Программа коррекционных занятий для обучающихся с ЗПР
рабочая программа по психологии
Курс коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление различных типичных недостатков психического (психологического) развития, которые в совокупности определяют наличие особых образовательных потребностей детей с задержкой психического развития (ЗПР). Рабочая программа отражает содержание психокоррекционных занятий, подобранное с учетом перечисленных во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО обучающихся с ЗПР особых образовательных потребностей данной группы школьников, получивших рекомендацию обучения по варианту 7.2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_korrektsionnyh_zanyatiy_zpr_1_gruppa.docx | 36.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление различных типичных недостатков психического (психологического) развития, которые в совокупности определяют наличие особых образовательных потребностей детей с задержкой психического развития (ЗПР). Рабочая программа отражает содержание психокоррекционных занятий, подобранное с учетом перечисленных во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО обучающихся с ЗПР особых образовательных потребностей данной группы школьников, получивших рекомендацию обучения по варианту 7.2
Общая цель психокоррекционных занятий все годы обучения в начальном звене соответствует приведенной в адаптированной образовательной программе (АООП). Она заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление или ослабление проблем в познавательном и эмоциональном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений, коррекцию недостатков саморегуляции, формирование учебной мотивации.
Идентичными остаются общие задачи курса, соответствующие особым образовательным потребностям детей с ЗПР:
- формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения – способности к самостоятельной организации собственной деятельности;
- совершенствование познавательной деятельности как основы компенсации, коррекции и профилактики вторичных нарушений психологического развития, коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;
- стимулирование познавательной активности, интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру и осознанию имеющихся трудностей, формирование школьной мотивации;
- освоение социально одобряемых норм поведения, противодействие закреплению дезадаптивных черт и отклонений в формировании личности;
- компенсация эмоционального неблагополучия, развитие самосознания;
- освоение и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- содействие становлению сферы жизненной компетенции и преодолению различных дисфункций, а также достижению личностных и метапредметных результатов образования.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса
Программа курса «Психокоррекционные занятия» составлена по модульному принципу.
Содержание, форма организации - групповая, подгрупповая, индивидуальная; продолжительность занятий в рамках конкретного модуля определяется мерой практической актуальности для учащихся определенного класса.
Психокоррекционные занятия позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.
В соответствии АООП выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание осуществляется, исходя из психофизических особенностей, обучающихся с ЗПР, определяемых на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Эффективность психокоррекционных занятий может быть достигнута только при обеспечении соблюдения принципа комплексности, когда реализуется тесное взаимодействие педагога-психолога с учителем класса, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, родителями и другими потенциальными участниками сопровождения.
Место курса в учебном плане
Приведенная рабочая программа составлена на 52 часа (2 часа в неделю). Занятия начинаются с начала октября и до конца апреля. Сентябрь и май отводятся на диагностику.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
В соответствии с выделенными в АООП направлениями психокоррекционная работа конкретизирована и представлена следующими модулями:
Адаптационный модуль «Снова в школу» (установление позитивных отношений в классе, принятие социальной роли школьника)
Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения).
Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (модуль по развитию пространственно-временны́х представлений, модуль по активизации познавательной деятельности).
Развитие коммуникативной сферыи социальная интеграция (модуль по развитию способности к взаимодействию с одноклассниками);
Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (модуль по обучению элементарным навыкам регуляции эмоциональных состояний).
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях (модуль по совершенствованию познавательной деятельности на учебном материале);
Выбор модулей, последовательность и количество часов, отводимых на тот или иной модуль, определяется образовательной организацией самостоятельно. Однако начинать с адаптационного курса представляется необходимым.
