Круглый стол «Психолого – педагогическая поддержка ученика в домашнем воспитании»
консультация по психологии (11 класс)

Котляревская Елена Леонтьевна

   В каждом из нас живет три человека «Ребенок, родитель, взрослый». В жизненных ситуациях мы играем роли разные. В зависимости от ситуации мы можем быть или маленьким ребенком, или строгим родителем, или рассуждать как «взрослые».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Круглый стол23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол «Психолого – педагогическая  поддержка ученика в домашнем воспитании»

   Добрый день, уважаемые родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли на нашу такую необычную встречу.  Сегодня мы с вами пообщаемся  члены Управляющего  Совета,  члены общешкольного родительского комитета, Совет отцов. И сегодня мы поговорим не просто о семейном воспитании, а именно о психолого – педагогической поддержке детей в домашнем воспитании.

(Нам нужно разделиться на 3 группы)

   В каждом из нас живет три человека «Ребенок, родитель, взрослый». В жизненных ситуациях мы играем роли разные. В зависимости от ситуации мы можем быть или маленьким ребенком, или строгим родителем, или рассуждать как «взрослые».

- Скажите уважаемые присутствующие: Трудно ли быть ребенком? А подростком?

(группы отвечают)

- Кто из взрослых – родителей, бабушек и дедушек, да и просто окружающих ребенка взрослых – задает себе этот вопрос? (группы отвечают)

  Мы провели опрос детей разного возраста – от самых маленьких до одиннадцатиклассников – чего они боятся и от чего (или кого) надо детей защищать. Разброс боязней велик: темноты, лягушек, волков, собак, драчунов – мальчишек, уколов, зубных врачей  и др., а также «когда мамы нет дома», «когда папа кричит и дерется» (это малыши ответили). Старшеклассники, как ни странно, тоже боятся темноты, а еще насилия, болезни и смерти близких людей, наркоманов, войны, террористических актов, предательства друзей, непонимания, пьяного отца, несправедливости, а еще боятся «если вдруг родители потеряют работу или разведутся».

  Также попытались выяснить, какие  трудности испытывают дети в жизни. И получили ответы: в начальных классах : решать задачки, читать громко и выразительно, писать чисто и красиво, дома никто не хочет мне почитать. А у старшеклассников: учиться хорошо по всем предметам, преодолеть свою застенчивость, рано вставать, ладить с родителями, не с кем поделиться самым сокровенным.

- К их проблемам относятся (давайте вместе обсудим что? ) (группы отвечают)

Да, это ссоры и развод родителей, хроническая усталость и недосып, отсутствие друзей, отношения с товарищами по классу, безответная любовь, несправедливость в школе и дома в социуме, одиночество и многое- многое другое.

Выходит, не так уж беззаботно, счастливо и безмятежно детство. И мы, взрослые, находясь рядом, интуитивно либо сознательно помогаем детям в их трудной работе роста и взросления. Мы их всему обучаем и стараемся защитить. Дети нуждаются в любви и ласке – мы их любим. Чем полнее мы удовлетворяем потребности растущего ребенка ( подростка), чем более умело и тактично помогаем в решении его проблем, тем благотворнее он развивается – растет, умнеет, становится все более взрослым, понимающим, сопереживающим людям.

   Вот так написал об этом в Интернете девятилетний мальчик: давайте услышим эти строки и перенесем на себя и своего ребенка:

-Если ты прикасаешься ко мне тихо и мягко,

-Если ты смотришь на меня и улыбаешься мне.

-Если слушаешь, что я иногда говорю,

-Перед тем, как говоришь сам,

-Я вырастаю, действительно, вырастаю.

(Всегда ли мы просто так улыбаемся своим детям, умеем их выслушать, или наше слово – закон)  (группы отвечают)

       Но если  всего этого нет, то возникают детские, (а скорее- недетские) проблемы: детская тревожность и страхи, болезни, отставание в развитии, вредные привычки, уход из дома- сначала ненадолго и недалеко, а потом – безнадзорность и бродяжничество, уход из школы и  беспризорность, девиантное поведение и даже детский суицид…

Большое ( и хорошее и плохое) всегда начинается с малого:

Вот они, главные истины эти:

-Поздно заметили…

-Поздно учли…

-Нет, не рождаются трудными дети,

-Просто им вовремя не помогли.

А это значит, что с детьми отсутствуют у взрослых ( педагогов, родителей) просто – напросто со – действие, со- дружество, со-трудничество, их взаимодействие в решении проблем ребенка.

«Воспитание – это помощь ребенку в развитии его потенциальных возможностей» писал Эдуард Фром, педагог – психолог.

