Положение о работе педагога - психолога
материал по психологии

Булатова Лариса Рафаиловна

Положение о работе педагога - психолога в образовательном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhenie_psihologa.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа городского округа Стрежевой»

(МОУ «СКоШ»)

636783. Томская область, г. Стрежевой

Ул. Викулова 1/2

skosh@guostrj.ru

Тел/факс. 5-73-07

Утверждено

Приказом директора

Приказ №_______ от ___________ 20___г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о работе школьного педагога - психолога

ПОЛОЖЕНИЕ о работе школьного педагога-психолога разработано и утверждено на основании нормативных документов:

- приказа Минобразования России от 22.10.1999 636. "Об утверждении Положения о  Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации";

- письма Минобрнауки РФ от 28.12.2007 N 06-1965 "Рекомендации по совершенствованию деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров)";

- письма Минобразования РФ от 27.06.2003 N 28-51-513/16 "О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования";

- письма ФСЗ РФ от 26.07.1995 N П-3-11-1450 "О Службе практической психологии образования".

-Письмо Минобразования РФ от 18 апреля 2008 от 28 октября № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.09.2009 г. № 06-1216 «О совершенствовании комплексной психолого- педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам».

- Профессиональный стандарт педагога – психолога, Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 № 514н.

- Должностная инструкция педагога-психолога

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Педагог - психолог обеспечивает психологическое сопровождение детей с нарушением интеллекта, детей с ОВЗ, детей с девиантным поведением. Под психологическим сопровождением понимается комплекс мероприятий, направленных на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития детей с ОВЗ, раскрытия их потенциальных возможностей, а также преодоления негативных последствий их воспитания в социально-неблагополучной среде.

1.2. Психологическую работу в школе могут осуществлять специалисты, получившие общепсихологическую и специальную психологическую подготовку в области детской, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики и психокоррекции. Педагоги, привлеченные к работе школьной психологической службы, должны пройти специальное обучение и приобрести соответствующую квалификацию. Квалификация школьного педагога - психолога подтверждается документом высшего учебного заведения.

1.3. В своей деятельности педагог - психолог руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», международными актами в области защиты прав детей и молодёжи, Уставом школы, настоящим Положением и другими нормативными документами, регламентирующими её деятельность.

1.4. При планировании своей деятельности педагог - психолог ориентируется на интересы воспитанников, запросы педагогических работников и администрации школы.

1.5. Педагог – психолог осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями или законными представителями, с педагогическим коллективом и администрацией школы, с органами опеки и попечительства, инспекцией по делам несовершеннолетних, представителями общественных организаций, оказывающих помощь в воспитании детей и подростков.

1.6. Педагог - психолог может пользоваться в установленном порядке всей необходимой учебной, научной, информационной и материально-технической базой школы.

В непосредственном распоряжении педагога - психолога находятся закреплённые помещения с мебелью и компьютерной техникой, программным обеспечением, видеотехникой, набором психологического инструментария и другими средствами, необходимыми для полноценного выполнения своих функций.

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА

2.1. ЦЕЛЬ

Цель: сохранение и поддержание оптимального уровня психологического здоровья детей с ОВЗ, обучающимися в условиях образовательного учреждения, посредством создания социально-психологических условий для их успешного обучения и развития.

2.2. ЗАДАЧИ

2.2.1. Создание социально-психологических условий для развития ребенка с интеллектуальными нарушениями: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, содействие их личностному, интеллектуальному, социальному развитию за счет дополнения современных методов обучения и воспитания эффективными психолого-педагогическими технологиями и обеспечения здоровьесберегающего образовательного пространства.

2.2.2.  Обеспечение индивидуального подхода к каждому   ребенку на основе систематического отслеживания психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития в процессе школьного обучения.

2.2.3. Профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии каждого ребенка, а также негативных последствий его воспитания в социально-неблагополучной среде.

2.2.4. Оказание помощи воспитанникам, родителям (законным представителям) педагогическому коллективу в решении конкретных проблем обучения, воспитания или психического самочувствия.