Календарно-тематическое планирование 1 группа
№ п/п | Тема занятия | Примерное содержание занятий | Дата проведения |
Адаптационный модуль «Снова в школу» (7 часов) | |||
Планирование «Открытка к дню Учителя» | Совместное со взрослым составление пошагового плана выполнения задания: выбор элементов, размещение в рамочке, наклеивание. | ||
Как я провел лето | Игры, помогающие детям вспомнить имена друг друга, повышающие эмоциональный тонус и способствующие налаживанию контакта. Любая форма презентации своих летних впечатлений (рассказ, пантомима, рисунок). | ||
Школьные правила | Викторина. Рисунок «Я в школе» (цветными карандашами). | ||
Школьные правила | Повторение – закрепление материала прошлого года. | ||
План школы | Схематические изображения пути от входа к классу, от класса к столовой, библиотеке, спортзалу. | ||
План класса | Схематическое изображение классной комнаты. Игры на угадывание объекта. | ||
Правила вежливости | Пиктографические изображения запрещенного и одобряемого поведения. Презентация пиктограмм. | ||
Модуль по формированию произвольной регуляции познавательной деятельности (9 часов). | |||
Контроль | Реализация плана. Сложение полоски из геометрических фигур по схематически обозначенному правилу. Зарисовка. Проверка результата. | ||
Планирование «Сам собираюсь в школу». | Графический диктант (усложненные варианты узора). | ||
План деятельности | Шифровка (замена определенных цифр буквами). | ||
План и контроль результатов деятельности | Совместное со взрослым выделение этапов приготовления задания с последующей пиктографической зарисовкой (портфель: дневник-учебники-тетради-пенал). Словесный отчет. | ||
Формирование произвольной регуляции | Задание: обозначить ориентиры и путь (стрелками) от определенного объекта до школы | ||
Формирование произвольной регуляции | Распределение функций в подгруппах: организатор, исполнители, контролер). | ||
Развитие самоконтроля | Поэтапное выполнение задания (идентификация ориентиров, внесение на схему, обозначение, расставление стрелок). | ||
Развитие самоконтроля | Конструирование по условию. | ||
Игра с правилами | Игра с запретом называния определенных слов (3 условия). | ||
Модуль по развитию пространственно-временных представлений (8 часов). | |||
Календарь | Работа с наглядным пособием | ||
Неделя | Дни недели. Независимость числа и дня недели. Подсказки в названиях дней. | ||
Месяц | Названия месяцев (по сезонам года, начиная с осенних). Последовательность месяцев. | ||
Сезон | Лента времени. Сезонные отличия. | ||
Времена года | Наши дни рождения. | ||
Год | Времена года. Ждем праздника | ||
Ориентировка в пространстве. | Игры-задания на ориентировку пространстве (справа-слева, под-над). Выделение детей, имеющих индивидуальные трудности ориентировки. | ||
Пространство в нашей речи. | Пространственные термины: далеко – близко, рядом, между, над – под, из – за, из – под. | ||
Модуль по развитию коммуникативных навыков (9 часов). | |||
Мы такие разные | Игры, привлекающие внимание к сверстнику. Комплименты-похвалы (аккуратный, внимательный, вежливый, находчивый, веселый, честный, дружелюбный, отзывчивый, благодарный и др.). | ||
Общение без слов. | Игры на невербальное взаимодействие (по Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой): «Жизнь в лесу», «Птенцы», «Ожившие игрушки». | ||
Распознание эмоциональных состояний по мимическим проявлениям. | Распознавание натуральных изображений основных эмоций (радость, удовольствие, страх, стыд, гнев, печаль). | ||
Распознавание эмоциональных состояний по схематическим изображениям мимики, жестам. | Вербализация чувств персонажей понятных детям художественных произведений, текстов. | ||
Внимание к партнеру по общению. | Жесты одобрения, поддержки, дружбы, прощания, угрозы. Игры, предполагающие тесный телесный контакт между детьми в парах сменного состава. | ||
Заданный и самостоятельный выбор в подгруппах сюжетов для невербальной демонстрации | Прочтение смайликов. Самостоятельное изображение символов эмоциональных состояний. Игра «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем». | ||
Игры на невербальное взаимодействие – поддержку | Воспроизведение движений, мимики (по разным условиям), ранжирование по признакам (рост, цвет волос и т.п.), описание партнера по общению с комплиментами («Расскажи, какая Оля красивая»). | ||
