Взаимодействие педагога с воспитанниками
консультация по психологии

Барабанова Екатерина Викторовна

Взаимодействие педагога с воспитанниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_pedagoga_s_vospitannikami.docx40.47 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Взаимодействие педагога с воспитанниками

Какой стиль взаимодействия педагога с воспитанником наиболее благоприятен для создания оптимального психологического климата в коллективе и успешного решения конфликтов среди ребят? Как определить стиль общения и эффективность?

                        При эффективном управлении учебно-воспитательной деятельностью педагога         предполагается создание здоровой творческой обстановки в детском коллективе,         способствующей эффективности и качеству работы.

                        Авторитет педагогов в глазах детей формируется и укрепляется не декларациями, призывами и нравоучениями, а практическими действиями, всем духом и стилем педагогического общения, принятым в данном учебном заведении за норму вообще и на занятиях в частности.

  1. Стили взаимодействия педагогов с воспитанниками (учениками).

                        Личность педагога и стиль управления (взаимодействия) детьми необходимо рассматривать в единстве. Наибольшее распространение в социальной педагогике и педагогическом менеджменте получила классификация  К. Левина, в соответствии с которой стиль взаимодействия условно делится:

  • на авторитарный;
  • демократический;
  • либеральный (непоследовательный, разрешительный, попустительский).

Каждый из стилей взаимодействия характеризуется рядом определенных качеств (признаков), которые сгруппированы и рассмотрены по их формальной и содержательной сторонам.

Формальная сторона стиля взаимодействия – это что и как говорят, т. е. форма обращения педагога к детям.

Содержательная – суть, основа содержания отдельных действий и поступков педагога, что в сумме и составляет основу воспитательной деятельности.

        Рассмотрим основные признаки основных стилей взаимодействия педагога с воспитанниками.

Основные признаки авторитарного стиля взаимодействия педагога с детьми.

Формальная сторона характеризуется примерно следующим –

педагог:        

     - обращается к детям в основном в форме жесткого приказа, распоряжения, указания; тон его речи командный, лаконичный; характер речи чаще всего неприветливый;

        - предъявляет к детям в основном завышенные требования, без учета их реальных возможностей и конкретных условий;

                    - подавляет всякое проявление чувств детей, не знает и не учитывает их психологических особенностей. Не обращает внимание на их реакцию на его действия;

                    - обладает негативным восприятием большинства действий воспитанников;

        - редко хвалит детей, в основном их ругает, оценка эффективности деятельности детей с его стороны очень субъективна и предпочтение отдает в основном формальной стороне работы (красиво оформленный стенд, отчет, высокий процент «качества» и т. п.).

        Содержательная сторона авторитарного стиля характеризуется следующим –                         педагог:

        - чётко планирует свою деятельность;

                    -часто использует бюрократический подход – способен «изобретать» всевозможные бумаги «на все случаи жизни»;

           -пресекает инициативу подчиненных, свое мнение считает единственно правильным;

           - считает себя вне критики;

                    - обеспечивает эффективную деятельность детей в основном за счёт волевого нажима на них;

        - имеет трудности в общении с людьми, часто бывает сам инициатором конфликтной ситуации;

        - обладает формальным авторитетом.

                Дети такого преподавателя боятся и не любят. Ему часто дают различные прозвища, характеризующие его отрицательные черты.

        Основные признаки демократического стиля взаимодействия педагога с детьми.

        Формальная сторона:

        - обращение к воспитанникам в основном в форме совета, просьбы, пожелания, может быть и требование, но без жёсткости;

        - тон обращения дружеский, характер речи спокойный;

        - требования к ученикам адекватны с учетом индивидуальных особенностей;

        - умеет общаться с детьми, не допуская панибратства;

        - постоянно хвалит воспитанников за их фактически хорошие дела;

        - очень осторожен в оценке по формальным признакам;

        - использует положительные стимулы в своей воспитательной работе.

        Содержательная сторона характеризуется следующим:

        - имеет чёткий перспективный план, как своих действий, так и действий учеников, однако умеет избегать излишнего бумаготворчества;

        - критически осмысливает  свои действия и действия детей;

        - не пресекает критику, способен к самокритике;

        - обеспечивает эффективную деятельность своих подопечных, не допуская их работы на износ;

        - проявляет истинную заботу и словом и делом;

                - никогда не бывает сам инициатором конфликтных ситуаций, более того умеет погасить зарождающий конфликт в зародыше;

        -  пользуется истинным неформальным авторитетом.

