Индивидуальные и групповые коррекционные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
статья по теме
Доклад"Индивидуальные и групповые коррекционные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" с Фестиваля передового
педагогического опыта р.п. Усть-Уда март 2012 год.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Будникова Наталья Юрьевна, учитель коррекционного класса
МБОУ «Усть-Удинская СОШ №2»
Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья обеспечена нормативно-правовой базой:
- Конституцией РФ;
- Законом РФ «Об образовании»;
- Декларацией Генеральной Ассамблеи ООН. О правах умственно-отсталых детей» от 20.12.1971 г.;
- Постановлением правительства РФ № 288 от 12.03.1977 г. «Об учреждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Приказом Главного управления общего и профессионального начального образования администрации Иркутской области от 07.10.2003 г. и Главного управления социальной защиты населения администрации Иркутской области от 21.10.2003 г. №299;
- Распоряжением Министерства образования Иркутской области от 20.04.2010 г. № 164 мр;
- Положением о специальных (коррекционных классах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Усть-Удинская СОШ № 2».
В качестве первоочередной задачи мною определено - создание условий, в которых каждый ребенок независимо от уровня интеллекта и физического развития мог бы развивать свои способности.
Комплексный подход в коррекционной работе
- Психологический. Коррекция сенсорной недостаточности пространственной и временной ориентировки. Коррекция познавательных процессов, произвольного внимания, памяти, ощущений, восприятия, мышления.
- Социальный. Социальная среда «Я и дети», «Я и взрослые», «Я и семья», «Я и окружающий мир».
- Медицинский. Наблюдения невропатолога, лора, педиатра.
- Педагогический. Игра и учебная деятельность - обучение грамоте, словарь, грамматический строй, пересказ, рассказ, выводы, фонематический слух, фонематический анализ и синтез, артикуляционный аппарат, речевые звуки (гласные, согласные).
Зная о необходимости комплексного подхода в коррекционной работе, включающего психологический, социальный, медицинский и педагогический аспекты, привлекла к работе данных специалистов. Для осуществления педагогического и психологического аспекта проводим индивидуальные, групповые коррекционные занятия.
В типовом базисном учебном плане общеобразовательного учреждения предусмотрены часы для групповых и индивидуальных коррекционных занятий за счет школьного компонента. Продолжительность занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20 минут. В группы можно объединить 3-4 человека, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии усвоении школьной программы, занятия проводятся во вторую половину дня. Исходным принципом является принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе комплексной диагностики и оценки резервов потенциальных возможностей ребенка, исходя из понятия «зона ближайшего развития».
Содержание индивидуальных занятий должно исключать формальный механический подход, «натаскивание» в каком-то одном навыке. Планируется не столько достижение отдельного результата (чтобы ребенок выучил таблицу умножения и др.). Главное - создать условия в максимальной степени способствующие развитию ребенка. При изучении физического развития и индивидуальных особенностей обучающихся принимаются во внимание следующие показатели: Сборник докладов фестиваля передового педагогического опыта 2012 год
- Физическое состояние и развитие ребенка;
- Особенности и уровень познавательной сферы;
- Отношение к учебной деятельности.
- Особенности эмоционально-личностной сферы фиксируются в дневниках наблюдений. При необходимости проводятся консультации психолога.
- Особенности усвоения знаний, умений, навыков, требуемых программой. Изучение индивидуальных особенностей детей позволяет планировать сроки коррекционной работы. Подготовку и проведение коррекционных занятий по положению проводит сам учитель, однако ему необходима помощь логопеда и психолога. У нас психолог работает с детьми во вторую половину дня два раза в неделю, деля класс на группы. Результаты работы вносятся в дневник наблюдений.
При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо также помнить об особенностях восприятия детьми учебного материала, о специфике мотивации их деятельности, об эффективном использовании различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, заданий, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка. При этом нельзя забывать об исправлениях в коррекционной работе.
Основные направления в коррекционной работе
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- группировка и квалификация;
- умение работать со словесной инструкцией;
- умение планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-логического мышления.
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- упражнения для мимики лица;
- драматизация, чтение по ролям.
6. Развитие речи. Овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Исходя из этих направлений, подбирается материал для коррекционных занятий и работы на уроке. Далее предложенные упражнения можно использовать на отдельных занятиях и уроках.
Коррекционная работа по развитию моторики и зрительной координации:
- Рисование геометрических фигур и узоров.
- Обведение по контуру геометрических фигур.
- Вырезание фигур из бумаги.
