Педагогам
материал по психологии
советы психолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.ppt | 643 КБ |
pamyatka_dlya_pedagogov_o_suitside.docx | 18.92 КБ |
pamyatka_klassnomu_rukovoditelyu_po_preduprezhdeniyu_popytki_suitsida.docx | 17.95 КБ |
uprazhneniya_dlya_snyatiya_stressa.docx | 13.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Школьные факторы, отрицательно влияющие на здоровье детей Учебно-организационные Управленческие Психолого-педагогические. Гигиенические
Психолого-педагогические факторы: Психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок. Стиль педагогического общения учителя с учащимися. Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок. Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам. Особенности работы с «трудными» подростками в классе. Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников. Степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе). Личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений. Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью. Обременённость учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения. Степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя. Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
Методика проведения ДДРК по проблеме «Здоровье ученика в режиме дня школы» Цель: выявить состояние и уровень здоровья ученика в режиме школьного дня. Задачи: Определить состояние самочувствия ученика. Выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на самочувствие и здоровье ученика. Наметить управленческие решения по регулированию и коррекции факторов, влияющих на самочувствие и здоровье ученика. Объект исследования: система УВП в школе. Предмет исследования: условия и факторы, стимулирующие и препятствующие повышению уровня самочувствия и здоровья ребёнка в режиме дня школы. Рабочая гипотеза: если в школе соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, проводится в системе физкультурно-оздоровительная работа, проводится работа с родителями по соблюдению единства требований к режиму дня, регулярно осуществляется профилактический осмотр медицинскими работниками, проводится пропаганда ЗОЖ, организовано рациональное питание, то это является эффективным средством улучшения самочувствия и здоровья учащихся. Методы исследования: наблюдение, анкетирование, хронометрирование.
Понятие здоровья Основные факторы, обуславливающие здоровье: Образ жизни -50-55 % Влияние экологических факторов -20-25% Биологические (наследственные) – 20% Недостатки и дефекты здравоохранения -10% (По Лисицину Ю.П.) Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (по Уставу Всемирной организации здравоохранения).
Цветок здоровья ПСИХИЧЕСКОЕ – здоровье разума ФИЗИЧЕСКОЕ – здоровье тела СОЦИАЛЬНОЕ – здоровье общества ПСИХОЛОГИ- ЧЕСКОЕ – здоровье эмоций ИНТЕЛЛЕК- ТУАЛЬНОЕ – получение и обработка информации ДУХОВНОЕ – система ценностей и убеждений
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Борьба с вредными привычками Соблюдение правил дорожного движения Система физкультурно- оздоровительных мероприятий Закаливание Культура общения Рациональное питание Благоприятный морально- психологический климат Соблюдение правил ТБ Двигательная активность Сочетание труда И отдыха СОБЛЮДЕНИЕ САНИТАРНО- ГИГИЕНИЧЕСКОГО РЕЖИМА
Факторы, положительно влияющие на здоровье учащихся: Рациональная организация учёбы, труда и отдыха. Гигиеническое воспитание. Сформированность здорового образа жизни. Оздоровление, лечение. Использование здоровьесберегающих технологий образования. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Взаимодействие школы с окружающей средой, с образовательными, медицинскими и культурно-просветительскими учреждениями. Оперативное управление системой сохранения здоровья и формированием здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии: Здоровьесберегающие образовательные технологии Здоровьесберегающие медицинские технологии Здоровьесберегающие технологии административной работы в школе Здоровьесберегающие технологии семейного воспитания.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗСОТ) Задачи здоровьесберегающей педагогики: ЗСОТ – совокупность всех используемых в образовательном процессе приёмов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья. сформировать культуру здоровья. обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья.
Здоровьеформирующие образовательные технологии (ЗФОТ) Школа должна реализовать профессионально и в единой системе здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. ЗФОТ – все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение ЗОЖ.
Дорога к здоровью: Обучение вопросам здоровья Воспитание культуры здоровья Использование здоровье- сберегающих технологий как основного инстру- мента педаго- гической работы: творческий характер образовательного процесса использование активных форм и методов обучения формирование интереса к учению деятельностный подход в обучении.
Лек- ции Чтение Аудиовизуальные методы Демонстрация Дискуссионные группы Практические действия Обучение других 5% 10% 20% 30% 50% 70% 90% Пирамида познания
Здоровьесберегательное образовательное пространство школы: 1. Экологическое 2. Эмоционально-поведенческое: - уровень коммуникативной культуры - эмоционально-психологический климат - стиль поведения учащихся и учителя на уроке - формы и характер поведения учащихся на переменах - забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения. 3. Вербальное 4. Культурологическое здоровьесберегающее пространство.
Формирование здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса (ОП): Обеспечение гигиенических условий ОП: Действие звуковых раздражителей Воздушно-тепловой режим Освещение естественное и искусственное Видеоэкология (рекомендации о желательной цветовой гамме в интерьере, дизайне помещений, форме мебели и предметов) Использование персональных компьютеров Питание учащихся Качество используемой питьевой воды.
Здоровьесберегающая организация учебного процесса: Рациональная организация учебного процесса Рациональное расписание учебных занятий Двигательная активность учащихся Рациональная организация урока Использование в ОУ технических и аудиовизуальных средств обучения Рациональная организация общего режима дня школьников
Гигиенические критерии рациональной организации урока (по Смирнову Н.К.). № Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока рациональный Недостаточно рациональный нерациональный 1 Плотность урока Не менее 60% и не более 75-80% 85-90% Более 90% 2 Количество учебной деятельности 4-7 2-3 1-2 3 Средняя продол-жительность различных видов учебной деятельности Не более 10 мин 11-15 мин Более 15 мин
4 Частота чередо-вания различных видов учебной деятельности Смена не позже чем через 7-10 мин Смена через 11-15 мин Смена через 15-20 мин 5 Количество видов преподавания Не менее 3-х 2 1 6 Чередование видов преподавания Не позже чем через 10-15 мин Через 15-20 Не чере-дуются 7 Наличие эмоцио-нальных разрядок 2-3 1 нет 8 Место и длитель-ность применения ТСО В соответс-твии с ги-гиеническими нормами С частичным соблюдением гигиеничес-ких норм В произ-вольной форме 9 Чередование позы В соответст-вии с видом работы Имеются слу-чаи несоот-ветствия позы виду работы Частые несоот-ветствия позы виду работы
10 Наличие, место, содержание и продолжитель-ность физкультминуток На 20 и 35 мин урока по 1мин из 3-х легких упражнений с 3-4 пов-торениями каждого 1 физкульт-минутка с неправиль-ным содер-жанием или продолжите-льностью Отсутст-вуют 11 Психологический климат Преобладают положитель-ные эмоции Имеются слу-чаи отрица-тельных эмоций Преобла-дают отри-цательные эмоции 12 Момент наступ-ления утомления учащихся по снижению учеб-ной активности Не ранее 40 мин Не ранее 35-37 мин До 30 мин
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения ( по Смирнову Н.К.) Обстановка и гигиенические условия в классе: температура и влажность воздуха, освещённость класса и доски, наличие/отсутствие звуковых раздражителей и т.д. Количество видов учебной деятельности (норма: 4-7 видов). Средняя продолжительность и частота чередования различных видов УД (норма: 7-10 мин.). Количество видов преподавания: словесный, наглядный и т.д. (норма: не менее 3). Чередование видов преподавания (норма: не позже, чем через 10-15 мин.). Использование методов, способствующих активизации и творческому самовыражению самих учащихся. Место и длительность применения ТСО, умение учителя использовать их как возможность инициирования дискуссии, обсуждения.
Чередование позы в соответствии с видом работы. Оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика и т. д. (норма: на 15-20 мин урока по 1 мин из 3 лёгких упражнений с 3-4 повторениями каждого). Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ. Наличие внешней мотивации деятельности учащихся на уроке. Стимуляция внутренней мотивации (интерес к изучаемому материалу, радость от активности и т. д.).
Психологический климат на уроке. Взаимоотношения «учитель-ученик», между учениками. Наличие на уроке эмоциональных разрядок. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного учеником на учебную работу (норма: от 60 до 80%). Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности (норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в основной и средней школе, 30 минут для учащихся классов КРО). Темп окончания урока: «скомканность» - нет времени на вопросы учащихся, комментарии домашнего задания; спокойное завершение урока; задерживание учащихся после звонка.
Литература Смирнов Н.К., Аносова М.В. Здоровье-сберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М. – 2002. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,- 2002. – 121 с. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Нар. Образование,1998. Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. - ООО «Изд. Скрипторий 2003», 2004. – 568 с.
Предварительный просмотр:
Рекомендуется придерживаться следующих принципов:
- Неотложность. Беседа с подростком должна осуществляться в первые минуты или часы после выявления суицидальных намерений.
- Эмпатическое, не директивное отношение к подростку.
- очень важно внимательно выслушать человека, дать возможность ему выразить в словах свои эмоциональные проблемы,
- психолог (педагог) должен стать адвокатом пациента, а не его судьей,
- следует избегать «дешевых» утешений или упреков («Подумали ли Вы о своей семье, матери?» и т.д.).
3. Временное исключение подростка из стрессогенной ситуации.
4. Сбор информации о кризисе
- внимательно воспринимать каждую жалобу пациента, не пренебрегать тем, что может «показаться» несерьезным «манипулятивным», «попыткой привлечь внимание»,
- прямо спрашивать о суицидальных мыслях, намерениях, планах, суицидальном поведении в прошлом.
5. Определение внутреннего смысла кризиса:
- ожидания от поступка: что желает изменить в себе, окружающих, ситуации.
6. Преодоление исключительности ситуации:
- показать, что подобные ситуации встречаются достаточно часто, но другие люди находят из них альтернативные выходы.
7. Разработка ясного плана действий:
- для подростка, испытывающего состояние психологического дистресса, ощущение, что «ничего не делается для оказания помощи», усиливает тревогу. Необходимо предоставить пациенту план простых и конкретных мероприятий, направленных на оказание медицинской и психологической помощи.
8. Наладить контакт с родственниками и друзьями.
- Родственники и друзья подростка могут позитивно влиять на его состояние и быть источником ценной информации.
9. Обеспечить психологическую поддержку и активизировать собственные ресурсы подростка.
МБОУ СОШ № 3
Памятка для педагогов по профилактике
суицидального поведения среди учащихся
Суицидальное поведение предоставляет собой одну из основных проблем современного общества.
Термин «суицидальное поведение» объединяет все проявления суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Этот термин особенно применим к подростковому возрасту, когда суицидальное проявления отличаются многообразием.
Истинное суицидальное поведение.
Здесь имеет место обдуманное, нередко постепенно выношенное намерение покончить с собой. Поведение строится так, чтобы суицидальная попытка, по представлению подростка, была эффективной. В оставленных записках обычно звучат идеи самообвинения, записки более адресованы самому себе, чем другим, или предназначены для того, чтобы избавить от обвинений близких.
Факторы риска, подталкивающие подростка к самоубийству:
- жестокое обращение окружающих
- нарушенные отношения в семье, стремление любыми средствами создать впечатление гармонии;
- ориентация на внешнее соблюдение общепринятых норм;
- повышенные и непоследовательные требования к детям с полным равнодушием к их проблемам;
- практика унизительных и жестоких наказаний
- проблемы в учебе
- неразделенная любовь.
Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних является одной из важнейших задач общества. Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при комплексном подходе объединяющим усилия специалистов разного профиля (медиков, психологов, педагогов).
Возникшие подозрения о суицидальной опасности являются показанием ряда следующих мероприятий:
- Информирование родственников подростка о суицидальной опасности или действиях.
- Обеспечение непрерывного наблюдения за подростком как в школе, так и в семье.
- Привлечение для консультации детского психиатра или психотерапевта.
Предварительный просмотр:
Памятка классному руководителю по предупреждению попытки суицида.
Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса подростку, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов его выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2. Подберите «ключи» к разгадке суицида. Постарайтесь распознать признаки возможной опасности: суицидальные угрозы, которые идут перед попыткой самоубийства, депрессия, изменения в поведении или личности, а также подготовку к последнему волеизъявлению. Отметьте проявления беспомощности, выясните, не является ли этот человек одиноким и изолированным.
3. Примите суициданта как личность. Не думайте, что человек не способен и не сможет решиться на самоубийство. Опасность, что вы преувеличите потенциальную угрозу, ничто в сравнении с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего не вмешательства.
4. Оцените серьёзность намерений и чувств подростка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если, эти планы расплывчаты и неопределенны.
5. Внимательно отнестись ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю своим чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
6. Наладьте заботливые отношения. Для того, кто думает, что он никому не нужный и не любимый, забота участливого человека сильный подбадривающий фактор.
7. Будьте внимательным слушателем. Если человек находится в депрессивном состоянии, ему нужно больше говорить самому, чем слушать кого-то. Попробуйте остаться спокойным и понимающим.
8. Не спорьте, не проявляйте агрессии в разговоре с потенциальным суицидантом.
9. Предложите конкретные, конструктивные подходы к решению вопроса о создавшейся ситуации.
10. Вселяйте надежду. Очень ценным является сосредоточение на том, что чувствуют и говорят, склонные к саморазрушению люди. Когда травмирующие мысли выходят на поверхность, горе кажется не таким фатальным. Важно помочь понять, что не нужно останавливаться на одном полюсе эмоций. Смысл жизни не исчезает, даже когда она приносит душевные страдания.
11. Не оставляйте человека одного в случае ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь с ним как можно дольше, просите кого-то быть рядом, пока не пройдет кризис.
12. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве; Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред! Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
13. Важность сохранения заботы и поддержки. Если критическая ситуация прошла, нельзя позволять себе расслабляться, самое плохое может быть впереди. Половина суицидантов совершает самоубийства на протяжении трех месяцев после начала психологического кризиса. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников и так далее.
14. Если ситуация становится безнадежной, возможна госпитализация в психиатрическую больницу.
Существует четыре основных метода оказания психологической помощи человеку, думающему о суициде:
1. Своевременная диагностика (проводится школьным психологом и учителем в процессе наблюдения во время уроков и внеурочной деятельности) и соответствующее лечение суицидента.
2. Активная эмоциональная поддержка человека, находящегося в состоянии депрессии.
3. Поощрение его положительных устремлений, чтобы облегчить ситуацию.
4. Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса.
Стремясь оказать человеку первичную психологическую помощь, важно соблюдать следующие правила:
• будьте уверены, что вы в состоянии помочь;
• набирайтесь опыта у тех, кто уже был в такой ситуации;
• будьте терпеливы;
• не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «Пойди и сделай это»;
• не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря « Вы так чувствуете себя, потому что...»;
• не спорьте и не старайтесь образумить человека, говоря «Вы не можете убить себя, потому что...»;
• делайте все от вас зависящее, но не берите на себя персональную ответственность за чужую жизнь.
• в беседе с любым человеком, особенно с тем, кто готов пойти на самоубийство, важно уделить достаточно внимания активному выслушиванию;
• активный слушатель - это человек, который слушает собеседника со всем вниманием, не осуждая его, что дает возможность его партнеру выговориться без боязни быть прерванным;
• активный слушатель в полной мере понимает чувства, которые испытывает его собеседник, и помогает ему сохранить веру в себя;
• активный слушатель будет способствовать тому, чтобы собеседник был уверен в том, что его высказывания о желании умереть услышаны и поняты.
Рекомендации по проведению беседы.
• разговаривать в спокойном месте, чтобы избежать возможности быть прерванным в беседе;
• уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, удобно, без напряжения расположившись напротив, но не через стол;
• В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо «попутные» дела. Надо всем своим видом показать суициденту, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
• пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей; дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он;
• говорить без осуждения и пристрастия, что способствует усилению у собеседника чувства собственного достоинства; произносить только позитивно-конструктивные фразы.
Оказание первичной психологической помощи суициденту
Если вы слышите:
Обязательно скажите:
Не говорите:
«Ненавижу учебу, класс...»
«Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?»
«Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!»
«Все кажется таким безнадежным...»
«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь»
«Подумай лучше о тех, кому ещё хуже»
«Всем было бы лучше без меня»
«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит».
«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».
«Вы не понимаете меня!"
«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать».
«Кто же может понять молодежь в наши дни?»
«Я совершил ужасный по-ступок...»
«Давай сядем и поговорим об этом».
«Что посеешь, то и пож-нешь!»
«А если у меня не получится?»
«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное».
«Если не получится - значит, ты недостаточно постарался!»
Предварительный просмотр:
Упражнения для снятия стресса.
Упражнение 1.
Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором сосредоточить внимание.
- Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох
- Закройте глаза. Снова сосчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и наконец, исчезает напряжение.
- Не открывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый воздух окрашен в теплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращаясь в облако.
- Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.
Упражнение 2.
Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, это упражнение можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих
- Напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.
- Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.
- Напрягите и расслабьте икры.
- Напрягите и расслабьте бедра.
- Напрягите и расслабьте живот.
- Расслабьте спину и плечи.
- кисти рук
- предплечья
- шею
- лицевые мышцы
- Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что медленно плывете, вы полностью расслабились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ» в номинации "Лучший педагог дополнительного образования" педагог МКК "Пансион воспитанниц МО РФ Рогулькина Н.Д.
Апрель 2012 года.IIIтур конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ»«Искусство – территория свободы для воспитанниц». ...
Победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ» в номинации "Лучший педагог дополнительного образования" педагог МКК "Пансион воспитанниц МО РФ Рогулькина Н.Д.
Апрель 2012 года.III тур конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ»«Искусство – территория свободы для воспитанниц»....
Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"
Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"...
Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов.
Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов....
Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»
Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...
Методические рекомендации для педагогов "Психолого-педагогическая культура педагога. Психогигиена педагога"
Данные методические рекомендации больше подходят для педагогов школ, училищ, техникумов и дополнитльного образования. Здесь представлено 2 раздела темы "Психолого-педагогическая культура педагога".Дан...
Семинар - практикум "Компетентности педагога дополнительного образования, необходимые для реализации образовательных стандартов". ТРЕНИНГ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГА (для педагогов дополнительного образования МБУ ДО «СЮТ»)
Создание условий для развития коммуникативных и организаторских способностей педагога.Задачи:· создание в группе атмосферы, способствующей самопроявлен...