2.2.5. Психологическая поддержка и просвещение педагогического коллектива в вопросах воспитания и обучения детей.

2.3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

2.3.1. Обеспечение психологической безопасности и развивающего характера образовательной среды.

Это система мер, направленных на устранение факторов негативного воздействия образовательной среды на развитие личности обучающегося, формирование социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса.

Данное направление деятельности включает в себя:

- социально-психологический мониторинг (диагностическая деятельность, позволяющая администрации и педагогическому коллективу отслеживать адаптационные процессы, психологический климат в школе и эффективность воспитательных и коррекционно-развивающих               воздействий и т.п.);

- социально-психологическое проектирование (разработка системы социально-педагогических и психологических мероприятий для решения задач обучения, воспитания, развития обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных психофизических особенностей, восприимчивости к различного рода педагогическим технологиям, возможности усваивать предлагаемые объемы информации, эмоционального благополучия и т.д.).

2.3.2. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса.

Это система мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях; оказание помощи в выборе индивидуального образовательного маршрута с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей, склонностей;

Данное направление деятельности включает в себя:

- психологическую диагностику (психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации);

- психологическое консультирование (оказание помощи личности в её самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая индивидуальные и групповые консультации обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей));

- психологическую коррекцию и развитие (активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии воспитанников со стойкими затруднениями в освоении образовательной программы, а также развитие потенциальных возможностей детей, их интересов и склонностей);

- психологическое просвещение (система мероприятий, направленных на формирование у воспитанников и педагогических работников психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач);

- психологическую профилактику (система мероприятий, направленных на выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций обучающимся, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития);

- участие в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума, Совета Профилактики, ППМС школы, службы Примерения.

2.3.4. Повышение качества психологической помощи участникам образовательного процесса.

Это система мер, направленных на развитие кадрового потенциала, материально-технической базы психологической службы; формирование единого информационного пространства, обеспечение психологической службы унифицированным и сертифицированным психодиагностическим и коррекционно-развивающим инструментарием; повышение уровня профессионализма педагогов-психологов службы через систему повышения квалификации, обобщение и распространение опыта психологической работы, участие в конкурсах профессионального мастерства.

РАЗДЕЛ ΙΙΙ.  ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

 ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

3.1. Основными направлениями работы педагога-психолога в школе являются: адаптация учащихся 1 класса к обучению в школе в соответствии с ФГОС НОО УО, адаптация вновь прибывших учащихся, работа с детьми «группы риска» (с трудностями в обучении и поведенческими проблемами, склонными к асоциальному поведению).  

3.2. Занятия психолога могут осуществляться в индивидуальной и групповой формах.

Группы для занятий формируются в начале учебного года по результатам диагностической работы , а также в течение года по запросам администрации, учителей и воспитателей. Группы могут быть гомогенными и гетерогенными по возрастному и половому признаку, это зависит от целей и задач реализуемых в группе занятий.

Список учащихся для индивидуальных занятий также составляется в начале и дополнятся во время учебного года. На индивидуальном психологическом сопровождении могут состоять вновь прибывшие воспитанники (с целью адаптации к учреждению), а также воспитанники с трудностями в обучении (дети с инвалидностью, дети со сложной структурой дефекта и т.д.) и поведенческими проблемами (склонные к асоциальному поведению) по решению ПМПК, ПМПк и ППМС.

3.3. Выявление детей с уровнем актуального развития и поведенческими проблемами для зачисления на психологическое сопровождение проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая и записывается в журнал психодиагностики. Все дети с выявленными проблемами регистрируются в списке для последующего распределения по группам и определения маршрута сопровождения и выбора программы для личностного развития.

На каждого обучающегося, поставленного на индивидуальное психологическое сопровождение заполняется индивидуальная психолого – педагогического карта развития, в которой отражаются особенности психического развития воспитанников, а также индивидуальный маршрут психологического сопровождения.

