"Формирование положительной мотивации учащихся к обучению"
презентация к уроку по психологии
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ». В.А. Сухомлинский
Положительные эмоции, интерес, стимул - это своего рода фундамент формирования положительной мотивации учащихся.
Причины спада школьной мотивации:
1.У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
2. Отношение ученика к учителю.
3. Отношение учителя к ученику.
4. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.
5. Личная значимость предмета.
6. Умственное развитие ученика.
7. Продуктивность учебной деятельности.
8. Непонимание цели учения.
9. Страх перед школой.
Установки и действия педагога по формированию положительной мотивации учащихся к обучению:
- совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
- выбор средств, адекватных цели;
- учет возрастных особенностей школьников;
- выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
- использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
- нестандартная форма проведения уроков;
- создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
- использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
- эмоциональная речь учителя;
- использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
- применение поощрения и порицания;
- вера учителя в возможности ученика;
- формирование адекватной самооценки учащихся;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;
- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_polozhitelnoy_motivatsii.pptx | 189.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ » В. А. Сухомлинский
Мотивация…Мотив… Мотив (от латинского) – приводить в движение , толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.
Задача педагога Воспитание у детей и подростков познавательного интереса к предмету.
Мотивационную сферу можно разделить на познавательные и социальные мотивы. Уровни познавательных мотивов : -широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями), - учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), - мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).
Социальные мотивы могут иметь следующие уровни : - широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения), - узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение), - мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).
Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями: Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению. Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении. Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения. Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей.
Учебная мотивация - это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний «Мы это поняли, узнали, придумали сами!» + ощущение свободы выбора «Мы можем выбирать » + ощущение успешности (компетентности ) «У меня это получается, я понял, я умею !».
Уровни учебной мотивации: Первый уровень - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Второй уровень - хорошая школьная мотивация. Подобный уровень мотивации является средней нормой. Третий уровень - положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеурочной деятельностью.
Четвертый уровень - низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно. Пятый уровень - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация . Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем .
Причины спада школьной мотивации: 1.У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего. 2. Отношение ученика к учителю. 3. Отношение учителя к ученику. 4. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания. 5. Личная значимость предмета. 6. Умственное развитие ученика. 7. Продуктивность учебной деятельности. 8. Непонимание цели учения. 9. Страх перед школой.
Факторы , влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации Содержание учебного материала; Организация учебной деятельности; Коллективные формы учебной деятельности; Оценка учебной деятельности; Стиль педагогической деятельности учителя.
Установки и действия педагога по формированию положительной мотивации учащихся к обучению: выбор средств, адекватных цели; учет возрастных особенностей школьников; выбор действия в соответствии с возможностями ученика; совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач; использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
нестандартная форма проведения уроков; создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке; использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности; эмоциональная речь педагога; использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий; применение поощрения и порицания ;
вера педагога в возможности ученика; формирование адекватной самооценки учащихся; оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения; стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.
Приемы мотивации обучающихся, используемые педагогом эмоциональные : • поощрение; • порицание; • учебно-познавательные игры; • стимулирующее оценивание; • свободный выбор задания; • создание ярких наглядно-образных представлений; • удовлетворение желания быть значимой личностью.
познавательные : • активизация познавательных интересов; • создание проблемных ситуаций; • опора на жизненный опыт обучающегося; • выполнение творческих заданий; • побуждение к поиску альтернативных решений; • использование метода «мозгового штурма»; • использование сравнений, опытов, парадоксов; • экскурс в историю; • использование обучающей интеграции между обучающимися.
волевые: • предъявление учебных требований; • информирование об обязательных результатах обучения; • формирование ответственного отношения к учению; • рефлексия поведения • создание ситуаций, в которых необходимо преодолеть познавательные затруднения; • прогнозирование будущей деятельности .
социальные : • развитие желания быть полезным обществу; • сопереживание; • создание ситуации взаимопомощи; • поиск контактов и сотрудничества; • взаимопроверка и рецензирование; • заинтересованность результатами коллективной работы.
Личность педагога и характер его отношения к ученику также формирует положительную мотивацию к обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование положительной мотивации учащихся на уроках математики с использованием информационно коммуникативных технологий. Презентация
Обобщение опыта работы по методической теме "Формирование положительной мотивации учащихся на уроках математики с использованием информационно коммуникативных технологий".Презентация к докладу "Обобще...
Научно-исследовательская работа "ВЛИЯНИЕ ОЦЕНКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ"
Проблема поиска и реализации новых способов оценочной деятельности неразрывно связана с проблемой перехода к новым способам обучения детей – технологиям развивающего обучения....
«Формирование положительной мотивации учащихся в двигательной активности как одной из форм здоровьесбережения с учётом их физической подготовленности, интересов и потребностей»
Педагог должен руководствоваться известным высказыванием, что «ученик не сосуд для знаний, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь». Чтобы «зажечь» учащегося, его прежде всег...
Формирование положительной мотивации учащихся к обучению
Задача учителя заключается в том, чтобы сформировать у своих учеников высшие мотивы - социальные и духовные, т.е. воспитать у них убеждение в необходимости получения знаний для того, чтобы быть полезн...
«Система работы по организации образовательного пространства, направленного на формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой»
В данной методической разработке представлен обобщённый опыт работы учителя физической культуры...
Формирование положительной мотивации учащихся к обучению
Проблема повышения мотивации обучения требует от учителя нового подхода к ее решению, в частности, разработки более совершенных организационных форм и методических приемов обучения....
Формирование положительной мотивации учащихся к творческой деятельности в условиях дифференцированного обучения.
Проблема мотивации в образовательном процессе давно стоит перед педагогической теорией и практикой. Еще Я.А.Коменский писал, что всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремлени...