« РОЛЬ УЧИТЕЛЯ, В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОБУЧЕНИЮ».
материал
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности у школьника, а особенно и обязательно с детьми ОВЗ. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 20.34 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ ВО «Руднянская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад на тему:
« РОЛЬ УЧИТЕЛЯ, В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ
МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОБУЧЕНИЮ».
Подготовила: учитель
Золотарева Наталья Николаевна
2021-2022 учебный года
« РОЛЬ УЧИТЕЛЯ, В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ
МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОБУЧЕНИЮ».
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности у школьника, а особенно и обязательно с детьми ОВЗ. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Для начала определим, что такое мотив и мотивация.
Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели.
Учебная мотивация - Заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности.
Выделяют два вида учебной мотивации: внутренняя и внешняя.
Наша задача – сформировать положительную внутреннюю мотивацию у ученика .
Перед нами встаёт вопрос: как построить урок, чтобы ученику знания были интересны, чтобы они были для него значимы.
Если проанализировать структуру основных типов уроков, то можно выделить этап, присущий всем урокам: мотивация учебной деятельности.
Следует заметить, что в мотивации учения важную роль играют:
- содержание учебного материала;
- организация учебной деятельности: формы, методы, приемы.
Форма мотивации – это метод обучения и организации учебной деятельности на возможности, способности учащихся.
Выделяют следующие методы мотивации.
Эмоциональные методы: 1 -учебно-познавательная игра, 2 - создание ярких наглядно-образных представлений, 3 - поощрение,
Познавательные методы: 1 - побуждение к поиску альтернативных решений, 2 - создание проблемной ситуации, 3 - познавательный интерес.
Волевые методы мотивации: 1- формирование ответственного отношения к учению , 2 - самооценка деятельности и коррекция, 3 -информирование об обязательных результатах обучения,
Социальные методы мотивации: 1 - создание ситуации взаимопомощи, 2- заинтересованность в результатах коллективной работы, 3 - побуждение подражать сильной личности.
Хотелось бы остановиться на некоторых приемах и методах создания мотивации.
Создание ситуации успеха также позволяет мотивировать учащихся на активную работу во время урока. Во время фронтального опроса целесообразно научить ребят начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…». Этот приём способствует росту уверенности учеников.
Групповая работа полезна для развития социальных мотивов.
В ней учащиеся с ОВЗ учатся взаимодействовать, быть терпимыми друг к другу и именно групповые работы способствует, в становлении мотивации учения. Использование групповых форм обучения втягивает в активную работу даже «глухих» ребят, так как, попав в группу одноклассников , которые коллективно выполняют задание, ученик не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется осуждению со стороны товарищей.
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.
Все мы с вами проводим нестандартные уроки, которые также положительно влияют на мотивацию:
Уроки- соревнования;
Уроки - деловые игры;
Уроки - типа КВН;
Уроки- игры;
Уроки- конкурсы.
Первичной его формой является любопытство, затем любознательность и увлечённость предметом.
Устойчивый познавательный интерес формирую разными средствами:
1. Занимательностью.
2. Эмоциональностью.
3. Познавательными играми.
Нельзя добиться прочных знаний, если не воспитать у учащихся познавательный интерес.
Принципы нестандартных уроков, которые помогут в формировании положительной мотивации:
1. Вовлечение учащихся в активную деятельность на уроках
2.Не развлекательность, а занимательность урока.
4. Использование ИКТ, что конечно помогает повысить эффективность урока.
Презентация — мощное средство наглядности.
Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.
Особенно осторожно надо использовать неудовлетворительные отметки . Надо просто указывать на имеющиеся пробелы в работе, отмечая, что того-то или того-то ребёнок ещё не знает, пока не усвоил.
Множество примеров можно привести.
Суть всех этих приемов состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.
Методическая ценность приемов:
-активное включение в работу всех учащихся;
-развитие, формирование произвольного внимания.
Практика убеждает что, что результативность выполненной учебной работы ведет не только к удовлетворению учащихся, но и мотивирует их к успеху повышения статуса учащегося в классе, а так же умению и навыков учащимися в дальнейшей жизни после выпуска.
Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной личности, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.
Библиографический список
- Гин, А. А. Приёмы педагогической техники [Текст] / А. А. Гин. — М. : Вита Пресс, 2003.
- Гончарик, Л. В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации [Текст] / Л. В. Гончарик // Начальная школа. — 2004. — № 11.
- Педагогические технологии [Текст] / Под ред.
В. С. Кукушина. — Ростов н/Д : Март, 2002. - Чутко Н. Я. Формирование учебной деятельности в начальной школе. – М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль учителя в формировании иноязычной компетенции учащихся
В материале говорится о направлениях деятельности для формирования компетентностей учащихся, о критериях профессиональной компетентности педагога. Одной из важнейших задач в области разработки и совер...
Роль учителя в формировании личности ученика
Данная статья размещена в сборнике научно-методических материалов предназначенного для широкого круга педагогических работников: учителей общеобразовательной школы, методистов, студентов педагогически...
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В данной статье поднимаются актуальные вопросы современных требований к учителю, которому предстоит обеспечивать требуемый новыми стандартами результат обучения, используя всю мощь педагогической наук...
Роль учителя в формировании самосознания у неслышащих подростков
Обучающиеся коррекционных школ отличаются крайне низким уровнем познавательной активности. Они испытывают серьезные трудности в процессе обучения. Самооценка личности, система оценок формир...
Роль учителя в формировании универсальных учебных действий на уроках английского языка на начальном этапе обучения
Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка важно именно на начальном этапе обучения...
Доклад на тему «Роль учителя в формировании культуры поведения школьников».
Сегодня в центр школьной образовательно - воспитательной системы ставится развитие всей совокупности качества личности, которая будет формировать культуру поведения. Учитель несёт ответственность за д...
"Роль учителя в формировании успешного имиджа образовательной организации"
Данный материал может быть полезен для классных руководителей ,учителей предметников ,заместителя директора по учебно-воспитательной работе...