3.4. Психологические занятия должны проводиться не менее 1 раза в неделю и не чаще 3 раз. Продолжительность занятий зависит от возрастного состава их участников и целей занятий. В среднем она составляет от 20 до 45 минут.

3.5. В середине и конце учебного года с помощью диагностических срезов отслеживается эффективность психологической работы с детьми. При наличии стабильной положительной динамики развития корректируемых показателей ребенок или группа детей снимаются с сопровождения. В случае незначительной динамики развития, корректируются формы и методы работы с детьми, занятия продолжаются.

РАЗДЕЛ VΙ.  ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

4.1. ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Педагог-психолог  обязан:

4.1.1. Осуществлять профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников.

4.1.2. Содействовать охране прав учащихся в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и законодательством Российской Федерации.

4.1.3. Способствовать гармонизации социальной сферы школы и осуществлять превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации воспитанников.

4.1.4. Проводить психологическую диагностику различного профиля и предназначения с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития воспитанников.

4.1.5. Определять факторы, препятствующие развитию личности воспитанников, и принимать меры по оказанию им различного вида психологической помощи.

4.1.6. Формировать психологическую культуру воспитанников, педагогических работников и родителей (законных представителей).

4.1.7. Оказывать помощь учащимся, законным представителям и педагогическому коллективу в решении конкретных психолого-педагогических проблем.

4.1.8. Участвовать в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности воспитанников.

4.1.9. Согласовывать планы работы и систематически предоставлять администрации отчеты о результатах деятельности по психологическому сопровождению учащихся школы.

4.2. ПРАВА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Педагог-психолог имеет право:

4.2.1. Свободно выбирать и использовать методы и методики психолого-педагогической работы.

4.2.2. Участвовать в педсоветах, методических объединениях, производственных совещаниях на уровне школы.

4.2.3. Повышать квалификацию.

4.2.4. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

4.2.5. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.

4.3. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

4.3.1. Перспективный   план   работы психолога на год, утвержденный директором школы.

4.3.2. Циклограмма

4.3.3. Режим (расписание) работы.

4.3.4. Журнал учета видов деятельности педагога-психолога (Приложение 1):

  • Журнал консультаций;
  • Журнал психодиагностики;
  • Журнал коррекционно – развивающей работы (групповой);
  • Журнал экспертной работы;
  • Журнал просветительской работы.
  • Журнал организационно – методической работы

              4.3.5. Программы коррекционно – развивающих занятий (групповой и индивидуальной работы)

4.3.6. Индивидуальная психолого – педагогического карта (Приложение 2)

4.3.7. Психологические заключения и выписки по результатам диагностических тестов. (Приложение 3)

4.3.8. Психологические характеристики детей.

4.3.9. Психолого - педагогическое сопровождение детей, состоящих на учете (Приложение 4 «Личная карта»);

4.3.10. Аналитические отчеты о работе психолога за год

 

4.4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕАДАГОГА-ПСИХОЛОГА

4.4.1. В установленном законодательством Российской Федерации порядке педагог-психолог несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников во время индивидуальных и групповых консультаций и иных психолого-педагогических мероприятий, а также за нарушение прав и свобод, обучающихся во время их проведения.

4.4.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей педагог-психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

4.4.3. За применение методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью воспитанника, а также совершение иного аморального проступка педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации "Об образовании". Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

 

Приложение 1

Журнал консультаций

п/п

Дата

Повод

обращения

Проблемы (выявленные)

Примечание

Пол

Возр.

Время

1.

Журнал Психодиагностики

Ф. Имя

1.Методика

+ дата проведения

2. Методика

+ дата проведения

3. Методика

+ дата проведения

4.Методика

+ дата проведения

1.

К. Ваня

Выполнил

Отсутствовал

Не выполнил инстр.

Выполнил

Журнал учета групповых коррекционно – развивающих занятий

№ п/п

Список участников

Дата проведения

Дата

Тема. Название  занятия

Примечание

1.

