Положение о работе педагога - психолога
материал по психологии
Положение о работе педагога - психолога в образовательном учреждении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_psihologa.doc | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа городского округа Стрежевой» (МОУ «СКоШ») | ||
636783. Томская область, г. Стрежевой Ул. Викулова 1/2 | skosh@guostrj.ru | Тел/факс. 5-73-07 |
Утверждено
Приказом директора
Приказ №_______ от ___________ 20___г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о работе школьного педагога - психолога
ПОЛОЖЕНИЕ о работе школьного педагога-психолога разработано и утверждено на основании нормативных документов:
- приказа Минобразования России от 22.10.1999 636. "Об утверждении Положения о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации";
- письма Минобрнауки РФ от 28.12.2007 N 06-1965 "Рекомендации по совершенствованию деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров)";
- письма Минобразования РФ от 27.06.2003 N 28-51-513/16 "О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования";
- письма ФСЗ РФ от 26.07.1995 N П-3-11-1450 "О Службе практической психологии образования".
-Письмо Минобразования РФ от 18 апреля 2008 от 28 октября № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.09.2009 г. № 06-1216 «О совершенствовании комплексной психолого- педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам».
- Профессиональный стандарт педагога – психолога, Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 № 514н.
- Должностная инструкция педагога-психолога
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Педагог - психолог обеспечивает психологическое сопровождение детей с нарушением интеллекта, детей с ОВЗ, детей с девиантным поведением. Под психологическим сопровождением понимается комплекс мероприятий, направленных на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития детей с ОВЗ, раскрытия их потенциальных возможностей, а также преодоления негативных последствий их воспитания в социально-неблагополучной среде.
1.2. Психологическую работу в школе могут осуществлять специалисты, получившие общепсихологическую и специальную психологическую подготовку в области детской, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики и психокоррекции. Педагоги, привлеченные к работе школьной психологической службы, должны пройти специальное обучение и приобрести соответствующую квалификацию. Квалификация школьного педагога - психолога подтверждается документом высшего учебного заведения.
1.3. В своей деятельности педагог - психолог руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», международными актами в области защиты прав детей и молодёжи, Уставом школы, настоящим Положением и другими нормативными документами, регламентирующими её деятельность.
1.4. При планировании своей деятельности педагог - психолог ориентируется на интересы воспитанников, запросы педагогических работников и администрации школы.
1.5. Педагог – психолог осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями или законными представителями, с педагогическим коллективом и администрацией школы, с органами опеки и попечительства, инспекцией по делам несовершеннолетних, представителями общественных организаций, оказывающих помощь в воспитании детей и подростков.
1.6. Педагог - психолог может пользоваться в установленном порядке всей необходимой учебной, научной, информационной и материально-технической базой школы.
В непосредственном распоряжении педагога - психолога находятся закреплённые помещения с мебелью и компьютерной техникой, программным обеспечением, видеотехникой, набором психологического инструментария и другими средствами, необходимыми для полноценного выполнения своих функций.
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА
2.1. ЦЕЛЬ
Цель: сохранение и поддержание оптимального уровня психологического здоровья детей с ОВЗ, обучающимися в условиях образовательного учреждения, посредством создания социально-психологических условий для их успешного обучения и развития.
2.2. ЗАДАЧИ
2.2.1. Создание социально-психологических условий для развития ребенка с интеллектуальными нарушениями: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, содействие их личностному, интеллектуальному, социальному развитию за счет дополнения современных методов обучения и воспитания эффективными психолого-педагогическими технологиями и обеспечения здоровьесберегающего образовательного пространства.
2.2.2. Обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе систематического отслеживания психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития в процессе школьного обучения.
2.2.3. Профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии каждого ребенка, а также негативных последствий его воспитания в социально-неблагополучной среде.
2.2.4. Оказание помощи воспитанникам, родителям (законным представителям) педагогическому коллективу в решении конкретных проблем обучения, воспитания или психического самочувствия.
2.2.5. Психологическая поддержка и просвещение педагогического коллектива в вопросах воспитания и обучения детей.
2.3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
2.3.1. Обеспечение психологической безопасности и развивающего характера образовательной среды.
Это система мер, направленных на устранение факторов негативного воздействия образовательной среды на развитие личности обучающегося, формирование социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса.
Данное направление деятельности включает в себя:
- социально-психологический мониторинг (диагностическая деятельность, позволяющая администрации и педагогическому коллективу отслеживать адаптационные процессы, психологический климат в школе и эффективность воспитательных и коррекционно-развивающих воздействий и т.п.);
- социально-психологическое проектирование (разработка системы социально-педагогических и психологических мероприятий для решения задач обучения, воспитания, развития обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных психофизических особенностей, восприимчивости к различного рода педагогическим технологиям, возможности усваивать предлагаемые объемы информации, эмоционального благополучия и т.д.).
2.3.2. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса.
Это система мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях; оказание помощи в выборе индивидуального образовательного маршрута с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей, склонностей;
Данное направление деятельности включает в себя:
- психологическую диагностику (психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации);
- психологическое консультирование (оказание помощи личности в её самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая индивидуальные и групповые консультации обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей));
- психологическую коррекцию и развитие (активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии воспитанников со стойкими затруднениями в освоении образовательной программы, а также развитие потенциальных возможностей детей, их интересов и склонностей);
- психологическое просвещение (система мероприятий, направленных на формирование у воспитанников и педагогических работников психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач);
- психологическую профилактику (система мероприятий, направленных на выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций обучающимся, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития);
- участие в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума, Совета Профилактики, ППМС школы, службы Примерения.
2.3.4. Повышение качества психологической помощи участникам образовательного процесса.
Это система мер, направленных на развитие кадрового потенциала, материально-технической базы психологической службы; формирование единого информационного пространства, обеспечение психологической службы унифицированным и сертифицированным психодиагностическим и коррекционно-развивающим инструментарием; повышение уровня профессионализма педагогов-психологов службы через систему повышения квалификации, обобщение и распространение опыта психологической работы, участие в конкурсах профессионального мастерства.
РАЗДЕЛ ΙΙΙ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
3.1. Основными направлениями работы педагога-психолога в школе являются: адаптация учащихся 1 класса к обучению в школе в соответствии с ФГОС НОО УО, адаптация вновь прибывших учащихся, работа с детьми «группы риска» (с трудностями в обучении и поведенческими проблемами, склонными к асоциальному поведению).
3.2. Занятия психолога могут осуществляться в индивидуальной и групповой формах.
Группы для занятий формируются в начале учебного года по результатам диагностической работы , а также в течение года по запросам администрации, учителей и воспитателей. Группы могут быть гомогенными и гетерогенными по возрастному и половому признаку, это зависит от целей и задач реализуемых в группе занятий.
Список учащихся для индивидуальных занятий также составляется в начале и дополнятся во время учебного года. На индивидуальном психологическом сопровождении могут состоять вновь прибывшие воспитанники (с целью адаптации к учреждению), а также воспитанники с трудностями в обучении (дети с инвалидностью, дети со сложной структурой дефекта и т.д.) и поведенческими проблемами (склонные к асоциальному поведению) по решению ПМПК, ПМПк и ППМС.
3.3. Выявление детей с уровнем актуального развития и поведенческими проблемами для зачисления на психологическое сопровождение проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая и записывается в журнал психодиагностики. Все дети с выявленными проблемами регистрируются в списке для последующего распределения по группам и определения маршрута сопровождения и выбора программы для личностного развития.
На каждого обучающегося, поставленного на индивидуальное психологическое сопровождение заполняется индивидуальная психолого – педагогического карта развития, в которой отражаются особенности психического развития воспитанников, а также индивидуальный маршрут психологического сопровождения.
3.4. Психологические занятия должны проводиться не менее 1 раза в неделю и не чаще 3 раз. Продолжительность занятий зависит от возрастного состава их участников и целей занятий. В среднем она составляет от 20 до 45 минут.
3.5. В середине и конце учебного года с помощью диагностических срезов отслеживается эффективность психологической работы с детьми. При наличии стабильной положительной динамики развития корректируемых показателей ребенок или группа детей снимаются с сопровождения. В случае незначительной динамики развития, корректируются формы и методы работы с детьми, занятия продолжаются.
