Детско-родительские отношения
статья по психологии (10 класс)

ЗАХАРОВА ФЕЯ ВЕНИАМИНОВНА

Информация для занятий с обучающимися 10-х классов в ходе изучения предмета "Этика и психология семейной жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Детско-родительские отношения797.12 КБ

Предварительный просмотр:

Детско-родительские отношения.

Детско-родительские отношения – семейные отношения, в которые непосредственно включён ребёнок. Во-первых, это взаимосвязанные, но неравнозначные отношения:

1) родителей к ребенку - материнское и отцовское отношение (родительское);

2) отношение ребенка к родителям.

Во-вторых, эти отношения понимают как взаимоотношение, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка, где ярко проявляются социально-психологические закономерности межличностных отношений.

Детско-родительские отношения влияют на:

1) самооценку и отношение человека к себе

2) любые отношения по вертикали (например, с руководством)

3) финансовую сферу (наш доход, возможность зарабатывать, сохранять и преумножать)

4) выбор партнера и отношения с ним.

Что характерно для детско-родительских взаимоотношений:

  1. сильная эмоциональная значимость, как для ребенка, так и для родителя
  2. амбивалентность (двойственность) в отношениях, где родитель должен заботиться с одной стороны, а с другой стороны, должен научить ребенка заботиться о себе самому.

Хотим мы этого или нет, нравится нам это или не нравится, но мы продолжаем носить в себе образы и Фигуры отца и матери. И именно эти Внутренние Фигуры часто бессознательно руководят нами, нашей жизнью, нашими выборами.

Проведены исследования, при которых отмечается, что ребенок, лишенный постоянного контакта и эмоциональной близости с родителем подвержен проблемам со здоровьем (плохо развивается, не растет, худеет и теряет общий интерес к жизни). Также отмечается, что возникающие конфликты лучше всего решать путем коммуникативных методов, которые помогут установить уважение и доверительные отношения внутри семьи.

Следует обратить внимание на то, что безусловная родительская любовь не является врожденным чувством, оно приходит непосредственно после рождения ребенка или вовсе не проявляется. Таким образом, согласно Карабановой О. А. можно выделить различные типы отношения к ребенку:

-безусловное эмоциональное принятие (любовь к ребенку при любых обстоятельствах)

-условное эмоциональное принятие (любовь к ребенку, в случае если он добивается некоторых достижений или выполняет определенные условия, чтобы заслужить родительскую любовь)

-амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку (сочетание любви и отвержения);

-индифферентное отношение (полное равнодушие, холодное отношение, отсутствие сопереживания);

-скрытое эмоциональное отвержение (непринятие ребенка, игнорирование).

-открытое эмоциональное отвержение.

Особенности детско-родительских отношений на разных возрастных этапах

Детско-родительские отношения являются необходимой подсистемой отношений семьи как целостной системы. Детско-родительские отношения можно рассматривать как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения.

В младенчестве ребенку необходимо чувствовать безопасность окружающего мира и роль родителя на данном периоде чрезвычайно велика, так как свои потребности ребенок не может удовлетворять в силу своей беспомощности. Ребенку необходимо активное взаимодействие со значимым взрослым, должна быть сформирована привязанность к взрослому, так как в данном случае родитель является единственным источником удовлетворения потребностей. Если же привязанность не будет сформирована до 12 месяцев, то психическое развитие ребенка нарушается.

Формирование предметно-орудийной компетентности является особенностью детско-родительских отношений в раннем возрасте. На данном возрастном этапе предметы становятся для ребенка не просто объектом, а вещью, имеющей определенное назначение и определенный способ употребления. Ребенок изучает истинное назначение предметов, способы овладения и роль взрослого заключается в наставничестве, сотрудничестве, помощи в затруднительных ситуациях.

В дошкольном возрасте родители развивают социальную компетентность ребенка. Родитель выступает в качестве проводника в социальный мир, играет с ребенком, учит правилам совместной игры. Также на данном возрастом этапе родитель занимается подготовкой ребенка к школе, общение может иметь ситуативно-деловой характер. Все это готовит ребенка к вступлению в новую для него социальную среду.

Сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности является особенностью детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте. В подростковом и юношеском возрасте детско-родительские отношения определяются созданием родителями условий для развития автономии и самосознания ребенка.

Очень бы хотелось, чтобы в семьях ваших родителей сформировались такие детско-родительские отношения, когда есть безусловное эмоциональное принятие. Ну, и самое главное, чтобы такие отношения построили вы в своих семьях.

Удачи, дорогие десятиклассники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"

Речь идёт о детях, какую роль в их воспитании играют взрослые: родители (семья) и школа, как от согласованности действий зависит эффективность процесса воспитания ребёнка....

Диагностика детско-родительских отношений "Лики родительской любви"

Данный опросник поможет и отцу и матери оценить, на каких основаниях строится их отношение к ребенку....

Родительское собрание на тему "Детско-родительские отношения"

Каждый из нас знает, что любовь к ребенку формируется в процессе жизни человека. Путь этого формирования может оказаться не только сложным, но и внутренне конфликтным, противоречивым. Ребенок растет, ...

Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"

Прояснить представления родителей о распределении ответственности за воспитание детей между школой и семьей...

Родительское собрание «Проблемы детско-родительских отношений и благополучия подростка в семье»

Презентация «Проблемы детско-родительских отношений и благополучия подростка в семье» - отличная возможность привлечь внимание родителей к проблемам в воспитании детей. В презентации идет речь о ...

Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"

Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"...

Родительский лекторий для мам Тема: «Детско –родительские отношения»

Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в школу, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на учителей, на школу, а сами они должны лишь контролиров...