Вежливость. | Вежливые слова: игры с включением формул речевого этикета (можно, извините, спасибо, пожалуйста, прошу вас и т.п.). Стихи о вежливости (С.Я. Маршак и др.). | ||
Модуль по активизации познавательной деятельности (16 часов). | |||
Развитие аналитико-синтетической деятельности. | Выделение функционально-значимых частей визуально представленных и воображаемых объектов. Зарисовывание проанализированных объектов. | ||
Развитие памяти и внимания | В поисках клада | ||
Перцептивная классификация (цвет форма, величина). | Выделение и вербализация принципа классифицирования. Задание на сериацию. | ||
Развитие произвольного внимания. | Перепутанные дорожки. Найди различия (идентичные картинки с незаметными отличиями). Различные (легкие и средней сложности) варианты графических диктантов (образцы заданий в пособии Н.В. Бабкиной). | ||
Развитие зрительной памяти. | Фигуры для запоминания предъявляются через проектор. Выбор (вычеркивание) осуществляется на индивидуальных таблицах. Что изменилось (определение 1-2 недостающих, перемещенных предметов). Восстановление по памяти места объекта (Методика Т.В. Розановой, «Точки» Н.В. Бабкиной и т.п.): 6 объектов. | ||
Развитие смысловой памяти и воображения. | Установление закономерностей на визуально представленном материале (с одновременным учетом 2 признаков). | ||
Рифмовка | Закончи стихотворение | ||
Классификация | Угадывание объектов из наиболее часто употребляемых групп житейских обобщений (по двум классификационным признакам): на наглядно представленном материале. | ||
Нелепицы | Чепуха (картинки и тексты с очевидными смысловыми ошибками). | ||
Решение логических задач | Отгадывание загадок. Решение логических задач | ||
Диагностическое занятие | корректурная проба, оценка оперативной памяти | ||
Шифровки и расшифровки | Шифровки и расшифровки | ||
Декодирование | Декодирование ранее созданных пиктограмм. | ||
Я – шифровщик | Обучение кодированию запоминаемых литературных произведений с сериями объектов. | ||
Символы и знаки вокруг нас. | Марки автомобилей. Дорожные знаки. | ||
Мнемотаблицы | Оценка запоминания информации с опорой на представленные символы. | ||
Модуль по формированию элементарных навыков эмоциональной регуляции (произвольного поведения) 3 ч. | |||
Стабилизация эмоционального состояния обучающихся. | На выбор цикл артерапевтических занятий; рецептивная, активная, интегративная музыкотерапия; психогимнастика, изотерапия и др. | ||
Закрепление навыков эмоциональной экспрессии. | Мимическое, символическое, двигательное выражение эмоций | ||
Обучение элементарным навыкам релаксации. | Релаксационные упражнения, включенные в контекст занятия. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. М., 2006 (в пособии представлена программа по активизации познавательной деятельности со стимульным материалом и поурочным планированием).
Бабкина Н.В. Оценка готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития Пособие. М., 2015. (в пособии представлены диагностические ориентиры для определения уровня произвольной регуляции познавательной деятельности).
Вильшанская А.Д. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решениии проблем ребенка / А.Д. Вильшанская, М.И. Прилуцкая, Е.М. Протченко.- М.: Генезис
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С.Г. Шевченко. М., 2004.
Дунаева З.М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития. Пособие. М., 2006.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотерапевтические упражнения, коррекционные программы /Н.В. Самоукина. Любое издание.
Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы. Подготовительный класс.
Практика применения функционально-уровневого подхода в организации обучения детей с ЗПР (с фрагментами статьи С. А. Домишкевича «Функционально-уровневый подход к диагностике и коррекции познавательной деятельности в норме и при отклонениях в развитии») / Е. Л. Инденбаум, А. А. Трушкова, С. В. Кованенко, В. С. Соловьева, И. Г. Кирилкина, О. И. Коростелева // Дефектология. - 2005. - № 4. - С. 41-54.
Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Кн.для воспитателя детского сада. М.: «Просвещение», 1991.
Дополнительная литература
Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: учеб.для студ.сред.и высш.пед.учеб.заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. М., 2001.
