Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками
консультация по психологии

Барабанова Екатерина Викторовна

Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stil_vzaimodeystviya_pedagoga_s_vospitannikami.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

       Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками и его диагностика.

                        Авторитет педагогов в глазах детей формируется и укрепляется не декларациями, призывами и нравоучениями, а практическими действиями, всем духом и стилем педагогического общения, принятым в данном учебном заведении за норму вообще и на занятиях в частности.

                        Личность педагога и стиль управления (взаимодействия) детьми необходимо рассматривать в единстве. Наибольшее распространение в социальной педагогике и педагогическом менеджменте получила классификация К. Левина, в соответствии с которой стиль взаимодействия условно делится:

  • на авторитарный;
  • демократический;
  • либеральный (непоследовательный, разрешительный, попустительский).

        Каждый из стилей взаимодействия характеризуется рядом определенных качеств (признаков), которые сгруппированы и рассмотрены по их формальной и содержательной сторонам.

        Формальная сторона стиля взаимодействия – это что и как говорят, т. е. форма обращения к детям.

        Содержательная – суть, основа содержания отдельных действий и поступков педагога, что в сумме и составляет основу воспитательной деятельности.

        Основные признаки авторитарного стиля взаимодействия педагога с детьми.

        Формальная сторона характеризуется примерно следующим – педагог:        - обращается к детям в основном в форме жесткого приказа, распоряжения, указания; тон его речи командный, лаконичный; характер речи чаще всего неприветливый;

        - предъявляет к детям в основном завышенные требования, без учета их реальных возможностей и конкретных условий;

        - подавляет всякое проявление чувств детей, не знает и не учитывает их психологических особенностей. Не обращает внимание на их реакцию на его действия;

        - обладает негативным восприятием большинства действий воспитанников;

        - редко хвалит детей, в основном их ругает, оценка эффективности деятельности детей с его стороны очень субъективна и предпочтение отдает в основном формальной стороне работы (красиво оформленный стенд, отчет, высокий процент «качества» и т. п.).

        Содержательная сторона авторитарного стиля характеризуется следующим – педагог:

        - чётко планирует свою деятельность;

        - часто использует бюрократический подход – способен «изобретать» всевозможные бумаги «на все случаи жизни»;

        - пресекает инициативу подчиненных, свое мнение считает единственно правильным;

        - считает себя вне критики;

        - обеспечивает эффективную деятельность детей в основном за счёт волевого нажима на них;

        - имеет трудности в общении с людьми, часто бывает сам инициатором конфликтной ситуации;

        - обладает формальным авторитетом.

        Дети такого преподавателя боятся и не любят. Ему часто дают различные прозвища, характеризующие его отрицательные черты.

        Основные признаки демократического стиля взаимодействия педагога с детьми.

        Формальная сторона:

        - обращение к воспитанникам в основном в форме совета, просьбы, пожелания, может быть и требование, но без жёсткости;

        - тон обращения дружеский, характер речи спокойный;

        - требования к ученикам адекватны с учетом индивидуальных особенностей;

        - умеет общаться с детьми, не допуская панибратства;

        - постоянно хвалит воспитанников за их фактически хорошие дела;

        - очень осторожен в оценке по формальным признакам;

        - использует положительные стимулы в своей воспитательной работе..

        Содержательная сторона характеризуется следующим:

        - имеет чёткий перспективный план, как своих действий, так и действий учеников, однако умеет избегать излишнего бумаготворчества;

        - критически осмысливает  свои действия и действия детей;

        - не пресекает критику, способен к самокритике;

        - обеспечивает эффективную деятельность своих подопечных, не допуская их работы на износ;

        - проявляет истинную заботу и словом и делом;

        - никогда не бывает сам инициатором конфликтных ситуаций, более того умеет погасить зарождающий конфликт в зародыше;

        -  пользуется истинным неформальным авторитетом.

        Педагогу-демократу иногда дают прозвища типа маманя. Только к демократу приходят бывшие воспитанники за советом и помощью после окончания школы, делятся с ним радостями и заботами.

        Основные признаки либерального стиля взаимодействия педагога с детьми.

        Формальная сторона- педагог:

        - не имеет чётких и постоянных требований, форма обращения непоследовательна – то просьба или заискивание, а то попытка приказа или угрозы;

        - быстро забывает о своих прежних требованиях и через непродолжительное время может предъявить полностью противоположные требования;

        - не уверен, что его просьбы будут исполняться, поэтому тон речи часто ласково-заискивающий или нерешительный;

        - имитирует «демократа» - часто делает вид, что учитывает настроение пожелания, возможности подчиненных, но, быстро забывая об этом, может требовать выполнения нереальных указаний и распоряжений и указаний;

        - необъективно оценивает итоги своих действий, так и действий учеников, может отчитаться за якобы колоссально большую проделанную работу.