        Педагогу-демократу иногда дают прозвища типа «маманя». Только к демократу приходят бывшие воспитанники за советом и помощью после окончания школы, делятся с ним радостями и заботами.

        Основные признаки либерального стиля взаимодействия педагога с детьми.

        Формальная сторона –

      педагог:

                - не имеет чётких и постоянных требований, форма обращения непоследовательна,       то просьба или заискивание, а то попытка приказа или угрозы;

        - быстро забывает о своих прежних требованиях и через непродолжительное время может предъявить полностью противоположные требования;

        - не уверен, что его просьбы будут исполняться, поэтому тон речи часто ласково-заискивающий или нерешительный;

                - имитирует «демократа» - часто делает вид, что учитывает настроение пожелания, возможности подчиненных, но, быстро забывая об этом, может требовать выполнения нереальных указаний и распоряжений и указаний;

        - необъективно оценивает итоги своих действий, так и действий учеников, может отчитаться за якобы колоссально большую проделанную работу.

        Содержательная сторона:

        - предпочитает действовать на авось, никогда не имеет четкого плана действия;

                - стремиться переложить инициативу на подчиненных, уйти от малейшей ответственности, с большой радостью приветствует любую инициативу, где исполнителем и ответственным будет другой;

                - стремиться ни во что не вмешиваться; не обеспечивая эффективной деятельности детей, в то же время «не мешает» органам самоуправления и действиям неформального лидера;

                - легко общается с людьми, ни с кем не портит отношений, не выступает с открытой критикой;

                - не участвует в производственных конфликтах, стремиться уйти от них в сторону.                 В конфликтных ситуациях, затрагивающих его личность, проявляет либо плаксивость и попытку вызвать  сострадание, либо неприкрытую агрессивность к личности, «посмевшей» его критиковать;

        - обладает временным формальным авторитетом. Это не позволяет фактически оказывать хоть какое-то заметное влияние на деятельность подчиненных.

        Дети не любят педагога либерала, дают ему часто прозвища, подчеркивающие бесхарактерность и непоследовательность. Однако при либерале дети широко развивают собственную инициативу, и в группе обычно руководит неформальный лидер из числа членов этого коллектива.

        Ознакомившись с характерными чертами трех стилей взаимодействия нетрудно заметить, что в чистом варианте они встречаются редко. На практике отдельная личность проявляет смешанный стиль взаимодействия. Смешанный стиль характерен сочетанием формальной и содержательной сторон двух разных стилей. Поэтому имея теоретически три основных стиля взаимодействия педагога и воспитанника, мы наблюдаем реально девять видов стиля управления и взаимоотношений.

       Характеристика способов формирования стилей взаимодействия

                        педагога с воспитанником (учеником)

По форме обращения

                                            По содержанию деятельности

Автократический

Либеральный

Демократический

Автократ

Чисто автократический стиль (реальная забота о детях, с пренебрежением к интересам личности)

Пугающий и безответственный стиль (главная черта – непоследовательность и забвение интересов дела)

Формально чрезмерно требовательный  стиль (при наличии личной организованности и реальной заботы о человеке)

Либерал

Обманчиво безответный стиль (будет получен хороший результат за счет перегрузки подчиненных)

Чисто либеральный стиль(полное забвение интересов дела и формальная забота о человеке)

Стиль «не умеющий потребовать» (отсутствие лидерских тенденций, работа за подчиненных)

Демократ

Доброжелательный и жестко ответственный стиль (проявляет заботу не в ущерб делу)

Доброжелательно безответственный стиль (проявляет заботу в ущерб делу)

Чисто демократический стиль (реальная забота, как о человеке, так и о деле)

                Каждый педагог должен стремиться в первую очередь избавиться от характерных черт либерального стиля и вырабатывать у себя черты, присущие демократическому стилю.

                Наиболее желателен и благоприятен авторитарно-демократический стиль взаимоотношений педагога с детьми. Такой стиль является основой и условием эффективности взаимодействия с коллективом в целом и с каждым его членом в отдельности. В деятельности творческих педагогов постепенно происходит перестройка стиля взаимодействия с воспитанниками.  Авторитарно-демократический стиль - это стиль творческий, деловой, конкретный и четкий. Без формального автократизма (на словах) процесс управления невозможен. Педагог, который использует этот стиль, учитывает научные рекомендации, конкретные задачи и реальные условия, творческие способности и возможности каждого ребенка.

                На второе место можно поставить демократически-авторитарный, на третье место -  чисто демократический стиль общения, которые все же лучше других стилей.

  1. Диагностическое исследование* педагогов (воспитателей) школы-интерната.