- Раскрашивание и штриховка. Сборник докладов фестиваля передового педагогического опыта 2012 год
- Рисование, лепка, аппликация.
- Конструирование, работа с мозаикой.
- Выкладывание фигур из спичек и палочек.
- Выполнение фигур из пальцев.
- Освоение ремесел (шитье, вышивка, вязание, плетение).
Крупная моторика (сила, движений)
- Игры с мячом.
- Игры, копирование движений ведущего.
- Игры на попадание в цель.
- Физминутки.
- Занятия ритмикой.
Коррекционная работа по развитию речи
- Разучивание стихотворений;
- Пересказ и рассказ, прослушивание грам. записей;
- Скороговорки;
- Игры в слова и со словами:
1. Назвать слова противоположные по значению;
2. Составить слова из набора букв А, к, с, о, и, м, р, т
М, ш, а, н, и, ы, г, р;
3. Подобрать в рифму слово к слову по сюжетной картинке;
4. Перевернутые слова
Маиз-зима;
5. Составление слов из слогов;
6. Составление слов по конструкции
-о-ь м-- --
7. Составление палиндромов
Анна, шалаш, казак, наган.
Лёша на полке клопа нашёл
8. За 3 минуты написать больше слов, состоящих из 3 букв, 2 слогов…
Коррекционная работа по развитию внимания
1. Словарный диктант с комментированием
2. Обнаружение ошибок в тексте
3. Корректурные задания. Вычеркнуть определенную букву в печатном тексте за 5 мин. Правила усложняются - одновременно отыскиваются 2 буквы. Одна зачеркивается, другая подчеркивается или на одной строке обводится кружком, на другой отмечается палочкой
4. Чтение текста до заданного выражения
5. Воспроизведение какого-либо образца (геометрического рисунка)
6. Найди слова (В слове отыскать другое слово: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, дорога, олень и т.д.)
7. «Перепутанные линии»
8. «Найди отличия»
9. Запоминание числа порядка предметов (число увеличивается)
10. «Залить все» (перечислить предметы, их последовательность, цвет).
Совершенствование движений и сенсомоторного развития идет на занятиях гончарным делом (правда в этом году не нашли для этого часов), во время работы со спичками. Здесь пытаемся решить сразу несколько проблем:
1. развитие мелкой моторики;
2. то, что мы строим замок из спичек в подарок школе - осознание своей причастности к коллективу школы;
3. коррекция некоторых поведенческих отклонений.
Эта работа проводится на коррекционных занятиях. Здесь и самое время для каких-либо Сборник докладов фестиваля передового педагогического опыта 2012 год
этических бесед.
С IV четверти на коррекционных занятиях будем работать по программе «Цветоводство» и декоративное садоводство». Программа специальных (коррекционных) образовательных школ 8 вида. 5-9 кл. В.В. Воронковой, Москва «Владос» 2000 г. Выращиваем цветы и овощи, уносим домой.
При проведении коррекционных занятий использую также раскраски, детские кроссворды.
Также необходимо всегда помнить, что задачей классов 8 вида является не только коррекция дефектов развития в процессе обучения общеобразовательным дисциплинам и разностороннего воспитательного воздействия. Другой не менее важной задачей является подготовка их к трудовой деятельности по одной из рабочих профессий. Эта задача решается путем сообщений учащимся системы профессионально-трудовых знаний, умений, навыков. Дети приобретают на уроках труда, что и старшеклассники на коррекционных занятиях. Здесь говорим о выборе профессии. В младших классах рекомендуется работать по ликвидации пробелов в знаниях. Комплексный подход включает в себя, как вы помните, медицинский аспект. Под руководством медика начали пить чай с витамином С. Также медика стараемся задействовать на коррекционных занятиях. Частым гостем у нас являются работники КДН.
От нас, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, требуется многое: терпение, доброжелательное отношение, фиксация малейших успехов, готовность работать и общаться с учетом их возможностей и ... любовь.
И о проблемах
1. В одном классе обучаются и воспитываются дети 4, 5, 7, 8, 9 классов. Отсюда сложности.
2. Коррекционный час у нас в этом году не вошел в учебный план, а это работа обязательная и уроком здесь не ограничишься. Поэтому с помощью родителей открыли в этом году группу продленного дня. Хотя по положению данные классы и должны открываться с продленным днем.
3. В классе есть дети-инвалиды с психологическими отклонениями (состоящие на учете в психодиспансере).
В заключение - диагностика «Классный руководитель глазами детей».
1. С каким настроением ты идешь в школу?
