Профилактика конфликтов в сфере межнациональных отношений
статья по психологии
из опыта работы Центра психологического сопровождения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профилактика конфликтов, выступление | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика конфликтов
в сфере межнациональных отношений
Выступление методиста ЦПМСС «Преображение» Голиченко Е.В.
на городском совещании заместителей директора
Пожалуй, на сегодняшний день трудно назвать более актуальную проблему, чем проблема межнациональных конфликтов.
Россия – многонациональная страна и поэтому проблемы межкультурного и межконфессиального взаимопонимания стоят очень остро.
Насколько эта проблема актуальна, серьезна и злободневна для образовательных учреждений города можно судить по результатам проведенного нашим центром в прошлом учебном году среди учащихся 9-11 классов социологического опроса. Целью исследования было выявление мнения респондентов о наличии межнациональных конфликтов в ОУ, а также об их отношении к национальным взаимоотношениям.
Назову лишь несколько цифр из полученных результатов:
- только 52% всех учащихся толерантно (с понимание и одобрением) относятся к таким социальным явлениям, как чужой образ жизни, внешний вид других людей, обычаи других народов, другое вероисповедание;
- в пределах образовательных учреждений происходят межнациональные конфликты, на что указали 42% учащихся;
- 42% учащихся проявляют экстремистские взгляды, а 19% учащихся сами проявляют агрессию против людей других национальностей;
- лишь 33% учащихся информированы о том, какое наказание предусмотрено по УК РФ за разжигание межнациональной розни, 67% демонстрируют безграмотность в данном вопросе.
Уже эти несколько цифр заставляют задуматься над вопросами «кто виноват? и «что делать?».
Научно доказано, что прожить без конфликтов невозможно. Конфликты неизбежны, существовали всегда и будут существовать столько, сколько существует взаимодействие и общение людей между собой. Ведь по определению «конфликт» (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия. Конфликты это часть нашей жизни, полностью изжить их невозможно.
Можно искать долго ответ на вопрос «кто виноват?» и находить массу объяснений причин возникновения конфликтов, особенно межнациональных. Но по большому счету причина любого конфликта одна: не умение общаться, взаимодействовать правильно, т.е. проявляя уважение к мнению, взглядам, интересам другого человека, человека отличающегося от тебя, не такого как ты.
Не секрет, что всему в жизни мы учимся. Можно научиться и общению. Главная проблема, на мой взгляд, заключается в том, что мы стали мало общаться. Сейчас все реже приглашают гостей, редко устраивают посиделки, задушевные разговоры на кухне, практически не разрешают собственным детям приводить друзей к себе домой. А ведь именно семья является первым и самым важным институтом социализации, именно в семье ребенок получает первые уроки общения, взаимоуважения, именно в семье закладываются основы нравственности, уважительного отношения к себе самому и другим людям. Либо не получает и не закладываются!!!
А мы в школе получаем готовый «продукт»: детей с уже сформированным стереотипом общения. Поэтому наша главная задача: исправление ошибок, т.е. обучение правилам взаимодействия, развитие навыков общения, отработка и проверка усвоенного. Ведь общение следует тренировать так же, как решение арифметических задач или умение грамотно писать.
Труд нелегкий и часто неблагодарный, т.к., выйдя из стен школы, ребенок опять попадает в среду домашнего общения и весь наш труд идет насмарку.
Поэтому работу по профилактике конфликтного поведения необходимо организовывать, задействуя всех участников учебно-воспитательного процесса: и учащихся, и родителей, и педагогов. Только комплексная профилактическая работа со всеми участниками образовательного процесса способна дать положительный результат.
Прежде всего, наверное, нужно начать с себя. Ведь педагогический коллектив представляет собой модель, по которой ребенок может сформировать свое представление о коллективе взрослых, о способах, приемах общения и взаимодействия. Поэтому цели и задачи самосовершенствования, саморазвития коллектива в плане формирования толерантного пространства, в котором укрепляется атмосфера уважения, доброжелательности и внимательного отношения друг к другу, являются первостепенными в жизни образовательного учреждения.
Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения в системе «учитель-ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителями определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно учитель, педагог на собственном примере может научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.
Семья, родители тоже не должны остаться в стороне. Как уже было сказано значение семьи в формировании толерантного сознания и бесконфликтного поведения ребенка трудно переоценить. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. Семейные отношения – по существу “полигон” для примерки и отработки человеческих отношений с людьми разных возрастов, разного пола, разных характеров, с людьми разных специальностей.
Как уже было сказано, умение общаться необходимо тренировать. Ведь невозможно просто сказать человеку: «Вот тебе правила, иди, общайся!» и ждать результата. Необходимо обучать и контролировать процесс усвоения. Думается, что хорошим союзником, помощником в деле обучения всех участников учебно-воспитательного процесса навыкам бесконфликтного общения может и должен специалист психологической службы. Именно в его компетенции организация такой интерактивной формы работы как тренинговые занятия.
