Рабочая программа по профориентации "Я в мире профессий"
рабочая программа по психологии (9 класс)
Данная программа предназначена для содействия социально-психологической адаптации подростков в области профориентации и направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройству общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики» и воспитание социальной компетентности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ya_v_mire_professiy.doc | 195 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа «Я в мире профессий» является программой социально-педагогического направления, по функциональному предназначению – учебно-познавательной. Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
и основывается на опыте работы педагогов-психологов по психологической профилактике коррекционно-развивающих занятий Е.Д.Шваб.
Данная программа предназначена для содействия социально-психологической адаптации подростков в области профориентации и направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройству общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики» и воспитание социальной компетентности.
Проблема подготовки подрастающих поколений к труду — извечная проблема человеческого общества. Однако в различных общественно-экономических формациях она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием и обретая новые формы реализации на практике.
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задумываться о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.
Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение школьников - социально-значимый раздел обучения.
Актуальность программы обусловлена социальным заказом по результатам анкетирования учащихся общеобразовательной школы, их родителей. Важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни уберегает многих подростков от необдуманных шагов.
Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают об особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. В дальнейшем отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и общество.
Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет к человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии.
Педагогическая целесообразность программы определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.
Старшекласснику для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а помочь подготовить его к успешному решению этой задачи должна данная программа.
Новизна дополнительной общеразвивающей образовательной программы «Я в мире профессий» рассматривается как система социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих свободному профессиональному самоопределению подростков в условиях современного динамичного рынка труда. Программа дополнена рядом психологических разработок по саморегуляции личности, проведению профориентационной пробы, развитию познавательных и личностных сфер учащихся, связывающими между собой знания учащихся о своих индивидуальных особенностях с будущим выбором профиля обучения и требованиями профессий, соответствующих этому профилю.
Цель: создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения, профессиональной ориентации учащихся
Задачи:
Образовательные:
- Расширить знания учащихся о современном «рынке профессий».
- Сформировать умения соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.
- Формировать знания о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.
- Познакомить с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.
Воспитательные:
- Способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней.
- Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.
- Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей региона, его развития и благополучия.
- Формирование понимания социально-экономических особенностей и перспектив развития регионального рынка труда, и, как следствие, желание учащихся жить и работать на благо своего региона.
Развивающие:
- Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
- Формирование положительного отношения к себе, осознания своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.
- Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.
- Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.
Программа основана на следующих принципах:
- Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общения равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение (при взаимном уважении).
- Гуманистический принцип – создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика.
- Принцип культуросообразности – творчество школьников должно осваиваться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых живут.
- Принцип коллективности – опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создает условия для самопознания, самоопределения.
Принцип диалогичности – духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляется в процессе взаимодействия педагога и учащихся в творчестве, содержанием которого является обмен ценностями.
Организационные условия реализации программы:
Программа является интегрированной – изучает определённую область знаний (профориентация) и смежные с ней направления (психология, экономика, право). Системность обучения и воспитания позволяет построить образовательный процесс от формирования мотивации к деятельности до развития самостоятельности, профессионального самоопределения.
Воспитанники занимаются в свободное от основной учёбы время. Обучение организуется на добровольных началах всех сторон – участников образовательного процесса: дети – родители – педагог.
Психологическая атмосфера носит неформальный, комфортный характер. Детям предоставляется возможность удовлетворять свой интерес.
По уровню освоения программа является общеразвивающей, так как способствует формированию коммуникативной культуры детей, уверенности в своих силах, развитию самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.
По целевой установке программа является образовательной (знания не только усваиваются детьми, но и активно используются в их жизнедеятельности).
Программа ориентирована на обучающихся 8-9 классов: в 8 классе – 12 часов, в 9 классе - 12 часов и проводятся с конца января по апрель.
Формы занятий
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с возрастными особенностями развития учащихся. При проведении занятий используются как групповые формы организации занятий, так и индивидуальные.
На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений, анализ конкретных ситуаций, психотренинг, психодиагностические процедуры, поэтому требует работы специалиста педагога-психолога. Изучение отдельных тем курса предусматривает виртуальные экскурсии на различные предприятия и учреждения.
Ожидаемые результаты:
В результате усвоения курса «Я в мире профессий» обучающие должны знать:
- возможности рынка образовательных услуг региона – Красноярского края;
- психологические особенности личности;
- самоопределение;
- профессиональные интересы и склонности, способности;
- классификация, типы и подтипы профессий;
- карьера, виды карьеры;
- общение;
- самооценка;
- компенсация способностей;
и уметь:
- пользоваться правилами выбора профессии;
- раскрывать психологические особенности своей личности;
- выявлять свои способности и профессиональные интересы;
- определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
- представлять свои возможности потенциальному работодателю;
- ориентироваться в типах и подтипах профессий;
- проектировать свою профессиональную карьеру
Содержание программы
Программа для 8 класса состоит из 12 часов и предполагает изучение внутреннего мира подростка, личностных особенностей с помощью психодиагностики, ролевых игр, психотренинга. Происходит первичное знакомство с миром профессий. Обучающиеся учатся строить личностный профиль, временную перспективу.
Программа для 9 класса состоит из 12 часов, усилена практическая направленность. Большое внимание уделяется взаимодействию подростков, моделированию действий человека, связанных с достижением жизненных благ и ценностей. Обучающиеся приобретают личную уверенность в завтрашнем дне.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела (темы) программы | Общее количество часов | Форма занятия | Виды деятельности обучающихся |
8 класс | Изучение личностных особенностей подростков | 16 | ||
1.1 | Занятие самопознания и откровенности (Вводный контроль) | 1 | Лекция с элементами тренинга, диагностика | Знакомятся с содержанием программы, режимом работы, проходят вводный инструктаж по ТБ, участвуют в тренинговых упражнениях, в стартовой диагностике |
1.2 | Мой внутренний мир | 1 | Занятие-путешествие | Знакомятся с компонентами целостности личности, с правилами поведения в группе, участвуют в путешествии «Ключи в мой внутренний мир», в анкетировании |
1.3 | Личность | 2 | Беседа в форме «Вопрос-ответ» с исследованием своего типа личности | Знакомятся с понятием «личность», пишут письмо себе, проходят тестирование |
1.4 | Как ты относишься к людям, и как люди относятся к тебе | 1 | Занятие с элементами тренинга | Обобщают знания о себе, работают в парах, проходят тестирование «Мои взаимоотношения с одноклассниками» |
1.5 | В человеке все должно быть прекрасно | 1 | Занятие-дискуссия | Составляют словесный портрет, участвуют в дискуссии, в играх |
1.6 | Жизненные ценности | 1 | Занятие-планирование | Осваивают навыки целеполагания, вырабатывают стратегию их достижения, работают по методике «Солнышко» |
1.7 | Психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление) и их роль в профессиональной деятельности | 2 | Занятие – анализ | Анализируют индивидуальные особенности психических процессов, находят их связь с профессиональной деятельностью |
1.8 | Исследование самооценки | 1 | Занятие - исследование | Определяют свою самооценку, работают в группах по выработке правил поднятия самооценки |
1.9 | Самореализация | 2 | Занятие – исследование | Выявляют личностный потенциал по опроснику самоактуализации, вырабатывают пути самореолизациии |
1.10 | Личностный профиль | 1 | Занятие-игра | Презентация индивидуальности, игра «Автопортрет» |
1.11 | Игровые пробы | 1 | Занятие-игра | Участие в играх, соотношение своего образа с различными профессиями |
1.12 | Что? Где? Когда? | 1 | Интеллектуальная игра | Активизируют процесс самоопределения, принимают участие в командной игре |
9 класс | Моделирование действий человека, связанных с достижением жизненных благ и ценностей | 12 | ||
2.1 | «Пришельцы» | 1 | Профориентационная игра | Распределяют между собой роли, в ходе обсуждения определяют критерии развития общества, ищут пути самореализации |
2.2 | «Три судьбы» | 1 | Игра-диспут | Выбирают трех добровольцев на главные роли, участвуют в пресс-конференции |
2.3 | Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределение | 1 | Занятие-исследование | Соотносят самооценку со своим профессиональным выбором |
2.4 | «Бизнес-риск-мен» | 2 | Занятие-практикум, бланковая игра | Определяют свой темперамент, пытаются соотнести со своим профессиональным планом; моделируют особенности деятельности современных предпринимателей |
2.5 | Профессии наших родителей | 4 | Занятие-практикум, экскурсия | Определяют профессии родителей, |
2.6 | «Торг» | 1 | Занятие-практикум | Работают с опросником ДДО «Я предпочту», бланковая игра «Торг» |
2.7 | «Я – компаньон» | 2 | Занятие-виртуальная экскурсия | Знакомятся с особенностями коммерческой деятельности, с взаимоотношениями между компаньонами |
2.8 | «Перекресток» | 1 | Занятие – исследование | Определяют наиболее предпочитаемые сферы труда, работают с активизирующим опросником |
2.9 | «Будь готов!» | 2 | Занятие – исследование | Работают с опросником, с меню профессий, изучают возможности рынка образовательных услуг региона Вологодской области |
2.10 | «Престижные профессии» | 1 | Экскурсия | Совершают экскурсию в отделение Сбербанка, знакомятся с профессией «Банковское дело» |
2.11 | «Как поживаешь?» | 2 | Занятие-практикум | Определяют профессиональные цели, учитывая потребности общества |
2.12 | «Мне предложили работу» (итоговый контроль) | 1 | Итоговое занятие – ролевая игра | Составляют резюме, итоговая диагностика |
Календарно-тематическое планирование занятий
№ п/п | Название темы | Содержание занятия | Кол-во часов | Дата |
8 класс Изучение личностных особенностей подростков | ||||