        Содержательная сторона:

        - предпочитает действовать на авось, никогда не имеет четкого плана действия;

        - стремиться переложить инициативу на подчиненных, уйти от малейшей ответственности, с большой радостью приветствует любую инициативу, где исполнителем и ответственным будет другой;

        - стремиться ни во что не вмешиваться; не обеспечивая эффективной деятельности детей, в то же время «не мешает» органам самоуправления и действиям неформального лидера;

        - легко общается с людьми, ни с кем не портит отношений, не выступает с открытой критикой;

        - не участвует в производственных конфликтах, стремиться уйти от них в сторону. В конфликтных ситуациях, затрагивающих его личность, проявляет либо плаксивость и попытку вызвать  сострадание, либо неприкрытую агрессивность к личности, «посмевшей» его критиковать;

        - обладает временным формальным авторитетом. Это не позволяет фактически оказывать хоть какое-то заметное влияние на деятельность подчиненных.

        Дети не любят педагога либерала, дают ему часто прозвища, подчеркивающие бесхарактерность и непоследовательность. Однако при либерале подчиненные (дети) широко развивают собственную инициативу, и в группе обычно руководит неформальный лидер из числа членов этого коллектива.

        Ознакомившись с характерными чертами трех стилей взаимодействия нетрудно заметить, что в чистом варианте они встречаются редко. Можно сделать ошибочный вывод, что наиболее желателен и благоприятен демократический стиль. Однако на практике отдельная личность проявляет смешанный стиль взаимодействия с подчиненным.

        Смешанный стиль характерен сочетанием формальной и содержательной сторон двух разных стилей.

        Наиболее желателен и благоприятен авторитарно - демократический стиль. Это стиль творческий, деловой, конкретный и четкий. Без формального  автократизма  процесс управления невозможен.

        На второе место можно поставить демократически - авторитарный.

        Данная классификация считается наиболее достоверной, т. к. был проведен анализ многолетней практики. На третьем месте – чисто демократический стиль.

        

        Стиль взаимодействия не является врожденным качеством, зависит от стажа работы, опыта, образования, профессионального выгорания педагога.

        

                Основные методы                               

                педагогического воздействия на детей        

        

        1. Методы убеждения – воздействие через слово.

        Направлены на формирование взглядов, убеждений; помогают организации  деятельности ребенка, формированию самооценки, регуляции поведения; стимулируют мотивы деятельности.

         -  Индивидуальная  беседа. Помогает выяснить уровень знаний и понимания ребенком норм и правил поведения. Знание возможностей ребенка, его взглядов, убеждений и привычек поможет педагогу правильно её построить.

          -  Разъяснение, раскрытие смысла происшедшего. Необходимо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

        -  Просьба.

         -  Внушение.

        -  Суждение.

        -  Убеждение, переубеждение. Включение ребенка в критический анализ своих поступков.

         -  Аргументация педагога.  Ставить ребёнка на позицию другого человека,  спросить, чтобы чувствовал он.

        -  Предупреждение, предостережение о последствиях поступков.

-  Сообщение об общепринятой культуре.

        - Доверие.

-  Открытый диалог педагога с детьми.

        -  Дискуссия, спонтанно или специально организованная педагогом («Давайте сначала обсудим, что такое дисциплина и зачем она  нужна каждому из нас...»)

        -  Обмен впечатлениями, сотрудничество.

        -  Совет, рекомендация, консультирование педагога.

         -  Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

         - Использование средств массовой информации, литературы, искусства.

- Инструкция (указание). Должна быть краткой и выражать суть предполагаемого задания. Педагогу стараться не употреблять сложных и длинных фраз.

2. Методы  упражнения – практически-действенное воздействие. Способствует формированию поведения.

 -  Пример для подражания является своеобразным наглядным образом. Им могут быть педагог, родитель, сказочный герой, персонаж публикации.

-  Воспитывающие ситуации: создаются условия, в которых ребенок оказывается перед выбором; создаётся ситуация успеха, в которой ребёнок может проявить себя.

          -  Упражнение. Многократно повторяется то или иное действие. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования действия.

         -  Привлечение ребёнка в качестве помощника.

-  Приучение.

         Детям дается определённый образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

        Постепенное приучение к деятельности на общую пользу – поручение повторяется, усложняется и мотивируется их общественной значимостью.

         - Тренинг, отрабатывающий поведенческие навыки (уроки этикета, уроки общения)

         - Доверие. Ребенок выполняет наиболее значимые общественные поручения коллектива и педагогов, в которых он может проявить себя.