Тренинговые занятия целесообразно проводить и для педагогов, и для родителей, и, конечно же, для учащихся с учетом возрастных особенностей последних.
Психологи нашего Центра, обслуживающие школы Центрального района, давно и плодотворно занимаются этой проблемой. Тренинговые занятия с детьми ведутся постоянно. Отличительной особенностью тренинговой работы является то, что на занятиях дети могут не только получить знания, но и отработать навыки общения в малых группах в специально создаваемых учебных ситуациях под контролем психолога, который поможет увидеть и осознать возможные ошибки. Это и занятия по развитию эмпатии с младшими школьниками, на которых они учатся принятию себя и других людей такими, какие они есть, а также сочувствию, сопереживанию. Для младших подростков предназначены тренинги на групповое сплочение, занятия по развитию толерантных отношений, на которых учащиеся учатся понимать себя и других, давать оценку собственным поступкам и чувствам, учатся терпимомо относится к мнению и взглядам других людей. Для более старщих учащихся проводятся тренинги коммуникативных навыков, тренинги бесконфликтного общения, на которых ведется более глубокое изучение основ конфликтологии.
В нашем Центре разработаны и успешно реализуются две программы, которые тесным образом связаны с профилактикой конфликтов. Это, прежде всего, городская программа «Психологическая безопасность в ОУ», в которой принимают участие 16 школ города. По этой программе педагоги-психологи проводили занятия в прошлом и позапрошлом году с учащимися 5-х, 6-х классов, а в этом году будут работать с 7-ми классами. Главные задачи этой программы сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся, обучение принятию себя и других, взаимодействию, умению общаться, формирование адекватной самооценки.
В прошлом учебном году был апробирован блок этой программы, предназначенный для работы с педагогами. Педагоги-участники теоретических и практических занятий получили возможность повысить свое мастерство в области педагогического общения, познакомились с основами конфликтологии, а также получили навыки по саморегуляции. В этом учебном году занятия будут проводиться с новой группой педагогов.
Еще одна программа реализуется уже теперь четвертый год на базе нашего центра. Это программа родительского клуба «Доверие». На заседаниях клуба обсуждаются различные вопросы, касающиеся семейного воспитания, в том числе и проблема конфликтов. В форме тренинговых упражнений родителям предоставляется возможность понять, как действовать самому в конфликтной ситуации и как научить этому ребенка. В этом учебном году мы решили изменить место проведения заседаний клуба, решили «пойти в массы», и теперь заседания будут проводиться на базе школ Центрального района по обозначенной школой теме. Несколько школ нашего района обратились как раз с заявкой на проведение родительского клуба по теме «Конфликты». Думаем, что в будущем нас будут приглашать и другие школы города.
Кроме того, специалистами нашего центра постоянно обновляется методологическая база для профилактической работы со всеми участниками образовательного процесса. В методической базе Центра имеются разработки уроков, психологических игр, тренинговых программ, а также классных часов для работы с учащимися, направленные на формирование толерантности. В прошлом учебном году разработано и разослано во все ОУ города методическое пособие «Профилактика экстремизма и формирование толерантности», в котором имеется теоретическая база по данной проблеме и материалы для практической работы в школе.
Методический отдел центра проводит регулярные семинары для педагогов-психологов города по теме формирования толерантного сознания воспитанников детских садов и учащихся школ, а также для всех заинтересованных организаций, работающих с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование культуры межнациональных отношений в поликультурном пространстве"
Статья содержит материалы исследований среди учащихся по вопросам межнациональных отношений....
презентация к уроку обществознания "Толерантность в межнациональных отношениях"
Задачи урока.•Определить, в чем заключается межэтническое сотрудничество.•Рассмотреть причины и сущность межэтнических конфликтов.•Узнать основные способы регулирования межэтнических отношений.•...
Мультимедийный урок по обществознанию «Нации и межнациональные отношения в РФ».
Тема урока «Нации и межнациональные отношения в РФ»Предмет обществознаниеКласс8Автор/ы урока Ерофеева Ирина ЕвгеньевнаОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №1»Страна РФРеспублика/край Респуб...
Культура и безопасность межнациональных отношений
Культура и безопасность межнациональных отношений...
Педагогические условия формирования культуры межнациональных отношений у школьников.
Педагогические отношения формирования культуры межнациональных отношений у школьников....
Урок обществознания с использованием кейс-технологии (метод дискуссии) Тема: «Культура межнациональных отношений» Преподаватель: Файзуллина Г.И. 1 курс
Урок обществознания с использованием здоровьесберегающих технологий. Одной из них является кейс-технология....