Индивидуальные и групповые коррекционные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
статья по теме

Будникова Наталья Юрьевна

Доклад"Индивидуальные и групповые коррекционные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" с Фестиваля передового

педагогического опыта р.п. Усть-Уда март 2012 год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Будникова Наталья Юрьевна, учитель коррекционного класса

МБОУ «Усть-Удинская СОШ №2»

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья обеспечена нормативно-правовой базой:

- Конституцией РФ;

- Законом РФ «Об образовании»;

- Декларацией Генеральной Ассамблеи ООН. О правах умственно-отсталых детей» от 20.12.1971 г.;

- Постановлением правительства РФ № 288 от 12.03.1977 г. «Об учреждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

- Приказом Главного управления общего и профессионального начального образования администрации Иркутской области от 07.10.2003 г. и Главного управления социальной защиты населения администрации Иркутской области от 21.10.2003 г. №299;

- Распоряжением Министерства образования Иркутской области от 20.04.2010 г. № 164 мр;

- Положением о специальных (коррекционных классах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Усть-Удинская СОШ № 2».

В качестве первоочередной задачи мною определено - создание условий, в которых каждый ребенок независимо от уровня интеллекта и физического развития мог бы развивать свои способности.

Комплексный подход в коррекционной работе

- Психологический. Коррекция сенсорной недостаточности пространственной и временной ориентировки. Коррекция познавательных процессов, произвольного внимания, памяти, ощущений, восприятия, мышления.

- Социальный. Социальная среда «Я и дети», «Я и взрослые», «Я и семья», «Я и окружающий мир».

- Медицинский. Наблюдения невропатолога, лора, педиатра.

- Педагогический. Игра и учебная деятельность - обучение грамоте, словарь, грамматический строй, пересказ, рассказ, выводы, фонематический слух, фонематический анализ и синтез, артикуляционный аппарат, речевые звуки (гласные, согласные).

Зная о необходимости комплексного подхода в коррекционной работе, включающего психологический, социальный, медицинский и педагогический аспекты, привлекла к работе данных специалистов. Для осуществления педагогического и психологического аспекта проводим индивидуальные, групповые коррекционные занятия.

В типовом базисном учебном плане общеобразовательного учреждения предусмотрены часы для групповых и индивидуальных коррекционных занятий за счет школьного компонента. Продолжительность занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20 минут. В группы можно объединить 3-4 человека, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии усвоении школьной программы, занятия проводятся во вторую половину дня. Исходным принципом является принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе комплексной диагностики и оценки резервов потенциальных возможностей ребенка, исходя из понятия «зона ближайшего развития».

Содержание индивидуальных занятий должно исключать формальный механический подход, «натаскивание» в каком-то одном навыке. Планируется не столько достижение отдельного результата (чтобы ребенок выучил таблицу умножения и др.). Главное - создать условия в максимальной степени способствующие развитию ребенка. При изучении физического развития и индивидуальных особенностей обучающихся принимаются во внимание следующие показатели: Сборник докладов фестиваля передового педагогического опыта 2012 год

- Физическое состояние и развитие ребенка;

- Особенности и уровень познавательной сферы;

- Отношение к учебной деятельности.

- Особенности эмоционально-личностной сферы фиксируются в дневниках наблюдений. При необходимости проводятся консультации психолога.

- Особенности усвоения знаний, умений, навыков, требуемых программой. Изучение индивидуальных особенностей детей позволяет планировать сроки коррекционной работы. Подготовку и проведение коррекционных занятий по положению проводит сам учитель, однако ему необходима помощь логопеда и психолога. У нас психолог работает с детьми во вторую половину дня два раза в неделю, деля класс на группы. Результаты работы вносятся в дневник наблюдений.

При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо также помнить об особенностях восприятия детьми учебного материала, о специфике мотивации их деятельности, об эффективном использовании различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, заданий, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка. При этом нельзя забывать об исправлениях в коррекционной работе.

Основные направления в коррекционной работе

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов;

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие представлений о времени;

- развитие слухового внимания и памяти;

- формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- группировка и квалификация;

- умение работать со словесной инструкцией;

- умение планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-логического мышления.

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

- упражнения для мимики лица;

- драматизация, чтение по ролям.

6. Развитие речи. Овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Исходя из этих направлений, подбирается материал для коррекционных занятий и работы на уроке. Далее предложенные упражнения можно использовать на отдельных занятиях и уроках.

Коррекционная работа по развитию моторики и зрительной координации:

- Рисование геометрических фигур и узоров.

- Обведение по контуру геометрических фигур.