РАЗДЕЛ VΙ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
4.1. ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Педагог-психолог обязан:
4.1.1. Осуществлять профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников.
4.1.2. Содействовать охране прав учащихся в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и законодательством Российской Федерации.
4.1.3. Способствовать гармонизации социальной сферы школы и осуществлять превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации воспитанников.
4.1.4. Проводить психологическую диагностику различного профиля и предназначения с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
4.1.5. Определять факторы, препятствующие развитию личности воспитанников, и принимать меры по оказанию им различного вида психологической помощи.
4.1.6. Формировать психологическую культуру воспитанников, педагогических работников и родителей (законных представителей).
4.1.7. Оказывать помощь учащимся, законным представителям и педагогическому коллективу в решении конкретных психолого-педагогических проблем.
4.1.8. Участвовать в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности воспитанников.
4.1.9. Согласовывать планы работы и систематически предоставлять администрации отчеты о результатах деятельности по психологическому сопровождению учащихся школы.
4.2. ПРАВА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Педагог-психолог имеет право:
4.2.1. Свободно выбирать и использовать методы и методики психолого-педагогической работы.
4.2.2. Участвовать в педсоветах, методических объединениях, производственных совещаниях на уровне школы.
4.2.3. Повышать квалификацию.
4.2.4. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.2.5. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.
4.3. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
4.3.1. Перспективный план работы психолога на год, утвержденный директором школы.
4.3.2. Циклограмма
4.3.3. Режим (расписание) работы.
4.3.4. Журнал учета видов деятельности педагога-психолога (Приложение 1):
- Журнал консультаций;
- Журнал психодиагностики;
- Журнал коррекционно – развивающей работы (групповой);
- Журнал экспертной работы;
- Журнал просветительской работы.
- Журнал организационно – методической работы
4.3.5. Программы коррекционно – развивающих занятий (групповой и индивидуальной работы)
4.3.6. Индивидуальная психолого – педагогического карта (Приложение 2)
4.3.7. Психологические заключения и выписки по результатам диагностических тестов. (Приложение 3)
4.3.8. Психологические характеристики детей.
4.3.9. Психолого - педагогическое сопровождение детей, состоящих на учете (Приложение 4 «Личная карта»);
4.3.10. Аналитические отчеты о работе психолога за год
4.4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕАДАГОГА-ПСИХОЛОГА
4.4.1. В установленном законодательством Российской Федерации порядке педагог-психолог несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников во время индивидуальных и групповых консультаций и иных психолого-педагогических мероприятий, а также за нарушение прав и свобод, обучающихся во время их проведения.
4.4.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей педагог-психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
4.4.3. За применение методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью воспитанника, а также совершение иного аморального проступка педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации "Об образовании". Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
Приложение 1
Журнал консультаций
№ п/п | Дата | Повод обращения | Проблемы (выявленные) | Примечание | |||
Пол | Возр. | Время | |||||
1. | |||||||
Журнал Психодиагностики
№ | Ф. Имя | 1.Методика + дата проведения | 2. Методика + дата проведения | 3. Методика + дата проведения | 4.Методика + дата проведения |
1. | К. Ваня | Выполнил | Отсутствовал | Не выполнил инстр. | Выполнил |
Журнал учета групповых коррекционно – развивающих занятий
№ п/п | Список участников | Дата проведения | Дата | Тема. Название занятия | Примечание | |||||||
1. | С.Маша | |||||||||||
Журнал просветительской работы
Дата проведения | Категория слушателей | Форма мероприятия | Тема | Примечание |
Журнал экспертной работы
Дата проведения | Цель проведения, форма | Примечание |
Журнал организационно – методической работы
Дата | Содержание работы | Примечание |
Приложение 2
Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка
Ф.И.О.______________________________________________________________________________________
ГОД РОЖД._________________________________________________________________________________
ДИАГНОЗ:__________________________________________________________________________________
КЛАСС (ГРУППА):___________________________________________________________________________
ОУ ПОСЕЩАЕТ С___________________________________________________________________________
ДОМ. АДРЕС:_______________________________________________________________________________
МАТЬ:______________________________________________________________________________________
ОТЕЦ:______________________________________________________________________________________
I. Особенности познавательной сферы
Восприятие:_________________________________________________________________________________
Внимание:__________________________________________________________________________________
Память:____________________________________________________________________________________
Мышление: _________________________________________________________________________________
II. Работоспособность на занятиях
Включение в работу___________________________________________________________________________
Темп выполнения заданий_______________________________________________________________________
Переключаемость_____________________________________________________________________________
Сосредоточенность___________________________________________________________________________