Бабкина Н.В. Где, чему и как учить ребенка с задержкой психического развития // Начальная школа.-2015.-№8.
Бабкина Н.В. Готовность детей с ЗПР к обучению в школе: от диагностики к особым образовательным потребностям // Педагогика и психология образования.- 2016.- № 2.
Бабкина Н.В. Жизненные компетенции как неотъемлемая составляющая содержания образования детей с задержкой психического развития // Воспитание школьников.- 2016.- № 7.
Бабкина Н.В. Основные направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития // Дефектология.- 2016.- №2.
Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития. Монография. М., 2016 (в монографии представлена комплексная программа коррекционно-развивающей работы по формированию осознанной регуляции в познавательной деятельности у детей с ЗПР, диагностические материалы).
Бабкина Н.В. Современные подходы к оценке достижений и трудностей младших школьников с задержкой психического развития // Педагогика и психология образования.- 2016.- № 3.
Бабкина Н.В. Традиции отечественной научной школы дефектологии в современных подходах к образованию детей с ЗПР // Дефектология.-2016.- № 5.
Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. Монография. М., 2009.
Вильшанская А. Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе [Текст] / А. Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. – № 1. – С. 47-54.
Вильшанская А. Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в условиях системы коррекционно-развивающего обучения [Текст] / А. Д. Вильшанская // Дефектология. - 2007. - № 2. - С. 50-57.
Вильшанская А.Д. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с ЗПР в процессе коррекционной работы с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша» // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2016.- № 7.
Вильшанская А. Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе – М.: Школьная Пресса, 2008. – 123с.
Вильшанская А. Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР [Текст] // Дефектология.- 2005. - № 2. – С. 57-65.
Вильшанская А. Д. Специфика формирования приема понимания скрытого смысла пословиц и поговорок у детей с трудностями в обучении [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. - № 5. – С. 13-26.
Вильшанская А. Д. Работа учителя-дефектолога над пониманием скрытого смысла пословиц и поговорок учащимися с трудностями в обучении [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. - № 6. – С. 22-32.
Гостар А.А., Очковская Т.Ю, Величко С.А. Формирование замещающей функции мышления у дошкольников с задержкой психического развития с использованием конструирования // Дефектология.-2015.-№5.
Гризик Т.И. Узнаю мир. Развивающая книга для детей 5-6 лет. Серия «Радуга». М.: Просвещение
Инденбаум (Шепко) Е. Л. Коррекция познавательной деятельности младших школьников с нарушениями интеллектуального развития во внеклассной работе с позиций функционально-уровневого подхода / Е. Л. Инденбаум (Шепко), А. Н. Косымова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 5.
Инденбаум Е.Л. Новый взгляд на старую проблему: к вопросу о формах отставания в психическом развитии, образовательных потребностях детей и возможных путях помощи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011.-№5.
Инденбаум Е.Л. Школьники с легкими формами интеллектуальной недостаточности: психолого-педагогическая диагностика и характеристика психосоциального развития. Монография. Иркутск, 2012.
Коробейников И.А., Бабкина, Н.В. От вариантов развития детей с ЗПР к образовательным маршрутам //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2016.-№ 1.
Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология – 2006.- №5.
Медведева Е.А., Ильина И.Б. Формирование диадного общения младших школьников с задержкой психического развития средствами арттехнологий. Монография. М., 2010.
Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. М., 2007.
Селиванова Т.А. Психологические условия гармонизации переживаний ребенка в художественно-творческой деятельности дошкольников и младших школьников. Дис.канд.психол.н. М., 2005.
Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / под ред. Л. А. Венгера. – М., 1996.
Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2003.-160 с.
Шапкина Т.А. Специфика психолого-педагогической работы в условиях реализации программы дополнительного образования в ДОУ // Научная дискуссия; вопросы педагогики и психологии. сб.ст. по материалам LI междунар.науч.-практ.конф.-№6 (51). - М.,Изд."Интернаука",2016.- с.185 (арт-терапевтическая программа Т.А. Селивановой).
