Круглый стол: "Практикум в вопросах психолого-педагогичекого сопровождения учащихся"
методическая разработка по психологии по теме
Рассматриваемые вопросы:
- Определения понятия «психолого-педагогическое сопровождение»
- Решение педагогических ситуаций.
- Утверждение плана работы психолого-педагогического сопровождения учащихся МКОУ «СОШ №4»
- Рекомендации для разрешения педагогических ситуаций
- Счастливый учитель - счастливые дети
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №4»
ИМР СК с. Московское
Круглый стол:
«Практикум в вопросах психолого-педагогического сопровождения учащихся»
Подготовил:
педагог-психолог
МКОУ «СОРШ №4»
Трегубенко А.Г.
с. Московское, 2012
ПОВЕСТКА ДНЯ:
- Определения понятия «психолого-педагогическое сопровождение»
- Решение педагогических ситуаций.
- Утверждение плана работы психолого-педагогического сопровождения учащихся МКОУ «СОШ №4»
- Рекомендации для разрешения педагогических ситуаций
- Счастливый учитель - счастливые дети.
1. Психолого-педагогическое сопровождение что это? А самое главное для чего это вообще нужно. Чтобы ответить на эти и другие вопросы, которые ставит перед нами современная школа, давайте просмотрим с вами мультфильм (просмотр мультфильма)
Вот так на Земле появляются дети, каждый из которых со своими интересами, индивидуальными особенностями личности, да и совсем не похожие своим внутренним миром друг на друга. И к каждому из них надо подобрать свой подход, те слова, методы, которые будут соответствовать его индивидуальности и его мировоззрению. В этом наверное и заключается смысл индивидуального подхода к ребенку, а из него и вытекает психолого-педагогическое сопровождение учащегося.
Давайте рассмотрим и попробуем определить для себя что это! Пред вами несколько вариантов понятия «сопровождение» «психолого-педагогическое сопровождение». Попробуйте написать свое понимание данного определения (выбор определения Приложение 1)
Прежде всего, что значит “сопровождать”? В словаре русского языка мы читаем: сопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожающего. То есть, сопровождение ребенка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребенок потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь. Ни сам ребенок, ни его умудренный опытом спутник не могут существенно влиять на то, что происходит вокруг Дороги. Взрослый также не в состоянии указать ребенку путь, по которому непременно нужно идти. Выбор Дороги - право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным - это большая удача.
Именно в таком сопровождении школьника на всех этапах его школьного обучения и видится основная цель школьной психологической практики.
Прежде чем дать научное определение парадигмы сопровождения, необходимо отметить следующее: школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности среде. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему различных отношений ребенка со сверстниками и школьниками другого возраста, педагогами, родителями (своими и одноклассников), другими взрослыми, участвующими в школьном процессе. По своему содержанию она может быть интеллектуальной, эстетической, этической, бытовой.… Попадая в школьный мир, ребенок оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни в нем: как учиться и как строить свои отношения с учителями, как общаться со сверстниками, как относиться к тем или иным требованиям и нормам и многое другое. Можно сказать, что школьная среда предлагает школьнику на выбор множество дорог и путей, по которым можно идти и развиваться.
2. Но иногда наши дети заводят нас в такие ситуации, из которых мы порой не знаем выхода. И сегодня мы все вместе попробует такие ситуации рассмотреть и помочь друг другу их разрешить. Для этого мы разделились с вами на 9 секций или команд, каждая из которых представляет методическое объединение ( ). Вашим домашним заданием было предложить разные формы работы, но к ним вернемся немного позже (приложение 2) и разрешить одну из предложенных педагогических ситуаций «творческим подходом» (приложение 3). (Решение педагогических ситуаций и их обсуждение)
3. Для того чтобы наша работа была продуктивной и результативной, мы с вами должны выстраивать свою работу систематизировано и планомерно. Я предлагаю рассмотреть и утвердить план психолого-педагогического сопровождения учащихся МКОУ «СОШ №4» . (золотой кодекс учителя)
4. А теперь вернемся к домашнему заданию. Мы рассмотрели, обыграли и обсудили различные педагогические ситуации. Теперь давайте предложим друг другу разные формы работы с ребенком в вопросах психолого-педагогического сопровождения.
(работа с схемой по приложению 2). Что могут порекомендовать психологи? Это несложные формы работы с детьми отражающие глубоко-индивидуальный подход к каждой личности. Некоторыми мы с вами пользуемся из ходя уже из личного и педагогического опыта, некоторыми интуитивно, а о некоторых может и не знали или не знали как правильно ими пользоваться. Предлагаю ознакомиться с формами работы психолога, которыми вы – педагоги, можете пользоваться. (приложение 4)
5.Для того, чтобы педагог смог правильно оценить, разобрать ситуацию происходящую в классе, с отдельным ребенком, он прежде всего должен быть сам спокоен, уравновешен, уверен в себе, просто быть счастливым человеком. Создавая счастье в себе, счастье возле себя, к нему начинают тянуться все кто его видит. И всем начинает хотеться идти по тому пути, по которому идут счастливые люди. (просмотр презентации о счастье)
Желаю, вам, всегда, из любой ситуации находить только положительные моменты, ведь в жизни ничего не бывает случайно, «если это произошло, значит это для чего-то было нужно…»
Приложение 1
Определение понятия «психолого-педагогическое сопровождение»
В словаре С.И. Ожегова понятие сопровождение раскрывается через глагол «сопровождать» - следовать рядом, вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь.
В «Словаре русского языка» В. Даля дается такое определение глаголу «сопровождать» - провожать сопутствовать, идти вместе с кем-то для проводов, быть провожатым, следовать.
Рассматривая определения «сопровождения» в словарях, можно отметить, что это понятие символ, в нем заложены идеи общего пути пространстве и времени, общих динамичных отношений между участниками, совместных действий и активности обеих сторон взаимодействия
Во-первых, психолого-педагогическое сопровождение как особый метод, технологию помощи ребенку при разрешении проблем или их предупреждения, что облегчает процесс ее практической реализации в условиях образовательного пространства школы (Э.М. Александровская, Л.М. Шипицына, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).
Во-вторых психологическое сопровождение рассматривается как модель организации психологической службы в образовании, как отражение системы теоретических представлений о деятельности школьного психолога на практике (М.Р. Битянова).
В-третьих, педагогическое сопровождение рассматривается как умение педагога быть рядом, следовать за учеником, взаимодействуя с ним и сопутствуя ему в процессе разработки и реализации индивидуальной образовательной траектории (Е.А. Александрова).
Конечной целью психологического сопровождения является содействие полноценному развитию и саморазвитию личности, ее самоопределению и самоактуализации, предполагающим максимальную возможность обретения себя и осуществления личностных выборов.
А что для вас «психолого-педагогическое сопровождение ребенка» ?
В нашем понимании психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как
…
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Приложение 3
Разрешение педагогических ситуаций
Ситуация 1
Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия».
Ситуация 2
В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».
Ситуация 3
Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» — Какой должна быть реакция учителя?
Ситуация 4
Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?» Что должен на это ему ответить учитель?
Ситуация 5
Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, которые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с друзьями, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)».
Ситуация 6
Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему:
«Что с Вами. Вы что-то плохо сегодня выглядите» или «Вы выглядите очень усталым и утомленным».
Ситуация 7
«Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне», — говорит ученик учителю и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия».
Ситуация 8
Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)».
Ситуация 9
Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним».
Приложение 4
Формы работы психолога
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретическое осмысление вопросов совершенствования службы сопровождения в коррекционной школе-интернате.
Обзор литературных источников , освещающих проблемы службы сопровождения в СКОУ и ПМПК( консультации).Поиск эффективных идей для совершенствования работы специалистов и педагогов коррекцио...
Теоретическое осмысление вопросов совершенствования службы сопровождения в коррекционной школе-интернате.
Обзор литературных источников , освещающих проблемы службы сопровождения в СКОУ и ПМПК( консультации).Поиск эффективных идей для совершенствования работы специалистов и педагогов коррекцио...
Теоретическое осмысление вопросов совершенствования службы сопровождения в коррекционной школе-интернате.
Обзор литературных источников , освещающих проблемы службы сопровождения в СКОУ и ПМПК( консультации).Поиск эффективных идей для совершенствования работы специалистов и педагогов коррекцио...
Теоретическое осмысление вопросов совершенствования службы сопровождения в коррекционной школе-интернате.
Обзор литературных источников , освещающих проблемы службы сопровождения в СКОУ и ПМПК( консультации).Поиск эффективных идей для совершенствования работы специалистов и педагогов коррекцио...
Книга на твоем столе. Практикум.
Для руководителя важно, какая книга на его столе. Для вас практикум....
Круглый стол-практикум для педагогов "Современные подходы к профилактике подросткового курения"
Материалы и тезисы выступлений на круглом столе по профилактике подросткового курения...