С.Маша

Журнал просветительской работы

Дата проведения

Категория слушателей

Форма  мероприятия

Тема

Примечание

 Журнал экспертной работы

Дата проведения

Цель проведения, форма

Примечание

Журнал организационно – методической работы

Дата

Содержание работы

Примечание

Приложение 2

Индивидуальная  психолого-педагогическая карта  ребенка

Ф.И.О.______________________________________________________________________________________

ГОД РОЖД._________________________________________________________________________________

ДИАГНОЗ:__________________________________________________________________________________

КЛАСС (ГРУППА):___________________________________________________________________________

ОУ ПОСЕЩАЕТ С___________________________________________________________________________

ДОМ. АДРЕС:_______________________________________________________________________________

МАТЬ:______________________________________________________________________________________

ОТЕЦ:______________________________________________________________________________________

I. Особенности познавательной сферы

Восприятие:_________________________________________________________________________________

Внимание:__________________________________________________________________________________

Память:____________________________________________________________________________________

Мышление: _________________________________________________________________________________

II. Работоспособность на занятиях

Включение в работу___________________________________________________________________________

Темп выполнения заданий_______________________________________________________________________

Переключаемость_____________________________________________________________________________

Сосредоточенность___________________________________________________________________________

Качество работы_____________________________________________________________________________

Продуктивность______________________________________________________________________________

Утомление наступает_________________________________________________________________________

III. Особенности эмоционально-волевой сферы

Общий эмоциональный фон_____________________________________________________________________

Какие эмоции превалируют_____________________________________________________________________

Заинтересованность ребенка в выполнении заданий________________________________________________

Реакция на успех или неудачу___________________________________________________________________

Адекватность реакций________________________________________________________________________

Возбудимость_______________________________________________________________________________

Наличие аффективных реакций, наличие страхов, проявление негативизма _____________________________________________________________________________________________

Возможность адекватной оценки своих результатов

_____________________________________________________________________________________________

Способность к волевому усилию_________________________________________________________________

IV. Личностно-характерологические особенности

Самооценка___________________________________________________________________________________

Поведение среди сверстников____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Отношение с воспитателями или педагогами______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Активность__________________________________________________________________________________

Тревожность_________________________________________________________________________________

Агрессивность________________________________________________________________________________

Критичность_________________________________________________________________________________

V. Рекомендации

Рекомендации  педагогам_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Рекомендации родителям_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

VI. Занятия с психологом

_____________________________________________________________________________________________

VII. Динамика

_____________________________________________________________________________________________

Педагог-психолог_________________________

Приложение 3

Заключение

 по результатам проведенного психодиагностического исследования

Педагог-психолог_____________________________________________________________

Сроки проведения исследования________________________________________________

Объект исследования (ФИО ребенка, класс, группа)________________________________

Причина исследования________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Внешний вид и поведение в ситуации обследования

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Темп работы и работоспособность_____________________________________________

_____________________________________________________________________________

Примененные методики ( автор, название)_______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценочные шкалы, значимые в данном исследовании____________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результаты исследования:

Количественные данные

Задание

Результаты выполнения диагностического задания

Заключение

Обобщенная интерпретация данных: аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛИЧНАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ

ДАТА

ЗАНЯТИЕ

ПРИМЕЧАНИЕ

Ф.И.О._________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________________

Класс ________________________________________________________________

Запрос ________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Жалобы ______________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности поведения в классе _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Программа _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Цель ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Срок реализации программы ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результат _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примечание ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактическая работа педагога-психолога образовательного учреждения с семьями, находящимися в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации с использованием видеоматериалов.

Орагнизация профилактическойработы педагога-психолога школы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении с использованием видеоматериалов является действ...

План работы педагога - психолога, журнал психолога на год

Планом работы и журналом педагог-психолог пользуется ежедневно, планируя и свою работу и фиксируя результаты рабочего дня....

Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ на тему: "Система работы педагога-психолога с детьми "группы риска".

Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей...

Работа педагога-психолога с обучающимися, находящихся в социально-опасном положении

Работа педагога-психолога  с обучающимися, находящихся в социально-опасном положении...

Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций. Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первоклассников»

Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций.Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первок...