Он писал, что из уст родителей и окружающих взрослых  вместо приказаний, требований, запретов, высмеивания, одергиваний, угроз  я тысячу раз говорила тебе … Сколько раз надо повторять… Я в твоё время… О чем ты только думаешь! Неужели трудно запомнить! Ты становишься… У всех дети как дети, а ты! Отстань, некогда мне! ( чаще с тормозящей частицей нет унижающих достоинство растущего человека) ребенка или подростка он должен слышать ( слайды)

- Как вы думаете что?  (группы отвечают)

- Ты у меня самый умный!

- как хорошо, что у меня есть ты!

-Ты у меня молодец!

-я тебя очень люблю!

-Спасибо тебе…

-Без тебя я бы не справилась!

-Ты моя опора и помощник(ца)!

-Подумай – получиться, а нет – подумаем вместе и что- нибудь да придумаем!

-Не волнуйся – это мелочи жизни! И у меня в детстве так было!

-Ты, конечно, можешь поступать по – своему, но мне кажется…

-Каждому человеку свойственно ошибаться, но главное в том, как он выходит из ошибок. Я уверен(а), что и ты выйдешь из этой ситуации достойно!

-Я тебе доверяю!

    И конечно, же нам взрослым, а тем более родителям надо быть честными, какой бы вопрос они нам не задавали. Часто из уст детей к родителям обращен вопрос: «Мама, папа, откуда берутся дети?»

Что мы отвечаем? (группы отвечают)

Вот два примера, причем противоположных, на этот же вопрос из родительского опыта.

  1. Мама – учительница, растящая сына вдвоем с бабушкой рассказывает: «Вижу, как сын взрослеет, становится юношей, его волнуют чисто мужские проблемы, а спросить не у кого – мужчин в доме нет, а нас он стесняется. Но вот однажды, копаем огород на даче. А он вдруг – вопрос, что называется, в лоб: Мама, ну хоть ты мне объяснишь, как получаются дети и почему они иногда бывают похожи на папу? Я ужасно растерялась. Но потом, жутко покраснев, обняла сына за плечи, мы сели прямо на грядку, и я сказала: Слушай сынок…И рассказала все , как есть. Сын выслушал, поцеловал меня и сказал Ты лучшая в мире мама! Спасибо!»
  2. И второй случай из рассказа студентки: Помню, классе в пятом или шестом мы с подругами договорились проверить своих родителей, будут ли они нам врать, отвечая на вопрос откуда берутся дети? И я спросила. Но в тот же момент я возненавидела маму за то, что она, покраснев, глупо оправдываясь, стала плести что – то про аистов, и капусту С тех пор я поклялась ни о чем ее не расспрашивать и никогда не доверять ей своих проблем. И до сих пор я ей не верю.

 В первом случае ребенок получил ответ на вопрос – его поддержала мама, во втором же случае нет и эта девочка будет искать ответ на стороне, а за поддержкой к маме уже никогда не обратиться. Поэтому родители должны помнить, что на Земле появляются дети, каждый из которых со своими интересами, индивидуальными особенностями личности, да и совсем не похожие своим внутренним миром друг на друга. И каждому из них надо подобрать свой подход, те слова, методы, которые будут соответствовать его индивидуальности и его мировоззрению. В этом наверное и заключается смысл индивидуального подхода к ребенку, а из него вытекает психолого – педагогическое сопровождение учащегося.

( сейчас я вас прошу поработать в группах . И продолжить предложения

1.Больше всего я ценю в ребенке…

2.Мой ребенок…

3.Я очень хочу…

4.Я люблю своего ребенка…

(три группы проверяем )

 Дети подражают своим родителям, они будут отражать их поведение, манеры общения, но , главное, усваивают именно те ценности,те главные жизненные принципы, которые исповедуют родители. Поэтому ошибаются те родители, которые уверены, что ребенок будет делать так, как я говорю. На самом же деле  он будет делать так, как я делаю. Поэтому родителям важно быть  последовательными в мыслях, убеждениях и действиях. ( и хочу вам на память вручить рекомендации для родителей от ребенка)зачитать

Уметь различать добро и зло, противостоять злу, словом, правильно формировать свою жизненную позицию. Как это сказано у Омар Хайяма:

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

А где искать критерий правильности? Красоты? Истинности? Добра? Действительно, где? (группы отвечают)

Ответ очень прост. Основным критерием педагогической поддержки пусть будет наш постоянный внутренний вопрос к себе: Хотим ли мы того же самого действия и реакции на него по отношению к себе? Надо критически оценивать свои приемы воспитания, поддержки своего ребенка. Не перегибаем ли мы палку в семейном воспитании? Вслушайтесь в предлагаемое стихотворение ( группы зачитывают стих)

  1. От чего погас светильник?

Я заслонил его плащом,

Чтобы спасти его от ветра;

Вот от чего погас светильник.