- Вырезание фигур из бумаги.

- Раскрашивание и штриховка. Сборник докладов фестиваля передового педагогического опыта 2012 год

- Рисование, лепка, аппликация.

- Конструирование, работа с мозаикой.

- Выкладывание фигур из спичек и палочек.

- Выполнение фигур из пальцев.

- Освоение ремесел (шитье, вышивка, вязание, плетение).

Крупная моторика (сила, движений)

- Игры с мячом.

- Игры, копирование движений ведущего.

- Игры на попадание в цель.

- Физминутки.

- Занятия ритмикой.

Коррекционная работа по развитию речи

- Разучивание стихотворений;

- Пересказ и рассказ, прослушивание грам. записей;

- Скороговорки;

- Игры в слова и со словами:

1. Назвать слова противоположные по значению;

2. Составить слова из набора букв А, к, с, о, и, м, р, т

М, ш, а, н, и, ы, г, р;

3. Подобрать в рифму слово к слову по сюжетной картинке;

4. Перевернутые слова

Маиз-зима;

5. Составление слов из слогов;

6. Составление слов по конструкции

-о-ь м-- --

7. Составление палиндромов

Анна, шалаш, казак, наган.

Лёша на полке клопа нашёл

8. За 3 минуты написать больше слов, состоящих из 3 букв, 2 слогов…

Коррекционная работа по развитию внимания

1. Словарный диктант с комментированием

2. Обнаружение ошибок в тексте

3. Корректурные задания. Вычеркнуть определенную букву в печатном тексте за 5 мин. Правила усложняются - одновременно отыскиваются 2 буквы. Одна зачеркивается, другая подчеркивается или на одной строке обводится кружком, на другой отмечается палочкой

4. Чтение текста до заданного выражения

5. Воспроизведение какого-либо образца (геометрического рисунка)

6. Найди слова (В слове отыскать другое слово: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, дорога, олень и т.д.)

7. «Перепутанные линии»

8. «Найди отличия»

9. Запоминание числа порядка предметов (число увеличивается)

10. «Залить все» (перечислить предметы, их последовательность, цвет).

Совершенствование движений и сенсомоторного развития идет на занятиях гончарным делом (правда в этом году не нашли для этого часов), во время работы со спичками. Здесь пытаемся решить сразу несколько проблем:

1. развитие мелкой моторики;

2. то, что мы строим замок из спичек в подарок школе - осознание своей причастности к коллективу школы;

3. коррекция некоторых поведенческих отклонений.

Эта работа проводится на коррекционных занятиях. Здесь и самое время для каких-либо Сборник докладов фестиваля передового педагогического опыта 2012 год

этических бесед.

С IV четверти на коррекционных занятиях будем работать по программе «Цветоводство» и декоративное садоводство». Программа специальных (коррекционных) образовательных школ 8 вида. 5-9 кл. В.В. Воронковой, Москва «Владос» 2000 г. Выращиваем цветы и овощи, уносим домой.

При проведении коррекционных занятий использую также раскраски, детские кроссворды.

Также необходимо всегда помнить, что задачей классов 8 вида является не только коррекция дефектов развития в процессе обучения общеобразовательным дисциплинам и разностороннего воспитательного воздействия. Другой не менее важной задачей является подготовка их к трудовой деятельности по одной из рабочих профессий. Эта задача решается путем сообщений учащимся системы профессионально-трудовых знаний, умений, навыков. Дети приобретают на уроках труда, что и старшеклассники на коррекционных занятиях. Здесь говорим о выборе профессии. В младших классах рекомендуется работать по ликвидации пробелов в знаниях. Комплексный подход включает в себя, как вы помните, медицинский аспект. Под руководством медика начали пить чай с витамином С. Также медика стараемся задействовать на коррекционных занятиях. Частым гостем у нас являются работники КДН.

От нас, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, требуется многое: терпение, доброжелательное отношение, фиксация малейших успехов, готовность работать и общаться с учетом их возможностей и ... любовь.

И о проблемах

1. В одном классе обучаются и воспитываются дети 4, 5, 7, 8, 9 классов. Отсюда сложности.

2. Коррекционный час у нас в этом году не вошел в учебный план, а это работа обязательная и уроком здесь не ограничишься. Поэтому с помощью родителей открыли в этом году группу продленного дня. Хотя по положению данные классы и должны открываться с продленным днем.

3. В классе есть дети-инвалиды с психологическими отклонениями (состоящие на учете в психодиспансере).

В заключение - диагностика «Классный руководитель глазами детей».

1. С каким настроением ты идешь в школу?

