Семь дощечек мастерства
материал по психологии
Предварительный просмотр:
«Семь дощечек мастерства» или Танграм в работе психолога
Цель: создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса и развития творческого мышления и фантазии у педагогов.
Задачи:
- Познакомить педагогов с приемами использования головоломки «Танграм» и показать возможности для развития ребенка.
- Заинтересовать педагогов – участников мастер-класса - развивающими играми с танграмом для использования в своей работе.
Формы деятельности: групповые, индивидуальные.
Методы работы: игровые и развивающие упражнения.
Необходимые материалы: карточки для игры «Танграм-мемори», индивидуальные наборы для игры у каждого участника, схемы для составления зайца в разных вариантах.
Ход мастер-класса:
- Актуальность (слайд 2)
Народная мудрость гласит: «Дайте ребенку что-нибудь в руки, чтобы он начал думать». А что лучше подготовит ребенка к будущей жизни? Безусловно – это игра. В игре мы обучаемся, уходим от проблем, стремимся к результату (пусть даже маленькому, заметному только для нас).
Как психолог я использую различные игры для развития мышления, памяти, внимания, воображения, речи. Есть среди них и головоломки.
Головоломка — это непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня. В чем же их польза? Всем известно, что мозг тоже надо тренировать, стимулировать его работу. В этом помогут головоломки, ведь они являются очень эффективным средством для развития логического и пространственного мышления, вдобавок к этому они развивают эвристическое мышление - способность находить решение нетиповых задач, которому в современной средней школе не уделяется практически никакого внимания. Так же они являются прекрасным инструментом стимулирования творческих способностей – креативности. Кроме того, головоломки оказывают положительное влияние на развитие математических способностей у ребенка. А с каждым правильно выполненным заданием будет повышаться самооценка. Благодаря головоломкам можно научиться нестандартно мыслить и выходить за рамки стандартных ответов, это важное умение пригодится для решения жизненных задач. Как правило, головоломки имеют несколько уровней сложности, поэтому они интересны людям всех возрастов.
Когда появилась первая головоломка точно неизвестно, но есть данные, что более четырех тысяч лет назад уже была известна игра «Танграм». О своем опыте использования этой игры я и хочу рассказать. Тема мастер-класса «Семь дощечек мастерства» или Танграм в работе психолога.
- Разминка-приветствие
А начнем мы с игры-приветствия «Салют-ладошки!» (слайд 3)
Вы поочередно касаетесь одноименными пальцами рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорите:
- желаю (соприкасаются большими пальцами);
- успеха (указательными);
- большого (средними);
- во всём (безымянными);
- и везде (мизинцами);
- Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
- Теоретический блок
Что такое танграм? Как он помогает развивать детей? (слайд 4)
Танграм - известная головоломка, пришедшая к нам из Древнего Китая. Суть этой восточной игры заключается в построении на плоскости из 7 простых геометрических фигур новой, обозначенной контуром, фигуры. Это могут быть самые различные силуэты: люди, животные, транспорт, предметы быта, растения, игрушки и даже цифры и буквы.
Появление этой игры связано с разными легендами. (слайд 5).
Более 4000 лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.
Чем же полезна эта игра в работе психолога? (слайд 6)
Танграм развивает:
- восприятие формы, способность выделять фигуру из фона, выделять основные признаки объекта;
- глазомер и воображение;
- зрительно-моторную координацию;
- зрительный анализ и синтез;
- умение работать по правилам.
Кроме того, танграм позволяет установить доброжелательную и увлекательную атмосферу на занятии: ребенок увлекается цветными фигурками и чувствует себя комфортно.
Обратили внимание на танграм и педагоги: игра может применяться на уроках математики для получения начальных сведений о геометрии (знакомство с простейшими геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, ромб, знакомство с углами; сравнение фигур по форме, размеру, площади).
Играя, дети запоминают названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуют формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещают их с целью получения новой фигуры. Развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.
В процессе использования "Танграма" в совместной деятельности с детьми происходит обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, совершенствуются операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. У детей наблюдаются положительные эмоции, развивается и обогащается речь. Любознательность, активность, самостоятельность – вот качества, которые ребенок приобретает и которые так необходимы ему для успешной учебной деятельности. Именно они являются залогом познавательной активности, интереса к учёбе, способности к самостоятельному поиску.