  1. Отчего завял цветок?

Я прижал его к сердцу

С мучительной любовью;

Вот от чего завял цветок.

  1. Отчего высох ручей?

Я запрудил его плотиной.

Чтобы воспользоваться им для себя.

Вот отчего высох ручей.

  1. Отчего лопнула струна арфы?

Я пытался исторгнуть из неё звук,

Который был ей не по силам

Вот отчего лопнула струна арфы.

Прозвучало мудрое стихотворение Руслана Тагора, который, разумеется, не подозревая об этом, дал прекрасное описание родительских ошибок, озабоченных педагогической поддержкой любимых чад. Осуществляя педагогическую поддержку, родителям важно соблюдать, чувство меры, проявлять педагогический такт. И матери, и  отцу на примере своей жизни, совместно, надо быть открытыми перед своим ребенком и принимать самое активное участие в его жизни.

  А что мы имеем сегодня: отцы наши как – то остаются в тени, устраняются в большинстве случаев от взаимодействия со своим ребенком. И это не просто мои слова, мы видим на родительских собраниях, на проводимых мероприятиях, участие в жизни детей 80-90% матерей. А где отцы? А кто такой отец в семье? Это человек, который все лучшее, чем он богат, чем одарила его природа и окружающие люди, умеет передать детям. Не выдрессировать очень правильного, очень послушного и угодливого пай – ребенка, а воспитать ребенка, способного видеть красоту мира, впитывать сердцем доброе и нести добро другим, способного размышлять, жадного к познанию. Естественно, чтобы привить эти качества ребенку, нужно самому обладать ими, вырабатывать их в себе. Поэтому назрела необходимость проведения конференции отцов, которую мы планируем провести в апреле. Подготовку, к которой мы будем проводить совместно с УС, Советом отцов, родительским комитетом.

Подводя итоги нашей встречи нам нужно принять решение круглого стола: Ваши предложения:

Решение круглого стола:

1.Продолжить работу родительского всеобуча и рассматривать на заседаниях вопросы семейного ( домашнего) воспитания более углубленно.

Отв. администрация школы

2.Психологу проводить индивидуальные беседы с родителями по вопросам психологической поддержки ребенка в семье.

Отв. педагог – психолог, зам.директора по УВР.

3.Классным руководителям совместно с психологом посещать не только семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, но и благополучные семьи, так как и там немало проблем у детей.

Отв. педагог – психолог, кл. руководители.

4.Провести общешкольную конференцию отцов в апреле 2019г

Отв. педагогический коллектив, УС Совет отцов, Родительский комитет.

Притча:

Жил мудрец, который знал всё. Один из его учеников захотел проверить, а действительно все ли знает мудрец. Он побежал на красивый луг поймал бабочку, зажал ее в ладонях спросил у мудреца: Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая? А сам думает? ( о чем он думал?) скажет живая – я сожму ладони сильнее и она станет мертвая, скажет мертвая – а я раздвину ладони и она полетит. Мудрец не взглянул на него даже и лишь прошептал Все в твоих руках . Так уважаемые родители все в наших руках, что дети ориентируются во многом на нас своих родителей.

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому.

Наша встреча подошла к концу. Благодарю вас за активное участие в обсуждении важных для всех вопросов. Всем спасибо, досвидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - "круглый стол": «Психолого-педагогические и технологические аспекты личностно ориентированного обучения».

Главная задача педагогов, исповедающих личностно ориентированное обучение, - содействовать человеку в определении и совершенствовании его отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, к сво...

Круглый стол: "Практикум в вопросах психолого-педагогичекого сопровождения учащихся"

Рассматриваемые вопросы:Определения понятия «психолого-педагогическое сопровождение»Решение педагогических ситуаций.Утверждение плана работы психолого-педагогического сопровождения учащихся МКОУ «СОШ ...

Окружной круглый стол «Развитие сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений и психолого-педагогических центров в системе образования СВОУО»

Окружной круглый стол «Развитие сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений и психолого-педагогических центров в системе образования СВОУО»...

План - конспект круглого стола "Психолого - педагогические методы работы с детьми, имеющими аутистические нарушения".

В материале представлен план - конспект круглого стола с педагогам работающими с детьми, имеющими аутистические нарушения....

Круглый стол: Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения

Организация психолого-педагогического сопровождения с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации...

Тематические родительские собрания, круглые столы по психолого-педагогическому просвещению родителей, организация консультации, индивидуальных бесед помогают родителям задуматься над проблемами воспитания детей, разобраться в некоторых спорных вопросах

Тематические родительские собрания, круглые столы по психолого-педагогическому просвещению родителей, организация консультации, индивидуальных бесед  помогают родителям задуматься над  ...