с радостью – 7 человек

с привычным равнодушием –

с предчувствием неприятностей –

скорей бы все это кончилось -

2. Бывают ли у тебя в школе неприятности?

часто – 1

редко – 5

никогда -1

3. Если бывают, то от кого они исходят?

от учителей –

от классного руководителя – 1

от учеников - 6

4. Бывают ли конфликты с классными руководителями?

часто –

редко –

никогда - 3

5. Какую роль, по-твоему, исполняет в классе твой классный руководитель?

контроль успеваемости и дисциплины – 5

вторая мама –  

организатор досуга –

помощник в трудных делах – 1

старший товарищ -

другое - 1

6. Что присуще классному руководителю по отношению к тебе?

хвалить – 6

подбадривать – 1

делать замечания –

ругать –

жаловаться родителям –

быть вечно недовольным –

другое -

7. Какое чувство ты испытываешь к классному руководителю?

люблю - 2

уважаю - 5

8. Тебе хотелось бы от него перенять:

великодушный характер - 5

манеру поведения - 5

умение хорошо выглядеть -1

разносторонние знания - 6

другое -

9. Что посоветовал бы ты своему классному руководителю?

(счастья, не грустить, долгих лет жизни)

10. Ты считаешь, что твой класс

сплочен и дружен - 6

разбит на группы - 1

каждый живет сам по себе -

11. Какие классные мероприятия тебе понравились?

День именинника

Классные часы, диспут

12. Что ты знаешь о своем классном руководителе?

(учитель хороший, не ругается, ставит хорошие оценки)

13. Можешь ли ты сказать, что тебе повезло, что ты учишься в этом классе?

повезло - 7.

Психологи также рекомендуют такое средство - иметь объект любви до самой смерти, не терять с возрастом своей сексуальности (особенно это относится к учителям). И еще одно средство - смех, улыбка. Чувство радости заставляет расширяться все мельчайшие кровеносные сосуды, ускоряет кровообращение, повышает жизненную энергию организма. Ученые выяснили, что даже если вам невесело, а просто растягивать окологубные мышцы в улыбке - в мозг подается сигнал и результат будет тот же. Улыбнитесь! Без любви все ничто!

Литература

1. Шевченко С.Г. «Коррекционно-развивающее обучение». – Москва: «Владос», 2001 г.

2. Акимова М.К. «Психологическая коррекция умственного развития школьников». – Москва: «Академия», 2000 г.

3. Соколова С.М. «Коррекционно-развивающее обучение в условиях общеобразовательной школы». – Иркутск, 2011 г.

4. Афанасьева Л.Ф. «Особенности образовательного процесса в классах коррекции». – Волгоград: «Учитель», 2010 г.

5. Коррекционная педагогика Б.П. Пузанова. - Москва: «Академия», 1999 г.

6. Власова Т.В. «О детях с отклонениями в развитии». – Москва: «Просвещение», 1973 г.

7. Кащенко В.Б. «Педагогическая коррекция». – Москва: «Просвещение», 1994 г.

8. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», № 6 2003 г.

9. Гончарова Н.М. «Внеклассные мероприятия в коррекционных классах». – Волгоград: «Учитель», 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по предмету: «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия» для обучающихся 5- х классов VIII вида

Цель данной программы: коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы младших подростков с умственной отсталостью, повышение самостоятельности  и расширение возможности их общения в совреме...

Анализ имеющегося опыта применения компьютерных коррекционно – развивающих логопедических программ и игр на логопедических занятиях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи)

Всем известно, как в наш компьютерный век сложно увлечь детей, а использование интерактивных средств помогает создать у них положительную мотивацию. Такими возможностями обладают компьютерные коррекци...

Адаптированная программа «Коррекционно-развивающих занятий» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с НОДА, УО – легкой, ТНР – ФГОС с ОВЗ

Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА, УО – легкой, ТНР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом ра...

Аналитическая справка о результатах коррекционной работы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

С целью мониторинга физического развития в начале, середине и конце учебного года проводятся тестирования учеников на показатели Жизненной Емкости Легких (ЖЕЛ) прибором «Диагностический комплекс...

Конспект индивидуального коррекционного занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья "У Золушки"

Конспект можно применять для детей с проблемами в развитии мелкой моторики...

Интерактивный стол логопеда как средство повышения качества коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС

Компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Особенно важна современная развивающая предметно-пространственная среда в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Я использую ин...

Использование здоровьесберегающих технологий учителем – дефектологом на коррекционных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем XXI века. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий  на своих коррекционных занятиях я при...