Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками
консультация по психологии
Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stil_vzaimodeystviya_pedagoga_s_vospitannikami.docx | 26.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками и его диагностика.
Авторитет педагогов в глазах детей формируется и укрепляется не декларациями, призывами и нравоучениями, а практическими действиями, всем духом и стилем педагогического общения, принятым в данном учебном заведении за норму вообще и на занятиях в частности.
Личность педагога и стиль управления (взаимодействия) детьми необходимо рассматривать в единстве. Наибольшее распространение в социальной педагогике и педагогическом менеджменте получила классификация К. Левина, в соответствии с которой стиль взаимодействия условно делится:
- на авторитарный;
- демократический;
- либеральный (непоследовательный, разрешительный, попустительский).
Каждый из стилей взаимодействия характеризуется рядом определенных качеств (признаков), которые сгруппированы и рассмотрены по их формальной и содержательной сторонам.
Формальная сторона стиля взаимодействия – это что и как говорят, т. е. форма обращения к детям.
Содержательная – суть, основа содержания отдельных действий и поступков педагога, что в сумме и составляет основу воспитательной деятельности.
Основные признаки авторитарного стиля взаимодействия педагога с детьми.
Формальная сторона характеризуется примерно следующим – педагог: - обращается к детям в основном в форме жесткого приказа, распоряжения, указания; тон его речи командный, лаконичный; характер речи чаще всего неприветливый;
- предъявляет к детям в основном завышенные требования, без учета их реальных возможностей и конкретных условий;
- подавляет всякое проявление чувств детей, не знает и не учитывает их психологических особенностей. Не обращает внимание на их реакцию на его действия;
- обладает негативным восприятием большинства действий воспитанников;
- редко хвалит детей, в основном их ругает, оценка эффективности деятельности детей с его стороны очень субъективна и предпочтение отдает в основном формальной стороне работы (красиво оформленный стенд, отчет, высокий процент «качества» и т. п.).
Содержательная сторона авторитарного стиля характеризуется следующим – педагог:
- чётко планирует свою деятельность;
- часто использует бюрократический подход – способен «изобретать» всевозможные бумаги «на все случаи жизни»;
- пресекает инициативу подчиненных, свое мнение считает единственно правильным;
- считает себя вне критики;
- обеспечивает эффективную деятельность детей в основном за счёт волевого нажима на них;
- имеет трудности в общении с людьми, часто бывает сам инициатором конфликтной ситуации;
- обладает формальным авторитетом.
Дети такого преподавателя боятся и не любят. Ему часто дают различные прозвища, характеризующие его отрицательные черты.
Основные признаки демократического стиля взаимодействия педагога с детьми.
Формальная сторона:
- обращение к воспитанникам в основном в форме совета, просьбы, пожелания, может быть и требование, но без жёсткости;
- тон обращения дружеский, характер речи спокойный;
- требования к ученикам адекватны с учетом индивидуальных особенностей;
- умеет общаться с детьми, не допуская панибратства;
- постоянно хвалит воспитанников за их фактически хорошие дела;
- очень осторожен в оценке по формальным признакам;
- использует положительные стимулы в своей воспитательной работе..
Содержательная сторона характеризуется следующим:
- имеет чёткий перспективный план, как своих действий, так и действий учеников, однако умеет избегать излишнего бумаготворчества;
- критически осмысливает свои действия и действия детей;
- не пресекает критику, способен к самокритике;
- обеспечивает эффективную деятельность своих подопечных, не допуская их работы на износ;
- проявляет истинную заботу и словом и делом;
- никогда не бывает сам инициатором конфликтных ситуаций, более того умеет погасить зарождающий конфликт в зародыше;
- пользуется истинным неформальным авторитетом.
Педагогу-демократу иногда дают прозвища типа маманя. Только к демократу приходят бывшие воспитанники за советом и помощью после окончания школы, делятся с ним радостями и заботами.
Основные признаки либерального стиля взаимодействия педагога с детьми.
Формальная сторона- педагог:
- не имеет чётких и постоянных требований, форма обращения непоследовательна – то просьба или заискивание, а то попытка приказа или угрозы;
- быстро забывает о своих прежних требованиях и через непродолжительное время может предъявить полностью противоположные требования;
- не уверен, что его просьбы будут исполняться, поэтому тон речи часто ласково-заискивающий или нерешительный;
- имитирует «демократа» - часто делает вид, что учитывает настроение пожелания, возможности подчиненных, но, быстро забывая об этом, может требовать выполнения нереальных указаний и распоряжений и указаний;
- необъективно оценивает итоги своих действий, так и действий учеников, может отчитаться за якобы колоссально большую проделанную работу.