с радостью – 7 человек
с привычным равнодушием –
с предчувствием неприятностей –
скорей бы все это кончилось -
2. Бывают ли у тебя в школе неприятности?
часто – 1
редко – 5
никогда -1
3. Если бывают, то от кого они исходят?
от учителей –
от классного руководителя – 1
от учеников - 6
4. Бывают ли конфликты с классными руководителями?
часто –
редко –
никогда - 3
5. Какую роль, по-твоему, исполняет в классе твой классный руководитель?
контроль успеваемости и дисциплины – 5
вторая мама –
организатор досуга –
помощник в трудных делах – 1
старший товарищ -
другое - 1
6. Что присуще классному руководителю по отношению к тебе?
хвалить – 6
подбадривать – 1
делать замечания –
ругать –
жаловаться родителям –
быть вечно недовольным –
другое -
7. Какое чувство ты испытываешь к классному руководителю?
люблю - 2
уважаю - 5
8. Тебе хотелось бы от него перенять:
великодушный характер - 5
манеру поведения - 5
умение хорошо выглядеть -1
разносторонние знания - 6
другое -
9. Что посоветовал бы ты своему классному руководителю?
(счастья, не грустить, долгих лет жизни)
10. Ты считаешь, что твой класс
сплочен и дружен - 6
разбит на группы - 1
каждый живет сам по себе -
11. Какие классные мероприятия тебе понравились?
День именинника
Классные часы, диспут
12. Что ты знаешь о своем классном руководителе?
(учитель хороший, не ругается, ставит хорошие оценки)
13. Можешь ли ты сказать, что тебе повезло, что ты учишься в этом классе?
повезло - 7.
Психологи также рекомендуют такое средство - иметь объект любви до самой смерти, не терять с возрастом своей сексуальности (особенно это относится к учителям). И еще одно средство - смех, улыбка. Чувство радости заставляет расширяться все мельчайшие кровеносные сосуды, ускоряет кровообращение, повышает жизненную энергию организма. Ученые выяснили, что даже если вам невесело, а просто растягивать окологубные мышцы в улыбке - в мозг подается сигнал и результат будет тот же. Улыбнитесь! Без любви все ничто!
Литература
1. Шевченко С.Г. «Коррекционно-развивающее обучение». – Москва: «Владос», 2001 г.
2. Акимова М.К. «Психологическая коррекция умственного развития школьников». – Москва: «Академия», 2000 г.
3. Соколова С.М. «Коррекционно-развивающее обучение в условиях общеобразовательной школы». – Иркутск, 2011 г.
4. Афанасьева Л.Ф. «Особенности образовательного процесса в классах коррекции». – Волгоград: «Учитель», 2010 г.
5. Коррекционная педагогика Б.П. Пузанова. - Москва: «Академия», 1999 г.
6. Власова Т.В. «О детях с отклонениями в развитии». – Москва: «Просвещение», 1973 г.
7. Кащенко В.Б. «Педагогическая коррекция». – Москва: «Просвещение», 1994 г.
8. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», № 6 2003 г.
9. Гончарова Н.М. «Внеклассные мероприятия в коррекционных классах». – Волгоград: «Учитель», 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по предмету: «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия» для обучающихся 5- х классов VIII вида
Цель данной программы: коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы младших подростков с умственной отсталостью, повышение самостоятельности и расширение возможности их общения в совреме...
Анализ имеющегося опыта применения компьютерных коррекционно – развивающих логопедических программ и игр на логопедических занятиях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи)
Всем известно, как в наш компьютерный век сложно увлечь детей, а использование интерактивных средств помогает создать у них положительную мотивацию. Такими возможностями обладают компьютерные коррекци...
Адаптированная программа «Коррекционно-развивающих занятий» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с НОДА, УО – легкой, ТНР – ФГОС с ОВЗ
Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА, УО – легкой, ТНР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом ра...
Аналитическая справка о результатах коррекционной работы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
С целью мониторинга физического развития в начале, середине и конце учебного года проводятся тестирования учеников на показатели Жизненной Емкости Легких (ЖЕЛ) прибором «Диагностический комплекс...
Конспект индивидуального коррекционного занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья "У Золушки"
Конспект можно применять для детей с проблемами в развитии мелкой моторики...
Интерактивный стол логопеда как средство повышения качества коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС
Компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Особенно важна современная развивающая предметно-пространственная среда в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Я использую ин...
Использование здоровьесберегающих технологий учителем – дефектологом на коррекционных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем XXI века. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий на своих коррекционных занятиях я при...