 В МКС(К)ОУ «Кузедеевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида» была проведена диагностика воспитателей школы-интерната в 2011-2012 учебном году, участвовало 14 воспитателей.

Диагностические исследование  педагогов интерната показали следующие смешанные типы взаимодействия:

        2 человека -  А1/Д2

        1 человек -   Д1/Л2  

        7 человек  -  Д1/Д2  

        4 человека набрали одинаковые баллы  между двумя смешанными стилями:

      1 чел – Д1\А2 и Д1\Д2;

      1 чел. – А1\А2 и Д1\А2;

      1 чел. – Д1\А2 и Д1\Д2;

      1 чел. – Д1\Д2 и А2\Д2.

Итог: наиболее высокие показатели  - чисто демократический стиль общения педагога с воспитанниками (и по форме и по содержанию).                

        В последние годы в жизни нашей школы-интерната произошли существенные перемены: появились сиротские группы, в которых живут разновозрастные дети от 7 до 18 лет, группы формируются с учетом родственных связей. Позиция воспитателя постепенно меняется: функции контроля перестают быть доминирующими, а на первый план выходит дружеское участие и помощь в осмыслении окружающей жизни, уважение прав ребенка: его право на свободное время, на добровольное участие в коллективной жизни, на общение, на участие в решении внутренних вопросов группы и всего учреждения. Главная задача воспитателя – создать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия, взаимопомощи, взаимоответственности. Особенно важно формировать позитивные отношения между воспитанниками и педагогами, прежде всего из-за своеобразного положения детей. Если маленькие дети не осознают всей сложности своей судьбы, то подростки понимают и тяжело переживают свою ущербность, предательство родителей. Они раздражительны, конфликтны. В результате между детьми складываются недоброжелательные, неприязненные отношения, перерастающие во враждебность.

                Самое важное условие для наших воспитанников – их основополагающее доверие к миру и окружающим людям. А это возможно, если дети  чувствует заинтересованность, доброе, теплое отношение к ним. Поэтому недостаточно высокий  уровень эмоционального благополучия педагогов, использующих демократический  стиль взаимодействия  с воспитанниками в нашей школе-интернате, показывает, что самосовершенствование управленческих умений выгодно в первую очередь самим педагогам. Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками как одна из характеристик межличностного общения человека не является врожденным качеством, зависит от стажа работы, опыта, образования, профессионального выгорания педагога. Стиль управления, взаимодействия формируется и воспитывается в процессе практики на основе глубокого осознания

индивидуумом основных законов развития и опыта формирования системы человеческих отношений.

  1.  Правила управления детским коллективом.

                        С целью создания благоприятного психологического климата  и улучшения взаимодействия в работе с воспитанниками, педагог должен учитывать правила управления детским коллективом:

  1. Не начинать рабочий день с замечания или наказания (обещания наказания).
  2. Не оценивать ребенка по целому ряду положительных или отрицательных качеств, не приклеивать  ярлык – «Плохой», «Драчун», «Грубиян», «Неряха».
  3. Ровно относится ко всем воспитанникам, не  выделять  ребёнка из коллектива, т.к. это формирует у него эгоизм, эгоцентризм,  преувеличение своих возможностей, своенравность, капризность.
  4. Стремится оценивать отрицательно какое-либо действие ребенка, а не личность в целом. Замечание должно касаться только проступка, а не самого ребёнка. Избегать  суждений и негативных оценок, ущемляющих достоинство воспитанника, пренебрежительных высказываний в его адрес.
  5. Реально оценивать возможности воспитанников.
  6. Помнить, что личный пример педагога оказывает большее влияние, чем указания, советы, убеждения.
  7. Несогласованность требований взрослых, предъявляемых к ребёнку (нежелание или неумение педагогов договориться между собой приводит к открытым или скрытым конфликтам, которые невротизируют невольных участников - детей).
  8. Не использовать в педагогической работе тотальный контроль.  «Гиперконтроль» сочетается с защитными реакциями (аффективные проявления, суицидальные вспышки) или пассивно-защитными реакциями (замкнутость, недоверчивость, робость, покорность). К этому приводит постоянный страх наказания и отсутствие последовательности в воспитании.
  9. Не ограничивать естественные желания и потребности ребёнка (движение, активную  деятельность).
  10.  Не использовать «двойную  мораль», когда педагогическое воздействие  расходятся с практикой (делом).
  11.  Предупреждать детские конфликты на ранней стадии. Помнить о признаках зарождения конфликтов: стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребёнка от группы, затянувшееся выяснение отношений и т.д.
  12.  Обеспечивать и поддерживать в группе воспитанников здоровый нравственно-психологический климат. Использовать  в некоторых случаях эмоционального или тактильного контакта.
  13.  Использовать оптимальную тактику  – вовремя заметить нежелательные поведенческие тенденции воспитанников  и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путём, используя совместные занятия и игры.
  14.  Использовать  преимущественно активный досуг (игры, эстафеты, трудовые поручения, спорт, КТД), а не пассивный (ТВ, музыка, компьютерные игры).