1.1 | Занятие самопознания и откровенности (вводный контроль) | Цель: самопознание, тренировка способности к самораскрытию. Теория: ознакомление с содержанием программы, режимом работы. Вводный инструктаж по ТБ. Практика:
| 1 | 31.01 |
1.2 | Мой внутренний мир | Цель: создание положительной мотивации к изучаемому курсу; освоение своего внутреннего мира. Теория: интеллектуальный, эмоциональный и мотивационный (поведенческий) компоненты целостности личности. Понятие «внутренний мир человека». Практика:
| 1 | 07.02 |
1.3 | Личность | Цель: ознакомление обучающихся с понятием «личность», «индивидуальность», пути формирования личности. Теория: понятия «личность», «индивидуальность» Практика:
| 1 | 14.02 |
1.4 | Как ты относишься к людям, и как люди относятся к тебе | Цель: обобщить знания о себе; настрой на усиление процесса познания и понимания самого себя. Теория: коммуникация в человеческом сообществе, коммуникабельность как черта личности. Понятие коммуникативного барьера. Способы преодоления коммуникативного барьера. Навыки рефлексии, самопознания и самоанализа. Практика:
| 1 | 21.02 |
1.5 | В человеке все должно быть прекрасно | Цель: формирование эстетического вкуса и культуры отношения к себе. Теория: понятия «чистота», «здоровье», «эстетика». Практика:
| 1 | 28.02 |
1.6 | Жизненные ценности | Цель: пробуждение интереса к поиску смысла жизни; решение своих жизненных проблем. Теория: формирование позитивного образа будущего. Освоение навыков целеполагания. Формирование навыка постановки целей разного уровня и выработки стратегии их достижения. Практика:
| 1 | 07.03 |
1.7 | Психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление) и их роль в профессиональной деятельности | Цель: анализ индивидуальных особенностей психических процессов и их роль в профессиональной деятельности. Теория: понятия «восприятие», «внимание», «память», «мышление». Практика:
| 1 | 14.03 |
1.8 | Исследование самооценки | Цель: оценивание себя и успешности своих действий. Теория: понятие самооценки. Роль самооценки и разных её деформаций: заниженной и завышенной самооценки. Влияние самооценки на качественную профессиональную деятельность. Практика:
| 1 | 21.03 |
1.9 | Самореализация | Цель: открытие своих способностей и использование их в жизни. Теория: понятие «самореализация» Практика:
| 1 | 04.04 |
1.10 | Личностный профиль | Цель: расширение знаний о себе. Практика:
| 1 | 11.04 |
1.11 | Игровые пробы | Цель: соотношение своего образа с различными профессиями, определение лидерских качеств личности. Практика:
| 1 | 18.04 |
1.12 | Что? Где? Когда? | Цель: активизация процесса профессионального самоопределения; информирование о форме профессиональной подготовке. Практика:
| 1 | 25.04 |
Итого: 12 часов | ||||
9 класс Моделирование действий человека, связанных с достижением жизненных благ и ценностей | ||||
2.1 | Профориентационная игра «Пришельцы» | Цель: осознание труда как человеческой и общественной ценности Практика:
| 1 | 31.01 |
2.2 | Игра – диспут «Три судьбы» | Цель: формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути. Практика:
| 1 | 07.02 |
2.3 | Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределение | Цель: определение самооценки и соотнесение ее со своим профессиональным выбором. Теория: взаимосвязь самооценки с профессиональным выбором. Практика:
| 1 | 14.02 |
2.4 | «Бизнес-риск-мен» | Цель: определение свойства нервной системы и соотнесение с будущей профессией. Теория: темперамент, его основные свойства и типы. Психологические характеристики темперамента и его проявление в деятельности. Практика:
| 1 | 21.02 |
2.5 | Профессии наших родителей | Цель: знакомство с профессиями родителей Практика: составление диаграммы профессий родителей | 1 | 28.02 |
2.6 | «Торг» | Цель: моделирование действий, связанных с достижением различных жизненных благ и ценностей Практика:
| 1 | 07.03 |
2.7 | «Я – компаньон» | Цель: знакомство старшеклассников с особенностями коммерческой деятельности, с взаимоотношениями между компаньонами Теория: знакомство с особенностями коммерческой деятельности. Практика:
| 1 | 14.03 |
2.8 | «Перекресток» | Цель: раскрытие требований, предъявляемых профессией к личности. Теория: Скрытые положительные и отрицательные стороны профессий разного типа. Практика:
| 1 | 21.03 |
2.9 | «Будь готов!» | Цель: осознание мотивов выбора профессии. Теория: мотивы и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении и выборе карьеры. Практика:
| 1 | 04.04 |
2.10 | «Престижные профессии» | Цель: Практика:
| 1 | 11.04 |
2.11 | «Как поживаешь?» | Цель: формирование способности определять профессиональные цели исходя из потребностей развивающегося общества. Практика:
| 1 | 18.04 |
