Педагогическая статья "Взаимодействие педагога с воспитанниками"
статья по теме
Авторитет педагогов в глазах воспитанников формируется и укрепляется не декларациями, призывами и нравоучениями, а практическими действиями, всем духом и и стилем педагогического общения, принятым в данном учебном заведении за норму вообще и на занятиях в частности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_pedagoga_s_vospitannikami.docx | 40.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие педагога с воспитанниками
Какой стиль взаимодействия педагога с воспитанником наиболее благоприятен для создания оптимального психологического климата в коллективе и успешного решения конфликтов среди ребят? Как определить стиль общения и эффективность?
При эффективном управлении учебно-воспитательной деятельностью педагога предполагается создание здоровой творческой обстановки в детском коллективе, способствующей эффективности и качеству работы.
Авторитет педагогов в глазах детей формируется и укрепляется не декларациями, призывами и нравоучениями, а практическими действиями, всем духом и стилем педагогического общения, принятым в данном учебном заведении за норму вообще и на занятиях в частности.
- Стили взаимодействия педагогов с воспитанниками (учениками).
Личность педагога и стиль управления (взаимодействия) детьми необходимо рассматривать в единстве. Наибольшее распространение в социальной педагогике и педагогическом менеджменте получила классификация К. Левина, в соответствии с которой стиль взаимодействия условно делится:
- на авторитарный;
- демократический;
- либеральный (непоследовательный, разрешительный, попустительский).
Каждый из стилей взаимодействия характеризуется рядом определенных качеств (признаков), которые сгруппированы и рассмотрены по их формальной и содержательной сторонам.
Формальная сторона стиля взаимодействия – это что и как говорят, т. е. форма обращения педагога к детям.
Содержательная – суть, основа содержания отдельных действий и поступков педагога, что в сумме и составляет основу воспитательной деятельности.
Рассмотрим основные признаки основных стилей взаимодействия педагога с воспитанниками.
Основные признаки авторитарного стиля взаимодействия педагога с детьми.
Формальная сторона характеризуется примерно следующим –
педагог:
- обращается к детям в основном в форме жесткого приказа, распоряжения, указания; тон его речи командный, лаконичный; характер речи чаще всего неприветливый;
- предъявляет к детям в основном завышенные требования, без учета их реальных возможностей и конкретных условий;
- подавляет всякое проявление чувств детей, не знает и не учитывает их психологических особенностей. Не обращает внимание на их реакцию на его действия;
- обладает негативным восприятием большинства действий воспитанников;
- редко хвалит детей, в основном их ругает, оценка эффективности деятельности детей с его стороны очень субъективна и предпочтение отдает в основном формальной стороне работы (красиво оформленный стенд, отчет, высокий процент «качества» и т. п.).
Содержательная сторона авторитарного стиля характеризуется следующим – педагог:
- чётко планирует свою деятельность;
-часто использует бюрократический подход – способен «изобретать» всевозможные бумаги «на все случаи жизни»;
-пресекает инициативу подчиненных, свое мнение считает единственно правильным;
- считает себя вне критики;
- обеспечивает эффективную деятельность детей в основном за счёт волевого нажима на них;
- имеет трудности в общении с людьми, часто бывает сам инициатором конфликтной ситуации;
- обладает формальным авторитетом.
Дети такого преподавателя боятся и не любят. Ему часто дают различные прозвища, характеризующие его отрицательные черты.
Основные признаки демократического стиля взаимодействия педагога с детьми.
Формальная сторона:
- обращение к воспитанникам в основном в форме совета, просьбы, пожелания, может быть и требование, но без жёсткости;
- тон обращения дружеский, характер речи спокойный;
- требования к ученикам адекватны с учетом индивидуальных особенностей;
- умеет общаться с детьми, не допуская панибратства;
- постоянно хвалит воспитанников за их фактически хорошие дела;
- очень осторожен в оценке по формальным признакам;
- использует положительные стимулы в своей воспитательной работе.
Содержательная сторона характеризуется следующим:
- имеет чёткий перспективный план, как своих действий, так и действий учеников, однако умеет избегать излишнего бумаготворчества;
- критически осмысливает свои действия и действия детей;
- не пресекает критику, способен к самокритике;
- обеспечивает эффективную деятельность своих подопечных, не допуская их работы на износ;
- проявляет истинную заботу и словом и делом;
- никогда не бывает сам инициатором конфликтных ситуаций, более того умеет погасить зарождающий конфликт в зародыше;
- пользуется истинным неформальным авторитетом.