Материально-техническое обеспечение
Для проведения групповых психокоррекционных занятий необходимо оборудованное помещение, позволяющее детям выполнять задания и за партами (столами), и в движении (в т.ч. лежа). Необходимы:
- индивидуальный раздаточный стимульный материал для подгрупповой диагностики (диагностические тетради, серии сюжетных картин и наборы картинок для выполнения классификации и пр.);
- демонстрационный материал – репродукции картин художников, дорожные знаки, макет часов со стрелками и т.п.;
- магнитофон и комплект аудиозаписей с музыкальными произведениями различного характера (бодрящими, успокаивающими, релаксирующими);
- доска с магнитными держателями;
- фланелеграф;
- мультимедиапроектор и экран;
- переносные носители информации;
- наборы конструкторов (строительный материал разной формы и цвета);
- плоскостные крупные геометрические фигуры разной формы (мозаика);
- значительное количество расходного материала для изобразительной деятельности (гуашь, акварель, бумага форматов А3 и А4, баночки для воды, кисточки разной толщины), цветные карандаши и фломастеры;
- мягкие игрушки и куклы среднего размера, пальчиковые куклы;
- маски животных и сказочных персонажей, аксессуары для создания игрового образа;
- материал для лепки;
- защитные клеенки на столы;
- тетради для записей;
- индивидуальные полиуретановые коврики.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Критерии для оценки успешности освоения программы психокоррекционной работы первоклассниками составляются в соответствии с планируемыми результатами, приведенными в конце представленной примерной рабочей программы.
Все перечисленное позволяет осуществлять мониторинг становления сферы жизненной компетенции. Календарно-тематическое планирование по годам обучения осуществляется с учетом запланированных результатов образования.
Результаты формирования сферы жизненной компетенции проявляются в последовательном улучшении перечисленных ниже умений.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:
– различать ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
– обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной помощи;
– использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь: понимаю или не понимаю;
– оценить успешность своей деятельности, адекватность поведения, объективную сложность задания и дать аналогичную оценку возможностям одноклассника.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни проявляется:
– в участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
– в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
– в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность;
– в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:
– в расширении знаний правил коммуникации;
– в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;
– в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
– в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
– в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
– в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
– в освоении культурных форм выражения своих чувств.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временно́й организации проявляется:
– в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
– в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
– в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;
– в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;
– в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
– в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;
– в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется:
– в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;
– в освоении необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
– в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
– в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
– в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
– в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта;
– в выражении своих чувств соответственно ситуации социального контакта.
Средствами для решения задач мониторинга являются включенное (на психокоррекционных занятиях) и внешнее наблюдение, согласованная экспертная оценка, создание экспериментальных ситуаций, в т.ч. «естественный эксперимент»: участие в различных внеклассных мероприятиях, оценка, получаемая в ходе выполнения различных заданий и диагностических методик.
Педагог-психолог осуществляет текущий мониторинг, отражает его в карте развития ребенка и докладывает результаты на психолого-педагогическом консилиуме (ППк) в соответствии с локальными актами образовательной организации.
В случаях стойкого отсутствия положительной динамики, нарастании дезадаптации обучающегося при согласии родителей (законных представителей) необходимо направить на расширенное психолого-медико-педагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание психокоррекционной работы.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР курса «Психокоррекционные занятия» в соответствии с АООП обучающихся с ЗПР не влияют на итоговую оценку освоения адаптированной основной общеобразовательной программы.
Разнообразие психологических особенностей обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса «Психокоррекционные занятия». Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые педагог-психолог пытается достичь. Желательны следующие результаты психокоррекционной работы.
В области адаптации обучающегося к школьным требованиям:
- позитивное отношение к посещению школы;
- соблюдение школьной дисциплины;
- ориентировка в пространстве класса и школьном здании;
- социально-нормативное обращение к педагогу;
- социально-нормативное поведение в общественных местах школы;
- формирование школьной мотивации.