  1.  Основные методы  педагогического воздействия на детей        

        Педагог при выборе методов воспитания должен исходить из цели и актуальных задач воспитания; учитывать возрастные, индивидуальные и личностные особенности воспитанников, их социальное окружение. Существуют три группы методов педагогического воздействия на воспитанников: методы убеждения, методы упражнения и методы педагогической оценки.

1. Методы убеждения – это воздействие через слово.

                Направлены на формирование взглядов, убеждений; помогают организации  деятельности ребенка, формированию самооценки, регуляции поведения; стимулируют мотивы деятельности.

            -  Индивидуальная  беседа. Помогает выяснить уровень знаний и понимания ребенком норм и правил поведения. Знание возможностей ребенка, его взглядов, убеждений и привычек поможет педагогу правильно её построить.

            -  Разъяснение, раскрытие смысла происшедшего. Необходимо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

         -  Просьба.

             -  Внушение.

         -  Суждение.

         - Убеждение, переубеждение. Включение ребенка в критический анализ своих поступков.

             - Аргументация педагога.  Ставить ребёнка на позицию другого человека,  спросить, чтобы чувствовал он.

         -  Предупреждение, предостережение о последствиях поступков.

 -  Сообщение об общепринятой культуре.

         - Доверие.

 -  Открытый диалог педагога с детьми.

         - Дискуссия, спонтанно или специально организованная педагогом («Давайте сначала обсудим, что такое дисциплина и зачем она  нужна каждому из нас...»)

         -  Обмен впечатлениями, сотрудничество.

         -  Совет, рекомендация, консультирование педагога.

             - Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

             - Использование средств массовой информации, литературы, искусства.

 - Инструкция (указание). Должна быть краткой и выражать суть предполагаемого задания. Педагогу стараться не употреблять сложных и длинных фраз.

2. Методы  упражнения – это практически-действенное воздействие, способствует формированию поведения.

  - Пример для подражания является своеобразным наглядным образом. Им могут быть педагог, родитель, сказочный герой, персонаж публикации.

  - Воспитывающие ситуации: создаются условия, в которых ребенок оказывается перед выбором; создаётся ситуация успеха, в которой ребёнок может проявить себя.

             -Упражнение. Многократно повторяется то или иное действие. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования действия.

            -  Привлечение ребёнка в качестве помощника.

         -  Приучение.

                 Детям дается определённый образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

        Постепенное приучение к деятельности на общую пользу – поручение повторяется, усложняется и мотивируется их общественной значимостью.

         - Тренинг, отрабатывающий поведенческие навыки (уроки этикета, уроки общения)

         - Доверие. Ребенок выполняет наиболее значимые общественные поручения коллектива и педагогов, в которых он может проявить себя.

 -  Сотрудничество.

 -  Игра с этико-психологическими правилами («Честно играть в прятки»).

         - Продуктивная деятельность, вовлечение в деятельность.

 - Приказ к действию в особых случаях («Прекратить драку!»).

         - Переключение. Занятие воспитанника трудом, спортом, общественной деятельностью, рукоделием и т.д.

3. Методы педагогической оценки – это методы стимулирования. Педагогическое влияние происходит  через оценочное воздействие.

            а.  Открытая педагогическая оценка:

         -  Поощрение. Активизация ребенка к выбору правильного поведенческого шага, побуждение к выполнению принятых решений.

Это одобрение вербального, мимического, пластического характера (улыбка, кивок, доброе слово).

Это подбадривание, поддержка.

Это похвала.

Это  демонстрация малейшего успеха.

           Это благодарность, вручение грамоты -  персональное либо коллективное признание значимости сделанного ребенком.

        Это  материальный предмет, который благодаря материализации создает протяженность оценки и длительность положительных переживаний (открытка, игрушка, лакомство).

        Это присвоение звания – признание его существенных качеств и выражение уверенности в достоинстве личности (командир группы).

-  Наказание.

        Это  осуждение, неодобрение  педагогом и другими детьми негативного поступка  (направлено на возникновение желания поступать хорошо);

Это  недоверие.  Коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному ребенку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждает его тем самым к самокритике.