Содержательная сторона:
- предпочитает действовать на авось, никогда не имеет четкого плана действия;
- стремиться переложить инициативу на подчиненных, уйти от малейшей ответственности, с большой радостью приветствует любую инициативу, где исполнителем и ответственным будет другой;
- стремиться ни во что не вмешиваться; не обеспечивая эффективной деятельности детей, в то же время «не мешает» органам самоуправления и действиям неформального лидера;
- легко общается с людьми, ни с кем не портит отношений, не выступает с открытой критикой;
- не участвует в производственных конфликтах, стремиться уйти от них в сторону. В конфликтных ситуациях, затрагивающих его личность, проявляет либо плаксивость и попытку вызвать сострадание, либо неприкрытую агрессивность к личности, «посмевшей» его критиковать;
- обладает временным формальным авторитетом. Это не позволяет фактически оказывать хоть какое-то заметное влияние на деятельность подчиненных.
Дети не любят педагога либерала, дают ему часто прозвища, подчеркивающие бесхарактерность и непоследовательность. Однако при либерале подчиненные (дети) широко развивают собственную инициативу, и в группе обычно руководит неформальный лидер из числа членов этого коллектива.
Ознакомившись с характерными чертами трех стилей взаимодействия нетрудно заметить, что в чистом варианте они встречаются редко. Можно сделать ошибочный вывод, что наиболее желателен и благоприятен демократический стиль. Однако на практике отдельная личность проявляет смешанный стиль взаимодействия с подчиненным.
Смешанный стиль характерен сочетанием формальной и содержательной сторон двух разных стилей.
Наиболее желателен и благоприятен авторитарно - демократический стиль. Это стиль творческий, деловой, конкретный и четкий. Без формального автократизма процесс управления невозможен.
На второе место можно поставить демократически - авторитарный.
Данная классификация считается наиболее достоверной, т. к. был проведен анализ многолетней практики. На третьем месте – чисто демократический стиль.
Стиль взаимодействия не является врожденным качеством, зависит от стажа работы, опыта, образования, профессионального выгорания педагога.
Основные методы
педагогического воздействия на детей
1. Методы убеждения – воздействие через слово.
Направлены на формирование взглядов, убеждений; помогают организации деятельности ребенка, формированию самооценки, регуляции поведения; стимулируют мотивы деятельности.
- Индивидуальная беседа. Помогает выяснить уровень знаний и понимания ребенком норм и правил поведения. Знание возможностей ребенка, его взглядов, убеждений и привычек поможет педагогу правильно её построить.
- Разъяснение, раскрытие смысла происшедшего. Необходимо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
- Просьба.
- Внушение.
- Суждение.
- Убеждение, переубеждение. Включение ребенка в критический анализ своих поступков.
- Аргументация педагога. Ставить ребёнка на позицию другого человека, спросить, чтобы чувствовал он.
- Предупреждение, предостережение о последствиях поступков.
- Сообщение об общепринятой культуре.
- Доверие.
- Открытый диалог педагога с детьми.
- Дискуссия, спонтанно или специально организованная педагогом («Давайте сначала обсудим, что такое дисциплина и зачем она нужна каждому из нас...»)
- Обмен впечатлениями, сотрудничество.
- Совет, рекомендация, консультирование педагога.
- Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
- Использование средств массовой информации, литературы, искусства.
- Инструкция (указание). Должна быть краткой и выражать суть предполагаемого задания. Педагогу стараться не употреблять сложных и длинных фраз.
2. Методы упражнения – практически-действенное воздействие. Способствует формированию поведения.
- Пример для подражания является своеобразным наглядным образом. Им могут быть педагог, родитель, сказочный герой, персонаж публикации.
- Воспитывающие ситуации: создаются условия, в которых ребенок оказывается перед выбором; создаётся ситуация успеха, в которой ребёнок может проявить себя.
- Упражнение. Многократно повторяется то или иное действие. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования действия.
- Привлечение ребёнка в качестве помощника.
- Приучение.
Детям дается определённый образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
Постепенное приучение к деятельности на общую пользу – поручение повторяется, усложняется и мотивируется их общественной значимостью.
- Тренинг, отрабатывающий поведенческие навыки (уроки этикета, уроки общения)
- Доверие. Ребенок выполняет наиболее значимые общественные поручения коллектива и педагогов, в которых он может проявить себя.
- Сотрудничество.
- Игра с этико-психологическими правилами («Честно играть в прятки»).
- Продуктивная деятельность, вовлечение в деятельность.
- Приказ к действию в особых случаях («Прекратить драку!»).
- Переключение. Занятие воспитанника трудом, спортом, общественной деятельностью, рукоделием и т.д.
3. Методы педагогической оценки – методы стимулирования. Педагогическое влияние происходит через оценочное воздействии.
а. Открытая педагогическая оценка:
- Поощрение. Активизация ребенка к выбору правильного поведенческого шага, побуждение к выполнению принятых решений.
Это одобрение вербального, мимического, пластического характера (улыбка, кивок, доброе слово).
Это подбадривание, поддержка.
Это похвала.
Это демонстрация малейшего успеха.
Это благодарность, вручение грамоты - персональное либо коллективное признание значимости, сделанного ребенком.
Это материальный предмет, который благодаря материализации создает протяженность оценки и длительность положительных переживаний (открытка, игрушка, лакомство).
Это присвоение звания – признание его существенных качеств и выражение уверенности в достоинстве личности (командир группы).
- Наказание.
Это осуждение, неодобрение педагогом и другими детьми негативного поступка (направлено на возникновение желания поступать хорошо);
Это недоверие. Коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному ребенку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждает его тем самым к самокритике.
Это лишение участия в походах, в праздничных мероприятиях, развлечений, удовольствий.
Это исключение из видов деятельности, наиболее предпочитаемых и любимых ребёнком (например: физическая активность)
Это вызов родителей.
Это замечание (наедине, перед всеми детьми, косвенное воздействие).
Это порицание.
Это выговор.
Это исключение из системы общения.
Это самооценка и самоконтроль деятельности и поведения.
Это строгий контроль в разных видах деятельности.
Средства контроля не должны представлять собой крайности (от вседозволенности до жёсткого авторитаризма), такие средства непродуктивны.
Используя наказание как систему воздействия на личность, педагог должен помнить:
- не всякое наказание может решить поставленную задачу;
- наказание должно быть адекватно проступку; воспитанник должен знать, за что его наказали, как действовать в дальнейшем, понимать свою вину;
- наказание должно следовать непосредственно за проступком;
- наказание не должно применяться одновременно с поощрением;
- наказание не должно содержать угроз, тем более невыполнимых;
- наказания должны быть последовательными.
Запрещаются:
- коллективные наказания (просмотр фильмов, лишение прогулки и подобных режимных моментов);
- наказания трудом (исключение, если сломал мебель или испортил вещь);
- меры физического воздействия со стороны педагога;
- наказания едой;
- наказания унижением личности и ущемлением других прав.
б Скрытая педагогическая оценка.
«Я - сообщение», оглашение вслух собственного состояния и переживания («Мне стыдно, когда я слышу от тебя нецензурную брань»).
«Ты - сообщение», оглашение предполагаемого состояния ребенка в момент содеянного им («Ты, наверное, очень расстроился и потерял контроль над собой, а теперь тебе, конечно стыдно?»)
«Естественное последствие», неизбежность обстоятельств, в которые поставил своим поведением себя ребенок («Разлил? – Вытирай!»)
Возложение оценочных полномочий на ребенка («Как ты расцениваешь свои действия?»)
Оттянутая во времени оценка. («Я расстроена, поговорим, когда приду в себя»)
Все методы воспитания используются комплексно и направлены на формирование сознательного нравственного поведения, положительных черт личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации педагогам. Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками. Основные методы педагогического воздействия в отношении воспитанников детских домов и школ-интернатов."
Данный методический материал предназначен для повышения уровня образования и квалификации педагогов, расширения профессиональной компетенции, раскрытия их творческих возможностей....
Педагогическая статья "Взаимодействие педагога с воспитанниками"
Авторитет педагогов в глазах воспитанников формируется и укрепляется не декларациями, призывами и нравоучениями, а практическими действиями, всем духом и...
Способы взаимодействия педагога и воспитанников, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотиваций ребенка
Существует много классификаций методов воспитания. Мы же выделим наиболее традиционно используемые в работе педагогов дополнительного образования, приняв за основу классификацию Ю. К. Бабанского, кото...
"Формирование социально-психологических связей посредством интерактивного взаимодействия педагогов и воспитанников школы"
В настоящее время стремительно увеличивается количество школьников, испытывающих серьезные затруднения перед совокупностью социальных и учебно-познавательных задач, источником которых является школа. ...
Формирование нравственных качеств через сотрудничество и взаимодействие педагога и воспитанников
Описание опыта работы воспитателя Поповой Светланы Николаевны...
Взаимодействие педагога с воспитанниками
Взаимодействие педагога с воспитанниками...
Доклад на школьном методическом объединении воспитателей по теме "Бесконфликтное взаимодействие педагогов и воспитанников"
Доклад о взаимодействии и общении педагогов и учащихся...