 - Сотрудничество.

- Игра с этико-психологическими правилами («Честно играть в прятки»).

         - Продуктивная деятельность, вовлечение в деятельность.

 - Приказ к действию в особых случаях («Прекратить драку!»).

        - Переключение. Занятие воспитанника трудом, спортом, общественной деятельностью, рукоделием и т.д.

         

3. Методы педагогической оценки – методы стимулирования. Педагогическое влияние происходит  через оценочное воздействии.

        

         а.  Открытая педагогическая оценка:

         

         -  Поощрение. Активизация ребенка к выбору правильного поведенческого шага, побуждение к выполнению принятых решений.

Это одобрение вербального, мимического, пластического характера (улыбка, кивок, доброе слово).

Это подбадривание, поддержка.

Это похвала.

Это  демонстрация малейшего успеха.

         Это благодарность, вручение грамоты -  персональное либо коллективное признание значимости, сделанного ребенком.

        Это  материальный предмет, который благодаря материализации создает протяженность оценки и длительность положительных переживаний (открытка, игрушка, лакомство).

        Это присвоение звания – признание его существенных качеств и выражение уверенности в достоинстве личности (командир группы).

-  Наказание.

        Это  осуждение, неодобрение  педагогом и другими детьми негативного поступка  (направлено на возникновение желания поступать хорошо);

Это  недоверие.  Коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному ребенку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждает его тем самым к самокритике.

Это лишение участия в походах, в праздничных  мероприятиях,  развлечений, удовольствий.

Это исключение из видов деятельности, наиболее предпочитаемых и любимых ребёнком (например: физическая активность)

Это вызов родителей.

         Это замечание (наедине, перед всеми детьми, косвенное воздействие).

        Это порицание.

         Это выговор.

        Это исключение из системы общения.

        Это самооценка и самоконтроль деятельности и поведения.

         Это строгий контроль в разных видах деятельности.

         Средства контроля не должны представлять собой крайности (от вседозволенности до жёсткого авторитаризма), такие средства непродуктивны.

Используя наказание как систему воздействия на личность, педагог должен помнить:

- не всякое наказание может решить поставленную задачу;

- наказание должно быть адекватно проступку; воспитанник должен знать, за что его наказали, как действовать в дальнейшем, понимать свою вину;

- наказание должно следовать непосредственно за проступком;

- наказание не должно применяться одновременно с поощрением;

- наказание не должно содержать угроз, тем более невыполнимых;

- наказания должны быть последовательными.

         Запрещаются:

- коллективные наказания (просмотр фильмов, лишение прогулки и подобных режимных моментов);

-  наказания трудом (исключение, если сломал мебель или испортил вещь);

- меры физического воздействия со стороны педагога;

- наказания едой;

- наказания унижением личности и  ущемлением других прав.

б  Скрытая педагогическая оценка.

«Я - сообщение», оглашение вслух собственного состояния и переживания («Мне стыдно, когда я слышу от тебя нецензурную брань»).

«Ты - сообщение», оглашение предполагаемого состояния ребенка в момент содеянного им («Ты, наверное, очень расстроился и потерял контроль над собой, а теперь тебе, конечно стыдно?»)

«Естественное последствие», неизбежность обстоятельств, в которые поставил своим поведением себя ребенок («Разлил? – Вытирай!»)

Возложение оценочных полномочий на ребенка («Как ты расцениваешь свои действия?»)

Оттянутая во времени оценка. («Я расстроена, поговорим, когда приду в себя»)

Все методы воспитания используются комплексно и направлены на формирование сознательного нравственного поведения, положительных черт личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам. Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками. Основные методы педагогического воздействия в отношении воспитанников детских домов и школ-интернатов."

Данный методический материал предназначен для повышения уровня образования и квалификации педагогов, расширения профессиональной компетенции, раскрытия их творческих возможностей....

Педагогическая статья "Взаимодействие педагога с воспитанниками"

Авторитет педагогов в глазах воспитанников формируется и укрепляется не декларациями, призывами и нравоучениями, а практическими действиями, всем духом и...

Способы взаимодействия педагога и воспитанников, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотиваций ребенка

Существует много классификаций методов воспитания. Мы же выделим наиболее традиционно используемые в работе педагогов дополнительного образования, приняв за основу классификацию Ю. К. Бабанского, кото...

"Формирование социально-психологических связей посредством интерактивного взаимодействия педагогов и воспитанников школы"

В настоящее время стремительно увеличивается количество школьников, испытывающих серьезные затруднения перед совокупностью социальных и учебно-познавательных задач, источником которых является школа. ...

Взаимодействие педагога с воспитанниками

Взаимодействие педагога с воспитанниками...