Педагогу-демократу иногда дают прозвища типа «маманя». Только к демократу приходят бывшие воспитанники за советом и помощью после окончания школы, делятся с ним радостями и заботами.
Основные признаки либерального стиля взаимодействия педагога с детьми.
Формальная сторона –
педагог:
- не имеет чётких и постоянных требований, форма обращения непоследовательна, то просьба или заискивание, а то попытка приказа или угрозы;
- быстро забывает о своих прежних требованиях и через непродолжительное время может предъявить полностью противоположные требования;
- не уверен, что его просьбы будут исполняться, поэтому тон речи часто ласково-заискивающий или нерешительный;
- имитирует «демократа» - часто делает вид, что учитывает настроение пожелания, возможности подчиненных, но, быстро забывая об этом, может требовать выполнения нереальных указаний и распоряжений и указаний;
- необъективно оценивает итоги своих действий, так и действий учеников, может отчитаться за якобы колоссально большую проделанную работу.
Содержательная сторона:
- предпочитает действовать на авось, никогда не имеет четкого плана действия;
- стремиться переложить инициативу на подчиненных, уйти от малейшей ответственности, с большой радостью приветствует любую инициативу, где исполнителем и ответственным будет другой;
- стремиться ни во что не вмешиваться; не обеспечивая эффективной деятельности детей, в то же время «не мешает» органам самоуправления и действиям неформального лидера;
- легко общается с людьми, ни с кем не портит отношений, не выступает с открытой критикой;
- не участвует в производственных конфликтах, стремиться уйти от них в сторону. В конфликтных ситуациях, затрагивающих его личность, проявляет либо плаксивость и попытку вызвать сострадание, либо неприкрытую агрессивность к личности, «посмевшей» его критиковать;
- обладает временным формальным авторитетом. Это не позволяет фактически оказывать хоть какое-то заметное влияние на деятельность подчиненных.
Дети не любят педагога либерала, дают ему часто прозвища, подчеркивающие бесхарактерность и непоследовательность. Однако при либерале дети широко развивают собственную инициативу, и в группе обычно руководит неформальный лидер из числа членов этого коллектива.
Ознакомившись с характерными чертами трех стилей взаимодействия нетрудно заметить, что в чистом варианте они встречаются редко. На практике отдельная личность проявляет смешанный стиль взаимодействия. Смешанный стиль характерен сочетанием формальной и содержательной сторон двух разных стилей. Поэтому имея теоретически три основных стиля взаимодействия педагога и воспитанника, мы наблюдаем реально девять видов стиля управления и взаимоотношений.
Характеристика способов формирования стилей взаимодействия
педагога с воспитанником (учеником)
По форме обращения | По содержанию деятельности | ||
Автократический | Либеральный | Демократический | |
Автократ | Чисто автократический стиль (реальная забота о детях, с пренебрежением к интересам личности) | Пугающий и безответственный стиль (главная черта – непоследовательность и забвение интересов дела) | Формально чрезмерно требовательный стиль (при наличии личной организованности и реальной заботы о человеке) |
Либерал | Обманчиво безответный стиль (будет получен хороший результат за счет перегрузки подчиненных) | Чисто либеральный стиль(полное забвение интересов дела и формальная забота о человеке) | Стиль «не умеющий потребовать» (отсутствие лидерских тенденций, работа за подчиненных) |
Демократ | Доброжелательный и жестко ответственный стиль (проявляет заботу не в ущерб делу) | Доброжелательно безответственный стиль (проявляет заботу в ущерб делу) | Чисто демократический стиль (реальная забота, как о человеке, так и о деле) |
Каждый педагог должен стремиться в первую очередь избавиться от характерных черт либерального стиля и вырабатывать у себя черты, присущие демократическому стилю.
Наиболее желателен и благоприятен авторитарно-демократический стиль взаимоотношений педагога с детьми. Такой стиль является основой и условием эффективности взаимодействия с коллективом в целом и с каждым его членом в отдельности. В деятельности творческих педагогов постепенно происходит перестройка стиля взаимодействия с воспитанниками. Авторитарно-демократический стиль - это стиль творческий, деловой, конкретный и четкий. Без формального автократизма (на словах) процесс управления невозможен. Педагог, который использует этот стиль, учитывает научные рекомендации, конкретные задачи и реальные условия, творческие способности и возможности каждого ребенка.
На второе место можно поставить демократически-авторитарный, на третье место - чисто демократический стиль общения, которые все же лучше других стилей.
- Диагностическое исследование* педагогов (воспитателей) школы-интерната.
В МКС(К)ОУ «Кузедеевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида» была проведена диагностика воспитателей школы-интерната в 2011-2012 учебном году, участвовало 14 воспитателей.
