемся всем известной заповедью: не навреди!
Наши рекомендации к использованию аромамасел в сенсорной комнате:
Использование масел, в первую очередь, для создания атмосферы и мягкого «включения» обонятельного анализатора. Не для целенаправленной ароматерапии!
Контакт с сотрудниками медицинской службы – постоянно.
Не рекомендуется применять одно и то же эфирное масло более 21 дня; продолжить его использование можно после 1-2-х недельного перерыва;
Во избежание ароматического «бардака» не следует использовать «разнонаправленные» масла в течение занятия, раскуривая лампу несколько раз.
Привожу таблицу некоторых противопоказаний при работе с ароматами.
Таблица 1
Состояние здоровья
|
Противопоказанное эфирное масло |
Эпилепсия (эпилептическая готовность), беременность | Базилик, душица, можжевельник, розмарин, шалфей, полынь, кориандр, пихта, чабрец, туя, гвоздика, мускатный орех |
Болезни почек | Можжевельник, кориандр, сосна, чабрец, пихта, сандал |
Пониженное содержание сахара в крови (гипогликемия) | Герань |
Повышенная нервная возбудимость ЦНС | Гвоздика, шалфей
|
Повышенное артериальное давление | Сосна, розмарин, шалфей, тимьян
|
Список литературы и интернет ресурсов.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998 г, – 50 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. –СПб , 1998.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л. А. Как помочь „особому" ребенку. Книга для педагогов и родителей. – СПб , „Детство-пресс", 2001.
- Грабенко Т.М. , Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии, -СПб , „Речь", 2002.
- Большебратская Э.Э. Песочная терапия
- Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/Л. Д. Лебедева - СПб: «Речь», 2003.
- Мирзаян, Э. И., Жукова, Е. В., Старжевский, А. Е. Арт-терапия как средство социокультурной и психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья //Интернет-ресурс ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» ФМБА России г. Москва.
- Окульская Л. В. Нетрадиционная техника рисования эбру. [Текст]// Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016.
- О. А. Могильченко Дополнительная образовательная программа по арт – терапии «Чудесные превращения»
- http://топ-школа. рф/innovatsionnyj-proekt-tantsuyushhie-kraski/
- Е. В Бажанова, И. И. Поташова, «Эбру-терапия как инновационная технология реабилитации детей с нарушениями развития» Статья.
- Проект «Танцующие краски» Курс по освоению техники живописи на воде – эбру. http://irc.lv/video?id=pafU7bRQfWIU
- http://preo.ru/novosti/risovanie-na-vode-drevnejshee-iskusstvo-ebru/
- Видео мастер класс для взрослых https://www.youtube.com/watch?v=G_B6uSFwMz0
- Видео мастер класс для детей https://www.youtube.com/watch?v=iXqz4ddwGqc
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации педагога-психолога по развитию творческого потенциала педагогов школы
Развитие творческого потенциала как неотъемлемой части профессионально-личностного становления педагогов это сложный феномен в структуре которого есть ценностные, когнитивные, деятельностные сос...
Выступление на Окружном семинаре "Преемственность в работе педагога-психолога и педагога школы в сопровождении детей с СДВГ"
Выступление на Окружном семинаре "Преемственность в работе педагога-психолога и педагога школы в сопровождении детей с СДВГ"...
Рекомендации родителям в период самоизоляции
Рекомендации родителям в период самоизоляции...
Некоторые рекомендации родителям детей с интеллектуальными нарушениями в период самоизоляции.
Некоторые способы формирования саморегуляции ребенка с интеллектуальными нарушениями...
Рекомендации по сохранению ресурсного состояния в период самоизоляции и дистанционного обучения
Длительное накопление отрицательных эмоций достаточно часто приводит к тревожным состояниям, «мышечным зажимам», стрессу, низкой работоспособности и плохому самочувствию, роста психосомати...
Рекомендации родителям от педагога-психолога «Как бороться с враньем ребенка»
Если ребёнок начал врать, задайтесь вопросами: не слишком ли жестоко вы наказываете его, всегда ли справедливы по отношению к нему? Не заставляете ли вы ребён...