2.12 | «Мне предложили работу (итоговый контроль) | Цель: формирование умения устраиваться на работу. Теория: «Советы при трудоустройстве» Практика:
| 1 | 25.04 |
Итого: 12 часов |
Информационно - методическое обеспечение
- иллюстрированная литература;
- фотоматериалы;
- книги;
- MULTIMEDIA – поддержка программы:
тематические презентации;
видеоматериалы ВУЗов России;
электронное сопровождение: «Энциклопедия профессий Кирилла и Мефодия»
CD-ROM :«Профориентация», «Диагностическая работа психолога в школе»; музыка для релаксации
- источники Интернета:
http://www.nica.ru/dictionary/spr_vuz
http://www.ucheba.ru/vuz-spec/7445.html
- методики диагностики
Литература
- Архипов А.П. Страхование: Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 классов общеобразовательных учреждений: Предпрофильная подготовка учащихся/А.П. Архипов. М.: Вита-Пресс, 2006. – 64 с.: ил.
- Гудырин С.Н. Маркетинг: Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 классов общеобразовательных учреждений: Предпрофильная подготовка учащихся/С.Н. Гундырин, А.Н. Гундырина. -2-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2006. – 64 с.: ил.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8-11 классы, ПТУ и колледж.-М.:ВАКО, 2008. – 288 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)
- Розанова Н.М. Моя фирма: Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 классов общеобразовательных учреждений: Предпрофильная подготовка учащихся/ Н.М. Розанова - М.: Вита-Пресс, 2006. – 96 с.: ил.
- Тесленко И.Б. Менеджмент: Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 классов общеобразовательных учреждений: Предпрофильная подготовка учащихся/И.Б. Тесленко, С.В. Федин, Н.В. Федина.-2-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2006. – 64 с.: ил.
- Профессионализм педагога в условиях профильного обучения. Сборник статей научно-практической конференции 16-17 марта. Департамент образования вологодской области ГОУ ДПО «Вологодский институт развития образования», издательский центр, Вологда, 2006 г.
Литература с диагностическим материалом.
- Выбор профессии: оценка готовности школьников: 9-11 классы / С.О. Крапивянская, П.С. Лернер, О.Д. Пало и др.; под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: ВАКО, 2009. – 160 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)
- Психокоррекционная работа со старшеклассниками: тренинги/ авт.-сост. О.Н Рудякова. – Волгоград Учитель, 2008.- 99 с.
- Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях./ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 416 с. (Сердце отдаю детям)
- Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы) / авт.-сост. Е. Д. Шваб.- 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2011.-167 с.
- «Психодиагностика школьников: тексты, тесты, пояснения/Автор-составитель Г.И. Колесникова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 281 с.- (Библиотека школьника).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по профориентации "В мире профессий"
Данная разработка будет полезна учителям технологии, воспитателям, классным руководителям коррекционных школ VIII вида....
Рабочая программа курса "Я в мире профессий" для обучающихся 7 - 8 классов (соответствует требованиям ФГОС ООО). Автор - составитель: педагог - психолог Антонова С.А.
Выбор профессии - сложный и ответственный шаг, выбирать её необходимо обдуманно, с учётом индивидуальных склонностей и интересов, реальных возможностей. С целью оказания ориентационной помощи обучающи...
Классный час по профориентации «В мире профессий»
Классный час по профориентации «В мире профессий».Цель – познакомить обучающихся с некоторыми профессиями, привлечь их внимание к необходимости осознанного выбора профессии в соответствии с личн...
Социальные проект по профориентации "В мире профессий"
Проект направлен на формирование у обучающихся по адаптированным образовательным программам профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями и индивидуальных осо...
Классный час по профориентации "В мире профессий"
Цель: Дать учащимся представления об основах профессионального самоопределения, расширить знания учащихся о профессиях. направленности...
Презентация к классному часу по профориентации "В мире профессий"
Цель: Дать учащимся представления об основах профессионального самоопределения, расширить знания учащихся о профессиях. направленности...
Рабочая программа Профессионального самоопределения «В мире профессий»
Данная программа предполагает хотя бы частичное решение названных проблем и направлена на обучающихся 10-ого класса основной школы, их профессиональное определение после окончания средней школы.Главна...