Диагностические исследование педагогов интерната показали следующие смешанные типы взаимодействия:
2 человека - А1/Д2
1 человек - Д1/Л2
7 человек - Д1/Д2
4 человека набрали одинаковые баллы между двумя смешанными стилями:
1 чел – Д1\А2 и Д1\Д2;
1 чел. – А1\А2 и Д1\А2;
1 чел. – Д1\А2 и Д1\Д2;
1 чел. – Д1\Д2 и А2\Д2.
Итог: наиболее высокие показатели - чисто демократический стиль общения педагога с воспитанниками (и по форме и по содержанию).
В последние годы в жизни нашей школы-интерната произошли существенные перемены: появились сиротские группы, в которых живут разновозрастные дети от 7 до 18 лет, группы формируются с учетом родственных связей. Позиция воспитателя постепенно меняется: функции контроля перестают быть доминирующими, а на первый план выходит дружеское участие и помощь в осмыслении окружающей жизни, уважение прав ребенка: его право на свободное время, на добровольное участие в коллективной жизни, на общение, на участие в решении внутренних вопросов группы и всего учреждения. Главная задача воспитателя – создать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия, взаимопомощи, взаимоответственности. Особенно важно формировать позитивные отношения между воспитанниками и педагогами, прежде всего из-за своеобразного положения детей. Если маленькие дети не осознают всей сложности своей судьбы, то подростки понимают и тяжело переживают свою ущербность, предательство родителей. Они раздражительны, конфликтны. В результате между детьми складываются недоброжелательные, неприязненные отношения, перерастающие во враждебность.
Самое важное условие для наших воспитанников – их основополагающее доверие к миру и окружающим людям. А это возможно, если дети чувствует заинтересованность, доброе, теплое отношение к ним. Поэтому недостаточно высокий уровень эмоционального благополучия педагогов, использующих демократический стиль взаимодействия с воспитанниками в нашей школе-интернате, показывает, что самосовершенствование управленческих умений выгодно в первую очередь самим педагогам. Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками как одна из характеристик межличностного общения человека не является врожденным качеством, зависит от стажа работы, опыта, образования, профессионального выгорания педагога. Стиль управления, взаимодействия формируется и воспитывается в процессе практики на основе глубокого осознания
индивидуумом основных законов развития и опыта формирования системы человеческих отношений.
- Правила управления детским коллективом.
С целью создания благоприятного психологического климата и улучшения взаимодействия в работе с воспитанниками, педагог должен учитывать правила управления детским коллективом:
- Не начинать рабочий день с замечания или наказания (обещания наказания).
- Не оценивать ребенка по целому ряду положительных или отрицательных качеств, не приклеивать ярлык – «Плохой», «Драчун», «Грубиян», «Неряха».
- Ровно относится ко всем воспитанникам, не выделять ребёнка из коллектива, т.к. это формирует у него эгоизм, эгоцентризм, преувеличение своих возможностей, своенравность, капризность.
- Стремится оценивать отрицательно какое-либо действие ребенка, а не личность в целом. Замечание должно касаться только проступка, а не самого ребёнка. Избегать суждений и негативных оценок, ущемляющих достоинство воспитанника, пренебрежительных высказываний в его адрес.
- Реально оценивать возможности воспитанников.
- Помнить, что личный пример педагога оказывает большее влияние, чем указания, советы, убеждения.
- Несогласованность требований взрослых, предъявляемых к ребёнку (нежелание или неумение педагогов договориться между собой приводит к открытым или скрытым конфликтам, которые невротизируют невольных участников - детей).
- Не использовать в педагогической работе тотальный контроль. «Гиперконтроль» сочетается с защитными реакциями (аффективные проявления, суицидальные вспышки) или пассивно-защитными реакциями (замкнутость, недоверчивость, робость, покорность). К этому приводит постоянный страх наказания и отсутствие последовательности в воспитании.
- Не ограничивать естественные желания и потребности ребёнка (движение, активную деятельность).
- Не использовать «двойную мораль», когда педагогическое воздействие расходятся с практикой (делом).
- Предупреждать детские конфликты на ранней стадии. Помнить о признаках зарождения конфликтов: стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребёнка от группы, затянувшееся выяснение отношений и т.д.
- Обеспечивать и поддерживать в группе воспитанников здоровый нравственно-психологический климат. Использовать в некоторых случаях эмоционального или тактильного контакта.
- Использовать оптимальную тактику – вовремя заметить нежелательные поведенческие тенденции воспитанников и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путём, используя совместные занятия и игры.