В области развития произвольной регуляции деятельности и поведения:
- формирование осознания необходимости прилагать усилия для полноценного выполнения заданий;
- формирование дифференцированной самооценки (постарался – не постарался, справился – не справился);
- формирование умения составлять программу действий (возможно совместно со взрослым);
- формирование умения соотносить полученный результат с образцом, исправляя замеченные недочеты (у соседа, у себя);
- формирование способности задерживать непосредственные импульсивные реакции, действовать в плане заданного, не отвлекаясь на посторонние раздражители;
- способность правильно выполнять задание (с соблюдением инструкции, удерживая план деятельности);
- способность относительно объективно оценивать достигнутый результат деятельности;
- способность давать словесный отчет о проделанной работе;
- формирование способности к переносу полученных навыков на реальную учебную деятельность.
В области коррекции недостатков развития познавательной сферы и формирования высших психических функций:
- совершенствование мотивационно-целевой основы учебно-познавательной деятельности;
- улучшение качества понимания инструкции (с уточнением, но без наглядного показа), возможность осуществлять последовательные действия на основе словесной инструкции (графический диктант);
- способность ориентироваться в пространстве, используя графический план и ориентиры, понимать словесные обозначения пространства;
- способность ориентироваться во времени суток, понимать протяженность недели, месяца, года;
- возможность концентрации и произвольного удержания внимания;
- способность воспроизводить требуемое пространственное соотношение частей объекта (геометрические мозаики, графические планы, зарисовывание наглядно представленного объекта и т.п.);
- способность к выделению функционально-значимых частей объектов, установлению закономерностей на наглядно представленном материале;
- возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать его;
- возможность понимания символических обозначений;
- способность к вербализации своих действий;
- способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;
- способность решать учебно-познавательные задачи в образном или частично в умственном плане.
В области развития эмоционально-личностной сферы и коррекции ее недостатков:
- уменьшение количества (выраженности) нежелательных аффективных реакций;
- улучшение эмоционального состояния, определяемого по показателям активности, проявлений познавательного интереса, качественных характеристик контакта и аффективного компонента продуктивности;
- снижение степени эмоциональной напряженности;
- отдельные проявления попыток регулировать свое эмоциональное состояние.
В области развития коммуникативной сферы и социальной интеграции:
- способность обращать внимание на внешний вид, настроение, успехи одноклассников;
- уменьшение проявлений эгоцентризма и количества конфликтных ситуаций;
- снижение количества проявлений агрессивного поведения, в т.ч. вербальной агрессии;
- формирование умения дифференцировать ситуации личностного и делового общения;
- овладение формулами речевого этикета;
- снижение проявлений тревожности и враждебности по отношению к сверстникам и педагогам;
- повышение и стабилизация социометрического статуса ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Доклад"Индивидуальные и групповые коррекционные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" с Фестиваля передовогопедагогического опыта р.п. Усть-Уда март 2012 год....
Рабочая учебная программа по предмету: «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия» для обучающихся 5- х классов VIII вида
Цель данной программы: коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы младших подростков с умственной отсталостью, повышение самостоятельности и расширение возможности их общения в совреме...
План – конспект коррекционного занятия Для обучающихся 3 К класса с лёгкой, умеренной и глубокой умственной отсталостью (групповое)
Тема занятия: «Формирование правильной осанки посредствам упражнений с мячом»Цель: · способствование лучшему пониманию и усвоению физ...
Формирование коммуникативных навыков и БУД на групповых коррекционных занятиях с обучающимися с ТМНР
Презентация к межрайонному семинару-практикуму ГБОУ Школа №281 от 22.12.2017 г...
Мастер-класс. Формирование коммуникативных навыков и БУД на групповых коррекционных занятиях с обучающимися с ТМНР
Текст к Презентации Мастер-класса, представленного педагогом в соавторстве с учителем-дефектологом Дудкиной А.В. 24.10.2018 на V Международной научно-практической конференции "Научное обеспечение...
Конспект подгруппового коррекционного занятия для обучающихся 2 класса с УО (ИН)
Конспект подгруппового коррекционного занятия:«Определение на ощупь объёмных и плоскостных предметов с разными свойствами»...
Коррекционно-развивающая программа логопедических занятий для обучающихся «Коррекция нарушений письма» (5 класс)
Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи. Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое разви...