Качество работы_____________________________________________________________________________
Продуктивность______________________________________________________________________________
Утомление наступает_________________________________________________________________________
III. Особенности эмоционально-волевой сферы
Общий эмоциональный фон_____________________________________________________________________
Какие эмоции превалируют_____________________________________________________________________
Заинтересованность ребенка в выполнении заданий________________________________________________
Реакция на успех или неудачу___________________________________________________________________
Адекватность реакций________________________________________________________________________
Возбудимость_______________________________________________________________________________
Наличие аффективных реакций, наличие страхов, проявление негативизма _____________________________________________________________________________________________
Возможность адекватной оценки своих результатов
_____________________________________________________________________________________________
Способность к волевому усилию_________________________________________________________________
IV. Личностно-характерологические особенности
Самооценка___________________________________________________________________________________
Поведение среди сверстников____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Отношение с воспитателями или педагогами______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Активность__________________________________________________________________________________
Тревожность_________________________________________________________________________________
Агрессивность________________________________________________________________________________
Критичность_________________________________________________________________________________
V. Рекомендации
Рекомендации педагогам_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Рекомендации родителям_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
VI. Занятия с психологом
_____________________________________________________________________________________________
VII. Динамика
_____________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог_________________________
Приложение 3
Заключение
по результатам проведенного психодиагностического исследования
Педагог-психолог_____________________________________________________________
Сроки проведения исследования________________________________________________
Объект исследования (ФИО ребенка, класс, группа)________________________________
Причина исследования________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Внешний вид и поведение в ситуации обследования
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Темп работы и работоспособность_____________________________________________
_____________________________________________________________________________
Примененные методики ( автор, название)_______________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценочные шкалы, значимые в данном исследовании____________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результаты исследования:
Количественные данные
Задание | Результаты выполнения диагностического задания | Заключение |
Обобщенная интерпретация данных: аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛИЧНАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ
ДАТА | ЗАНЯТИЕ | ПРИМЕЧАНИЕ |
Ф.И.О._________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________________
Класс ________________________________________________________________
Запрос ________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Жалобы ______________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности поведения в классе _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Программа _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Цель ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Срок реализации программы ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результат _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Примечание ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактическая работа педагога-психолога образовательного учреждения с семьями, находящимися в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации с использованием видеоматериалов.
Орагнизация профилактическойработы педагога-психолога школы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении с использованием видеоматериалов является действ...
План работы педагога - психолога, журнал психолога на год
Планом работы и журналом педагог-психолог пользуется ежедневно, планируя и свою работу и фиксируя результаты рабочего дня....
Экспертная деятельность педагога-психолога. О работе педагога-психолога в рамках сотрудничества. Анкетирование учителей на предмет состояния эмоционального комфорта в школе. Удовлетворённость учащихся образовательным процессом.
Представлены виды работ педагога-психолога во взаимодействии с другими специалистами. Эта работа даёт положительные результаты....
Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ на тему: "Система работы педагога-психолога с детьми "группы риска".
Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей...
Работа педагога-психолога с обучающимися, находящихся в социально-опасном положении
Работа педагога-психолога с обучающимися, находящихся в социально-опасном положении...
Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций. Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первоклассников»
Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций.Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первок...
Особенности коррекционно- развивающей работы педагога психолога в образовательном учреждении Выступление педагога-психолога МОУ СОШ №18 Варшавской Т.М.
Особенности коррекционно- развивающей работы педагога психолога в образовательном учреждении...