Танграм способен заинтересовать не только детей, у которых эта увлекательнейшая игра развивает мышление и воображение, но и серьезных взрослых ученых. Одним из величайших энтузиастов танграма считается писатель и математик Льюис Кэролл, в библиотеке которого была книга с 323 задачами для этой головоломки.
А еще танграм во всех его проявлениях можно встретить, начиная с дизайна одежды, заканчивая архитектурой и ландшафтным дизайном. (слайд 7)
Варианты (этапы) игры танграм:
1 – самый простой вариант. Если ребенок маленький, предложите ему составить фигуру путем наложения элементов на образец, разделенный на составные части. (слайд 8)
Для малышей 3-4 лет достаточно сложным заданием будет наложить фигурки на готовый образец. При этом детям нужно сопоставить размер и форму фигурок, найти правильное положение, да и точно разместить фигурку на основе-подсказке – это не так просто как кажется. (Фигуры на карточке точно соответствуют размерам головоломки).
Такие же задания мы используем и с детьми постарше, когда начинаем знакомить их с игрой. Если после 2-3 заданий ребенок легко справляется, то можно переходить к более сложным заданиям.
2 – далее можно составлять фигуры по образцу, т. е. картинка лежит перед ребенком, а он составляет на столе, смотря на фигуру, разделенную на части. (слайд 9)
В 5-8 лет дети могут уже складывать модели рядом с карточкой-ответом, причем карточка может не соответствовать реальным размерам деталей танграма. Как только ребенок освоит этот вариант игры, можно переходить к следующему этапу.
3 – затем можно оставить в фигуре только контуры. (слайд 10)
Здесь танграм и становится головоломкой. Ребенку нужно собрать модель по карточке, на которой только силуэт фигурки. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, т. е. на геометрические фигуры. В 7 лет дети могут справиться с этой задачей, только если раньше они уже играли в другие варианты. Как показал мой опыт, дети 11-12 лет с большим трудом справляются с этим вариантом, если они мало играли в танграм.
Одно из первых заданий на этом этапе – бегущий гусь, начните лучше с него. Сначала проанализируйте вместе с ребенком, из каких частей может состоять голова, шея, лапы гуся. Можно ли их сделать из других деталей. Дальше можно прикладывать различные элементы головоломки, ища правильный результат.
Далее можно переходить к фигурам посложнее. Самыми сложными считаются фигуры человека бегущего и сидящего
4 – здесь начинается творчество – самому придумать и сложить фигуру. (слайд 11)
Задания с геометрическими фигурами: (слайд 12)
Отметить (закрасить) на персональной печатной схеме или сложить:
- один большой квадрат;
- можно или нельзя составить квадрат из двух частей? Из трех? Из четырех?
- можно или нельзя составить трапецию, не используя квадрат?
- прямоугольник, но не квадрат, используя все 7 частей?
Можно ли составить треугольник, используя только 2 части танграма? 3 части? 5 частей? 6 частей? Все части танграма?
Сложите треугольник, используя 4 части танграма:
- один большой треугольник, 2 маленьких треугольника и квадрат;
- один большой треугольник, 2 маленьких треугольника и параллелограмм;
- один большой треугольник, один средний треугольник и 2 маленьких треугольника.
Задания на двоих с двумя наборами головоломки отлично приучают к работе в команде:
-сложить квадрат из двух танграмов (8 вариантов),
- сложить цветок из двух танграмов,
- обоим игрокам взять по 4 фигуры и сложить треугольник.
Танграм-мемори (слайд 13)
Для игры нужны парные карточки с изображением собранных фигур из танграма. Можно играть по классическим правилам игры «Мемори», а можно попробовать другой вариант. Карточки выкладываются изображением вверх, и детям предлагается собрать как можно больше парных картинок. Кто больше собрал – тот и победил. Затем нужно выбрать из своего набора карточку, которая больше всего нравится, и собрать изображение из деталей. После этого можно предложить собрать изображение по памяти.
Танграм – раскраска (слайд 14)
Раскрасить одинаковые фигуры ТАНГРАМА и фигуры рисунка одинаковыми цветами.
Вписать в одинаковые фигуры ТАНГРАМА и фигуры РИСУНКА одинаковые буквы.
Вписать в одинаковые фигуры ТАНГРАМА и фигуры РИСУНКА одинаковые цифры (знаки).
Нанести в одинаковые фигуры ТАНГРАМА и фигуры РИСУНКА одинаковый узор.
Соединить линиями одинаковые фигуры ТАНГРАМА и фигуры РИСУНКА, у каждой пары своя неповторимая линия.
Аппликации
Из деталей танграма можно создавать аппликации на любые темы: люди, животные, птицы, рыбы, вещи, транспорт, цифры. Если вы работаете по тематическим неделям, то вновь и вновь будете повторять навыки игры в танграм. А тематические наборы можно использовать и для игры в «Четвертый лишний».
Аппликации можно использовать для иллюстрирования сказок. Можно устроить выставку аппликаций и совместно сочинить историю.
- Практический блок (слайд 15)
Чтобы научить своих воспитанников собирать головоломки, необходимо самим научиться владеть этой техникой. Надеюсь, что сегодняшнее занятие поможет вам в этом. Начнём мы с вами с наиболее лёгкой фигуры в танграме.
Отгадайте загадку:
Угадайте, что за шапка.
Меха целая охапка.
Шапка бегает в лесу,
У кустов грызёт кору.
- Что вы знаете про зайца? Из каких частей состоит фигура зайца?
- Выполним фигуру зайца, используя разные варианты игры танграм. (практическая работа участников мастер-класса).
Предлагаю еще один вариант игры, который очень нравится детям. Давайте поиграем в «Танграм-мемори».
Перед вами карточки с изображениями фигур. Найдите как можно больше парных изображений. Сосчитайте, сколько пар вам удалось найти. Кто больше собрал – тот и победил. Давайте поаплодируем победителю.
А сейчас выберите среди ваших карточек ту, которая вам больше всего нравится, и соберите изображение.
Попробуйте повторить его по памяти.
- Рефлексия, подведение итогов мастер-класса
Технология «Зарядка» (слайд 16)
- А сейчас, уважаемые участники, предлагаю вам дать оценку, проведенному мероприятию, через выполнение определенных действий.
Если Вам было неинтересно, вы не узнали ничего нового – присядьте на корточки.
Если было интересно и полезно в профессиональном плане – поставьте руки на пояс.
Если остались вопросы, сомнения, Вы не до конца разобрались в теме – дотроньтесь до кончика носа.
Если Вам очень понравилось и Вы хотели бы использовать танграм в своей работе – поднимите руки и хлопните в ладоши.
Надеюсь, вас не утомило (слайд 17)
Участие в моей работе.
Впустую время не уплыло
И что-то, может, почерпнете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
От дощечек и папирусных свитков до современных тетрадей. Из цикла "Школьные принадлежности".
Китаю и Японии принадлежит выдающаяся роль в развитии производства бумаги. Для управления огромными территориями каждому государству нужны образованные люди. Этого нельзя было достичь, не развивая пис...
Развитие высших психических функций на логопедических занятиях с помощью "Тактильных дощечек"
Использование тактильных дощечек для развитие восприятия окружающего мира; развитие воображения, фантазии; тактильной памяти, развитие речи, умения выразить словами свои ощущения от прикосновени...
Внеклассное мероприятие "Семь ступеней к мастерству".
Внеклассное мероприятие по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для учащихся 8 классов....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием серии обучающих дощечек "Редакция журнала"
Пошаговый конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ОВЗ в интергации с другими образовательными областями с использованием серии обучающ...
Комплекс общеразвивающих упражнений в равновесии с дощечками и теннисными мячами. 4 класс.
В статье предлагается разработка необычного занятия по физической культуре для 4 класса. Автор представляет ряд собственных, успешно используемых в педагогической практике идей. Цели и за...
Технологическая карта «Тканьё пояса на дощечках» 7 класс
Тема: «Тканье Пояса на дощечках» 7 классТропина А.Т., учитель технологиивысшей квалификационной категории Технологическая карта урока «Тканьё пояса на дощечках"...
Образовательный проект « Раз дощечка, два дощечка-будет лавочка. Раз соринка, два соринка- будет творчество.» (благоустройство школьной территории, фасада здания и помещений МОУ «Гимназия № 17»)
В нашем городе сложилась многолетняя традиция украшать, озеленять свои усадьбы, улицы, площади, что в целом преображает и делает особенным, запоминающимся наш город. Каждый год в августе администрацие...