Это лишение участия в походах, в праздничных  мероприятиях,  развлечений, удовольствий.

Это исключение из видов деятельности, наиболее предпочитаемых и любимых ребёнком (например: физическая активность)

Это вызов родителей.

           Это замечание (наедине, перед всеми детьми, косвенное воздействие).

        Это порицание.

           Это выговор.

          Это исключение из системы общения.

        Это самооценка и самоконтроль деятельности и поведения.

            Это строгий контроль в разных видах деятельности.

            Средства контроля не должны представлять собой крайности (от вседозволенности до жёсткого авторитаризма), такие средства непродуктивны.

Используя наказание как систему воздействия на личность, педагог должен помнить:

- не всякое наказание может решить поставленную задачу;

- наказание должно быть адекватно проступку; воспитанник должен знать, за что его наказали, как действовать в дальнейшем, понимать свою вину;

- наказание должно следовать непосредственно за проступком;

- наказание не должно применяться одновременно с поощрением;

- наказание не должно содержать угроз, тем более невыполнимых;

- наказания должны быть последовательными.

          Запрещаются:

- коллективные наказания (просмотр фильмов, лишение прогулки и подобных режимных моментов);

-  наказания трудом (исключение, если сломал мебель или испортил вещь);

- меры физического воздействия со стороны педагога;

- наказания едой;

- наказания унижением личности и  ущемлением других прав.

б  Скрытая педагогическая оценка.

«Я - сообщение», оглашение вслух собственного состояния и переживания («Мне стыдно, когда я слышу от тебя нецензурную брань»).

«Ты - сообщение», оглашение предполагаемого состояния ребенка в момент содеянного им («Ты, наверное, очень расстроился и потерял контроль над собой, а теперь тебе, конечно стыдно?»)

«Естественное последствие», неизбежность обстоятельств, в которые поставил своим поведением себя ребенок («Разлил? – Вытирай!»)

Возложение оценочных полномочий на ребенка («Как ты расцениваешь свои действия?»)

Оттянутая во времени оценка. («Я расстроена, поговорим, когда приду в себя»)

Все методы воспитания используются комплексно и направлены на профилактику детских конфликтов, формирование сознательного нравственного поведения, положительных черт личности.

В процессе педагогической практики каждый педагог совершенствует свою подготовленность, накапливает опыт общения. Особенно ценен опыт, который концентрирует в себе знания в единстве с умениями и навыками и который приобретается при условии критического анализа своей работы, осмысления причин успехов и неудач, сравнения своей деятельности с лучшими образцами. Кроме профессиональной подготовленности педагог должен иметь и психологическую готовность, которые вместе создают интерес к учебно-воспитательной деятельности, способствуют активности и неутомимости в труде, творческой отдаче сил, неформальной перестройке воспитательного процесса в целом во имя торжества идей гуманизма, культуры и знаний.

                                                      Литература.

  1. Бородулина С. Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников/ Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004
  2. Методика воспитательной работы: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л. А. Байкова, Л. К., Гребенкина, О., В., Еремкина и др.; Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  3.  Роготнева А. В. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях: пособие для педагогов/ А.В. Роготнева. Пособие для педагогов.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
  4.  Симонов В. П. Стиль взаимодействия субъектов образовательного процесса и его диагностика // Справочник заместителя директора школы. – 2009. - №6

*Методика диагностики стиля взаимодействия субъектов менеджмента в вербальных и математических показателях с графической интерпретацией результатов приведена в журнале «Стандарты и качество». 1994. №8. С.51.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам. Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками. Основные методы педагогического воздействия в отношении воспитанников детских домов и школ-интернатов."

Данный методический материал предназначен для повышения уровня образования и квалификации педагогов, расширения профессиональной компетенции, раскрытия их творческих возможностей....

Педагогическая статья "Взаимодействие педагога с воспитанниками"

Авторитет педагогов в глазах воспитанников формируется и укрепляется не декларациями, призывами и нравоучениями, а практическими действиями, всем духом и...

Способы взаимодействия педагога и воспитанников, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотиваций ребенка

Существует много классификаций методов воспитания. Мы же выделим наиболее традиционно используемые в работе педагогов дополнительного образования, приняв за основу классификацию Ю. К. Бабанского, кото...

"Формирование социально-психологических связей посредством интерактивного взаимодействия педагогов и воспитанников школы"

В настоящее время стремительно увеличивается количество школьников, испытывающих серьезные затруднения перед совокупностью социальных и учебно-познавательных задач, источником которых является школа. ...

Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками

Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками...