Технологическая карта «Тканьё пояса на дощечках» 7 класс
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему
Тема: «Тканье Пояса на дощечках»
7 класс
Тропина А.Т., учитель технологии
высшей квалификационной категории
Технологическая карта урока «Тканьё пояса на дощечках"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта «Тканьё пояса на дощечках | 788.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Громовская средняя общеобразовательная школа»
Приозерский район Ленинградская область
Технология
Тема: «Тканье пояса на дощечках»
7класс
Выполнила: Тропина А.Т., учитель технологии высшей квалификационной категории
Суходолье
2018
Технологическая карта урока
по теме: «Тканье пояса на дощечках» (7-2)
Место проведения урока:
Школьные учебные мастерские, кабинет технологии.
Методы обучения: основной: проблемно-поисквые (проблемное изложение); практический,
дополнительные: иллюстрация, видеометод, ситуативный метод; демонстрация приёмов (упражнения),
Выбор программы и характеристика класса
Примерные программы по учебным предметам (технология 5-9 класс) под редакцией А.А. Кузнецова, М.В. Рыжакова, А.М.Кондакова.
- Рабочая программа по предмету составлена на основании примерной программы «Технология. 5-9 классы» ФГОС и авторской программы Соколовой В. А. «Технология. 5-9 классы» (для девочек)
рабочая программа по технологии (предметная линия учебников « Вентана - Граф» под редакцией В.Д. Симоненко)
На трудовое обучение в 7классе выделено 2 часа в неделю(68 часов в год).
Материальная база кабинета соответствует «Типовому перечню» на 85% и обеспечивает выполнение практической части программы по всем разделам, включая и раздел «материаловедение». На уроке обучающиеся изготовили образец по схеме. Учитель проверил соответствие схемы и образца.
Цель:
1Эстетическое развитие школьников, развитие художественных и творческих способностей, техническое совершенствование мастерства
Задачи:
Деятельностная:
1. Приобретение самостоятельного опыта постановки и решения проблемы.
2.Формирование умений обучающихся сотрудничать с учителем и сверстниками.
3. Закрепить знания гигиенических и технологических свойствах ткани
4. Дать представление о классификации ткани по виду волокон.
5. Продолжить формирование основных приёмов тканья на дощечках.
6. Познакомить с оформлением пояса.
Предметно-дидактическая: изучение нового материала и овладение технологией ткачества пояса на дощечках.
Тип урока
1. По ведущей дидактической цели - изучение нового материала.
2. По способу организации - синтетический (или комбинированный).
3. По ведущему методу обучения – частично проблемный.
Методы обучения:
основной: проблемный; демонстрация приёмов (упражнения);
дополнительные: групповые способы обучения, беседа, иллюстрация, ситуационный метод, видеометод, объяснение;
Используемые технологии
- организация группового взаимодействия (работа в бригадах);
- выполнение практической работы
- взаимоконтроль,
- рефлексивное обучение
Структура урока
1.Организационный момент – 2мин НОТ
2.Активизация (повторение) – 4мин
3.Актуализация -6-10мин (поисковая исследовательская деятельность)
4.Подведение обучающихся к формулированию проблемы – 5мин
5.Постановка наводящих вопросов – 3мин
6.Заполнение листка ученика 5 – 7 мин
7.Вводный инструктаж - 5мин
8.Практическая работа – 45 – 50мин
9.Первый обход 10 -12мин (с целью проверки)
10.Второй обход 10-12мин (с целью проверки, собеседование)
11.Текущий инструктаж -2мин
12.Третий обход 10мин
13.Рефлексивно – оценочный (самооценка или взаимоконтроль результатов практической части урока) – 5мин
14.Подведение уроков – 5мин
Итого – 90 минут
Материально-техническое и дидактическое оснащение урока:
Средства обучения. УМК (учебно-методический комплекс)
Оборудование рабочих мест, инструмент | Основная и дополни-тельная литература | ИКТ (информационно - коммуникационные технологии) | Натурально-вещественные модели | Дидактические материалы: |
|
|
-экран, диски.
|
|
|
Таблица №1. Технологическая карта. Планируемые результаты урока
Предметные результаты Учащиеся должны знать и уметь: | Метапредметные УУД | Коммуникативные УУД | Личностные УУД |
Знать условные обозначения схем тканья на дощечках. Правила начала и окончания тканья на дощечках. Охрана труда и ТБ | Регулятивные: Осознавать, что усвоено и что необходимо усвоить, чтобы выполнить практическую работу. На предыдущих уроках усвоены – технологические свойства ткани, нитей, но не полностью освоена технология тканья пояса на дощечках. | уметь: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками | понимать значение «умение планировать процесс своей деятельности»; |
Принцип изготовления пояса на дощечках | Логические УУД: анализировать готовые образцы и находить соответствие с графическими их схемами. | уметь выразить свои мысли при определении проблемной ситуации; | уделять внимание развитию своего технологического мышления |
Отличать технологию изготовления изделий массового производства от индивидуального ткачества | Познавательные УУД: сравнивать различные объекты с целью определения общих параметров (ассортимент изделий, разные способы ткачества мотивов). | Развивать трудолюбие и ответственность за качество своего изделия | |
Уметь Определить гигиенические и технологические свойства ткани Тканье пояса на дощечках (один вариант) | Владеть алгоритмом работы тканья пояса на дощечках. Процесс изготовления тканых поясов состоит из нескольких этапов: 1. Составление заправочной схемы. Владеть последовательностью изготовления тканья пояса на дощечках |
Информационная карта урока
Учебный методический комплекс:
программы:
В.А. Соколова «Программа по трудовому обучению девочек 5 – 9 классы»
В.А. Соколова «Тематическое и поурочное планирование по программе трудового обучения девочек в 5 – 9 классах»
Э.Д. Днепров, А. Г. Аркадьев «Сборник нормативных документов. Технология», «Дрофа», Москва, 2007г
А.В. Марченко Программно-методические материалы «Технология» 5 – 11 классы, издательство «Дрофа» 2001г Министерство Образования РФ (по технике безопасности)
А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков, А.М. Кондаков «Примерные программы по учебным предметам» Технология 5-9классы М. «Просвещение» 2010 (ФГОС)
Литература для учителя:
- А.В. Соколова «Ткачество браных поясов» традиционные ремесла, издательство «Союз художников» С – Пб, 2010г
- Лысенко О.В., Комарова С.В. «Ткань-Ритуал-Человек» (традиции ткачества славян восточной европы).
- А.А.Влвсова «Рукоделие в школе» СПБ «Динамит» 1996 г
- И.А.Андреева «Шитье и рукоделие» Б.Р. энциклопедия, Москва, 1999г
- П.Шапкин «Рукоделие» Асцедент, М-1994г
- Н.Т.Климова «Народный орнамент в композиции художественных изделий» М. изобразительное искусство1995г
- Е.А.Киселева и др. «Технология» 5-11кл развернутое тематическое планирование по программе В.Д. Симаненко, Волгоград, 2011г
- Н.А.Пономарева «Технология» 5-11кл «Проектная деятельность на уроках», Волгоград, учитель, 2010г
Учебники для обучающихся:
- Т.И. Еременко «Технология ручной вышивки» М. Просвещение 2000 год
- В.И. Ермакова «Основы кулинарии» М. Просвещение 2000год
- В.Н. Чернякова «Технология обработки ткани» М. Просвещение, 2002
- Н.В. Синица, В.Д. Симоненко, В.Н. Правдюк «Технология» рабочая тетрадь 5кл. М. издат. центр «Вентена – Граф» 2005г
- В.Д. Симоненко «Технология» рабочая тетрадь 6кл. М. издат. центр «Вентена – Граф» 2007г
- Н.В. Синица «Технология» рабочая тетрадь 7кл. М. издат. центр «Вентена – Граф» 2011г
Плетение и ткачество поясов
Найти соответствие (проверка знаний и умений)
№п/п | Образцы поясов | № п/п | Названия поясов |
1 | а | Мужской пояс «на игле»1вариант | |
2 | б | Мужской пояс «на игле» 3вариант | |
3 | в | Женский плетеный пояс «на вилке» 2вариант | |
4 | г | Женский плетеный пояс «на вилке» 1вариант | |
5 | д | Тканый пояс «на бердышке» | |
6 | ж | Мужской пояс «на игле» | |
7 | з | Браный пояс «на сволочке» | |
8 | и | Мезенский плетеный пояс «на вилке» | |
9 | к | Браный пояс «на сволочке» | |
10 | л | Пояс «на кружках» | |
11 | м | Мужской плетеный пояс | |
12 | н | Мужской пояс «на игле» | |
13 | о | Пояс «на вилке», саржевое переплетение | |
14 | п | Мужской пояс «на игле» | |
15 | р | Тканый пояс «на бердышке» | |
16 | с | Мужской пояс «на игле» |
Карта учета и контроля формируемых знаний и навыков обучающихся
при выполнении операций тканье пояса на дощечках
№п\п | Фамилия имя обучающихся | Выполнение | Навыки работы | ||||||
Чтение заправочной схемы | Расчет длины ниток для снования | Снование | Заправка нитей в дощечки | Чтение заправочной схемы | ткачество | Заправка нитей в дощечки | Оформление концов пояса | ||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 | |||||||||
11 | |||||||||
12 | |||||||||
13 | |||||||||
14 | |||||||||
15 | |||||||||
16 | |||||||||
17 | |||||||||
18 |
Листок ученика
Дата:
Тема: «Тканье пояса на дощечках»
В триаде РОЖДЕНИЕ – ЖИЗНЬ – СМЕРТЬ, поясу соответствует жизнь, т.е. переходному состоянию между рождением, как приходом в «этот мир» и смертью, как уходу в «иной мир».
Отсюда особая значимость пояса в ритуалах жизненного цикла.
Пояса были | Поясом подпоясывали | Пояса служили |
Мужские Женские Родильные Крестильные Свадебные Праздничные Будничные Детские | Сарафаны Рубахи поневы мужскую, женскую, детскую одежду | оберегом защитой от всякой нечисти, сглаза и колдовства |
Плетение и ткачество поясов:
«на вилке», «на спице» или «в бутылку», плетение на руках, полутканье, витье и тканье на дощечках, «на бердышке», «на сволочке», на ткацком станке.
Технология тканья на дощечках
№ п/п | Технология изготовления пояса | |
1 | Составление заправочной схемы пояса. | |
2 | Расчет длины нитей основы. | Длина нитей зависит от длины и вида изделия, способа крепления нитей, от вида приспособления, от оформления концов пояса. Средняя длина пояса составляет 1,5-2м. |
3 | Снование | |
4 | Заправка нитей в дощечки | |
5 | Ткачество | |
6 | ткачество | |
7 | Оформление концов пояса |
|
.
Инструкционная карта
«Ткачество пояса на дощечках»
|
| |||||||||||
|
|
| Заправка нитей сверху вниз | |||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
|
| Заправка нитей снизу вверх | |||||||||
|
|
|
| |||||||||
Узор схема | ||||||||||||
Заправить 4 дощечки для пояса | ||||||||||||
|
|
|
| Красный - 8 нитей | ||||||||
1 |
|
|
|
|
| |||||||
2 |
|
|
|
| Зеленый - 4 нити | |||||||
3 |
|
|
|
| ||||||||
4 |
|
|
|
| Желтый - 4 нити | |||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| |||||||
ДОЩЕЧКИ | ||||||||||||
Плетение и ткачество поясов
Найти соответствие (проверка знаний и умений)
№п/п | Виды поясов | №п/п | Назначение поясов |
1 | А | Пояс детский | |
2 |
| Б | Пояс мужской, будничный |
3 | В | Пояс мужской, праздничный | |
4 | Г | Пояс женский, будничный | |
5 | Д | Пояс мужской, праздничный | |
6 | Е | Пояс женский, праздничный |
Ответы: 1-д; 2-е; 3- г; 4 – а; 5 – б; 6 - в
Плетение и ткачество поясов
Найти соответствие (проверка знаний и умений)
№п/п | Виды поясов | №п/п | Назначение поясов |
1 | А | Пояс мужской, праздничный | |
2 |
| Б | Пояс женский, праздничный |
3 | В | Пояс женский, будничный | |
4 | Г | Пояс детский | |
5 | Д | Пояс мужской, будничный | |
6 | Е | Пояс мужской, праздничный |
Сообщения школьников
Пояса №1 (введение)
Мифы о происхождении ремесел говорят о том, что человек создавая вещь как бы повторял те операции, которые в Начале выполнял Творец. Человек — посредник в диалоге природы и культуры взаимодействует со стихиями огнем, водой, воздухом, землею, и как дублирует космологический акт творения. Не случайно технологии изготовления вещей в архаичных культурах относились к области сакрального знания.
Обращаясь ближе к нашей теме, к поясу, к нити, как к результату свивания волокон, необходимо отметить, что сакральная значимость веретена — главного орудия прядения — в культуре была очень высока.
«Гребень, донце, прялка, веретено сам Господь сказал, а самопрялки придумал Сатана».
Пояса №2
Значительная часть народных представлений о сакральности веретена может быть объяснена, прежде всего производимым им действием: из волокнистой хаотической массы создавалось упорядоченное организовано начало — нить.
Кручение, веретено, его вызывающее, занимали особое место в архаичной модели мира. Так система представлений о том, как «закрутилось, завертелось и выкрутилось небо», «начала крутиться и выкрутилась земля», позволяет говорить о концепции веретена, как оси, центра мироздания.
Пояса №3
Универсальный характер вращения нашел отражение в ритуальных установках, регламентирующих круговое движение по солнцу или против солнца.
Движение по солнцу припадлежит миру культуры, человеку, а движение против солнца — сфере «иного мира».
Например, во время свадьбы жениха и невесту обводят вокруг стола. А чтобы попасть в подземный мир надо двигаться против солнца. Колдун во время заговора движется против солнца. На Русском Севере существовал способ проверки пастуха: крестьяне наблюдали за ним из укромного места, и если пастух обходил стадо против солнца, это означало, что он колдун.
Пояса №4
В ТРИАДЕ РОЖДЕНИЕ — ЖИЗНЬ — СМЕРТЬ, ПОЯСУ СООТВЕТСТВУЕТ ЖИЗНЬ, Т.Е. ПЕРЕХОДНОМУ СОСТОЯНИЮ МЕЖДУ РОЖДЕНИЕМ, КАК ПРИХОДОМ В «ЭТОТ МИР» И СМЕРТЬЮ, КАК УХОДУ В «ИНОЙ МИР». Отсюда особая значимость пояса в ритуалах жизненного цикла.
В родильных ритуалах, чтобы облегчить роды, роженица распоясывалась, расстилался пояс, через который роженица должна была переступить. Часто новорожденного сорок первых дней не подпоясывали, и лишь после 6 недель крестная мать приносила ему в подарок поясок, рубашку и крестик. В тоже время умирающего новорожденного ребенка следовало обязательно подпоясать. Семантика этого ритуала связана с переходом в «иной мир», куда невозможно перейти, минуя жизнь.
Пояса №5
Особую категорию составляли свадебные пояса, которые согласно традиции, должны быть красного цвета, как обладающие магической силой. Но с развитием технологии ткачества они постепенно заменялись орнаментом и были обязательны для жениха и невесты. Пояс был символом силы в применении к мужскому началу в человеке и символом девственности в применении к женскому.
Этот ритуал развязывания пояса показывает, как освобождение природной стихии девушки - невесты — женщины, переходом в период жизни, связанный с плодородием, деторождением, и другими проявлениями жизненной силы.
Пояса №6
-опояска, кушак, сетка, покромка, ремень — у русских
-пояс, дяга, ремень — у белорусов
- крайка, черес, баюр — у украинцев
У русских и белорусов широкими делали кушаки для подпоясывания полушубков и другой верхней одежды. Остальные пояса делались узкими от 1 до 3см, реже от 4до 10см.
Кроме самодельных поясов получили распространение пояса, сделанные ремесленниками(в г. Череповце Вологодской губернии). Эти пояса широко распространились в русских северных губерниях. На фоне цветных полос нередко можно встретить слова, указывающие год и место производства. Встречаются пояса с вытканными именем и фамилией владельца, с дарственными надписями: «Милый мой, носи не забывай, дарю не теряй», «Коголюблю, того дарю».
Иногда на поясках были вытканы слова молитвы — это изделия, выполненные старообрядцами, монастырями. Встречаются пояски с отрывками народной лирической песни или частушки (Вологодская, Костромская губ.).
Пояса №7
В русском народном костюме пояс всегда завязывали, а не подтыкали, поэтому концы пояса богато отделывались: кисти, помпоны, бахрома, бисер, пуговицы. Украшали женский и мужской пояса. Женские пояса несколько раз обертывались вокруг талии. Пояс ткался от 1,5 до 2,5 -3 метров, но встречались и до 5 метров. Женские пояса делались длиннее мужских.
На мужском поясе укреплялся мешочек из кожи для денег и принадлежностей для высекания огня, нож, на цепочке гребенец — деревянный, костяной или металлический.
У русских девушек к поясу прикреплялся матерчатый карман — лакомку для гостинцев. У замужних женщин был такой карман для разных мелких предметов или денег. Шили их из ткани и вышивали или из разных лоскутков ткани.
Некоторые виды подвесок были с поверьями — подвязывали несколько куриных косточек к поясу «молодухи» для того, чтобы молодая рано вставала. Подвязывались лесные орехи- двойняшки, являлись символом плодородия. Орех с двумя ядрами считался «счастливым».
Содержание технологических сведений
“...Народное искусство — это прошлое, живущее в настоящем, устремлённое в будущее своей мечтой о небывалом. Оно творит свой мир Красоты, живёт своим идеалом Добра и Справедливости, развивается только по ему присущим законам. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений совершенности”
М. А. Некрасова.
“Русское народное искусство, как и искусство любого народа, — это прежде всего мир особого отношения к своему труду, к своей деятельности вообще и жизни в целом. Мировоззрением народа является его трудовая деятельность, быт, его обряды”
Д. Лихачёв.
- Приветствие.
- Инициализация урока:
- объявление темы;
- определение цели.
- Вопросы учащимся и предлагаемые ответы:
а) О каких видах старинной одежды вы слышали?
а) Сарафаны, рубашки, кокошники и т. п.
б) Какие украшения были присущи старинным костюмам?
б) Вышивка, вязание, аппликация, украшение бисером.
в) Какие дополнения к костюмам присутствуют на всех комплексах? (по фотографиям).
в) Головные уборы, пояса.
г) Как вы думаете, из чего изготавливались пояса?
г) Из ткани, кожи, ниток.
д) Кто занимался изготовлением одежды?
д) Женщины, девушки.
II. Раскрытие темы.
1. Рассказ учителя в форме беседы “Обряды и традиции в прядении и ткачестве”.
Весьма устойчивая традиция рисует “примерных”, т. е. домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси всего чаще занятыми за прялкой. Действительно, в старину первейшей обязанностью женщины, помимо приготовления пищи, было обшивать всех членов семьи.
1). Ну а прежде, чем сшить (что-то) одежду, что необходимо? Предполагаемый ответ: ткань, нитки.
Сейчас, мы знаем, существует очень много различных тканей, их производство мы изучали на уроках материаловедения.
2). А как вы думаете, какие ткани в старину были, из чего и как они изготавливались?
Предполагаемый ответ: из льна, шерсти, ткани простого изготовления, вязанные из пряжи.
К работе этого рода приступали осенью, после уборки урожая, и старались завершить её к весне. Учёные пишут, что наши прабабушки трудились, не разгибая спины: например, для того, чтобы соткать за шесть месяцев три холста по 50 метров длиной, нужно проводить за ткацким станком по 12-15 часов в день.
Воспитание девочек было направлено не в последнюю очередь на то, чтобы вырастить из них “тонкопрях”. Даже пуповину новорождённой девочки старались перерезать на веретене, чтобы уже с первых минут жизни магически “привязать” её к будущему занятию. Пяти-семи лет от роду девочка выпрядала свою первую нить. Это сопровождалось магическими обрядами. Эту нить сматывали в клубок и торжественно сжигали, а пепел девочка должна была выпить вместе с водой, чтобы трудолюбие и искусство не покидало рукодельницу до конца её дней. В другом случае мать девочки прятала первую спряденную нить и берегла до тех пор, пока дочь не станет невестой. И вот тогда-то, готовя её к таинству свадьбы, мать опоясывала девушку нитью под всеми нарядами по голому телу, чтобы оберечь против порчи и сглаза.
Приданое, которое молодая жена должна была принести в дом мужа, состояло большей частью из одежды и белья, которое собственноручно приготовлялось невестой в течение всей юности.
“Непряха”, “неткаха” — это были крайне обидные прозвища для девочек-подростков.
Надо отметить, что нелёгкий женский труд был уделом не только жён и дочерей простого народа, но и женщин из самых знатных и богатых княжеских и боярских семей.
2. Сообщения, подготовленные учащимися.
а) натуральные волокна и ткани из них, изготавливаемые древними славянами;
б) прядение;
в) ткачество;
г) беление и крашение.
3. Русские традиционные пояса. Объяснение учителя.
Слово “пояс” означает - полоса.
Изготавливались из кожи, льна, шёлка, парчи, золота, серебра, бархата, шерсти, шерстяных ниток, ириса (характерно для Забайкалья). Длина пояса: от 1 до 5 метров. Ширина: от 1 до 25 сантиметров. Женские пояса длиннее мужских. Способы подвязывания: спереди, сбоку, сзади. Женщины — под грудью, по талии, под животом. Мужчины — под животом.
Техника исполнения: витые:
кручёные (жгуты), на дощечках;
плетёные: косичка, на вилке,
на игле (“ в бутылку”) Север Сибири, на стене (дергоны); тканые: на сволочке,
на бердо (кросно),
на ткацком стане (Забайкалье, семейские); вязаные: на 3-х спицах,
крючком; шитые: ткань, тесьма, кожа.
Дополнительные украшения: лакомник, мешочки для мелочи, калита (похож на кисет), пряжки, подмахорники.
Отделка. Пояс считался законченным, когда вещь закрыта, т. е. на концах - узелок, кисть, бахрома.
Цвета: Разные, преобладал красный.
Пояс дарили при рождении, на 40-й день вместе с рубашкой, нательником, крестиком. Говорили, что в старину “без пояса, как без креста” даже нельзя было выйти на улицу. Считалось, что отсутствие пояса было характерно только для потусторонних существ.
Сравнительная характеристика свойства тканей
№ | свойства | № | Виды свойств |
1 | Физико механические | А | Гигроскопичность, пылеемкость, теплозащитность |
2 | гигиенические | б | Усадка, осыпаемость, раздвижка нитей в швах |
3 | технологические | в | Прочность, сминаемость, драпируемость |
Сравнительная характеристика свойства тканей
№ | свойства | № | Виды свойств |
1 | Физико механические | А | Гигроскопичность, пылеемкость, теплозащитность |
2 | гигиенические | б | Усадка, осыпаемость, раздвижка нитей в швах |
3 | технологические | в | Прочность, сминаемость, драпируемость |
Сравнительная характеристика свойства тканей
№ | свойства | № | Виды свойств |
1 | Физико механические | А | Гигроскопичность, пылеемкость, теплозащитность |
2 | гигиенические | б | Усадка, осыпаемость, раздвижка нитей в швах |
3 | технологические | в | Прочность, сминаемость, драпируемость |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока технологии в 5 классе. Тема «Обработка пояса»
Содержательная цель: Закрепить знания и умения обработки пояса.Учитель предлагает найти содержание темы урока, активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Чтобы точнее сформулировать те...
Урок географии по теме "Россия на карте часовых поясов". 7-й класс
Формы проведения урока:· повторение терминологии;· практическая работа по определению разницы в поясном ...
разработка урока "Россия на карте часовых поясов". 8-й класс
разработка урока по географии "Россия на карте часовых поясов"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"
Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...
Технологическая карта по географии в 6 классе по теме:Решение практических работ по картам атласа.
Практические задания помогают учащимся усваивать новый материал....
Задания к уроку Россия на карте часовых поясов , география 8 класс
Задания к уроку Россия на карте часовых поясов...