- Использовать преимущественно активный досуг (игры, эстафеты, трудовые поручения, спорт, КТД), а не пассивный (ТВ, музыка, компьютерные игры).
- Основные методы педагогического воздействия на детей
Педагог при выборе методов воспитания должен исходить из цели и актуальных задач воспитания; учитывать возрастные, индивидуальные и личностные особенности воспитанников, их социальное окружение. Существуют три группы методов педагогического воздействия на воспитанников: методы убеждения, методы упражнения и методы педагогической оценки.
1. Методы убеждения – это воздействие через слово.
Направлены на формирование взглядов, убеждений; помогают организации деятельности ребенка, формированию самооценки, регуляции поведения; стимулируют мотивы деятельности.
- Индивидуальная беседа. Помогает выяснить уровень знаний и понимания ребенком норм и правил поведения. Знание возможностей ребенка, его взглядов, убеждений и привычек поможет педагогу правильно её построить.
- Разъяснение, раскрытие смысла происшедшего. Необходимо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
- Просьба.
- Внушение.
- Суждение.
- Убеждение, переубеждение. Включение ребенка в критический анализ своих поступков.
- Аргументация педагога. Ставить ребёнка на позицию другого человека, спросить, чтобы чувствовал он.
- Предупреждение, предостережение о последствиях поступков.
- Сообщение об общепринятой культуре.
- Доверие.
- Открытый диалог педагога с детьми.
- Дискуссия, спонтанно или специально организованная педагогом («Давайте сначала обсудим, что такое дисциплина и зачем она нужна каждому из нас...»)
- Обмен впечатлениями, сотрудничество.
- Совет, рекомендация, консультирование педагога.
- Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
- Использование средств массовой информации, литературы, искусства.
- Инструкция (указание). Должна быть краткой и выражать суть предполагаемого задания. Педагогу стараться не употреблять сложных и длинных фраз.
2. Методы упражнения – это практически-действенное воздействие, способствует формированию поведения.
- Пример для подражания является своеобразным наглядным образом. Им могут быть педагог, родитель, сказочный герой, персонаж публикации.
- Воспитывающие ситуации: создаются условия, в которых ребенок оказывается перед выбором; создаётся ситуация успеха, в которой ребёнок может проявить себя.
-Упражнение. Многократно повторяется то или иное действие. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования действия.
- Привлечение ребёнка в качестве помощника.
- Приучение.
Детям дается определённый образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
Постепенное приучение к деятельности на общую пользу – поручение повторяется, усложняется и мотивируется их общественной значимостью.
- Тренинг, отрабатывающий поведенческие навыки (уроки этикета, уроки общения)
- Доверие. Ребенок выполняет наиболее значимые общественные поручения коллектива и педагогов, в которых он может проявить себя.
- Сотрудничество.
- Игра с этико-психологическими правилами («Честно играть в прятки»).
- Продуктивная деятельность, вовлечение в деятельность.
- Приказ к действию в особых случаях («Прекратить драку!»).
- Переключение. Занятие воспитанника трудом, спортом, общественной деятельностью, рукоделием и т.д.
3. Методы педагогической оценки – это методы стимулирования. Педагогическое влияние происходит через оценочное воздействие.
а. Открытая педагогическая оценка:
- Поощрение. Активизация ребенка к выбору правильного поведенческого шага, побуждение к выполнению принятых решений.
Это одобрение вербального, мимического, пластического характера (улыбка, кивок, доброе слово).
Это подбадривание, поддержка.
Это похвала.
Это демонстрация малейшего успеха.
Это благодарность, вручение грамоты - персональное либо коллективное признание значимости сделанного ребенком.
Это материальный предмет, который благодаря материализации создает протяженность оценки и длительность положительных переживаний (открытка, игрушка, лакомство).
Это присвоение звания – признание его существенных качеств и выражение уверенности в достоинстве личности (командир группы).
- Наказание.
Это осуждение, неодобрение педагогом и другими детьми негативного поступка (направлено на возникновение желания поступать хорошо);
Это недоверие. Коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному ребенку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждает его тем самым к самокритике.
Это лишение участия в походах, в праздничных мероприятиях, развлечений, удовольствий.
Это исключение из видов деятельности, наиболее предпочитаемых и любимых ребёнком (например: физическая активность)
Это вызов родителей.
Это замечание (наедине, перед всеми детьми, косвенное воздействие).
Это порицание.
Это выговор.
Это исключение из системы общения.
Это самооценка и самоконтроль деятельности и поведения.
Это строгий контроль в разных видах деятельности.
Средства контроля не должны представлять собой крайности (от вседозволенности до жёсткого авторитаризма), такие средства непродуктивны.
Используя наказание как систему воздействия на личность, педагог должен помнить:
- не всякое наказание может решить поставленную задачу;
- наказание должно быть адекватно проступку; воспитанник должен знать, за что его наказали, как действовать в дальнейшем, понимать свою вину;
- наказание должно следовать непосредственно за проступком;
- наказание не должно применяться одновременно с поощрением;
- наказание не должно содержать угроз, тем более невыполнимых;
- наказания должны быть последовательными.
Запрещаются:
- коллективные наказания (просмотр фильмов, лишение прогулки и подобных режимных моментов);
- наказания трудом (исключение, если сломал мебель или испортил вещь);
- меры физического воздействия со стороны педагога;
- наказания едой;
- наказания унижением личности и ущемлением других прав.
б Скрытая педагогическая оценка.
«Я - сообщение», оглашение вслух собственного состояния и переживания («Мне стыдно, когда я слышу от тебя нецензурную брань»).
«Ты - сообщение», оглашение предполагаемого состояния ребенка в момент содеянного им («Ты, наверное, очень расстроился и потерял контроль над собой, а теперь тебе, конечно стыдно?»)
«Естественное последствие», неизбежность обстоятельств, в которые поставил своим поведением себя ребенок («Разлил? – Вытирай!»)
Возложение оценочных полномочий на ребенка («Как ты расцениваешь свои действия?»)
Оттянутая во времени оценка. («Я расстроена, поговорим, когда приду в себя»)
Все методы воспитания используются комплексно и направлены на профилактику детских конфликтов, формирование сознательного нравственного поведения, положительных черт личности.
В процессе педагогической практики каждый педагог совершенствует свою подготовленность, накапливает опыт общения. Особенно ценен опыт, который концентрирует в себе знания в единстве с умениями и навыками и который приобретается при условии критического анализа своей работы, осмысления причин успехов и неудач, сравнения своей деятельности с лучшими образцами. Кроме профессиональной подготовленности педагог должен иметь и психологическую готовность, которые вместе создают интерес к учебно-воспитательной деятельности, способствуют активности и неутомимости в труде, творческой отдаче сил, неформальной перестройке воспитательного процесса в целом во имя торжества идей гуманизма, культуры и знаний.
Литература.
- Бородулина С. Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников/ Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004
- Методика воспитательной работы: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л. А. Байкова, Л. К., Гребенкина, О., В., Еремкина и др.; Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Роготнева А. В. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях: пособие для педагогов/ А.В. Роготнева. Пособие для педагогов.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
- Симонов В. П. Стиль взаимодействия субъектов образовательного процесса и его диагностика // Справочник заместителя директора школы. – 2009. - №6
*Методика диагностики стиля взаимодействия субъектов менеджмента в вербальных и математических показателях с графической интерпретацией результатов приведена в журнале «Стандарты и качество». 1994. №8. С.51.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации педагогам. Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками. Основные методы педагогического воздействия в отношении воспитанников детских домов и школ-интернатов."
Данный методический материал предназначен для повышения уровня образования и квалификации педагогов, расширения профессиональной компетенции, раскрытия их творческих возможностей....
Доклад на тему" Педагогическая компетентность педагога результаты освоения обучающимися,воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений как ресурс реализации ФГОС "
Выступление на педсовете МБОУСОШ№8 г.Ельца, 2012г-ноябрь....
Родительское собрание совместно с педагогами и воспитанниками в 8 классе "Как стать успешным?"
Самое дорогое, что есть у человека – это дети. Кто из нас не мечтает, чтобы его ребенок был самым счастливым и успешным? Мы все надеемся, что именно так и случится – наши дети вырастут, и ...
ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА И ВОСПИТАННИКОВ В ДЕТСКОМ ДОМЕ.
АВТОРСКИЙ МАТЕРИАЛ. ОПИСАНИЕ ПРИМЕНЕНИЙ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ С ВОСПИТАННИКАМИ ДЕТСКОГО ДОМА. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ....
Методические рекомендации для педагогов "Психолого-педагогическая культура педагога. Психогигиена педагога"
Данные методические рекомендации больше подходят для педагогов школ, училищ, техникумов и дополнитльного образования. Здесь представлено 2 раздела темы "Психолого-педагогическая культура педагога".Дан...
Доклад «Воспитатель и воспитанник: система взаимоотношений. Модели общения педагога с воспитанниками »
Почему одного педагога дети любят и принимают, а другого просто не воспринимают? Я думаю, что эта проблема близка каждому ребенку и каждому воспитателю. Вообще, можно п...